заявление на установку ограждения придомовой территории образец
Муниципальный округНекрасовка
РЕКОМЕНДАЦИИ
для собственников помещений многоквартирных домов
по организации вопроса об установке ограждающих устройств
на придомовой территории
Нормативно-правовая база, регулирующая вопрос установки ограждающих устройств на придомовой территории многоквартирного дома:
Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников МКД установлены в Приказе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.01.2019 №44/пр.
1.1. Протокол ОСС должен содержать:
1.2. Обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются:
К протоколу общего собрания могут быть приложены иные документы в случае указания на них в содержательной части протокола общего собрания. Приложения являются неотъемлемой частью протокола общего собрания.
В случае, если в МКД имеется часть квартир по договору социального найма, т.е. собственником которых является город, необходимо отправить письмо-уведомление ГУ «ИС района Некрасовка» (типовая форма обращения в адрес ГУ «ИС района Некрасовка»).
В повестке и решении общего собрания по вопросу установки ограждающих устройств указываются обязательные сведения:
В Порядке въезда/выезда на придомовую территорию должно быть прописано:
Требования по обеспечению круглосуточного и беспрепятственного проезда на придомовую территорию экстренных служб
Воспрепятствование деятельности федеральных органов экстренных служб влечет административную, а в случае негативных последствий для жизни и здоровья людей – уголовную ответственность.
Для соблюдения указанных нормативных требований необходимо направить обращения (типовые формы обращений в адрес государственных структур):
Использование земельного участка
На общем собрании собственники МКД принимают решения об использовании земельного участка в границах расположенного многоквартирного дома.
Контактная информация Департамента городского имущества:
Фактический адрес: 123112, г. Москва, 1-й Красногвардейский проезд, д. 21, стр. 1
Служба «одного окна» в ЮВАО: г. Москва, ш. Энтузиастов, д. 11А, к. 4
Единственным ключевым источником для принятия решения по земельным вопросам и доказательством существования зарегистрированного права земельного участка с одновременно неразрывно связанным с ним правом общей долевой собственности на общее имущество собственников МКД является факт постановки земельного участка на кадастровый учет с установленными границами и площадью, которые подтверждаются выпиской ЕГРН службы Росреестра, а также схемой границ земельного участка из открытых данных публичной кадастровой карты (ст.262 ГК РФ, ст.36 ЖК РФ, ст.1 №218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости»). Детальное графическое изображение места размещения шлагбаумов направляется на бумажном и электронном носителе.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, соответственно для такого дома не установлены границы земельного участка, то установка ограждающих устройств не предусмотрена.
Перечень документов, необходимых для регистрации обращения
(Типовая форма обращения в адрес Совета депутатов муниципального округа)
От уполномоченного собственниками лицом направляется обращение в органы местного самоуправления на имя Совета депутатов муниципального округа Некрасовка с приложением пакета документов (прошитый, прономерованный и заверенный подписью с одновременным направлением документов на электронном носителе):
1. Письменное подтверждение о наличии (или отсутствии) утвержденного проекта межевания территории, выданное Департаментом городского имущества города Москвы (+ на электронном носителе).
2. Протокол общего собрания собственников МКД (с отметкой УК или Мосжилинспекции) в полном объеме в соответствии с Приказом от 28.01.2019 №44/пр. и приложениями с указанием сведений:
— о лице, уполномоченного представлять интересы собственников помещений в МКД по вопросам, связанным с установкой ограждающих устройств и их демонтажем. Сведения об избрании уполномоченного должны содержаться в повестке и решении общего собрания;
-о наделении обслуживающей управляющей компании полномочиями на заключение договора с ГКУ города Москвы «Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» на предоставление субсидии из средств бюджета города Москвы (включается в случае принятия решения собственниками о получении гранта в форме субсидии из бюджета города Москвы).
