земельный налог муниципальные учреждения

Земельный налог муниципальные учреждения

земельный налог муниципальные учреждения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

земельный налог муниципальные учреждения

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

земельный налог муниципальные учрежденияОбзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 4 июня 2021 г. № БС-4-21/7849@ “О налогообложении земельных участков, составляющих муниципальную казну”

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросам налогообложения земельных участков, составляющих муниципальную казну, и сообщает.

В соответствии с пунктом 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальное имущество, включая земельные участки, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

В силу положений пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса муниципальные образования не могут рассматриваться в качестве организации или физического лица и, следовательно, не могут быть признаны налогоплательщиками налога.

Поэтому если земельные участки находятся в собственности муниципального образования (в муниципальной казне), то до приобретения этих земельных участков в собственность организациями или физическими лицами либо предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования организациям или на праве пожизненного наследуемого владения физическим лицам в отношении таких земельных участков отсутствует плательщик налога.

Аналогичная позиция излагалась Минфином России (письма от 18.05.2010 N 03-05-04-02/49, от 21.03.2011 N 03-05-04-02/25, от 21.02.2012 N 03-05-06-02/15).

Согласно пункту 10 статьи 396 Налогового кодекса, представление заявления о предоставлении налоговой льготы по налогу, рассмотрение такого заявления, направление уведомления о предоставлении налоговой льготы либо сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы осуществляются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 3 статьи 361.1 Налогового кодекса по результатам рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы налоговый орган направляет уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы. В уведомлении о предоставлении налоговой льготы и сообщении об отказе от предоставления налоговой льготы должны быть указаны объекты налогообложения.

Таким образом, заявление о предоставлении налоговой льготы по налогу может представляться только в отношении земельных участков, являющихся объектами налогообложения.

Настоящее письмо носит исключительно информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативно-правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
С.Л. Бондарчук

Обзор документа

Муниципальные образования не платят земельный налог.

Если участки находятся в собственности муниципального образования (в муниципальной казне), то плательщик земельного налога отсутствует до приобретения этих участков в собственность организациями или физлицами либо предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Заявление о предоставлении льготы по земельному налогу может быть подано только в отношении участков, являющихся объектами налогообложения.

Источник

Кто имеет право на льготы по земельному налогу

И как их получить

Если у вас есть земельный участок, за него нужно платить налог. Но не всегда.

Некоторым категориям граждан государство предоставляет льготы: можно платить налог со скидкой или не платить вообще. Расскажу, кто имеет право на льготы и как эти льготы оформить. В статье буду говорить только о земельном налоге для физлиц, хотя такой налог платят и организации.

Законодательство

Главное о земельном налоге указано в налоговом кодексе. Как рассчитывать налог, какая максимальная налоговая ставка и когда платить — эти правила действуют по всей стране.

Но если хотите узнать, как платить земельный налог на ваш конкретный земельный участок, налогового кодекса будет недостаточно. Дело в том, что земельный налог относится к местным налогам. Это значит, что налоговые ставки и налоговые льготы устанавливают власти муниципального образования — города, села, сельского поселения. Чтобы узнать о них, нужно найти местный нормативный акт о земельном налоге.

Налог также идет в местный бюджет, на эти деньги власти отремонтируют дороги и посадят цветы на клумбах. В итоге в соседних городах одного региона могут быть разные льготы и условия уплаты налога.

Как победить выгорание

Кто имеет право на льготы

Земельный налог платят люди, которые владеют земельными участками на праве:

Это право должно быть зарегистрировано в Росреестре. Арендаторы земельный налог не платят. Еще не нужно платить, если у вас есть участок, выданный государством во времена СССР, если право собственности на него не оформлено: государство просто ничего не знает о вашем участке.

