жанр произведения по праву памяти

Анализ произведения Твардовского «По праву памяти»

Произведение Твардовского «По праву памяти»

Александр Твардовский (1910—1971) — известный советский поэт, военный корреспондент, лауреат Сталинской премии. На протяжении многих лет возглавлял один из самых крупных литературных журналов СССР «Новый мир». В первую очередь прославился как автор военной поэмы «Василий Теркин».

Произведение «По праву памяти» не было опубликовано полностью при жизни поэта. Оно не прошло цензуру и долгие годы было под запретом. Впервые целиком было напечатано только в годы Перестройки — в 1987 году.

Поэма основана на реальных фактах биографии Твардовского, содержит осмысление им своей жизни и судьбы страны.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

История создания, чему посвящено

Произведение «По праву памяти» Твардовский писал долго — с 1963 по 1969 год. Супруга поэта вспоминала, что такая длительность написания связана с тем, что в 1965 году умерла мать Твардовского, к которой он был глубоко привязан. Но не только переживания по поводу кончины близкого человека не давали вовремя закончить поэму.

Автор признавался, что считает «По праву памяти» — одним из самых главных своих произведений. Поэма имеет исповедальный характер. В ней Твардовский, по его словам, пытался «Немую боль в слова облечь».

Вторая половина 1960-х годов стала временем нападок и гонений на возглавляемый им журнал «Новый мир». После начала «оттепели» это издание стало прибежищем прогрессивных антисталинистских сил. Здесь печатались писатели и поэты, которые не могли получить разрешение на публикацию своих произведений в других советских журналах.

После смещения Хрущева в 1964 году в партийном руководстве укрепились консервативные позиции. «Оттепель» была заморожена. Процесс десталинизации начал сворачиваться. Окончательно в немилость властей Твардовский впал после отказа им одобрить судебный приговор писателям Даниэлю и Синявскому в 1966 году. Последней точкой стало неодобрение поэтом введения советских войск в Чехословакию во время Пражской весны 1968 года.

В 1969 году Твардовский был снят с поста редактора журнала «Новый мир» и вскоре тяжело заболел. Он скончался в 1971 году. Таким образом, поэма «По праву памяти» стала не только его последним крупным произведением, но и своеобразным завещанием, подводящим итоги его жизни.

Основные темы поэмы:

Чему посвящено произведение:

История публикации:

Жанровые и композиционные особенности

Литературная принадлежность произведения «По праву памяти»:

Поэма написана от первого лица, по форме представляет собой исповедальный рассказ, обращенный к читателю.

Композиционные особенности:

Главные мысли произведения:

В поэме 3 измерения-пространства, которые являются предметом размышления для лирического героя:

Краткий анализ поэмы по главам

Поэма начинается с пролога, в котором обозначается главная мысль произведения — мы не вправе забывать о прошлом, потому что слишком большую цену за него заплатили. «Правом памяти живой» называет свою последующую речь лирический герой.

Глава 1. «Перед отлетом»

В первой и единственной опубликованной при жизни Твардовского главе поэмы рассказывается о юношеских надеждах. Лирический герой называет сам себя «поэтом», а друга, к которому он обращается — «мыслителем». Он вспоминает, как часто они лежали на сеновале в родном хуторе Загорье, разговаривали, мечтали, строили планы на будущее. Тогда же ими были определены главные нравственные принципы:

Размышляя об этом спустя годы, поэт говорит, что это самые простые и очевидные правила, но при этом и самые сложные для выполнения. Он пронесет их через всю жизнь — они будут для него нравственным камертоном.

В юности друзья мечтали о покорении Москвы. О том, как они вернутся в родную деревню, «постигшие все науки», добившиеся успехов и славы. С доброй иронией герой отмечает, что они даже представляли себе, в каких именно красивых столичных брюках они приедут домой, и как ими будут восхищаться местные девушки.

Первая часть поэмы очень лирична. Она наполнена светлыми, но немного грустными воспоминаниями о том, сколько сил и надежд было у «поэта» и «мыслителя» в юности. У них не было сомнений, что они «управятся с добром» и превзойдут «отцов своих и дедов».

В главе «Перед отлетом» присутствует множество деталей, напоминающих поэту его любимую малую Родину:

Друзья были молоды и полны сил. Они хотели идти в воображаемый поход и совершать подвиги. Но последующая жизнь избавила их от многих иллюзий.

Глава 2. «Сын за отца не отвечает»

Во второй части поэт осмысливает историческое прошлое Родины через призму известного сталинского высказывания «Сын за отца не отвечает». Эту фразу Иосиф Сталин сказал в декабре 1935 года в ответ на выступление делегата из Башкирии по фамилии Тильба.

Выступающий горячо обещал, что будет бороться за «дело рабочих и крестьян», несмотря на то, что его отец был репрессирован. Фраза была растиражирована советской пропагандой как пример демократичности и гуманности «вождя всех народов».

Поэт рассматривает это высказывание в нескольких аспектах:

Развивая ключевую мысль, автор перечисляет сталинские преступления:

Отмечает он и личные негативные качества Сталина:

В этой же главе автор рассматривает феномен культа личности Сталина и приходит к выводу, что все общество в ответе за «всеобщего отца» и будет нести эту вину еще не одно десятилетие.

Глава 3. «О памяти»

Третья и последняя глава поэмы посвящена борьбе против развернувшейся с середины 1960-х годов кампании по замалчиванию сталинских преступлений и возврату к идеологии двоемыслия, когда слова и поступки не соответствуют друг другу.

Это очень эмоциональная часть поэмы. Если первая глава наполнена лирической грустью, вторая — душевной болью и сожалением, то в третьей преобладающими эмоциями являются:

Поэт страстно полемизирует с «молчальниками», которые пытаются предать забвению историческую память. У народа, лишенного права на прошлое, нет будущего. Молодые люди должны знать правду об истории своих отцов, какой бы горькой она ни была.

Твардовский указывает на то, что если не извлечь уроков из прошлого, то оно может повториться. Он говорит о том, что Сталин может «восстать из мертвых», об этом свидетельствует его «китайский образец». Автор не называет имени, но понятно, что речь идет о Мао Цзэдуне — китайском диктаторе, чья политика искалечила миллионы жизней.

Тем самым Твардовский подчеркивает, что сталинский режим не уникален, а его истоки следует искать не в конкретных личностях, а в готовности народа брать ответственность за свою судьбу.

Память каждого человека состоит из двух огромных пластов:

«Беда с народом» — подытоживает автор свои размышления. Не будет светлого будущего у народа, не готового осознать свое прошлое, раскаяться за преступления, оплакать и принять трагические страницы своей истории.

Смысл произведения, чем нас учит

«По праву памяти» — смелая и честная попытка Твардовского отрефлексировать происходящие с его поколением события. Это было необычное по своей открытости для советского времени произведение. Автор называет вещи своими именами не завуалированно, не боится высказывать резкие оценки и суждения. Неслучайно, что поэму не допустили целиком к печати. Долгие годы она была неизвестна широкой публике.

Произведение сохраняет огромную актуальность и в наше время:

Поэма стала «лебединой песней» Твардовского, его финальным аккордом и духовным завещанием. Главный ее смысл заключается в том, что нельзя отрицать историю ни своей семьи, ни своего народа. В конце произведения дается надежда. Если испить «целительный настой» прошлого опыта, то можно смело идти вперед, «не пряча глаз» и не боясь любой «грозы».

Источник

Литература. 11 класс

Конспект урока

Анализ поэмы А. Т. Твардовского «По праву памяти»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

1. Идейно-художественное своеобразие поэмы «По праву памяти»;

2. Осмысление поэтом опыта всей прожитой жизни, в которой отразились и преломились тяжёлые противоречия времени;

Жанровые особенности – специфические характеристики жанра конкретного произведения.

Идея – главная мысль об основном круге явлений, которые изображены в произведении. Выражение авторской мысли.

Композиция внешняя – деление на части, главы.

Композиция внутренняя – система образов, функции портрета, пейзажа, интерьера, внесюжетных отступлений, художественных деталей; художественное время и пространство.

Лирический герой – лицо, переживания, мысли и чувства которого выражены в произведении. Авторское «я» поэта.

Поэма – стихотворное сюжетное повествование.

Тема – жизненный материал: лица, обстоятельства, отражённые в художественном произведении.

Художественный образ – изображение человека в произведении.

1. Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 1. М.: Просвещение, 2015. — 431 с.

Е. А. Маханова, А. Ю. Госсман. Краткий пересказ. Русская литература. 9-11 классы. Р.-на-Д. Феникс. 2017. — 95 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Александр Твардовский родился 8 июня 1910 года в семье крестьян в Смоленской губернии на хуторе Загорье. В семье всегда с уважением относились к знаниям, в доме было много книг. Поэтому Александр довольно рано научился читать и писать. В 14 лет он уже оставлял свои заметки в газетах. Его ранние работы понравились советскому автору Михаилу Исаковскому, который стал другом и наставником молодого поэта.

Юность Твардовского приходится на постреволюционный период. Поэт является сторонником новой идеологии. В 1931-ом году в печати выходит его первая поэма «Путь к социализму». Твардовский поддерживает коллективизацию и идеи Сталина несмотря на то, что вся его семья раскулачена, а родной хутор сожжён. В 1938-ом году он вступает в партию. Через год его призывают в ряды Красной Армии. Во время Финской войны он работает военным корреспондентом.