3. Утвержденный решением общего собрания собственников ПРОЕКТ РАЗМЕЩЕНИЯ ОГРАЖДАЮЩЕГО УСТРОЙСТВА на схеме придомовой территории с указанием типа, размера, внешнего вида, места размещения и количества ограждающих устройств, порядок эксплуатации в пределах установленных границ придомовой территории.
Детальное графическое изображение места размещения шлагбаумов предоставляется на бумажном и электронном носителе.
4. Утвержденный решением общего собрания собственников ПОРЯДОК ВЪЕЗДА/ВЫЕЗДА на придомовую территорию транспортных средств собственников помещений и иных лиц, с приложением гарантийного письма, подтверждающего обязательства по обеспечению диспетчеризации въезда/выезда экстренных служб на придомовую территорию с описанием системы незамедлительного открытия шлагбаумов (+ на электронном носителе)
Регистрация документов производится только при наличии полного комплекта.
На следующий рабочий день со дня поступления в Совет депутатов документов проект размещения ограждающих устройств и информация о планируемой дате рассмотрения вопроса об установке ограждающих устройств на заседании Совета депутатов размещаются на официальных сайтах органов местного самоуправления и управы района Некрасовка.
Комиссия Совета депутатов реализации Закона города Москвы от 11 июля 2012 года № 39 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы» осуществляет выездное заседание по установленному адресу с приглашением уполномоченного лица собственниками МКД. Решение профильной Комиссии включается в повестку очередного заседания Совета депутатов.
Решение о согласовании установки ограждающего устройства либо об отказе в согласовании принимается Светом депутатов в срок не позднее 30 дней со дня регистрации документов и направляется уполномоченному собственниками лицу, в управу района Некрасовка не позднее 5 рабочих дней со дня его принятия, размещается на официальных сайтах органов местного самоуправления и управы района Некрасовка не позднее 8 рабочих дней.
По результатам положительного согласования Советом депутатов решения собственников МКД об установке ограждающих устройств на придомовой территории уполномоченным собственниками лицом в течение трех дней после запуска работы ограждающих устройств в адрес главы муниципального округа Некрасовка направляет уведомление о начале работы и об обеспеченном доступе экстренным службам на указанную придомовую территорию (копия документа, подтверждающий автоматическую диспетчеризацию экстренным службам).
Основаниями для отказа в согласовании советом депутатов установки ограждающего устройства являются:
1. Несоблюдение требований по обеспечению круглосуточного и беспрепятственного проезда на придомовую территорию пожарной техники, транспортных средств правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, служб Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций газового хозяйства и коммунальных служб;
Запрещается установка и эксплуатация ограждающих устройств, препятствующих или ограничивающих проход пешеходов и проезд транспортных средств на территории общего пользования.
Ограждающие устройства демонтируются в случае, если они препятствуют проведению работ по благоустройству территории, строительству (реконструкции) и (или) капитальному ремонту объектов капитального строительства, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы, при условии компенсации затрат собственников помещений в многоквартирном доме на приобретение и установку такого ограждающего устройства, определяемых на основании отчета независимой оценки.
Все споры, возникающие между собственниками помещений многоквартирного дома, иными заинтересованными лицами по вопросам установки, эксплуатации и демонтажа ограждающих устройств решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в судебном порядке.
Прокуратура разъясняет установку ограждений на территории многоквартирных домов
В настоящий момент вопрос ограничения въезда на территорию многоквартирных домов поставлен на контроль прокуратуры в связи с участившимися случаями незаконного установления ограждений.
Многие устанавливают шлагбаумы, не получив официального разрешения службы государственного пожарного надзора, которая является главным ограничителем в этом вопросе.
В случае же наступления экстренной ситуации (например, пожара в доме) на незаконно огороженной шлагбаумом территории, пожарная спецтехника запросто снесет стрелку на пути движения по вызову, при этом компенсации потраченных на монтаж средств (порядка 50 тысяч рублей) жильцы не получат, так как действовали без разрешения. А если машина пожарных в результате тарана отметится повреждениями кузова, то на инициаторов установки шлагбаума может быть подан иск с целью возмещения материального ущерба.
Согласно ст. 36 Жилищного кодекса РФ и ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Порядок оформления права собственности на земельный участок установлен пунктами 2-5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ». Решение о формировании земельного участка под домом принимается собственниками помещений на общем собрании. По решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Согласно ст. 26 Земельного кодекса РФ право собственности на земельный участок удостоверяется документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с п.1.5 Правил дорожного движения запрещается самовольно
устанавливать дорожные знаки, светофоры, другие средства организации дорожного движения (в том числе шлагбаумы), создающие
помехи для движения. Установка шлагбаума должна быть разрешена администрацией города по согласованию со службой государственного пожарного надзора, ОГИБДД, коммунальной службой.
Въезд на придомовую территорию транспортных средств собственников помещений в многоквартирном доме и иных лиц осуществляется в порядке, установленном общим собранием. Этот пункт должен быть в решении обязательно, так требует п.6 постановления правительства Москвы № 428 «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве».
В решении общего собрания указываются сведения о лице, уполномоченном на представление интересов собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, связанным с установкой ограждающих устройств.
Согласно ч.З ст.12 закона города Москвы «О землепользовании в городе Москве» от 19.12.2007 № 48 границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий. Решение о подготовке проектов планировки территорий, включающих проект межевания территории, принимает Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
В соответствии с постановлением правительства Москвы от 02.11.2012 №614-1111 вопросы об освобождении земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе незаконно установленных заборов, осуществляется постоянно действующими Окружными комиссиями по пресечению самовольного строительства. На основании решения окружной комиссии префектура административного округа принимает меры к сносу демонтажу некапитальных объектов (заборов, ограждений).
В силу п.2 ч.2 ст.44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им. Согласно ч. 1 ст.46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 — 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, поскольку установка шлагбаума во дворе дома относится к использованию земельного участка, включая ограничение пользования этим участком, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (собрание членов ТСЖ) вправе принять решение установить шлагбаум во дворе дома. Однако такое решение должно быть принято не простым большинством голосов, а за него должны проголосовать не менее двух третей от общего числа голосов собственников, то есть квалифицированное большинство.
В соответствии с ч.5 ст.46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Если решение принято по вопросу, отнесенному к компетенции общего собрания, то есть установить шлагбаум во дворе дома, и с соблюдением требований, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, то оно распространяется и на собственника, который не принимал участия в голосовании, либо голосовал против принятия решения об установке шлагбаума. Следовательно, данный собственник обязан оплатить установку шлагбаума во дворе дома.
Если решение принято с нарушением требований, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, то есть принято простым большинством голосов, а не квалифицированным (не менее двух третей голосов), собственник, который голосовал против принятия такого решения, вправе обжаловать его в суде.
В случае, когда впоследствии кто-либо из собственников помещений в этом многоквартирном доме продал квартиру, то на нового собственника не распространяется решение общего собрания собственников МКД (общего собрания членов ТСЖ) в части оплаты денежных средств, за счет которых была произведена установка шлагбаума во дворе дома. Эти расходы должен нести предыдущий собственник. На нового собственника может быть возложена обязанность только по оплате изготовления ключей от шлагбаума, если предыдущий собственник их ему не передал.
При отказе председателя совета дома (председателя ТСЖ) передать ключи от шлагбаума новому собственнику, новый собственник вправе требовать передачи ему ключей от шлагбаума в судебном порядке на основании ст.304 ГК РФ. В соответствии с данной статьей собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
1. Первым этапом идет обязательное собрание собственников квартир, на котором будет рассмотрен вопрос об ограничении въезда во двор с помощью установки шлагбаума. Если такое постановление принимается подавляющим большинством (лучше не менее 70%) голосов, то составляется протокол. Он подается в соответствующие органы.
В случае если придомовая территория пока является коммунальной собственностью, нужно принять решение о формировании участка и постановке его на кадастровый учет, а это уже требует согласия всех жителей. Зато решения полноправных собственников имеют большую силу.
