жадность какой грех по счету
Список смертных грехов в православии и как сними бороться
Смертный грех – то, от чего старается защитить себя каждый православный христианин. С большинством из них мы сталкиваемся каждый день, некоторым поддаемся, не задумываясь, что любой грех отделяет человека от Небесного царства, возможности после смерти быть рядом с Богом. Давайте выясним, что относится к семи самым страшным грехам в православии и возможно ли как-то побороться с греховностью.
Что такое смертный грех в православии
Смертный грех – наиболее тяжкое преступление против Божьего учения. Любой их грехов отделяет человека от Бога, лишает благодати, оскверняет его душу. Нередко грех сравнивают с неподъемной обузой, с камнем на шее, который не дает человеку прикоснуться к Богу, тянет его к земле, заставляя совершать все новые грехи.
Грех – действие, помысел, намерение преступить Божьи заповеди, нарушить данные Господу обещания. Грех – не божественное творение, а искажение человеком собственного восприятия жизни, которую даровал Господь. Смертными они называются за особую тяжесть и отсылают нас к ветхозаветному писанию. В нем за совершение одного из семи смертных грехов человек подвергался казни.
В православии смертные грехи являются лишь категориями, которые подразделяются на множество преступлений против Бога и его учений.
Список смертных грехов, их толкование
Всего известно о семи смертных грехах, от которых может пострадать вера и благочестие православного человека. Для каждого греха есть подобное толкование, инструкция, как следует поступать, чтобы не стать грешником и своими действиями не отречься от вечной жизни.
Список смертных грехов:
Алчность
Первый в списке смертных грехов – грех Алчность или Корысть. Это неуемное желание обладать большим богатством, большим количеством материальных ценностей. Смысл этого обладания сводится к ненасытности, человеком движет желание назвать вещь своей.
Некоторые считают, что страдают от этого смертного греха лишь богатые и обеспеченные люди, всеми силами пытающиеся преумножить свои владения, деньги, власть и богатство. Однако от этого может страдать и нищий. Греховность Алчности заключается не в наличии денег, земли или имущества, а в непреодолимом желании обладать ими в огромных количествах.
К неким подкатегориям этого греха можно отнести жадность и скупость, которые идут с алчностью в одном ряду.
Второй смертный грех – Блуд. Этот грех затрагивает беспорядочные половые связи, измены в браке и любую сексуальную активность, вышедшую за рамки естественной. Помимо частой смены партнера сюда относят и блудливые, непристойные мысли. Греховным считаются любые помыслы сексуального подтекста, а также просмотр порнографических фильмов, журналов, непристойные шутки. Считается, что именно бурная фантазия в будущем порождает все самые страшные проявления блуда.
Блуд включает в себя похоть, близость до брака, рукоблудие. Любое из этих деяний считается смертным грехом и отдаляет человека от Бога.
Гордость
Третий смертный грех – Гордость. Греховная Гордыня начинается с презрения к окружающим. Человек ощущает себя выше и лучше остальных: лучшим работником, лучшим собеседником, лучшим товарищем. Следующий шаг Гордости – неприязнь и презрение к родным и близким. Грешник начинает видеть источник счастья лишь в самом себе. Это отдаляет его от семьи, родных, а затем – и от Бога. Считая всех окружающих бедными, невежественными, слабыми, грешник заражается мыслью, что лишь он один благочестивый, мудрый и богатый.
Даже если у человека есть повод для гордости за самого себя, необходимо гнать эти мысли. Самодовольство убивает задатки доброты, сострадания, трудолюбия. Человек, обуреваемый Гордостью, лишен способности сочувствовать, общаться и любить.
Также к этому смертному греху относят чрезмерное самолюбие, упрямство, высокомерие. Обладая этими качествами, человек создает пропасть между собой и Господом.
Следующий в списке смертных грехов Гнев. Считается, что Гнев – естественное свойство человеческого характера, заложенное Богом. Праведный Гнев способен защищать от соблазнов, отрицать желание грешить. Неправедный же гнев, напротив, является смертным грехом. Святитель Тихон Задонский говорил, что стоит лишь взглянуть на внешний облик человека в гневе, и не составит трудности представить, что в это время творится с его душой. Тот, кто испытывает гнев, открывает в себе самые худшие, темные стороны.
К Гневу относят также различные его проявления: ненависть и нетерпение к людям, оскорбления, жестокое поведение, рукоприкладство. Человек, обуреваемый гневом, способен на самые худшие и низкие поступки.
Зависть
Пятый смертный грех – Зависть. Святитель Илья Минятий считал, что именно зависть является основоположником всех грехов. Она не дает спокойно жить человеку, обуреваемому этим чувством. Им движет желание, чтобы богатый обеднел, счастливый вкусил несчастья, а тот, кто снискал славы, потерял всякую честь. Завистливый человек не живет своей жизнью, он находится в предвкушении краха чужой судьбы. Именно Зависть подталкивает человека на другие, более тяжкие преступления. Но даже если она и не выходит наружу, и не заставляет человека идти на крайности, она все равно доставляет мучение, заставляет жить чужой жизнью.
Главные индикаторы зависти – непринятие чужого благополучия, радость от чужих неудач. Человек, испытывающий такие чувства, отрезает себе пути к Богу.
Чревоугодие
Шестой смертный грех – Чревоугодие. Преподобный Иоанн Кассиан разделил составляющие этого греха на три вида:
Из этого преподобный делает вывод, что необходимо разделять приемы пищи, есть по надобности, а не по психологическому желанию, отказываться от излишка и дорогой еды. Гурманство также считается грехом, однако в культуре между обжорой и гурманом громадная пропасть. С точки зрения греховности, обе эти крайности недопустимы, так как и гурман, и обжора имеют расстройство пищевого поведения.
Помимо увлеченности едой, к этому смертному греху относят пьянство, чрезмерное употребление алкогольных напитков.
Уныние
Седьмой грех в православии – Уныние. Человек не всегда может распознать этот грех, считая, что живет праведной жизнью и далек от греховных помыслов и действий. Есть основные признаки, индикаторы, определяющие, что человек стал заложником уныния:
1) Лень. Это один из главных показателей того, что человек впал в Уныние. Нежелание заниматься работой, апатия, отсутствие желания развиваться, достигать результатов является следствием греха. Зачастую тот, кто страдает от лености, не может объяснить природу такого состояния.
2) Перемещение духовной жизни на второй план. Уныние характеризуется полным безразличием к духовным устремлениям. Пропадает желание посещать храм, человек перестает посвящать время прочтению духовной литературы.
3) Ухудшения здоровья. Считается, что духовные невзгоды несут за собой телесные проблемы. Тот, кто стал жертвой уныния, рискует заработать недуг, потерять аппетит, испортить режим сна.
Описанное поведение является греховным и несет за собой отречение от праведной, духовной жизни, а значит и отречение от Господа.
Как бороться с греховностью
Грехи в православии затрагивают не только верующих. Это давно известно даже тем, кто далек от веры и ее догматов. Сложно представить счастливую полноценную жизнь, в которой поселился грех. Не будет жить полной жизнью человек, в чью жизнь ворвались чревоугодие, блуд или гнев. Поэтому вопрос о том, как избавить себя от греховных помыслов и как научиться не преступать черту, является актуальным не только для православных христиан.
Проповедники говорят о том, что в первую очередь стоит возненавидеть свое желание прикоснуться к греху. Необходимо избавляться от них, как от плохой привычки или ненужных вещей, день за днем. Начните с малого: избавитесь от привычки делать культ из еды, перебирать ее в поисках лучшего кусочка, тратить на ее приготовление несколько часов в день. Борьба с некоторыми грехами требует силы воли и выносливости: сложно отказать себе в удовольствии позлорадствовать, когда какой-либо неприятный человек столкнулся с трудностями. Необходимо четко понять, что таким мыслям не место в голове праведного, честного, милосердного человека.
Только труд над самим собой способен избавить от грехов, сделать жизнь лучше, а душу – ближе к Богу.
Избавление от страстей через исповедь
Многие знают, что грехи в православии отпускаются с помощью исповеди. Но так ли все просто? Некоторые считают, что эта дорожка проста – нагрешил, исповедался, и снова можно грешить. Однако на деле все обстоит не так.
Креститель Иоанн сказал:
«Покайтесь, ибо близится Царство Небесное». Действительно, православным христианам дарована возможность рассказать о своих грехах, признаться в содеянном, тем самым очистив душу. Только намерение исповедаться уже говорит о том, что человек видит свои грехи, признает их. Решиться на исповедь не каждый в состоянии, слишком постыдными и неприятными могут оказаться собственные слова о своей же жизни. Однако если они сказаны от чистого сердца и ничего не утаено, можно рассчитывать на то, что Бог простит любой грех.
Важно исповедоваться не формально, говоря лишь «грешен», а подробно рассказать священнику о каждом эпизоде, являющемся греховным. Исповедоваться советуют у одного и того же священника, однако, это не всегда возможно. Главной задачей остается действительно раскаяться в грехах, испытать стыд и покаяние, отнестись к исповеди серьезно, тщательно подготовиться и ничего не упустить.
Не бывает безгрешных, абсолютно праведных и чистых помыслами людей. Даже монахи годами отмаливают свои грехи, борются со страстями, искушениями и дурными помыслами. Что говорить об обычном человеке, далеком от религии и веры. Самым непростительным грехом будет не Гордость, Гнев или Зависть, а нежелание признавать греховность, отрицание покаяния, непринятие исповеди. Как только человек признается в том, что он грешен, он становится на шаг ближе к Господу.
Не нагреши: 7 смертных грехов, актуальных сегодня
В православии смертные грехи разделены на три вида. К первому относятся греховные страсти и пороки: чревоугодие, блуд, корыстолюбие, гнев, гордыня, зависть, леность, а также объявление войны. Второй вид грехов — грехи против Бога: жизнь в злобе, отсутствие добродетели, зависть к духовности других. И, наконец, третий вид смертных грехов — самые тяжкие: умышленное убийство, содомия, притеснение нищих, вдов и сирот, лишение платы работников, оскорбление родителей.
Конечно, в современной жизни трудно избежать грехопадения. Ведь грехи — не что иное, как инстинкты, которые были с нами задолго до того, как мы открыли религию. Сможет ли выжить существо, неспособное к гневу и блуду? Навряд ли. Но у человека всегда есть выход — покаяние.
Рассмотрим 7 смертных грехов, которые присущи и мужчинам, и женщинам. Да-да, прекрасная половина человечества — совсем не без греха!
Зависть — один из самых «женских» грехов
Да, нас учили с детства, что завидовать плохо, но осознавать это не получалось — очень уж нравились чужие вещи, друзья, отношения, и в целом чужая жизнь… Чтобы этот грех не был слишком тяжким, зависть разделилась на «черную» и «белую». «Черная» — когда завидуешь и желаешь плохого, а «белая» — когда завидуешь и, образно говоря, радуешься за человека и мечтаешь иметь такую же вещь, здоровье, квартиру… Список продолжите сами. На самом деле, зависть может быть пусковым механизмом, или, как сейчас модно говорить, мотивацией, которая заставляет тебя стремиться быть лучше, чего-то добиваться, включаться в борьбу. Тот, кто не завидует, ни к чему не стремится.