Оформить льготу по земельному налогу может тот, кто должен его платить. Если право на льготу имеет мать, но в Росреестре собственником указан сын, то льготу оформить нельзя. Если супруги купили земельный участок в собственность, то участок считается совместно нажитым имуществом. Но для расчета земельного налога важно, на кого оформлена собственность. Если собственник участка — муж, то жена не считается плательщиком налога и не может оформить льготу на этот земельный участок.

Если земельный участок оформлен в общую совместную собственность или общую долевую собственность, то земельный налог делится пропорционально долям в общей собственности.

Например, брат и сестра получили земельный участок в наследство и оформили его в долевую собственность — по ½ каждому. Право на льготу имеет только сестра. Она сможет применить льготу только к своей половине суммы земельного налога. Брат заплатит налог в полном объеме.

Если муж и жена оформили участок в совместную собственность, их доли считаются равными, но если право на льготу имеет только кто-то один, то второй заплатит налог в полном объеме.

Как считают льготы

Чтобы понять, как рассчитываются льготы, нужно знать порядок расчета земельного налога.

Земельный налог рассчитывается из кадастровой стоимости земельного участка. Кадастровую стоимость устанавливает регион, она не связана с ценой, за которую вы купили землю, но в теории близка к рыночной. Налоговая инспекция берет кадастровую стоимость из ЕГРН по состоянию на 1 января того года, за который считает земельный налог. А если земельный участок новый — то на дату внесения в ЕГРН его кадастровой стоимости.

Чтобы рассчитать земельный налог, нужно умножить кадастровую стоимость на налоговую ставку. Ставки устанавливают власти в законах городов федерального значения, решениях местных депутатов и положениях о земельном налоге сельских поселений. Например, в Москве действует ставка 0,025% для участков, предоставленных для личного подсобного хозяйства. А в Сочи дачники заплатят 0,05%.

Еще на размер налога влияет доля в праве собственности на земельный участок: если у участка три совладельца, то налог каждый собственник заплатит только со своей части.

Налогоплательщик, который приобрел участок, платит земельный налог только за тот период в течение года, когда владел участком. Период считается месяцами. Если налогоплательщик приобрел участок до 15 числа, то месяц приобретения включается в расчет налога. Если он приобрел участок после 15 числа, то месяц приобретения не учитывается. При продаже наоборот: если продали до 15 числа — месяц не учитывается, после — да.

ИФНС рассчитывает земельный налог и направляет всем собственникам земельных участков уведомления для уплаты налога по почте или в личном кабинете налогоплательщика. Самим считать ничего не нужно, но можно проверить правильность расчетов. Удобнее всего это делать с помощью калькулятора на сайте налоговой.

Освобождение от уплаты налога. Тем, кто освобожден от уплаты земельного налога, ИФНС не направляет уведомления об уплате земельного налога. Но зачастую информация о праве на льготу теряется или опаздывает, поэтому лучше самостоятельно уведомить о льготе налоговую инспекцию.

Уменьшение суммы налога. Местные власти могут установить скидку на уплату налога. Обычно эта скидка указывается в процентах от полной суммы налога.

Уменьшение налоговой базы — это вычет из кадастровой стоимости земельного участка либо кадастровой стоимости определенного количества квадратных метров, либо точной суммы. Я уже писала, что такой вычет действует в Москве для многодетных.

Уменьшение налоговой ставки. Уменьшение налоговой ставки — не льгота, так как ставка для физических лиц зависит от категории земли, а не от собственника земельного участка. Однако уменьшение ставки значительно снижает налог.

Федеральные льготы

Федеральные льготы по земельному налогу — это льготы, которые действуют на территории всей страны. Они указаны в налоговом кодексе.

Некоторые категории налогоплательщиков могут уменьшить кадастровую стоимость участка, из которой рассчитывается земельный налог. В итоге налог нужно будет заплатить не со всей площади участка, а только с его части. Налоговый вычет работает так: налоговая база уменьшается на кадастровую стоимость 600 м² земельного участка — шести соток. Например, с земельного участка площадью семь соток налог нужно заплатить только с одной сотки.

Вычет можно получить только по одному земельному участку по выбору льготника. Категория земли, вид разрешенного использования могут быть любыми.

Право на вычет имеют такие категории граждан:

К последней категории относятся:

Местные льготы

В дополнение к федеральным льготам муниципальные власти могут устанавливать местные льготы. Они действуют только в пределах одного муниципального образования. Эти льготы суммируются: налогоплательщик может получить и федеральную, и местную льготу одновременно, если основания для получения льгот соблюдены.

Пенсионер владеет двумя земельными участками площадью 10 соток каждый во Владивостоке. Государство разрешает ему применить налоговый вычет в размере кадастровой стоимости 6 соток. А местные власти — вычет 300 тысяч рублей от кадастровой стоимости участка. Пенсионер может применить сразу оба вычета. Можно к одному участку, а можно к двум по отдельности.

Поскольку льготы разные в каждом городе, деревне, селе, их все невозможно охватить в одной статье. Объясню, где искать информацию о льготах вашего города, и разберу примеры льгот в нескольких крупных городах.

Где искать информацию о льготах

На сайте ФНС есть удобный сервис по всем имущественным налогам, включая земельный налог. Информация в нем регулярно обновляется.

Выберите вид налога, налоговый период, регион, муниципальное образование, в котором расположен земельный участок, и нажмите «Найти».

Появятся реквизиты документа о земельном налоге в выбранном населенном пункте. Нажмите «Подробнее», чтобы увидеть ставки и льготы по земельному налогу.

Примеры льгот в Москве в 2021 году. В Москве полностью освобождены от уплаты земельного налога с одного земельного участка Герои СССР, Герои России, Герои социалистического труда и полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР».

Все федеральные льготники, кроме пенсионеров, получают в дополнение к вычету кадастровой стоимости 6 соток налоговый вычет 1 млн рублей. Эта льгота не распространяется на участки, которые сдаются в аренду. Для пенсионеров дополнительных льгот в Москве нет.

4 000 000 Р / 10 × 6 = 2 400 000 Р — стоимость 6 соток.

Критерии многодетных семей для федеральной и местной льгот разные. Федеральная льгота применяется к родителям трех и более несовершеннолетних детей. Как только старший ребенок достигает 18 лет, родители не могут получить федеральную льготу.

В Москве многодетными считаются семьи с тремя и более детьми, пока младший ребенок не достигнет 16 лет — или 18 лет, если он учится в образовательных организациях. А еще в состав многодетной семьи в Москве входят падчерицы и пасынки. Местную льготу можно будет применять дольше по времени, чем федеральную.

Примеры льгот в Сочи в 2020 году. В Сочи ветераны, инвалиды, пенсионеры, предпенсионеры, многодетные семьи освобождены от уплаты земельного налога. Если у человека несколько земельных участков в Сочи, то льгота применяется только к одному участку. Этот участок нельзя использовать в предпринимательской деятельности.

Примеры льгот во Владивостоке в 2020 году. Все федеральные льготники, кроме пенсионеров, освобождены от уплаты земельного налога. Многодетные семьи, бесплатно получившие земельный участок в рамках государственной программы, освобождаются от уплаты налога на 10 лет с даты регистрации права собственности. Многодетные семьи, которые приобрели земельный участок иным образом, не платят земельный налог в течение всего срока, когда семья считается многодетной.

Пенсионеры получают дополнительный налоговый вычет 300 тысяч рублей на один земельный участок, если он не используется в предпринимательской деятельности.

Как оформить льготу

Налоговая получает информацию о льготниках по внутренним каналам из ПФР или соцзащиты и автоматически считает льготы. Налогоплательщикам не нужно ничего сообщать дополнительно.