Каждая поэма Твардовского – это отражение происходящих исторических событий. Поэма «За далью – даль» посвящена теме возрождения страны, вынесшей много испытаний. Это осмысление происходящего в сталинские времена. В продолжение этого произведения автор пишет «По праву памяти». Поэма становится творческим финалом писателя.

В своём последнем труде автор подвергает широкой критике культ личности Сталина. Критик Лакшин пишет о поэме: «…он в полный голос сказал о трагедии раскулачивания, о сталинской расправе со своими же военнопленными, об изгнании из родных мест целых народов. Но он нашёл в себе мужество, не бия себя в грудь и не юродствуя, искупить свою невольную вину перед близкими, расстаться с иллюзиями своего поколения. Испытывая волнение совести, чувство не столько житейской, сколько высшей, горчайшей вины перед семьёй, перед отцом с его трудовыми руками, перед всем задавленным Сталиным русским крестьянством, Твардовский написал поэму “По праву памяти” — своё оправдание и своё покаяние».

Писатель предпринимает попытки опубликовать своё произведение на страницах руководимого им журнала «Новый мир». Но его запрещает цензура.

В августе 1968 года советские войска входят в Чехословакию. Твардовский с возмущением воспринимает эти события. В рабочей тетради поэта появляется запись:

Что делать мне с тобой, моя присяга,

Где взять слова, чтоб рассказать о том,

Как в сорок пятом нас встречала Прага,

И как встречает в шестьдесят восьмом.

«По праву памяти» отражает острую реакцию автора на перемену общественной обстановки во второй половине 60-х годов: попытки реабилитировать Сталина, вновь возвеличить его.

В поэме три части и небольшое предисловие. В первой части «Перед отлётом» лирический герой пытается осмыслить своё прошлое и прошлое страны. Во второй автор разоблачает слова Сталина «Сын за отца не отвечает», в которые и сам поэт когда-то поверил. Третья часть «О памяти» — это размышления героя о долге человека перед прошлым и будущим.

Каковы же особенности восприятия автором прошлого и настоящего? Твардовский затрагивает тему раскаяния и личной вины человека, памяти и забвения, «сыновней ответственности», исторического возмездия.

Открывается это произведение поэтической декларацией:

Смыкая возраста уроки,

Сама собой приходит мысль —

Ко всем, с кем было по дороге,

Живым и павшим отнестись.

Она приходит не впервые.

Чтоб слову был двойной контроль:

Где, может быть, смолчат живые,

Так те прервут меня:

Перед лицом ушедших былей

Не вправе ты кривить душой, —

Ведь эти были оплатили

Мы платой самою большой.

И мне да будет та застава,

Тот строгий знак сторожевой

Залогом речи нелукавой

По праву памяти живой…

В первой главе «Перед отлётом» герои — молодые люди — в приподнятом настроении уезжают в город с грандиозными планами на будущее, надеждой в полной мере реализовать себя.

…Готовы были мы к походу.

Что проще может быть:

Верным быть народу.

Любить родную землю-мать,

Чтоб за неё в огонь и в воду.

Таким завет начальных дней.

Лишь от себя теперь добавим:

Во второй главе «Сын за отца не отвечает» звучит тема грубого вмешательства власти в семью. О трагедии народа Твардовский знает не понаслышке. Его семья была раскулачена, родителей и четверых младших братьев и сестёр сослали на Северный Урал. Судьба старшего брата Константина осталась неизвестной. Поэт чувствует вину перед отцом и особенно перед любимой матерью. В этой главе он пишет:

…А мы, кичась неверьем в бога,

Во имя собственных святынь

Той жертвы требовали строго:

Отринь отца и мать отринь.

Забудь, откуда вышел родом,

И осознай, не прекословь:

В ущерб любви к отцу народов —

Любая прочая любовь.

Давно отцами стали дети,

Но за всеобщего отца

Мы оказались все в ответе,

И длится суд десятилетий,

И не видать ещё конца.

Твардовский пытается разобраться, кто же виноват в случившемся и упрекает себя и своё поколение в гражданской несостоятельности, слепой вере в непогрешимость вождя, беспрекословном подчинении его воле.

Финальная часть поэмы «О памяти» звучит утвердительным монологом. Совесть и память определяют гражданскую позицию человека. Лирический герой спорит с теми, кого он называет «молчальниками». Произведение заканчивается словами:

…И опыт — наш почтенный лекарь,

Подчас причудливо крутой, —

Нам подносил по воле века

Его целительный настой.

Зато и впредь как были — будем, —

Какая вдруг ни грянь гроза —

Поэма «По праву памяти» становится исповедью, криком души Твардовского, который не мог молчать о пережитом.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Назовите автора строк.

«Я жил, я был – за всё на свете

«По праву памяти» отражает острую реакцию автора на перемену общественной обстановки во второй половине 60-х годов: попытки реабилитировать Сталина, вновь возвеличить его.

В поэме три части и небольшое предисловие. В первой части «Перед отлётом» лирический герой пытается осмыслить своё прошлое и прошлое страны. Во второй автор разоблачает слова Сталина «Сын за отца не отвечает», в которые и сам поэт когда-то поверил. Третья часть «О памяти» — это размышления героя о долге человека перед прошлым и будущим.

В поэме А. Твардовского:

Отражены тяжёлые противоречия времени;

Изображён только образ Сталина;

Автором прославляется социалистический строй.

Отражены тяжёлые противоречия времени.

Твардовский пытается разобраться, кто же виноват в случившемся и упрекает себя и своё поколение в гражданской несостоятельности, слепой вере в непогрешимость вождя, беспрекословном подчинении его воле.

Источник

Практическое занятие по теме «Поэма А.Т. Твардовского «По праву памяти»: жанр и композиция»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Практическое занятие по теме

«Поэма А.Т. Твардовского «По праву памяти»: жанр и композиция»

Методическое обоснование практического занятия

Тема занятия: «Поэма А.Т. Твардовского «По праву памяти»: жанр и композиция».

Место темы в изучаемом курсе. Поэма «По праву памяти» своеобразный итог исканиям писателя, его последнее произведение, в котором он переосмысляет не только все свое творчество, но и всю свою жизнь. В поэме Твардовский дает оценку политики Сталина, нехарактерную для своего предыдущего творчества, акцентирует внимание читателей на своем личном переживании. То произведение – способ поэта покаяться за все неверно принятые решения в своей жизни.

Композиционно поэма делится на три части. От части к части поэт расширяет представление о феномене памяти: от личного переживания, через историческое обобщение к вневременному и вечному.

Индивидуальное сообщение об истории создания и публикации поэмы «По праву памяти»; анализ поэмы «По праву памяти».

Цель, концепция, задачи занятия.

Цель: анализируя пьесу «По праву памяти», выявить художественные особенности поэзии Твардовского.

Концепция: показать, что в своем итоговом произведении Твардовский коренным образом переосмысляет свой взгляд на те исторические события, свидетелем которых он стал. В поэме «По праву памяти» Твардовский обобщает личные переживания лирического героя и переводит их на вневременной уровень. Эта тенденция характерна для всей литературы периода «оттепели».

1) совершенствование навыков филологического анализа поэтического произведения;

2) развитие эстетической зоркости: внимание к мастерству Твардовского-поэта;

3) формирование умения видеть позицию поэта как голоса поколения, выговаривающего именно то, что на душе у каждого современника.

— воспитательные: на примере позиции лирического героя показать, как может поменяться точка зрения человека к концу своей жизни; показать судьбу «сынка» кулака, вызвать осуждение некоторых фактов прошлого нашей стары, которое обычно идеализируется.

4. План практического занятия (домашнее задание)

Тема: «Поэма А.Т. Твардовского «По праву памяти»: жанр и композиция».

История создания и опубликования поэмы (индивидуальное сообщение).

Соотношение эпического и лирического в поэме:

А) отсутствие традиционного сюжета;

Б) исповедальный характер сюжета; проследите ее изменение в первой и второй главах;

В) эпический план поэмы (осмысление трагедии народа; философское начало, доминирующее в третьей главе; соотношение своей судьбы и судьбы нации);

Г) развитие в поэме мотива памяти. Контраст памяти и забвения как основной композиционный прием третьей главы. Идейно-композиционное значение других антонимических образов-лейтмотивов поэмы: правда-ложь, добро-зло, мертвые-живые;

Д) проблема связи времен в поэме.

Зайцев В.А., Герасименко А.П. История русской литературы 2-ой половины XX века: учебник. – М., 2004. Глава о творчестве А.Т. Твардовского (с 54-66).

Михайлов А. «И длится путь десятилетий…» // Литературное обозрение. 1987. №5.

Страшнов С. Драмы очищения: О последних поэмах А. Твардовского // Литературное обозрение. 1990. №6.

Буртин Ю. «Вам, из другого поколенья…» // Октябрь. 1987. №8.

Македонов А. Письма А. Твардовского о его последней поэме «По праву памяти» // Русская литература. 1991. №3.

Морасева А. «Голос памяти правдивой…»: Поэма А.Т. Твардовского «По праву памяти» в X классе // Литература в школе. 1989. №4.

Твардовский А.Т. За хутор Загорье. – М., 1983.

Твардовский А.Т. Страницы пережитого // Юность. 1988. №3.

Турков А. Последний бой Твардовского // Дружба народов. 1987. №9.

Таблица этапов занятия

Связь поэмы «По праву памяти» с остальным творчеством Твардовского.

Беседа, комментарий преподавателя.

Показать, что во введении поэт формулирует цель создания поэмы, в нем начинают разворачиваться основные лейтмотивы поэмы (лейтмотив памяти и ответственности за прошлое).

Беседа, работа с текстом.

Анализ первой главы

Показать, что в первой главе представлена личная точка зрения лирического героя на мотив памяти. В большей степени объектом памяти является молодость, полная надежд и светлых чувств.

Беседа, работа с текстом.

Анализ второй главы

Показать, что во второй главе взгляд на мотив памяти расширяется, достигает исторического масштаба, когда судьба лирического героя становится судьбой всего народа.

Беседа, работа с текстом, слово преподавателя.

Анализ третьей главы

Показать, что в третьей главе мотив памяти становится философским понятием, расширяет как географические, так и временные рамки, связывает настоящее и прошлое, прошлое и будущее.

Беседа, работа с текстом.

Беседа, слово учителя.

5.Анализ дидактического аппарата учебника

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950 – 1990-е годы: учебное пособие: в 2-х т. Т. 1: 1953 – 1968. – М., 2003. Глава «Александр Твардовский».

В главе, посвященной творчеству Александра Твардовского, предоставлена краткая характеристика творческого пути поэта и подробно разобраны все составляющие его творчества (есть раздел, посвященный лирике, остальные разделы предоставляют анализ поэм писателя).

Литературоведы рассматривают творческий путь поэта с точки зрения его уверенности в своей принадлежности понятию советский поэт. Лейдерман и Липовецкий считают сам этот термин искусственным, с чем и связывают духовные искания и кризисы в творчестве Твардовского.

В разделе, посвященном анализу поэмы «По праву памяти», прослеживается связь данной поэмы с произведением «За далью – даль», в которой поэт уже обращался к теме репрессий, несправедливости и памяти, но не развил эти темы в полной мере. Свое окончательное завершение они получают в итоговом произведении Твардовского «По праву памяти». Приводится подробный анализ поэмы, доказывающий, что поэма – способ для поэта покаяться и предоставить свой изменившийся взгляд на власть и ее роль в жизни людей.

Конспект практического занятия по теме

«Поэма А.Т. Твардовского «По праву памяти»: жанр и композиция»

«По праву памяти» называют «завещанием» не только поэта, но и деятеля русской литературы. А. Твардовский писал: «:почувствовал то, что мне нужно обязательно высказать. Это живая необходимая мысль моей жизни».

Забыть, забыть велят безмолвно,

Хотят в забвенье утопить

Живую боль и чтобы волны

От Твардовского, не имевшего отношения к этому изданию, ждали «отмежевания» и унизительных «объяснений». И вот публикация через 18 лет. Посмертно.

Вопрос: В каких поэмах Твардовского появляются темы войны, Родины?

Ответ: «Василий Теркин», «Дом у дороги», «По праву памяти».

Вопрос : Одинаков ли взгляд автора на эти темы в каждой поэме?

Ответ : В поэме «Василий Теркин» (поэме о защите Родины) не чувствуется трагизм войны, он отступает перед бесконечным оптимизмом главного героя. В «Доме у дороги» война представлена очень страшной. В поэме «По праву памяти» нет прямого изображения войны. Она всего лишь средство избежать клейма «враг народа».

Вопрос : В каких поэмах Твардовского присутствует образ друга детства?

Ответ : «Василий Теркин на том свете», «За далью – даль», «По праву памяти».

Вопрос : В чем различия интерпретации этого образа в каждой поэме?

Вопрос : Часто ли в своем творчестве поэт использует образ семьи?

Ответ : Образ семьи присутствует в поэме «Дом у дороги» (семья, разлученная войной), «За далью – даль» (идеальная ячейка общества, с которой связаны надежды на будущее), в поэме «По праву памяти» (трагическое разъединение лирического героя и семьи, отказ от нее по политическим убеждениям).

Вопрос: В каких поэмах появляется тема памяти?

4.1. Вопрос : Приведите цитаты из введения поэмы, соотносимые с темой памяти.

Перед лицом ушедших былей

Не вправе ты кривить душой

Залогом речи нелукавой

По праву памяти живой

Вопрос : О каком сторожевом знаке говорит поэт?

