заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов для чего
Как написать заявление по косвенным налогам в 2020-2021 годах?
Заявление по косвенным налогам: понятие и назначение
Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее — заявление) — это один из главных документов:
Сколько государств в настоящее время входят в ЕАЭС, узнайте из материала.
Основное назначение заявления — подтверждение факта уплаты косвенных налогов и обмен этими сведениями с налоговиками той страны, с территории которой ввезен товар.
В какой бюджет зачисляются косвенные налоги, рассказываем здесь.
Структура заявления
В составе заявления 3 раздела и 1 приложение:
Проверьте, правильно ли вы заполнили заявление по косвенным налогам с помощью Готового решения от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Заполняйте разнообразные налоговые заявления с помощью материалов нашего сайта:
Алгоритм заполнения заявления
При оформлении заявления используйте следующий алгоритм:
С построчным заполнением налоговых и иных отчетов помогут разобраться публикации:
Как избежать ошибок при оформлении и представлении заявления?
Чтобы избежать ошибок, связанных с оформлением и представлением заявления:
Ошибки в заявлении могут повлечь отказ от контролеров регистрации заявления и, как следствие, негативные налоговые последствия для продавца и покупателя (невозможность принятия к вычету импортного НДС и подтверждения нулевой ставки налога).
На нашем сайте вы найдете полезную информацию о видах ошибок и методах их исправления:
Как распределяются экземпляры заявления?
От импортера потребуется (п. 1 Правил заполнения заявления — приложение № 2 к Протоколу об обмене информацией между налоговыми органами стран — участниц ЕАЭС от 11.12.2009):
Для чего применяется ЭЦП, полученная в Федеральном казначействе, узнайте из публикации.
Распределение бумажных вариантов заявления:
О способах представления контролерам разнообразных отчетов узнайте из материалов:
Итоги
Если вы ввезли товары из Белоруссии, Казахстана, Киргизии или Армении, оформите заявление о косвенных налогах. Оно удостоверяет факт ввоза товаров из ЕАЭС и уплаты косвенных налогов.
В документе 3 раздела и приложение. Раздел 2 предназначен для проставления отметок налоговым органом, а в остальных импортер отражает сведения о покупателе, поставщике, товарах и т. д.
Заявление представляется налоговикам вместе с декларацией и иными документами.
Заявление о ввозе товаров от покупателя из ЕАЭС
Заявление о ввозе товаров от покупателя из ЕАЭС
При осуществлении экспорта в страны ЕАЭС: Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия, нужно подтверждать 0% ставки НДС и предоставить вместе с пакетом документов по сделке заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.
В будущем в ЕАЭС планируется создание единой базы по налоговым и таможенным органам и за счет этого упрощение процедур, но пока экспортёрам приходится запрашивать необходимые документы у контрагентов.
Риски неполучения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов:
При импорте товара из России иностранный покупатель из ЕАЭС должен сдать заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в налоговые органы, получить отметку о принятии налоговой и передать экземпляр российскому поставщику.
Не всегда удается её получить в том же квартале: ведение бухгалтерского учёта в этих странах ещё сложнее и дороже, чем в России и в практике встречаются случаи, когда бухгалтер «забыл» вовремя оплатить импортный НДС или сдать заявление в налоговые органы, либо есть ошибки в реквизитах или заявлении. Нужно обратить пристальное внимание иностранного заказчика на необходимость в срок оплатить и подать заявление, иначе нулевую ставку не удастся применить по этой сделке в текущем квартале.
Бывает, заказчик не предоставляет какие-либо документы преднамеренно. На практике могут быть разные обстоятельства: фирма обанкротилась или ликвидировалась, либо по своим каким-то убеждениям.
В каждой стране есть базы налогоплательщиков: перечень компаний, их руководителей, учредителей и аффилированных лиц. В России налоговая инспекция требует проверять контрагента на благонадежность.
Уведомление такого вида нужно получить, чтобы убедиться, что НДС уплачен контрагентом
Проверка контрагента в Казахстане
Что касается Казахстана, сложность в том, что доступ к этим данным возможно только через собственный БИН (аналог российского ИНН), то есть ваша компания должна быть зарегистрирована в Казахстане либо придётся запрашивать услугу по предоставлению данных у юридических фирм или адвокатов, что тоже будет являться дополнительными расходами.
