жанровые формы в современной прозе

Эксперименты с жанровыми формами в современной русской прозе

Характерная особенность современной лит-ры – размытость жанровых границ. Одни и те же произведения называют то повестью, то романом. Критикам не приходит в голову выявлять «чистоту» жанра. В то же время о повышенном внимании именно к жанру свидетельствуют разнообразные определении, подзаголовки, к кот. прибегают соврем. авт..

В обозначении жанра произв. отражаются худож. поиски писателей. Так, в прозе 90-х гг. представлены самые разные вар-ты авт. определений романов: мещанский (Кенжеев, «Иван Безуглов»), рождественский (Алешковский «Перстень в футляре»), роман без сюжета (Залыгин, «Свобода выбора»)… Слово «роман» иногда вкл. в название («Роман воспитания» Н. Горланововй, В. Букура).

Иногда в жанровом подзаголовке акцентировано внимание на особенностях материала («Минлаг. Документальная повесть» В. Всеволодова) («Приключения утюга и сапога. Сказочная повесть») или подсказывается соответствующее тексту настроение («Дом в деревне. Повесть сердца» А. Варламова).

Иногда наоборот – автор отказывается от определенности.

Современные авторы порой используют жанровые формы прошлого, наполняя их нов. смыслом или полностью трансформируя. Один из таких жанров – пастораль (возник в 14 в., противопоставление развращенного города нравственно чистой деревне). Ей свойственны элементы условности, простота и безыскусственность (О. Ермаков «Транссибирская пастораль» – неприятие города)

Еще один жанр – плутовской роман (16-18 вв. в Европе, о похождениях ловкого пройдохи, авантюриста). В нем нет сложной композиции, повествование строится как рассказ героя о своей жизни, как его воспоминания или записки («День денег» А. Слаповского – рассказ об одном дне жизни трех приятелей, обманывают, обманываются, кто кого подставляет).

Частота авторских жанровых подзаголовков свидетельствует о прямом выходе на контакт с читателем. Однако далеко не все эксперименты оправданы. В одних случаях из-за неперспективности жанра (антиутопии при отсутствии утопий), в других – из-за слабой проработанности формы.

Важно, чтобы жанр был адекватен замыслу. Жанр – повторяющееся во многих произведениях единство компонентов структуры, не случайная совокупность черт, а их система. Делятся на виды по тематике, свойствам образности, типу композиции. Роман – эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судье отдельной личности в процессе ее становления и развития, развернутом художественном пространстве и времени. Основной темой романа является тема неадекватности герою его судьбы (Бахтин). Повесть – произведение меньшего объема. Если роман создает всестороннюю картину жизненного уклада то повесть охватывает цепь эпизодов. Рассказ – малая прозаическая форма. Может иметь описательно-повествовательный и новеллистический характер. Мемуары – повествование в форме записок от автора о реальных событиях прошлого, участником или очевидцем которых он был.

Источник

Новые жанры современной прозы, о которых вы почти наверняка не слышали

Эльф-панк? Эко-хоррор? Уютный британский детектив? Разбираемся вместе в хитросплетениях актуальных жанров, которые вот-вот захватят и наш книжный рынок.

жанровые формы в современной прозе

1. Литература для избранных или культовый роман (coterie)

Книга, продраться через которую в силу её специфичной формы или содержания могут лишь единицы. Такие романы имеют в большей степени не художественную, а интеллектуальную привлекательность. Полистать их на пляже точно не получится – тут требуется напряжённое, длительное и вдумчивое чтение. Большинство людей читают их лишь для того, чтобы приобщиться к некой элите, осилившей это произведение и способной порассуждать о нём с умным видом.

Примеры: Из старого – «Улисс» Джеймса Джойса. Из относительно нового – безумно популярный среди студентов-интеллектуалов «Дом листьев» Марка Z. Данилевского. И ещё «Бесконечная шутка» Дэвида Фостера Уоллеса, которую уже второй год обещают выпустить на русском, но что-то никак.

2. Диккенсовщина (dickensian)

К этому жанру стали относить все большие романы о судьбах людей, которые чем-то напоминают произведения Чарльза Диккенса. При этом события не обязательно происходят в викторианской Англии – здесь есть и вполне современные вещи.

Примеры: К диккенсовщине относят как классику вековой давности (в частности, «Женщину в белом» Уилки Коллинза, «Сагу о Форсайтах» Джона Голсуорси, «Ярмарку тщеславия» Уильяма Теккерея), так и современные романы («Щегол» Донны Тартт и «Здесь обитают призраки» Джона Бойна).

жанровые формы в современной прозе

Фрагмент постера к сериалу «Диккенсовщина»

3. Фальшивые мемуары (fake memoirs)

Такого рода книги либо изначально публикуются как вымышленные, либо их фейковый характер выясняется позднее. В любом случае они рассказывают о том, чего не было, а иногда ещё и прикрываются для этого чужим именем.

Примеры: Книги Карлоса Кастанеды из серии «Учение Дона Хуана» были написаны таким образом, что достоверность фактов в них обсуждалась с момента публикации ещё долгое время. В 1986 году в США под именем Александра Пушкина были опубликованы «Тайные записки 1836-1837 годов». Книгу давно признали фальшивкой, но в некоторых электронных библиотеках её авторство по-прежнему приписывают Пушкину. Бельгийская писательница Миша Дефонсека в 1997 году не постеснялась написать от первого лица мемуары «Выжить с волками», где рассказала о еврейской девочке в период Холокоста, а в 2008 году признала, что книга является мистификацией и все детали в ней выдуманы.

4. Уютный детектив (cozy mystery)

Англоязычные страны подустали от мрачной скандинавской «чернухи» и в последнее время выбирают совсем другие детективные истории. Их отличает приятное место действия (маленький живописный городок), большое количество описаний аппетитной еды и дружелюбных, пусть временами и чудаковатых, жителей. За расследование обычно берётся женщина, которая связана с полицией через супруга, друга или кого-то ещё. Пока её знакомый полицейский выполняет свою работу, главная героиня ведёт разговоры с членами местного сообщества и выясняет много интересного. Хотя в основе большинства таких книг лежит убийство, оно никогда не совершается психопатом-маньяком и не отличается особой жестокостью. Виновен кто-то из местных жителей и по какой-то довольно обыденной причине.

Примеры: Основоположником жанра смело можно назвать Агату Кристи и её истории про мисс Марпл. Викторианская разновидность уютного детектива представлена романами современного автора Энн Перри. Вписывается в эту концепцию и юный сыщик Флавия де Люс Алана Брэдли. К русским представителям жанра можно отнести романы Бориса Акунина с участием сестры Пелагии и детективы Елены Михалковой.

жанровые формы в современной прозе

5. Пушистый сыщик (furry sleuth)

Этот поджанр детектива сильно напоминает ранее упомянутый «уютный» детектив, но обязательно включает кошку или собаку в качестве главного сыщика или помощника в расследовании. Действие тут тоже происходит в небольших сообществах, а персонажи все, как на подбор, симпатичны.

Примеры: Серия книг Лилиан Джексон Браун «Кот, который…» рассказывает о журналисте, в доме которого живут наделённые сверхъестественной наблюдательностью сиамские кот и кошка – очаровательные Коко и Юм-Юм. В романах Джеймса Миранды преступления в небольшом городке раскрывают библиотекарь Чарли Харрис и его кот Дизель.

6. Эльф-панк (elfpunk)

С недавних пор поклонники городского фэнтези выделяют в своём любимом жанре отдельный поджанр, в котором традиционные мифологические существа, вроде фей и эльфов, переносятся из традиционных фольклорных декораций в современные городские условия. Истории при этом должны получаться мрачноватые, с лёгким привкусом антиутопии или хотя бы с темами восстания, борьбы против общества и неприятия царящих в нём социальных норм. Если в такой книге вы к тому же найдёте упоминания рок-групп и мотоциклов, можете быть уверены: перед вами чистый эльф-панк.

Примеры: Цикл книг Джули Кагавы «Железные фейри» рассказывает о 16-летней девушке, которая даже не подозревала, что является наследницей короля фейри. В романе Мелиссы Марр «Коварная красота» и его продолжениях невидимый мир волшебных существ также соседствует с миром видимым, в котором живут обычные люди. Длинная история начинается с того, что Айслинн, девушку из тихого американского городка, наделённую редким даром видеть существ из другого мира, внезапно начинает преследовать Кинан, король Лета из страны фейри. Нечто похожее происходит и в книге «Зачарованная» Холли Блэк.

жанровые формы в современной прозе

7. Эко-хоррор (ecological horror)

В этом поджанре хоррора источником ужаса служат необычные погодные явления, лесные пожары и прочие природные катастрофы, определить источник которых зачастую оказывается невозможным. В таких книгах нет сверхъестественных угроз вроде призраков и смертоносных монстров. Герои сталкиваются только с враждебно настроенной по отношению к ним природой.

Примеры: В романе Джеффа Вандермеера «Аннигиляция» район Икс десятилетиями был отрезан от остального континента, а природа там поглотила последние следы человеческой цивилизации. Последняя из экспедиций снова провалилась, и теперь туда направляется группа, состоящая из одних женщин. А классикой этого жанра знатоки предлагают считать «Руины» Скотта Смита и «День триффидов» Джона Уиндема.

Понравилась статья? Читайте наши похожие материалы:

Также подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе всех обновлений

Источник

жанровые формы в современной прозеbehemot_izd

Литературное агентство «Behemot»

Сегодня хотелось бы поговорить о современной литературе и тех жанрах и типах, которые уже успели в ней сложиться. Классическое деление на эпические, лирические и драматические рода с присущими им жанрами я во внимание не беру. Речь пойдет именно о современной книге и о том, что сейчас популярно и модно.

Прежде всего, современную литературу можно разделить на два типа:

— фикшн ( fiction – художественная литература)

С нон-фикш все более-менее ясно: это научные, оклонаучные и псевдонаучные труды по психологии, диетологии, обучению, воспитанию детей и т.д. Когда-нибудь мы обязательно поговорим об этом виде и жанровому разделению внутри него.

Художественная литература в современном литературном процессе по большей своей части подвержена «западному» влиянию. То, что модно и продаваемо «у них», мы пытаемся применить на нашем рынке. Отсюда и деление литературы на четыре основных типа:

Обо всем по порядку.

1. Классика переживает сейчас сложные времена: в плане критики. Толстого все чаще называют «унылым графоманом», Достоевского – «параноиком», Гоголя – «переработчиком первичного материала». Появляется все больше крушителей стереотипов, готовых критиковать любого писателя, чей авторитет, казалось бы, неоспорим. Тем не менее, классика продолжает пользоваться популярностью среди мыслящих читателей, привыкших к качественной литературе.

2. Элитарная литература возникла как антипод массовой, как главный ее «конкурент» и «противник». Элитарная литература создавалась в узких кругах писателей, священнослужителей, представителей высшего общества и насыщалась лексикой и образами, доступными и понятными лишь определенной прослойке. В современном мире понятие элитарной литературы несколько размыто: благодаря быстрому распространению информации, моде на все необычное и желанию многих быть «не такими, как все», элитарная литература уходит в массы. Ярким примером тому может служить творчество В.Пелевина: в «нулевых» все читали его романы, но мало кто понимал, о чем они.

3. Мейнстрим (от англ. mainstream –главное течение, основной поток) – это реалистическая проза, отображающая то, что происходит «здесь и сейчас». Весьма популярна на сегодняшний день. В основе сюжетов реалистической прозы – судьбы реальных людей, их (а также писательские) жизненные принципы и мировоззрение. Для мейнстрима характерен психологизм, реалистичность образов и явлений, направленность на философию. Здесь важна не столько фабульность, сколько внутреннее развитие героя, его мысли и решения, его трансформация. На мой взгляд, западный термин «мейнстрим» не совсем точно отображает суть этого жанра, ведь все-таки «основным потоком» на современном книжном рынке является не реалистичная проза, а жанровая (причем серийная) литература. О ней ниже.

4. Итак, жанровая литература. Здесь следует подробно обозначить существующие в ней категории:

Как видите, жанры очень сходны с кинематографическими. Да и по сути книги, принадлежащие к жанровой литературе, напоминают кино: в них много действия, основную роль играют фабула и сюжетные коллизии, т.е. так называемая «внешняя сторона». В каждом из этих направлений есть свои ответвления. Так, детектив делится на исторический, иронический, психологический и т.д.

Для жанровой литературы характерны определенные рамки, из-за чего ее часто критикуют и обвиняют в «предсказуемости». Но, скажите, где предсказуемость в том, что разлученные любовники в конце книги встретятся? Это – как раз и есть рамки жанра, заранее известные как писателю, так и читателю. Особое мастерство писателя состоит в том, чтобы в этих всем известных рамках создать уникальный, неповторимый мир с интересными персонажами, способными достучаться до читателя.

Писатель, как никто другой, должен разбираться в современных жанрах, чтобы ориентировать свое произведение на конкретного читателя. Потому как именно читатель определяет, о чем ему интересно читать в данный момент – о нашествии зомби или проблемах самоидентификации героя в условиях мирового финансового кризиса)).

Алиса Иванченко, помощник редактора в литературном агентстве «Behemot»

Источник

Критический обзор современной русской прозы

Литературный процесс в России последнего десятилетия трудно подвергнуть какой-либо структуризации и обобщению в силу целого ряда объективных причин, как общественно-социальных, так и глубоко внутренних, психологических, связанных с «вывернувшимся наизнанку» русским менталитетом. Назовём эти причины:
— Крайняя нестабильность современной социокультурной среды, которую можно охарактеризовать не как установленную, но как становящуюся систему с присущим ей огромным количеством разнородных и разнонаправленных процессов.
— Наличие культурного и языкового плюрализма как следствия социальной дифференциации общества. Безграничное число субкультур порождает не меньшее количество стилей и способов самовыражения.
— Переживание наиболее сложного периода в истории современной культуры, когда смена одной ценностной шкалы при отсутствии чётко обозначенной новой системы нравственных ориентиров порождает настроения нигилизма, депрессии и всеобщего отрицания. Мы имеем в виду отрицание в самом глобальном понимании этого слова: отрицание общества, культуры, самого себя в контексте современного социума. Разумеется, каждый из современных авторов по-своему реагирует на этот печальный феномен российской культуры. Кто-то стремится критически осмыслить его, как, например, Татьяна Толстая; кто-то пытается преодолеть этот хаос в мире и в себе, противопоставив ему внутренний микрокосм: наконец, кто-то испытывает наслаждение, самозабвенно погружаясь в этот расколотый, разламывающийся мир диссонансов, пытаясь увидеть в нём своеобразную логику и красоту. Таких авторов, испытывающих «упоение в бою, у бездны мрачной на краю», в наши дни не так уж и мало.
— Современная культура – это эпоха эклектики, полного смешения стилей, направлений, субкультур и семиотических систем. Поэтому подчас бывает трудно, даже невозможно, отделить реализм от постмодернизма, наивно-бытовую философию от концептуально осмысленной и индивидуально понятой реальности, антиутопические настроения молодых авторов от своеобразной попытки, преодолев всеобщий нигилизм и депрессию, выйти на качественно новый уровень восприятия мира и себя в нём.
Тем не менее, в нашем критическом обзоре мы предпримем попытку систематизации процессов в области современной русской прозы с целью её наиболее осмысленного и логически упорядоченного восприятия.

Основные тенденции развития современной русской прозы

Источник

Презентация по литературе на тему «Жанры современной литературы»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

жанровые формы в современной прозе

Описание презентации по отдельным слайдам:

Жанры современной литературы: какие книги мы любим читать? Учитель русского языка и литературы ГБОУ Гимназии №284 Пруцева Анна Николаевна

Детектив Жанр, основанный на разгадке тайны, убийства, похищения или кражи, с подробным описанием расследования.

Жанровые черты: логичность построения сюжета — случайности исключены, причины и следствия взаимосвязаны и обоснованы; полнота фактов. Читателю важно не только наблюдать за ходом действий, но и вести самостоятельное расследование; наличие четких статичных ролей: следователь (сыщик), помощник сыщика (напарник, стажер), преступник (убийца, похититель, вор), пострадавший (убитый, семья убитого), информатор (например, бабушка-соседка, которая все обо всех знает), свидетель (свидетели), подозреваемый (круг подозреваемых); обыденность обстановки; в финале все загадки должны быть разгаданы, а на все вопросы – найдены ответы.

Фантастика Жанр, основанный на существовании и взаимодействии необычных или нереальных элементов или явлений.

Жанровые черты: фантастическое допущение (каким бы стал мир, если бы…); реальные научные факты; чаще всего изображено будущее.

Фэнтези жанр современного искусства, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов в современном виде.

Жанровые черты: Действие происходит в полностью вымышленных мирах, которые живут по иррациональным магическим законам. Герои могут принадлежать к мифической (эльфы, гномы, гоблины, великаны) либо вымышленной расе (хоббиты, орки). Некоторые персонажи владеют магией либо необъяснимой природы силами, которыми они активно пользуются для решения своих проблем или спасения мира.

Джон Рональд Роуэл Толкиен

Любой может придумать «зеленое солнце». Но этого мало… Надо в него поверить. *** Читать реалистическую прозу – это великий труд сочувствия. Читать фэнтези – это увлекательный отдых. Там некому сострадать. Все то, что происходит в волшебной стране, со мной не может случиться ни при каких обстоятельствах.

Приключение увлекательный, захватывающий рассказ о реальных или вымышленных событиях.

Жанровые черты: чередование увлекательных происшествий; деятельные герои; необычность природы (тропические леса, пустыня и т.п.); жажда познания мира.

Спасибо за внимание!

жанровые формы в современной прозе

Номер материала: ДБ-584451

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

жанровые формы в современной прозе

жанровые формы в современной прозе

В Москве разработают дизайн-код для школ и детсадов

Время чтения: 1 минута

жанровые формы в современной прозе

Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно

Время чтения: 2 минуты

жанровые формы в современной прозе

В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов

Время чтения: 0 минут

жанровые формы в современной прозе

Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии

Время чтения: 0 минут

жанровые формы в современной прозе

Технопарк универсальных педагогических компетенций откроют в Чечне

Время чтения: 1 минута

жанровые формы в современной прозе

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *