заявление в прокуратуру о предоставлении жилья детям сиротам образец
Прокурор разъясняет
Защита жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается одним из главных направлений деятельности прокуратуры.
Исполнение органами государственной власти и местного самоуправления требований законодательства об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, является одним из приоритетных направлений работы органов прокуратуры.
В силу ст.10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Наиболее эффективное правовое средство осуществления защиты жилищных прав детей-сирот – обращение прокурора в суд с исковым заявлением, поскольку именно судебное решение гарантирует применение мер государственного принуждения для реального восстановления нарушенных прав.
Право прокурора на обращение в суд с заявлением в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, предусмотрено статьей 45 ГПК РФ.
Основанием для подготовки прокуратурой искового заявления в интересах данной категории лиц является обращение в органы прокуратуры и результаты проведенной проверки, в ходе которой устанавливаются : факт наличия статуса ребенка-сироты и внесение ребенка в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
З аконным представителям детей-сирот предоставляется право самостоятельно подавать заявления о включении детей в список, что будет гарантией последующего предоставления последним жилья. Одновременно на органы опеки и попечительства возлагается осуществление контроля за своевременной подачей законными представителями детей-сирот заявления о включении детей в список. В случае неподачи законными представителями соответствующего заявления орган опеки и попечительства обязан принять меры по включению детей в список.
Жилые помещения предоставляются органом местного самоуправления детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот по их заявлению в письменной форме при достижении ими возраста 18 лет или приобретении полной дееспособности до достижения возраста 18 лет.
Обращение прокурора в суд в интересах данной категории лиц обеспечивает им надлежащую защиту их жилищных прав, а фактическое и сполнение судебных решений контролируется прокуратурой.
Собинская межрайонная прокуратура
Прокуратура
Владимирской области
Прокуратура Владимирской области
25 декабря 2020, 10:00
Защита жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей органами прокуратуры
Защита жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается одним из главных направлений деятельности прокуратуры.
Исполнение органами государственной власти и местного самоуправления требований законодательства об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, является одним из приоритетных направлений работы органов прокуратуры.
В силу ст.10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Наиболее эффективное правовое средство осуществления защиты жилищных прав детей-сирот – обращение прокурора в суд с исковым заявлением, поскольку именно судебное решение гарантирует применение мер государственного принуждения для реального восстановления нарушенных прав.
Право прокурора на обращение в суд с заявлением в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, предусмотрено статьей 45 ГПК РФ.
Основанием для подготовки прокуратурой искового заявления в интересах данной категории лиц является обращение в органы прокуратуры и результаты проведенной проверки, в ходе которой устанавливаются : факт наличия статуса ребенка-сироты и внесение ребенка в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
З аконным представителям детей-сирот предоставляется право самостоятельно подавать заявления о включении детей в список, что будет гарантией последующего предоставления последним жилья. Одновременно на органы опеки и попечительства возлагается осуществление контроля за своевременной подачей законными представителями детей-сирот заявления о включении детей в список. В случае неподачи законными представителями соответствующего заявления орган опеки и попечительства обязан принять меры по включению детей в список.
Жилые помещения предоставляются органом местного самоуправления детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот по их заявлению в письменной форме при достижении ими возраста 18 лет или приобретении полной дееспособности до достижения возраста 18 лет.
Обращение прокурора в суд в интересах данной категории лиц обеспечивает им надлежащую защиту их жилищных прав, а фактическое и сполнение судебных решений контролируется прокуратурой.
Отказ в обеспечении жильем сироты, достигшего 18 лет
В администрацию обратился гражданин с заявлением о предоставлении ему жилого помещения в рамках социальных гарантий прав детей-сирот по достижении 18 лет и по окончании получения профессионального образования. Администрация, наделенная соответствующими обязанностями по социальной поддержке детей-сирот законодательством субъекта РФ, отказала гражданину в предоставлении жилого помещения, сославшись на то, что муниципальному образованию из областного бюджета не были выделены средства на эти нужды. Правомерен ли отказ?
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются названным лицам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены этим лицам по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 8 указанной статьи дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта РФ.
Согласно ст. 3 Закона Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» предоставление жилого помещения сиротам носит заявительный характер и возможно при условии их письменного обращения (запроса) в органы местного самоуправления для включения в список граждан, нуждающихся в жилом помещении, до достижения 23-летнего возраста. Право на жилое помещение сохраняется за ними до фактического обеспечения жилым помещением.
Упомянутое выше законодательство не содержит норм, освобождающих субъект РФ или органы местного самоуправления от обязанности обеспечивать детей-сирот жилищем в связи с отсутствием финансирования.
Позиции судов, проанализированные Верховным Судом РФ в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 г., свидетельствуют о действенности судебной защиты детей-сирот.
Полагаю, жалоба на отказ, направленная в Прокуратуру города Ухты (169300, г. Ухта, ул. Чибьюская, д. 40а), должна подействовать на чиновников. А если местные прокуроры не помогут, то нужно писать в Прокуратуру Республики Коми (167982, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Пушкина, д. 23) и выше – в Генеральную прокуратуру РФ (101999, г. Москва, ул. Б. Дмитровка, д. 15 «а») или в суд.
Как добиться жилья для ребенка сироты после 18 лет + типовой иск о предоставлении жилого помещения вне очереди детям сиротам
Несмотря на законодательные гарантии, добиться жилья ребенку сироте на практике сложно. Чиновники придумывают различные отговорки, ссылаясь на очередь, отсутствие финансирование из казны. В результате ждать заветных квадратных метров приходится годами.
Между тем, не все сироты знают о своем праве получить жилое помещение без очереди. И в этом случае закон четко стоит на стороне людей. Задача состоит только в том, чтобы грамотно воспользоваться собственными правами.
Оптимальным выходом из ситуации станет обращение в суд. Ниже можно увидеть как образец искового заявления, так и показательные примеры из судебной практики. В самом конце даются полезные рекомендации, многократно проверенные на практике.
Как выбить квартиру сироте
Возьмем за основу ситуацию, когда сирота ранее официально поставлен на квартирный учет муниципальной властной структурой, ведающей обеспечением жилым фондом.
Когда соглашение в отношении специализированного найма не подписывается в обычном порядке, возможны 2 схемы предстоящих действий.
Первая подразумевает обращение в прокуратуру с жалобой по действиям местных властей. Если она является обоснованной, прокурор сам подаст иск в интересах сироты о предоставлении квартиры. Этому есть множество примеров из судебной практики.
А также гражданин, заинтересованный в получении недвижимости, вправе предъявить исковое заявление самостоятельно.
Образец стандартного искового заявления о предоставлении жилья сироте
Условно иск можно разделить на несколько блоков. В первом из них содержатся общие сведения о сторонах спора.
Дальше описывается то, в силу каких оснований автор обращения имеет юридический статус сироты, либо ребенка, вынужденно оставшегося без попечения матери и отца.
Затем обязательно пишут о том, что подавалось надлежащим образом составленное заявление в местный компетентный орган о постановке лица на квартирный учет. О результатах его рассмотрения указывается в описательной части.
Чтобы не было трудностей с подготовкой иска, приводим его ориентировочный образец применительно к Москве. Впрочем, доводы можно распространить на любой другой регион Российской Федерации.
Люблинский районный суд Москвы
ул. Марьинский Парк, 29
Истец: Парамонова Татьяна Евгеньевна
улица Победителей, 14, квартира, 25
Ответчик: Управа района Люблино Москвы
Третье лицо: Правительство Москвы
Государственная пошлина: 300 рублей
Исковое заявление о предоставлении жилья лицу, имеющему статус сироты
Парамонова Татьяна Евгеньевна, 15.04.2000 г. рождения в соответствии с действующим законодательством РФ относится к гражданам, которые официально считаются сиротами. Когда ей только исполнилось 3 года, после болезни умерла мама. О своем отце она ничего не знает, поскольку мать вписала его инициалы со своих слов.
Жилищный кодекс Российской Федерации и ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996 г., закрепляющий социальные гарантии от государства квартиры сиротам и дает преимущественное право указанным гражданам на решение проблем с жильем из отдельного специализированного фонда.
Как сирота, истец на момент предъявления требований в суд, состоит на учете в управе Люблино Москвы по отдельному списку. Это удостоверяется решением № 117 от 15.01.2015 г.
После достижения совершеннолетия у истца есть законное право на основании ст. 8 закона № 159-ФЗ получить жилье без очереди.
В настоящее время заявитель постоянно проживает и зарегистрирован у своей тети. На жилплощади проживает еще 4 человека. Поэтому условия считаются неблагоприятными.
Вместе с тем, ответчик на момент подачи иска, жилье из специализированного фонда не предоставил. В ответ на телефонный звонок получено извещение за исходящим № 46 от 15.12.2018 г., согласно которому Парамонова Т. А. стоит в очереди под № 432.
Считаю, что наличие очереди для сирот противоречит законодательству. Так, жилье сиротам должно предоставляться немедленно после достижения 18 лет. Ни статья 8 закона № 159-ФЗ, ни Жилищный кодекс РФ не предусматривает формирования очередности для людей, отнесенных к сиротам.
На основании изложенных выше сведений, опираясь на статью 8 ФЗ № 159, положения ЖК РФ, иные нормы действующего в актуальной редакции законодательства
Прошу суд:
1) Обязать ответчика передать, Парамоновой Татьяне Евгеньевне, жилое помещение по договору о специализированном найме с площадью не меньше принятых в Москве социальных норм во внеочередном порядке за счет средств городского бюджета.
2) Взыскать с ответчика судебные расходы.
Приложение:
1) Квитанция об оплате требуемой государственной пошлины.
2) Доказательства, подтверждающие статус сироты.
3) Копия решения № 117 от 15.01.2015 г. управы Люблино города Москвы.
4) Копия извещения о постановке в очередь.
5) Копия искового заявления с материалами ответчику и третьему лицу.
Истец: Парамонова Т. Е.
Иск о предоставлении квартиры сироте
Судебная практика в отношении предоставления жилья в пользу детей-сирот
Статистика по делам говорит о том, что исковые заявления сирот на получения жилья в основной своей массе удовлетворяются. Важно правильно обосновать соответствующий социальный статус.
Помимо прочего, суды обращают внимание на то, включен ли человек, оставшийся без родителей в список, сформированный местным органом власти. Если нет, то в требованиях, скорее всего, будет отказано.
Далее логично привести несколько примеров из судебной практики. Они помогут отстоять заинтересованным лицам свои интересы.
Отсутствие бюджетного финансирования не является поводом для отказа в решении жилищного вопроса
В суд к местной районной администрации обратился прокурор в интересах девочки, оставшейся без попечения родителей. Он попросил предоставить ей благоустроенное помещение на основе договора о спец найме исходя из предусмотренных норм.
В иске было отмечено, что мать и отец ребенка лишены своих родительских прав, на данный момент над ним установлена опека, и он прописан у пожилой бабушки. Кроме того, девушка включена в список лиц, которые должны быть на законных основаниях обеспечены жильем.
Представитель администрации признал право гражданки на жилое помещение.
Однако при этом было отмечено, что на текущий момент на исполнении находятся несколько аналогичных судебных решений. При этом, в бюджете отсутствуют средства для полноценного решения возникшей жилищной проблемы.
Красносельский районный суд Костромской области в своем решении от 27.09.2018 г. по делу № 2-342/2018 требования прокурора поддержал.
Судья отметила, что предоставление подходящего жилого помещения детям-сиротам и приравненным к ним лицам должно осуществляться немедленно после их обращения. Отсутствие финансирования обеспечения жильем из средств бюджета не является основанием для отказа.
Необходимо предварительно встать на учет для получения жилья
Показательное дело рассмотрел Ворошиловский районный суд Волгограда.
С заявлением обратился уже взрослый гражданин с просьбой включить его в список лиц, нуждающихся в жилых помещениях для детей-сирот. В иске он объяснил, что мать отказалась забирать его из детского дома, а об отце он не знает.
Кроме того, ему на длительное время был назначен официальный опекун, который не позаботился о решении проблемных жилищных вопросов. Поэтому истец считает, что он вправе претендовать на жилую площадь, предоставляемую сиротам и людям, оставшимся в жизни без родительского попечения.
Ответчик, уполномоченный орган местной власти, против адресованного к нему иска возражал. Адвокат отметил, что инициатор обращения в суд не подавал документы, полагающиеся для предоставления жилья.
В результате решением от 29.10.2018 г., дела № 2-2255/2018 в иске полностью отказано.
Ориентация на местное законодательство
Региональные власти РФ вправе устанавливать свои особенности предоставления мест для последующего проживания детей-сирот и лиц, приравненных к ним. В связи с этим суды должны принимать в расчет региональные правовые акты.
Примером может стать решение Шадринского районного суда Курганской области от 07.09.2018 года по делу № 2-1041/2018. В нем суд удовлетворил иск прокурора, предъявленный от имени гражданки, оставшейся без попечения собственных родителей.
Местная администрация против требований возражала со ссылкой на то, что существует очередность по рассматриваемой категории лиц. Однако суд эти доводы отклонил.
Он обязал ответчика предоставить девушке жилое помещение с общей площадью не менее 15 квадратных метров. Именно такие нормы действуют в Курганской области для сирот.
Очередности для сирот не существует
Зачастую местные органы власти, отказывая в помощи, ссылаются на перечень детей-сирот, которые на самом деле нуждаются в улучшении условий проживания.
Однако суды однозначно стоят на той позиции, что данный список не равносилен традиционной квартирной очереди.
В качестве иллюстрации можно привести решение Илимпийского районного суда Краснодарского края от 07.09.2018 г. по делу № 2-221/2018 года. Он удовлетворил иск прокурора, предъявленный в интересах сироты.
Судья указала, что формирование официального списка для цели предоставления жилья не означает установления порядковой очереди на него.
Кроме того, в решение отмечено, что отсутствие финансирования не должно влиять на механизм надлежащего обеспечения жилплощадью.
Важные рекомендации
Практика говорит о том, что детям-сиротам, оставшимся без родителей, трудно отстоять свои права без квалифицированной юридической поддержки. Поэтому чтобы человеку защитить свои интересы необходим иск о предоставлении жилья сироте.
Для его подготовки, можно воспользоваться такими практическими советами:
Наличие положительного, вступившего в законную силу судебного решения имеет ряд преимуществ. Так, помочь исполнить решение могут приставы. Кроме того, появится приоритет перед существующей очередью на жилье.
О практике предъявления прокурорами заявлений исков в защиту жилищных прав граждан
Конституционное право на жилище является основным правом человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях.
Также конституционное право распространяется на предоставление жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, на оказание содействия гражданам в улучшении их жилищных условий, а также на гарантию неприкосновенности жилища, исключение случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации). Право на жилище является субъективным правом граждан и реализуется в различных по юридической природе правоотношениях.
Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 марта 2005 года.
В последнее время большое внимание органы прокуратуры РФ уделяют исправлению ситуации, связанной с непредоставлением в срок жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Генеральной прокуратурой РФ с привлечением прокуроров субъектов РФ проводятся регулярные проверки соблюдения законодательства о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также исполнения расходных обязательств по финансированию мероприятий по обеспечению жильем данной категории граждан. В некоторых случаях даже после вступления решений в законную силу исполнение исчисляется годами.
Основаниями для обращения в суд работников прокуратуры чаще всего являются результаты проверок по обращениям детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или их законных представителей. В I полугодии 2012 г. прокурорами края в защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлено 204 иска.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 01.01.2005).
На основании статьи 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться другие дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 N 1939-419 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет33 кв. м для одиноких граждан.
Согласно ст. 1 Закона Пермского края от 14 июля 2008 г. N 255-ПК право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В основу приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» положены соответствующие федеральная и региональная целевые программы. Успешное воплощение этих программ в жизнь невозможно без неукоснительного исполнения органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами федерального законодательства, без обеспечения режима законности в деятельности хозяйствующих субъектов, вовлеченных в данную сферу правоотношений, без соблюдения прав и свобод граждан.
В силу статьи 72 Конституции РФ указанные направления приоритетного национального проекта входят в предмет совместного правового регулирования Российской Федерации и ее субъектов и осуществляются на условиях софинансирования.
При осуществлении надзора за исполнением законов и за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами прокуратуры систематически проводятся проверки исполнения законодательства в сфере реализации данного национального проекта, по результатам которых прокурорами принимаются различные меры прокурорского реагирования. В частности, прокурорами используются предоставленные частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ полномочия по обращению с исковыми заявлениями в суд в интересах граждан.
По указанному направлению в 2012 г. в суд предъявлено 147 заявлений. Из них 38 удовлетворено, прекращено в связи с добровольным удовлетворением требований – 3.
Задачами данного национального проекта являются долевое участие граждан в строительстве жилых помещений, развитие ипотечного кредитования, обеспечение жильем военнослужащих, беженцев, несовершеннолетних узников фашистских лагерей, ветеранов Великой Отечественной войны, выдача государственных жилищных сертификатов, переселение граждан из аварийного и ветхого жилья, капитальный ремонт жилых домов.
В сфере надзора за исполнением законодательства о реализации данного национального проекта прокуроры занимают активную позицию по защите прав граждан.
Так, прокуратурой Кишертского района была проведена проверка в администрации Андреевского сельского поселения по обращению вдовы ветерана ВОВ Си-вой А.П. по факту отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Прокуратурой района в Кишертский районный суд было направлено исковое заявление о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации Андреевского сельского поселения и постановке на учет Си-вой А.П. Гражданское дело по иску прекращено в связи с добровольным удовлетворением требований прокурора.
Иск к Министерству социального развития Пермского края о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в интересах вдовы участника Великой Отечественной войны заявлен в июне 2012 года прокурором г. Добрянки.
Прокурором г. Добрянки в декабре 2011 года и прокурором г. Александровска в феврале 2012 г. направлены в суд исковые заявления в интересах узников фашистских концлагерей о признании незаконными решений жилищных комиссий об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В марте 2012 г. Ленинским районным судом г. Перми в удовлетворении требований прокурору г. Добрянки было отказано. Однако в дальнейшем по апелляционному представлению прокурора решение районного суда отменено, исковые требования удовлетворены. Иск прокурора г. Александровска находится в стадии рассмотрения.
Участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, должны обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета независимо от даты постановки на учет.
В интересах граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье, прокурорами направляются следующие категории исков:
Исковые заявления по обозначенным категориям направлялись преимущественно по результатам рассмотрения обращений граждан о нарушении органами местного самоуправления требований жилищного законодательства.
Согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
При предоставлении жилого помещения в порядке ст. 87 ЖК РФ в соответствии со ст. 89 ЖК РФ оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Прокуратурой Нытвенского района в целях защиты прав граждан, а также в рамках представленных полномочий ст. 45 ГПК РФ направлено в Нытвенский районный суд исковое заявление с требованием возложить на администрацию Чекменевского сельского поселения Нытвенского муниципального района Пермского края обязанность по проведению обследования межведомственной комиссией жилого дома по адресу: Нытвенский район, с. Чекмени, ул. Тополиная, 36, в целях признания (непризнания) его аварийным и жилого помещения в доме – квартиры – пригодным (непригодным) для проживания, с составлением соответствующего акта (заключения), а также 10 исковых заявлений с требованиями обязать администрацию Нытвенского городского поселения предоставить конкретным гражданам жилые помещения, расположенные на территории г. Нытвы, благоустроенные применительно к условиям г. Нытвы, отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее ранее занимаемой.
Граждане, проживающие в ветхом и аварийном жилье, довольно часто обращаются в прокуратуру для защиты своих прав. Так, в прокуратуру Орджоникидзевского района г. Перми за период с 2011 по май 2012 года поступило 87 заявлений граждан, проживающих в аварийном (ветхом) жилье. В суд по результатам их рассмотрения в 2012 г. направлено 77 заявлений, все находятся в стадии рассмотрения.
Исходя из этого, следует, что строительство доступного жилья в нашем крае ведется недостаточно. Обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилья нуждающимся гражданам исполняется не в полном объеме.
Прокурором Добрянки направлен в суд иск в интересах семьи Ко-вых с целью восстановления нарушенных жилищных прав. Истцам взамен двухкомнатной квартиры, расположенной в жилом помещении, признанном аварийным, администрацией Добрянского городского поселения предоставлена квартира-студия, которая фактически является однокомнатной. Районным судом требования удовлетворены. Исходя из п. 37 Постановления пленума Верховного суда РФ от 02.09.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Жилое помещение, предоставляемое по решению суда, должно отвечать уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населенного пункта, принимая во внимание прежде всего уровень благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населенном пункте, не должны быть ухудшены жилищные условия выселяемых в него граждан. При этом неблагоустроенность жилого помещения, из которого выселяется гражданин, и(или) отсутствие в нем коммунальных удобств не являются основанием для предоставления ему жилого помещения, не отвечающего требованиям статьи 89 ЖК РФ.
Прокурором г. Добрянки в феврале 2012 года направлено в суд заявление об оспаривании решения Думы Добрянского городского поселения «Об установления учетной нормы площади жилого помещения в Добрянском городском поселении для участников Великой Отечественной войны». Органом местного самоуправления не предоставлено право введения указанной нормы. Решение Думы принято в нарушение предоставленных полномочий. Заявление прокурора удовлетворено. Решение признано недействующим с момента принятия.
Однако чаще всего прокурорами предъявляются требования в интересах граждан о предоставлении им равнозначного жилого помещения, однако, когда заинтересованные лица являются малоимущими, можно заявлять требования о предоставлении жилого помещения по норме предоставления.
Так, прокурором Мотовилихинского района г. Перми предъявлен в Ленинский районный суд иск в интересах Ти-вых. Удовлетворяя иск прокурора, суд исходил из положений ст. 57 ч. 2 п. 1 ЖК РФ. Решением комитета социальной защиты населения администрации г. Перми Ти-вы признаны малоимущими. Управление жилищных отношений администрации г. Перми отказало Ти-вым в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении (распоряжение от 29.09.2010 N 1383). Доказательств утраты Ти-выми права пользования спорным жилым помещением суду на день рассмотрения дела не представлено.
В связи с этим жилое помещение семье должно предоставляться исходя из нормы предоставления в размере 15 кв. м общей площади жилого помещения на человека. Решение вступило в законную силу.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что исковая работа прокуроров в данном направлении стала более разнообразной. Исполнение всех решений находится на контроле прокуратуры.
Ирина Кузнецова, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Пермского края, советник юстиции
Источник: Прокуратура Пермского края Материалы по теме