жалоба в прокуратуру на регионального оператора по вывозу мусора образец
Прокурор разъясняет
С 1 января 2019 года в России начала работать новая схема обращения с твердыми коммунальными отходами. По замыслу авторов реформы, она должна коренным образом изменить всю систему вывоза и утилизации твердых коммунальных отходов.
Кто же теперь и за что отвечает? Куда пожаловаться, если мусор не вывозят? Кто теперь устанавливает новые тарифы на ТКО для жителей? Можно ли не платить за вывоз мусора, если не живешь, а только прописан?
Об этом интервью с прокурором отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и экологии прокуратуры Республики Саха (Якутия) Тимуром Даниловым.
Тимур Романович, здравствуйте! Что понимается под твердымм коммунальными отходами?
Обращение с иными видами отходов (биологическими, медицинскими и др.) необходимо осуществлять в рамках заключения отдельных договоров с организациями, имеющими лицензионно-разрешительные документы на такой вид деятельности.
Обязаны ли граждане заключать договор на вывоз мусора?
Такой договор должны заключать собственники частных жилых домов, нежилых помещений в многоквартирных домах (магазинов, офисов), управляющие компании, ТСЖ, собственники помещений и квартир в МКД. Прямой договор в обязательном порядке заключают юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Жителям многоквартирных домов (МКД) и частного сектора услуга может предоставляться в рамках договора публичной оферты или путем совершения конклюдентных действий (постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N354), то есть если стороны без заключения письменного договора фактически совершают обусловленные согласием сторон действия: жители складируют ТКО в установленных местах накопления, а региональный оператор (оператор) осуществляет вывоз ТКО из этих мест накопления.
А надо ли платить, если нет мусора?
Необходимо осознать, что сегодня безотходное хозяйствование – это миф. Упаковка и тара от продуктов, хозтоваров, самый элементарный домашний и другой мусор не могут бесследно исчезнуть. Значит, отходы либо сжигаются, либо закапываются на участке, либо пополняют несанкционированные свалки, нанося огромный ущерб окружающей среде.
Чаще всего такая ситуация возникает у жителей частного сектора, которые никогда не заключали договор с коммунально-бытовыми организациями. Однако теперь в силу положений части 5 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором. Плату за оказанные и не оплаченные услуги региональный оператор взыскивает в досудебном и судебном порядке.
Кому предъявлять претензии по некачественному вывозу мусора?
Куда жаловаться на регионального оператора по обращению с ТКО?
Если в квартире (жилом доме) зарегистрировано и проживает 2 человека, а плату начисляют за 3, что делать?
Какую ответственность несут люди, создающие несанкционированные свалки мусора? В каком порядке они должны ликвидироваться? Или, например, общественники собирают мусор возле дачных участков в лесу, а этот мусор не вывозится. Куда обращаться, кто должен за этим следить?
В соответствии со статьей 12 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» установлен запрет на захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесных, водоохранных зонах. Запрещается размещение отходов на свалках, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
За нарушение законодательства в сфере охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления предусмотрена административная ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ, в том числе на юридических лиц, виновных в организации несанкционированной свалки, может быть наложен административный штраф в размере до 250 тысяч рублей.
За уборку незаконных свалок, в т.ч. в дачных и лесных зонах отвечают муниципальные власти. Но если земельный участок находится в частной собственности, то вся ответственность ложится на правообладателя.
В случае обнаружения таких фактов нужно обращаться в орган местного самоуправления, а также подать обращение в органы Росприроднадзора. Во всех заявлениях в органы власти надо обязательно указывать точное место, описание свалки, дату обследования, по возможности, приложить фотографии. Это можно сделать и электронно.
За период 2019-2020 гг. по мерам прокуроров ликвидировано 98 несанкционированных свалок на общей площади около 4 га.
Тарифы на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Саха (Якутия) утверждены постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 17.12.2019 № 217.
В силу положений статьи 155 Жилищного кодекса РФ организация, которой вносится плата за коммунальные услуги, вправе самостоятельно осуществлять расчеты с собственниками жилых помещений либо взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов (управляющих компаний).