Ответ: Поэт говорит о миллионах порушенных судеб эпохи сталинского правления, о которых мы не в праве забывать. Страдания и гибель многих сотен репрессированных не дают поэту «кривить душой» и напоминают о большой плате.

Вопро с: Какова роль введения в поэме?

Ответ : В нем поэт формулирует цель создания поэмы, во введении начинают разворачиваться основные лейтмотивы поэмы (лейтмотив памяти и ответственности за прошлое).

Вопрос: Охарактеризуйте лирического героя первой главы. Какой он по возрасту, каков его взгляд на жизнь?

Ответ: В 1 главе противопоставляются 2 точки зрения: тз лирического героя в дни юности и лирического героя уже умудренного опытом.

Вопрос : Приведите цитаты, характеризующие юного лирического героя и опытного лирического героя.

Ответ : Юный лирический герой:

Мы собирались в путь далёкий

Из первой юности своей.

Мы не испытывали грусти,

Кидая наше захолустье

В обмен на целый белый свет.

Мы жили замыслом заветным,

Сомненья дух нам был неведом;

Мы повторяли, что напасти

Нам никакие нипочём,

Тому был возраст обучён.

Заповеди, которым намеревался следовать лирический герой в годы своей юности:

Готовы были мы к походу.

Что проще может быть:

Верным быть народу.

Любить родную землю-мать,

Чтоб за неё в огонь и в воду.

Опытный лирический герой:

Лишь от себя теперь добавим:

Такими были наши дали,

И невдомек нам было вроде,

Что здесь, за нашею спиной,

Сорвётся с места край родной

И закружится в хороводе

Вслед за метелицей сплошной.

Ты не забыл, как на рассвете

Оповестили нас, дружков,

Об уходящем в осень лете

Запевы юных петушков.

Их голосов надрыв цыплячий

Он отзывался детским плачем

И вместе удалью лихой.

В какой-то сдавленной печали,

С хрипотцей истовой своей

Они как будто отпевали

Конец ребячьих наших дней.

Навстречу жданной нашей доле

Она в согласье с нашей волей

Звала отведать хлеба-соли.

Вопрос : Какими словами маркируется обращение к точке зрения юного лирического героя и к точке зрения опытного?

Ответ : Когда поэт говорит о прошлом, он использует глаголы в прошедшем времени, слова «ты помнишь», «казалось», ты не забыл», «жизнь тому назад».

Вопрос : Не случайно вы назвали слова «помнишь», «не забыл». К какому семантическому полю относятся эти слова?

Ответ : К семантическому полю памяти.

Вопрос : Какая тема была заявлена в названии и во введении поэмы?

Вопрос: В первой главе что для поэта память?

Ответ : Память о юности, о мечтах, о стремлениях.

Вопрос : А помнит ли лирический герой об обещаниях, данных в ранней юности? Найдите подтверждение в тексте.

Верным быть народу.

Любить родную землю-мать,

Чтоб за неё в огонь и в воду.

Вопрос : Удалось ли лирическому герою сдержать слово?

Ответ : Скорей всего нет. Об этом говорят такие строки:

Таким завет начальных дней.

Лишь от себя теперь добавим:

И невдомек нам было вроде,

Что здесь, за нашею спиной,

Сорвётся с места край родной

И закружится в хороводе

Вслед за метелицей сплошной.

Вопрос : Уже в первой главе появляется образ отца. Найдите строчки, которые говорят об этом.

Дивись, отец, всплакни, родная,

Какого гостя бог занес…

Вопрос : Можно ли сказать, что для лирического героя важна идея связи поколений? Докажите свою точку зрения строками из поэмы.

Ответ : Важна. Кроме единичного упоминания образа отца в первой главе присутствуют образы, связанные с фольклором, со связью времен.

Как будто сами через силу

Обрядный свой тянули сказ

О чём-то памятном, что было

Вопрос: Как связаны их слова:

Из-за отцов своих и дедов

с последующими частями поэмы?

Ответ : В первой главе оптимистическое настроение, связанное с планами на будущее юных героев. Они планируют закончить в жизни то, что не успели сделать их предки. В этом прослеживается преемственность поколений.

Вопрос : Почему при чтении этой светлой главы вдруг возникает ожидание беды?

Ответ : С помощью подобных строк:

… запевы юных петушков:

… они как будто отпевали

конец ребячьих наших дней…

И невдомек нам было вроде,

Что здесь, за нашею спиной,

Сорвется с места край родной

И закружится в хороводе…

С грустью и горечью вспоминает поэт в главе «Перед отлетом» себя тогдашнего, не предвидевшего, как вскоре «сорвется с места край родной», да и позже не распознавшего всей драмы, совершавшейся в деревне.