Итак, где следует проверить казахстанского контрагента:
Если есть какие-либо сомнения, то юристы советуют в таких случаях не только прописывать в договоре штраф на сумму НДС при непредоставлении документов в течение 45 дней после совершения отгрузки, но и брать расписку с руководителя организации об обязательстве предоставления требуемых документов на сумму НДС. Также обязательно нужно указать в контракте место Арбитражного суда – лучше по своему месту нахождения, иначе будут большие дополнительные расходы.
В случае возникновения спорной ситуации нужно обращаться в суд. После получения исполнительного листа можно через министерство юстиции ждать взыскания с должника, либо самостоятельно передать его адвокату, у которого есть проверенные судебные исполнители для более вероятного получения причитающейся суммы.
Возможен вариант обращения непосредственно в налоговую службу Казахстана с уведомлением о неуплате налога контрагентом. Такой способ малоэффективен, потому что потребуется подтверждать факт неуплаты актом сверки с налоговой или декларацией, иначе налоговая не отреагирует.
Также некоторые страховые компании предлагают услугу страхования обязательств по договору и ещё банковская гарантия. Эти способы в некоторых случаях могут дать дополнительные гарантии успешного прохождения сделки и последующего возврата НДС.
Для того чтобы снизить вероятные риски при продажах в Казахстан и другие страны, следует осуществить комплексный подход и предусмотрительность на всех этапах сделки.
Компания ООО «ИФК «Титан74» предлагает российским поставщикам делегировать тяготы внешнеэкономической деятельности.
Приказ ФНС России от 13.12.2019 № ММВ-7-6/634@ «Об утверждении формата заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов российского налогоплательщика»
1.1. Формат заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов российского налогоплательщика согласно приложению N 1 к настоящему приказу.
1.2. Правила контроля заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов при его приеме в налоговом органе согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
2. Установить, что утвержденный настоящим приказом Формат заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов российского налогоплательщика применяется в отношении заявлений, представляемых в налоговый орган, начиная с 01.02.2020.
3. Признать утратившим силу с 01.02.2020 приказ ФНС России от 19.11.2014 N ММВ-7-6/590@ «Об утверждении формата заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов российского налогоплательщика».
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, контролирующего работу ФНС России и территориальных налоговых органов по предоставлению государственных услуг и исполнению государственных функций в электронном виде, в том числе в случаях организации и осуществления межведомственного информационного взаимодействия в электронном виде.
3. Имя файла обмена должно иметь следующий вид:
Передача файла от отправителя к конечному получателю может осуществляться в несколько этапов через другие (промежуточные) налоговые органы. Идентификатором A обозначается налоговый орган, в который налоговым агентом представляется файл обмена. Идентификатором K обозначается налоговый орган, в котором налоговый агент состоит на учете. В случае передачи файла от отправителя к конечному получателю без промежуточных этапов (т.е. при отсутствии налоговых органов, осуществляющих передачу на промежуточных этапах) значения идентификаторов A и K совпадают.
для организаций идентификатор отправителя информации представляется в виде девятнадцатиразрядного кода (идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП) организации);
Параметры первой строки файла обмена
Первая строка XML файла должна иметь следующий вид:
Имя файла, содержащего схему файла обмена, должно иметь следующий вид:
XSD схема файла обмена приводится отдельным файлом.
Для каждого структурного элемента логической модели файла обмена приводятся следующие сведения:
наименование элемента. Приводится полное наименование элемента ;
В строке таблицы могут быть описаны несколько элементов, наименования которых разделены символом «|». Такая форма записи применяется при наличии в файле обмена только одного элемента из описанных в этой строке.
сокращенное наименование (код) элемента. Приводится сокращенное наименование элемента. Синтаксис сокращенного наименования должен удовлетворять спецификации XML;
Для простых элементов, являющихся базовыми в XML, например, элемент с типом «date», поле «Формат элемента» не заполняется. Для таких элементов в поле «Дополнительная информация» указывается тип базового элемента;
дополнительная информация содержит, при необходимости, требования к элементу файла обмена, не указанные ранее. Для сложных элементов указывается ссылка на таблицу, в которой описывается состав данного элемента. Для элементов, принимающих ограниченный перечень значений из классификатора (кодового словаря и тому подобного), указывается соответствующее наименование классификатора (кодового словаря и тому подобного) или приводится перечень возможных значений. Для классификатора (кодового словаря и тому подобного) может указываться ссылка на его местонахождение. Для элементов, использующих пользовательский тип данных, указывается наименование типового элемента.