2. В муниципальный совет депутатов подаются соответствующее заявление, протокол собрания жильцов-собственников и техническая документация, то есть проект ограждения. Совет принимает решение не дольше месяца (это отдельно законодательно оговорено) и о своем решении уведомляет того, кто подал заявление, не позже, чем через пять дней после вынесения вердикта.
3. Решение не обязательно будет положительным. Отказ, согласно постановлению правительства, можно получить в случае, если не обеспечиваются круглосуточный беспрепятственный проезд и свободное перемещение по двору транспорта пожарной, газовой, других аварийных служб и скорой помощи.
Стоит отдельно отметить, что шлагбаумы демонтируются в случае, если они препятствуют проведению работ по благоустройству территории, строительству (реконструкции) или капитальному ремонту, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы. О демонтаже будет сообщено заранее. В этом случае затраты собственников на приобретение и установку ограждающего устройства будут компенсированы. Сумма компенсации определяется на основании отчета независимой оценки.
В СНиП 2.07.01-89 говорится, что «при проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям».
Согласно Кодексу об административных правонарушениях города Москвы (статья 6.5) за ограничение доступа на свободный участок предусмотрена ответственность. Максимальная санкция за это нарушение в отношении юридических лиц — 20 тысяч рублей.
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Как добиться благоустройства придомовой территории?
Вопрос благоустройства придомовой является одним из самых актуальных для жителей, поэтому в нашем материале мы постараемся рассказать, что это такое и как ее добиться.
Что такое благоустройство придомовой территории?
Благоустройство придомовой территории включает в себя большое количество разных работ, в том числе озеленение, установку детских площадок, мероприятия по ландшафтному дизайну, освещение, а также в целом работы по поддержанию территории в чистом и ухоженном виде.
До ввода дома в эксплуатацию создание комфортной среды вокруг дома является задачей застройщика. Но после того, как дом построен, дальнейшее развитие придомовой территории становится ответственностью местных властей и собственников.
Как правило, владельцы помещений перепоручают эту деятельность управляющим компаниям и ТСЖ, которые занимаются благоустройством за счет коммунальных платежей. Но зачастую этих средств оказывается достаточно только для проведения мелких работ, например, окрашивания лавочек или поручней. В подобной ситуации благоустройство финансируется по остаточному принципу.
Что входит в благоустройство придомовой территории?
Элементы благоустройства могут быть разными, исчерпывающего списка нет. Главная цель – сделать территорию чистой, опрятной и современной. Среди основных элементов благоустройства:
Освещение;
Обустройство детских площадок;
Элементы озеленения;
Парковка;
Установка контейнеров для мусора;
Другие виды работ.
Какие программы благоустройства придомовой территории существуют?
В большинстве случаев вопрос благоустройства придомовой территории находится в компетенции местных органов власти. В каждом субъекте есть свои программы по развитию городской среды.
Например, в Москве действует проект «Активный гражданин», с помощью которого каждый житель столицы может принять участие в создании проекта благоустройства. Аналогичный проект реализуется в Республике Саха (Якутия), а также в Республике Татарстан.
Кроме того, на федеральном уровне до 2021 году осуществлялась программа «Формирование комфортной городской среды». В рамках данной программы выделялось финансирование субъектам на цели благоустройства. Некоторые программы субъектов до сих пор реализуются за счет этой программы.
Какие дома включаются в программу благоустройства?
Вопрос решается индивидуально в каждом субъекте. Будет ли включен конкретный дом в программу благоустройства на следующий год зависит от года постройки, внешнего вида, аварийности и других факторов. Так, обычно не включают в программу дома, которые:
Как включить дом в местную программу и инициировать благоустройство?
Включить дом в программу может сама администрация города. Также заявку на включение дома в программу может подать любой житель, для этого нужно сделать следующее:
Шаг 1. Проверить на сайте администрации, включен ли дом в программу. Если да, то можно выяснить сроки реализации.