Однако в этом порядке случаются сбои: ИФНС может не получить информацию о льготе или не применить льготу по ошибке. Проверить, посчитала ли налоговая льготу, можно в личном кабинете налогоплательщика или в налоговом уведомлении об уплате земельного налога.

Заявление о предоставлении налоговой льготы. Если льгота положена, но ИФНС ее не применила, направьте заявление о предоставлении льготы по земельному налогу. Заявление нужно подать один раз, оно будет действовать и все последующие годы.

В заявлении можно сразу указать льготы и по транспортному налогу, и по налогу на имущество.

Если налогоплательщик продал один земельный участок и купил другой, льгота сохранится. ИФНС применит такую же льготу к новому участку.

Необходимые документы. К заявлению приложите документы, подтверждающие право на получение льготы: пенсионное удостоверение, удостоверение многодетной семьи, справку из соцзащиты, удостоверение инвалида. Льготу предоставляют на срок действия документа, подтверждающего льготу. Для пенсионера по старости льгота будет бессрочной, а для родителя в многодетной семье — на срок действия удостоверения многодетной семьи.

Куда и когда подавать. Заявление можно подать через личный кабинет налогоплательщика, по почте, в МФЦ или лично в любой налоговой инспекции. Специально ехать в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка не нужно.

В личном кабинете налогоплательщика заполните заявление в разделе «Имущество» или «Жизненные ситуации».

Как выбрать льготный земельный участок

Федеральная льгота действует только на один земельный участок. Даже если налогоплательщик имеет несколько оснований для льгот. Человек, который является пенсионером, ветераном и инвалидом одновременно, может оформить льготу только на один участок.

Если у налогоплательщика в собственности два или более земельных участков, то ИФНС предоставит льготу на один земельный участок, по которому рассчитан самый высокий налог. Иногда это невыгодно, поэтому налогоплательщик самостоятельно может выбрать, к какому земельному участку применить льготу.

Объясню на примере. У пенсионера Василия два земельных участка: первый — 10 соток, кадастровая стоимость — 300 000 Р за сотку, второй — 15 соток, кадастровая стоимость — 220 000 Р за сотку.

Налоговая ставка одинакова для обоих участков — 0,3%. Василий — единственный владелец этих участков, он владел ими весь год. Василий вправе уменьшить налоговую базу на стоимость шести соток земельного участка.

Земельный налог на второй участок больше, чем на первый, поэтому ИФНС применит льготу ко второму участку.

А теперь рассмотрим два варианта. Применим льготу к первому участку:

Применим льготу ко второму участку:

Василию выгоднее применить льготу к первому участку. Чтобы заплатить меньше, Василию нужно подать в ИФНС уведомление о выборе земельного участка размером 10 соток как льготного или сделать это в личном кабинете налогоплательщика.

Уведомление о выборе льготного земельного участка. Уведомление о выборе земельного участка, в отношении которого применяется льгота по земельному налогу, можно подать в личном кабинете налогоплательщика. В разделе «Имущество» выберите земельный участок и отметьте его как льготный. Система сформирует уведомление в ИФНС.

Или можно самостоятельно заполнить уведомление и подать в любую ИФНС.

Необходимые документы. К заявлению приложите документы, подтверждающие право на льготу. Если льгота уже была оформлена, то дополнительно ничего прикладывать не нужно.

Куда и когда подавать. Заявление подается через личный кабинет налогоплательщика, по почте, в МФЦ или лично в любой налоговой инспекции. Срок подачи заявления — 31 декабря отчетного года.

Как вернуть налог, если льготу не применили

Заявление о возврате налога. ИФНС учитывает льготу с того года, когда налогоплательщик получил право на нее. Если вы получили право на льготу в 2019 году, но подали заявление на получение льготы только в 2021, то ИФНС пересчитает земельный налог за 2019, 2020 и 2021 годы. После перерасчета переплату по налогу можно будет вернуть. Заявление о возврате налога можно подать через личный кабинет налогоплательщика или лично в любой налоговой инспекции.

ФНС установила форму заявления о возврате налога. В заявлении укажите ИНН, сумму переплаты и реквизиты банковского счета, на который ИФНС вернет деньги. Указать счет другого человека нельзя. ИФНС возвращает налог на личный счет налогоплательщика, у которого образовалась переплата.

Сроки подачи заявления. Заявление нужно подать после того, как ИФНС оформит льготу и пересчитает налог за предыдущие годы. Сумма переплаты появится в личном кабинете налогоплательщика. Налог вернут максимум за предыдущие три года. Если налог не вернуть, то ИФНС самостоятельно засчитает сумму переплаты в счет будущих платежей по земельному налогу. По заявлению налогоплательщика сумму переплаты можно зачесть в счет уплаты других налогов, например в счет налога на имущество или транспортного налога.

Подавать заявление нужно в ИФНС по месту нахождения земельного участка.

Источник

Расчеты по имущественным налогам

Автор: Морозова Л., эксперт журнала

К имущественным налогам, уплачиваемым юридическими лицами, относятся налог на имущество организаций, транспортный и земельный налоги. Вспомним общие нормы по их исчислению и уплате, а также порядок их отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете.

Уплата имущественных налогов относится к расходным операциям учреждений культуры. Такие расходы отражаются по кодам видов расходов 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога», 852 «Уплата прочих налогов, сборов» (в части транспортного налога) в увязке с подстатьей 291 «Налоги, пошлины и сборы» КОСГУ (п. 51.8.5.1, 51.8.5.2 Порядка № 132н[1], п. 10.9.1 Порядка № 209н[2]).

Суммы имущественных налогов исчисляются в полных рублях (п. 6 ст. 52 НК РФ).

Порядок признания налоговых обязательств в бухгалтерском (бюджетном) учете устанавливается в рамках формирования учетной политики учреждения. Операции по начислению налога отражаются на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых обязательств (письма Минфина РФ от 26.12.2016 № 02-07-10/77857, от 08.11.2013 № 02-06-010/47818).

Расчеты по налогу на имущество.

Для учета расчетов по налогу на имущество организаций применяется счет 0 303 12 000.

Порядок исчисления, удержания и уплаты данного налога установлен гл. 30 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Критерии отнесения имущества государственных (муниципальных) учреждений к основным средствам определены п. 7, 8 ФСБУ «Основные средства»[3].

При отнесении основных средств к движимому или недвижимому имуществу в целях налогообложения следует учитывать рекомендации из писем ФНС РФ от 28.08.2019 № БС-4-21/17216@, от 30.07.2019 № БС-4-21/14997, от 05.04.2019 № БС-4-21/6262, от 25.03.2019 № БС-4-21/5305@, Минфина РФ от 09.07.2019 № 03-05-05-01/50498, от 03.07.2019 № 03-05-05-01/48946.

Расчет суммы налога по имуществу, находящемуся у учреждений на праве оперативного управления, осуществляется по общим правилам – исходя из остаточной стоимости объектов недвижимого имущества (п. 1, 3 ст. 375 НК РФ, письма Минфина РФ от 03.04.2019 № 03-05-05-01/22907, от 25.02.2019 № 03-05-04-01/11984, от 13.12.2017 № 03-05-05-01/83122).

Налоговая база по недвижимому имуществу, учитываемому организациями бюджетной сферы в качестве объектов основных средств, формируется до момента выбытия такого имущества (Письмо ФНС РФ от 30.04.2019 № БС-4-21/8367@).

Для отдельных организаций ст. 381 НК РФ установлены льготы по налогу на имущество. Они могут предусматриваться и законами субъектов РФ.

Ставка, порядок и сроки уплаты налога на имущество организаций утверждаются законами субъектов РФ. При этом ставка налога не может превышать 2,2 % (п. 1 ст. 380 НК РФ).

Сумма налога исчисляется по итогам календарного года. При этом по итогам каждого квартала организации исчисляют авансовые платежи по налогу (в случае если такие платежи предусмотрены законами субъектов РФ). Сроки и порядок уплаты налога (авансовых платежей) также устанавливаются на региональном уровне (п. 1, 2, 4 ст. 382, п. 1 ст. 383 НК РФ).

Операции по начислению и перечислению в бюджет исчисленных сумм налога на имущество (авансовых платежей) отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете следующим образом:

Содержание операции

Казенные учреждения

Бюджетные (автономные) учреждения

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Начислен налог на имущество

Уплачен налог в бюджет

забалансовый счет 18 (КВР 851 /
подстатья 291 КОСГУ)

* Здесь и далее: в таблице вместо символа «xx» указывается соответствующий аналитический код.

В бюджетном учреждении культуры по итогам 2018 года начислен налог на имущество в сумме 13 000 руб. Налог выплачен за счет субсидии на выполнение государственного задания. При расчете объема субсидии эти затраты отнесены в состав расходов на содержание недвижимого имущества.

В соответствии с Инструкцией № 174н[4] в учете учреждения будут сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислен налог на имущество (на основании бухгалтерской справки с приложением налоговой декларации)

Перечислен налог в бюджет

забалансовый счет 18 (КВР 851 /
подстатья 291 КОСГУ)

Расчеты по земельному налогу.

Расчеты по земельному налогу отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете с применением счета 0 303 13 000.

Общие принципы исчисления земельного налога установлены гл. 31 НК РФ. При этом, поскольку данный налог относится к категории местных, он вводится в действие нормативными актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (далее – местные законы, представительные органы). Устанавливая налог, представительные органы утверждают налоговые ставки (в пределах, установленных гл. 31 НК РФ), порядок и сроки его уплаты.

Кроме того, местными законами могут быть установлены налоговые льготы, необходимость внесения авансовых платежей по налогу и прочие особенности исчисления и уплаты земельного налога.

Государственные (муниципальные) учреждения, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, признаются плательщиками земельного налога на основании п. 1 ст. 388 НК РФ.

В отношении земельных участков, полученных по договору безвозмездного пользования или договору аренды, учреждения налогоплательщиками не признаются (п. 2 ст. 388 НК РФ).

Земельный налог рассчитывается в отношении каждого земельного участка исходя из его кадастровой стоимости, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащей применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода (календарного года). Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по окончании I, II и III квартала текущего налогового периода (п. 1, 6 ст. 396 НК РФ).

Операции по начислению и перечислению в бюджет земельного налога отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете следующим образом:

Содержание операции

Казенные учреждения

Бюджетные (автономные) учреждения

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Начислен налог на имущество

Уплачен налог в бюджет

забалансовый счет 18 (КВР 851 /
подстатья 291 КОСГУ)

За 2018 год автономное учреждение культуры начислило земельный налог в сумме 4 000 руб. Расходы на его выплату отнесены на затраты по содержанию недвижимого имущества. Операции осуществляются в рамках деятельности по выполнению госзадания.

В бухгалтерском учете учреждения на основании Инструкции № 183н[5] будут составлены следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислен земельный налог (на основании бухгалтерской справки с приложением налоговой декларации)

Перечислен налог в бюджет

забалансовый счет 18 (КВР 851 /
подстатья 291 КОСГУ)

Расчеты по транспортному налогу.

Отдельного счета для отражения расчетов по транспортному налогу Инструкция № 157н[6] не предусматривает, поэтому их учет следует вести в составе расчетов по прочим платежам в бюджет на счете 0 303 05 000.

Транспортный налог устанавливается гл. 28 НК РФ и законами субъектов РФ о налоге. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ утверждают налоговую ставку, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налога.

Плательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (п. 1 ст. 358 НК РФ).

Транспортный налог исчисляется исходя из мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства.

Размеры налоговых ставок указаны в ст. 361 НК РФ. При этом регионы вправе увеличить (уменьшить) их не более чем в десять раз. Ставки устанавливаются в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Налог на дорогостоящие автомобили рассчитывается с учетом повышающих коэффициентов в соответствии с п. 2 ст. 362 НК РФ.

Транспортный налог исчисляется по итогам календарного года. По итогам каждого квартала исчисляются авансовые платежи по налогу. Заметим: законами субъектов РФ для отдельных категорий налогоплательщиков может быть установлено право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи (п. 1, 2.1, 6 ст. 362 НК РФ).

Операции по начислению и перечислению в бюджет транспортного налога отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете следующим образом:

Содержание операции

Казенные учреждения

Бюджетные (автономные) учреждения

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Начислен налог на имущество

Уплачен налог в бюджет

забалансовый счет 18 (КВР 852 /
подстатья 291 КОСГУ)

Сумма транспортного налога, исчисленного казенным учреждением культуры за 2018 год, составила 25 000 руб.

Операции по начислению и перечислению налога в бюджет отразятся в бюджетном учете согласно Инструкции № 162н[7] следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Перечислен налог в бюджет

Недоимки, пени и штрафы по налогам.

При нарушении сроков уплаты имущественных налогов помимо неуплаченной суммы налога (недоимки) с налогоплательщика могут быть взысканы пени.

Недоимка по налогу – сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (ст. 11 НК РФ).

Пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в процентах от неуплаченной суммы налога. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (ст. 75 НК РФ).

Кроме того, за неуплату или неполную уплату налога налогоплательщику может грозить штраф, предусмотренный ст. 122 НК РФ.

Недоимка по имущественным налогам уплачивается по тем же КБК, что и сами налоги: по кодам видов расходов 851 (в части недоимки по налогу на имущество и земельному налогу), 852 (в части недоимки по транспортному налогу), применяемым в увязке с подстатьей 291 КОСГУ (п. 49.8 Порядка № 132н, п. 10.9.1 Порядка № 209н).

Уплату пеней и штрафов по налогам следует относить на код вида расходов 853 «Уплата иных платежей» и подстатью 292 «Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах» КОСГУ (п. 51.8.5.3 Порядка № 132н, п. 10.9.2 Порядка № 209н).

Поскольку недоимка представляет собой непосредственно сумму налога, который не был уплачен вовремя, следовательно, расчеты по ее уплате отражаются на тех же счетах, что и расчеты по уплате налогов, по которым она выявлена.

Суммы пеней и штрафов по своей сути являются экономическими санкциями, наложенными в нарушение законодательства о налогах и сборах (в частности, за просрочку уплаты налогов). При этом отдельных счетов для отражения данных сумм Инструкцией № 157н не предусмотрено. По нашему мнению, учет таких сумм может быть организован одним из следующих способов:

1) на счетах, предназначенных для отражения сумм налогов, по которым начислены соответствующие пени и штрафы. К примеру, для отражения пеней по налогу на имущество применяется счет 0 303 12 000. Таким образом, аналитический учет по данному счету следует вести в разрезе начисленных сумм налога, пеней и штрафов;

2) на счете 0 303 05 000 в составе прочих обязательных платежей в бюджет.

Учреждения решают самостоятельно, на каких счетах им отражать суммы пеней и штрафов по налогам. Эти счета нужно закрепить в учетной политике.

По результатам налоговой проверки бюджетному учреждению культуры предъявлено требование об уплате недоимки в размере 10 000 руб. и пеней в размере 500 руб. (цифры условные) за неполное и несвоевременное перечисление земельного налога в бюджет. Недоимка была уплачена за счет субсидии на выполнение госзадания, пени – за счет собственных доходов. Согласно учетной политике пени и штрафы по налогам отражаются на тех же счетах, что и сами налоги.

В бухгалтерском учете учреждения будут составлены следующие записи:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *