земля в бессрочном пользовании нужно ли платить налог на землю
Разъяснения по земельному налогу
И все-таки кто? или Поговорим о плательщиках земельного налога
Примечание. Основанием для взимания земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок (Письмо Минфина России от 20.04.2009 N 03-05-05-02/19).
Высказался по этому поводу и Пленум ВАС РФ: в п. 1 Постановления N 54 он подчеркнул: обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента регистрации (за юридическими и физическими лицами) одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Если право получено до того, как?
А если право на земельный участок было предоставлено организации до вступления в силу Закона «О государственной регистрации прав на недвижимость»? Как быть?
В этом случае, отмечают чиновники (см., например, Письма Минфина России от 20.04.2009 N 03-05-05-02/19, от 04.04.2008 N 03-05-05-02/19), такое право признается юридически действительным и при отсутствии государственной регистрации (последняя, кстати, проводится по желанию правообладателей). Поэтому плательщики земельного налога определяются на основании удостоверяющих права на землю документов, выданных юридическим лицам до вступления в силу Закона «О государственной регистрации прав на недвижимость» (это государственные акты, свидетельства и др. документы, которые имеют равную юридическую силу с записями в реестре).
В п. 4 Постановления N 54 Пленум ВАС РФ указал: на основании п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
О праве постоянного (бессрочного) пользования землей, или Особые правила
В то же время согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ юридические лица (за исключением указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ), обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, обязаны переоформить данное право на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 января 2010 г.
Несоответствие данной нормы Закона положениям п. 3 ст. 20 ЗК РФ и послужило причиной обращения Законодательного Собрания Нижегородской области в КС РФ с соответствующим запросом. Определением от 25.12.2003 N 512-О КС РФ отказал в принятии его к рассмотрению и разъяснил, что абз. 1 п. 2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ указывает лишь на возможность для юридического лица по своему желанию приобрести земельный участок в собственность или использовать его на правах арендатора (после соответствующего переоформления). Кроме того, КС РФ отметил: положение абз. 1 п. 2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ, предусматривая возможность изменения титулов прав на землю, не содержит какого-либо основания для изъятия соответствующих земельных участков, а потому не может рассматриваться как допускающее внесудебный порядок лишения имущества. В равной мере оно не может рассматриваться как допускающее национализацию, поскольку не предполагает обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности юридических лиц, а, напротив, предоставляет возможность приватизации земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Примечание. С 1 января 2011 г. вступает в силу ст. 7.34 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за нарушение сроков переоформления права бессрочного пользования земельным участком.
Следовательно, право пользования земельным участком без оформления (переоформления) правоустанавливающих документов до истечения установленного срока соответствует требованиям закона. На это указано, например, в Постановлении ФАС МО от 31.08.2009 N КГ-А41/8521-09: учитывая, что наличие права постоянного бессрочного пользования земельным участком (п. 3 ст. 20 ЗК РФ) предоставляет организации возможность по своему желанию приобрести земельный участок в собственность или использовать его на правах арендатора после соответствующего переоформления в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ, что соответствует конституционно-правовому смыслу названной нормы, указанному в Определении КС РФ от 25.12.2003 N 512-О, суд кассационной инстанции соглашается с тем, что право пользования истца земельным участком без оформления (переоформления) правоустанавливающих документов до истечения установленного срока соответствует требованиям закона.
Таким образом, организации, получившие право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками до введения в действие ЗК РФ и не переоформившие его, признаются плательщиками земельного налога. Аналогичной позиции придерживается и финансовое ведомство (см., например, Письмо от 16.09.2005 N 03-06-02-02/82).
К сведению: согласно п. 4 ст. 20 ЗК РФ граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.
На данную категорию налогоплательщиков указал и Пленум ВАС РФ (см. п. 3 Постановления N 54), отметив: при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога, судам следует учитывать, что плательщиками данного налога являются также лица, хотя и не упомянутые в п. 1 ст. 20 ЗК РФ среди возможных обладателей права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, однако на основании п. 3 этой статьи сохраняющие указанное право, возникшее до введения в действие ЗК РФ.
Универсальное правопреемство
Пленум ВАС РФ разъяснил (п. 5 Постановления N 54), что универсальные правопреемники (речь идет о реорганизации юридических лиц, за исключением выделения, а также наследовании) становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права (другими словами, пенять на то, что свидетельство о праве собственности на землю не переоформлено, в подобных случаях не стоит).
Такая ситуация, например, рассмотрена в Постановлении ФАС УО от 23.06.2008 N Ф09-4441/08-С3. Судами установлено, что федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (академия) зарегистрировано в качестве юридического лица. По распоряжению Правительства РФ названное учреждение и государственное образовательное учреждение (техникум) реорганизованы путем присоединения техникума к академии в качестве структурного подразделения.
Поскольку академия является правопреемником техникума по всем обязательствам в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые третьими лицами, суд отметил следующее. Бездействие землепользователя, повлекшее отсутствие документов о праве на земельные участки, соответствующих требованиям законодательства, действующего в момент их предоставления (передачи), не является основанием для освобождения от платы за пользование землей.
И снова к вопросу о зарегистрированном праве
Итак, обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента регистрации права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения на земельный участок. Другими словами, если отсутствует информация о существующих правах в ЕГРП, при этом исключения, указанные в п. п. 4, 5 Постановления N 54, не имеют места, организация (при возникших спорах с налоговиками) может иметь хорошие шансы на успех при отстаивании своих интересов в судебном порядке. В качестве примера приведем Постановление ФАС ВВО от 24.08.2009 N А82-2199/2009-20.
Арбитражный суд пришел к выводу о недоказанности налоговым органом факта владения МДОУ спорным земельным участком на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, зарегистрированном в установленном законом порядке, и, соответственно, о наличии у учреждения обязанности уплаты налога.
Второй арбитражный суд согласился с выводами своих коллег. И ФАС ВВО, рассмотрев кассационную жалобу, не нашел правовых оснований для отмены судебных актов.
Так, из материалов дела не следует, что в рассматриваемом случае имели место исключения, указанные в п. п. 4, 5 Постановления Пленума ВАС РФ. Ссылка Инспекции на Постановление главы Ростовского муниципального округа от 15.03.2005 N 264, которым МДОУ предоставлен указанный земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку данное Постановление не является свидетельством или другим документом, удостоверяющим право на земельный участок.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали налоговому органу в удовлетворении заявленного требования. Учитывая изложенное, довод инспекции об отсутствии у МДОУ льготы по земельному налогу подлежит отклонению, поскольку не имеет правового значения.
В то же время нельзя не отметить, что, если земельные участки долго не регистрируются, такие факты должны рассматриваться как уклонение от уплаты налога со всеми вытекающими отсюда последствиями (налоговая ответственность по ст. 122 НК РФ). Эта позиция, в частности, определена в Письме Минфина России от 29.12.2007 N 03-05-05-02/82 (кстати, Письмом ФНС России от 07.02.2008 N ШС-6-3/79@ названное разъяснение финансистов доведено до налоговых органов для руководства к действию).
Аналогичного мнения придерживаются и судьи, причем на уровне высших арбитров. Так, в Постановлениях от 12.07.2006 N 11403/05, N 11991/05 Президиум ВАС РФ указал: отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит от волеизъявления самого пользователя, не свидетельствует о том, что фактический землевладелец (землепользователь) не является плательщиком земельного налога. (См. также Постановления ФАС СЗО от 21.02.2008 N А56-19016/2007, ФАС ЗСО от 11.03.2008 N Ф04-1521/2008(1742-А27-26), ФАС ВСО от 28.11.2007 N А19-4107/07-43-Ф02-8860/07 и др.)
Отметим, что часть приведенных Постановлений принята на основании Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю», большинство положений которого утратило силу. Однако действующие нормы, регулирующие земельное законодательство, по своей сути остались теми же. Поэтому приведенная арбитражная практика актуальна и по сей день.
Кто платит налог на землю под многоквартирным домом?
Здесь следует отметить две ситуации: первая, когда земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ. Тогда собственники проводят общее собрание, на котором выбирается ответственное лицо, для того чтобы организовать обращение этого лица в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (Письмо Минфина России 22.07.2009 N 03-05-05-02/40).
К сведению: в Письме финансисты, ссылаясь на арбитражную практику, отметили, что для оформления земельно-правовых отношений по передаче земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположен многоквартирный дом, в общую долевую собственность необходимо издание соответствующего ненормативного акта (решения) собственником этих земель (Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием).
И в первом, и во втором случае плательщиками будут признаваться собственники жилых и нежилых помещений этого дома (см. также Письма Минфина России от 02.09.2009 N 03-05-06-02/87, от 17.08.2009 N 03-05-06-02/80 и др.). Отметим, кстати, если организация использует нежилое помещение, расположенное в многоквартирном доме, по договору аренды, она не признается плательщиком земельного налога в отношении соответствующего земельного участка (Письмо Минфина России от 10.08.2009 N 03-05-05-02/47).
Внимание! Если правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, оформлены на ТСЖ, то до переоформления права на земельный участок плательщиком земельного налога признается товарищество как самостоятельное юридическое лицо (Письмо Минфина России от 16.11.2006 N 03-06-02-05/57). С момента перехода права пользования на земельный участок в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме в установленном порядке (прекращение права у ТСЖ и возникновение права собственности у собственников) плательщиками земельного налога в отношении соответствующей доли земельного участка будут признаваться собственники жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.
Но факт создания товарищества собственников жилья сам по себе не означает, что названное товарищество становится плательщиком земельного налога вместо собственников жилых и нежилых помещений. На это, в частности, указал и Пленум ВАС РФ (п. 5 Постановления N 54).
Что же такое объект?
В п. 1 ст. 389 НК РФ отмечено: под объектом следует понимать земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог. Под земельным участком согласно ст. 11.1 ЗК РФ понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Следовательно, объект налогообложения возникает только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован (см. также п. 2 Постановления N 54).
Теперь скажем несколько слов об исчислении налога.
Земельный налог можно рассчитывать от нормативной цены земли
Известно, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость, которая устанавливается в соответствии с земельным законодательством. Однако таковая частенько превышает рыночную стоимость, вот и получается, что она используется только для того, чтобы увеличить налог. (Решить эту проблему можно было бы, закрепив на законодательном уровне правило, согласно которому если кадастровая стоимость земельного участка утверждена выше рыночной стоимости, то для исчисления земельного налога должна применяться последняя. Но на данный момент, к сожалению, таких правил нет.)
Ранее (еще в 2006 г.) Минфин (не без удовольствия) констатировал, что до определения и доведения до сведения организации кадастровой стоимости указанных земельных участков обязанность по уплате земельного налога в отношении вышеуказанных земельных участков у организации не возникает. Однако такие организации-землевладельцы все равно обязаны представлять в налоговые органы нулевые декларации (расчеты) по земельному налогу (см., например, Письма Минфина России от 29.03.2006 N 03-06-02-04/43, от 15.06.2006 N 03-06-02-04/86).
И вдруг фискальным органам помогли высшие арбитры, сославшись на прямо закрепленную в Федеральном законе N 137-ФЗ норму (п. 13 ст. 3) о том, что при отсутствии кадастровой стоимости земли для целей налогообложения должна применяться нормативная цена (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.12.2008 N 6113/08, Определение ВС РФ от 21.01.2009 N 20-Г08-12).
Такой подход ВАС РФ закрепил и в Постановлении N 54 (абз. 2 п. 7).
Кроме отрицательной стороны (теперь по таким участкам налоговики вправе доначислить земельный налог с пенями, но ссылка на прежние разъяснения Минфина поможет не уплачивать штраф), есть в этой норме и положительный момент. В случае если кадастровая стоимость земельного участка не определена, нужно использовать нормативную стоимость, а она, как правило, существенно ниже и рыночной, и кадастровой стоимости соседних участков. Более того, Правительство РФ прямо установило, что нормативная цена не должна превышать 75% рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.
В этой ситуации законодатели придерживаются мнения, что неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки, предусмотренной п. 1 ст. 394 НК РФ. Об этом, в частности, говорится в п. 8 Постановления N 54.
Отметим еще одну интересную, на наш взгляд, ситуацию, которая не нашла своего отражения в рассматриваемом Постановлении. Речь идет о передаче земельного участка в аренду. Например, организация имеет на праве собственности земельный участок категории поселений и принимает решение о передаче его в аренду застройщику для строительства многофункционального жилого комплекса. Имеет ли право организация рассчитывать на более низкую (в пределах 0,3%) налоговую ставку?
Да, имеет, ведь гл. 31 НК РФ не предусмотрено изменение ставок земельного налога в связи с передачей земельного участка в аренду. Подтверждено это и Минфином: в Письме от 06.05.2008 N 03-05-05-02/31 отмечено, что в отношении земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, вне зависимости от передачи земельного участка в аренду должна применяться ставка земельного налога, не превышающая 0,3% кадастровой стоимости.
И последнее.
Кто имеет право на льготы по земельному налогу
И как их получить
Если у вас есть земельный участок, за него нужно платить налог. Но не всегда.
Некоторым категориям граждан государство предоставляет льготы: можно платить налог со скидкой или не платить вообще. Расскажу, кто имеет право на льготы и как эти льготы оформить. В статье буду говорить только о земельном налоге для физлиц, хотя такой налог платят и организации.
Законодательство
Главное о земельном налоге указано в налоговом кодексе. Как рассчитывать налог, какая максимальная налоговая ставка и когда платить — эти правила действуют по всей стране.
Но если хотите узнать, как платить земельный налог на ваш конкретный земельный участок, налогового кодекса будет недостаточно. Дело в том, что земельный налог относится к местным налогам. Это значит, что налоговые ставки и налоговые льготы устанавливают власти муниципального образования — города, села, сельского поселения. Чтобы узнать о них, нужно найти местный нормативный акт о земельном налоге.
Налог также идет в местный бюджет, на эти деньги власти отремонтируют дороги и посадят цветы на клумбах. В итоге в соседних городах одного региона могут быть разные льготы и условия уплаты налога.
Как победить выгорание
Кто имеет право на льготы
Земельный налог платят люди, которые владеют земельными участками на праве:
Это право должно быть зарегистрировано в Росреестре. Арендаторы земельный налог не платят. Еще не нужно платить, если у вас есть участок, выданный государством во времена СССР, если право собственности на него не оформлено: государство просто ничего не знает о вашем участке.
Оформить льготу по земельному налогу может тот, кто должен его платить. Если право на льготу имеет мать, но в Росреестре собственником указан сын, то льготу оформить нельзя. Если супруги купили земельный участок в собственность, то участок считается совместно нажитым имуществом. Но для расчета земельного налога важно, на кого оформлена собственность. Если собственник участка — муж, то жена не считается плательщиком налога и не может оформить льготу на этот земельный участок.
Если земельный участок оформлен в общую совместную собственность или общую долевую собственность, то земельный налог делится пропорционально долям в общей собственности.
Например, брат и сестра получили земельный участок в наследство и оформили его в долевую собственность — по ½ каждому. Право на льготу имеет только сестра. Она сможет применить льготу только к своей половине суммы земельного налога. Брат заплатит налог в полном объеме.
Если муж и жена оформили участок в совместную собственность, их доли считаются равными, но если право на льготу имеет только кто-то один, то второй заплатит налог в полном объеме.
Как считают льготы
Чтобы понять, как рассчитываются льготы, нужно знать порядок расчета земельного налога.
Земельный налог рассчитывается из кадастровой стоимости земельного участка. Кадастровую стоимость устанавливает регион, она не связана с ценой, за которую вы купили землю, но в теории близка к рыночной. Налоговая инспекция берет кадастровую стоимость из ЕГРН по состоянию на 1 января того года, за который считает земельный налог. А если земельный участок новый — то на дату внесения в ЕГРН его кадастровой стоимости.
Чтобы рассчитать земельный налог, нужно умножить кадастровую стоимость на налоговую ставку. Ставки устанавливают власти в законах городов федерального значения, решениях местных депутатов и положениях о земельном налоге сельских поселений. Например, в Москве действует ставка 0,025% для участков, предоставленных для личного подсобного хозяйства. А в Сочи дачники заплатят 0,05%.
Еще на размер налога влияет доля в праве собственности на земельный участок: если у участка три совладельца, то налог каждый собственник заплатит только со своей части.
Налогоплательщик, который приобрел участок, платит земельный налог только за тот период в течение года, когда владел участком. Период считается месяцами. Если налогоплательщик приобрел участок до 15 числа, то месяц приобретения включается в расчет налога. Если он приобрел участок после 15 числа, то месяц приобретения не учитывается. При продаже наоборот: если продали до 15 числа — месяц не учитывается, после — да.
ИФНС рассчитывает земельный налог и направляет всем собственникам земельных участков уведомления для уплаты налога по почте или в личном кабинете налогоплательщика. Самим считать ничего не нужно, но можно проверить правильность расчетов. Удобнее всего это делать с помощью калькулятора на сайте налоговой.
Освобождение от уплаты налога. Тем, кто освобожден от уплаты земельного налога, ИФНС не направляет уведомления об уплате земельного налога. Но зачастую информация о праве на льготу теряется или опаздывает, поэтому лучше самостоятельно уведомить о льготе налоговую инспекцию.
Уменьшение суммы налога. Местные власти могут установить скидку на уплату налога. Обычно эта скидка указывается в процентах от полной суммы налога.
Уменьшение налоговой базы — это вычет из кадастровой стоимости земельного участка либо кадастровой стоимости определенного количества квадратных метров, либо точной суммы. Я уже писала, что такой вычет действует в Москве для многодетных.
Уменьшение налоговой ставки. Уменьшение налоговой ставки — не льгота, так как ставка для физических лиц зависит от категории земли, а не от собственника земельного участка. Однако уменьшение ставки значительно снижает налог.
Федеральные льготы
Федеральные льготы по земельному налогу — это льготы, которые действуют на территории всей страны. Они указаны в налоговом кодексе.
Некоторые категории налогоплательщиков могут уменьшить кадастровую стоимость участка, из которой рассчитывается земельный налог. В итоге налог нужно будет заплатить не со всей площади участка, а только с его части. Налоговый вычет работает так: налоговая база уменьшается на кадастровую стоимость 600 м² земельного участка — шести соток. Например, с земельного участка площадью семь соток налог нужно заплатить только с одной сотки.
Вычет можно получить только по одному земельному участку по выбору льготника. Категория земли, вид разрешенного использования могут быть любыми.
Право на вычет имеют такие категории граждан:
К последней категории относятся:
Местные льготы
В дополнение к федеральным льготам муниципальные власти могут устанавливать местные льготы. Они действуют только в пределах одного муниципального образования. Эти льготы суммируются: налогоплательщик может получить и федеральную, и местную льготу одновременно, если основания для получения льгот соблюдены.
Пенсионер владеет двумя земельными участками площадью 10 соток каждый во Владивостоке. Государство разрешает ему применить налоговый вычет в размере кадастровой стоимости 6 соток. А местные власти — вычет 300 тысяч рублей от кадастровой стоимости участка. Пенсионер может применить сразу оба вычета. Можно к одному участку, а можно к двум по отдельности.
Поскольку льготы разные в каждом городе, деревне, селе, их все невозможно охватить в одной статье. Объясню, где искать информацию о льготах вашего города, и разберу примеры льгот в нескольких крупных городах.
Где искать информацию о льготах
На сайте ФНС есть удобный сервис по всем имущественным налогам, включая земельный налог. Информация в нем регулярно обновляется.
Выберите вид налога, налоговый период, регион, муниципальное образование, в котором расположен земельный участок, и нажмите «Найти».
Появятся реквизиты документа о земельном налоге в выбранном населенном пункте. Нажмите «Подробнее», чтобы увидеть ставки и льготы по земельному налогу.
Примеры льгот в Москве в 2021 году. В Москве полностью освобождены от уплаты земельного налога с одного земельного участка Герои СССР, Герои России, Герои социалистического труда и полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР».
Все федеральные льготники, кроме пенсионеров, получают в дополнение к вычету кадастровой стоимости 6 соток налоговый вычет 1 млн рублей. Эта льгота не распространяется на участки, которые сдаются в аренду. Для пенсионеров дополнительных льгот в Москве нет.
4 000 000 Р / 10 × 6 = 2 400 000 Р — стоимость 6 соток.
Критерии многодетных семей для федеральной и местной льгот разные. Федеральная льгота применяется к родителям трех и более несовершеннолетних детей. Как только старший ребенок достигает 18 лет, родители не могут получить федеральную льготу.
В Москве многодетными считаются семьи с тремя и более детьми, пока младший ребенок не достигнет 16 лет — или 18 лет, если он учится в образовательных организациях. А еще в состав многодетной семьи в Москве входят падчерицы и пасынки. Местную льготу можно будет применять дольше по времени, чем федеральную.
Примеры льгот в Сочи в 2020 году. В Сочи ветераны, инвалиды, пенсионеры, предпенсионеры, многодетные семьи освобождены от уплаты земельного налога. Если у человека несколько земельных участков в Сочи, то льгота применяется только к одному участку. Этот участок нельзя использовать в предпринимательской деятельности.
Примеры льгот во Владивостоке в 2020 году. Все федеральные льготники, кроме пенсионеров, освобождены от уплаты земельного налога. Многодетные семьи, бесплатно получившие земельный участок в рамках государственной программы, освобождаются от уплаты налога на 10 лет с даты регистрации права собственности. Многодетные семьи, которые приобрели земельный участок иным образом, не платят земельный налог в течение всего срока, когда семья считается многодетной.
Пенсионеры получают дополнительный налоговый вычет 300 тысяч рублей на один земельный участок, если он не используется в предпринимательской деятельности.
Как оформить льготу
Налоговая получает информацию о льготниках по внутренним каналам из ПФР или соцзащиты и автоматически считает льготы. Налогоплательщикам не нужно ничего сообщать дополнительно.
Однако в этом порядке случаются сбои: ИФНС может не получить информацию о льготе или не применить льготу по ошибке. Проверить, посчитала ли налоговая льготу, можно в личном кабинете налогоплательщика или в налоговом уведомлении об уплате земельного налога.
Заявление о предоставлении налоговой льготы. Если льгота положена, но ИФНС ее не применила, направьте заявление о предоставлении льготы по земельному налогу. Заявление нужно подать один раз, оно будет действовать и все последующие годы.
В заявлении можно сразу указать льготы и по транспортному налогу, и по налогу на имущество.
Если налогоплательщик продал один земельный участок и купил другой, льгота сохранится. ИФНС применит такую же льготу к новому участку.
Необходимые документы. К заявлению приложите документы, подтверждающие право на получение льготы: пенсионное удостоверение, удостоверение многодетной семьи, справку из соцзащиты, удостоверение инвалида. Льготу предоставляют на срок действия документа, подтверждающего льготу. Для пенсионера по старости льгота будет бессрочной, а для родителя в многодетной семье — на срок действия удостоверения многодетной семьи.
Куда и когда подавать. Заявление можно подать через личный кабинет налогоплательщика, по почте, в МФЦ или лично в любой налоговой инспекции. Специально ехать в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка не нужно.
В личном кабинете налогоплательщика заполните заявление в разделе «Имущество» или «Жизненные ситуации».
Как выбрать льготный земельный участок
Федеральная льгота действует только на один земельный участок. Даже если налогоплательщик имеет несколько оснований для льгот. Человек, который является пенсионером, ветераном и инвалидом одновременно, может оформить льготу только на один участок.
Если у налогоплательщика в собственности два или более земельных участков, то ИФНС предоставит льготу на один земельный участок, по которому рассчитан самый высокий налог. Иногда это невыгодно, поэтому налогоплательщик самостоятельно может выбрать, к какому земельному участку применить льготу.
Объясню на примере. У пенсионера Василия два земельных участка: первый — 10 соток, кадастровая стоимость — 300 000 Р за сотку, второй — 15 соток, кадастровая стоимость — 220 000 Р за сотку.
Налоговая ставка одинакова для обоих участков — 0,3%. Василий — единственный владелец этих участков, он владел ими весь год. Василий вправе уменьшить налоговую базу на стоимость шести соток земельного участка.
Земельный налог на второй участок больше, чем на первый, поэтому ИФНС применит льготу ко второму участку.
А теперь рассмотрим два варианта. Применим льготу к первому участку:
Применим льготу ко второму участку:
Василию выгоднее применить льготу к первому участку. Чтобы заплатить меньше, Василию нужно подать в ИФНС уведомление о выборе земельного участка размером 10 соток как льготного или сделать это в личном кабинете налогоплательщика.
Уведомление о выборе льготного земельного участка. Уведомление о выборе земельного участка, в отношении которого применяется льгота по земельному налогу, можно подать в личном кабинете налогоплательщика. В разделе «Имущество» выберите земельный участок и отметьте его как льготный. Система сформирует уведомление в ИФНС.
Или можно самостоятельно заполнить уведомление и подать в любую ИФНС.
Необходимые документы. К заявлению приложите документы, подтверждающие право на льготу. Если льгота уже была оформлена, то дополнительно ничего прикладывать не нужно.
Куда и когда подавать. Заявление подается через личный кабинет налогоплательщика, по почте, в МФЦ или лично в любой налоговой инспекции. Срок подачи заявления — 31 декабря отчетного года.
Как вернуть налог, если льготу не применили
Заявление о возврате налога. ИФНС учитывает льготу с того года, когда налогоплательщик получил право на нее. Если вы получили право на льготу в 2019 году, но подали заявление на получение льготы только в 2021, то ИФНС пересчитает земельный налог за 2019, 2020 и 2021 годы. После перерасчета переплату по налогу можно будет вернуть. Заявление о возврате налога можно подать через личный кабинет налогоплательщика или лично в любой налоговой инспекции.
ФНС установила форму заявления о возврате налога. В заявлении укажите ИНН, сумму переплаты и реквизиты банковского счета, на который ИФНС вернет деньги. Указать счет другого человека нельзя. ИФНС возвращает налог на личный счет налогоплательщика, у которого образовалась переплата.
Сроки подачи заявления. Заявление нужно подать после того, как ИФНС оформит льготу и пересчитает налог за предыдущие годы. Сумма переплаты появится в личном кабинете налогоплательщика. Налог вернут максимум за предыдущие три года. Если налог не вернуть, то ИФНС самостоятельно засчитает сумму переплаты в счет будущих платежей по земельному налогу. По заявлению налогоплательщика сумму переплаты можно зачесть в счет уплаты других налогов, например в счет налога на имущество или транспортного налога.
Подавать заявление нужно в ИФНС по месту нахождения земельного участка.