Шаг 2. Если дом не включен в программу, тогда любой житель дома может подать заявку на включение. Для этого нужно собрать инициативную группу и подписи соседей, что они согласны на благоустройство придомовой территории. Именно жители решают, как именно будет осуществляться благоустройство. Они рисуют план и определяют перечень желаемых работ.
Шаг 3. Организовать общее собрание собственников и провести голосование. Две трети жителей должны изъявить согласие. По итогу собрания формируется перечень документов, а именно:
заявление о включении в программу;
Шаг 4. Подать заявку в местную администрацию и ждать решения о включении дома в план благоустройства на следующий год. Списки включенных объектов можно найти на сайте администрации.
Шаг 5. Благоустройство будет произведено в соответствии с подготовленным дизайн-проектом.
МКД вправе «отгородиться» забором, даже если жители соседних домов лишатся при этом удобных и коротких путей перемещения по микрорайону
claudiodivizia / Depositphotos.com |
Вправе ли МКД огородить свою придомовую территорию и закрыть свой двор, если через него проходит короткая «народная» тропа к остановке, гипермаркету и другим объектам городской инфраструктуры? Вправе – если при этом останутся и иные маршруты, обеспечивающие беспрепятственный доступ к общей транспортно-пешеходной сети и другим элементам благоустройства, даже если путь по этим иным маршрутам займет больше времени (Определение Конституционного Суда РФ от 30 июня 2020 г. № 1522-О, Определение Брянского областного суда от 10 апреля 2019 г. по делу № 33-1447/2019).
На это указали суды, разбирая дело о сносе забора в бывшем «проходном дворе».
Собственники помещений в МКД, фасад которого выходит на оживленную улицу, провели ОСС и решили поставить вокруг дома забор со шлагбаумом, калиткой и домофоном. Таким образом, доступ во двор всех иных лиц – не собственников помещений и не их гостей – был исключен. Пожарная охрана получила собственный пульт управления от шлагбаума и выдала заключение, что в таком случае шлагбаум не препятствует проезду пожарной техники, и нарушений норм пожбезопасности нет.
Ограда прошла – большей частью – в пределах своего собственного земельного участка, и немножко «зашла» на соседний.
Однако жители ближайших домов – тех, которые расположены в глубине спального района, – обнаружили, что привычные утренние маршруты «на автобус», «в садик» и «за молоком» стали длиннее и неудобнее. Это, в конце концов, обрушило цены на аренду жилья в районе!
Самые активные из обиженных соседей потребовали через суд демонтировать «неудобный» забор, калитку и шлагбаум, и даже выиграли в первой инстанции. Райсуд счел, что забор нарушает право истцов на беспрепятственный доступ к общей транспортно-пешеходной сети (об этом имелось заключение экспертизы), и предписал снести спорное ограждение.
Однако областной суд такое решение отменил:
Расстроенные истцы попытались пожаловаться в Конституционный Суд РФ, отмечая, что ч. 5 ст. 16 Закона о введении в действие ЖК РФ и п. 1 ст. 43 ЗК РФ нарушают ряд положений Конституции РФ, поскольку позволяют собственникам помещений в МКД устанавливать ограждения на земельном участке, находящемся в их общей долевой собственности, без согласования данного вопроса с ОМСУ, и возлагают на граждан обязанность доказывания в суде, что такие ограждения не соответствуют установленным нормам и правилам.
Однако КС РФ отказал в рассмотрении и отметил, что законодательство не содержит общего запрета на возведение ограждений на придомовой территории, а в данном деле не доказано, что спорное ограждение не соответствует требованиям пожарной безопасности, нарушает право истцов на беспрепятственный доступ к транспортно-пешеходной среде, другим элементам благоустройства города или создает препятствия для доступа оперативных служб к МКД. При этом вопрос распределения бремени доказывания обстоятельств дела между сторонами в рамках гражданского судопроизводства, отношения в сфере благоустройства территории, а также требования, предъявляемые к созданию ограждающих конструкций, регламентируются иными правовыми нормами.