Вывод : В первой главе представлена личная точка зрения лирического героя на мотив памяти, для которого память – воспоминания о светлой юности, полной стремлений и надежд.

Вопрос: Можно ли назвать 2 главу поэмы автобиографической?

Ответ: Сам Твардовский вначале 30-х годов волей системы был поставлен в ту самую неразрешимую ситуацию, которую он описал во второй главе поэмы. В 1934 году он был отчислен с третьего курса института как «сын кулака»:

А как с той кличкой жить парнишке,

Как отбывать безвестный срок, —

Толкует автор этих строк.

Читая поэму, мы ощущаем теперь всю глубину трагического чувства, пережитого Твардовским. Это не вина в обычном смысле слова, а великая историческая трагедия обернулась личной бедой для него, как и для многих других людей его поколения. Боль Твардовского понятна: отец его был большой труженик (вспомним описание мозолистых рук отца в поэме), обладающий смекалкой и жизнестойкостью. Он был раскулачен не столько за свое крепкое хозяйство, нажитое нелегким трудом, сколько за экстравагантное поведение: носил шляпу, чуждался других крестьян, относясь к ним несколько высокомерно, был женат на дочери дворянина- однодворца (разорившегося). Пострадала при этом вся семья. Детям «врагов народа» приходилось нелегко.

Отцу поэта – честному крестьянину-труженику, зарабатывающему хлеб собственными, в сплошных мозолях, руками, был вынесен жестокий и несправедливый, как говорит поэт, «слепой и дикий/ Для круглой цифры приговор», по которому он с семьей, без суда и следствия, оказался «в тех краях, где виснул иней/ С барачных стен и потолка…».

Вопрос : В первой главе появляется образ отца. Есть ли этот образ и во 2 главе?

Ответ : Есть. Однако он трансформируется. Во второй главе присутствует образ родного отца поэта (судьбу которого можно соотнести с судьбой многих других отцов-тружеников), отца народов и образ отца-Бога.

Вопрос : Как связаны между собой эти образы?

Ответ : Отец народов (Сталин) замещает собой все остальные образы и противопоставляется им:

Кого народы величали

На торжествах отцом родным.

Вопрос: Во второй главе присутствует точка зрения умудренного опытом лирического героя. Но противопоставляет ли он ее какой-то другой?

Ответ : Да, противопоставляет. Лирический герой придерживается нормальной человеческой точки зрения:

Ведь вы отца не выбирали

А вдруг тот сын (а не сынок!),

Права такие получая,

И за отца ответить мог?

В противовес ему выступают законы Сталина:

Предай в пути родного брата

И друга лучшего тайком.

И душу чувствами людскими

Не отягчай, себя щадя.

И лжесвидетельствуй во имя,

И зверствуй именем вождя.

Любой судьбине благодарен,

Тверди одно, как он велик,

Хотя б ты крымский был татарин,

Ингуш иль друг степей калмык.

Рукоплещи всем приговорам,

Каких постигнуть не дано.

Оклевещи народ, с которым

В изгнанье брошен заодно.

Превозноси отца народов:

Он все начала возвещает

И все концы, само собой.

Вопрос: Во 2 главе, как и в 1, есть образ друга. Охарактеризуйте его.

Ответ : Он трансформируется по сравнению с 1 главой. Если в 1 главе лирический герой и друг вместе устремлены в будущее, у них общие мечты, общие надежды. То во 2ой главе лирический герой противопоставляет себя другу:

Когда дружок твой закадычный

При этом не поднимет глаз.

И руку жмёт тебе с опаской

Друг закадычный твой.

Сын за отца не отвечает.

Вопрос : С какой интонацией написана 2 глава?

Ответ : С горькой иронией. Об этом говорят такие сроки «их обронил», «Благодари отца народов,/ что он простил тебе отца/ родного», «не ждал, не чаял,/ и вдруг – ни в чем не виноват» и тд. Меняется отношение лирического героя к юности:

О, годы юности немилой,

Её жестоких передряг.

Вопрос: Присутствует ли во второй главе мотив памяти?

Ответ: Да. Во второй главе лирический герой раскрывает горькую правду о прошлом, чтобы мы (люди уже другой эпохи) помнили об этом:

Едва ль постичь до глубины

Тех слов коротких откровенье

Для виноватых без вины.

Вывод: Во второй главе продолжает раскрываться мотив памяти. Однако взгляд на него становится шире, во второй главе уже представлена не личная точка зрения лирического героя, в ней представлен исторический срез событий той эпохи, когда судьба семьи лирического героя становится судьбой всего народа.

Вопрос: Проследите в поэме развития мотива памяти на материале 3 главы. Какие мотивы появляются в третьей главе и как они соотносятся с мотивом памяти?

Ответ : Появляется мотив забвения, который противопоставляется мотиву памяти.

Забыть, забыть велят безмолвно,

Хотят в забвенье утопить

Живую быль. И чтобы волны

Вопрос: С какими семантическими полями становится связан мотив памяти?

Вопрос : Что для поэта правда?

Ответ : Для поэта правда не только победы в войне, но и неприглядная сторона жизни той эпохи.

Забыть велят и просят лаской

Чтоб ненароком той оглаской

Непосвящённых не смущать.

Вопрос: Кто такие непосвященные?

Ответ: Те, кто не знает правды о прошлом. Поэт обращается не только к своим современникам, которые часто, если и знали, но закрывали глаза на многое, происходящее в стране. В первую очередь поэма написана для будущих поколений, подчас лишенных правдивой информации о жизни простого народа своей страны в прошлом.

Вопрос: В следующей строфе поэт утверждает «Все посвящены». Что это значит?

Ответ: Это значит, что все причастны к тем несправедливостям, которые творились в стране в сталинскую эпоху. Мы должны помнить о прошлом, чтобы не совершить подобных ошибок в будущем.

Вопрос: В чем Твардовский видит свою роль по отношению к правде и памяти?

Ответ : Он считает, что должен рассказать читателям всю правду без прикрас, рассказать людям то, на что сам в течение всей своей жизни закрывал глаза.

И что не взыщется с поэта,

Когда за призраком запрета

Смолчит про то, что душу жжёт.

Нет, все былые недомолвки

Домолвить ныне долг велит.

Вопрос : В данных строках поэт говорит о задаче любого поэта. Каким образом соотносит Твардовский свое творчество с данной позицией?

Ответ: Поэма – своеобразный способ покаяться и попросить прощение у отца, от которого Твардовский в свое время отрекся.

Не вправе я себе отсрочки

Ещё успеть без проволочки

Немую боль в слова облечь.

Вопрос : Какова позиция поэта по отношению к власти?

Ответ : Он противопоставляет себя ей. Власть выступает на стороне забвения.

На этой памяти бессонной,

Вопрос: Символом нынешней власти и забвения для Твардовского является Сталин. Чей образ в 3 главе явно противопоставлен образу Сталина? Охарактеризуйте его.

Ответ : Это образ Ленина. Он является символом справедливой власти, добра и памяти.

Всегда, казалось, рядом был,

Свою земную сдавший смену.

Тот, кто оваций не любил,

По крайней мере знал им цену.

Чей образ вечным и живым

Мир уберёг за гранью бренной,

Кого учителем своим

Именовал отец смиренно.

Вопрос: Какой вождь еще упоминается в третьей главе и почему?

И что он лёгок на помине

В подлунном мире, бог-отец,

О том свидетельствует ныне

Его китайский образец.

Для Твардовского Мао Цзедун – двойник Сталина. Это свидетельствует о силе власти, стоящей на стороне забвения. Поэт побуждает читателей вне зависимости от власти сохранить память о прошлом.

Вопрос: Как поэт формулирует важность памяти для человека?

Кто прячет прошлое ревниво,

Тот вряд ли с будущим в ладу.

Вывод: Таким образом в третьей главе мотив памяти приобретает космические масштабы, становится понятием не столько бытовым и связанным с мышлением, сколько философским. Память – один из основных принципов правильной жизни человека.

Вопрос: Подведем итоги. Как на протяжении поэмы меняется взгляд лирического героя?

Ответ : От лично пережитого (1 глава), через личное и историческое (2 глава) к философскому осмыслению произошедшего (3 глава). Каждая часть представляет собой монолог лирического героя, в котором можно выделить отдельные элементы сюжета, отсылки к историческим событиям и событиям жизни самого поэта. В первой части упоминается лишь отъезд из родного дома, во второй упоминаются репрессии Сталина по отношению к кулакам и остальным неугодным и связь судьбы самого поэта с этим событием, о том, что сам поэт вынужден был называться «Не сыном даже, а сынком…». В третьей главе поэт связывает пласт прошлого с настоящим, указывает на необходимость помнить в прошлом все (и хорошее и плохое). В финале стихотворения Твардовский возвращается к ситуации, описанной в первой главе, утверждает, что «Многостороннюю проверку// Прошли мы…», связывая тем самым прошлое и настоящее, воспринимая исторические ужасы как проверку каждого, после которой должно сохранить в себе лучшие черты характера. Таким образом, в поэме поэт от дней ранней юности через тяжкий опыт пережитого в зрелые годы приходит к осмыслению уроков собственной жизни и всей эпохи на склоне лет.

Вопрос: Как в поэме соотносятся прошлое и настоящее, прошлое и будущее?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *