здоровая семья здоровые отношения

Принципы здоровой семейной жизни

Ната­лья Яра­со­ва, пси­хо­лог-кон­суль­тант Мис­си­о­нер­ско­го отде­ла Туль­ской епар­хии для «Азбу­ки супружества».

В наше вре­мя коли­че­ство раз­во­дов за год про­сто ужа­са­ет – соглас­но ста­ти­сти­ке, в 2020 году рас­па­лось 73% бра­ков. Конеч­но, речь не идет о том, что люди поже­ни­лись и сра­зу раз­ве­лись. 73% – это коли­че­ство раз­во­дов (в 2020 году 564033) по отно­ше­нию к чис­лу бра­ков (770760).

Более 40% супру­гов раз­во­дят­ся в тече­ние пер­вых 4 лет сов­мест­ной жиз­ни, еще 25% – на 5–9 году бра­ка. Лишь 32% семей­ных пар пере­ша­ги­ва­ют за 10-лет­ний рубеж «розо­вой» или, по-дру­го­му, «оло­вян­ной» свадьбы.

Такое назва­ние пер­во­му серьез­но­му юби­лею супру­же­ской жиз­ни в наро­де дали не слу­чай­но: роза сим­во­ли­зи­ру­ет то, что в отно­ше­ни­ях меж­ду супру­га­ми сохра­ни­лась любовь. А вот оло­во – это очень пла­стич­ный металл, кото­рый озна­ча­ет гиб­кость семей­ных отно­ше­ний. Пред­по­ла­га­ет­ся, что за 10 лет сов­мест­но­го про­жи­ва­ния супру­ги уже хоро­шо узна­ли и научи­лись пони­мать друг дру­га с полу­сло­ва, при­но­ро­ви­лись кон­струк­тив­но раз­ре­шать семей­ные кон­флик­ты, при­об­ре­ли спо­соб­ность идти на ком­про­мис­сы в слож­ных ситу­а­ци­ях. Мета­фо­ри­че­ски супру­ги с таким ста­жем напо­ми­на­ют сло­жен­ные вме­сте оло­вян­ные лож­ки, кото­рые повто­ря­ют изги­бы друг друга.

И в самом деле, клю­чом к бла­го­по­луч­ным семей­ным отно­ше­ни­ям явля­ет­ся вза­им­ная гиб­кость, а глав­ным пре­пят­стви­ем на пути к ком­форт­но­му сосу­ще­ство­ва­нию ста­но­вит­ся неже­ла­ние одно­го из супру­гов, или даже обо­их, усту­пать, менять­ся, про­сить про­ще­ния или прощать.

К сожа­ле­нию, в супру­же­ских парах про­яв­лять гиб­кость неред­ко слож­нее, чем, напри­мер, в отно­ше­ни­ях друж­бы. Но это про­ис­хо­дит не отто­го, что сами супру­же­ские отно­ше­ния пред­по­ла­га­ют какой-то сверх­вы­со­кий уро­вень гиб­ко­сти. Дело в другом.

Отно­ше­ния меж­ду супру­га­ми – это необы­чай­но близ­кая связь, в кото­рой частич­но сти­ра­ют­ся гра­ни­цы меж­ду муж­чи­ной и жен­щи­ной. Заклю­чив­шие брак супру­ги ста­но­вят­ся двое в одном: “Тот, кто не соеди­нен уза­ми бра­ка, не пред­став­ля­ет собою цело­го, а лишь поло­ви­ну. Муж­чи­на и жен­щи­на не два чело­ве­ка, а один чело­век” (свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст). Из-за этой бли­зо­сти супру­ги чрез­вы­чай­но чув­стви­тель­ны к любым «эмо­ци­о­наль­ным дви­же­ни­ям» в паре. Любая мелочь, на кото­рую чело­век не обра­тил бы вни­ма­ния в дру­гих отно­ше­ни­ях, может стать кам­нем пре­ткно­ве­ния в отно­ше­ни­ях мужа и жены.

«Супру­ги ста­ли в бра­ке еди­ным суще­ством, не зна­ют, где кон­ча­ет­ся она и начи­на­ет­ся он; но каж­дый из них при­нес в это един­ство свои духов­ные боляч­ки. И каж­до­му при­дет­ся ощу­тить на себе груз этой “само­сти” сво­е­го избран­ни­ка, его эго­из­ма и внут­рен­ней испор­чен­но­сти. Две “само­сти” начи­на­ют раз­ры­вать это един­ство любя­щих людей изнут­ри. Любая ссо­ра гро­зит пре­вра­тить­ся в ката­стро­фу, пото­му что в бра­ке, оби­жая дру­го­го, чело­век, по сути, нано­сит рану само­му себе. Брак дела­ет вза­и­мо­про­ник­но­ве­ние двух людей почти абсо­лют­ным, а два эго­из­ма муча­ют эту еди­ную плоть, исполь­зуя самые незна­чи­тель­ные при­чи­ны для ссо­ры. Такая духов­ная кор­ро­зия может неза­мет­но под­то­чить и уни­что­жить самую горя­чую любовь. И сохра­нить ее мож­но лишь с Божи­ей помо­щью» (Алек­сандр Ткаченко).

В отно­ше­ни­ях меж­ду муж­чи­ной и жен­щи­ной мак­си­маль­но высок уро­вень ожи­да­ний от сво­ей пары, при этом столь же мак­си­маль­но ярко и силь­но про­яв­ля­ют­ся все лич­ност­ные амби­ции человека.

К сожа­ле­нию, часто тре­бо­ва­ния чело­ве­ка по отно­ше­нию к сво­е­му супру­гу очень высо­ки, но сам он при этом не хочет менять­ся ради ком­фор­та семьи и люби­мо­го: не готов усту­пать, не уме­ет слу­шать и слы­шать дру­го­го, при­ни­мать во вни­ма­ние его жела­ния. Вме­сто это­го есть ожи­да­ние срод­ни тре­бо­ва­нию: «он гово­рит, что любит меня, зна­чит, он дол­жен, обя­зан обо мне забо­тит­ся – во всех смыслах».

При этом за мужем или женой такой чело­век слов­но не при­зна­ет пра­ва вза­им­но рас­счи­ты­вать на свою забо­ту – по край­ней мере до тех пор, пока не сочтет, что о нем самом поза­бо­ти­лись доста­точ­но. Эта­кое «сна­ча­ла заслу­жи мою любовь, забо­ту и т.п.».

Вме­сто того, что­бы при­ме­нить и к себе само­му тре­бо­ва­ние «и я его люб­лю, и должен/должна о нем забо­тить­ся», чело­век слов­но избе­га­ет раз­мыш­ле­ний о соб­ствен­ном дол­ге супру­же­ской люб­ви. Он посто­ян­но при­ду­мы­ва­ет оправ­да­ния сво­ей тре­бо­ва­тель­но­сти. Раз­но­об­раз­ные пре­тен­зии мож­но све­сти к одной фор­му­ле: «поче­му я должен/должна забо­тить­ся о супру­ге, если она/он не дела­ет того-то и того-то?!».

Но такие раз­мыш­ле­ния – путь в нику­да. Ожи­да­ние вся­ких благ в свой адрес как усло­вие люб­ви – это про­яв­ле­ние некой внут­рен­ней эмо­ци­о­наль­ной жад­но­сти, свой­ствен­ной инфан­тиль­ным и нев­ро­ти­че­ским личностям.

Не сек­рет, что ныне очень мод­но сето­вать на свою «недо­люб­лен­ность» и посто­ян­но искать запол­не­ние той внут­рен­ней пусто­ты, кото­рая обра­зо­ва­лась в резуль­та­те мате­рин­ской депри­ва­ции (эмо­ци­о­наль­ной холод­но­сти роди­те­лей, осо­бен­но мате­ри, по отно­ше­нию к ребен­ку). Еще хуже, если у чело­ве­ка есть нега­тив­ный опыт обще­ния с про­ти­во­по­лож­ным полом.

Такая трав­ми­ро­ван­ная лич­ность обыч­но исхо­дит из иллю­зор­но­го пред­став­ле­ния о том, что заткнуть внут­рен­нюю эмо­ци­о­наль­ную дыру помо­жет любовь како­го-то чело­ве­ка – глав­ное най­ти любя­ще­го и забот­ли­во­го. Во вре­мя уха­жи­ва­ний, в так назы­ва­е­мый «кон­фет­но-букет­ный пери­од», влюб­лен­ный чело­век иде­а­ли­зи­ру­ет сво­е­го избран­ни­ка, и поэто­му полон надежд, что вот – нако­нец-то оно! Этот чело­век как раз меня «долю­бит»! Даст все, чего не хва­та­ло в детстве!

Сам того не заме­чая, жела­ю­щий вос­пол­не­ния недо­по­лу­чен­ной когда-то люб­ви чело­век наде­ля­ет сво­е­го парт­не­ра функ­ци­я­ми роди­те­ля, то есть ожи­да­ет от супру­га того, что недо­да­ли ему род­ные отец и мать. Но, по умол­ча­нию, супруг не может дать того, что дают ребен­ку роди­те­ли. Как бы силь­но он не любил, это любовь – супру­же­ская, а не роди­тель­ская. То есть ожи­да­ния от супру­га вос­пол­не­ния недо­по­лу­чен­ной люб­ви – это мифи­че­ские, зара­нее неоправ­дан­ные ожидания.

Точ­но так­же супруг не может ком­пен­си­ро­вать любовь, кото­рую «недо­дал» преды­ду­щий чело­век, с кото­рым были отно­ше­ния. Это дру­гой чело­век, и его любовь про­сто другая.

Самый слож­ный вари­ант эмо­ци­о­наль­ной жад­но­сти – это такое про­яв­ле­ние эго­из­ма, когда один или оба супру­га про­сто нена­сыт­ны в сво­ей тре­бо­ва­тель­но­сти. Порой чело­век счи­та­ет, что это о нем все долж­ны забо­тить­ся, а он – не дол­жен, так как в сво­ем созна­нии он явля­ет­ся цен­тром сво­ей соб­ствен­ной все­лен­ной, а зна­чит – и всей семьи. Такой чело­век счи­та­ет, что род­ные – осо­бен­но муж (жена) – долж­ны убла­жать его, обес­пе­чи­вать его ком­форт, в том чис­ле – эмо­ци­о­наль­ный. Если оба супру­га явля­ют­ся таки­ми эго­и­ста­ми, то в семье неиз­беж­ны посто­ян­ные кон­флик­ты. Если толь­ко один – то отно­си­тель­но бла­го­по­луч­ны­ми отно­ше­ния могут быть, толь­ко если вто­рой супруг обла­да­ет жерт­вен­ным харак­те­ром и готов посвя­тить само­го себя удо­вле­тво­ре­нию потреб­но­стей супру­га. К сожа­ле­нию, в сего­дняш­нем обще­стве потре­би­тель­ский под­ход, в том чис­ле, в отно­ше­ни­ях, откры­то про­па­ган­ди­ру­ет­ся, насаж­да­ет­ся в созна­нии с само­го дет­ства. Эго­изм явля­ет­ся гораз­до более частой при­чи­ной завы­шен­ных ожи­да­ний от супру­га, чем пси­хо­ло­ги­че­ская трав­ма дет­ства или опы­та лич­ной жиз­ни. Более того – насто­я­щая или наду­ман­ная «недо­люб­лен­ность» сама по себе ста­но­вит­ся оправ­да­ни­ем эго­из­му и несет­ся, как зна­мя с деви­зом «мне должны».

Полу­ча­ет­ся, что ожи­да­ние люб­ви в свой адрес у неко­то­рых людей – это не про­сто потреб­ность быть нуж­ным и люби­мым, а тре­бо­ва­ние какой-то кон­крет­ной люб­ви, соот­вет­ству­ю­щей их пред­став­ле­ни­ям, более того – это нена­сыт­ное тре­бо­ва­ние. И обыч­но супруг не может дать имен­но такую любовь и имен­но столь­ко люб­ви – по раз­ным причинам.

Поэто­му при таких жад­ных ожи­да­ни­ях ощу­ще­ние недо­ста­точ­ной забо­ты по отно­ше­нию к себе фак­ти­че­ски неиз­беж­но. То есть ждать, пока супруг даст доста­точ­ное коли­че­ство люб­ви, после чего мож­но будет любить и забо­тить­ся в ответ, в таких слу­ча­ях бес­по­лез­но, ибо люб­ви и забо­ты в свой адрес все­гда будет казать­ся мало.

К тому же рано или позд­но иде­а­ли­за­ция парт­нё­ра завер­ша­ет­ся про­зре­ни­ем, порой болез­нен­ным. Поняв, что любил «при­ду­ман­но­го» чело­ве­ка, супруг не все­гда готов любить реального.

Про­бле­ма в том, что «недо­люб­лен­ность» зача­стую невер­но интер­пре­ти­ру­ют. Отча­сти виной тому широ­кое рас­про­стра­не­ние бла­го­да­ря Интер­не­ту т.н. «попу­ляр­ной пси­хо­ло­гии», зача­стую очень дале­кой от той пси­хо­ло­гии, что роди­лась в резуль­та­те иссле­до­ва­ний чело­ве­че­ской психики.

Совер­шен­но непра­виль­но исполь­зо­вать «недо­люб­лен­ность» как оправ­да­ние сво­е­му эго­из­му. Под мас­кой соб­ствен­ной «пси­хо­ло­ги­че­ской трав­ми­ро­ван­но­сти» чело­век даже от само­го себя пря­чет свою небла­го­дар­ность и неуме­ние ценить дан­ное и дава­е­мое ему в отношениях.

И в самом деле – очень часто ощу­ще­ние нехват­ки люб­ви в супру­же­ских отно­ше­ни­ях свя­за­но не с тем, что мало люб­ви как тако­вой. Про­сто у чело­ве­ка есть свое­об­раз­ный фильтр, кото­рый про­пус­ка­ет в созна­ние, в душу отно­ше­ние к нему дру­гих людей. И если одни люди уме­ют при­ни­мать дава­е­мое «как есть», то дру­гие иска­жа­ют полу­ча­е­мое в соот­вет­ствии с соб­ствен­ны­ми пред­став­ле­ни­я­ми о том, как и что им долж­ны давать – и чаще все­го в резуль­та­те полу­ча­ют «мало» и «не так». Мно­гие реаль­но не спо­соб­ны верить в то, что их любят. А неко­то­рые люди вооб­ще не уме­ют «видеть», осо­зна­вать дава­е­мое, у них «фильтр чувств» слов­но непро­ни­ца­е­мый барьер.

В какой-то сте­пе­ни неуме­ние при­ни­мать и чув­ство­вать любовь по отно­ше­нию к себе, дей­стви­тель­но, свя­за­но с пре­сло­ву­той недо­люб­лен­но­стью. Уже упо­мя­ну­тая мате­рин­ская депри­ва­ция спо­соб­ству­ет фор­ми­ро­ва­нию типа лич­но­сти с недо­ста­точ­но раз­ви­тым эмо­ци­о­наль­ным интел­лек­том, то есть нераз­ви­той спо­соб­но­стью осо­знан­но чув­ство­вать, рас­по­зна­вать свои и чужие эмо­ции, пони­мать и учи­ты­вать их, кон­тро­ли­ро­вать и т.д.

Одна­ко невер­но думать о том, что «раз уж так меня вос­пи­та­ли, то так и живу».

Эмо­ци­о­наль­ный интел­лект – это свой­ство лич­но­сти, кото­рое мож­но раз­ви­вать. Но при одном усло­вии – необ­хо­ди­мо жела­ние само­го чело­ве­ка раз­вить эту сто­ро­ну сво­ей пси­хи­ки. При­чем, раз­ви­вать эмо­ци­о­наль­ный интел­лект нуж­но в две сто­ро­ны – и в отно­ше­нии сво­их соб­ствен­ных эмо­ций, и в отно­ше­нии эмо­ций дру­гих людей. То есть это раз­ви­тие в себе спо­соб­но­сти сочув­ство­вать, сопереживать.

Очень часто в ходе семей­ных пси­хо­ло­ги­че­ских кон­суль­та­ций мож­но услы­шать: «Я на него наору – и мне лег­че ста­но­вит­ся». Если же спра­ши­ва­ешь: «а как ста­но­вит­ся ему?» – в ответ чело­век про­сто жмёт пле­ча­ми. Он не дает себе тру­да заду­мать­ся – как реа­ги­ру­ет на агрес­сив­ное пове­де­ние супруг. Ведь если допу­стить, что супру­гу боль­но, при­чем по вине само­го чело­ве­ка, то ему при­дет­ся при­знать не про­сто свою вину, но и свою ответ­ствен­ность за происходящее.

Ответ­ствен­ность же пред­по­ла­га­ет необ­хо­ди­мость дей­ство­вать – дей­ство­вать в соот­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­я­ми супру­же­ской любви.

Тут всту­па­ет в дей­ствие мыс­лен­ная «иллю­зия выиг­ры­ша-про­иг­ры­ша». Она состо­ит в убеж­де­нии, что обя­за­тель­но есть про­иг­рав­шая сто­ро­на и сто­ро­на выиг­рав­шая. И если тебе при­дет­ся усту­пить, то выиг­ра­ет дру­гой чело­век, а ты обя­за­тель­но про­иг­ра­ешь. Эта иллю­зия дей­ству­ет в любом кон­флик­те, но имен­но в семей­ных отно­ше­ни­ях она чет­ко пока­зы­ва­ет изна­чаль­ную ошиб­ку в само­ощу­ще­нии чело­ве­ка в семей­ной «систе­ме коор­ди­нат». Мож­но ска­зать – кар­ди­наль­ную ошибку.

Вме­сто того, что­бы вос­при­ни­мать себя как часть семьи, как одно­го из реаль­ных супру­гов (эти­мол. – соупряж­ни­ков, парой в одной упря­жи), то есть, по сути, еди­ный орга­низм, дей­ству­ю­щий с еди­ной целью, чело­век упря­мо дер­жит­ся за свою самость, опа­са­ясь поте­рять себя в отно­ше­ни­ях. Отто­го и вою­ет с супру­гом, сорев­ну­ет­ся, пыта­ет­ся полу­чить боль­ше – боль­ше вла­сти, право­ты, боль­ше люб­ви. Но нетруд­но пред­ста­вить себе, как поедет повоз­ка, в кото­рой один вол будет посто­ян­но бежать впе­ред дру­го­го: ско­рее все­го, пере­вер­нет­ся. Хоро­шо еще, если обой­дет­ся без жертв. Или дру­гой вари­ант – когда соупряж­ни­ки тянут в раз­ные сто­ро­ны. Навер­ное, про то, куда завез­ли воз лебедь, рак и щука, слы­ша­ли все.

Реше­ни­ем очень мно­гих семей­ных кон­флик­тов, да и вооб­ще осно­вой гар­мо­нич­ной семьи явля­ет­ся изна­чаль­ная уста­нов­ка на то, что семья – это еди­ное целое. То самое: «и будут два одна плоть” ( Быт.2:24 ).

Необ­хо­ди­мо посто­ян­но дер­жать в душе эту уста­нов­ку на един­ство и общ­ность. А зна­чит, нуж­но неиз­мен­но оста­нав­ли­вать свои нега­тив­ные мыс­лен­ные блуж­да­ния, тор­мо­зить мыс­ли, уво­дя­щие в сто­ро­ну эго­из­ма и мелоч­ных обид, неиз­мен­но воз­вра­щать свое вни­ма­ние к мыс­лен­ной уста­нов­ке «мы одно целое», ста­рать­ся ощу­щать жела­ние жить в люб­ви (даже если нет еще раз­ви­то­го навы­ка любить). Таким обра­зом мож­но отсечь от себя огром­ное коли­че­ство эмо­ци­о­наль­ных соблаз­нов, порож­да­е­мых гре­хов­ны­ми стра­стя­ми гор­ды­ни, гне­ва, уны­ния и т.п.

В рабо­те с «мыс­лен­ным мусо­ром» эффек­тив­но помо­га­ет «метод оста­нов­ки мыс­лей». С его помо­щью мож­но убрать нега­тив­ное «избы­точ­ное эмоционирование».

«Избы­точ­ным эмо­ци­о­ни­ро­ва­ни­ем» прак­ти­ку­ю­щие пси­хо­ло­ги порой назы­ва­ют слиш­ком эмо­ци­о­наль­ную, неадек­ват­ную реак­цию чело­ве­ка, как гово­рит­ся, дела­ю­ще­го из мухи сло­на. Но так же мож­но назвать опас­ную для здо­ро­вья склон­ность чело­ве­ка взра­щи­вать, куль­ти­ви­ро­вать в себе нега­тив­ные реак­ции, мно­го­крат­но мыс­лен­но повто­ряя в памя­ти про­изо­шед­шее, про­иг­ры­вая в уме непри­ят­ные сло­ва, собы­тия и т.п., про­ду­мы­вая раз­ные вари­ан­ты отве­тов, а зна­чит из раза в раз мно­го­крат­но пере­жи­вая соб­ствен­ную нега­тив­ную реак­цию. В резуль­та­те таких мыс­лен­ных дей­ствий воз­мож­но зна­чи­тель­ное уси­ле­ние нега­тив­ных эмо­ций. Пустые мно­го­крат­но повто­ря­е­мые раз­мыш­ле­ния при­ня­то назы­вать «мыс­лен­ной жвач­кой», а порож­да­е­мые ими реак­ции – это уже в каком-то роде не насто­я­щие эмо­ции, а слов­но выду­ман­ные или пре­уве­ли­чен­ные в резуль­та­те этих пусто­по­рож­них раз­мыш­ле­ний. Для отли­чия этих выду­ман­ных силь­ных нега­тив­ных эмо­ций от реаль­ных чувств как раз удоб­но поль­зо­вать­ся сло­ва­ми «избы­точ­ное эмоционирование».

Такие избы­точ­ные пере­жи­ва­ния могут появить­ся от нега­тив­ных раз­мыш­ле­ний о каких-то недо­стат­ках супру­га, о том, что кажет­ся недо­по­лу­чен­ным в бра­ке, о том, что оби­де­ло или разо­зли­ло в общении.

Не менее деструк­тив­ны раз­мыш­ле­ния о том, что муж или жена что-то долж­ны делать, но не дела­ют. Не пото­му, что никто ниче­го не дол­жен, вовсе нет. Но гораз­до про­дук­тив­нее (и пра­виль­нее) будет не злить­ся, если супруг не дела­ет того, что по мне­нию вто­ро­го супру­га, дол­жен делать. Вме­сто это­го луч­ше поду­мать, поче­му так полу­ча­ет­ся? Обсу­дить про­бле­му. При этом порой выяс­ня­ет­ся, что супруг был и не в кур­се того, что дол­жен что-то делать, ему забы­ли об этом ска­зать. Или же это он забыл о деле, и надо было про­сто напом­нить. Если же при­чи­на без­де­лья глуб­же, то нуж­но подроб­нее обсуж­дать про­бле­му, а ино­гда и обра­тить­ся за помо­щью к семей­но­му пси­хо­ло­гу. При этом есть веро­ят­ность, что это ожи­да­ния нере­а­ли­стич­ны, завы­ше­ны, неспра­вед­ли­вы и т.п. Но спо­кой­ное, кон­струк­тив­ное обсуж­де­ние воз­мож­но толь­ко при усло­вии хотя бы отно­си­тель­ной сво­бо­ды от нега­тив­ных эмоций.

