земельный налог счет бюджетного учета
На каких счетах учитывать земельные участки?
Wavebreakmedia / Depositphotos.com |
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Кто, в каких случаях и как должен учитывать земельные участки, используемые по различным основаниям, закреплено в подп. 10, подп. 19 Стандарта и п. 36 Инструкции № 157н. Но эти нормы разрознены и написаны канцелярским языком, совместить их для полного понимания картины сложно, да и времени на это порой не хватает.
Мы обобщили все требования нормативных актов в наглядную таблицу. В ней ответы на ваши вопросы, связанные с определением счета для учета земельных участков, представлены в доступной и понятной форме:
Разграничение гос. собственности на землю
Внесение в ЕГРН (кадастр недвижимости)
Закрепление на праве постоянного (бессрочного пользования)
Регистрация права постоянного бессрочного пользования в ЕГРН (п. 36 Инструкции № 157н)
Используется ли земельный участок?
На каком счете учитывать земельный участок учреждению/ уполномоченному органу
Проводки по начислению земельного налога
Как начисляется земельный налог и какое ПБУ при этом применять
Для того чтобы определить ПБУ, к которому стоит обращаться для бухгалтерского учета земельного налога, нужно понять, к какой бухгалтерской категории его стоит относить.
В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ налог на земельный участок является формой оплаты за его использование. Участки земли в бухучете учитываются в составе основных средств, таким образом, плата за пользование землей (объектом ОС) является ничем иным, как расходом, который связан с процессом эксплуатации и использования объекта ОС.
О том, как рассчитывается земельный налог и что меняется в порядке его уплаты в 2020 году, читайте здесь.
Учет расходов по организации ведется в бухучете в соответствии с нормами ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н). Земельный налог может быть отражен в составе:
Важно! Учитывать в составе издержек земельный налог можно, если на данном земельном участке не производится капитальное строительство, он введен в эксплуатацию и является объектом ОС.
В том случае, если на участке осуществляется капитальное строительство, то плата за землю в виде земельного налога должна учитываться в бухучете в составе капитальных затрат по строительству. Эта норма отражена в ПБУ 6/01 (п. 8 и п. 14).
Рассмотрим все возможные проводки по начислению земельного налога более детально.
Проводки для учета расчетов с бюджетом по земельному налогу (счет 68, субсчет «Земельный налог»)
Все налоги в бухучете отражаются на счете 68 «Налоги», а для каждого налога должен быть открыт субсчет — в нашем случае субсчет «Земельный налог». Эту процедуру осуществляют посредством утверждения рабочего плана счетов для организации, который является неотъемлемым приложением к такому важному и необходимому документу в бухучете, как «Учетная политика».
Поскольку счет 68 является пассивным, то все начисления по земельному налогу будут производиться по кредиту этого счета.
Теперь разберемся со счетами, которые могут дебетоваться в корреспонденции с указанным 68-м счетом.
Когда участок земли используется в процессе осуществления определенного вида деятельности организацией, то затраты в виде платежей за землю (налога) должны отражаться на следующих счетах бухучета:
Если резюмировать все вышесказанное, то проводки по начислению земельного налога при отнесении издержек по оплате за землю (налогу) на расходы по виду деятельности будут такие:
68 (субсчет земельного налога)
Если участок земли сдается организацией в аренду, то плата за землю должна отражаться в составе прочих издержек.
Важно! Это правило действует в том случае, если сдача в аренду земли не является основополагающим направлением деятельности, а таким способом просто эффективно используются невостребованные организацией активы.
Прочие расходы отражаются в бухучете на счете 91.2. Проводка будет такой:
68 (субсчет земельного налога)
При капстроительстве издержки собираются в разрезе каждого объекта на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» по открытому к нему субсчету «Строительство ОС». В данном случае, когда начислен земельный налог, проводка будет иметь следующий вид:
08 (субсчет строительство ОС)
68 (субсчет земельного налога)
Мы рассмотрели начисление земельного налога в соответствии с различным характером использования участка. Теперь рассмотрим проводку при уплате этого налога. Она будет следующей:
68 (субсчет земельного налога)
Образец платежного поручения на уплату земельного налога (образец) ищите здесь.
Об особенностях уплаты земельного налога и отчетности по нему читайте в «КонсультантПлюс». Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.
В том случае, если вы хотите произвести погашение обязательств по земельному налогу перед бюджетом за счет существующей у вашей организации переплаты по другому налогу (налогам), проводка будет следующая:
68 (субсчет земельного налога)
68 (субсчет налога, за счет которого производится перезачет)
Итоги
При начислении земельного налога проводки зависят от назначения использования участка. Начисляя земельный налог, обязательно проанализируйте характер использования участка, чтобы не ошибиться с корреспонденцией счетов.
Изменилась кадастровая стоимость земельного участка. Действия бухгалтера бюджетного учреждения
эксперт Контур.Школы по учету в учреждениях бюджетной сферы
Что нужно знать бухгалтеру организации государственного сектора, чтобы правильно рассчитать и уплатить земельный налог? Как рассчитать налог на землю, если изменилась кадастровая стоимость земельного участка – рассмотрим в этой статье.
Как учитываются земельные участки в бюджетных учреждениях
В настоящее время учреждения госсектора используют земельные участки, в том числе расположенные под объектами недвижимости, на праве постоянного (бессрочного) пользования. Учитывают такие земельные участки на счете 10300 «Непроизведенные активы». Основанием для учета на балансе земельного участка служит документ — свидетельство, подтверждающее право пользования земельным участком. Учитывают землю по кадастровой стоимости. Об этом говорится в п.71 Инструкции 157н.
Право оперативного управления землей Земельный кодекс РФ не предусматривает.
Государственные (муниципальные) учреждения являются плательщиками земельного налога, если земельные участки закреплены за ними на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Земельный налог — это местный налог, устанавливается гл.31 Налогового Кодекса РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Земельный налог и авансовые платежи по нему уплачиваются организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
На основании статьи 388 НК РФ организации, имеющие земельные участки на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданные им по договору аренды, не платят земельный налог.
Налоговой базой для начисления налога на землю, согласно ст. 390 Налогового кодекса, служит кадастровая стоимость земельного участка. Это та сумма, которая облагается налогом. Именно поэтому всем организациям госсектора стоит знать кадастровую стоимость собственного участка земли, следить за ее изменением, поскольку она напрямую связана с размером налога на землю, подлежащему уплате.
Пунктом 14 статьи 396 НК РФ установлено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель, территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости по письменному заявлению налогоплательщика.
Заказать выписку из ЕГРН можно на официальном сайте Росреестра, в МФЦ, в территориальном органе кадастровой палаты.
В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Если земельный участок образован в течение налогового периода,то налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на день внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций являются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года (ст. 393 НК РФ). Для земельного налога муниципальные образования, а так же города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь вправе не устанавливать отчетный период.
Учреждение госсектора, имея право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, может быть освобождено от уплаты земельного налога. Перечень льгот по земельному налогу приведен в статье 395 НК РФ. Например, согласно п. 1 ст. 395 НК РФ освобождаются от обложения земельным налогом организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций. Кроме того, в каждом конкретном регионе РФ могут быть предусмотрены льготы для учреждений по уплате земельного налога. Сам земельный налог относится к местным налогам, и в связи с этим налоговые ставки и налоговые льготы для налогоплательщиков устанавливаются муниципальным законодательством.
Как рассчитать земельный налог
Расчет суммы налога учреждение производит самостоятельно.
Например, у казенного учреждения на праве постоянного (бессрочного) пользования имеется земельный участок, кадастровая стоимость которого — 2 500 000 руб. Учреждение не имеет налоговых льгот в соответствии с НК РФ и местным законодательством. Налоговая ставка по земельному налогу установлена в размере 0,3%. Муниципальным законодательством предусмотрены авансовые платежи по налогу.
Сумма земельного налога составит:
2 500 000 руб. х 0,3%=7500руб.
Сумма авансового платежа за 1-й, 2-й и 3-й кварталы составит:
2 500 000 руб. х 0,3% х ¼=1875руб.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной по приведенной выше формуле, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу (п. 5 ст. 396 НК РФ):
В соответствии с Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н расходы на уплату земельного налога относятся на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ по коду вида расходов 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога».
Но кадастровая стоимость земельного участка может изменяться. Как определить налоговую базу для расчета земельного налога при изменении кадастровой стоимости в течение налогового периода?
Действия бухгалтера при расчете земельного налога
Действия бухгалтера по расчету земельного налога будут зависеть от причины изменения кадастровой стоимости земли.
Рассмотрим несколько случаев:
1. Переоценка кадастровой стоимости земли. Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» не реже, чем один раз в пять лет и не чаще, чем раз в три года (для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя — два года) происходит оценка кадастровой стоимости земли.
Если в связи с этим изменилась кадастровая стоимость земельного участка и произошло это в течение налогового периода, то, согласно действующей редакции НК РФ такое изменение не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, то есть действует на будущее время. Новая кадастровая стоимость земли будет служить налоговой базой с 1 января следующего налогового периода.
2. Изменение вида разрешенного использования земельного участка, его перевод из одной категории земель в другую или изменение площади земельного участка, приводящее к изменению кадастровой стоимости земельного участка.
В этом случае действует следующее положение статьи 391 НК РФ: «изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости».
Действует это положение с 1 января 2018г. (в пункт 1 статьи 391 внес изменение Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ)
Данное изменение кадастровой стоимости земельного участка теперь нужно учитывать при расчете налоговых обязательств не со следующего налогового периода, а со дня внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
3. Успешное оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Если кадастровая стоимость завышена и ее сумма больше рыночной стоимости земельного участка, то такую кадастровую стоимость можно оспорить. Лицензированный эксперт установит реальную рыночную стоимость земли. На основании заключения специалиста комиссия или суд примет соответствующее решение и изменит кадастровую стоимость. На практике это означает, что можно существенно сократить расходы по налогу на землю.
Оспаривание кадастровой стоимости юридическими лицами происходит в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Оспорить кадастровую стоимость земли могут также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Оспаривание кадастровой стоимости происходит двумя способами:
Порядок оспаривания результатов кадастровой стоимости земельного участка определен статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и статьей 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». По официальной статистике Росреестра, почти половина всех обращений в комиссию по пересмотру кадастровой стоимости заканчиваются успехом заявителя.
В случае положительного решения Росреестр самостоятельно внесет все необходимые изменения в ЕГРН на основании решения комиссии, которое она обязана направить в Росреестр в течение 5 рабочих дней со дня принятия (п. 19 ст. 22 Закона № 237-ФЗ).
При изменении кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда, измененная кадастровая стоимость учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу, начиная с налогового периода, в котором подано заявление о ее пересмотре, но не ранее даты внесения в ЕГРН, которая являлась предметом оспаривания (ст. 391 НК РФ, письма Минфина России от 29.03.2017 № 03-05-05-02/18237, от 01.03.2017 № 03-05-05-02/11335, от 22.02.2017 № 03-05-05-02/10148).
Применение установленной решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости за периоды, предшествующие году подачи заявления об оспаривании, Налоговым кодексом не предусмотрено (письмо Минфина России от 24.08.2017 № 03-05-06-02/54275).
Например, если организация в феврале 2018 года подает в комиссию заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной цены и комиссия удовлетворит требование, то новую кадастровую стоимость организация должна применить при налогообложении с 1 января в 2018 года.
4. Исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости участка. Такую ошибку исправляет регистрирующий орган, Росреестр. Об этом должны уведомить владельца участка в течение 3 рабочих дней, направив уведомление по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2016 № 173.
При расчете земельного налога такое изменение кадастровой стоимости, в соответствии со статьей 391 НК РФ нужно учитывать, начиная с того налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.
Например, в мае 2017 года учреждение получило уведомления от регистрирующего органа об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости. Налогоплательщику нужно подать в инспекцию уточненный расчет за I квартал 2017 года и пересчитать сумму авансового платежа по земельному налогу за этот период.
Изменение стоимости земельных участков, учитываемых в составе нефинансовых активов, в связи с изменением их кадастровой стоимости необходимо отразить в бухгалтерском учете. В соответствии с п. 28 Инструкции № 157н. сделать это нужно в том финансовом году, в котором произошли изменения кадастровой стоимости, с отражением указанных изменений в бухгалтерской отчетности. Дата отражения в учете и отчетности изменения стоимости земельного участка должна быть согласована с учредителем учреждения. Этот факт следует отразить в пояснительной записке (ф.0503160, ф.0503760).
Обобщим основные моменты. Если учреждение госсектора на праве постоянного (бессрочного) пользования имеет земельный участок, то оно является плательщиком земельного налога. Земельный налог относится к местным налогам, и в связи с этим налоговые ставки и налоговые льготы для налогоплательщиков устанавливаются муниципальным законодательством. Расчет суммы налога учреждение производит самостоятельно. Чтобы рассчитать земельный налог без ошибок и избежать штрафов, бухгалтеру нужно внимательно отслеживать изменения кадастровой стоимости земельного участка.
Типовые проводки по бюджетному учету (примеры)
Что такое бюджетный учет, какими НПА он регулируется
Организации государственного сектора ведут учет исходя из положений Единого плана счетов и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Согласно п. 21 инструкции № 157н также действуют частные планы счетов для конкретных видов организаций.
П. 2 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ гласит о том, что государственные муниципальные учреждения делятся на 3 вида. Для каждого вида предусмотрен свой план счетов (см. табл. 1).
Приказ, утверждающий соответствующий план счетов
Приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н
Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н
Приказ Минфина от 06.12.2010 № 162н
Понятие «бюджетный учет» применимо не ко всем госструктурам. Оно может быть использовано по отношению к определенным организациям, попадающим под юрисдикцию приказа № 162н. Примером таких организаций являются казенные учреждения, госорганы, внебюджетные фонды. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет (приказы № 174н и № 183н).
В феврале 2019 года были внесены правки в некоторые КОСГУ. Какие проводки изменились для бюджетных, унитарных и казенных учреждений, узнайте в обзоре от экспертов КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к правовой системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Структура счета бюджетного учета
Номер счета имеет сложную структуру и состоит из 26 разрядов. В таблице 2 представлен состав счета с указанием значений разрядов.
Номер разряда счета
Классификационный признак поступлений и выбытий
Группа объекта учета
Вид поступлений, выбытий объекта учета
1–17 цифры кодируют классификационный признак поступлений и выбытий и формируются из КБК. Инструкция бюджетного учета № 162н содержит отдельное приложение 2, в котором для каждого счета расписано, какой КБК необходимо указать: код, предназначенный для расходов бюджета (КРБ), доходов бюджета (КДБ) или источников финансирования дефицита бюджета (КИФ). Причем для учреждений берутся разряды 4–20 КБК, а для финансовых органов — разряды 1–17.
18 разряд предназначен для уточнения вида финансового обеспечения. Для бюджетного учета, согласно п. 2 приказа № 162н, на этом месте может стоять только значение 1 (за счет бюджета) или 3 (за счет средств во временном распоряжении). Остальные разряды шифруют непосредственно информацию, связанную с объектом учета, и указаны в плане счетов.
О составлении плана счетов бюджетного учета читайте здесь.
Формы первичных документов, а также учетных регистров и отчетности для бюджетников вы можете найти в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в справочник.
Проводки в бюджетном учете в 2020–2021 годах
Типовые проводки бюджетного учета рассмотрим далее на примере.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа № 1» в текущем месяце произвело следующие хозяйственные операции и отразило их в учете (см. табл. 3).
Наименование хозяйственной операции
Куплены канцелярские товары на сумму 6 750 руб.
КРБ 010536340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
КРБ 030234730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
Переданы для использования канцтовары на сумму 1 750 руб.
КРБ 040120272 «Расходование материальных запасов»
КРБ 010536440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
Начислена зарплата персоналу на общую сумму 754 000 руб.
КРБ 040120211 «Расходы по заработной плате»
КРБ 030211730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»
Удержан НДФЛ с зарплаты
КРБ 030211830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»
КРБ 030301730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц»
Зарплата выплачена на банковские карты работникам
КРБ 030211830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»
КИФ 020111610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», а также запись по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»
Начислены страховые взносы с зарплаты
КРБ 040120213 «Расходы на начисления на выплаты по оплате труда»
КРБ 030302730, КРБ 030306730, КРБ 030307730, КРБ 030308730, КРБ 030310730, КРБ 030311730 «Увеличение кредиторской задолженности по платежам в бюджеты»
Перечислены НДФЛ и взносы с зарплаты за сентябрь
КРБ 030301830, КРБ 030302830, КРБ 030306830, КРБ 030308830, КРБ 030311830, КРБ 030311830 «Уменьшение кредиторской задолженности по платежам в бюджеты»
КИФ 020111610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», а также запись по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»
Списаны на финансовый результат в конце года расходы этого месяца
КБК 040130000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»
«Расходы экономического субъекта»
(1 750 + 754 000 +227 708)
Примеры проводок также можно найти на нашем сайте в статьях:
Итоги
Законодатель предусмотрел широкий перечень типовых проводок для ведения бюджетного учета. Приложение 1 к инструкции № 162н, учитывающее все последние изменения, внесенные в план счетов, поможет бухгалтеру правильно отразить хозяйственные операции на счетах учета.
Как отразить земельный налог в бухучете и при налогообложении
Подготовлено на базе материалов БСС «Система Главбух»
Как отразить земельный налог в бухучете и при налогообложении
заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Сумму земельного налога отразите в справке (ф. 0504833) с приложением расчета. Этот документ является основанием для начисления земельного налога (авансовых платежей) (п. 1 и 2 ст. 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ, п. 7 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, Методические указания, утвержденные приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н, письмо ФНС России от 9 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9163).
В бухучете расчеты по земельному налогу отражайте на счете 303.13 «Расчеты по земельному налогу» (п. 263 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).
Если на земельном участке учреждение ведет строительство здания или сооружения, сумму налога, начисленного в период строительства, отнесите на увеличение первоначальной стоимости объекта (на счет 106.01 «Вложения в основные средства»). Так поступайте до момента принятия строения на учет в составе основных средств. Такой порядок установлен в пунктах 23, 27, 127 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.
Порядок отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете операций по начислению и перечислению земельного налога зависит от типа государственного (муниципального) учреждения.
В учете казенных учреждений
Расходы на уплату налога отразите по статье КОСГУ 290 «Прочие расходы» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 21 декабря 2011 г. № 180н).
Начисление земельного налога оформите проводкой:
Дебет КРБ.0.401.20.290 (КРБ.0.106.11.310…) Кредит КРБ.0.303.13.730
– начислен земельный налог.
Такой порядок установлен пунктами 32–33, 104, 121 Инструкции № 162н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 106.00, 109.00, 303.00, 401.20).
Перечисление земельного налога в бюджет отразите проводкой:
Дебет КРБ.0.303.13.830 Кредит КРБ.0.304.05.290
– перечислен земельный налог в бюджет.
Такой порядок установлен пунктами 44, 104, 111 Инструкции № 162н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 303.00, 304.05, 401.20).
Бюджетные учреждения – получатели бюджетных средств операции по начислению (перечислению) земельного налога отражают в учете в порядке, установленном для казенных учреждений (п. 4 приказа Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н).
В учете бюджетного учреждения, которое получает субсидии из бюджета (в соответствии с п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ), расходы на уплату налога отразите по статье КОСГУ 290 «Прочие расходы» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 21 декабря 2011 г. № 180н). В учете сделайте следующие проводки.
Начисление земельного налога отразите проводкой:
Дебет 0.401.20.0, 0.109.80.290…) Кредит 0.303.13.730
– начислен земельный налог.
Такой порядок установлен пунктами 60–61, 65, 131, 153 Инструкции № 174н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 109.00, 303.00, 401.20).
Перечисление земельного налога в бюджет отразите проводками:
Дебет 0.303.13.830 Кредит 0.201.11.610
– перечислен земельный налог в бюджет;
Кредит 18 (код КОСГУ)
– отражено выбытие средств со счета учреждения.
Такой порядок установлен 73, 133 Инструкции № 174н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 201.01, 303.00, забалансовый счет 18).
В учете автономных учреждений
Начисление земельного налога оформите проводкой:
Дебет 0.401.20.0, 0.109.70.290. ) Кредит 0.303.13.000
– начислен земельный налог (авансовый платеж по налогу).
Такой порядок установлен пунктами 60–61, 159, 181 Инструкции № 183н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 109.00, 303.00, 401.20).
Перечисление земельного налога в бюджет отразите проводками:
Дебет 0.303.13.000 Кредит 0.201.11.0)
– уплачен земельный налог (авансовый платеж по налогу);
Кредит 18 (код вида выбытий)
– отражено выбытие средств со счета учреждения.
В 24–26 разрядах номера счета укажите код выбытий (расходов, затрат), соответствующий структуре данных, утвержденных Планом финансово-хозяйственной деятельности.
Такой порядок установлен пунктами 3, 73, 78, 161 Инструкции № 183н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 201.01, 303.00, забалансовый счет 18).
Порядок отражения земельного налога при расчете налогов зависит от того, какую систему налогообложения применяет учреждение.
Учреждение применяет общую систему налогообложения
При расчете налога на прибыль сумму земельного налога (авансовых платежей по земельному налогу), начисленную в рамках деятельности, приносящей доход, включите в состав расходов, уменьшающих налоговую базу (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Подтвердить затраты в виде начисленных сумм авансовых платежей по земельному налогу можно первичными документами, оформленными в соответствии с действующим законодательством и содержащими все необходимые реквизиты. Например, такими документами могут быть:
- справка (ф. 0504833); расчет суммы авансового платежа по земельному налогу; регистры налогового учета и т. д.
Название документа в данном случае значения не имеет.
Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 9 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9163.
О том, можно ли учесть при расчете налога на прибыль расходы на уплату земельного налога, в случае если земельный участок связан с ведением как деятельности, направленной на получение дохода, так и с деятельностью, связанной с выполнением государственного (муниципального) задания, см. Как вести раздельный учет по налогу на прибыль, если учреждение получает целевое финансирование (целевые поступления).
Ситуация: можно ли учесть при расчете налога на прибыль сумму земельного налога, если земельный участок используется в деятельности, приносящей доход, но не приносит дохода
Исходя из буквального толкования положений подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ, налоговую базу по налогу на прибыль уменьшают любые налоги, начисленные в соответствии с действующим законодательством (кроме налогов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Плательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 388 НК РФ). При этом Налоговый кодекс РФ не ставит обязанность по уплате земельного налога в зависимость от того, используется земельный участок в деятельности организации или нет. Следовательно, сумму земельного налога, уплаченную в бюджет по земельным участкам, не используемым для получения дохода, можно учесть при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Аналогичной точки зрения придерживается Минфин России в письмах от 18 апреля 2011 г. № /2/64, от 26 июня 2009 г. № /1/430, от 11 июля 2007 г. № /1/481, от 19 июля 2006 г. № /1/589.
Ситуация: можно ли учесть при расчете налога на прибыль расходы в виде сумм земельного налога по земельным участкам, занятым объектами непроизводственной сферы
Исходя из буквального толкования положений подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ, налоговую базу по налогу на прибыль уменьшают любые налоги, начисленные в соответствии с действующим законодательством (кроме налогов, указанных в ст. 270 НК РФ). Земельный налог уплачивается учреждением по требованию законодательства, поэтому его сумму можно учесть при расчете налога на прибыль (в т. ч. и по участкам, не используемым в деятельности учреждения) (ст. 388, 252 НК РФ).
Вместе с тем, доходы и расходы, связанные с деятельностью объектов непроизводственной сферы (обслуживающих производств, подсобных хозяйств и т. п.), формируют отдельную налоговую базу по налогу на прибыль. Поэтому, если на земельном участке, принадлежащем учреждению, расположен объект непроизводственной сферы (например, база отдыха, спорткомплекс), сумму земельного налога по этому участку при расчете налога на прибыль нужно включать в расходы в особом порядке. То есть с учетом положений статьи 275.1 Налогового кодекса РФ. Такая точка зрения отражена в письме Минфина России от 28 февраля 2008 г. № /14.
Момент учета расходов на уплату земельного налога при расчете налога на прибыль зависит от того, какой метод признания расходов применяет учреждение.
Если учреждение использует метод начисления, то расходы на уплату земельного налога включите в базу по налогу на прибыль в момент его начисления (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Авансовые платежи спишите в расходы на конец I, II и III кварталов, земельный налог – на конец года. Такой порядок отражения в расходах следует применять несмотря на то, что расчеты авансовых платежей по земельному налогу с 2011 года учреждения (организации) не сдают. Аналогичной точки зрения придерживается Минфин России в письме от 20 апреля 2011 г. № /1/254.
Если учреждение применяет кассовый метод, то расходы на уплату земельного налога включите в базу по налогу на прибыль в момент его уплаты в бюджет (подп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ).
Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на уплату земельного налога. Учреждение использует земельный участок в деятельности, приносящей доход, и платит налог за счет средств от этой деятельности
Бюджетному учреждению «Альфа» принадлежит право на постоянное бессрочное пользование земельным участком. Земельный участок занят производственными мастерскими, которые используются в рамках деятельности, приносящей доход.
Кадастровая стоимость земельного участка, доведенная до учреждения, на 1 января 2012 года составила 3 425 000 руб. Ставка земельного налога, установленная местным законодательством в отношении данной категории земли, составляет 1,5 процента. Также местным законодательством установлены отчетные периоды по земельному налогу, поэтому учреждение должно рассчитывать и платить авансовые платежи по нему.
Авансовые платежи по земельному налогу за 2012 год бухгалтер учреждения рассчитал так:
- за I квартал – 12 844 руб. (3 425 000 руб. × 1,5% × 1/4); за II квартал – 12 844 руб. (3 425 000 руб. × 1,5% × 1/4); за III квартал – 12 844 руб. (3 425 000 руб. × 1,5% × 1/4).
Авансовые платежи по земельному налогу за 2012 год бухгалтер учреждения перечислил в бюджет в следующие сроки:
- за I квартал – 27 апреля 2012 года; за II квартал – 27 июля 2012 года; за III квартал – 26 октября 2012 года.
Начисление и уплату авансовых платежей по налогу за I квартал 2012 года бухгалтер учреждения отразил так.
Дебет 2.109.80.290 Кредит 2.303.13.730
– 12 844 руб. – начислен авансовый платеж по земельному налогу за I квартал 2012 года.
27 апреля 2012 года:
Дебет 2.303.13.830 Кредит 2.201.11.610
– 12 844 руб. – перечислен авансовый платеж по земельному налогу в бюджет за I квартал 2012 года;
Кредит 18 (код КОСГУ)
– 12 844 руб. – отражено выбытие средств со счета учреждения.
Такие же проводки бухгалтер сделал при начислении и уплате авансовых платежей по налогу:
- за II квартал – соответственно 30 июня и 27 июля; за III квартал – соответственно 30 сентября и 26 октября.
При расчете налога на прибыль учреждение использует метод начисления. Бухгалтер включил авансовые платежи по земельному налогу в расходы по налогу на прибыль так:
- 12 844 руб. за I квартал 2012 года – 31 марта 2012 года; 25 688 руб. (12 844 руб. × 2) за первое полугодие 2012 года – 30 июня 2012 года; 38 532 руб. (12 844 руб. × 3) за девять месяцев 2012 года – 30 сентября 2012 года.
Земельный налог за 2012 год равен 51 375 руб. (3 425 000 руб. × 1,5%).
Сумма налога, которую нужно перечислить в бюджет по итогам 2012 года, составляет 12 843 руб. (51 375 руб. – 12 844 руб. – 12 844 руб. – 12 844 руб.).
При начислении и уплате земельного налога за 2012 год бухгалтер учреждения сделал проводки.
Дебет 2.109.80.290 Кредит 2.303.13.730
– 12 843 руб. – начислен земельный налог за 2012 год.
31 января 2012 года:
Дебет 2.303.13.830 Кредит 2.201.11.610
– 12 843 руб. – перечислен земельный налог в бюджет за 2012 год;
Кредит 18 (код КОСГУ)
– 12 843 руб. – отражено выбытие средств со счета учреждения.
При расчете налога на прибыль эту сумму бухгалтер включил в расходы 31 декабря 2012 года.
Пример отражения в бюджетном учете и при налогообложении расходов на уплату земельного налога за счет средств бюджетного финансирования
Казенному учреждению «Альфа» принадлежит право на постоянное бессрочное пользование земельным участком. Земельный участок занят административным зданием, которое зарегистрировано на праве оперативного управления.
Кадастровая стоимость земельного участка, доведенная до учреждения, на 1 января 2012 года составила 4 425 000 руб. Ставка земельного налога, установленная местным законодательством в отношении данной категории земли, составляет 1,5 процента. Также местным законодательством установлены отчетные периоды по земельному налогу, поэтому учреждение должно рассчитывать и платить авансовые платежи по нему.
Авансовые платежи по земельному налогу за 2012 год бухгалтер учреждения рассчитал так:
- за I квартал – 16 594 руб. (4 425 000 руб. × 1,5% × 1/4); за II квартал – 16 594 руб. (4 425 000 руб. × 1,5% × 1/4); за III квартал – 16 594 руб. (4 425 000 руб. × 1,5% × 1/4).
Авансовые платежи по земельному налогу за 2012 год бухгалтер учреждения перечислил в бюджет в следующие сроки:
- за I квартал – 27 апреля 2012 года; за II квартал – 27 июля 2012 года; за III квартал – 26 октября 2012 года.
Начисление и уплату авансовых платежей по налогу за I квартал 2012 года бухгалтер учреждения отразил так.
31 марта 2012 года:
Дебет КРБ.1.401.20.290 Кредит КРБ.1.303.13.730
– 16 594 руб. – учтен в расходах авансовый платеж по земельному налогу за I квартал 2012 года.
27 апреля 2012 года:
Дебет КРБ.1.303.13.830 Кредит КРБ.1.304.05.290
– 16 594 руб. – перечислен авансовый платеж по земельному налогу в бюджет за I квартал 2012 года.
Такие же проводки бухгалтер сделал при начислении и уплате авансовых платежей по налогу:
- за II квартал – соответственно 30 июня и 27 июля; за III квартал – соответственно 30 сентября и 26 октября.
Земельный налог за 2012 год равен 66 375 руб. (4 425 000 руб. × 1,5%).
Сумма налога, которую нужно перечислить в бюджет по итогам 2012 года, составляет 16 593 руб. (66 375 руб. – 16 594 руб. – 16 594 руб. – 16 594 руб.).
При начислении и уплате земельного налога за 2012 год бухгалтер учреждения сделал следующие проводки.
31 декабря 2012 года:
Дебет КРБ.1.401.20.290 Кредит КРБ.1.303.13.730
– 16 593 руб. – начислен земельный налог за 2012 год.
31 января 2012 года:
Дебет КРБ.1.303.13.830 Кредит КРБ.1.304.05.290
– 16 593 руб. – перечислен земельный налог в бюджет за 2012 год.
Учреждение платит ЕНВД
Уплата земельного налога на величину ЕНВД не влияет, так как при определении единого налога расходы учреждения в расчет не берутся (ст. 346.29 НК РФ).
Учреждение применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД
Если учреждение применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД, а земельный участок используется в обоих видах деятельности учреждения, сумму земельного налога нужно распределить (п. 9 ст. 274 НК РФ). Это связано с тем, что при расчете налога на прибыль расходы, относящиеся к деятельности на ЕНВД, учесть нельзя.
В состав расходов для расчета налога на прибыль включите ту часть земельного налога, которая относится к деятельности учреждения на общей системе налогообложения (п. 9 ст. 274 НК РФ).
Автономное учреждение применяет упрощенку
Если автономное учреждение на упрощенке выбрало объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, включите сумму земельного налога в расходы при расчете единого налога (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Расходы на уплату земельного налога включайте в базу по единому налогу в момент его уплаты в бюджет (подп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Если на земельном участке автономное учреждение ведет строительство здания или сооружения, сумму налога, начисленную в период строительства, отнесите на увеличение первоначальной стоимости объекта. Так поступайте до момента принятия строения на учет в составе основных средств. Такой порядок установлен в абзаце 9 пункта 3 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.
Расходы на уплату земельного налога отразите в разделе I книги учета доходов и расходов.
Если автономное учреждение на упрощенке выбрало в качестве объекта налогообложения доходы, то земельный налог при расчете единого налога не учитывайте. Пунктом 3 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ это не предусмотрено.
Подготовлено на базе материалов БСС «Система Главбух»