железнодорожная форма нового образца
Приказ №77 от ПРИКАЗ от 17 марта 2020 года «Об утверждении образцов знаков различия работников открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 17 марта 2020 года N 77
Об утверждении образцов знаков различия работников открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
В соответствии с подпунктом 6.10 пункта 6 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2016, N 40, ст.5752),
1. Утвердить прилагаемые образцы знаков различия работников открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра транспорта Российской Федерации И.С.Алафинова.
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
13 мая 2020 года,
регистрационный N 58332
Приложение. Образцы знаков различия работников открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Приложение
к приказу Минтранса России
от 17 марта 2020 года N 77
1. Для работников открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее — работники ОАО «РЖД») в качестве основных устанавливаются нарукавные и нагрудные знаки различия.
2. Нарукавные знаки различия предназначены для ношения на пиджаке (жакете) и состоят из галунов серебристого цвета с окантовкой красного цвета, нашиваемых непосредственно на внешнюю сторону рукавов от шва до шва. Нижний край первого галуна нашивается на расстоянии 8-10 см от нижнего края рукава. Галуны устанавливаются двух видов: широкий — 3 см, узкий — 1 см.
На нарукавном знаке различия генерального директора — председателя правления открытого акционерного общества «Российские железные дороги» располагается широкий галун особого плетения. На высоте 1 см от верхнего края нарукавного знака с внешней стороны рукава располагается звезда особого рисунка серебристого цвета, окантованная красным цветом, с сиянием диаметром 4 см. Звезда обрамлена шитьем в виде венка из двух виноградных веток шириной 1,5-2 см серебристого цвета особого рисунка по пять элементов.
Рис.1. Нарукавный знак различия генерального директора — председателя правления открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
На нарукавном знаке работников ОАО «РЖД» вне категории должностей располагается широкий галун особого плетения. На высоте 1 см от верхнего края галуна с внешней стороны рукава располагается шитье длиной 15 см и высотой 1,5-2 см в виде двух расходящихся виноградных веток серебристого цвета особого рисунка по четыре элемента. Над шитьем располагаются в зависимости от уровня должности звезды особого рисунка серебристого цвета, окантованные красным цветом, с сиянием диаметром 3 см.
Рис.2. Нарукавный знак различия работников ОАО «РЖД» вне категории должностей
На нарукавном знаке работников ОАО «РЖД» высшей категории должностей располагается широкий галун особого плетения. На высоте 1 см от верхнего края галуна с внешней стороны рукава располагаются в зависимости от уровня должности звезды особого рисунка серебристого цвета, окантованные красным цветом, с сиянием диаметром 2,5 см.
Рис.3. Нарукавный знак различия работников ОАО «РЖД» высшей категории должностей
На нарукавном знаке работников ОАО «РЖД» старшей категории должностей располагаются три узких галуна. На высоте 1 см от верхнего края галуна с внешней стороны рукава располагаются в зависимости от уровня должности звезды особого рисунка серебристого цвета, окантованные красным цветом, диаметром 2 см.
Рис.4. Нарукавный знак различия работников ОАО «РЖД» старшей категории должностей
На нарукавном знаке работников ОАО «РЖД» средней категории должностей располагаются два узких галуна. На высоте 1 см от верхнего края галуна с внешней стороны рукава располагаются в зависимости от уровня должности звезды особого рисунка серебристого цвета, окантованные красным цветом, диаметром 2 см.
Рис.5. Нарукавный знак различия работников ОАО «РЖД» средней категории должностей
|
На нарукавном знаке работников ОАО «РЖД» младшей категории должностей располагается один узкий галун.
Рис.6. Нарукавный знак различия работников ОАО «РЖД» младшей категории должностей
Для работников ОАО «РЖД» рядовой категории должностей нарукавные знаки различия не предусмотрены.
3. Нагрудные знаки различия предназначены для ношения на рубашке (блузке) и представляют собой прямоугольник, окантованный красным цветом, в цвет рубашки (блузки). На прямоугольник нашиваются галуны серебристого цвета с окантовкой красного цвета. Галуны устанавливаются двух видов: широкий — 2 см, узкий — 0,7 см. Ширина нагрудного знака различия — 7 см. Нагрудный знак различия располагается на левой стороне груди.
На нагрудном знаке различия генерального директора — председателя правления открытого акционерного общества «Российские железные дороги» располагается широкий галун особого плетения. Над галуном — звезда особого рисунка серебристого цвета, окантованная красным цветом, с сиянием диаметром 2,5 см. Звезда обрамлена шитьем в виде венка из двух виноградных веток серебристого цвета особого рисунка по пять элементов.
Рис.7. Нагрудный знак различия генерального директора — председателя правления открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
На нагрудном знаке работников ОАО «РЖД» вне категории должностей располагается широкий галун особого плетения. Над галуном — шитье в виде двух расходящихся виноградных веток серебристого цвета особого рисунка по четыре элемента. Над шитьем располагаются в зависимости от уровня должности звезды особого рисунка серебристого цвета, окантованные красным цветом, с сиянием диаметром 2 см.
Рис.8. Нагрудный знак различия работников ОАО «РЖД» вне категории должностей
На нагрудном знаке работников ОАО «РЖД» высшей категории должностей располагается широкий галун особого плетения. Над галуном в зависимости от уровня должности — звезды особого рисунка серебристого цвета, окантованные красным цветом, с сиянием диаметром 1,5 см.
Рис.9. Нагрудный знак различия работников ОАО «РЖД» высшей категории должностей
На нагрудном знаке работников ОАО «РЖД» старшей категории должностей располагаются три узких галуна. Над верхним галуном в зависимости от уровня должности — звезды особого рисунка серебристого цвета, окантованные красным цветом, диаметром 1,5 см.
Рис.10. Нагрудный знак различия работников ОАО «РЖД» старшей категории должностей
На нагрудном знаке работников ОАО «РЖД» средней категории должностей располагаются два узких галуна. Над верхним галуном в зависимости от уровня должности — звезды особого рисунка серебристого цвета, окантованные красным цветом, диаметром 1,5 см.
На нагрудном знаке работников ОАО «РЖД» младшей категории должностей располагается один узкий галун.
4. В качестве знаков различия работников ОАО «РЖД» по категориям должностей используются элементы форменной одежды.
Для фуражки генерального директора — председателя правления открытого акционерного общества «Российские железные дороги», работников ОАО «РЖД» вне категории и высшей категории должностей
6. На воротнике пиджака генерального директора — председателя правления открытого акционерного общества «Российские железные дороги», работников ОАО «РЖД» вне категории должностей и высшей категории должностей размещается шитье в виде виноградных веток серебристого цвета особого рисунка по 3-5 элементов в зависимости от уровня должности.
Рис.15. Шитье на воротник
7. На левом рукаве пиджака (жакета) и верхней одежды работников ОАО «РЖД» средней, младшей и рядовой категории должностей на расстоянии 8-10 см от плечевого шва размещается нарукавный знак принадлежности работника к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги». Размеры нарукавного знака: ширина — 7,5 см, высота — 5 см.
8. Для всех категорий работников установлены пуговицы серебристого цвета с бортиком и изображением официального логотипа открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержденного распоряжением открытого акционерного общества «Российские железные дороги» от 12 марта 2015 г. N 608р. Диаметр пуговиц: большой — 22 мм, малой — 14 мм.
9. Зажим для галстука серебристого цвета с изображением официального утвержденного логотипа организации. Диаметр логотипа — 14 мм.
Минтранс оказал РЖД знаки внимания. Оптимизация или форменный беспредел во время пандемии: новые галуны и звёзды на одежде железнодорожников
У сотрудников РЖД появятся новые знаки различия на форменной одежде. 24 мая вступил в силу Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 17 марта 2020 г. № 77 «Об утверждении образцов знаков различия работников открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Документ за подписью Евгения Дитриха опубликован на официальном портале правовой информации. Ответственным за исполнение указан замминистра транспорта Иннокентий Алафинов.
Введение новых знаков различия продиктовано необходимостью привести их в соответствие с теми структурными изменениями, которые произошли в компании за последние годы — образовались новые филиалы, поменялась должностная иерархия.
Ранг сотрудника определяется по ширине и количеству галунов и звёзд. В качестве основных знаков различия для сотрудников РЖД законом устанавливаются нарукавные и нагрудные знаки. Так на форменном костюме генерального директора-председателя правления ОАО «РЖД» появится нарукавный знак с широким галуном особого плетения и серебристая звезда, окантованная красным цветом.
Старый (слева) и новый варианты нарукавных знаков различия
С точки зрения униформологии (существует такая вспомогательная историческая дисциплина), вопрос к новым знакам различия и форме вообще ОАО «РЖД» только один — чьё это наследство? За исключением отдельных элементов (виноградные листья над галуном, установленные ещё «Положением о мундирах для гражданского персонала Министерства путей сообщения» 1834 года), сходство с униформой советского МПС и тем более с царской железнодорожной формой не прослеживается.
Между тем форма — это не просто красивая и в идеале практичная и удобная одежда. Она всегда несёт в себе и некоторый идеологический и исторический смысл. Вспомним, сколько критики вылилось на новую униформу ВС РФ? А там хотя бы оставили исторический зелёный цвет общевойсковой формы. Очевидно, при создании формы для работников РЖД «танцевали» от корпоративных цветов. Словно подчёркивая, что никакое больше это не государственное ведомство, а акционерное общество. В этом смысле новые знаки различия ближе к истокам. По крайней мере, звезда приобретает свой традиционный вид.
Помимо идеологического или смыслового наполнения в униформе чрезвычайно важно и приземлённое, утилитарное. Например, в армии Петра Великого к обшлагам солдатских мундиров пришивали оловянные пуговицы. Чтобы набранные из крестьян рекруты не вытирали сопливые носы о казённое сукно. Об удобстве униформы РЖД могут судить только сами её носители, о чём мы подробно рассказывали.
Конечно, можно смотреть на вопрос ЖД-униформы, применяя старую формулу «Всё суета сует, и ловля ветра». Есть и поважнее дела. Такого рода высказываниями изобилуют отраслевые паблики, группы и страницы в социальных сетях. И не сказать, что они несправедливы. Но важные вопросы существовали и в 1943 году, когда Сталин ввёл новую форму для РККА. Тогда же обновки с погонами получили и советские железнодорожники. Тогдашняя форма МПС, в соответствии с духом времени, перекликалась с формой военной.
XIX век. Начало
Гражданские знаки различия традиционно обозначали принадлежность тому или иному ведомству или службе. Форменная одежда для работников транспорта берет своё начало в 1809 году. Первая отраслевая форма (по виду транспорта) появилась у железнодорожников, а первой формой для обслуживающего персонала на линии Петербург — Москва стали мундиры, привезённые из-за границы. Примечательно, что на дореволюционных мундирах разных дорог и ведомств различными были пуговицы, пряжки ремней и кокарды. В Советском Союзе первая железнодорожная форма появилась в 1926 году. Изменение формы происходило в 1932, 1943, 1955, 1964, 1979, 1985, 1994, 2010 годах; изменялись и знаки различия.
Традиционно неотъемлемыми элементами форменной одежды были: технический знак на петлицах (перекрещенные молоток и разводной ключ) и нагрудная эмблема железных дорог СССР — колесо и крылья. Она же повторялась на тулье фуражки. Технический знак введён в 1932 г., эмблема — в 1963-м. Интересно, что эмблема не была оригинальной: прототип её появился в качестве кокарды Главного общества Российских ж.д. в 1871 г.
Интересно, какова стоимость затеи в пересчёте на одноразовые маски, перчатки и дни за свой счёт, заявления на которые пишутся повсеместно?
Именно по этим знакам мы привыкли отличать железнодорожников от всех остальных, но всему отведено своё время. Металлическая «птичка» (эмблема) была наполовину «сбита» в 1994 г. Она превратилась в пластмассовую штамповку на тканевой основе, жалкое подобие настоящей эмблемы. Окончательно исчезла с комплекта образца 2010 г.
Техническому знаку тогда повезло чуть больше, но ненамного: исчезнув с петлиц, он остался лишь на кокарде головного убора. Все мы знаем, насколько необязательным является ношение этого элемента, поэтому шанс увидеть некогда привычные «молоточки» минимален. Если комплект одежды машиниста или проводника образца 2010 г. напоминал своим серым цветом милицейскую форму, отличаясь от неё отсутствием погон и наличием «снежинок» на груди, то комплекты для руководителей и вовсе потеряли свои отличительные качества: то ли железнодорожник идёт навстречу, то ли прокурор. Сплошные листья в петлицах. Принадлежность к ж/д монополии можно определить лишь по нарукавному шеврону «РЖД», который при прочтении латиницей даёт совсем иное звучание. К слову, виноградные листья образца 2010 г. впервые были замечены на чиновничьем мундире 1834 г.
XXI век. Продолжение
В этот раз проапгрейдить было решено только знаки различия. Сама же форменная одежда пока изменениям не подвергается. Возникает вопрос, зачем. Неужели снежинкам и веточкам, десяток лет никак не отражавшим принадлежность к железной дороге, наконец, нашли достойную замену? Цели издания того или иного документа приводятся в преамбуле. Открываем приказ Минтранса от 17 марта 2020 г. №77, читаем:
Цель, которую преследуют нововведения, не указана, но есть ссылка на другой документ.
Ключевые слова: «в случае поступления обращений от этих организаций». Выходит, изменения затеяны ОАО «РЖД». Посмотрим на некоторые картинки, приведённые в документе.
Снова виноградные ветви, снова снежинки у высших категорий должностей, заменённые звёздочками у категорий пониже. Плюс несколько новых элементов. Отражает принадлежность к железной дороге? По-прежнему нет. Зачем? Ответа нет. Зато есть результаты опроса в самой массовой группе железнодорожников в соцсетях, эдакий народный месседж с доставкой на Новую Басманную.
39% из 850 человек, принявших участие в опросе, предпочли бы новым знакам различия новую удобную форму. Чуть менее одной трети считают затею блажью руководителей. Тех, кто, так или иначе, «за» — суммарно чуть меньше десяти процентов. Ещё немного мнений людей дороги.
Мы неоднократно рассказывали, как складывается ситуация с обеспечением работников монополии средствами индивидуальной защиты в условиях пандемии. Кто пропустил — резюмируем: можно лучше. С некоторых дорог к нам приходят сигналы о том, что работникам предлагают перевести часть заработной платы в фонд благотворительной акции #Мывместе.
Оставив в стороне соответствие утверждённых знаков различия своему назначению, поставим вопрос так: нам одним кажется, что в подобных условиях игра в новые значки выглядит не очень своевременой? Интересно, какова стоимость этой затеи в пересчёте на одноразовые маски, перчатки и дни за свой счёт, заявления на которые пишутся повсеместно?
P. S. О красоте и практичности железнодорожного мундира задумываются не только в России. В августе 2020 года новую корпоративную форму наденут сотрудники Deutsche Bahn, работающие в поездах и на вокзалах. До этого форма оставалась неизменной последние 17 лет. Гардероб германского железнодорожника будет насчитывать 80 различных предметов одежды: брюки, куртки, жилеты, галстуки, головные уборы, плащи, пиджаки, шарфы и т.д. Основной элемент формы — пиджак цвета бургунди и тёмно-синий жилет.
Андрей Корябкин, Владимир Максимов
Железнодорожная форма нового образца
(В ред. указания МПС от 10.10.1995 N 103у)
В целях повышения дисциплины и ответственности работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, улучшения на этой основе результатов работы отрасли ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Ввести, начиная с 1 января 1995г., согласованные с Министерством обороны Российской Федерации новую форменную одежду и знаки различия для работников железнодорожного транспорта.
Продлить срок носки форменной одежды старого образца до 1 января 1997г.
2.1. Перечень должностей (профессий) работников железнодорожного транспорта, имеющих право ношения форменной одежды, и соответствующие им знаки различия (приложение N 1).
2.2. Нормы выдачи и сроки носки форменной одежды для работников железнодорожного транспорта, приобретаемой на льготных условиях (приложение N 2).
2.3. Описание форменной одежды, знаков различия и фурнитуры для работников железнодорожного транспорта (приложение N 3 и N 4).
Предоставить право предприятиям, учреждениям и организациям по своему усмотрению устанавливать рассрочку оплаты стоимости форменной одежды для работников железнодорожного транспорта.
4. Заместителям Министра, начальникам: управлений МПС, железных дорог, отделений железных дорог, предприятий и структурных единиц обеспечить безусловное выполнение положения о том, что руководящий состав и работники, связанные с обслуживанием пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, движением поездов и маневровой работой, получающие форменную одежду на льготных условиях (приложение N 2), при исполнении трудовых обязанностей должны быть одеты по форме, если для них не установлена специальная производственная одежда.
Установить, что смешивание форменной одежды с другой одеждой, а также отношение при исполнении трудовых обязанностей не предусмотренных настоящим приказом головных уборов, сорочек, блуз, галстуков, обуви и знаков различия не допускается.
5. Разрешить пенсионерам в торжественных случаях ношение форменной одежды со знаками различия по должности, которую они занимали перед уходом на пенсию.
6. Генеральному директору государственного предприятия «Росжелдорснаб», начальникам железных дорог:
6.1. Обеспечить изготовление на промышленных предприятиях новой форменной одежды, знаков различия и фурнитуры для старшего, среднего, младшего начальствующего и рядового состава работников железнодорожного транспорта.
6.2. Организовать поставку форменных костюмов для старшего начальствующего состава в комплекте с галстуком и наплечными знаками различия, а для среднего, младшего начальствующего и рядового состава в комплекте с галстуком, наплечными знаками различия, сорочкой (блузой) и головными уборами (кепи, пилоткой). Поставку пальто в комплекте с зимним головным убором производить для всех категорий работников.
7. Начальнику Управления рабочего снабжения, начальникам железных дорог:
7.1. Обеспечить пошив форменной одежды и изготовление знаков различия для высшего начальствующего состава, а также изготовление головных уборов (фуражек) для высшего и старшего начальствующего состава по индивидуальным заказам в соответствии с утвержденной нормативно-технической документацией.
Разрешить другим категориям работников железнодорожного транспорта по их желанию шить форменную одежду в ателье отделов рабочего снабжения железных дорог по индивидуальным заказам.
7.2. Организовать через магазины отделов рабочего снабжения железных дорог продажу работникам железнодорожного транспорта форменных фуражек для высшего и старшего начальствующего состава, мужских сорочек, блуз женских, галстуков, знаков различия, фурнитуры и обуви.
8. Начальнику Управления рабочего снабжения организовать издание плакатов с рисунками форменной одежды, знаков различия и фурнитуры нового образца и обеспечить ими железные дороги и другие предприятия МПС в необходимых количествах на договорной основе.
Начальникам управлений: финансового, экономики и развития предусмотреть выделение средств на финансирование этих работ.
9. Начальникам железных дорог:
10. Возложить координацию работы по совершенствованию форменной одежды для работников железнодорожного транспорта на Управление реестра и имущества предприятий.
11. Признать не действующими в системе МПС России:
10.07.85г. N 784у, 02.08.85г. N 965у, 11.10.85г. N 1196у, 20.11.85г. N 1323у, 19.03.86г. N 195у, 14.07.86г. N 428у, 30.10.86г. N 593у, 12.11.86г. N 662у, 28.11.86г. N Г-4862у, 18.12.86г. N 683у, 10.03.87г. N 172у, 30.04.87г. N 247у, 18.06.87г. N 310у, 21.07.87г. N 363у, 19.11.87г. N 456у, 08.12.87г. N 478у, 31.12.87г. N 523у, 31.03.88г. N 204у, 17.03.89г. N 715у, 20.06.89г. N Г-1661у;
12. Считать утратившими силу:
Приложение 1. Перечень должностей (профессий) работников железнодорожного транспорта, имеющих право ношения форменной одежды, и соответствующие им знаки различия
1. Заместителю руководителя, главному инженеру и главному бухгалтеру знаки различия устанавливаются на один ранг ниже знаков различия соответствующего руководителя.
2. Главному бухгалтеру централизованной (узловой централизованной) бухгалтерии отделения железной дороги, главному бухгалтеру важнейшей железнодорожной станции по перечню, утвержденному МПС, устанавливается 4 звезды среднего начальствующего состава. Начальнику учетно-контрольной группы централизованной (узловой централизованной) бухгалтерии отделения железной дороги знаки различия устанавливаются на уровне знаков различия главного бухгалтера соответствующего линейного предприятия (организации) отделения железной дороги.
3. Работникам предприятий, создаваемых на базе служб или отделов управления или отделения железной дороги, знаки различия устанавливаются на уровне знаков различия работников соответствующих служб и отделов.
Приложение 2. Нормы выдачи и сроки носки форменной одежды для работников железнодорожного транспорта, приобретаемой на льготный условиях
№ | Наименование предметов | Единица модели | Кол-во | Срок носки (лет) |
Для среднего начальствующего состава | ||||
1 | Пальто из смесовой ткани темно-серого цвета мужское; женское | СФ1194; СФ1294 | 1 | 3 |
2 | Плащ из смесовой ткани сине-серого цвета мужской; женский | СФ1394; СФ1494 | 1 | 3 |
3 | Костюм из полушерстяной ткани серо-голубого цвета мужской; женский | СФ0394; СФ03394 | 1 | 2 |
4 | Сорочка мужская; блуза женская | СФ0594; СФ05594 | 1 | 2 |
5 | Галстук | 1 | 2 | |
6 | Летний головной убор мужской; женский | СФ0494; СФ4494 | 1 | 2 |
7 | Зимний головной убор | 1 | 2 | |
Для младшего начальствующего и рядового состава | ||||
1 | Пальто из смесовой ткани темно-серого цвета мужское; женское | СФ1194; СФ1294 | 1 | 3 |
2 | Костюм из полушерстяной ткани серо-голубого цвета мужской; женский | СФ0394; СФ03394 | 1 | 2 |
3 | Сорочка мужская; блуза женская | СФ0594; СФ05594 | 1 | 2 |
4 | Галстук | 1 | 2 | |
5 | Летний головной убор мужской; женский | СФ0494; СФ04494 | 1 | 2 |
6 | Зимний головной убор | 1 | 3 |
Приложение 3. Описание форменной одежды для работников железнодорожного транспорта
Пальто (для всех категорий работников)
Для высшего и старшего начальствующего состава изготовляется из шерстяной камвольной ткани темно-синего, серо-голубого цвета.
На летний период разрешается ношение высшим и старшим начальствующим составом форменного костюма модели «куртка и брюки» из полушерстяной камвольной ткани серого или серо-голубого цвета.
Для высшего и старшего начальствующего состава имеет вид традиционной форменной фуражки.
Для среднего, младшего начальствующего и рядового состава мужской головной убор имеет вид кепи с высокой тульей и отворотами. Углы отворотов пристегиваются к тулье на кнопки. По окружности тульи (в верхней части) проложен кант шириной 3 мм из сукна зеленого цвета. Над козырьком располагается ремешок из искусственной кожи. Женский головной убор имеет вид пилотки, отворот которой отделан кантом, шириной 3 мм из сукна зеленого цвета.
Мужской и женский форменные головные уборы изготовляются из той же ткани, что и форменный костюм.
Зимний утепленный головной убор:
Для высшего начальствующего состава имеет вид шапки с высокой тульей, отворотами и козырьком. Головной убор цельномеховой, изготовляется из меха каракуля черного цвета, козырек обтянут искусственной кожей черного цвета.
Для старшего, среднего, младшего начальствующего и рядового состава мужской утепленный головной убор имеет вид кепи с высокой тульей, отворотами из овчины (цигейки) черного цвета и козырьком, обтянутым тканью или искусственной кожей. Верх головного убора выполняется из ткани, соответствующей цвету пальто (плаща).
Женский головной убор имеет вид кубанки из овчины (цигейки) черного цвета
Мужской и женский имеет внешний вид, аналогичный пальто, но без утепляющей подкладки. Изготовляется из смесовой ткани (на хлопчатобумажной основе) темно-синего или сине-серого цвета.
Для всех категорий работников железнодорожного транспорта
Сорочки и блузы форменные для работников железнодорожного транспорта изготовляются из шелковых сорочечных тканей.
Обувь кожаная черного цвета (туфли, ботинки, полуботинки).
Галстук (регат). Изготовляется из ткани синего или серого цвета (в зависимости от цвета форменного костюма).
Приложение 4. Описание знаков различия и фурнитуры для работников железнодорожного транспорта Российской Федерации
1. Знаки различия устанавливаются в зависимости от должности (профессии). Знаками различия служат наплечные знаки (полупогоны) с поперечным размещением звезд на форменном костюме и на форменной сорочке или блузе женской.
4. Кокарда для головных уборов представляет собой эллипс шириной 22 мм и высотой 30 мм с полем темно-зеленого цвета в золотистом обрамлении с крыльями (размах крыльев 60 мм) и двумя лавровыми листьями у основания эллипса. На поле расположен технический знак золотистого цвета. Кокарда выполняется из металла, для высшего начальствующего состава может быть вышита. Кокарда для женского головного убора (пилотки) представляет собой эллипс шириной 27 мм и высотой 34 мм в золотом обрамлении.
5. Технический знак нового образца для форменной одежды представляет собой окружность диаметром 15 мм, с полем темно-зеленого цвета. На поле изображены перекрещивающиеся разводной ключ и молоток. Справа и слева окружности располагается усеченная рессора золотистого цвета размером 8Х5 мм. Технический знак выполняется из металла и крепится в углах воротника форменного костюма.
7. Пуговицы для форменной одежды работников железнодорожного транспорта имеют золотистый цвет. На пуговицах рельефно изображается технический знак. Диаметр пуговиц 22 мм (большие) и 14 мм (малые).