жалоба в комитет по правам человека оон образец
Форма жалобы в КПЧ (с подробным описанием)
Образец формы жалобы в Комитет по правам человека ООН
Сообщение на адрес:
Petitions Team
Office of the High Commissioner
for Human Right
United Nations Office at Geneva
1211 Geneva 10, Switzerland
для сообщений в соответствии c:
Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах
Укажите, пожалуйста, на какую из вышеуказанных процедур вы ссылаетесь: …….
I. Информация об авторе жалобы:
Фамилия: ………… Имя (имена): …………
Гражданство: ………… Дата и место рождения: …………
Адрес для получения корреспонденции в связи с этой жалобой: …………
От имени другого лица: …………
[Если жалоба представляется от имени другого лица:]
Сообщите, пожалуйста, данные о личности этого другого лица:
Фамилия: ………… Имя (имена): …………
Гражданство: ………… Дата и место рождения: …………
Адрес или нынешнее местонахождение: …………
Если Вы действуете с ведома и согласия этого лица, представьте, пожалуйста, предоставленное этим лицом разрешение на подачу Вами этой жалобы: …………
Если Вы уполномочены на это, пожалуйста разъясните характер Ваших отношений с этим лицом: …………
и подробно укажите причину, по которой Вы считаете необходимым представлять эту жалобу от его или ее имени: …………
II. Затрагиваемое государство/нарушенные статьи
Название государства, которое либо является участником Факультативного протокола (если жалоба направлена в Комитет по правам человека), либо сделало соответствующее заявление (если речь идет о жалобах в Комитет против пыток или Комитет по ликвидации расовой дискриминации):
Статьи Пакта или Конвенции, которые, как предполагается, были нарушены:
III. Исчерпание внутренних средств правовой защиты/применение других международных процедур
Меры, принятые предполагаемыми жертвами или от их имени для обеспечения правовой защиты в указываемом государстве от предполагаемого нарушения — укажите подробно процедуры, которые были использованы, включая обращение в суды и другие государственные органы, какие заявления Вы делали, когда и каковы их результаты: …………
Если Вы не исчерпали эти средства правовой защиты на том основании, что их применение неоправданно затягивается, что они не будут эффективными, что они не будут предоставлены Вам или по какой-либо иной причине, пожалуйста, разъясните подробно Ваши доводы: …………
Представляли ли Вы этот же вопрос на рассмотрение в соответствии с какой-либо другой процедурой международного расследования или урегулирования (например, на рассмотрение Межамериканской комиссии по правам человека, Европейского суда по правам человека или Африканской комиссии по правам человека и народов)? …………
Если да, подробно укажите, какие процедуры были использованы или используются, какие заявления вы сделали, когда и каковы их результаты: …………
IV. Изложенные в жалобе факты
Изложите подробно в хронологическом порядке факты и обстоятельства предполагаемых нарушений. Включите все вопросы, которые могут иметь отношение к оценке и рассмотрению Вашего конкретного дела. Пожалуйста, разъясните, каким образом, по Вашему мнению, изложенные факты и обстоятельства нарушают Ваши права:
[Пропуски в различных разделах данного образца сообщения указывают лишь на то, что Ваши ответы необходимы. Вы можете излагать свои ответы настолько подробно, насколько это необходимо.]
V. Перечень вспомогательных документов (копий, не оригиналов, которые прилагаются к жалобе):
– Письменное разрешение (если Вы представляете жалобу от имени другого лица и не разъясняете каким-либо иным образом отсутствие конкретного разрешения):
– Решения внутренних судов и властей по Вашей жалобе (желательна также копия соответствующего национального законодательства): …………
– Жалобы и решения в соответствии с какой-либо другой процедурой международного расследования или урегулирования: …………
– Любые документы или иные имеющиеся в Вашем распоряжении свидетельства, которые подтверждают изложенные Вами в Части IV факты Вашей жалобы, и/или Ваши доводы о том, что изложенные факты представляют собой нарушение Ваших прав: …………
Если Вы не приложили вышеуказанную информацию и ее потребуется запросить непосредственно у Вас или если сопутствующая документация не представлена на рабочих языках секретариата, на рассмотрение Вашей жалобы может потребоваться больше времени.
Жалоба в комитет по правам человека оон образец
С общим перечнем международных организаций, в которые можно обратиться в случае невозможности получения защиты в национальных органах юстиции, и краткой характеристикой случаев обращения в эти органы можно ознакомиться по ссылке. В этой статье мы расскажем о последовательности действий по обращению в Комитет по правам человека.
Следует отметить, что Республика Беларусь – один из рекордсменов по обращениям в Комитет по правам человека.
Комитет по правам человека (далее – КПЧ, Комитет) – это международный орган, который создан в соответствии с Пактом для контроля и мониторинга выполнения этого международного договора государствами-участниками. Согласно Первому Факультативному протоколу Комитет по правам человека имеет компетенцию принимать и рассматривать сообщения лиц, утверждающих о нарушении государствами-участниками их прав, предусмотренных Пактом. Пакт ратифицирован БССР в 1973 году. Дата вступления в силу для Беларуси 23.03.1976. Факультативный протокол ратифицирован в 1992 году. Поэтому Комитет по правам человека имеет компетенцию рассматривать жалобы от лиц, находящихся под юрисдикцией Беларуси.
Для уяснения правового смысла права и его ограничения полезно ознакомиться не только со статьями Пакта, но и с Замечаниями общего порядка Комитета по правам человека, в которых на основе юриспруденции Комитета дается толкование содержания прав (своего рода комментарии статей Пакта), а также с практикой этого органа по конкретными делам (подробнее). Все документы готовятся на официальных языках ООН, в том числе на русском.
Из Факультативного протокола нужно уяснить условия приемлемости индивидуального сообщения. Это те условия, которые следует выполнить или которым должна соответствовать жалоба для того, чтобы она была зарегистрирована Группой по петициям (Секретариатом), а после регистрации – рассмотрена Комитетом по существу.
Вкратце эти условия (критерии приемлемости) таковы:
Если правовая защита на национальном уровне неоправданно затягивается (например, расследование исчезновения человека ведется несколько лет и неизвестны его результаты) либо на национальном уровне отсутствуют эффективные средства правовой защиты (например, условия содержания в изоляторе не могут быть изменены путем обращения в суд), сообщение может быть подано без исчерпания внутренних средств, но при этом необходимо тщательно обосновать, почему они не исчерпаны.
Если существует несколько направлений исчерпания внутренних средств правовой защиты (например, обжалование содержания под стражей прокурору и в суд), то для целей обращения в КПЧ необходимо исчерпать средства защиты по одной линии. При этом нужно учитывать, что в понимании Комитета именно судебное обжалование признается эффективным средством правовой защиты, и если действия государственных агентов не обжалованы в суде, необходимо продемонстрировать, почему заявитель счел это обжалование неэффективным или недоступным.
На национальном уровне заявление о нарушении права в идеале должно быть указано в жалобах со ссылкой на нормы Пакта.
Для оформления сообщения лучше использовать формуляр.
В нем отражается информация об авторе сообщения, его представителе (если таковой есть), перечисляются все жалобы, поданные на национальном уровне, и результаты их рассмотрения (это важно для признания сообщения приемлемым), аргументы заявителя – почему он/она считает, что его/ее право (и какое) по Пакту нарушено.
Самое сложное для того, кто ранее не работал с нормами международного права, аргументировать сообщение не с точки зрения положений национального законодательства, а с позиции нарушения норм Пакта. Какую аргументацию использовать, юрист решает сам, стандартов здесь немного. Вряд ли с первого раза получится написать сообщение самостоятельно. Изучение практики Комитета, Замечаний общего порядка, уже ранее поданных сообщений и консультации со специалистами по этому вопросу помогут выполнить эту задачу.
В заключительной части сообщения необходимо изложить, какие меры, по мнению заявителя, должен рекомендовать Комитет государству для устранения нарушения, если признает таковое: индивидуального и общего характера. К индивидуальным мерам можно отнести выплату компенсации, возмещение расходов, публичное извинение, аннулирование судимости, пересмотр дела и т.п. К общим мерам относятся те, которые позволят предотвратить подобные нарушения в будущем: например, изменение определенной нормы закона или практики его применения и т.п.
Сообщение может быть подано в КПЧ на русском языке, так как это один из официальных языков ООН. Если одновременно с сообщением на русском будет подано сообщение в качественном переводе на английский – это не помешает.
Если объем сообщения составит более 20 страниц, то к нему нужно приложить краткое резюме.
К сообщению формируется пакет приложений: жалобы в национальные инстанции, ответы на них (специальное заверение копий не требуется), нормы национального законодательства, которые применялись по данному делу (если они не указаны в самом сообщении), другие письменные материалы, которые доказывают доводы заявителя (решения национальных органов, распечатки из СМИ, объяснения свидетелей, доклады международных организаций или неправительственных организаций/выдержки из них, другие документы). Важно: аудио- и видеоматериалы, электронные ссылки не будут рассматриваться Комитетом как доказательства, принимаются только письменные материалы.
Сообщение направляется по одному из следующих каналов связи:
Почта
Petitions and Inquiries Section
Office of the High Commissioner for Human Rights
United Nations Office at Geneva
1211 Geneva 10, Switzerland
Факс
+ 41 22 917 90 22
(особенно по срочным вопросам)
В последнее время вся коммуникация с КПЧ ведется по электронной почте. Поэтому нужно отсканировать подписанное сообщение (лучше приложить также в WORD) и с приложенными отсканированными или электронными документами направить на электронную почту. Для целей коммуникации с КПЧ лучше создать отдельный электронный ящик.
Сразу после отправления на мейл должно прийти автоматическое подтверждение получения. После этого нужно набраться терпения и ждать регистрации сообщения.
От момента направления до регистрации сообщения может пройти от нескольких недель до нескольких месяцев. В результате, если Секретариат не увидит явную неприемлемость на стадии регистрации, вы получите регистрационное письмо, где будет указан номер, присвоенный сообщению (его необходимо будет указывать при дальнейшей коммуникации), и то, что сообщение и все материалы к нему перенаправлены государству для комментариев.
Если у сотрудников Секретариата, которые обрабатывают сообщение, возникнут какие-либо вопросы или сомнения, то вы можете получить письмо, в котором будет содержаться запрос о недостающей информации. Ее нужно будет предоставить в установленный в этом письме срок.
Если сообщение явно не соответствует критериям приемлемости, вы можете получить отказ в его регистрации, который, к сожалению, оспорить нельзя. На этом процедура прекращается.
После регистрации (и направления регистрационного письма заявителю) Комитет направит государству сообщение и предложит дать ответ на него. Ответ государства (в случае его направления в Комитет) будет перенаправлен Комитетом заявителю для подготовки комментария уже заявителем. Срок для направления комментариев государства и потом – заявителя по правилам процедуры составляет до 6 месяцев каждому. В связи с COVID-19 он продлен до 8 месяцев.
Получив комментарии государства, необходимо дать на них ответ по существу в этот срок. Как правило, Республика Беларусь в настоящее время вступает в переписку с Комитетом по поводу сообщений о нарушениях.
После того как первый раунд взаимных комментариев прошел, государство вправе еще раз прокомментировать ответ заявителя, а затем заявитель – ответ государства. Но, как правило, государство не направляет комментарии второй раз.
Важно понимать, что в период регистрации и коммуникации сообщения члены КПЧ и Секретариат имеют обязательство конфиденциальности, то есть не сообщают в публичное пространство никакой информации относительно этого сообщения. Но это правило не распространяется на стороны сообщения. Заявитель может придавать огласке как факт регистрации сообщения (до этого не имеет смысла, поскольку сам факт подачи сообщения не говорит о том, что оно будет зарегистрировано и рассмотрено), так и содержание коммуникаций. Но член Комитета, который отвечает за регистрацию сообщений, может направить стороне просьбу не разглашать содержание ответа коммуникации до вынесения итогового решения.
Как только закончена коммуникация, сообщение считается готовым к рассмотрению и, если оно не имеет срочного характера (вопрос о срочности и приоритете некоторых сообщений лежит за рамками данной статьи, его нужно изучать отдельно), ожидает своей очереди на рассмотрение – до нескольких лет.
В итоге к одной из сессий Комитета, которые проходят три раза в год, сотрудник Секретариата готовит проект соображений Комитета по делу, где излагаются все доводы заявителя, содержание коммуникации с государством.
Слушание дела закрытое, без присутствия сторон, хотя в исключительных случаях это возможно по решению Комитета. В итоге КПЧ выносит решение в форме соображений, если рассмотрит сообщение по существу, или в форме решения о неприемлемости сообщения.
Соображения Комитета по правам человека направляются государству и заявителю, а после этого публикуются на ресурсе Управления Верховного комиссара по правам человека.
Получение соображений Комитета по правам человека, которыми признаны все или часть из заявленных нарушений прав по Пакту, многие заявители рассматривают как моральное удовлетворение (например), поскольку решением авторитетного международного органа, которое является окончательным, установлен факт того, что государство поступило в отношении них неправомерно. Это можно расценивать как факт того, что “дело выиграно”.
Однако до настоящего времени Республика Беларусь не рассматривает соображения КПЧ как обязательные к исполнению, хотя юридически это не так (см.: Мацкевич Н. Юридическая сила решений Комитета по правам человека ООН). В Беларуси отсутствует правовой механизм исполнения решений, а имеющиеся механизмы (например, институт компенсации морального вреда, процедуры отмены судебных постановлений) не рассматривают соображения Комитета как основание для принятия определенных решений.
Поэтому если заявитель намерен добиваться исполнения тех рекомендаций, которые даны Комитетом, и вообще изменения практики государства в отношении признания им решений международных органов, то ему и его юристам предстоит пройти еще долгий путь на национальном уровне, чтобы хотя бы продемонстрировать обязанность государства действовать в ответ на то, что Комитетом по правам человека признана его ответственность за нарушение своих обязательств по международному договору.
В самом Комитете по правам человека работает процедура последующих мер по принятым соображениям. Из членов Комитета определяется специальный докладчик по последующим мерам, который получает сообщения (если только таковые направляются заявителями) о том, какие меры предприняло государство во исполнение соображений КПЧ. И если такие меры будут сочтены недостаточными или они вообще не предпринимаются, специальный докладчик будет вести переписку с государством, предпринимать другие шаги (например, встречи с представителями государства), нацеленные на то, чтобы меры, направленные на устранение нарушения или на компенсацию, были предприняты.
В ежегодных докладах по последующим мерам Комитет публикует информацию по делам, которые находятся в процедуре по последующей деятельности. Но необходимо подчеркнуть, что это происходит лишь тогда, когда сам заявитель находится в переписке с Комитетом и сообщает ему о невыполнении соображений КПЧ. Иного механизма принуждения к исполнению у КПЧ нет.
Жалоба на несправедливый суд в ООН
КПЧ ООН действует на основании Международного Пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и Факультативного протокола к указанному Пакту. Российская Федерация признает компетенцию Комитета получать и рассматривать сообщения лиц, находящихся под ее юрисдикцией, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения положений Пакта.
Требования к обращению в КПЧ ООН отличаются от требований ЕСПЧ. Если Вы решили обратиться с жалобой на несправедливое судебное разбирательство, то необходимо учесть следующее.
Главным преимуществом обращения в КПЧ ООН является фактическое отсутствие сроков обращения. То есть, если Вами пропущен срок обращения в ЕСПЧ, то Вы ещё можете обратиться в КПЧ ООН, так как таких ограничений там нет. Вместе с тем, это не значит, что время обращения вовсе ничем не ограничено. В соответствии с правилом Процедуры 96 (с), обращение может быть расценено как злоупотребление правом, когда оно направлено спустя пять лет после исчерпания внутренних средств правовой защиты либо через три года после завершения другой процедуры международного разбирательства (например, отказа в ЕСПЧ).
В отличие от ЕСПЧ, даже в случае установления нарушения в отношении Вас, КПЧ ООН не присуждает никакой компенсации.
С жалобой в КПЧ ООН могут обращаться только индивидуальные лица. Таким правом не обладают ни группы лиц, ни организации. Иначе говоря — с жалобами не могут обращаться различные общества и фонды.
Право обратиться с жалобой имеет только лицо, которое чувствует себя жертвой нарушения государственным органом одного из прав, провозглашенных в Пакте. Это означает, что с жалобой может обратиться непосредственно потерпевшее лицо, которому в результате нарушения прав человека был причинен какой-либо ущерб. В особых случаях, например, если жертва нарушения прав человека находится в психиатрической больнице, КПЧ ООН может принять жалобы, поданные членами семьи.
Жалоба не может касаться содержания закона или другого правового акта, даже если данный правовой акт явно противоречит Пакту. КПЧ ООН не имеет права проверять соответствие внутреннего законодательства положениям Пакта.
Предметом жалобы могут быть только права человека, провозглашенные в Пакте. Применительно к уголовному процессу это Право на независимый и беспристрастный суд (ст. 14). Это наиболее обширная статья, в которой установлен ряд прав обвиняемого и принципы уголовной процедуры.
Основные формальные требования к написанию жалобы следующие.
Подающий жалобу обязан использовать все внутренние средства обжалования, предусмотренные национальным законодательством. Так, в уголовных делах следует обжаловать приговор в суде вышестоящей инстанции. Принцип исчерпания средств обжалования означает, что предметом жалобы может быть только окончательное решение (вступившее в законную силу судебное решение). Причиной отклонения большинства жалоб является тот факт, что заявители не исчерпали всех внутренних средств обжалования.
Обращаю Ваше внимание, что КПЧ ООН отклонит жалобу, если этот же вопрос уже рассматривается другим международным органом, например Европейским Судом по правам человека. Следовательно, нельзя обращаться с жалобами одного и того же содержания в различные международные органы. Однако, если ЕСПЧ уже рассмотрел Вашу жалобу и отказал Вам по каким-то причинам, Вы можете обратиться в КПЧ ООН.
Если Комитет придет к заключению, что права человека нарушены не были, он уведомляет о своем решении соответствующее государство и подавшего жалобу. Решение Комитета является окончательным.
Комитет по правам человека, констатируя, что государство нарушило права человека, указывает на решения (действия), которые квалифицирует как нарушение, а также соответствующие положения Пакта. Часто случается так, что среди многочисленных обвинений, с которыми выступает заявитель, Комитет признает обоснованными только некоторые.
Факультативный протокол, увы, не налагает на государства правовой обязанности выполнять рекомендации Комитета. Тем не менее, государство, которое одобрило международный контроль, имеет политическую обязанность подчиниться решению Комитета.
Комитет назначает по каждому делу срок — как правило, 180 дней, — в течение которого государство должно представить информацию о мерах, принятых для выполнения рекомендаций. Соответствующая информация должна быть помещена в периодических докладах.
По вопросу оказания юридической помощи обращайтесь по лефонам:
Как правильно составить жалобу в ООН, если есть повод
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться в Организацию Объединенных Наций (ООН) за защитой своих прав. Обращения рассматриваются бесплатно на основании мировых законодательных норм. Для подачи жалобы не существует специальных бланков и строгих нормативов. Заявитель должен понимать порядок сбора и подачи документов. Все заявки предаются гласности и сохранить обращение в секрете не представляется возможным.
А теперь подробнее.
Компетенция Комитета по правам человека в ООН
В состав ООН входит 10 органов управления, в том числе и Комитет по правам человека (КПЧ). Организация в своих решениях руководствуется пактом о гражданских и политических правах, который вступил в силу в 1976 году.
Компетенция КПЧ выражается в надзоре за исполнением международных правовых норм и рассмотрением жалоб на их нарушение.
Поводы для жалоб
Каждый из органов ООН имеет свою компетенцию, в рамках которой в него могут быть поданы жалобы. Так, существует Комитет по правам инвалидам, по защите от пыток и т. д. КПЧ также имеет строго ограниченный круг рассматриваемых вопросов. Направлять туда жалобы стоит, если заявитель считает, что государство нарушило его гражданские и политические права. Это может быть нарушение права на следующее:
Жалоба подается от лица гражданина ко всему государству в целом, а не к конкретному физическому или юридическому лицу.
Условия подачи
Любой гражданин РФ имеет право обратиться с жалобой в КПЧ. Для официального обращения потребуется:
Жалоба подается лично либо от лица другого человека при наличии письменно заверенного согласия на представительство. Если человек находится в местах лишения свободы, незаконно удерживается в других местах или считается пропавшим без вести, то заявление подается без его согласия, но с четкой аргументацией данного факта.
Требования к содержанию жалобы
Подготовить жалобу можно самостоятельно или с юристом. Второй вариант, безусловно, более предпочтительный, так как специалист учтет все нюансы и увеличит шансы на получение ожидаемого результата. Что касается формы заявления, то она не регламентирована законодательно. Однако при составлении жалобы важно учитывать, какие сведения должны быть указаны в письме и подтверждены документально.
Включаемые сведения
В жалобе обязательно указываются:
При перечислении фактов нарушений прав рекомендуется давать ссылки на соответствующие пункты международного пакта.
Язык документа
Обращение в Комитет по защите прав человека пишется на языке стран, входящих в ООН:
Россияне могут излагать информацию на русском, не прибегая к услугам переводчика.
Прилагаемые документы
К заявлению в КПЧ прикладываются копии всех документов, которые имеют отношение к указанному делу.
Если отдельные бумаги составлены не на русском языке, придется сделать перевод и заверить его соответствующим образом.
Куда и как отправить
Жалоба может быть направлена в КПЧ по электронной почте или почтовым отправлением.
Электронное послание отправляется через официальный сайт ООН по следующей схеме:
Бумажное письмо отправляется по адресу:
The United Nations Works Programs
Department of Public Information
Письмо лучше отправлять авиапочтой, вложив в него пустой оплаченный конверт с обратным адресом заявителя. Так ответ придет быстрее. На стандартное рассмотрение отводится два месяца.