заявление о прекращении розыска человека образец
Меня второй раз объявляют в розыск, хотя я живу по месту регистрации. Как мне отменить розыск?
Здравствуйте. Меня второй раз объявляют в розыск, хотя я живу по месту регистрации. Как мне отменить розыск?
Адвокат Антонов А.П.
Добрый день!
Согласно ст.124 УПК РФ, прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.
По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.
В случае удовлетворения жалобы, поданной в соответствии с частью второй статьи 123 настоящего Кодекса, в постановлении должны быть указаны процессуальные действия, осуществляемые для ускорения рассмотрения дела, и сроки их осуществления.
Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, дознаватель, следователь вправе обжаловать действия (бездействие) и решения прокурора или руководителя следственного органа соответственно вышестоящему прокурору или руководителю вышестоящего следственного органа.
Таким образом, Вам нужно подать в полицию заявление об отмене розыска с указанием Вашего места жительства. В случае отказа Вы можете обратиться в прокуратуру.
Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
Приложение. Инструкция о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц
Приложение
к приказу МВД России, Генеральной прокуратуры РФ
и Следственного комитета при прокуратуре РФ
от 16 января 2015 г. N 38/14/5
Инструкция
о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц
ГАРАНТ:
См. справку о порядке рассмотрения обращений граждан в органах государственной власти
1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок рассмотрения в территориальных органах МВД России и следственных органах системы Следственного комитета Российской Федерации заявлений, сообщений о преступлениях, а также иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства*(1).
2. Прием, регистрация и разрешение заявлений, сообщений о преступлениях, а также иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц*(2), осуществляются в порядке, установленном межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами*(3), с учетом особенностей, предусмотренных настоящей Инструкцией.
II. Порядок рассмотрения сообщений о безвестном исчезновении лиц
3. Сообщение о безвестном исчезновении лица подлежит приему, регистрации и разрешению в установленном порядке независимо от давности и места исчезновения лица, наличия или отсутствия сведений о его месте жительства или пребывания, полных анкетных данных и фотографии без вести пропавшего лица, сведений об имевшихся ранее случаях его безвестного исчезновения.
4. Для проверки обстоятельств безвестного исчезновения лица, обнаружения следов преступления, выявления иных обстоятельств, имеющих значение для установления причин исчезновения, оперативный дежурный дежурной части территориального органа МВД России незамедлительно:
4.1. Выясняет в ходе приема сообщения о безвестном исчезновении лица обстоятельства безвестного исчезновения лица, в том числе указанные в пункте 10 настоящей Инструкции с учетом требований, предусмотренных пунктом 11 настоящей Инструкции.
4.3. Определяет состав дежурной следственно-оперативной (оперативной) группы из числа сотрудников органа внутренних дел Российской Федерации и направляет ее на место происшествия.
5. В случае если сообщение о безвестном исчезновении лица (за исключением сообщения, полученного из территориального органа МВД России) поступает в следственный орган Следственного комитета Российской Федерации, то об этом незамедлительно уведомляется оперативный дежурный дежурной части соответствующего территориального органа МВД России.
6. Следователь следственного комитета, получив сообщение, предусмотренное подпунктом 4.2 или пунктом 5 настоящей инструкции, при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 10 настоящей инструкции с учетом требований пункта 11 настоящей инструкции, производит выезд на место происшествия, где осуществляет руководство следственно-оперативной группой. последующие действия следователь следственного комитета координирует с оперативным дежурным дежурной части территориального органа мвд россии.
7. В случае если в сообщении, предусмотренном подпунктом 4.2 или пунктом 5 настоящей Инструкции, не усматриваются обстоятельства, предусмотренные пунктом 10 настоящей Инструкции с учетом требований пункта 11 настоящей Инструкции, следователь Следственного комитета согласовывает с руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации решение о невыезде на место происшествия, о чем незамедлительно информирует оперативного дежурного дежурной части территориального органа МВД России. Оперативный дежурный дежурной части территориального органа МВД России, получив данную информацию, докладывает об этом начальнику территориального органа МВД России.
8. Проверка сообщения о безвестном исчезновении лица, в котором отсутствуют обстоятельства, указанные в пункте 10 настоящей Инструкции, поручается сотруднику оперативного подразделения органов внутренних дел Российской Федерации.
9. Сообщение о безвестном исчезновении лица, содержащее признаки совершения в отношении его преступления, относящегося к подследственности следователей Следственного комитета Российской Федерации, поступившее в территориальный орган МВД России, после регистрации передается в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации*(5) в следственный орган Следственного комитета Российской Федерации. Одновременно информация о поступлении указанного сообщения и его передаче в соответствующий следственный орган Следственного комитета Российской Федерации незамедлительно направляется прокурору.
10. О признаках совершения преступления в отношении без вести пропавшего лица могут свидетельствовать в том числе следующие обстоятельства:
10.1. Отсутствие объективных данных, указывающих на намерение без вести пропавшего лица беспричинно и на длительное время убыть в неизвестном направлении или сменить место проживания или пребывания.
10.3. Наличие по месту проживания, пребывания или нахождения без вести пропавшего лица личных документов, вещей (одежды) и денежных средств, без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия.
10.4. Наличие у без вести пропавшего лица важных событий, участие в которых было запланировано (например, сдача экзамена, защита диссертации, медицинское обследование, служебная командировка).
10.5. Наличие у без вести пропавшего лица значительных денежных средств или других ценностей, которые могли привлечь внимание преступников.
10.6. Безвестное исчезновение лица с автотранспортом.
10.7. Отсутствие в течение не менее трех суток сведений о судьбе и местонахождении без вести пропавшего лица (в том числе пропавшего со средствами мобильной связи).
10.8. Безвестное исчезновение лица, связанное с отчуждением его имущества.
10.9. Наличие по последнему месту проживания, пребывания или нахождения, в автотранспорте, рабочем помещении без вести пропавшего лица или ином месте признаков и следов, указывающих на возможное совершение преступления.
10.10. Отсутствие в правоохранительных органах заявления о без вести пропавшем лице либо несвоевременное его направление от иного лица, которое в силу родственных или иных отношений должно было его подать.
10.11. Наличие у без вести пропавшего лица конфликтных ситуаций в быту, на работе, в связи с его общественной деятельностью, долговыми или кредитными обязательствами.
10.12. Наличие угроз в адрес без вести пропавшего лица.
10.13. Наличие объяснений лиц о возможном совершенном преступлении в отношении без вести пропавшего лица.
10.14. Внезапный (срочный) ремонт по месту жительства или пребывания без вести пропавшего лица.
10.15. Длительное неполучение без вести пропавшим лицом заработной платы, пенсии, пособий и иных социальных выплат при отсутствии объективных причин (например, болезнь, длительная командировка или поездка).
10.16. Поспешное решение членами семьи без вести пропавшего лица и (или) иными лицами различных вопросов, которые можно решать только при уверенности, что без вести пропавшее лицо не возвратится (переоформление или продажа его имущества, обращение в свою пользу его сбережений, вступление супруга (супруги) в сожительство с другим лицом).
10.17. Наличие сведений о преступной деятельности и преступных связях без вести пропавшего лица.
10.18. Безвестное исчезновение несовершеннолетнего.
10.19. Безвестное исчезновение сотрудников органов государственной власти (в том числе сотрудников правоохранительных органов).
10.20. Безвестное исчезновение лиц, занимающихся проституцией.
11. Приведенный в пункте 10 настоящей Инструкции перечень не является исчерпывающим. О признаках совершения преступления в отношении без вести пропавшего лица могут свидетельствовать иные обстоятельства с учетом местных особенностей (например, оперативной обстановки, традиций, обычаев). Для выдвижения обоснованных версий безвестного исчезновения лица и вывода о наличии признаков преступления необходимо учитывать совокупность обстоятельств и их логическую взаимосвязь.
12. По сообщению о безвестном исчезновении лица подробно выясняются обстоятельства, относящиеся к событию его исчезновения (время, место, способ и другие), сведения, характеризующие его личность и психоэмоциональное состояние, круг его связей.
13. При наличии достаточных данных о том, что безвестное исчезновение несовершеннолетнего связано с совершением в отношении его преступления, отнесенного к подследственности следователя Следственного комитета, он незамедлительно возбуждает уголовное дело.
14. В случае возбуждения уголовного дела или отказа в возбуждении уголовного дела в связи с безвестным исчезновением лица следователь Следственного комитета незамедлительно уведомляет об этом соответствующий орган внутренних дел Российской Федерации.
15. Если в ходе проверки сообщения о безвестном исчезновении лица установлены обстоятельства, в том числе предусмотренные пунктом 10 настоящей Инструкции, указывающие на совершение преступления, сотрудник оперативного подразделения органа внутренних дел Российской Федерации принимает решение о передаче сообщения по подследственности в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 145 УПК, о чем уведомляется прокурор.
16. В случае если без вести пропавшее лицо не обнаружено и не получены данные, указывающие на совершение в отношении его преступления, оперативное подразделение органа внутренних дел Российской Федерации принимает соответствующее решение по находящемуся в его производстве сообщению о безвестном исчезновении гражданина и заводит розыскное дело.
17. В случае если в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, производимых в рамках розыскного дела, заведенного в соответствии с пунктом 16 настоящей Инструкции, устанавливаются обстоятельства, предусмотренные пунктом 10 настоящей Инструкции, сотрудник оперативного подразделения органа внутренних дел Российской Федерации, осуществляющий розыск:
17.1. Составляет рапорт об обнаружении признаков преступления и представляет его на регистрацию в установленном порядке.
17.2. Передает сообщение о безвестном исчезновении лица вместе с материалами проверки по подследственности в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 145 УПК, о чем уведомляется прокурор.
18. При возбуждении следователем Следственного комитета уголовного дела розыскное дело прекращается, а все оперативно-розыскные мероприятия, объявление без вести пропавшего лица в розыск проводятся в рамках оперативно-поискового дела.
19. Если без вести пропавшее лицо не разыскано, а уголовное дело, возбужденное в связи с его исчезновением, подлежит прекращению, следователь Следственного комитета поручает органу дознания принять меры к розыску без вести пропавшего лица. При этом оперативно-поисковое дело прекращается и орган внутренних дел Российской Федерации заводит розыскное дело.
20. Сообщение о безвестном исчезновении лица, по которому возникают споры о подследственности между следственным органом Следственного комитета Российской Федерации и органом внутренних дел Российской Федерации, вместе с материалами проверки направляется прокурору для рассмотрения и оценки законности и обоснованности передачи такого сообщения по подследственности.
III. Организация ведомственного контроля
21. Персональная ответственность за надлежащую организацию розыска без вести пропавших лиц и соблюдение законности при его осуществлении возлагается на руководителей органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности*(6).
22. Руководитель органа внутренних дел Российской Федерации, уполномоченный на осуществление оперативно-розыскной деятельности, организует розыск и координацию действий по установлению без вести пропавших лиц:
22.1. Изучает дела оперативного учета, заведенные по фактам безвестного исчезновения лиц.
22.2. В случае необходимости дает указания об устранении выявленных недостатков в организации розыска без вести пропавших лиц.
22.3. Представляет дела оперативного учета по фактам безвестного исчезновения лиц для проверки уполномоченному прокурору в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»*(7).
23. Контроль за деятельностью следователя Следственного комитета в период проверки сообщения о безвестном исчезновении лица возлагается на соответствующих руководителей следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.
24. Руководители следственного органа Следственного комитета Российской Федерации и органа внутренних дел Российской Федерации по согласованию заслушивают следователя Следственного комитета, которому поручено рассмотрение сообщения о безвестном исчезновении лица, и сотрудника оперативного подразделения органов внутренних дел Российской Федерации. При необходимости могут быть заслушаны иные должностные лица, участвующие в проверке сообщения о безвестном исчезновении лица.
IV. Организация прокурорского надзора
25. Начальники главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры военных и других специализированных прокуратур, прокуроры городов, районов и других территориальных, военных и иных специализированных прокуратур в пределах своей компетенции:
25.1. Принимают необходимые меры к организации систематического прокурорского надзора за исполнением законов при рассмотрении сообщений о безвестном исчезновении лиц и настоящей Инструкции.
25.2. В целях проверки законности заведения дел оперативного учета, полноты и достаточности мер, принятых к розыску без вести пропавших лиц, изучают дела оперативного учета не позднее 10 суток после их заведения, в последующем с периодичностью не реже одного раза в квартал.
25.3. При наличии в материалах дела оперативного учета или в материалах проверки сообщения о безвестном исчезновении лица данных, содержащих признаки совершения в отношении его преступления, выносят в соответствии с пунктом 2 части второй статьи 37 УПК*(8) мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства.
25.4. Рассматривают материалы, указанные в пункте 20 настоящей Инструкции, и с учетом обстоятельств, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей Инструкции, принимают решение о законности и обоснованности передачи сообщения о преступлении по подследственности.
26. Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры военных и других специализированных прокуратур, прокуроры городов, районов и других территориальных, военных и иных специализированных прокуратур систематически, не реже одного раза в полугодие, проводят анализ состояния законности при розыске без вести пропавших лиц и по результатам принимают соответствующие меры прокурорского реагирования.
*(6) Приказ МВД России от 19 июня 2012 г. N 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 июля 2012 года, регистрационный N 25005; Российская газета, 2008, 3 августа).
*(7) Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 1999, N 2, ст. 233.
*(8) Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2007, N 24, ст. 2830; 2011, N 1, ст. 16; 2012, N 24, ст. 3070; 2013, N 9, ст. 875.
Прокурор разъясняет
Волховская городская прокуратура предоставляет следующую информацию, которая будет полезна в случае исчезновения кого-либо из родных или знакомых.
Законодательство не дает четкого определения лица, пропавшего без вести. Оно вроде бы понятно по смыслу из самого названия данной категории граждан. Однако, если гражданам ничего неизвестно о местонахождении их родственника, это не всегда означает, что человек пропал без вести. К примеру, есть такая категория разыскиваемых как лицо, утратившее связь с родственниками. Местонахождение этих лиц также неизвестно, но без вести пропавшими они не являются. Граница между этими двумя категориями очень тонкая.
Без вести пропавшим считается лицо, исчезнувшее внезапно, без видимых к тому причин, местонахождение и судьба которого остается неизвестным.
Утратившим связь считаются родственники, супруги, отказавшиеся или не желающие поддерживать родственные или брачные отношения.
В своей деятельности органы внутренних дел руководствуются действующим законодательством и нормативными актами МВД РФ (приказами).
Перед обращением в полицию для начала необходимо проанализировать личность пропавшего гражданина и обстоятельства, при которых он пропал.
Если это малолетний ребенок и ему меньше 9 лет, то срочно обращайтесь в полицию!
Если это подросток, а время, в которое он обычно возвращается домой давно прошло, то подавайте заявление в полицию. Правда перед тем, как идти в полицию, можно попробовать позвонить друзьям или одноклассникам пропавшего.
Если пропавший является престарелым человеком, которому больше 60- 70 лет, так же не медлите с объявлением его розыска.
В полицию о без вести пропавшем следует обращаться незамедлительно в следующих случаях:
— угрозы от разных лиц в адрес без вести пропавшего перед его исчезновением,
— наличие у пропавшего при себе крупной суммы денег или иных ценностей, которые могли бы стать предметом преступного посягательства,
— в случаях, когда пропавший уехал на личном (или служебном) автотранспорте,
— в случаях наличия у пропавшего в единоличном или долевом владении недвижимого имущества, драгоценностей или других ценностей,
— в случаях, когда пропавший занимается предпринимательской (коммерческой) деятельностью или выполняет общественную, политическую деятельность или служит в правоохранительных органах,
— в случаях похищения или удерживании в заложниках, а так же при поступлении таких сведений или требований о выкупе.
Заявление о безвестном исчезновении человека можно подать в любой орган внутренних дел, где его обязаны принять. Не является основанием для отказа в приеме заявления о розыске отсутствие фотографии пропавшего, небольшой промежуток времени безвестного отсутствия, исчезновение или проживание до исчезновения лица на территории обслуживания другого органа внутренних дел.
В соответствии с приказом МВД РФ, розыск без вести пропавших граждан осуществляется органом внутренних дел, на территории обслуживания которого достоверно установлено последнее пребывание (нахождение) разыскиваемого. Указанное правило так же распространяется и на лиц, пропавших в пути следования железнодорожным, водным, воздушным или автомобильным транспортом
Заявление подается на имя начальника полиции. В заявлении указываются данные пропавшего, время, место и обстоятельство исчезновения, приметы пропавшего. При приеме заявления, сотрудники полиции обязаны предупредить заявителя об уголовной ответственности, за заведомо ложный донос или отказ от дачи показаний.