Таким образом, региональный оператор по обращению с ТКО, вправе принимать плату за эту коммунальную услугу в пределах установленных тарифов от собственников жилых помещений, как самостоятельно, так и через платежных агентов, к примеру УК, с которыми заключен соответствующий агентский договор. При этом, управляющая компания не вправе изменять утвержденный тариф.
В случае несогласия с размером утвержденных тарифов граждане могут обратиться в Государственный комитет по ценовой политике РС (Я). Органами прокуратуры республики на постоянной основе дается оценка законности установления тарифов.
К примеру, по результатам проведенной прокуратурой республики в 2019 году проверки установлено, что Госкомцен РС (Я) в нарушение законодательства о ценообразовании, среднегодовая плотность ТКО при расчете тарифов необоснованно взята равной 200 кг/м3, что противоречит территориальной схеме обращения с отходами. Масса отходов, учтенная при расчете необходимой валовой выручки региональных операторов, взята из данных территориальной схемы на 2021 год, что привело к завышению массы отходов свыше чем на 20 тыс. тонн. В связи с чем, прокуратурой республики Председателю Правительства РС (Я) внесено представление, во исполнение которого тарифная база приведена в соответствие с законодательством.
На местном уровне также дается правовая оценка. Так, прокуратурой Олекминского района выявлен факт неправомерного в нарушение ст. 154 Жилищного кодекса РФ сбора управляющей компанией денежных средств за вывоз мусора, при одновременном взимании платы регоператором. В результате двойного сбора пострадали 1300 граждан, проживающих в многоквартирных домах г. Олекминска, на общую сумму 430 тыс. руб. Прокуратурой района возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого директор управляющей компании привлечен к административной ответственности. По представлению прокуратур, внесённому директору управляющей компании, произведен перерасчет гражданам на вышеуказанную сумму путем возвращения уплаченных средств на лицевые счета.
Что с раздельным сбором? На какой стадии внедрение? Уже есть такая обязанность или нет?
12.11.2016 постановлением Правительства РФ № 1156 утверждены Правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Пунктом 19 данных Правил предусмотрено, что потребители обязаны осуществлять разделение твердых коммунальных отходов по видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов. Вопрос за регоператорами.
ГУП «ЖКХ РС (Я)» в качестве регионального оператора начало внедрять раздельный сбор в арктических районах. В Аллаиховском, Булунском районах установлены контейнеры для раздельного сбора стекла и пластика.
Интересная судебная практика по спору с региональным оператором по обращению с ТКО
06 октября 2021 г. Вторым арбитражным апелляционным судом было вынесено постановление по спору об урегулировании разногласий при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Указанное постановление содержит ряд важных выводов, которые будут полезны и для других потребителей, оказавшихся в схожей ситуации.
Так, предприниматель получила от регионального оператора проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО, согласно которому расчеты должны производиться исходя из норматива. Не согласившись с указанной редакцией договора и не достигнув с региональным оператором соглашения по спорным условиям договора, предприниматель обратилась в арбитражный суд с иском об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора.
С этим выводом не согласился суд апелляционной инстанции. В частности, Второй арбитражный апелляционный суд в своем Постановлении от 06.10.2021 г. по делу №А29-1155/2021 указал следующее.
1. В силу пунктов 5 и 8 Правил коммерческого учета, учет ТКО на площадке истца с учетом избранного им способа расчета должен вестись исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, т.к. истец осуществляет раздельный сбор ТКО.
2. По смыслу приведенных Правил учета ТКО (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 по делу N 305-ЭС21-54) при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункты 5 и 6 Правил учета ТКО).
В связи с изложенным у суда первой инстанции отсутствовали основания для определения спорных условий договора об учете ТКО исходя из нормативов накопления ТКО вопреки иному выбранному потребителем способу коммерческого учета.
3. ТКО, подлежащие вторичной переработке и сдаваемые Потребителем сторонней организации на утилизацию, не подлежат включению в объем ТКО, передаваемых региональному оператору.
Также из указанного судебного акта следует, что периодичность вывоза ТКО не влияет на определение объема ТКО. Договором устанавливается конкретный объем ТКО, а периодичность лишь определяет график, по которому этот согласованный объем ТКО будет вывозиться. Судебным актом согласовано условие об объеме ТКО из расчета 1 контейнер объемом 0,04 куб.м в неделю с периодичностью вывоза не реже одного раза в неделю. И даже, если региональный оператор будет приезжать ежедневно, это ни в коей мере не может служить основанием для перерасчета объема ТКО, так как увеличение периодичности не свидетельствует об увеличении объема ТКО. Просто в этом случае загружаться будет не полный контейнер.
Жалоба, если региональный оператор не вывозит мусор: основания, особенности и порядок действий
Растущая свалка возле мусорных баков справедливо вызывает негодование жильцов дома относительно того, почему региональный оператор не вывозит мусор. Они платят деньги и имеют право рассчитывать на чистоту и своевременный вывоз бытовых отходов. Но совсем необязательно, что в сложившейся ситуации виновен именно региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Определить виновника, заставить его понести ответственность и устранить свалку – это то, чем нужно заниматься жителям.
Коротко о региональном операторе
Порядок обращения с ТКО изменился с 1 января 2019 года. Вступили в силу изменения к закону №89-ФЗ, которые направлены на изменение сбора, вывоза, переработки и утилизации мусора. Нововведения вызвали большое количество вопросов и недовольства среди населения.
В целом изменения встретили негативно. Стоимость за услуги по обращению с ТКО выросли, а сервис остался прежним, существенных изменений не произошло. Поэтому граждане возмущаются, не только отказываются от платежей, но и не заключают договоры с региональным оператором. Это провоцирует нерегулярный вывоз мусора, растущие стихийные свалки, споры с управляющими компаниями. Встречается непонимание, к кому и в каком случае нужно обращаться.
В чем заключаются изменения?
Замысел мусорной реформы вполне справедлив. Нужно сделать эту деятельность рентабельной, чтобы у участников рынка появились дополнительные средства на новое оборудование. В результате должны появиться:
Кроме того, планируется, что нововведение позволит закрыть прежние полигоны ТБО, на которых концентрировался мусор. Законодатель дополнительно рассчитывает, что такими мерами устраняться уже созданные несанкционированные свалки, будет предупреждено образование новых. Жильцы домов должны увидеть контейнеры разных цветов, предназначенных для раздельного собирания отходов. Все эти меры дадут сильный толчок для улучшения экологии.
Нововведения планировались еще на январь 2017 года. Соответствующий закон об охране окружающей среды был подписан еще в 2015 году. Но никаких мер не принималось, перерабатывающие предприятия не строились, а региональные операторы не появлялись. В результате в «приказном» порядке определена новая дата (со смещением на два года).
Это привело к тому, что региональных операторы определяли на скорую руку. Тарифы на вывоз мусора сразу завысили без какой-либо продуманной привязки к действительности. Нормы накопления отходов для граждан определены с существенным запасом. На основе всего этого в платежках появились суммы, которые и вызвали возмущение потребителей.
Основные изменения, с которыми столкнулись граждане:
Возмутились и участники садово-огороднических товариществ, а также жители частного сектора. Теперь и им предстоит оплачивать коммунальную услугу в обязательном порядке. При этом порядок заключение договора с оператором вызвал сомнение в прозрачности системы. По сути, отсутствие инициативы со стороны потребителей приводит к навязыванию им типового соглашения с завышенной оплатой.
Ответственность регионального оператора за невывоз мусора
Ответственность регионального оператора по обращению с отходами появляется только в том случае, если с ним заключен соответствующий договор. Владельцы территорий и домов обязаны это сделать в пятнадцатидневный срок после размещения оператором предложения на официальном сайте. Если в течение этого срока потребители не направляют заявки со своими предложениями, договор на вывоз ТКО считается автоматически заключенным на условиях исполнителя.
При этом обязанность вступления в договорные отношения для многоквартирных домов лежит на следующих организациях:
Собственники многоэтажки могут принять решение непосредственно управлять домом, без привлечения управляющей компании. В этом случае вопросом занимается представитель жильцов. Собственники частных домов заключают договор с региональным оператором в индивидуальном порядке.
Кто отвечает за сбор и вывоз мусора?
Если жильцы многоквартирного дома доверяются УК, ТСЖ или ЖК, то именно эти организации обязаны следить за чистотой дворовой территории. Это касается и площадок, на которых расположены контейнеры для сбора мусора.
Региональный оператор забирает только ТКО из баков. Но грязь вокруг них – забота коммунальщиков. Исключение – мусор разбросан по причине переполненности контейнеров, нарушения условий/периодичности его вывоза. На этом основании и определяется виновное лицо. Жалоба на регионального оператора по вывозу мусора не всегда будет обоснованной.
Жалоба, если мусор забирают вовремя, но контейнеры постоянно переполнены
УК, ТСЖ или ЖК в такой ситуации пеняет на оператора, а последний справедливо указывает, что график строго соблюдается.
Причина заключается в том, что параметры по вывозу мусора установлены неверно. То есть, коммунальщики подали заведомо заниженное число жильцов в доме. Разница должны быть существенной, поскольку органы исполнительной власти устанавливают нормы накопления ТКО с запасом.
В этом случае нужно:
Коммунальщики отреагируют оперативно. Недостаток – жильцы обнаружат повышение стоимости услуги за обращение ТКО.
Про справедливость нормативов накопления мусора
Как указаны выше, органы местного самоуправления и исполнительной власти устанавливали нормы накопления мусора с существенным запасом. Планируется, что в ходе работы они будут скорректированы через мониторинг как контейнерных площадок, так и полигонов. На основании полученных данных будет выведена уточненная норма производства мусора в регионах и населенных пунктах, произведена их классификация.
В результате должна появиться реальная норма производства ТКО как жителями многоэтажек, так и частных домов, а также деревни. На данный момент стоимость колеблется в диапазоне 110-140 р. на одного жителя. В некоторых регионах цена меньше – 80-100 р.
При этом для жителей многоквартирных домов стоимость вывоза мусора после введения реформы увеличилась в 3-5 раз, а для частных домов – в 1,3-1,5 раза. Что касается деревенских жителей – они самостоятельно занимались вывозом мусора, а с внедрением реформы этим стали заниматься операторы.
Когда имеет смысл писать жалобу на регионального оператора по вывозу мусора?
Наблюдаются следующие наиболее распространенные проблемные ситуации с обращением ТКО:
Каждая из описанных проблем имеет собственное решение. Жалоба направляется непосредственно виновному лицу, а не кому-нибудь, кто включен в систему сбора, вывоза, переработки и утилизации отходов.
Отсутствует раздельный сбор мусора
Наиболее распространенная – отсутствие контейнеров для раздельного собирания мусора. После того, как изменения в законодательстве вступили в силу, обязательств по сортировке ТКО у населения не появилось. На площадке расположены баки единого цвета, а мусоровоз скидывает все отходы вместе.
На замечания наиболее ответственных жильцов следует ответ, что ТКО сортируются отдельно на специальных станциях. Но проверить, соответствует ли это действительности, непросто. При этом граждане платят не только за сбор и вывоз, но и за сортировку.
Беспокойство отсутствия сортировки ТКО обоснованы. В конце августа 2018 года Правительство РФ выдало Постановление №1039, которым утверждены правила, как должны обустраиваться места для сбора мусора. Им накладывается обязанность на регионального оператора предусматривать контейнеры для разных видов отходов.
Если этого нет или мусор из таких контейнеров собирается в единый бак, жильцы имеют право:
Предварительно рекомендуется зафиксировать факт нарушения с помощью видеозаписи. На месте нарушения должны присутствовать как можно большее количество жильцов. Чем больше свидетелей, тем меньше вероятность, что региональному оператору нарушение сойдет с рук.
Недостаток контейнеров для мусора
Проблема может заключаться в том, что орган местного самоуправление неверно определил схему размещения мусорных баков. Именно он ведет реестр этих контейнеров, определяет их размещение, необходимое количество.
На муниципальной территории орган самоуправления самостоятельно определяет потребность в мусорных баках. Но во дворах, которые принадлежат жильцам, процедура следующая:
Если заявка не выполнена, в требовании отказано необоснованно, коммунальщики и жильцы могут направить жалобу в администрацию и прокуратуру. Это в полной мере касается и случаев неудобного размещения площадок под контейнеры как в городах, так и в деревнях.
Нерегулярный вывоз мусора
Если мусор скапливается в результате нерегулярного вывоза, виновным оказывается не только региональный оператор, но и коммунальщики. Первый не выполняет обязательства по своевременному вывозу, периодичность которого установлена Законодателем, а именно:
Куда жаловаться на регионального оператора?