То есть исполь­зо­ва­ние «мето­да оста­нов­ки мыс­лей» (ина­че мето­да «стоп») не озна­ча­ет игно­ри­ро­ва­ния про­блем. Оно лишь отсе­ка­ет «избы­точ­ное эмо­ци­о­ни­ро­ва­ние». И уже без лиш­них эмо­ций, затруд­ня­ю­щих вза­и­мо­по­ни­ма­ние, мож­но обсуж­дать про­ти­во­ре­чия, искать при­чи­ны неудо­вле­тво­рен­но­сти и нала­жи­вать семей­ную атмо­сфе­ру. А пустое «мыс­лен­ное пере­же­вы­ва­ние» сво­их нега­тив­ных эмо­ци­о­наль­ных реак­ций непро­дук­тив­но и спо­соб­но зна­чи­тель­но усу­гу­бить кон­фликт­ную ситуацию.

Есть еще одна деструк­тив­ная мыс­лен­ная при­выч­ка в отно­ше­ни­ях – склон­ность интер­пре­ти­ро­вать про­ис­хо­дя­щее из сво­е­го ума, не учи­ты­вая реаль­ные сло­ва и дей­ствия супру­га, не дове­ряя им, да и про­сто фан­та­зи­руя. Преж­де чем решить, как супруг реа­ги­ру­ет на ваши сло­ва или дей­ствия, спро­си­те у него, что он чув­ству­ет и дума­ет. Не надо при­ду­мы­вать его реак­ции. Не при­пи­сы­вай­те супру­гу ника­ких моти­вов, кро­ме тех, что он озвучил.

То есть, в семей­ной жиз­ни очень важ­но вести не мыс­лен­ные диа­ло­ги, а реальные.

Не надо ждать, что супруг сам пой­мет, чего вы хоти­те, что вас не устра­и­ва­ет. Мыс­ли читать люди не уме­ют. Важ­но при­учать себя раз­го­ва­ри­вать с супру­гом, в том чис­ле на непри­ят­ные темы. Жела­тель­но гово­рить о про­бле­ме в самом нача­ле, при пер­вом же про­яв­ле­нии нега­тив­ных эмо­ций, пока ситу­а­ция еще не про­рос­ла кор­ня­ми в созна­нии и не ста­ла при­выч­ной в отношениях.

Не сто­ит ожи­дать дей­ствий по пре­одо­ле­нию слож­но­стей от супру­га. При­учай­те себя про­яв­лять ини­ци­а­ти­ву. Все­гда помни­те, что ответ­ствен­ность за отно­ше­ния не мень­ше, чем напо­ло­ви­ну, зави­сит от вас самих.

Но самым важ­ным усло­ви­ем бла­го­по­луч­ной семьи явля­ет­ся духов­ная жизнь супру­гов. Это и посто­ян­ная молит­ва, и уча­стие в цер­ков­ных Таин­ствах, и выстра­и­ва­ние сво­е­го пове­де­ния в соот­вет­ствии с Божи­и­ми заповедями.

Семей­ная жизнь – это про­стран­ство пре­одо­ле­ния соб­ствен­ных страстей.

Сми­ре­ние и пока­я­ние смяг­ча­ют серд­це чело­ве­ка, откры­ва­ют его внут­рен­ний взор, дела­ют спо­соб­ным видеть образ Божий в люби­мом чело­ве­ке. Испол­нен­ное же гор­ды­ни серд­це при­но­сит любовь на алтарь гор­до­сти. В войне амби­ций уни­что­жа­ет­ся доб­рое отно­ше­ние и неж­ные чувства.

Но если чело­век полон само­уко­ре­ния, он начи­на­ет вос­при­ни­мать любое доб­рое отно­ше­ние к себе с вели­чай­шей бла­го­дар­но­стью. Когда дру­гой чело­век при­ни­ма­ет его, отя­го­щен­но­го стра­стя­ми, и про­ща­ет его сла­бо­сти и гре­хи, это вызы­ва­ет у него неиз­ме­ри­мое бла­го­дар­ное вос­хи­ще­ние чужим мило­сер­ди­ем и доб­ро­сер­де­чи­ем. Чело­век с сокру­шен­ным серд­цем как вели­чай­ший дар вос­при­ни­ма­ет снис­хо­ди­тель­ность, любовь к себе, и испол­ня­ет­ся все­по­гло­ща­ю­щей доб­ро­той. И тогда он и сам ста­но­вит­ся спо­соб­ным любить. Таким обра­зом, бла­го­дар­ность и ощу­ще­ние чужо­го вели­ко­ду­шия как чуда ста­но­вят­ся осно­вой силь­ной и креп­кой люб­ви. А сми­ре­ние, кро­тость, дол­го­тер­пе­ние и дру­гие доб­ро­де­те­ли явля­ют­ся опо­ра­ми в супру­же­ской жиз­ни, помо­гая создать и сохра­нить здо­ро­вую, счаст­ли­вую семью.

Источник

Здоровая семья здоровые отношения

здоровая семья здоровые отношения

«Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия,
постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем»
Н.М.Амосов

здоровая семья здоровые отношения

На сегодняшний день существует основная здоровьесберегающая система – это комплекс составляющих «образование – культура – здоровье», а ее стратегическая цель – это формирование культуры здоровья. Культура здоровья включает теоретические знания о здоровье и практические навыки, используемые в повседневной жизни. Культура здоровья человека отражает его гармоничность и целостность, как личности, адекватность взаимодействия с окружающим миром и людьми. Культуру здоровья можно отнести к области общечеловеческой культуры, в которой формирование ценностей и приоритетов начинается с рождения ребенка и продолжается на всех этапах его развития и обучения. Следовательно, одним из стратегических приоритетов выживания нации, формирования здорового человека и обеспечения его безопасности должна стать «программа» семейного воспитания.

здоровая семья здоровые отношения

Именно семья организует жизнедеятельность человека, определяя материальное положение, образовательный уровень, социально-профессиональный статус и, что особенно важно, духовное развитие. В отличие от факторов, отражающих влияние семьи на здоровье (например, генетических), очень трудно поддающихся какому-либо целенаправленному воздействию или вовсе не подвластных ему, многие характеристики образа жизни (здорового или нездорового) семей можно отнести к числу управляемых факторов.

здоровая семья здоровые отношения

Здоровый образ жизни семьи складывается из нескольких факторов:

Полезное питание. Здоровая пища должна быть вкусной.

Положительные эмоции. Совместно проводимые праздники способствуют дружеским отношениям взрослых и детей.

Совместная трудовая деятельность способна сблизить даже незнакомых людей, не то, что членов одной семьи.

Воспитание личным поведением, исключающим алкоголь и курение.

Взрослым и детям полезны совместные походы на природу. Зимние прогулки на лыжах и катание с горок на санках. Летнее купание в реке, осенние сборы грибов и ягод. Сочетание свежего воздуха с трудовой активностью способствует профилактике заболеваний, проведению совместного досуга.

здоровая семья здоровые отношения

Выделяют факторы, оказывающие наибольшее влияние на формирование культуры здоровья человека:

Пути решения этой проблемы – укрепление здоровья детей:

2. Организация здоровьесберегающего пространства вокруг ребёнка.

3. Компонент самостоятельности (уровень умения самостоятельно заботиться о своем здоровье).

Рекомендации ВОЗ

Рекомендуемые уровни физической активности для детей и молодых людей 5-17

Формы физической активности для детей.

Физкультура или плановые занятия в рамках семьи, школы.

Преимущества физической активности для молодых людей

Снижение риска неинфекционных заболеваний.

Поддержание здорового веса тела.

Социальное развитие молодых людей (самовыражение, формирование уверенности в себе).

Принятие здоровых форм поведения (например, не употребляют табак, алкоголь, наркотики).

Более высокие результаты в школе.

Практика физической активности

Ежедневно, не менее 60 минут в день, либо блоками, в течение дня, два раза по 30 минут.

Более 60 минут – дополнительная польза для здоровья

Дети и молодые люди, ведущие пассивный образ жизни

Рекомендуется прогрессивное повышение активности для указанной цели Активность в объемах ниже рекомендуемых уровней принесет больше пользы, чем полное ее отсутствие.

Совместная деятельность родителей и детей по укреплению здоровья, формированию культуры здоровья и ведению здорового образа жизни может решить проблему здоровья нации.

Источник

Я — это ты, а ты — это я: принципы построения здоровых отношений

здоровая семья здоровые отношения

Здорово, когда у вас рядом есть близкий человек, который любит, понимает и заботится. Но чрезмерное стремление к таким отношениям нередко приводит к разочарованиям, обидам и боли. О том, как уберечь себя от болезненных переживаний, рассказывает специалист Московской службы психологической помощи Юлия Смирнова.

Из чего состоит близость

«Если нас кто-то спросит, как мы представляем, что такое близость, то, скорее всего, многие ответят, что это полное единение двух людей, жизнь на одной волне. Действительно, межличностные отношения формируются на уровне эмоциональной эмпатии и общности интересов», — отмечает психолог.

Границы

Каждый имеет свои психологические рамки, и в соприкосновении с границами другого человека происходит контакт. Именно в этой точке мы встречаемся, и здесь между нами может возникнуть близость. Очень важно заметить, что наши границы не перекрывают друг друга, мы не становимся одним целым, а остаемся собой, уважая при этом индивидуальность другого человека. Иными словами, близость — это такое качество отношений двух людей, при котором оба человека не нарушают границ друг друга и способны проживать любые чувства, как приятные, так и неприятные.

Присутствие

Чтобы близость состоялась, необходимо наше присутствие, и не только физическое. Представьте, что вы разговариваете с кем-либо, но ваше сердце и мысли находятся где-то в другом месте. Вас словно нет в этом контакте.

А теперь вообразите другую ситуацию: вы говорите другому человеку нечто о себе и при этом глубоко проживаете каждое слово, полностью присутствуя в этом разговоре. При этом оказываетесь очень чувствительны к своим переживаниям и его эмоциям, замечая без специальных усилий их проявления.

Переживание

Близость — это то пространство, в котором любые чувства могут быть пережиты, а не подавлены, проигнорированы. Как бы нам ни было тяжело, больно, страшно, одиноко, если привнести эти переживания в контакт с другим человеком, показать их, поделиться, прожить рядом — они теряют свою разрушительную силу.

Вместо «болота», отравляющего нашу душу, эти чувства превращаются в поток, приносящий облегчение. В этом процессе высвобождается огромное количество энергии, которая дает нам силы жить дальше, несмотря на обстоятельства. Благодаря этому мы способны справляться с самыми трудными ситуациями в жизни, переживать значительные кризисы, проживать боль и потери, при этом оставаясь наполненными.

Почему бывает страшно подпустить человека

Возникает закономерный вопрос: если близость так прекрасна и дает огромные ресурсы, то почему она редко случается в нашей жизни? Все дело в страхе. Поскольку близость предполагает открытость любому опыту, человек оказывается не только чувствительным, но и гораздо более уязвимым. Он открыт перед другим человеком и может «пораниться».

То есть близость всегда связана с риском, и именно поэтому большая часть нашей жизни проходит в экспериментировании с различными способами избегания контакта.

Основные способы избегания близости:

Не стоит спешить

Самая первая ошибка, которую допускают многие, — это стремительное сближение. Не успели узнать друг друга, прислушаться к своим впечатлениям и чувствам, как уже возникают интимные отношения, которые автоматически переводят двух отдельных людей на другой уровень. Они становятся парой, которая уже вступила в отношения.

При этом из-за недостатка информации о партнере представление о нем становится идеализированным. Наше сознание «достраивает» недостающие детали до целостного образа, который не соответствует оригиналу, реальному человеку. Далее из этого идеального образа у партнеров возникают ожидания друг от друга, которые остаются скрытыми, иногда даже неосознаваемыми.

С течением времени расхождения становятся все более очевидными, возникает разочарование, обида, попытки любыми доступными способами изменить другого. Это может быть прямое требование, злость, эмоциональное отдаление, демонстрация обиды, чтобы вызвать чувство вины. Все это является свидетельством того, что вместо близости отношения построены на слиянии и негласных ожиданиях.

Этому способствуют и другие способы избегания близости — подменные чувства и действия. Внутренний запрет на выражение злости может проявиться чувством вины, а обида — «забыванием» о просьбах партнера. В итоге рано или поздно уровень напряжения, неудовлетворенности и взаимных претензий в паре возрастает настолько, что единственным вариантом выхода из этого становится расставание.

Естественно, что через некоторое время появляется новое знакомство и этот сценарий повторяется, иногда с некоторыми вариациями, но всегда с одним и тем же итогом. Когда попыток становится слишком много, человек осознает, что что-то не так. При этом падает самооценка, уверенность в успехе, надежда на создание семьи. Сила переживания одиночества возрастает, а желание предпринимать новые попытки построить счастливые отношения падает.

Если вы испытываете трудности в установлении близких отношений, в понимании психологических границ партнера, можете записаться на бесплатную консультацию к психологу. Кроме того, специалисты Московской службы психологической помощи населению проводят большое количество вебинаров по вопросам построения гармоничных межличностных отношений. Чтобы стать участником, нужно просто выбрать интересующее занятие, зарегистрироваться на него и быть в назначенное время онлайн.

здоровая семья здоровые отношения

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *