жалоба на учителя за непрофессионализм и предвзятое отношение к ученику
Как сменить преподавателя, который придирается?
Являюсь студенткой, и один преподаватель не скрывая ко мне придирается, может унизить, коверкает фамилию, неуважительно разговаривает, у одногруппников принимает даже неудачные работы, а у меня цепляется ко всему. Она является тетей моего бывшего мужа, и у нас давний личный конфликт, с ее племянником у меня судебные тяжбы. При этом как преподаватель она никого не устраивает. Но другого преподавателя нет. Предмет связан с работой на компьютере, у меня большие проблемы со зрением, она, зная это, нагружает меня еще сильнее.
В свою очередь, каждый педагогический работник обязан осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики, уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, а также учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья (п. 1-3, 5, 6 ч. 1 ст. 48 Закона об образовании).
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей (в том числе выразившееся в нарушении прав обучающихся) педагогический работник, при наличии к тому оснований, может быть привлечен к различным видам юридической ответственности (дисциплинарной, административной или уголовной) (ч. 4 ст. 48 Закона об образовании).
Для защиты своих прав в рассматриваемой ситуации обучающемуся целесообразно обратиться в администрацию образовательной организации или органы прокуратуры.
Как учителю защититься от клеветы родителей?
Что такое клевета и как с ней быть
Клевета — это распространение ложной информации, порочащей честь и достоинство, подрывающей репутацию и доброе имя. То же значение имеют оговор, очернительство, поклеп, навет.
Ни один учитель не застрахован от того, что некий родитель в качестве мести, самовыражаясь или пытаясь свалить свою вину за проблемы ребенка на школу, его опорочит. «От людского оговора не уйдешь» и «Поклепами свои вины отводят» говорили наши предки. Что же делать в подобной ситуации? Существует два способа защиты.
1. Первичный, вне правового поля
2. Обращение в суд с исковым заявлением о защите чести, достоинства и деловой репутации согласно статье 152 ГК РФ. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Кроме того, статья 151 ГК РФ предполагает денежную компенсацию морального вреда за клевету.
Но нужно учитывать, что родители могут подать аналогичное заявление об очернительстве в их адрес. Поэтому учителю следует предпринять следующие меры.
В результате кляузников привлекут к административной ответственности за оскорбление. Если же будет доказан непосредственно факт клеветы, то виновный получит очень большой штраф за содеянное.
Оставайтесь с нами! Зарегистрируйтесь, чтобы узнавать первыми о публикации свежих статей, новостных материалов и об анонсах интересных мероприятий.
Влияние оговора на психику
Коуч-тренинг «4 позиции восприятия при клевете». Цель — сформировать эффективную стратегию поведения в ситуации поклепа, действуя с четырех позиций. Первая — «я»-позиция: собственная точка зрения, собственные убеждения, ценности. Вторая «вы» позиция — способность «влезть в шкуру» клеветника, пережить и понять ситуацию, приняв его точку зрения. Третья «они» позиция — стать в ситуации сторонним наблюдателем, беспристрастным, хотя и заинтересованным. Четвертая «мы» позиция — ассоциироваться со всей системой. («Я есть система, школа, и как я, школа, поступлю, если мою часть, учителя математики обвиняют в рукоприкладстве»). В результате нарабатывается умение работать с информацией и эффективно действовать, учитывая различные точки зрения и используя их себе во благо.
Психологический тренинг «Раскрытие внутренних ресурсов». Цель — создать на психо-эмоциональном и физическом уровне состояние защищенности.
Самое защищенное состояние у человека — период пренатального развития, но с момента рождения память о нем блокируется. Трансперсональная техника «Взгляд назад» возвращает его, превращая в мощный ресурс, особенно в тяжелых психологических ситуациях.
Техника «Взгляд назад».
Руки положите перед собой на бедра так, чтобы левая ладонь лежала на ладони правой руки.
Плотно закройте глаза.
Направьте взгляд «назад», в область между пупком и почками, как у эмбриона.
Удерживайте этот взгляд и слушайте свое дыхание.
Сконцентрируйтесь на усиливающихся приятных ощущениях.
Зафиксируйте момент, когда глаза будто «падают» с лица в место концентрации.
Ощутите, что тело словно плавает, как в животике у мамы.
Останьтесь в «плавающем» состоянии на 10 минут.
Для возвращения в «норму» повращайте закрытыми глазами 9 раз по часовой стрелке.
Сбросьте все ощущения.
Результат: создание мощного защитно-оздоровительного ресурса.
«Хулой не возносятся» и «Ложь приводит к правде», говорит народная мудрость. А хорошо выстроенная и работающая система защиты учителя от хулы и лжи способна в принципе пресекать и блокировать подобные действия.
Что делать, если учитель кричит и занижает оценки? Права учеников
Родители отправляют детей в школу в первую очередь за знаниями и очень часто смиренно принимают все правила, которые им навязывают, и все претензии учителей. Правильно ли это? И законно ли то, что зачастую позволяют себе учителя в адрес подопечных?
Кого могут взять на работу в школу?
В школу берут, естественно, не каждого. Однако наши представления о том, что детей может учить только человек, получивший педагогическое образование, неверны. Учителем может быть и специалист с образованием по той специальности, которую хочет преподавать.
Перед тем, как устроиться на работу, желающий работать учителем предстает перед комиссией, которая состоит из завучей и учителей. С ним проводят собеседование, могут попросить провести тестовый урок, определяют испытательный срок.
Возьмут ли учителем того, у кого есть судимость? Да, но только того, кто был осужден за мелкие преступления и правонарушения. На практике же даже им путь в школу закрыт, поэтому чаще всего те, кто учит наших детей, чисты перед законом.
Человек с нетрадиционной сексуальной ориентацией по закону может работать учителем, но опять же, на практике администрация старается не допускать, чтобы в коллективе были подобные педагоги.
Имеет ли право учитель кричать на учеников, оскорблять и подвергать любому виду насилия?
Мы привыкли к тому, что учитель достаточно волен в проявлении своих эмоций: он может наорать на ученика, стукнуть кулаком по столу, вывести шалуна за ухо из класса. Так было во времена нашего детства, так регулярно случается и в современной школе.
Но на самом деле учитель не имеет на это никакого права! Закон стоит на страже человеческого достоинства учеников, защищает их от оскорблений и любого вида насилия (физического и морального).
Что делать, если учитель не соблюдает эти требования? Жаловаться! За нарушение норм обращения с учениками к педагогу могут быть применены разные формы дисциплинарных мер, вплоть до увольнения. А если учитель оскорбил ученика в неприличной форме, то на него может быть наложен штраф (ст. 5.61 КоАП РФ).
Как поступить родителям, если ребенок жалуется на то, как ведет себя с ним учитель?
Если же будет доказано обратное — что ученик оскорбляет учителя — нарушителя ждет дисциплинарное взыскание (замечание, выговор, исключение из школы). Подростка (14-16) лет могут привлечь к гражданско-правовой ответственности (ст. 1074 ГК РФ).
Как выбрать частную школу и не ошибиться
Кто решает, по каким критериям выставляются оценки, и можно ли оспорить несправедливые отметки?
Критерии выставления оценок определяет школа. По закону, только в двух случаях есть «внешние» требования и критерии, по которым оцениваются знания учеников:
Во всех остальных случаях выставление оценок — на совести учителей. Но они не могут действовать на свое усмотрение, все критерии оценки знаний и прилежания учеников зафиксированы в локальных актах школы.
Если вам кажется, что отметки вашего ребенка несправедливо занижают, нужно действовать следующим образом:
Сбор денег, дресс-код и дежурство: как нарушают права учеников
Имеет ли учитель право забирать личные вещи учеников?
Нередко для поддержания дисциплины учитель изымает на время у учеников различные вещи — сотовые телефоны, игрушки, и так далее. По закону он не имеет права делать это, так как частная собственность неприкосновенна. Учитель должен действовать другими методами: сделать замечание, оставить на разъяснительную беседу, обратиться к родителям, и так далее.
Часто во избежание таких ситуаций школы вводят внутренние правила, например, в принципе запрещают пользоваться мобильными телефонами на уроках. На это они имеют право, и этим правилам придется подчиняться. Если ученик нарушит их, его может ждать дисциплинарное взыскание.
Остается только пожелать, чтобы вас не коснулись описанные в статье проблемы. Но если неприятный инцидент все же случился, помните о своих правах и правах вашего ребенка, отстаивайте их, но, естественно, тоже в рамках закона!
Куда и как пожаловаться на учителя школы?
Родителям довольно сложно следить за тем, что происходит с ребенком в школе, ведь лично присутствовать на занятиях они не могут, а дети не всегда делятся происходящим. Однако если поведение ребенка вдруг резко меняется, он жалуется на учителя или приносит оценки, явно не соответствующие его знаниям, для многих родителей это становится поводом забить тревогу и подать жалобу на учителя. Куда можно подать жалобу на учителя и всегда ли данный шаг оправдан – будем разбираться в нашей статье.
В статье расскажем:
С какими нарушениями со стороны педагогов можно столкнуться?
Работать учителем нелегко: педагог должен соблюдать баланс, с одной стороны, контролируя детей и оказывая на них положительное влияние, а с другой стороны — не выходить за рамки педагогической этики и школьной программы. Конечно, такая работа не для каждого, и далеко не все школьные работники – педагоги по призванию. Поэтому со стороны преподавателей часто происходят нарушения, страдают из-за которых прежде всего дети.
Важно! Проблемы, описанные в данной статье, актуальны не только в школах, но и в других образовательных учреждениях, где учатся несовершеннолетние. Так, по аналогии родитель может подать жалобу на преподавателя университета, если нарушены права несовершеннолетнего студента.
Унижение достоинства, ущемление прав
В статье 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прописаны права обучающегося на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья а также свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений.
К сожалению, данные положения часто нарушаются педагогами. Это проявляется в давлении на ученика, изощренных формах наказаний за плохое поведение, оскорблениях и т.д. Частными случаями нарушения прав учащихся могут быть:
Несоответствие преподавания школьной программе
Учебные планы разрабатываются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), утвержденными Минобрнауки РФ. Учитель обязан осуществлять обучение в строгом соответствии с учебным планом. Отставание от программы, внесение собственных несогласованных корректировок будет являться нарушением со стороны учителя.
Если же утвержденный образовательным учреждением учебный план не соответствует ФГОС, то вопрос о качестве образования должен ставиться не перед учителем, а перед всей школой. Также важно понимать, что содержание учебников и образовательная программа сами по себе могут не устраивать родителей по своему качеству. Однако вины учителя здесь нет, правду придется искать через Министерство просвещения РФ, ответственное за разработку и принятие общеобразовательных стандартов.
Вымогательство денежных средств
Проблему школьных поборов следует рассматривать не только в рамках правового поля, но и с точки зрения этики. Конституция действительно декларирует право на доступное и бесплатное образование для каждого, но очевидно, что абсолютно бесплатным оно быть не может. Являясь муниципальными учреждениями, школы часто страдают от недостатка финансирования и отсутствия денежных средств на самые необходимые нужды. В этом случае учителя периодически просят родителей поучаствовать в жизни школы и помочь ей материально. И, тем более, со стороны государства не финансируются походы детей на экскурсии и другие культурные мероприятия, подарки на праздники и т.д. Хотя такие сборы и производятся, учитель не вправе настаивать на их уплате и тем более давить с этой целью на детей. Очевидными же нарушениями являются присвоение собранных с родителей средств, вымогательство взяток за оценки и т.д.
Куда жаловаться на учителя?
Если у родителей появилось основание полагать, что учитель каким-либо образом нарушает права ребенка, в большинстве случаев сразу писать в контрольные органы не стоит. Во-первых, жалоба на преподавателя должна быть обоснованной, что предполагает сбор доказательств проступка учителя. Во-вторых, проблема взаимоотношений учителя с учениками многогранна. С одной стороны, дети являются психологически и физически более слабой стороной, нуждающейся в защите. При этом, из-за нежелания учиться или с целью скрыть свои оценки, они могут оклеветать учителя в глазах родителей. С другой стороны, учитель тоже является человеком со своими проблемами и чувствами. Конечно это не оправдывает выплескивание своих эмоций на детей, но жалоба на какой-то единичный проступок учителя может навсегда испортить ему карьеру. Однако, вне всякого сомнения, учитель способен оказывать сильнейшее психологическое воздействие на своих учеников и имеет прямое влияние на качество полученных ими знаний. Кроме того, необоснованной жалобой родителей на учителя можно добиться негативного отношения работников школы к своему ребенку.
Поэтому решение о подаче жалобы на учителя должно приниматься взвешенно, а предварительно следует разобраться в ситуации. Так, если ребенок жалуется на притеснения со стороны педагога, у него изменилось поведение, не лишним будет сводить его к психологу, который выявит причину такого поведения, а заключение психолога может стать доказательством вины преподавателя. Кроме того, следует поговорить и с самим педагогом о том, что происходит: возможно, дело вовсе не в нем, а, например, в поведении других детей. Но в случае, когда был нанесен вред здоровью ребенка или ребенок самостоятельно заснял на камеру неправомерные действия преподавателя, с жалобой, конечно, тянуть не стоит.
Иногда для разрешения конфликта между учеником и учителем хватает простого личного разговора: обе стороны высказывают свои претензии, благодаря чему находится и устраняется причина конфликта.
Если все же факт нарушения с стороны учителя подтвердился, а решить конфликт тет-а-тет не удалось, придется подключать к решению проблемы вышестоящие структуры.
Директор школы
Первой инстанцией, в которую можно обратиться, является непосредственный начальник педагога: директор школы. Поскольку жалобы во внешние структуры могут навлечь на образовательное учреждение много проблем, связанных с внеплановыми проверками, а также с ухудшением имиджа школы, директор заинтересован решить конфликт между учителем и родителями учащихся в рамках школы. Кроме того, он обладает полномочиями по назначению дисциплинарных взысканий по отношению к провинившимся преподавателям, начиная от выговора и заканчивая увольнением. Поэтому высока вероятность, что проблема будет улажена уже на данной стадии.
Отдел образования
Отдел (департамент) образования (старое название – РОНО) – муниципальный орган власти, непосредственно координирующий работу общеобразовательных учреждений. Он уполномочен рассматривать жалобы граждан как на педагогов, так и на школы в целом. По обстоятельствам, изложенным в жалобе на учителя в РОНО, будет проведена проверка, а педагог, в случае выявления его вины – привлечен к дисциплинарной ответственности.
Отдел образования обычно располагается в администрации соответствующего муниципального образования.
Региональный департамент образования
Следующей ступенью для обжалования действий преподавателя является региональный департамент (министерство) образования. Именно на региональном уровне происходит лицензирование и аккредитация образовательных учреждений, поэтому в случае серьезных проблем со своими педагогами школа рискует потерять право осуществлять образовательную деятельность, что равносильно ее закрытию.
Контакты департамента образования, как правило, есть на сайте правительства региона.
Министерство просвещения РФ и Рособрнадзор
Данные госорганы осуществляют контроль образовательной деятельности уже на федеральном уровне. Обращаться туда с жалобой на конкретного педагога в подавляющем большинстве случаев нецелесообразно: они рассматривают более глобальные вопросы, связанные с качеством образования, финансированием школ, порядком поступления в общеобразовательные учреждения и т.д.
О том, как пожаловаться на учителя в данные органы, у нас есть отдельная статья.
Прокуратура
При серьезных правонарушениях со стороны педагога и тем более в случае совершения им преступления следует незамедлительно обращаться в прокуратуру. Прокурор проведет проверку по фактам, изложенным в жалобе, и может привлечь преподавателя к административной или уголовной ответственности. В качестве наказания с учителя могут взыскать штраф, отправить на принудительные работы, лишить права заниматься образовательной деятельностью и даже лишить свободы.
О том, как можно обратиться в прокуратуру, можно почитать в другой нашей статье.
В исключительных случаях, когда действиями учителя ребенку был нанесен моральный или физический вред, можно взыскать компенсацию через суд. Однако материальную ответственность перед родителями будет нести не педагог, а школа. Но это не значит, что учитель в данном случае вообще не понесет материальной ответственности: заплатив родителям компенсацию, школа вправе взыскать суммы понесенных ею расходов в порядке регресса с виновного преподавателя. Родители же подают в суд именно на образовательное учреждение.
Как написать жалобу?
Все обращения следует подавать в письменном виде, даже жалобу на учителя директору школы. Письменную жалобу не получится проигнорировать или сделать вид, что жалобы не поступало. Кроме того, чем официальнее обращение, тем более серьезно к нему отнесутся. Перед тем, как написать заявление на учителя, рекомендуем ознакомиться со следующими правилами:
Содержание и образец жалобы
Учитывая данные правила, а также нормы Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», жалоба составляется в следующем порядке:
Как подать жалобу?
Чтобы жалобу не потеряли, не проигнорировали и точно рассмотрели, нужно соблюсти некоторые правила и при ее подаче.
Сроки рассмотрения
Порядок рассмотрения обращений директором школы и всеми органами власти происходит в соответствии с вышеупомянутым Законом об обращениях граждан. Срок рассмотрения жалобы – 30 дней с момента ее поступления и регистрации. В отдельных случаях, когда требуется дополнительная проверка по фактам, изложенным в жалобе, или необходимо запросить дополнительные документы, срок рассмотрения может быть увеличен еще на 30 дней, о чем заявитель уведомляется дополнительно.
Заключение эксперта
Как защитить ребенка от травли со стороны учителя
За последнюю неделю социальные сети буквально захлестнула волна обсуждения ряда вопиющих историй из жизни российских школ. Случаи издевательства учителей над учениками были сняты на камеру и выложены в интернет. Сначала учительница из Сахалина довела школьницу до слез из-за дырочки на кофточке, причем сделала это публично — при всем классе. Потом в сеть попали кадры из Комсомольска-на-Амуре, где учитель накинулась на второклассника с кулаками, а он не выдержал и в ответ запустил в педагога портфелем — завязалась настоящая драка. В небольшом городке под Томском учительница начальных классов ударила мальчика головой об парту за то, что он постоянно ворочался и чесал ногу. Примечательно, что все эти истории произошли не с молодыми и неопытными учителями, а с педагогами, стаж которых довольно большой: от 20 до 40 лет работы.
Вряд ли я ошибусь, если предположу, что такие ситуации были всегда, просто дети стали более продвинутые, знают о своих правах и прекрасно используют технологии, чтобы ненавистных им учителей наказать. Но я бы отдельно отметила, что выше приведены примеры прямого физического насилия, инциденты сняты на камеру свидетелями-детьми и учителя просто не могут отрицать свои действия или оправдаться. Однако еще чаще травля, которой способствуют педагоги, осуществляется незаметно для сторонних наблюдателей, без применения физического насилия, в течение нескольких недель, месяцев и даже лет. Проблема в том, что дети часто не рассказывают о подобном из-за страха и отсутствия жизненного опыта, а родители просто не замечают, что их ребенок в опасности.
Пассивное безразличие
Если учитель не бьет ребенка головой об парту, не кричит, не называет детей «идиотами», значит ли это, что перед нами отличный педагог? Нет, перед нами просто учитель, который не совершает действий, за которые в один день может лишиться работы. Дело в том, что в школе учитель обладает властью, а значит имеет в своем арсенале еще массу возможностей для травли детей, на первый взгляд совершенно не очевидных. Как это может проявляться?
Чаще всего учителя просто бездействуют. Они молча наблюдают за тем, как в их классе последовательно травят одного из детей. В 90-е годы были распространены случаи, когда во время урока дежурные по школе вызывали ученика в коридор якобы для какого-то важного дела, но тут же у кабинета прижимали к стенке и назначали «стрелку во дворе после уроков». Многие смотрели сериал «Школа» Гай Германики, в котором это все довольно правдиво показано. Сейчас в школах есть охрана и даже камеры, но дети всегда найдут способы скрыть подобное от взрослых. Жительница Барнаула (и журналистка) рассказала в Facebook, как ее сына каждый день встречали после уроков ровесники, били кусками льда, не давали возможности попасть домой. История получила широкую огласку, и что характерно — директор школы и учителя все отрицают, несмотря на то, что у мальчика официально зафиксированы побои. И пост в социальных сетях (то есть придание огласке), и обращение в полицию — как раз пример того, что нужно делать родителям, если их ребенка травят, а учителя потакают этой травле. В первую очередь нужно поговорить с директором и классным руководителем, и если педагоги в школе вас не услышат и начнут обвинять в сложившейся ситуации вас и вашего ребенка, необходимо бороться дальше: писать в местный Департамент образования, в социальные сети, обращаться в местные СМИ. Многие родители боятся это делать, чтобы не было хуже, чтобы ребенку «не ставили двойки» из-за такой родительской активности, чтобы он не выглядел «белой вороной». Но я предлагаю задать себе вопрос: может ли быть еще хуже?
На самом деле может. У учителя есть еще один способ воспользоваться своей властью — согласиться с родителем, но с ребенком вести себя по-прежнему, всячески демонстрируя ему, что родители тут не помогут. Недавно в социальных сетях обсуждалась история из одной из провинциальных школ, где мама попросила учителя русского языка отпускать детей-второклассников на перемену, а не заставлять их дописывать задания, которые они не успели сделать на уроке. На следующий день учительница демонстративно отправила на перемену одного ребенка, а весь остальной класс продолжал доделывать задания. Все это сопровождалось комментариями: «Ты устал, тебе нужна перемена, иди отдохни». На следующий день этого мальчика травил весь класс. Да, именно за то, что он не такой, как все. Хорошо, если у ребенка доверительные отношения с родителями, и он рассказывает о подобном. Если же нет, то учителя могут сделать все, чтобы ваша жалоба сыграла против вас, мол, посмотрите, как вы беспомощны, а власть здесь — мы. Как в таких случаях стоит поступать родителям? Очень важно разговаривать с ребенком, обсуждать каждый день, как обстоят дела в школе, не ограничиваться вопросами об оценках. Дети должны знать, что мы всегда на их стороне, чтобы ни случилось.
Буква закона
Самое важное, что нужно сделать родителям в подобной ситуации — это открыть свод законов, которые регулируют права детей. Начать можно с самого простого: у любой школы есть устав, в котором наверняка прописано, что дети имеют право на уважение человеческого достоинства и защиту от психологического и физического насилия. Если детей не отпускают на перемену — это тоже нарушение их прав. О том, как должна быть организована их жизнь в школе, можно прочитать в санитарно-эпидемиологических требованиях (СанПин). Как правило, ссылок на подобные документы достаточно, но всегда можно обратиться к ФЗ «Об образовании», в котором четко прописаны обязанности педагогов. В конце концов, согласно статье 21 Конституции РФ, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Эти законы необходимо распечатать и использовать как аргументы в школьных конфликтах.
Обратная сторона этого конфликта заключается в том, что учитель, как и вся школа, перестал быть для детей авторитетом. Учителя старой закалки, в свою очередь, желают, чтобы дети слушали их с открытыми ртами и во всем подчинялись. Но как раньше уже не будет — учитель сегодня не является уникальным носителем знания, ведь многие знания мы можем добыть и без его помощи. Поэтому сейчас педагог должен предложить что-то взамен, то, в чем дети особенно нуждаются. В первую очередь это уважительные и доверительные отношения, передачу жизненного опыта, умение с достоинством выходить из конфликтных ситуаций.