земцова пути компенсации слепоты

Глава I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Естественнонаучная основа теории компенсации слепоты в свете учения и. П. Павлова

Зрение играет ведущую роль в ориентировке познавательной и трудовой деятельности человека. С помощью зрения человек воспринимает предметы: различает формы, величины, размеры, расстояния, протяженность, цвета и светотени. Пользуясь зре­нием, человек приобретает представление о перспективе. Зрячему даже трудно понять, как можно без зрения ориентироваться при ходьбе, участвовать в общественно-трудовой деятельности, соз­давать выдающиеся произведения искусства и литературы. А ме­жду тем известно много замечательных людей, достигших высо­кого расцвета творческих сил в области интеллектуального и фи­зического труда, не имея зрения.

Среди слепых есть ученые, писатели, скульпторы, музыканты, конструкторы, изобретатели, общественные деятели. Некоторые слепые оканчивают среднюю школу с золотыми и серебряными медалями; получают высшее образование. Имеется немало ква­лифицированных рабочих из слепых, работающих в качестве токарей, револьверщиков, сверловщиков, сборщиков, электромон­тажников и других. В производительности труда при наличии определенных условий, облегчающих ориентировку без зрения, они не уступают зрячим квалифицированным рабочим.

Возникает вопрос: каким образом при отсутствии зрения, играющего столь существенную роль в жизни и деятельности человека, оказывается возможным достигнуть таких успехов. За счет чего и как компенсируется утрата зрения? Какие условия необходимо создать, чтобы облегчить формирование процессов компенсации слепоты и подготовить слепых к активной общест­венно-трудовой деятельности?

Изучение проблемы компенсации нарушенных функций у че­ловека является очень сложной задачей.

Человек произошел из мира высших животных. На него рас-

пространяются в известных пределах общие физиологические закономерности деятельности центральной нервной системы, в основе которой лежит рефлекторный принцип. Однако во взаи­моотношении человека с окружающим миром в сравнении с жи­вотными есть качественные отличия.

Животные пассивно приспосабливаются к окружающей среде. Человек в зависимости от социальных условий жизни осуществ­ляет свою деятельность активно, сознательно и целенаправленно. В процессе этой деятельности он вступает не только в определен­ные отношения с природой, но и в общественные отношения с другими людьми. Социально-трудовые отношения между людь­ми вносят то специфическое, что определяет характер наиболее основных и существенных процессов в соотношениях человека с внешней средой. Общественный труд сыграл ведущую роль в формировании и развитии человека, благодаря чему человек в эволюционном ряду занял качественно новое положение по сравнению с животными. В процессе труда человек выделился из всей природы: поднялся над ней, стал активным преобразова­телем своей собственной биологической природы; приобрел власть над самим собой.

Формирующее значение социально-трудовых отношений суще­ственно не только в плане исторического развития человека, но и в плане его индивидуального развития, как в норме, так и в патологии (при наличии тех или иных функциональных наруше­ний в организме человека).

Общественно-трудовая деятельность, сообразующаяся с воз­можностями и способностями человека, является основным усло­вием формирования и развития процессов компенсации нарушен­ных функций в организме человека.

Различного рода функциональные замещения в центральной нервной системе формируются в зависимости от возникающих потребностей в процессе специфической для человека познава­тельной и трудовой деятельности. Лежащие в основе компенса­торных перестроек динамические изменения нервной системы проявляются в разнообразных психических процессах: в восприя­тии, предметных и пространственных представлениях, в мышле­нии, сознании, в действиях, поступках, эмоционально-волевых актах и т. д. Психические процессы являются отражением в мозгу человека объективного материального мира.

В зависимости от содержания и условий деятельности они подвергаются постоянному изменению и совершенстованию, при этом сам человек выступает как активный деятель. Особенно отчетливо это обнаруживается в условиях систематического обу­чения и воспитания человека в условиях его общественно-тру­довой деятельности. По мере овладения знаниями, уменьями и навыками формируются способы и приемы- познавательной дея­тельности, расширяются пути, по которым развиваются процессы компенсации нарушенных функций.

Механизмы компенсации не возникают автоматически сами по себе, а развиваются постепенно. Это развитие предполагает известные стадии, ступени, характеризующиеся своеобразием протекания нервных процессов (возбуждения, торможения, ирра­диации, концентрации и индукции) и вместе с тем своеобразием развития психических процессов (восприятия, воспроизведения, мышления и других), поскольку последние подчиняются законам нейродинамики и являются их проявлением.

При развитии процессов компенсации никаких принципиально новых физиологических механизмов не возникает. Это те же нервные процессы, свойственные нормальному организму, но реализующиеся своеобразно, в зависимости от содержания и условий деятельности, в зависимости от характера, степени и структуры нарушенных функций, от состояния нервной системы и всего организма и, наконец, от целого ряда особенностей, харак­теризующих личность человека. Нейродинамические изменения, возникшие в организме вследствие тех или иных функциональ­ных нарушений, подчиняются в принципе законам высшей нерв­ной деятельности. В свете учения И. П. Павлова в основе разви­тия процессов компенсации лежат следующие основные прин­ципы.

Рефлекторный принцип, основывающийся на при­чинной зависимости функциональных перестроек нарушенных нервных процессов в организме, от условий и обстановки внешней среды. Согласно учению И. П. Павлова, физиологические процес­сы в живом организме взаимосвязаны с внешними условиями, зависят от них и определяются ими. Единство внутренних про­цессов с внешними условиями обеспечивается при помощи ана­лизаторов и механизма замыкания нервных процессов в коре больших полушарий мозга.

Согласно этому принципу процессы компенсации обусловли­ваются не только биологическими врожденными свойствами цен­тральной нервной системы, а главным образом теми влияниями, которые действуют на организм во время его индивидуального существования, т. е. зависят от постоянного воспитания, обучения в самом широком смысле и от социальных условий жизни. В про­цессе обучения происходит формирование замещающих механиз­мов, формирование разносторонних приемов и способов компен­сации нарушенных функций.

Принцип анализа и синтеза нервной деятельно­сти, т. е. разложение в процессе познания при помощи различных анализаторов внешних явлений объективной предметной дей­ствительности на дробные части, выделение характерных призна­ков и синтезирование дробных частей в единое целое.

В процессе компенсации происходят непрерывный анализ и синтез внешних раздражений. Нервные процессы, протекающие в коре, обеспечивают связь и взаимозамещение различных анали­заторов, в зависимости от содержания и условий деятельности.

Согласно этому принципу процесс компенсации осуществляет­ся как периферическими воспринимающими приборами, так и корковыми механизмами. В рефлекторной деятельности раз­дражение периферических окончаний анализаторов является исходным. Аналитико-синтетическая работа начинается с пери­ферических приборов, которые являются специальными транс­форматорами энергии внешнего мира в нервный процесс, в явле­ние нервного возбуждения. Но ими она не ограничивается, а про­должается и завершается в центральных концах анализаторов при помощи замыкательного механизма нервных связей.

Воспринимающие рецепторные приборы, афферентные нерв­ ные проводники, промежуточные механизмы центральной нерв­ ной системы, через которые проходит нервный путь, и наконец, корковые концы анализаторов представляют собой единую си­ стему, единый сложный механизм, в котором отдельные звенья выполняют различные функции.

В процессе познавательной и трудовой деятельности, в зави­симости от ее содержания и условий, с одной стороны, от состава и структуры нарушенных функций, с другой — процессы компен­сации могут осуществляться, благодаря взаимозаменяемости и переключаемое™ анализаторов, разными путями и средствами. В первый период развития компенсации, вследствие иррадиации нервных процессов в деятельность включается большое коли­чество различных анализаторов. Одни из них постоянно вовле­каются в процесс, другие принимают участие в нем лишь перио­дически; одни — непосредственно участвуют, другие вовлекаются в деятельность косвенным путем через посредство ассоциатив­ных связей.

Деятельность какого-либо анализатора в зависимости от усло­вий и от состава и структуры нарушенных функций в организме может быть доминирующей. Он может выделяться из всей системы взаимосвязанных между собой анализаторов и оказы­вать на них тормозное воздействие. В зависимости от содержа­ния деятельности и условий, а также от фонового состояния цен­тральной нервной системы ведущее значение может приобретать афферентация то с одного, то с другого анализатора. Как пока­зано целым рядом физиологических исследований советских авто­ров, процессы компенсации всегда осуществляются при помощи целой цепи афферентных сигналов, поступающих в кору больших полушарий мозга с периферических воспринимающих приборов анализаторов. Эти сигналы суммируются и синтезируются. Сум­марная и вместе с тем тонко дифференцированная корковая дея­тельность обеспечивает возможность осуществления сложных познавательных и трудовых процессов даже при наличии серьез­ных нарушений в функциональной деятельности организма.

Принцип динамической системности корковой деятельности, при помощи которой осуществляется сложное взаи­модействие подвижного отражения окружающей внешней среды.

В процессе любой деятельности человека в коре происходит непрерывное установление новых замыканий, новых связей, от­ражающих временные и пространственные отношения предметов, и торможение этих связей, если они утрачивают свое физиологи­ческое значение.

Это обозначает тонкое и сложное уравновешивание орга­низма с окружающей средой.

Периферические приборы афферентных нервов осуществляют более элементарные процессы анализа и синтеза.

Центральные концы анализаторов являются механизмами, синтезирующими отдельные дробные части в единое целое, обра­зуя при помощи нервных межцентральных связей сложные дина­мические системы условных рефлексов.

В свете учения И. П. Павлова, кора больших полушарий является, с одной стороны, как бы мозаикой, т. е. в ней простран­ственно локализуются раздражители, и, с другой стороны, она представляет собой единую динамическую систему, в которой под влиянием меняющихся воздействий извне все подвержено постоянному изменению и совершенствованию. «Всякое новое местное воздействие на эту систему дает себя знать более или менее во всей системе» ‘. На основе процессов возбуждения и тор­можения, иррадиации и концентрации этих процессов и их взаим­ной индукции в центральной нервной системе открываются не­ограниченные возможности образования многообразных времен­ных условнорефлекторных связей, обеспечивающих развитие процессов компенсации нарушенных функций в организме в соот-• ветствии с постоянно меняющимися условиями. Образующиеся временные связи в зависимости от условий объединяются в слож­ные динамические системы, располагающие огромными возмож­ностями к изменению, перестройке, к непрерывному совершен­ствованию.

По мере того как в процессе деятельности складываются ме­ханизмы компенсации, происходит все большая и большая диф­ференциация воздействующих на центральную нервную систему сигналов. Один какой-либо незначительный раздражитель начи­нает приобретать многосигнальное значение. Под его воздей­ствием могут воспроизводиться сложные системы первосигналь-ных и второсигнальных связей, имеющихся в опыте человека.

Согласно принципу динамической системности нервной дея­тельности в организме нет изолированно функционирующих орга­нов и систем, а все осуществляется на основе взаимосвязи и взаи­модействия. Организм представляет собой единое целое.

Разнообразные и изменчивые влияния внешней среды вызы­вают изменения соотношений между процессами возбуждения и торможения и обеспечивают необходимую изменчивость и по­движность сложившихся динамических условнорефлекторных си-

1 И. П. Павлов, Поли. собр. соч., т. IV, шд.-во АН СССР, 1951, стр. 244

стемных связей. Кора оказывает решающее воздействие на раз­витие путей и средств компенсации при тех или иных отклоне­ниях в организме от нормы.

Наибольшей подвижностью и гибкостью обладают специфи­ческие для человека второсигнальные связи, осуществляющиеся в постоянном взаимодействии с первосигнальными связями и определяющиеся социальными условиями жизни.

Все эти принципы являются отправными для понимания ком­пенсации нарушенных функций в организме. Они обнаружива­ются в разных частных случаях компенсаторных перестроек и имеют значение для разработки средств, направленных на вос­становление и поднятие трудоспособности человека, а послед­нее является самым главным.

Учение И. П. Павлова внесло новый подход к пониманию про­цессов компенсации. Основываясь на учении И. П. Павлова, об­щие закономерности процессов компенсации при различных на­рушениях организма были изучены целым рядом советских уче­ных — Э. А. Асратяном, П. К. Анохиным, А. М. Зимкиной А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым и другими.

В своих многочисленных исследованиях Э. А. Асратян, на основе экспериментов с экстирпацией коры больших полушарий мозга, разрушением и выключением различных отделов централь­ной нервной системы, сформулировал ряд принципиальных поло­жений теории компенсации, которые имеют большое значение для понимания общих биологических закономерностей функциональ­ных перестроек в поврежденном организме.

Ряд общих принципов компенсации функций, обнимающих собой частные формы функциональных перестроек, сформулиро­вал П. К. Анохин. Путем физиологического эксперимента и ана­лиза клинических данных он показал, что физиологический ме­ханизм компенсации строится на основе нормальных функций.

В зависимости от состава нарушенных функций и условий среды компенсация осуществляется разными путями и средства­ми, но всегда завершается приспособительным эффектом, кото­рый при помощи афферентных систем оказывает решающее влия­ние на развитие путей и средств функциональных перестроек. Изучение ^процессов компенсации при различных нарушениях мозговых функций было проведено А. Р. Лурия. В своих рабо­тах он показал системный характер перестроек.

Пути и средства компенсации при различных нарушениях двигательных функций изучали А. Н. Леонтьев, Л. Л. Шинк и др.

Богатый материал по проблеме компенсации нарушенных функций в организме человека содержат клинические работы М. Г. Дурмишьяна, Д. Е. Мелехова, клинико-психологические ис­следования процессов компенсации В. М. Когана и др. Они на­правлены, главным образом, на лечебные и врачебно-эксперт-ные проблемы. Решая вопросы оценки трудоспособности и охра-

ны здоровья, они проливают свет на общие закономерности ком­пенсации нарушенных функций у человека.

Особенно большое значение для понимания процессов ком­пенсации имеют исследования особенностей формирования по­знавательной деятельности у детей с различными аномалиями а развитии анализаторов и корковых механизмов. Эти иссле­дования ведутся многими сотрудниками в Институте дефекто­логии.

Проблема компенсации имеет большое значение для обуче­ния, воспитания, трудового устройства и охраны здоровья лю­дей, имеющих те или иные отклонения от нормы в деятельности организма.

Опираясь на закономерности компенсации, можно при помощи научно обоснованных средств воздействия на организм и созда­ния необходимых условий добиться преодоления дефектов и обес­печить полноценность познавательной и трудовой деятельности человека.

В нашей стране, где забота о человеке стоит на первом ме­сте, проблема компенсации выросла из практических нужд. Ее решение направлено на оказание разносторонней помощи по­страдавшим людям с тем, чтобы обеспечить возможность их активного участия в общественно-трудовой деятельности.

Несмотря на многообразие направлений, посвященных ком­пенсации нарушенных функций при различных поражениях и за­болеваниях организма, изучением вопросов компенсации слепоты занимались очень немногие исследователи. До сих пор нет ни одного систематизированного исследования, которое бы раскры­вало закономерности компенсации при утрате зрения.

Психологические работы А. А. Крогиуса являются почти един­ственными. Однако в некоторых своих частях они устарели и не отражают современного уровня психологической и педагогической науки, хотя и не утратили своего значения.

За последние годы проведены исследования целым рядом ав­торов, раскрывающие особенности психологических процессов восприятия и представлений у слепых (работы Н. Ф. Шемякина, Н. Г. Хопреииновой, Ю. А. Кулагина, Н. С. Костючек, В. М. Сре-теиской, автора данной работы и других). Значение осязания в трудовой деятельности слепых показано работами Г. X. Кек- г еева, О. И. Гандиной и других.

Большой интерес в плане объяснения механизмов компенса­ции при слепоте представляют физиологические исследования А. М. Зимкиной об ориентировочных реакциях у слепых, в кото­рых автор при помощи тонких объективных методов убедительно показала системный характер реакций слепых, возникающих на звуковой раздражитель, затрагивающих деятельность внутренних органов: дыхательную, сосудистую и другие системы.

Вследствие развивающегося при этом последовательного тор­можения, реакции, возникающие у слепых на звуковой раздра­житель, продолжительно не угасают, особенно в области дыха­тельной системы. Реакции у слепого на звуковой раздражитель, согласно исследованиям А. М. Зимкиной. связаны с выраженным участием вегетативной нервной системы.

Следует, однако, заметить, что исследования проведенные Е. Н. Соколовым и Н. В. Парамоновой, показали, что реакции слу­хового анализатора на звуковой раздражитель могут не сопро­вождаться вегетативными реакциями у слепых.

При рассмотрении литературных источников, нельзя не оста­новиться на исследованиях, которые в значительной мере осно­вывались на субъективистско-биологизаторских концепциях ком­пенсации нарушенных функций при слепоте.

Остановимся на ‘критическом рассмотрении этих теорий.

Источник

Земцова пути компенсации слепоты

Пути компенсации слепоты у ослепших взрослых и старших школьников наиболее полно показаны в исследованиях М. И. Земцовой. Она пишет, что сущность формирования процессов компенсации у человека заключается не столько в биологической приспосабливаемости организма, сколько в формировании способов действия и усвоении социального опыта в условиях сознательной целенаправленной деятельности. Автор отмечает также, что процессы компенсации у детей происходят иначе, чем у взрослых, поскольку в детском возрасте многие функции центральной нервной системы находятся в состоянии формирования.

Психическое развитие слепого ребенка осуществляется в условиях специального обучения и воспитания, в процессе которых формируются функциональные системы, развиваются способы действия и способы усвоения социального опыта, формируются способности и личность ребенка в целом.

Огромные возможности компенсации слепоты у ребенка основываются на нормально функционирующих корковых замыкательных механизмах, с помощью которых, при опоре на кожный, слуховой, двигательный и другие сохранные анализаторы, образуются сложные слухо-двигательно-тактильные функциональные системы связей, являющихся физиологической основой развития высших форм познавательной деятельности (анализирующего наблюдения, мышления, речи, воссоздающего воображения, логической памяти, произвольного внимания) и играющих основную роль в процессах компенсации.

Сложившиеся механизмы компенсации слепоты находятся в постоянном изменении и развитии. Огромное влияние на изменение механизмов компенсации на разных стадиях развития ребенка оказывают обучение и воспитание.

Особое значение имеет правильно организованная активная и самостоятельная деятельность незрячих детей, поскольку существует прямая связь между активностью, сознательностью, самостоятельностью ребенка и развивающимися процессами компенсации и восстановления нарушенных функций.

Процессы компенсации проходят длительный путь развития и имеют стадии, характеризующиеся особым составом и структурой динамических систем нервных связей.

Источник

Пути компенсации слепоты

Описание книги

Данная работа является обобщением многолетних исследований автора в области компенсации слепоты, обучения и трудового устройства слепых. Эти исследования проводились в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН РСФСР и в Центральном Научно-исследовательском институте экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов МСО РСФСР. В работу вошли некоторые материалы, ранее опубликованные в виде отдельных статей в различных сборниках и журналах. Эти материалы подверглись пополнени.

Данная работа является обобщением многолетних исследований автора в области компенсации слепоты, обучения и трудового устройства слепых.
Эти исследования проводились в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН РСФСР и в Центральном Научно-исследовательском институте экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов МСО РСФСР.
В работу вошли некоторые материалы, ранее опубликованные в виде отдельных статей в различных сборниках и журналах. Эти материалы подверглись пополнению и переработке. Основная часть работы написана заново. Материалы монографии являются результатом проведенных экспериментальных исследований и обобщения опыта практических работников по обучению и трудоустройству слепых.
Издание данной книги может в известной мере восполнить пробелы в области исследований, направленных на изучение особенностей познавательной деятельности слепых и путей компенсации слепоты. Работа может быть полезна для студентов дефектологических факультетов, для тифлопедагогов, школьных врачей, врачей ВТЭК, а также для практических работников органов народного образования, социального обеспечения, Общества слепых, работающих в области обучения, трудового устройства и обслуживания слепых.
Изучение особенностей познавательной деятельности и путей компенсации слепоты в процессе трудового обучения представляет также научный интерес для общей психологии и педагогики, а также дефектологии. Книга «Пути компенсации слепоты» автора Мария Земцова оценена посетителями КнигоГид, и её читательский рейтинг составил 0.00 из 10.
Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы, а также файлы для скачивания.

Источник

Книга: Земцова М. И. «Пути компенсации слепоты»

Данная работа является обобщением многолетних исследований автора в области компенсации слепоты, обучения и трудового устройства слепых. Эти исследования проводились в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН РСФСР и в Центральном Научно-исследовательском институте экспертизы трудоспособности и организациитруда инвалидов МСО РСФСР. В работу вошли некоторые материалы, ранее опубликованные в виде отдельных статей в различных сборниках и журналах. Эти материалы подверглись пополнению и переработке. Основная часть работы написана заново. Материалы монографии являются результатом проведенных экспериментальных исследований и обобщения опыта практических работников по обучению и трудоустройству слепых. Издание данной книги может в известной мере восполнить пробелы в области исследований, направленных на изучение особенностей познавательной деятельности слепых и путей компенсации слепоты. Работа может быть полезна для студентов дефектологических.

Издательство: «Издательство Академии педагогических наук РСФСР» (1956)

Формат: 60×92/16, 418 стр.

См. также в других словарях:

Тифлопедагогика — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

ЗЕМЦОВА — Мария Ивановна [р. 27.7 (9.8).1903, с. Хлебновка Саратовской обл.], тифлопедагог, дер пед. наук (1958), проф. (1962). Окончила Саратовский ун т (1920). Пед. деятельность с 1921, в 1934 52 в ЦИЭТИН, в 1952 79 в НИИ дефектологии АПН СССР (зав.… … Российская педагогическая энциклопедия

ЗЕМЦОВА Мария Ивановна — [р. 27.7 (9.8).1903, с. Хлебновка Саратовской обл.], тифлопедагог, д р пед. наук (1958), проф. (1962). Окончила Саратовский ун т (1920). Пед. деятельность с 1921, в 1934 52 в ЦИЭТИН, в 1952 79 в НИИ дефектологии АПН СССР (зав. сектором… … Российская педагогическая энциклопедия

Тифлопсихология — Не путать с: Тифопсихология Тифлопсихология (от греч. τυθλος слепой) раздел специальной психологии, который изучает психическое развитие слепых и слабовидящих людей, пути и способы ее коррекции. Как наука, тифлопсихология сначала включала в своё… … Википедия

Муратов, Ростислав Сергеевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Муратов … Википедия

СОЛНЦЕВА — Людмила Ивановна (р. 1927) российский психолог,дефектолог, специалист в области тифлопедагогики и тифлопсихологии. Д р психологических наук (1979), профессор (1988), чл. кор. РАО (1993). Зав лабораторией обучения и воспитания слепых НИИ… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

Зу-Карнайн — Александр Македонский Ἀλέξανδρος 19 й Македонский царь … Википедия

Искандер Зулькарнайн — Александр Македонский Ἀλέξανδρος 19 й Македонский царь … Википедия

геномная библиотека банк генов — геномная библиотека, банк генов * геномная бібліятэка, банк генаў * genomic library or gene bank набор клонированных фрагментов ДНК, представляющих индивидуальный (групповой, видовой) геном. У млекопитающих (в т. ч. человека) геномы крупные,… … Генетика. Энциклопедический словарь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

земцова пути компенсации слепоты