Правила составления налоговой отчетности «Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (форма 328.00)» (приложения 26, 27 к приказу Министра финансов Республики Казахстан от 12 февраля 2018 года № 166)
к приказу Министра финансов
от 12 февраля 2018 года № 166
Построчное заполнение заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (форма 328.00) в 2018 году (с 27 марта 2018 года)
Построчное заполнение заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (форма 328.00) в 2020 году
к приказу Министра финансов
от 12 февраля 2018 года № 166
Правила заполнения и представления налоговой отчетности
«Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (форма 328.00)»
Глава 1. Общие положения
2. Заявление состоит из трех разделов и приложения к нему, предназначенных для детального отражения информации о ввозе товаров и об исчислении налогового обязательства.
3. При заполнении заявления не допускаются исправления, подчистки и помарки.
4. При отсутствии сведений (информации), подлежащих отражению в Заявлении, соответствующие ячейки не заполняются.
5. Приложение к заявлению не составляется при отсутствии данных, подлежащих отражению в них.
6. При составлении заявления:
Страницы заявления и приложения должны быть пронумерованы налогоплательщиком.
7. Заявление на бумажном носителе составляется, подписывается, заверяется (печатью в установленных законодательством Республики Казахстан случаях либо электронной цифровой подписью) налогоплательщиком (налоговым агентом) на бумажном и (или) электронном носителях на казахском и (или) русском языках, в соответствии с пунктом 2 статьи 204 Налогового кодекса.
Заявление в электронном виде представляется посредством системы приема и обработки налоговой отчетности либо на электронном носителе, допускающим компьютерную обработку информации.
При этом заявление в электронном виде, представляемое посредством системы приема и обработки налоговой отчетности, заверяется электронной цифровой подписью налогоплательщика в соответствии с пунктом 2 статьи 204 Налогового кодекса.
Сведения, отраженные в заявлении в электронном виде, должны соответствовать сведениям, содержащимся в заявлении на бумажном носителе.
8. Заявление представляется налогоплательщиком либо его представителем на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде либо в электронном виде в орган государственных доходов по месту нахождения ( жительства) одновременно с налоговой декларацией по косвенным налогам по импортированным товарам.
9. Заявлению, представленному в электронном виде, присваивается регистрационный номер центральным узлом системы приема и обработки налоговой отчетности.
10. Заявление на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде представляется:
налогоплательщиком в случае, предусмотренном подпунктом 2) пункта 2 статьи 458 Налогового кодекса;
налогоплательщиком в случае, предусмотренном пунктом 8 статьи 444 Налогового кодекса.
11. Заявление, представленное на бумажном носителе, регистрируется органом государственных доходов в Журнале регистрации заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов под присвоенным центральным узлом системы приема и обработки налоговой отчетности регистрационным номером Заявления, представленного в электронном виде.
Данный регистрационный номер проставляется органом государственных доходов во втором разделе экземпляров заявления, представленных на бумажном носителе.
Глава 2. Пояснение по заполнению заявления
12. В правом верхнем углу каждой страницы заявления налогоплательщиком проставляется номер заявления, число, месяц и год его заполнения.
13. В строках «Продавец/Покупатель» заявления указываются:
Идентификационный код (номер) налогоплательщика;
наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество (при его наличии) индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
В случае заключения договора лизинга в соответствующей ячейке проставляется отметка «Х».
В случае заключения договора переработки давальческого сырья в соответствующей ячейке проставляется отметка «Х».
В случае заключения договора о приобретении товара у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в соответствующей ячейке проставляется отметка «Х».
В строке 01 (Продавец) указывается лицо, заключившее договор (контракт) с Покупателем, указанным в строке 02, или с комиссионером, поверенным.
В строке 02 (Покупатель) указывается налогоплательщик Республики Казахстан, импортировавший товары и представляющий заявление в орган государственных доходов по месту нахождения (жительства).
В строке 03 указывается код страны, адрес местонахождения (жительства) Продавца.
В строке 04 указывается код страны, адрес местонахождения (жительства) Покупателя.
Раздел 1 заполняется Покупателем товаров, а также комиссионером, поверенным, в случаях, установленных нормами статьи 455 Налогового кодекса.
В строке 05 указываются номер и дата договора (контракта), заключенного между Продавцом и Покупателем (комиссионером, поверенным), номера и даты спецификаций к договору (контракту), на основании которого импортированы товары на территорию Республики Казахстан с территории государства-члена.
В случае розничной купли-продажи при отсутствии договора (контракта), заключенного между Продавцом и Покупателем (комиссионером, поверенным), указываются номер и дата документа, подтверждающего получение (либо приобретение) импортированных на территорию Республики Казахстан товаров (в том числе чеки контрольно-кассовой машины, товарные чеки, закупочные акты).
Строки 06 и 07 заявления налогоплательщиком Республики Казахстан не заполняются. При этом данные строки могут быть заполнены налогоплательщиками (плательщиками) других государств-членов, если законодательством указанных государств не предусмотрена уплата косвенных налогов комиссионером, поверенным, агентом.
В случае ввоза налогоплательщиком Республики Казахстан на территорию Республики Казахстан товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья, приобретенного на территории другого государства-члена, и переработанного на территории третьего государства-члена, заполняется 2 (два) заявления, при этом:
при заполнении граф заявления, направляемого Продавцу товаров (давальческого сырья), в графах 2 и 6 таблицы указывается соответственно наименование и стоимость давальческого сырья;
при заполнении граф заявления, направляемого Продавцу работ по переработке давальческого сырья, в графах 2 и 6 таблицы указывается соответственно наименование товара, являющегося продуктом переработки, и стоимость работ по переработке давальческого сырья.
Для определения сумм косвенных налогов при импорте товаров налогоплательщиком заполняется таблица, в которой указываются:
См.: Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 5 ноября 2019 года на вопрос от 2 октября 2019 года № 572940 (dialog.egov.kz) «При заполнении заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов необходимо указывать наименование и код ТН ВЭД ЕАЭС товаров, отраженные в счете-фактуре, выписанном поставщиком государства-члена ЕАЭС»
В случае если налоговым законодательством Республики Казахстан предусмотрено освобождение от уплаты акцизов по ввезенным товарам на территорию Республики Казахстан и в графе 16 проставляется слово «льгота», в графе 19 проставляется «0» (ноль);
В случае, если налоговым законодательством Республики Казахстан предусмотрено освобождение от уплаты НДС по ввезенным товарам на территорию Республики Казахстан и в графе 18 проставляется слово «льгота», в графе 20 проставляется «0» (ноль).
Если транспортный (товаросопроводительный) документ, подтверждающий перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, имеет итоговую строку, допускается перенесение в одну строку заявления сведений итоговой строки транспортного (товаросопроводительного) документа с указанием общего наименования аналогичных друг другу ввозимых товаров.
Если в транспортном (товаросопроводительном) документе указаны подакцизные товары либо приведены показатели, относящиеся к товарам, облагаемым косвенными налогами по различным ставкам или имеющим различные единицы измерения, то в заявление переносятся все наименования товаров (каждая позиция) из транспортного (товаросопроводительного) документа.
Если транспортный (товаросопроводительный) документ, в котором отражено несколько аналогичных друг другу товаров, не имеет итоговой строки, то показатели, отраженные в каждой из строк товаросопроводительного (транспортного) документа, переносятся в заявление. При этом в графах 9 и 10 заявления указываются сведения одного и того же транспортного (товаросопроводительного) документа.
Если в счете-фактуре перечислены товары, которые указаны в нескольких транспортных (товаросопроводительных) документах, то в заявление переносятся позиции из каждого транспортного (товаросопроводительного) документа с учетом требований, изложенных выше. При этом в графах 11 и 12 заявления повторяются данные такого счета-фактуры.
Если выставление (выписка) счета-фактуры не предусмотрено законодательством государства-члена либо приобретение товаров осуществляется у налогоплательщика государства, не являющегося государством-членом, в графах 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и 12 таблицы раздела 1 заявления указываются сведения из иного документа, выставленного (выписанного) продавцом, подтверждающего стоимость импортированного товара.
Если участниками договора (контракта) увеличена цена импортированных товаров после истечения месяца, в котором товары были приняты налогоплательщиком к учету, то в таблице раздела 1 заявления делается следующая запись: «Корректировка значений показателей, указанных в зарегистрированном в налоговом органе заявлении от «__» _____ 20__ г №__, в связи с увеличением цены в «__» _____ 20__ г.» (указываются месяц и год, в которых участниками договора (контракта) увеличена цена). Дата и номер указываются из раздела 2 заявления. При этом в графе 1 таблицы раздела 1 заявления указывается порядковый номер товарной позиции, под которым она указана в заявлении, значения показателей которого корректируются. В графы 2, 3, 4, 5, 7 8, 9, 10, 11, 12, 13, 16, 17 и 18 таблицы раздела 1 заявления переносятся значения показателей из корректируемого заявления.
В графах 6, 14, 15, 19, 20 таблицы раздела 1 заявления указывается разница между измененными и предыдущими значениями показателей.
Если по истечении месяца, в котором ввезенные товары были приняты налогоплательщиком к учету, осуществлен их частичный возврат по причине ненадлежащих качества и (или) комплектации, то в таблице уточненного заявления делается следующая запись: «Взамен ранее представленного и зарегистрированного в налоговом органе заявления от «__» _____ 20__ г.
№ __ в связи с частичным возвратом». Дата и номер указываются из раздела 2 заявления. В таблице раздела 1 заявления указываются значения показателей без указания информации о частичном возврате. При этом в графе 1 таблицы раздела 1 заявления указывается порядковый номер товарной позиции, под которым она была указана в соответствующем заявлении.
Если представление налогоплательщиком заявления взамен ранее представленного заявления обусловлено причинами, не указанными в абзацах тридцать восьмом и тридцать девятом настоящего пункта, то в таблице такого заявления делается следующая запись: «Взамен ранее представленного и зарегистрированного в налоговом органе заявления от «__» _____ 20__ г.
№ __. Дата и номер указываются из раздела 2 заявления.
Если импортированный товар приобретен у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, то реквизит идентификационный код (номер) налогоплательщика продавца указывается при его наличии.
14. Раздел 3 заявления заполняется в том числе в следующих случаях:
3) при импорте с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена товаров, приобретаемых налогоплательщиком этого другого государства (Покупатель) на основании договора с налогоплательщиком государства, не являющегося государством-членом. При этом в строках 08 и 09 Покупателем, на территорию государства которого импортированы товары, указываются налогоплательщик государства-члена, с территории которого были экспортированы товары, применивший при реализации этих товаров ставку НДС в размере 0 процентов (освобождение по акцизам), и налогоплательщик государства, не являющегося государством-членом. В строках 10 и 11 указываются коды государств, налогоплательщиками которых являются указанные лица. В строке 12 отражаются реквизиты договора между указанными лицами. В этом случае реквизит «идентификационный код (номер) налогоплательщика» в строке 09 (а также в строке 01 раздела 1) являются необязательными для заполнения.
15. В тех случаях, когда в поставке товара участвуют более трех лиц, налогоплательщик в Приложении указывает сведения о сделках по реализации товаров (перемещении товаров) от Продавца (налогоплательщика государства-члена, с территории которого были вывезены товары, и представляющего в налоговый орган пакет документов, подтверждающий правомерность применения ставки НДС 0 процентов или освобождение от уплаты акцизов) до Покупателя (налогоплательщика, представляющего заявление) с указанием лиц, участников соответствующих сделок, а также сведений из договоров (контрактов): наименование, идентификационный код (номер) налогоплательщика, код страны, место его нахождения (жительства), номер договора (контракта), дата договора (контракта), номера и даты спецификаций.
16. При представлении заявления только в электронном виде должностное лицо органа государственных доходов в течение десяти рабочих дней со дня поступления заявления в электронном виде должно направить налогоплательщику уведомление о подтверждении факта уплаты косвенных налогов либо мотивированный отказ в электронном виде.
17. По заявлениям, представляемым на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде, должностное лицо органа государственных доходов в течение десяти рабочих дней со дня поступления заявления на бумажном носителе и документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 456 Налогового кодекса, должно его рассмотреть и подтвердить факт уплаты косвенных налогов (освобождения либо иного способа уплаты), либо мотивированно отказать в соответствующем подтверждении.
При представлении заявления на бумажном носителе один экземпляр остается в органе государственных доходов, три экземпляра возвращаются налогоплательщику с отметкой органа государственных доходов об уплате косвенных налогов (освобождении либо ином способе уплаты) в разделе 2 заявления. При этом налогоплательщик направляет два экземпляра заявления с отметкой органа государственных доходов налогоплательщику государства-члена, с территории которого экспортированы товары.