Допускаются отклонения от нормы, но они ограничены по количеству и времени. Поэтому при нерегулярных вывозах мусора подаются жалобы на коммунальщиков и регионального оператора в следующие учреждения:
Это не полный список, куда жаловаться, если региональный оператор не вывозит мусор. В него можно включить прокуратуру, антимонопольный комитет. Ответ на жалобы обязаны дать в месячный срок.
Обязан ли региональный оператор вывозить крупногабаритный мусор?
В некоторых случаях недовольство может быть необоснованным. Например, при отказе вывозить выброшенную мебель, бытовую технику.
Обязан ли региональный оператор вывозить крупногабаритный мусор – определяется условиями договора по вывозу ТКО. Как правило, к ним не относятся большие предметы, на их утилизацию требуется дополнительное соглашение.
Заключение
В 2019-2020 годах поводов для жалоб на регионального оператора по вывозу ТКО будет много. Но в целом нововведение преследует правильную цель – очистить окружающую среду от вредных веществ, мусора. Законодатель, местные органы власти еще неоднократно будут вносить поправки в нормативно-правовые акты. Насколько они будут отвечать действительности, зависит от сознательности граждан, обоснованности их жалоб.
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Права потребителей в случае оказания некачественных услуг по обращению с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами
В связи с увеличением количества обращений по вопросу ненадлежащего оказания услуг региональным оператором по вывозу твердых бытовых отходов, Управление Роспотребнадзора по Орловской области разъясняет.
Вывоз твердых коммунальных отходов, в соответствии Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила № 354)является коммунальной услугой.
Согласно п. 150 Правил № 354, если услуга предоставляется с перерывами, превышающими установленную продолжительность или ненадлежащего качества, исполнитель услуг обязан произвести перерасчёт платы за такую услугу вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
При обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребителю необходимо сообщить об этом исполнителю услуги. Зафиксировать факт нарушения качества коммунальной услуги путем актирования можно как в присутствии представителя исполнителя коммунальной услуги, так и без него, но с привлечением не менее чем дух незаинтересованных лиц. В качестве доказательства можно использовать фото- и (или) видеоматериалы.
Акт должен содержать:
• сведения о заявителе (наименование, местонахождение, адрес);
• сведения об объекте (объектах), на котором образуются ТКО, в отношении которого возникли разногласия (полное наименование, местонахождение, правомочие на объект (объекты), которым обладает сторона, направившая акт);
• сведения о нарушении соответствующих пунктов договора;
• другие сведения по усмотрению стороны, в том числе материалы фото- и видеосъемки.
Условия и порядок снижения размера платы установлены Правилами № 354. Если в результате проверки факт предоставления услуги ненадлежащего качества подтвердится, размер платы должен быть снижен на размер платы за объем неоказанной услуги. Так, за каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчетного периода размер платы снижается на 3,3% размера платы.
С целью фиксации даты и факта обращения к исполнителю услуг, необходимо письменно оформить претензию в двух экземплярах с четким указанием требования. Первый экземпляр вручается руководителю или другому должностному лицу исполнителя, на втором экземпляре заявления потребителю ставится отметка о получении.
При отказе в принятии претензии, ее необходимо направить на юридический адрес исполнителя услуг по почте заказным письмом с описью вложения и с уведомлением о вручении.
В случае отказа в удовлетворении требований в добровольном порядке потребитель вправе согласно общим положениям ст. 11 Гражданского кодекса РФ обратиться с исковым заявлением в суд.
Потребитель по искам, связанным с нарушением его права освобождается от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В случае реализации права на судебную защиту потребитель вправе обратиться в суд с заявлением о привлечении территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по месту подачи искового заявления, как уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей для дачи заключения по гражданскому делу в целях защиты прав потребителей.
При возникновении дополнительных вопросов, связанных с нарушениями прав потребителей, а также по вопросам судебной защиты можно обращаться в Управление Роспотребнадзора по Орловской области по телефонам 41-52-52, 42-26-59 и в Центр по информированию и консультированию потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» по адресу: г. Орел, ул. Карачевская, д.56а,
тел. 76-02-75.