заявление на перевод земли в другую категорию образец
ОБРАЗЦЫ ЗАЯВЛЕНИЙ Перевод земель из одной категории в другую
Главе ______________________
____________________________
ХОДАТАЙСТВО
о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую
для заявителя – физического лица – фамилия, имя, отчество, паспортные данные)
Адрес заявителя: ___________________________________________________________________________
Прошу перевести земельный участок, находящийся в_____________________________
собственности, общей площадью _________ кв.м, кадастровый №___________________
расположенный по адресу:___________________________________________________,
(в соответствии с документами земельного кадастра)
с разрешенным использованием________________________________________________ обоснование необходимости изменение категории участка_________________________
При этом сообщаю следующие дополнительные сведения об участке:
1. Правовой документ, на основании которого используется земельный участок: ___________________________________________________________________________.
2. Ограничения использования и обременения земельного участка ___________________________________________________________________________.
Заявитель:
______________________________ ___________________ _________________
(Должность) (Подпись) (Ф.И.О.)
Контактное лицо, телефон для связи:______________________________________________
Заявление на перевод земельного участка из одной категории в другую
к административному регламенту по предоставлению
Администрацией Заолешенского сельсовета
Суджанского района Курской области
муниципальной услуги «Перевод земель,
находящихся в муниципальной собственности, за
исключением земель сельскохозяйственного
назначения, из одной категории в другую»
Примерный образец ходатайства для перевода земель или земельных участков из одной категории в другую
о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую
для заявителя – физического лица – фамилия, имя, отчество, паспортные данные)
Адрес заявителя: ____________________________________________________________________
Прошу перевести земельный участок, находящийся в_____________________________ собственности, общей площадью _________ кв.м, кадастровый №___________________расположенный по адресу:___________________________________________________,
(в соответствии с документами земельного кадастра)
в категорию с разрешенным использованием_________________обоснование необходимости изменение категории участка_________________________
При этом сообщаю следующие дополнительные сведения об участке:
1. Правовой документ, на основании которого используется земельный участок: ___________________________________________________________________.
2. Ограничения использования и обременения земельного участка ___________________________________________________________________.
______________________________ ___________________ _________________
(Должность) (Подпись) (Ф.И.О.)
Контактное лицо, телефон для связи:______________________________________________
Порядок перевода земли из одной категории в другую
В большинстве случаев земельный участок приобретают, чтобы построить на нем дом.
Нужно быть внимательным и перед покупкой выяснить, соответствуют ли желания возможностям с точки зрения законодательства.
Не на всех землях разрешено капитальное строительство.
Если оказалось, что целевое назначение участка не предполагает строительство жилья, придется заняться переводом земли из «неподходящей» категории в нужную.
В скобках заметим, что есть еще один, в некоторых случаях более предпочтительный выход – смена вида разрешенного использования. Мы же рассмотрим как изменить категорию земельного участка.
Кто их устанавливает и меняет?
Это дело уполномоченных органов. Рассмотрим подробнее, кто чем занимается.
Правительство
Так, Правительство Российской Федерации «заведует» землями:
Среди таких объектов — резиденции государственных чиновников, а также земли, на которых запланировано строительство объектов федерального значения.
Органы исполнительной власти регионов
Исполнительная власть регионов (Администрации краев, областей или Кабинеты министров) распоряжается землями:
Органы местного самоуправления
Органам местного самоуправления (городов, районов, сельских поселений) положено заботиться о землях:
На практике для присвоения сельскохозяйственной категории владелец участка обычно обращается в органы исполнительной структуры, а для остальных категорий – в локальные органы самоуправления.
Обращение непосредственно в Правительство практикуется нечасто.
Все необходимые действия уполномоченные на то органы осуществляют, исходя из положений:
В каких случаях может потребоваться ее поменять?
Чаще всего земельный участок используют для строительства жилья.
Законно можно возвести строение лишь при соответствии целевого назначения категории земли планам ее владельца.
Лишь две категории земель предполагают на них индивидуальное строительство.
На первых разрешено возводить индивидуальное жильё и вести личное подсобное хозяйство. В обоих случаях в построенном доме можно прописаться (оформить регистрацию).
Теоретически возможно построить жилье и за чертой поселения, на сельхозземлях, но при соответствии вида разрешенного использования.
Многие люди путают такие понятия, как категория и ВРИ (вид разрешенного использования). Но это не одно и то же.
Категория земли – это главный классификатор, обозначающий первичную цель применения территории согласно закону.
ВРИ – это уже более точный и узконаправленный классификатор в рамках категории.
Например, в составе сельскохозяйственной категории земель присутствуют:
На сельхозугодьях, пригодных к использованию по прямому назначению, частная застройка не допускается.
Если участок признан непригодным для производства сельхозпродукции, его вид возможно изменить, например, на «дачное строительство», при этом на участке можно построить дом и – с недавних пор – даже прописаться в нем.
Если видом использования является «садоводство», строительство жилых сооружений там требует согласования с правлением и соответствия с планом застройки.
То есть, построить, например, двухэтажный особняк могут не разрешить.
Если на участке площадью более гектара разрешено ведение крестьянско-фермерского хозяйства, дом на нем построить удастся.
Но надо вести и соответствующую деятельность, то есть производить (или перерабатывать, хранить) сельхозпродукцию. Хотя бы заложить сад.
Если же земля выделена под огородничество, строительство на ней запрещено.
Все эти изменения возможны в пределах уже установленной категории земли.
Если имеется возможность включить участок в границы соседнего поселения, то можно добиться разрешения на индивидуальное жилищное строительство.
Для этого нужно обратиться с заявлением в муниципальные органы.
Когда смена недопустима?
Перевод в иную категорию недопустим, если:
Правила и порядок изменения
Как и любая другая процедура, перевод земельного участка из одной категории в другую имеет свои правила оформления. Процесс на самом деле несложный, и если соблюдать основные условия, то проблем возникнуть не должно.
Кто может подать документы?
Подать заявление на перевод земли из одной категории в другую может заинтересованное лицо, обладающее правом:
Подать ходатайство может:
Куда предоставлять?
Инициатор смены категории подает ходатайство (заявление) в муниципальный или федеральный исполнительный орган, правомочный решать эти вопросы.
Просить можно как поменять категорию напрямую, так и вывести данный участок из списка территорий определенной категории, чтобы впоследствии заменить ее.
Землями сельскохозяйственного назначения занимаются только органы исполнительной власти субъектов РФ.
Как оформить заявление-ходатайство?
Заявление можно заполнить от руки, либо предоставить в печатном варианте.
В ходатайстве нужно указать:
К заявлению обязательно приложить:
Наиболее важным для принятия дела к рассмотрению является пункт о причинах изменения категории.
Причины должны быть весомыми. Требуется пояснить, для чего будет использоваться участок.
Приложить документы, свидетельствующие, что после процедуры перевода земля будет использоваться согласно закону.
Если планируется строительство, нужно показать планы и схемы. Если дополнительно потребуется согласие инстанций, также представить их комиссии.
Закон требует в обязательном порядке самостоятельно представить лишь паспортные данные и документы на право собственности. Остальные орган власти может получить путем межведомственного обмена.
Образец
Скачать шаблон заявления можно здесь. Есть и заполненный для примера образец заявления. Форма ходатайства в различных регионах РФ одинакова.
Сроки рассмотрения
Сроки установлены законодательно.
Правительству РФ на решение о смене категории отпущено три месяца (за редкими исключениями). Местным органам исполнительной власти – два.
Решение – положительное или отрицательное – должно быть доведено до заявителя не позднее двух недель после принятия.
Получив ходатайство с приложенными обязательными документами, специально учрежденная комиссия рассматривает их и дает обоснованное заключение, с которым знакомит заявителя.
Если решение положительное, необходимые изменения вносятся в кадастровые и прочие документы.
Порядок обращения в инстанции зависит от того, какой орган решает вопрос, а это определяется видом объекта. Поэтому логичнее вначале прийти в низовой орган власти, где подробно разъяснят, куда обращаться и какие бумаги подготовить.
Какие документы получает заявитель?
В любом случае вы получаете один из трех видов документов:
В случае положительного решения в итоговом акте об изменении статуса земельного участка будут указаны:
Акт выдается бессрочно. Заявителю направляется уведомление в течение двух недель с момента принятия.
Еще раньше его копию передают в земельный кадастр для внесения изменений в учетные данные.
Нужно ли производить корректировку в правоустанавливающих документах на земельный участок?
В ФЗ №172 указано, что никакие изменения в правоустанавливающих документах при смене категории не требуются.
Что делать в случае отказа?
Из-за чего возможен отказ в рассмотрении ходатайства, и как поступить дальше. Основные причины отказа:
В этих случаях ходатайство не позднее 30 дней будет возвращено заявителю, недостатки предстоит исправить и вновь подать на рассмотрение.
И если условия, при которых смена категории недопустима в принципе, отсутствуют, скорее всего, вопрос будет решен положительно.
Если всё-таки получен отказ, у заявителя есть право обратиться в суд. Готовится иск, к которому прикладываются все документы, связанные с рассмотрением дела о переводе, включая текст отказа, и подается в арбитраж по месту нахождения земельного участка.
Сделать это нужно не позднее трех месяцев с момента отказа. Если спохватились позднее, нужно указать уважительную причину пропуска времени.
В каких случаях меняется в иную без согласования с собственником?
Случается и такое. Органы власти, включая муниципалитеты, могут ходатайствовать о переводе земли в иную категорию, не спрашивая согласия законных владельцев.
Это бывает при условии включения определенной территории в природоохранную зону (при этом участки сохраняются в собственности законных владельцев), а также при установлении новых границ поселений.
Особенности перевода некоторых категорий
Как уже отмечалось, категорию земель вообще сменить непросто, а с некоторыми особенно много хлопот.
Сельскохозяйственные
Законодательно утвержден список причин, которые оправдывают изменение категории сельхозземель:
Подробнее о нюансах перевода земель сельхозназначения читайте здесь.
Населенных пунктов
Земли населенных пунктов могут быть переведены в другую, равно как и наоборот, только в связи с изменением территории поселения, в большинстве случаев – при ее расширении.
С 2016 года такой перевод разрешен только при наличии утвержденного Генплана развития территории.
Запаса
Чтобы перевести участок из земель запаса в иную категорию, прежде надо сформировать и по всем правилам оформить его.
Земли запаса не включаются в хозяйственную деятельность, но когда требуются обществу, меняют свой статус и перестают быть свободными.
Свободные – не значит бесхозяйные.
Их собственник – государство или субъект, поэтому занимать часть такой территории самоуправно нельзя.
В составе запасных земель есть фонд перераспределения, предназначенный только для сельхозпроизводства, его не трогают; с иными территориями можно работать.
Резервных земель в стране особенно много в труднодоступных местностях, но бывают и вблизи мегаполисов и небольших поселений.
Чаще всего их по заявлениям частных или юридических лиц переводят в категорию НП, сельхозназначения или промышленности.
Специального назначения
Особенностью изменения статуса земель с категории специального назначения (транспорт, связь, промышленность, свалки) является требование рекультивации и восстановления территории, если предыдущая деятельность ухудшила состав и качество почвы.
Особо охраняемые территории
Чтобы сменить категорию особо охраняемой территории, необходимо провести государственную экологическую экспертизу. Если она покажет, что смена категории и назначения грозит ухудшением состояния экологии, в переводе будет отказано.
Лесной фонд
Лесной фонд тоже не является неприкосновенным.
Определенные его части могут войти в другую категорию, если:
В большинстве случаев также требуется проведение специализированной экспертизы.
Водный фонд
Участки, входящие в состав водного фонда, могут перейти в:
На этом месте могут быть размещены объекты, которые нигде больше муниципалитет или государство построить не может.
Иногда водный объект (например, искусственное озеро) попросту исчезает или переносится в другое место.
Видео по теме
Видео-урок юриста о переводе участка из одной категории в другую:
Заключение
Итак, изменение категории земель возможно, хотя и требует усилий, времени и денег. Необходимо также знание нормативных документов. Поэтому в сложных случаях стоит обратиться к юристам, специализирующимся на этой тематике.
Если вы еще не приобрели участок, внимательно изучите все документы на него перед покупкой.
Заявление на перевод земли в другую категорию образец
Статья 2. Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую
2. Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются:
1) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 111-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в отношении иных земель.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются:
1) кадастровый номер земельного участка;
2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;
3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;
4) права на земельный участок.
4. Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы:
(в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 2 в ред. Федерального закона от 20.04.2015 N 102-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 20.04.2015 N 102-ФЗ)
3) выписка из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, за исключением случая, если правообладателем земельного участка является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.1. Документы, предусмотренные пунктами 2 и 5 части 4 настоящей статьи, направляются заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Документы, предусмотренные пунктами 1, 2.1, 3 и 4 части 4 настоящей статьи, запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если заинтересованное лицо не представило указанные документы самостоятельно.
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ; в ред. Федерального закона от 20.04.2015 N 102-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.
(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
Заявление на перевод земли в другую категорию образец
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 25 декабря 2018 года N 684
(с изменениями на 28 июля 2021 года)
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минприроды России от 12 августа 2020 года N 590 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.11.2020, N 0001202011230007);
приказом Минприроды России от 28 июля 2021 года N 516 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.10.2021, N 0001202110070033).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст.5276; 2005, N 30, ст.3122; 2006, N 52, ст.5498, 2008, N 30, ст.3616; 2011, N 27, ст.3880; 2015, N 1, ст.52, N 17, ст.2477; 2016, N 27, ст.4294), на основании подпункта 5.2.169 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст.6586; 2016, N 2, ст.325, N 25, ст.3811, N 28, ст.4741, N 29, ст.4816, N 38, ст.5564, N 39, ст.5658, N 49, ст.6904; 2017, N 42, ст.6163; 2018, N 26, ст.3866, N 30, ст.4735, N 45, ст.6949, N 46, ст.7056, N 52, ст.8274),
1. Утвердить содержание ходатайства о переводе земель лесного фонда в другую категорию и состав прилагаемых к нему документов согласно приложению к настоящему приказу.
2. Настоящий приказ вступает в силу со дня признания утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 48 «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 6, ст.703, N 45, ст.4712; 2009, N 3, ст.384; 2018, N 52, ст.8288) в части, определяющей требования к составу документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий.
в Министерстве юстиции
11 апреля 2019 года,
регистрационный N 54338
Приложение
к приказу Минприроды России
от 25 декабря 2018 года N 684
Содержание ходатайства о переводе земель лесного фонда в другую категорию и состав прилагаемых к нему документов
(с изменениями на 28 июля 2021 года)
I. Содержание ходатайства о переводе земель лесного фонда в другую категорию
1.1 сведения о заявителе ходатайства:
а) о физическом лице (фамилия, имя, отчество (при наличии);
б) об индивидуальном предпринимателе (ИНН, ОГРНИП), юридическом лице (наименование, включая организационно-правовую форму, основной государственный регистрационный номер (ОГРН), органе исполнительной власти, органе местного самоуправления;
в) о представителе заявителя (фамилия, имя, отчество (при наличии);
1.2 сведения о земельном участке из земель лесного фонда, перевод которого предполагается осуществить:
а) кадастровый номер земельного участка;
б) площадь земельного участка;
в) местоположение земельного участка (субъект Российской Федерации, лесничество, участковое лесничество, квартал(ы), выдел(ы);
1.3 сведения о правах на земельный участок, перевод которого предполагается осуществить;
1.4 сведения о правообладателе (правообладателях) земельного участка и о согласии правообладателя (правообладателей) земельного участка на перевод земельного участка из земель лесного фонда в другую категорию земель;
1.5 категория земель, в состав которой предполагается осуществить перевод земельного участка из состава земель лесного фонда;
1.6 обоснование перевода земельного участка в другую категорию земель, включающее:
а) цель перевода земельного участка в другую категорию;
б) обоснование невозможности использования для испрашиваемых целей земельного участка;
в) обоснование отсутствия иных вариантов использования для испрашиваемых целей земельных участков из других категорий земель.
II. Состав документов, прилагаемых к ходатайству о переводе земель лесного фонда в другую категорию
2. К ходатайству о переводе земель лесного фонда в другую категорию прилагаются следующие документы, необходимые для принятия решения о переводе земель лесного фонда в другую категорию:
2.3 документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (в случае, если с ходатайством обращается представитель заявителя) с копией документа, удостоверяющего личность представителя заявителя;
2.6. выписка из государственного лесного реестра в отношении земельного участка, содержащая информацию, предоставляемую в обязательном порядке ;
Часть 5 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2018, N 53, ст.8464)
(Сноска дополнительно включена с 4 декабря 2020 года приказом Минприроды России от 12 августа 2020 года N 590)
2.7 выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;
2.8 документы об отсутствии на испрашиваемом к переводу земельном участке полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки, содержащие сведения о местоположении, кадастровом номере такого участка, и разрешение на застройку земельного участка, находящегося на площадях залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений в случае наличия полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки, содержащее сведения о местоположении, кадастровом номере такого участка, выданные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, предоставляющим соответствующую государственную услугу;
Часть 2 статьи 25 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст.823; 2000, N 2, ст.141; 2009, N 1, ст.17, N 52, ст.6450; 2011, N 30, ст.4572; 2012, N 31, ст.4322, 2018, N 32, ст.5135)
(Сноска дополнительно включена с 4 декабря 2020 года приказом Минприроды России от 12 августа 2020 года N 590)