Если Вы, по каким либо причинам, не можете написать заявление самостоятельно, то в полиции обязаны принять устное заявление.
Перед обращением в полицию рекомендуем подготовить следующие сведения о пропавшем:
— приметы внешности (рост, телосложение, цвет глаз, волос, размеры, головного убора и обуви); наличие особых примет (родинки, шрамы, следы от операции, татуировки, физические недостатки); состояние зубов (наличие зубных протезов, пломб, коронок); наличие хронических заболеваний, общее состояние здоровья, группа крови;
— одежа в которую был одет пропавший в день исчезновения: головной убор, верхняя одежда, платье, нижнее белье, обувь. Цвет, размер, фасон одежды;
— какие документы, предметы, вещи, ювелирные украшения и ценности, примерную сумму денег, имел при себе пропавший (часы, сумки, портфели, сотовый телефон, ключи, кольца, цепочки, записные книжки, и.т.п.)
— имеются ли у пропавшего в наличии недвижимость (квартира, дача и.т.п.) или транспортные средства;
— известные связи пропавшего (друзья, знакомые, коллеги по работе, их
— места предполагаемого местонахождения.
В полиции, могут спросить другие необходимые сведения о пропавшем или попросить предоставить различные документы или их копии.
Старайтесь не скрывать какие-либо сведения отрицательного характера о пропавшем (к примеру, что разыскиваемый злоупотреблял спиртными напитками, употреблял наркотики, имел связи в «криминальном мире»), так как это только осложнит розыск и увеличит его время.
Перед тем, как обратиться в полицию, не забудьте взять с собой документ, удостоверяющий Вашу личность.
По истечении указанного времени по заявлению может быть принято одно из следующих решений:
Вынесено постановление о возбуждении уголовного дела. Данное решение принимается, если имеются основания полагать, что в отношении пропавшего было совершено преступление. Такими основаниями может послужить наличие в собственности у пропавшего недвижимости, крупной суммы денег, автомашины (исчез вместе с автотранспортом), занятие коммерческой деятельностью, и другие обстоятельства. В этом случае розыск пропавшего будет вестись оперативным подразделением МВД, в компетенцию которого входит раскрытие этого преступления. Как правило, уголовные дела возбуждаются по признакам преступлений, предусмотренных статьями 105 (убийство) или 126 (похищение) УК РФ.
Вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Данное решение принимается при отсутствии оснований указывающих, что в отношении пропавшего было совершено преступление. В данном случае необходимые материалы передаются в оперативно-розыскные отделения (отделы) для организации розыска пропавшего. Данное решение можно обжаловать в надзирающей прокуратуре.
Передать заявление для рассмотрения в другой орган внутренних дел (по территориальности или принадлежности). Данное решение, как правило, принимается, если в ходе проверки было установлено другое место исчезновения, или, что оно находится на территории обслуживания другого ОМВД.
Розыск без вести пропавшего ведется до установления его местонахождения. Розыск прекращается в случаях, только когда пропавший разыскан (в т.ч. когда установлена его судьба, например в случаях установления факта его смерти) или за сроком давности, когда со дня объявления розыска пропавшего истекло 15 лет. По истечении 5 лет производство по делу в отношении без вести пропавшего может быть приостановлено, если исчерпаны все возможности для его обнаружения. При этом, вся информация о розыске пропавшего продолжает находиться в соответствующих учетах МВД РФ в течение 10 лет.
Работа по розыску граждан контролируется надзирающей прокуратурой и вышестоящими органами внутренних дел.
В начале августа 2012 года на территории Волховского района в садоводстве без вести пропал житель Санкт-Петербурга. Заявление и материалы проверки были направлены в городскую прокуратуру для определения подследственности. Однако некачественный сбор материала со стороны сотрудников полиции по заявлению родственников пропавшего послужил основанием для возвращения его на дополнительную проверку. По данному факту Волховской городской прокуратурой в адрес начальника полиции было направлено представление об устранении нарушений федерального закона. Спустя несколько дней без вести пропавший гражданин был обнаружен с признаками насильственной смерти, возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 105 УК РФ (убийство).