здоровьесберегающие технологии в доу методическое пособие
рекомендуемая литература по здоровьесберегающим технологиям
в дошкольных образовательных учреждениях»
1. Алексеева А.С. Организация питания детей в дошкольных учреждениях: Пособие для воспитателя дет. сада / А.С. Алексеева, Л.В. Дружинина, К.С. Ладодо. – М.: Просвещение, 1990.
2. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
3. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006.
4. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
5. Голубев В.В., Голубев С.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
6. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века. / Авторы-составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. – М.: АРКТИ, 2000.
7. Здоровый ребенок – в здоровом социуме. – М.: Илекса, Ставропольсервисшкола, 1999.
8. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / Под ред. З.И. Бересневой. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
9. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, Народной образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003.
10. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
11. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
12. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. – СПб.: ДЕАН, 1998.
13. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2002.
14. Куркина И. Здоровье – стиль жизни. Современные оздоровительные технологии в детских садах. – СПб.: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий, 2008.
15. Лазарев М. Л. Здравствуй!: Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: Руководство для воспит. дошк. образов. учреждений. – М.: Академия здоровья, 1997.
16. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.М. Митяева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
17. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
18. Новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
19. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях: Учебное пособие/Под ред. В.И. Орла и С.Н. Агаджановой. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.
20. Овчаров Е.А. Здоровье: аксиологический, медико-социальный и экологический анализ: Учебное пособие.- Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2002.
21. Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях: Монография. – СПб.: КАРО, 2006.
22. Оздоровление детей в условиях детского сада / Под ред. Л.В. Кочетковой. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
23. Оздоровление детей и подростков в образовательных учреждениях: Учеб. метод. пособие / Л.А. Жданова, Т.В. Руссова, А.М. Ширстов, А.Г. Андреев, Е.А. Мягкова, А.В. Сорокина, Е.В. Селезнева, Н.Н. Нежкина: Иван. гос. мед. акад.. – Иваново, 2000.
24. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы: Методическое пособие/Под ред. акад. РАМН Г.Н. Сердюковской. – М.: «Промедэк», 1993.
25. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Сост. Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Н. Бойнович. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
26. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.
27. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2006.
28. Совершенствование управления процессами формирования, сохранения, укрепления здоровья детей и подростков, их развития на уровне муниципальных образований в Ханты-Мансийском автономном округе// Материалы окружной научно-практической конференции 13-14 марта 2002г. Сургут, Ханты-Мансийск, 2002.
29. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова. – М.: ТЦ Сера, 2005.
30. Торохова Е.И. Валеология: Словарь-справочник. – М.: Флинта: Наука, 2002.
31. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003.
32. Швецов А.Г. Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях: в помощь врачам, мед. и пед. работникам дошк. учреждений / А.Г. Швецов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.
Рекомендуемые периодические издания
— «Гигиена и санитария»
— «Здоровье детей» (Приложение к газете «Первое сентября»)
— «Профилактика заболеваний и укрепление здоровья»
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Здоровьесберегающие технологии – раздел с материалами, направленными на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и здоровья.
Методы здоровьесберегающих технологий
Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей.
Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
Технологии здоровьесбережения в дошкольном учреждении Технологии здоровьесбережения в дошкольном учреждении: «Быть здоровым— это здорово!» Детский возраст оказывается, является главным этапом в формировании физического здоровья, поэтому необходимо сформировать у дошкольников осмысленную необходимость в регулярной деятельности.
Публикация «Конспект НОД «Дикие животные наших лесов» с использованием. » Конспект НОД «Дикие животные наших лесов.» (с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий,ИКТ технологии) Автор-разработчик: Быкова Кристина Павловна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 73 Приморского района Санкт-Петербурга. Возрастная адресованность: обучающиеся.
Открытое мероприятие к районному семинару «Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе» «Марафон здоровья» Защита проектов: Если хочешь быть здоров. Цели: 1. Помочь детям задуматься о своем здоровье, о его ценности, о том, что вредно и что полезно для здоровья, побудить заниматься физкультурой, охраной своего здоровья. 2. Воспитывать у учащихся ответственное.
Здоровьесберегающие технологии, используемые в дошкольной группе «Колобок» (детей 3–4 лет) Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребёнку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков, по здоровому образу жизни. В нашей группе мы используем: 1. Артикуляционная гимнастика В 3-4 года помогает в игровой форме.
Отчет об использовании здоровьесберегающих технологий в детском саду МКДОУ ДЕТСКИЙ САД №2 «ДЮЙМОВОЧКА» Воспитатель: Хубулова Анжела Нугзаровна Отчет об использовании здоровьесберегающих технологий в детском саду. Здоровье дошкольника — это не только отсутствие болезней, но и физическое, социальное и психологическое благополучие ребёнка, а также.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Екатерина
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Якурина М. В., Докина Е. Г., Трунова Н. Н., Гартвиг Ю. Г. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
В настоящее время одной из актуальных задач, стоящих перед педагогами, является охрана, сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Специалисты медицины, физиологии, психологии и педагогики ведут поиск путей повышения эффективности оздоровительной работы. (И. А. Аршавский, Н. Г. Веселов, М. Я. Виленский, Н. П. Дубинин и др.) [3]. Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека XXI века и будущим России. Однако данные физического состояния детей свидетельствуют, что здоровье нашего подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. По мнению ученых необходимо с концентрированность на детском периоде жизни, т. к. именно этот период определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека. В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по само рефлексии, само построению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения детей дошкольного возраста. Однако в отличие от взрослого ребенок «за здоровьем» не побежит. Необходима технология формирования культуры оздоровления личности соответственно возрастным особенностям дошкольников, которая была бы ориентирована на их самосохранение и саморазвитие. Организация занятий по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и воспитателя. Результатом обучению и воспитания дошкольников являются новые знания, которые можно использовать в практике повседневных жизненных ситуаций.Планирование задач удобно проводить по следующей схеме: Формирование знаний о здоровье и здоровом образе жизни; воспитание бережного и заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; развитие мотивационных установок по профилактике болезней, в том числе выявление особенностей нервно-психического здоровья и развития детей; совершенствование практических навыков здорового образа жизни [4]. Цель здоровьесберегающих технологийв дошкольном образовании: Применительно к ребенку — обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым — содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей. Основные задачи здоровьесберегающих технологий в детском саду: сохранение уровня здоровья и подбор пошагового увеличения уровня здоровья воспитанников; создание обстановки для комплексного психофизиологического развития ребенка; обеспечение комфортных условий жизни на протяжении нахождения ребенка в детском саду [6]. Виды здоровьесберегающих технологийв дошкольном образовании: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; ·валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду. Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ — обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ. Физкультурно-оздоровительные технологии — направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств,двигательной активности и становление физической культуры дошкольников: закаливание; беседы по валеологии; спортивные праздники; спортивные развлечения и досуги; недели здоровья; соревнования; Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов — технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Здоровьесбережениев работе с педагогами ДОУ: Консультации для педагогов; практикум для педагогов ДОУ; Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах. Валеологического просвещения родителей — это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи. Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей: Информационные стенды, освещающие вопросы оздоровления (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры; Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ; Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни здоровья); Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения. Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий: Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ. Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения. Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ. Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых. Работа валеологической направленности в родителями ДОУ [5]. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Десять золотых правил здоровьесбережения: Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций! Соблюдайте режим дня! Больше двигайтесь! Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу! Обращайте больше внимания на питание! Спите в прохладной комнате! Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью! Гоните прочь уныние и хандру! Адекватно реагируйте на все проявления своего организма! Желайте себе и окружающим только добра!
Пожалуйста,не забудьте правильно оформить цитату:
Якурина М. В., Докина Е. Г., Трунова Н. Н., Гартвиг Ю. Г. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ [Текст] //Педагогическое мастерство: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М. : Буки-Веди, 2016. — С. 160-163.
Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ Современные здоровье-сберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей.
Здоровьесберегающие технологии Здоровье сберегающие технологии Что такое здоровье сберегающие технологии? Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических.
Здоровьесберегающие технологии Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек сам творец своего здоровья! Вместо того чтобы.
Здоровьесберегающие технологии Здоровьесберегающие технологии. Добрый день уважаемые гости! Самый драгоценный дар, который человек получил от природы – это здоровье.
Здоровьесберегающие технологии Задачи: • Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования средств физического воспитания, оптимизации.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Сотникова Светлана Васильевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №89 Аннотация: статья посвящена вопросам здоровья детей дошкольного возраста.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: цели, задачи, виды, технологии В настоящее время особое внимание в ДОУ, уделяется здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на сохранение самого важного- здоровья.
Здоровьесберегающие технологии в изодеятельности Здоровьесберегающие технологии в изодеятельности «Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами:.
Пособие по здоровьесберегающим технологиям из бросового материала в ДОУ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Многофункциональное игровое пособие
для детей дошкольного возраста из бросового материала»
Разработал: Тьютор Мишагина А.В.
Игровое пособие по здоровьесбережению
для детей дошкольного возраста
1. Многофункциональность пособия.
2. Суть здоровьесберегающих технологий ФГОС дошкольного образования.
3. Новизна темы занятия и актуальность.
5. Конспект занятия.
6. Варианты использования футляров в игровых заданиях.
1. Многофункциональность пособия.
2. Суть здоровьесберегающих технологий ФГОС дошкольного образования.
«Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ. В данном пособии постараемся раскрыть на примере проведенного занятия некоторые разновидности здоровьесберегающих технологий и остановиться на их сути. Начало формы
Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:
формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:
закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
проведение профилактической оздоровительной работы;
ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
мотивация детей на здоровый образ жизни;
формирование полезных привычек;
формирование валеологических навыков;
формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:
медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).
Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.
Картотека здоровьесберегающих технологий
Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада, такие как физкультминутки, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, ритмопластика, игротерапия, ароматерапия и другие. Остановимся на некоторых из них.
3. Новизна и актуальность темы.
В процессе игровой деятельности ребенок познает мир, учится общаться и договариваться, ценить и любить прекрасное, становится смелее и выносливее. Огромное место в этом виде деятельности занимает игротерапия. С помощью нее ребенок самовыражается, получает возможности для реализации своих потребностей, может проявить себя как организатор или подчиненный. В современном мире развлечений немаловажное место занимает забавная сладость – киндер-сюрприз. Футляр от киндер-сюрприза поможет провести групповое или индивидуальное занятие по здоровьесбережению в стихотворной форме. Активировать экспериментальную деятельность педагога в проведении работы по развитию и внедрению здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Развивающая. Способствовать развитию активного словарного запаса у детей, закреплению арифметического счета, развитию игровых познавательных способностей, активизации памяти, логики, мышления.
Конспект занятия в стихотворной форме
(для детей 2 младшей группы в ДОУ собственного сочинения).
— Ребята послушайте загадку:
«Папа мне на день рожденья
И целуя в нос меня,
Серый в яблоках мой конь
Поместился на ладонь!
— Отчего твой конь так мал?
Младший брат вопрос задал.
На вопрос его в ответ
Брату, маме, кошке Лизе:
Сегодня мы проведем с вами занятие, используя футляры от киндер-сюрпризов. Слушайте меня внимательно, где надо будет – повторяйте за мной!
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы считать,
Повторяйте все за мной
Громко можно, всей гурьбой!
Раз…, два…, три…, четыре…, пять…
Начинаем мы играть!
Вот полянки перед вами
Поиграем вместе с вами!
Чтоб здоровье укрепить
Надо очень смелым быть!
Видишь цель перед собой –
Отправляемся мы в бой!
Ну, а чтобы метким стать,
Нужно глазки разминать.
Киндер в руку ты возьми,
Вправо, влево посмотри,
В другую руку положи,
Крепко в кулачек сожми,
Петушка вверх подними
И глазами посмотри.
Петушка вниз опускаем,
Подустал наш Петушок,
Отдохнуть решил дружок.
(Все движения воспитатель показывает, дети повторяют за ним)
Чтобы ловкими всем быть
И здоровье сохранить
Массажер сейчас возьмем
Спинку с вами разомнем!
Начинаем мы считать
И за мною повторять!
Один, два, три, четыре, пять
Спинку хочется размять,
Громче вы считайте, дети,
Чтоб здоровым(и) быть на свете!
Один, два, три, четыре, пять …
Хватит спинку разминать,
Начинаем мы играть.
Два стола стоят у нас,
Вы поближе подойдите,
Время года назовите (Лето, Зима)
И приметы расскажите.
Правило у нас одно,
Примету каждый называет,
Киндер ловко он бросает
В цель он точно попадает.
Правильно всё говорите:
Назовем сейчас приметы,
(Дети поочередности называют приметы)
А давайте вспомним мы
Насекомых всей Земли,
Посмотрите, дети, вы:
На полянке кто у нас?
(Дети отвечают: бабочки)
Верно, бабочки летают,
Крылышками как порхают?
Покажите вместе вы
Как они порхать должны?
(повторяют за воспитателем движения порхающей бабочки)
Всё про Лето закрепили,
Зиму тоже не забыли,
Повернемся мы к Зиме,
Кто из птиц у нас зимует?
Птичек быстро называй,
Киндер ловко ты бросай.
Правило не забывай,
(Дети поочередности называют зимующих птичек)
Правильно вы говорите,
Приметы года назовите.
(Дети поочередности называют приметы)
Руки вверх все поднимаем,
Мед л е н н о….. их опускаем,
А снежинки все кружатся
И на землю все ложатся.
(Дети повторяют движения
летящей на землю снежинки).
Всё мы с вами повторили
И здоровье укрепили.
А теперь соревнования,
Всем минуточку внимания
И на счет: Один, два, три…
Киндер вместе бросим мы!
Ленты в руки вы возьмите
И за мной всё повторите,
В цель попробуй попади,
В цель попробуй попади,
Киндер ловко ты бросай,
Постарались от души!
Все в линеечку вставайте,
Давайте быстро вспомним мы,
Чтоб здоровье укреплять,
Надо умным, ловким стать.
Крикнем громко все в ответ:
Варианты использования футляров в игровых заданиях.
Ребята, в наших играх мы использовали футляр от игрушки. Как ещё можно использовать эти футляры? (футляр – тайник, футляр – копилка.) Вопрос для детей старшего дошкольного возраста.
Материалы: футляр от киндер-сюрприза, цветные ленточки, утяжелитель. Используется при бросках на дальность, бросках в обруч, переброске в парах, подбрасывании вверх и ловли его двумя руками.
«Массажер для спины»
Материал: фуляры от киндер-сюрприза, обычная резинка, ручки от скакалки. Используется для массажа спины. В подвижных играх, общеразвивающих упражнениях, как тренажер для формирования правильной осанки.
«Массажер для ног» Материал: фуляры от киндер-сюрприза, обычная резинка. Используется массажер для массажа ног перед сном.
«Веселый карандаш» для корригирующей гимнастики во время динамических пауз. Материал: карандаш, футляр от киндер-сюрприза, ножницы, гофрированная бумага, глазки.
Можно провести отдельно практическое занятие с изготовленным пособием «Веселый карандаш».
Упражнения корригирующей гимнастики для глаз с использованием нестандартного оборудования «Веселый карандаш»:
И.п. – то же самое. Двигать пособием в медленном темпе вверх, вниз и следить за ним глазами не поворачивая головы.
И.п. – то же самое. Двигать пособием в медленном темпе по кругу и следить за ним глазами не поворачивая головы.
И.п. – то же самое. В течение 3 секунд смотрите на пособие, а затем перенесите взгляд на любую точку в пространство за ним. Задержите там взгляд на 3 секунды и верните взгляд обратно на пособие. Сделайте это несколько раз.
5. Игра «Найди киндер с определённым звуком».
Задание: Для детей старшего дошкольного возраста. Необходимо найти наполненный футляр от киндера с крупой (гречкой, перловкой, манной крупой и т.д. по звуку).
6. Физминутка: «Перенеси яйцо в ложке» (на соревнованиях). На координацию и скорость движения.
Материал: пластмассовый горшок для цветов, ленты широкие, футляры от киндер-сюрприза.
Используется для развития ловкости, меткости.
Материал: футляр киндер-сюрприза, цветной шнур.
Используется для общеразвивающих упражнений, как чаки-чаки крутилки.
9. Для арифметики «Счеты» из футляров от киндер-яиц помогут ребенку быстрее научиться считать. Важно! Для малышей можно сделать счёты в виде двух полосок с нанизанными на них пластиковыми контейнерами, а для детей постарше уже изготовить их подобно настоящим.
10. Игры с киндер-сюрпризом для развития речи ребенка.
Речь ребенка лучше всего развивать в игре. Дело в том, что психология детей такова: если крохе не будет интересно, то он просто откажется заниматься.
В данной пособии предлагаем описания логопедических игр, которые одинаково подойдут как говорящим, так и неговорящим детям. Разница будет лишь в том, что говорящий ребёнок сам ответит на поставленные в процессе игры вопросы, а неговорящему следует задать вопрос и предложить несколько вариантов ответа. Таким образом «молчун» сможет ответить на нужный вопрос доступным для себя способом: кивнуть в знак согласия, показать нужную игрушку, нарисовать что-то в ответ.
Для развития речи важно работать над многими компонентами: над пониманием речи, дыханием, слухом, моторикой всего тела (общей) и ручной (мелкой), ритмом, выразительностью, тренировать органы артикуляции (губы, язык…), обогащать словарь.
1. Игра «Кораблики » (цель – развитие сильного плавного выдоха).
Налейте в таз или большую миску воды. Поместите туда 3 пустых «желточка». Нужно дуть на кораблики, переправляя их от одного берега к другому. «Представь, что это море. Чтобы кораблики отправить в плавание, нужно надуть паруса ветром. Вдохни много воздуха и дуй!»
Важно следить за выдохом. Долго играть не следует, так как у ребёнка может закружиться голова. В дальнейшем эту игру можно проводить во время купания в ванной.
Для активизации речевой деятельности следует задавать вопросы: «Какая погода на море?», «Как выглядит капитан?»…
2. Игра «Необычный оркестр» ( цель – развитие слухового восприятия).
Понадобятся 6 «желточков» и 3 вида сыпучего материала (крупа, песок, мука, бисер и пр.). Важно в парные контейнеры насыпать одинаковое количество содержимого, чтобы звук в точности совпадал. Но звучание одной пары от остальных должно существенно отличаться. Один набор киндеров нужно отдать ребенку, а другой оставить у себя. Взрослому следует потрясти любым «желточком», а ребёнку выбрать из своего набора точно такой же по звучанию. «У нас с тобой много необычных музыкальных инструментов. Можно создать целый оркестр. Я потрясу одним инструментом, а ты внимательно послушай и найди такой же по звучанию у себя.» Если малышу сложно, можно повторить звучание. Постепенно следует увеличивать количество контейнеров.
Словотворчество. Придумайте интересные названия музыкальным инструментам: шумелка, бомбумка и пр. Детишкам очень нравится словотворчество.
3. Игра «Песенка-чудесенка» (цель – пропевание на одном выдохе гласных звуков [а], [о], [у], [и]).
Гласные звуки отвечают за красоту речи, поэтому важна их чёткая артикуляция: при звуке [а] – рот широко открыт («окошко»), при [о] – губы немного округлены и выдвинуты вперёд («хоботок»), при [у] – губы максимально выдвинуты вперёд («трубочка»), при [и] – губы в улыбке, видны зубки («заборчик»).
Понадобятся 4 футляра (по одному на каждый звук). На каждом следует нарисовать рожицы: глазки, ушки, носик и губы с артикуляцией нужного звука.
Ребенку нужно показывать рожицы последовательно, чтобы он догадался, какой звук придётся петь. «Спой песенку! Не забудь сначала набрать много воздуха, чтобы песня получилась длинная.» Петь нужно на одном выдохе.
Далее следует тренироваться исполнять песенки из 2-3 звуков (например, «А-а-а-у-у-у!») и на разные интонации (задорные, колыбельные…).
Пока малыш отдыхает между исполнением песен, задавайте вопросы: «Как зовут певцов?», «Что они ещё умеют делать?»…
Для начала понадобится всего один «желточек». Взрослый выступает в роли дрессировщика, а ребёнок выполняет команды. «Представь, что мы выступаем на арене цирка. Я дрессировщик, а ты фантастическое животное. Нужно выполнять волшебные команды.»Придумайте простые команды, понятные ребёнку: «Алле – ап, на кресло!», «Алле – ап, под подушку!»… Далее можно использовать 2 киндера для последовательного выполнения команд: «Один киндер положи на пол, а другой положи себе в карман»…
В этой игре ребёнку обязательно нужно попробовать роль дрессировщика, так как повелительное наклонение в норме усваивается очень рано («Мама, ням!», «Папа, ди!»…).
5. Игра «Зверушки-болтунишки» (цель – развитие мелкой моторики и фразовой речи).
Понадобятся пластилин, клей, цветная бумага, природный материал. Для начала сделайте одного зверя, где «желточек» будет частью тела. Например, зайчика: киндер – тело, кленовые носики – ушки, пластилин – хвостик, лапки, личико. У каждого сделанного зверушки должен быть язычок для общения. «Давай придумаем и сделаем зверушку, который любит поболтать.» Работая с одним зверем, взрослый задаёт ему вопросы («Как тебя зовут?», «Где ты живёшь?». ), а ребёнок отвечает от лица животного.
В дальнейшем можно сделать несколько зверушек и устроить диалоги между ними. Здесь уместны многие ролевые игры: «Врач – пациент», «Учитель – ученик», «Продавец – покупатель». Например, ролевая игра «Ёжик пришёл за покупками к медведю в лесной магазин». Важно учить детишек говорить голосами зверей и разными интонациями.
6. Игра «Подъёмный кран» (цель – тренировка мышц рта)
Мышцы рта отвечают за правильное произношение многих звуков. Так, например, если ротовые мышцы недоразвиты, звуки [о] и [у] будут в речи похожи, звук [ш] нечёткий.
Понадобятся 3 «желточка», а точнее 6 их половинок. Нужно взрослому положить киндеры на стол, а ребёнку при помощи захвата губами перенести их на стул. «Представь, что мы на стройке. Ты подъёмный кран. Перенеси части здания в нужное место.»
Если детали окажутся слишком крупные для крохи, то имеет смысл заменить их на киндер-игрушки, но не слишком мелкими, чтобы малыш их не проглотил. Постепенно увеличиваете количество деталей.
Для расширения активного словаря малыша задавайте ему вопросы: «Что мы строим?», «Кто в доме будет жить?»…
7. Игра «Таинственный мешочек » (цель – узнавание предметов на ощупь)
Понадобится непрозрачный мешочек или пакетик, в который следует положить предметы овальной и круглой форм (яйцо, маленький мячик, абрикос, серёжка, шарик от погремушки, помпон, «футляр от киндера»…).
Перед тем, как все предметы взрослый спрячет в мешочек, пусть ребенок их потрогает. Далее он найдёт нужный предмет наощупь. «У тебя на ручках есть волшебные глазки. Посмотри ими внимательно и достань, пожалуйста, киндер (шарик…).»
Задавайте ребенку вопросы о предмете, который он достанет: «Что это?», «Как можно играть с мячиком?»…
Во всех предложенных играх полезно меняться ролями, как только ребенок освоит правила и его речевые возможности позволят быть ведущим. Интересно было бы участие нескольких ребятишек и взрослых. Следите за своей речью, поведением и движениями, так как занятия с ребенком трёх-четырех лет основаны на подражании взрослому.
Любой речевой опыт переходит в навык, если постоянно тренироваться. Поэтому речевые игры рекомендуется проводить систематически. Игры должны быть непродолжительны по времени и интересны по содержанию.
Словосочетания «Здоровьесберагающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов дошкольных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым (педагогам и родителям) нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.
Суть рассмотренных технологий в настоящем пособии понятна и проста. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.
1.Т. В. Жукова «Проектировочная деятельность в образовательном процессе».
2. Г. К. Силевко «Современные педагогические образовательные технологии»;
3. Т. Д. Пашкевич «Таинства педагогического проектирования в ДОУ»;