Чревоугодие — довольно странный грех, учитывая современный образ жизни
Да и кому будет хуже, если ты съешь суши или пирожное? Гастрономия — это искусство, а гурманы, ресторанные критики — очень уважаемые люди. Обилие ресторанов на любой вкус и бюджет просто толкает нас в объятия греха. Кажется, что единственная проблема — от чревоугодия можно растолстеть и заработать заболевания ЖКТ. Кстати, полнота в наше время и есть самый настоящий смертный грех. На самом деле, чревоугодие имеет несколько иное значение: когда еда была дефицитом, объедать ближних было цинично. Так что не стоит думать о том, что ты согрешила, если тебя приглашает в ресторан очень симпатичный мужчина. Этот грех точно можно отпустить самой себе.
Алчность — грех, связанный с деньгами
Поклоняться им — грешно, быть скупой — плохо в глазах окружающих, расточительной — плохо для себя самой. Современные реалии ставят на первое место качество жизни, а без денег его, увы, никак не обеспечить. Чтобы обеспечить безбедное существование, нужно хорошо зарабатывать и разумно экономить. Но сделать это невозможно, если ты считаешь симпатию к деньгам грехом.
Гнев — вполне понятный грех: никто не любит злых людей, впадающих в истерики
Сегодня этот грех называют агрессией, и она свойственна всем живым существам без исключения. Без агрессии эволюция была бы невозможной — весь принцип естественного отбора основан именно на ней. А еще агрессия заставила живых существ равномерно расселиться по всей планете, построить иерархию и помогла стать человеку господствующим видом. Гнев и агрессия и сегодня помогают нам отстаивать личные границы. И даже восстанавливать справедливость. Единственный минус — слишком уж много агрессии в окружающем мире. Но и с этим человечество борется всеми известными способами: медитациями, ретритами, путешествиями, психотерапией и так далее.
Уныние — это не печаль, не тревога и даже не депрессия, а праздность
На самом деле, без безделья жить невозможно. Отдых — это перезагрузка и помощь истощенной нервной системе. Наши предки жили без новостей, политики, короновируса и соцсетей, и уровень стресса был несопоставим с современным. Поэтому «уныние» — это наше спасение, а к чему приводят нервные перегрузки, наверно, объяснять не требуется.
Блуд или прелюбодеяние — самый осуждаемый грех, не учитывающий, что люди полигамны
Всего лишь 5% людей моногамны и способны по доброй воле хранить верность. Даже без учета этого факта мы создаем семьи и стремимся хранить верность партнеру. Но найти именно «своего» человека не так-то и легко, если исключить интимные отношения до свадьбы. Поэтому блуд в наши дни можно расценивать как здоровое сексуальное влечение. А если его нет, то это не норма, и лучше обратиться к врачу.
Гордыня, он же тщеславие — еще один смертный грех, близкий родственник зависти
Почему? Да потому что он тоже имеет отношение к мотивации. «Не высовывайся», «Будь скромнее», «Не считай себя самой умной» — такие фразы ведут только к поломанной самооценке. Тут уж не до гордости. На самом деле, каждый родитель гордится успехами своего ребенка, и каждый человек — своими победами. И имеет на это полное право. Без тщеславия невозможно достичь высот и реализовать свои мечты. Пусть уж лучше ты будешь гордиться своими достижениями, чем проживать серую жизнь.
Не относись к грехам слишком серьезно, но и излишества ни к чему. Жизнь слишком коротка, чтобы лишать себя радостей, а все мы смертны, как и грехи. Получай от жизни позитив и удовольствие!
Жадность человека – бесконечный грех. К чему приводит жадность?
Жадность – грех
Для человека жадность – очень опасное явление, так как ставит под вопрос саму сущность человека. В тот момент, когда жадность вынуждает человека жертвовать принципами и нормами морали ради приобретения каких-либо материальных благ – она становится тем катализатором, который постепенно превращает человека в животное, цель жизни которого удовольствия и безопасность, а главное зло для которого что-то потерять.
Жадность заключается не только в стремлении приобретать и обладать вещами, деньгами или иными материальными объектами, но и в стремлении тотально контролировать их. Человек начинает беспокоиться о своих богатствах, думать о них и беспокоиться. Такой образ мышления зацикливает человека. Это, в свою очередь, заставляет видеть человека только негатив связанный с материальными объектами. Так, человеку может казаться что все вокруг хотят завладеть его деньгами, а потом ему необходимо защититься, построив гигантские крепостные стены вокруг дома, установив решетки, а ещё лучше завести бешенную собаку во двор.
Жадность проявляется и в отношении человека к другим людям, а так же к тому, чем они обладают. Жадный человек не только будет стремиться “обладать” другим человеком, то есть контролировать его и ревновать к другим, посягая на его свободу, тем самым ограничивая его свободу, но и будет претендовать на его внутреннюю жизнь, обижаясь и гневаясь за несоответствие его мысли и мысли другого человека. То есть, жадный человек будет стремится обладать другим человеком в формате: “Думай как я, делай как я, будь моим, ты – моя собственность, поступай так, как хочу я”. Это все приводит к, действительно, ядовитым и крайне негативным формам отношений между людьми.
Таким образом, жадность вредит как самому человеку, так и отношению человека к другим людям. И в делах и в отношениях с другими, жадный человек будет страдать от бесконечных беспокойств и стремления всё контролировать. Жадность – это проявление невежества человека и его крайней степени непонимания мира и других людей, ведь посягать на свободу человека отказывается сам Бог, давая человеку свободу выбора. Ограничивать другого, свободного человека, манипулируя им, означает ставить себя выше Того, кто не может претендовать на свободу другого. Это очень опасное явление ведущее исключительно к страданию человека.
Виды сребролюбия
Греховная любовь к богатству проявляется разными формами, порой самыми неожиданными. Этой страсти подвержены люди разного достатка, социального уровня. И было бы неверно считать таковыми только богатых и преуспевающих, как будто бы их состояние и является показателем этой страсти. Бедняк порой крепче держится за последнюю монетку, чем другой за свои миллионы. И поэтому лепта бедной вдовы из Евангельских повествований, отдавшей все, что она имела, была так дорога Господу.
Сребролюбие включает в себя целый букет разновидностей греха:
Каждый из перечисленных пунктов означает конкретное проявление греха, но все эти определения являются родственными.
Скупость
Это крайнее проявление жадности, болезненное нежелание расставаться с чем-либо, выходящее за рамки нормальных общепринятых норм. Алчность — это неуемное стремление получить как можно больше, в то время как скупость направлена на то, чтобы потратить как можно меньше.
Любостяжательство
Грех идолопоклонства, когда все попечения направлены на стяжание имущества, не оставляя времени и сил для Бога. Приводит к нарушению практически всех Его заповедей, когда ради наживы предаются интересы и выгоды других людей, попирается закон любви к ближним.
Мшелоимство
Употребляется в первую очередь в тех случаях, когда речь идет о взятках, любви к подаркам, коллекционированию, наличию в обиходе ненужных вещей и тому подобное. Причина кроется зачастую в самолюбии, тщеславии, маловерии.
Корыстолюбие
Применяется, когда речь заходит о личностях, ничего не делающих для других без собственной выгоды. Такие люди бесплатно пальцем не пошевелят во благо другому человеку. Их отличает стремление получить выгоду любым путем, неразборчивость в средствах наживы, что приводит к нарушению гражданских и Божественных законов.
Духовная жадность
Если материальная жадность, относящаяся к объектам вполне понятна и знакома каждому человека, так как, чаще всего, она очень очевидна, то духовная жадность имеет ещё более опасную, но куда более скрытую природу. Духовная жадность заключается в осознании своего превосходства и нежелании делиться им с другим человеком, который способен к прогрессу. То есть, в таком случае, для человека знания и собственное совершенство является инструментом, который позволяет превосходить другого человека, иногда даже манипулировать и управлять им. Это приобретает неявные и тонкие формы, ведь и человек, обладающий знанием, себя может обманывать, а другой может этого и не понимать. Но суть в том, что духовные знания не могут принадлежать одному человеку, а должны передаваться по мере возможности, ради помощи другим, а не ради тщеславия.
“Я узнал что-то, но делиться с другими я не буду, так как пока я один знаю что-то, я выше остальных. Это моя привилегия“. Это жадность и она порождает гордость. Также и в материальном мире, мы не склонны делиться тем, чем хотим наслаждаться сами. Будь это деньги, почет или положение, мы так просто этим не поделимся. Неспособность отдавать другим, то что заработано трудом, неспособность заниматься благотворительностью – это жадность. Когда мы действуем только для себя, нам невыносимо трудно отдавать другим. В Бхагавад-гите сказано[5.12]:
Душа, непоколебимо преданна Мне, обретает истинный мир и покой, ибо отдает Мне все плоды своего труда. Тому же, кто не находится в союзе со Всевышним, кто движим желанием наслаждаться плодами своего труда, уготовано рабство.
Но если мы не отдаем плоды труда, а оставляем их себе, что происходит? Мы ими наслаждаемся, тогда мы привязываемся к ним и это вызывает много проблем. Мы хотим больше и больше, появляются тревоги, связанные с нехваткой чувственного наслаждения, зависть, когда у кого-то этих наслаждений больше. Много чего, но когда мы посвящаем плоды нашего труда кому-то, отдаем их и не привязываемся, как можем мы беспокоиться о них? Мы действуем из чувства долга и любви, тогда наступает мир и покой. Когда мы беспокоимся только о себе или только о своей семье – это вызывает много беспокойств.
Но щедрость в расчете на получение прибыли или сделанная напоказ, это не щедрость, это инвестиция в свой почет или возможность насладиться плодами благотворительности в будущем. Тогда как бескорыстие покоряет сердца. Человек, для которого искренне что-то сделали, чувствует себя обязанным и желает отблагодарить хоть как-то. Однако, корыстная помощь не приносит ничего хорошего – так мы растим паразитов.
Историческая справка
Сребролюбие (или своекорыстие), славолюбие (самовозношение) и сластолюбие (любовь к наслаждениям) — страсти, служащие источником появления других пороков, угасания разума, ослабления веры. В основе лежит самолюбие.
Об их существовании и главенствующей роли в образовании остальных грехов свидетельствовали такие святые отцы, как преп. Авва Дорофей, Оптинский старец Лев, преп. Феодор Эдесский.
Источники и причины появления
Еще апостол Иоанн Богослов приводил разделение греха стяжательства на: «…похоть плоти, похоть очей и гордость житейская…». Святые отцы развили и усовершенствовали учение о видах страсти, распознавании и борьбе с ними. Они считали, что сребролюбие – наиболее опасно, и есть основа всех остальных грехов. Искореняется оно тем, чтобы всем сердцем и душою иметь упование на Бога.
Развитие и дальнейшая судьба
На протяжении веков христианства святые подвижники опытным путем проходили нелегкий путь борьбы со своими страстями. Ими оставлено много книг духовного содержания, из которых мы видим, как становился и развивался православный аскетизм. Святые отцы досконально изучили все тонкости духовного делания, в том числе поведали нам о страсти сребролюбия.
Например, Феодор Эдесский подробно изложил путь появления страстей в душе человека. Он говорил, что за тремя основными — сребролюбием, славолюбием, сластолюбием — неизменно следуют следующие пять греховных навыков, из которых и порождаются все виды пороков. Человек, победивший первые, неизменно получает возможность отсечь и все остальные.
Современное положение
Богослов нашего времени профессор А. Осипов, как и многие другие священнослужители, проповедники, развивает учение о православном аскетизме. По его мнению, эта страсть лежит в основе языческого мировоззрения, которым сейчас заражено большинство людей, а также является центральным стержнем научно-технического прогресса.
Тревоги
Самым большим плодом жадности являются тревоги. Жадность в конечном счете это получение способности наслаждаться.
Иногда обусловленную душу манят желтые испражнения, которые называются золотом, и она готова бежать за ними на край света. Золото – это символ материального богатства, а также причина вражды между людьми. Тех, чей ум охвачен гуной страсти, привлекает цвет золота, и они охотятся за ним, подобно тому как человек, которому холодно в лесу, бежит за мерцающим на болоте огоньком, думая, что это костер
Так в погоне за наслаждением, которое можно получить с помощью богатства, живое существо готово преступать все моральные принципы, обманывая, воруя или просто зарабатывая нечестным путем. Каждый человек имеет определенный уровень жизни, который позволяет наслаждаться. Есть много еды, комфорт, украшения, путешествия и люди не готовы отказываться от этих благ, не понимая что эти так называемые блага, ставят их в зависимость и ведут к страданиям.
Рекомендуем также эту статью: Как изменить характер и самого себя?
Если лишить человека возможности наслаждаться, он готов будет совершить любое зло, лишь бы иметь возможность вернуть себе эти наслаждения. Тревога, возникающая от мысли ухудшения уровня жизни, заставляет человека трудится подобно ослу, терпя всяческие унижения от всех людей. Он готов заниматься самой низкой и порочной деятельностью, лишь бы несколько мгновений насладиться плодами своего труда. Такая жизнь ведет к рабству, а конец жизни будет похож на ад, так как возможности удовлетворять, все более увеличивающиеся, потребности не будет.
Одержимость и вражда
Конечным плодом жадности является удовольствие. Оно может быть более грубым или более тонким. Наслаждаться можно и положением и количеством заработка и почетом. Но жадность рождает неудовлетворенность, которая находясь в гуне страсти, заставляет человека действовать. И в лучшем случае, что редко встречается, это деятельность будет выгодна всем. Но что чаще всего встречается, легче просто отобрать что-то или присвоить себе. Так бесконечное желание наслаждаться плодами своей деятельности ведет к нарушению моральных и религиозных принципов.
Когда есть два брата царевича, которые правят страной вместе, но один из них жадный – результатом этого будет убийство. Так и Махабхарата повествует об этом. Царь Дурьодхана хотел править всем, он не был удовлетворен половиной, но когда добродетельный и щедрый царь Юдхишхира попросил у него несколько деревень, чтобы избежать войны и найти компромисс, Дурьодхана отказался. Итог – он потерпел поражение. Вообще Махабхарата итогом своим – затоплением Двараки, показывает что все материальное подлежит полному уничтожению, каким бы величественным оно не было. И небольшой миг наслаждения материальным, не стоит того, чтобы нарушать религиозные принципы.
Одержимость порождается привязанностью. Навязчивая идея полностью обладать одним предметом или человеком называется ревностью, которая приносит очень много беспокойств окружающим, но больше всего она приносит страданий самому ревнивцу. Так по любому поводу его день может быть испорчен, а его отношения будут всегда висеть на волоске. Одержимость это крайняя степень привязанности, которая всегда ведет к страданиям. “Моё должно быть моим и это нормально” – наслаждения от этого нет.
Жадность между людьми, в конечном итоге, приводит либо к вражде, либо к унижению, либо к разрыву отношений. Жадность это не то качество, которое нужно культивировать, хотя бы потому что у жадного человека все меряется в деньгах и возможностью наслаждаться. А это не жизнь.
К чему привела алчность Иуду Искариота
Иуда Искариот являлся одним из 12 апостолов, приближённых к Иисусу. Он был казначеем общины и подворовывал. Желающие приносили деньги в копилку апостолов, на эти средства они ели и пили, а также раздавали значительную часть нуждающимся. С Иуды не требовалась отчётность о потраченных средствах, и большие суммы денег явились для него искушением. Как и другие апостолы, Иуда Искариот изгонял бесов, врачевал больных и совершал знамения, но после своего предательства лишился возможности войти в Божье царство.
Имя Иуда уже стало нарицательным, а выражение «Поцелуй Иуды» — идиомой. Основной версией, почему ученик предал любимого Учителя, стал сговор с Сатаной. Иуда предал Иисуса за 30 сребреников (на эти деньги в те времена можно было купить участок земли или раба).
Поцелуй Иуды
Бесконечность жадности
Когда человек, одолеваемый голодом и жаждой, принимает пищу, его сильное желание есть ослабевает. Подобно этому, разгневанный человек может успокоиться, наказав и отругав того, кто его разгневал. Но одержимый жадностью, даже покорив все страны света и изведав все мирские наслаждения, все равно не будет удовлетворен.
Жадность – это единственный порок, который не может быть удовлетворен. Вожделение можно удовлетворить на время, когда человек может отдохнуть от него, гордыню удовлетворить можно почетом. Но жадность невозможно остановить. Это все более увеличивающееся потребность в больших наслаждениях: в большем почете, в больших заработках, в больших амбициях. “Я не могу остановиться, мне мало”. Жадность подобна лесному пожару, чем больше деревьев огонь поглощает, тем больше он становится.
Жадность это качество демонов, и они претендуют на титул Всевышнего. Потому что быть просто повелителем мира им мало. Они хотят быть повелителем всего. Так все демоны, которые были побеждены Верховной Личностью Бога или Его экспансиями, всегда хотели стать Богом. Само желание стать Богом означает демонических масштабов гордость и жадность. Одного такого желания хватает чтобы остановить на всю жизнь духовный путь.
Нет надежды на то, что амбициозный до жадности человек, не захочет ещё большего, а потому он очень опасен. В своем желании обладать, наслаждаться или повелевать, такой человек может нарушить все правила и обещания. Если мы посвящаем свои амбиции благородным, полезным или духовным делам, тогда это называется “сваргйам” – ведущее в рай.
Как выявить в себе
Чтобы обнаружить таящуюся в глубинах души страсть, необходимо хорошо знать признаки ее внешнего проявления.
Святые отцы выявили такие характерные свойства сей духовной болезни:
Духовники утверждают, что тот, кто прилепился все сердцем к богатству, не может любить брата, так как всегда хочет отнять у него что-нибудь. Такие люди, как правило, одиноки, потому что враждебно относятся ко всем, даже к друзьям, близким родственникам и самому себе, изнуряя душу чрезмерными заботами.
Современные православные психологи, проведя ряд исследований, пришли к определенным выводам в этой области. Ученые считают, что, если человек не смог расстаться с частью своих средств ради спасения жизни другого человека, он однозначно порабощен греховной страстью к деньгам.
Щедрость
Щедрость имеет только один недостаток, который для разумного человека является скорее преимуществом. Это меньшее количество наслаждений. Хотя и это можно оспорить, так как благотворительность вознаграждается в будущем. Щедрый человек меньше наслаждается, но у него нет врагов, он спокоен, счастлив и богат. “Не оскудеет рука дающего”.
Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий.
Помогать тем, кто имеет меньше – это долг цивилизованного человека. Если мы заботимся только о своих насаждениях, то чем мы отличаемся от животного. Некоторые животные настолько жадные, что если им положить слишком много еды, они умрут от переедания. Так бывает и с человеком. Щедрость – обязанность разумного человека. Если у меня есть что-то ценное, я должен этим поделиться, иначе появится страдание, в виде привязанности. Высшей благотворительностью является посвящение плодов своего труда Богу. Бог принимает не плоды – их он оставляет, а ту любовь и преданность, с которыми они подносятся.
В итоге жадность – это просто огромное желание наслаждений. Но так как желание наслаждаться всегда растет, вместе с этим растет и жадность. И она не имеет никаких последствий, кроме рабства, одиночества, ненависти и неудовлетворенности. Быть щедрым куда выгоднее. В конце-концов, жадного человека невозможно представить по-настоящему счастливым, но образ щедрого человека – это образ счастливого человека. Хоть сама жадность и находится в гуне страсти, но плод труда – наслаждение, повергает живое существо в невежество, которое ставит в одну из самых больших зависимостей. И в ад всего три дороги, одна из которых – жадность.