женевское право содержит нормы направленные на
Женевские конвенции 1949 г. И дополнительные протоколы к ним (теоретико-правовой аспект)
Опарина М.В., кандидат юридических наук.
В статье характеризуются основы современного международного права вооруженных конфликтов на основе анализа Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов 1977 г. Представленные нормативно-правовые акты являются гарантией для всех лиц, которые принимают или прекратили принимать участие в военных действиях, что существенно стабилизировало обстановку по защите прав и свобод человека в мире.
После Второй мировой войны и победы над фашизмом мировому сообществу необходима была новая, отвечающая современным общественным отношениям система правовых норм, направленных на регулирование вооруженных конфликтов. Эту задачу выполнили четыре Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. и два Дополнительных протокола к ним 1977 г. События, происходящие в мире, международные и внутренние вооруженные конфликты подтверждают значимость рассматриваемых международно-правовых документов. Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (Женевская конвенция I) закрепила и структурировала нормы, регулирующие правовое положение раненых и больных, санитарных формирований и учреждений: санитаров, обеспечивающих розыск и подбирание, транспортировку раненых и больных; санитарного транспорта, а также использование отличительной эмблемы.
Кальсховен Ф. Ограничение средств и методов ведения войны. М.: МККК, 1994. С. 58.
Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (Женевская конвенция II) устанавливает правила обращения с указанными категориями лиц. Документ закрепляет термин «кораблекрушение», который применяется ко всякому кораблекрушению, независимо от обстоятельств, при которых оно произошло, включая вынужденные посадки самолетов на море или падение в море. При оказании помощи не существует различий между гражданскими лицами и военнослужащими, им обеспечивается гуманное обращение и уход. Любому военному судну разрешается передача раненых, больных и потерпевших кораблекрушение лиц, если это позволяет их состояние, стороне, которая способна обеспечить их безопасность.
Женевская конвенция II четко закрепляет различие между военными и госпитальными судами. К последним относятся суда, построенные или оборудованные с целью оказания помощи и переправки раненых, больных и потерпевших кораблекрушение, использующие специальные опознавательные знаки. Такие суда не могут быть подвергнуты нападению или захвату неприятелем при условии, что их названия и характеристики сообщены воюющими друг другу за 10 дней до их использования. Для обеспечения безопасности раненых и личного состава на судне может быть необходимое вооружение.
Женевская конвенция об обращении с военнопленными (Женевская конвенция III) подробно регламентирует правила обращения с военнопленными с момента попадания в плен до репатриации из плена. В ней закреплены правила в отношении личных вещей военнопленного, создания лагерей для военнопленных, их интернирования, питания, одежды, гигиены и медицинской помощи, медицинского и духовного персонала для военнопленных, правила об отправлении религиозных обрядов. Специальные статьи посвящены дисциплине в лагерях, сохранению воинских званий, привлечению военнопленных к работам и оплате этого труда, сношениям военнопленных с внешним миром.
См.: Пустогаров В.В. Международное гуманитарное право. М., 1997. С. 20.
Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны (Женевская конвенция IV) подтверждает необходимость защиты медицинского и духовного персонала, раненых, больных, женщин и детей, а также любых гражданских лиц. Женевская конвенция IV устанавливает, что гражданскими лицами являются все лица, которые не входят в состав вооруженных сил. Нормы Конвенции закрепляют строжайшие запреты на использование гражданского населения в качестве прикрытия от нападения неприятеля. Запрещены также коллективные наказания гражданских лиц, меры запугивания и террора населения, ограбление, взятие заложников и репрессалии в отношении гражданского населения. Специально подчеркивается недопустимость оказания физического и морального воздействия на гражданских лиц с целью получения от них или от третьих лиц различных сведений. Значительное место Конвенция отводит вопросам интернирования. Подробно урегулированы нормы, связанные с местами интернирования, питанием, одеждой, гигиеной, отправлением религиозных обрядов, интеллектуальной и физической деятельностью, перемещением интернированных, наказанием и т.д. В частности, закрепляется, что интернированные, пойманные после побега или при попытке к побегу, подлежат за этот проступок только дисциплинарному взысканию, даже в случае рецидива. Кроме того, побег или попытка побега не рассматривается как отягчающее вину обстоятельство. Конвенция ориентирует государства на создание справочных бюро с целью сбора сведений о лицах, находящихся в заключении более двух недель, принудительно поселенных в определенном месте или интернированных, а также сведений о перемещении, освобождении, репатриации, побеге, госпитализации, рождении и смерти.
Пустогаров В.В. Указ. соч. С. 23.
Международное право в документах. Том 3 / Составители Л.А. Моджорян, В.К. Собакин. М.: ИМО, 1957. С. 111, 112, 185, 205, 206, 261.
См.: Арцибасов И.Н., Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М.: Международные отношения, 1989. С. 67.
Под вероломством в протоколе понимаются действия, направленные на то, чтобы вызвать доверие противника, заставить его поверить, что он имеет право на защиту или обязан предоставить такую защиту согласно нормам международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, с целью обмана такого доверия. Примерами вероломства могут являться обманные действия, направленные на ведение переговоров под видом перемирия или капитуляции с целью подготовки и проведения широкомасштабной войсковой операции, нанесения противнику существенного урона в живой силе и материальных средствах. Примером вероломства можно считать также использование знаков, эмблем, форменной одежды ООН, нейтральных или других государств, не являющихся сторонами, находящимися в конфликте, с целью нанесения внезапного поражения противнику, который не готов к боевым действиям. По смыслу ст. 37 Протокола I приведенный перечень не является исчерпывающим и может быть расширен при дальнейшей разработке и детализации норм права вооруженных конфликтов на межгосударственном и национальном уровнях. Так, например, в качестве квалифицирующего признака вероломства целесообразно закрепить также противоправность использования в массовом порядке или отдельными войсковыми подразделениями военной формы противника при непосредственном ведении военных действий, а также в тылу. От вероломства следует отличать военные хитрости, которые применяются с целью введения противника в заблуждение и не нарушают норм международного права, поскольку не обманывают доверие другой воюющей стороны в отношении предоставляемой защиты. По нашему мнению, к военным хитростям следует отнести использование маскировки, дезинформацию, проведение военно-оперативных игр, тактических маневров и т.д.
Вооруженные конфликты и международное право
Международное право в период вооруженных конфликтов: понятие, принципы, источники. «Право Женевы» и «право Гааги»
Право вооруженных конфликтов можно определить как совокупность создаваемых путем международных соглашений или обычая юридических норм, применяемых в войнах, международных и немеждународных вооруженных конфликтах, запрещающих использование определенных средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих защиту прав индивида в ходе этой борьбы и устанавливающих международно-правовую ответственность государств и уголовную ответственность физических лиц за их нарушение.
Наибольшее значение из ныне действующих международно-правовых актов имеют Гаагские конвенции 1907 г., Женевские конвенции 1949 г. Если Гаагские конвенции 1907 г. («право Гааги» или собственно «право войны») регулируют применение средств и методов ведения вооруженной борьбы, то Женевские конвенции 1949 г. («право Женевы» или «гуманитарное право») охраняют права комбатантов, вышедших из строя, и лиц, не принимающих участия в боевых действиях.
В 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. были приняты два Дополнительных протокола: Протокол I, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, и Протокол II, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.
Право вооруженных конфликтов содержит большое количество международно-правовых актов, в которых регулируются вопросы уголовной ответственности за агрессию и за нарушение норм права вооруженных конфликтов. Это Устав Международного военного трибунала 1945 г.; Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.; Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г.; резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о выдаче и наказании военных преступников 1946 г. и о наказании военных преступников и лиц, совершивших преступления против человечества, 1970 г. и др.
Из общих принципов международного права в праве вооруженных конфликтов особое значение имеют: принцип гуманности, принцип недопустимости дискриминации; принцип ответственности за нарушение норм и принципов права вооруженных конфликтов, который включает:
Начало войны и его правовые последствия. Театр войны. Нейтралитет в войне
Военные действия между государствами не должны начинаться без предварительного недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь форму ультиматума с условным объявлением войны (ст. 1 Гаагской конвенции об открытии военных действий 1907 г.).
Объявление войны, даже если оно не сопровождается военными действиями, всегда приводит к состоянию войны и влечет за собой определенные правовые последствия. Это означает конец мирных отношений между соответствующими государствами:
Военные действия развертываются на определенных территориях воюющих государств. Под театром войны понимается вся территория воюющих государств (сухопутная, морская и воздушное пространство над ними), на которой они могут потенциально вести военные действия. Под театром военных действий понимается территория, на которой вооруженные силы воюющих государств фактически ведут военные действия.
Под нейтралитетом во время войны понимается правовое положение государства, при котором оно не участвует в войне и не оказывает непосредственной помощи воюющим. Права и обязанности нейтральных государств во время войны, воюющих сторон в отношении нейтральных государств, а также физических лиц как нейтральных, так и воюющих государств регламентируются Гаагской конвенцией о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г., в соответствии с которой территория нейтрального государства является неприкосновенной и не может быть превращена в театр военных действий. Воюющим государствам запрещается проводить через территорию нейтрального государства войска и военные транспорты. Нейтральное государство не должно разрешать воюющим создавать, устанавливать или размещать на своей территории радиостанции и другие средства связи и технические приспособления. Однако оно может разрешать воюющим (на равных началах) пользоваться своими средствами связи.
Запрещенные средства и методы ведения войны
Международное право запрещает следующие средства и методы ведения войны (сухопутной, морской, воздушной):
Однако международное право не запрещает военные хитрости с целью ввести противника в заблуждение или побудить его действовать опрометчиво. Примерами таких хитростей являются: использование маскировки, ловушек, ложные операции и дезинформация (ст. 37 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г.).
В связи с развитием научно-технического прогресса и повышением его уровня в военно-промышленном комплексе особое место в международном праве вооруженных конфликтов занимают средства и методы ведения воздушной войны. Положения Дополнительного протокола I направлены на защиту гражданского населения от нападений с воздуха. Нападения с воздуха могут быть направлены только против военных объектов. Запрещается нападение или угроза нападения, основная цель которого состоит в том, чтобы терроризировать гражданское население.
Понятие жертв войны. Комбатанты и некомбатанты. Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.
Участников вооруженных конфликтов можно условно (разделить на две группы: сражающиеся (комбатанты) и несражающиеся (некомбатанты). Согласно Дополнительному протоколу I к Женевским конвенциям 1949 г. лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, и принимающие непосредственное участие в боевых действиях, являются комбатантами. Только за комбатантами признается право применять военную силу. К ним самим допустимо в ходе боевых действий применение высшей меры насилия, т. е. физического уничтожения. Комбатанты, оказавшиеся во власти противника, вправе требовать обращения с ними как с военнопленными.
Важнейшими источниками права вооруженных конфликтов являются Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.:
Запрещено размещать военнопленных в качестве «военного щита» в месте дислокации войск, техники или военных объектов захватившего государства. В отношении военнопленных могут быть применены лишь меры дисциплинарного воздействия.
Международно-правовые последствия окончания войны
Общее перемирие существенно отличается от местного. Во-первых, в случае общего перемирия военные действия приостанавливаются на всем участке театра военных действий. Во-вторых, общее перемирие при определенных обстоятельствах (например, если стороны в конфликте формально не заявили о наличии состояния войны между ними) способно не только приостановить военные действия, но и привести к их прекращению.
Специфической формой приостановления военных действий является выполнение участвующими в конфликте государствами решения Совета Безопасности ООН (на основании ст. 40 Устава ООН «О временных мерах», которые могут включать, в частности, прекращение огня, отвод войск на заранее занятые позиции, освобождение определенной территории и т. д.).
Основным международно-правовым средством прекращения состояния войны между воюющими сторонами является заключение мирного договора. Подобные договоры охватывают широкий круг вопросов, касающихся урегулирования политических, экономических, территориальных и других проблем в связи с прекращением войны и восстановлением мира между воюющими.
Правовые последствия окончания войны наступают как для воюющих сторон, так и для нейтральных и других невоюющих государств. Для воюющих государств прекращают действовать законы и обычаи войны и устанавливаются нормальные мирные отношения, в том числе и дипломатические. Для нейтральных государств прекращается состояние нейтралитета в войне, а для всех невоюющих государств в целом ликвидируется необходимость соблюдать режим зон ведения войн, возвращаются интернированные граждане и т. д.
Понятие и содержание Женевского права
Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 16:40, контрольная работа
Описание работы
Целью данной работы является описание и анализ Женевского права, освещение его понятия и содержания. Была предпринята попытка решить следующие задачи: рассмотреть и исследовать, а также проанализировать нормы, истоки и источники, принципы и субъекты, сферы применения и актуальность Женевского права.
Объектом исследования является Женевское право, предметом – Женевские Конвенции 1949 года и Дополнительные соглашения к ним.
Содержание
1. Введение.
2. Понятие Женевского права.
3. Истоки и актуальность Женевского права.
4. Содержание и применение норм Женевского права.
5. Заключение.
6. Список использованной литературы.
Работа содержит 1 файл
контрольная по Гуманитарному праву.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМЕНИ К.Г. РАЗУМОВСКОГО
Кафедра государственного и международного права
По дисциплине Гуманитарное право
На тему: «Понятие и содержание Женевского права»
заочной формы обучения
Филиал город Москва
Шифр зачетной книжки 2159-ю-08
(ученая степень, должность)
2. Понятие Женевского права.
3. Истоки и актуальность Женевского права.
4. Содержание и применение норм Женевского права.
6. Список использованной литературы.
Данная работа посвящена всестороннему рассмотрению Женевского права, являющегося источником и ядром Международного гуманитарного права; в ней рассматриваются понятие и содержание Женевского права как самостоятельной отрасли права.
Целью данной работы является описание и анализ Женевского права, освещение его понятия и содержания. Была предпринята попытка решить следующие задачи: рассмотреть и исследовать, а также проанализировать нормы, истоки и источники, принципы и субъекты, сферы применения и актуальность Женевского права.
Объектом исследования является Женевское право, предметом – Женевские Конвенции 1949 года и Дополнительные соглашения к ним.
Понятие Женевского права.
Вооруженные конфликты сопровождали всю историю человечества. Во время военных действий издавна руководствовались так называемым обычным правом, но только в течение последних 150 лет, исходя из соображений гуманности, государства установили международные нормы, ограничивающие способы ведения войны и защищающие ее жертвы. Основными такими нормами являются Женевские конвенции и Гаагские конвенции. Совокупность их норм обычно называют международным гуманитарным правом (МГП), или правом войны, или правом вооруженных конфликтов. МГП является частью международного права, которое регулирует отношения между государствами. МГП призвано ограничить последствия вооруженных конфликтов. Его целью является защита лиц, не принимающих или больше не принимающих участия в военных действиях, больных и раненых, пленных и гражданских лиц, а также установление прав и обязанностей сторон конфликта при ведении военных действий. Являясь законом, МГП налагает обязательства на лиц, принимающих участие в вооруженном конфликте.
Женевское право является основным источником, самым важным компонентом МГП. Женевское право представлено Женевскими конвенциями и дополнительными протоколами к ним. Конвенции приняты 12 августа 1949 года на Дипломатической конференции и вступили в силу 21 октября 1950. Конференция выработала соглашение в результате заседания, проходившего в Женеве с 21 апреля по 12 августа 1949. Конвенция составлена на французском и английском языках. Швейцарский Федеральный Совет обеспечивает официальные переводы конвенции на русский и испанский языки. Первая Женевская конвенция 1864 г. положила начало быстрому развитию международного гуманитарного права. Впервые государства взяли на себя обязательства, вытекающие из долгосрочного соглашения, и признали общую ценность правил защиты жертв вооруженных конфликтов. Другими словами, отныне эти государства были связаны общим международным договором, применимым всегда и при всех обстоятельствах. Все 194 государства мира являются участниками Женевских конвенций.
В рамках традиционного подхода индивид не является субъектом женевского права, правосубъектностью обладают лишь государства и международные организации. Только они признаются носителями прав и обязанностей. Поэтому человек выступает здесь исключительно как объект регулирования, но не как субъект прав и обязанностей («объектная теория»). Личность приобретает права и обязанности не непосредственно, а лишь косвенно, через ее опосредование государством («принцип опосредования»). Целью регулирования защиты индивида выступает при таком подходе не сама личность с ее правами и свободами, а обязанности государств следовать определенным нормам поведения в отношении индивидов.
Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним представляют собой наиболее значимую действующую правовую базу для защиты гражданских лиц и больных, раненых или попавших в плен комбатантов. В этих договорах прописан мандат Международного Комитета Красного Креста на гуманитарную деятельность, в который входят посещение пленных, организация операций по оказанию помощи, воссоединение разлученных родственников и другие виды гуманитарной деятельности во время вооруженных конфликтов. МККК призывает государства, равно как и вооруженные группы, не принадлежащие государствам, так как на эти группы также распространяются обязательства по соблюдению правовых норм, проявить политическую волю, необходимую для того, чтобы правовые положения соблюдались на практике. С самого начала МККК имел самое непосредственное отношение к Женевским конвенциям. Идея разработки Первой Женевской конвенции » об улучшении участи раненых в действующих армиях «, принятой в 1864 г., принадлежала Анри Дюнану, основателю МККК. Международный Комитет Красного Креста считается хранителем Женевских конвенций и всех других договоров, составляющих международное гуманитарное право.
Сегодня Женевские конвенции остаются ядром современного международного гуманитарного права. В них содержатся основные нормы по защите лиц, которые не принимают или перестали принимать непосредственное участие в военных действиях, когда они находятся в руках противной стороны. К этим лицам относятся, раненые и больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные и гражданские лица, в том числе живущие на оккупированных территориях. В основе Женевских конвенций лежит понятие уважения к жизни и достоинству каждого отдельного человека. Люди, пострадавшие во время конфликта, должны получать помощь и заботу без какой-либо дискриминации. Конвенции также подтверждают и усиливают роль медиков: медицинский персонал, медицинские формирования и санитарно-транспортные средства должны пользоваться уважением и защитой при любых обстоятельствах. Это обязательное условие для того, чтобы они могли подбирать раненых и больных и оказывать им помощь.
Принципы, на которых основываются нормы Женевского права, столь же древние, как и сам вооруженный конфликт. Принцип нейтральности говорит нам о том, что гуманитарная помощь никогда не является вмешательством в конфликт, определяет роль медперсонала, защищает и регулирует их деятельность. Принцип нормальности заключается в том, что у лиц, находящихся под защитой, должна быть возможность вести как можно более нормальную жизнь. Принцип защиты обязывает государство, как на национальном, так и на международном уровне обеспечить защиту лиц, оказавшихся в его власти. В общем, принципы Женевского права можно было бы уместить в одно небольшое предложение: лица, выведенные из строя, а также те, кто не участвует непосредственно в боевых действиях, имеют право на уважение, защиту и гуманное обращение.
Таким образом, Женевское право представляет собой специфическую отрасль прогрессивного международного права, регулирующего отношения в области защиты жертв войны.
Истоки и актуальность Женевского права.
Именно в те годы была принята защитная эмблема, символизирующая нейтральность лиц, оказывающих помощь жертвам конфликта: красный крест на белом фоне (что является обратным расположением цветов швейцарского флага).
За прошедшие полтора века нормативная база международного гуманитарного права неуклонно увеличивалась в объеме. Женевская конвенция была расширена в 1906 и 1929 годах с целью улучшения участи больных и раненых солдат в действующих армиях и для установления новых норм, касающихся защиты военнопленных. В 1949 г. представители государств собрались в Женеве, чтобы внести изменения в существующие конвенции и принять еще одну, четвертую, посвященную защите гражданских лиц.
Женевские конвенции немедленно получили широкую поддержку. Они вступили в силу уже 21 октября 1950 г., когда были ратифицированы первыми двумя государствами. В 50-х годах прошлого столетия их ратифицировали 74 государства, в 60-х – еще 48. Процесс ратификации неуклонно продолжался в 70-х (20 ратификаций) и 80-х (20 ратификаций) годах. В начале 90-х годов имела место новая волна ратификаций (26), в основном, в результате распада Советского Союза, Чехословакии и бывшей Югославии. После 2000 г. Конвенции были ратифицированы еще семью странами, таким образом, общее число государств-участников составило 194 – все государства мира.
Последующие вооруженные конфликты показали необходимость расширения правовых норм, применимых к боевым действиям. Это повлекло за собой принятие в 1977 году двух Дополнительных Протоколов к Женевским конвенциям. В 2005 году был принят третий Дополнительный протокол, который учредил дополнительную эмблему, красный кристалл. Эта эмблема может использоваться вместе с красным крестом и красным полумесяцем или самостоятельно.
Понятие и содержание Женевского права
Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 16:40, контрольная работа
Описание работы
Целью данной работы является описание и анализ Женевского права, освещение его понятия и содержания. Была предпринята попытка решить следующие задачи: рассмотреть и исследовать, а также проанализировать нормы, истоки и источники, принципы и субъекты, сферы применения и актуальность Женевского права.
Объектом исследования является Женевское право, предметом – Женевские Конвенции 1949 года и Дополнительные соглашения к ним.
Содержание
1. Введение.
2. Понятие Женевского права.
3. Истоки и актуальность Женевского права.
4. Содержание и применение норм Женевского права.
5. Заключение.
6. Список использованной литературы.
Работа содержит 1 файл
контрольная по Гуманитарному праву.docx
Содержание и применение норм Женевского права.
Последняя полная кодификация Женевского права содержит совокупность правовых норм о защите жертв вооруженных конфликтов и состоит сейчас из четырех Женевских конвенций от 12 августа 1949 года:
I Конвенция устанавливает порядок защиты раненых и больных во время боевых действий сухопутных войск.
II Конвенция определяет правила защиты раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение во время войны на море.
III Конвенция регламентирует обращение с военнопленными.
IV Конвенция содержит положения, касающиеся защиты гражданского населения во время войны.
Значительный рост числа немеждународных вооруженных конфликтов так же, как и разработка новых средств ведения войны, вместе с глубокими изменениями структуры международного сообщества неизбежно привели к изменению гуманитарного права, чтобы последнее соответствующим образом могло выполнять защитные функции. В связи с этим в 1974 г. была создана Дипломатическая конференция, которая подготовила два договора, дополняющие Женевские конвенции 1949 года. В окончательном виде они получили название Дополнительных протоколов I и II от 8 июня 1977 г.
Дополнительный протокол I дополняет и развивает положения Женевских конвенций, применяемых в случаях международных вооруженных конфликтов. Как уже упоминалось, Протокол дополняет и развивает также некоторые положения гуманитарного права, касающиеся средств и методов ведения боевых действий (Гаагское право).
Дополнительный протокол II в свою очередь развивает и дополняет положения ст. 3, общей для Женевских конвенций, применяемой в случае немеждународного вооруженного конфликта, расширяя ее действие, но не затрагивая права правительства поддерживать или восстанавливать правопорядок всеми законными средствами.
В 2005 году был принят третий Дополнительный протокол, который учредил дополнительную эмблему, красный кристалл. Эта эмблема может использоваться вместе с красным крестом и красным полумесяцем или самостоятельно.
Нормы Женевского права включают в себя четкие правовые обязанности и закрепляют основополагающие гуманитарные принципы:
• Раненые и больные должны быть подобраны и воюющая сторона, во власти которой они находятся, должна оказать им помощь. Защите также подлежит медицинский персонал, медицинские формирования, транспорт и оборудование. Эмблема красного креста, красного полумесяца или красного кристалла является знаком такой защиты и ее следует уважать.
• Взятые в плен имеют право на уважение их жизни, достоинства, прав личности и убеждений. Их необходимо защитить от любых актов насилия и репрессалий. Им должно быть предоставлено право переписки с семьями и получения гуманитарной помощи.
• Гражданские лица, находящиеся во власти воюющей стороны или оккупационной державы, гражданами которой они не являются, имеют право на уважение их жизни, достоинства, прав личности и убеждений.
• Каждый имеет право пользоваться основными судебными гарантиями. Никто не может быть осужден без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом. Никто не может быть признан ответственным за действие, которое он не совершал. Никого нельзя подвергать физическим или моральным пыткам, телесным наказаниям или жестокому и унижающему обращению.
• Стороны конфликта должны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами с тем, чтобы щадить гражданское население и имущество. Для этого, прежде чем начать атаку, необходимо принять соответствующие меры предосторожности.
Кроме того, Женевское право защищает культурные ценности и окружающую среду. При ведении военных действий должна проявляться забота о защите природной среды, запрещается использование методов и средств ведения войны, которые имеют целью причинить или, как можно ожидать, причинят такой ущерб природной среде и тем самым нанесут ущерб здоровью или выживанию населения.
С точки зрения прямого или косвенного применения принципов и норм Женевского права, различают четыре ситуации: международный и немеждународный вооруженные конфликты, внутренние беспорядки и внутренняя напряженность. В первых двух случаях нормы ЖП применяются непосредственно, тогда как в остальных они применяются косвенным образом и (или) по аналогии.
В первом из упомянутых случаев речь идет о международном вооруженном конфликте. В ст. 2, общей для Женевских конвенций 1949 г., говорится, что «настоящая Конвенция будет применяться в случае объявленной войны или всякого другого вооруженного конфликта, возникающего между двумя или несколькими Высокими Договаривающимися сторонами, даже в том случае, если одна из них не признает состояние войны». В международные вооруженные конфликты 1-ым дополнительным протоколом от 1977 г. включены национально-освободительные войны, в ходе которых народы выступают против колониального господства и иностранной оккупации, а также против расистских режимов с целью достижения политической независимости.
Определение применимости норм женевского права в ситуации немеждународного конфликта, данное в Протоколе II, подтверждает и развивает положения ст. 3, общей для Женевских конвенций 1949 г., касательно этой ситуации, выводя их на более высокий уровень. Из упомянутой статьи следует, что достаточно того, чтобы немеждународный конфликт происходил внутри территории одного государства между двумя определенными группировками. При этом не требуется, чтобы противоборствующая сторона осуществляла контроль над частью государственной территории и была способна вести непрерывные и согласованные военные действия.
К двум последним случаям относятся внутренние беспорядки и внутренняя напряженность. Обстановка, квалифицируемая как внутренние беспорядки, определяется следующим образом: «. внутригосударственное столкновение, конфликт, представляющий определенную степень тяжести и напряженности, сопровождаемый актами насилия, но при том, что в государстве нет немеждународного вооруженного конфликта. Эти акты могут принимать различные формы, начиная со стихийных восстаний вплоть до борьбы более или менее организованных группировок между собой или против правительства, находящегося у власти. В ситуациях, которые не обязательно выливаются в открытую борьбу, где сталкиваются две определенные стороны (немеждународный вооруженный конфликт), правительство страны для восстановления порядка прибегает к использованию значительных полицейских сил, включая армейские части. В результате столкновений появляется много жертв и становится необходимым, как минимум, применение «правил гуманности». Обстановка внутренней напряженности характеризуется невысокой степенью насилия, отдельными ожесточенными столкновениями, здесь речь идет о случаях серьезной напряженности в государстве, возникшей на политической, религиозной, расовой, социальной, экономической почве или вследствие вооруженных конфликтов или внутренних беспорядков, затрагивающих интересы государства. В этом случае наблюдаются массовые аресты, большое количество задержаний по политическим мотивам, плохое обращение с арестованными, приостановление основных правовых гарантий в результате объявления чрезвычайного положения или в силу фактического положения дел, исчезновение людей. В данном случае могут присутствовать одновременно все перечисленные характеристики, однако достаточно наличия одной из них, чтобы квалифицировать обстановку как внутренне напряженную.
Что же касается временных критериев действия норм о защите жертв войны, то можно выделить три случая, которым соответствуют различные группы норм, содержащиеся в Женевском праве. В первой категории норм начало применения соответствует началу военных действий между сторонами в конфликте и окончание применения соответствует прекращению активных военных действий. Вторую категорию применяемых правил образуют те, которые независимо от воли государств, участвовавших в подготовке договоров, не имеют временных ограничений. В качестве примера таких положений можно привести обязанность государств в сфере распространения международного гуманитарного права «как в мирное, так и в военное время…». Наконец, третья категория положений состоит из норм, которые в силу своего юридического предназначения должны распространять свое действие до тех пор, пока не будет выполнена соответствующая задача. Например, к этой категории правил относятся те, которые касаются деятельности Центрального справочного агентства, целью которого является сохранение семейных и общественных связей жертв вооруженных конфликтов.
Переходя к рассмотрению вопроса о правосубъектности, надо остановиться на характерном для данной отрасли права понятии «жертвы». Хотя это слово имеет смысл, сближающий его с понятиями этического свойства, и определяет лицо, ставшее объектом насилия, Женевские соглашения употребляют его как технический термин. В этом смысле жертвой может быть любое лицо, реально или потенциально затронутое вооруженным конфликтом, будь то гражданское лицо (любой, кто не принадлежит к вооруженным силам) или комбатант, который вследствие ранения, болезни или взятия его в плен оказался вне боевых действий.
С формальной точки зрения Женевские установления, как и все международные договоры, адресованы государствам-участникам. Покровительствуемые лица подпадают под действие норм этих юридических документов. Поэтому Женевские документы в совокупности представляют собой систему норм, благоприятствующих человеку и защищающих его. К вышеозначенным лицам относятся раненые и больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные и гражданские лица, в том числе живущие на оккупированных территориях.
В ходе проведенного исследования удалось провести анализ понятия и содержания Женевского права, изучить его источники, проследить развитие, отобразить актуальность данной темы.
Полученные в ходе исследования выводы: необходимость дальнейшего изучения и систематизации международного опыта в сфере применения норм Женевского права, совершенствования нормативной базы права, решение вновь встающих в этой сфере проблем – говорят о том, что данная тема является не менее актуальной, чем полвека назад. Ведь ни одно стихийное бедствие не может сравниться с ужасами и жестокостью, мучениями и страданиями, голодом и разрухой, уничтожением десятков, сотен тысяч и даже миллионов людей оборонительной, захватнической или национально-освободительной войной.
Опыт применения норм Женевского права в вооруженных конфликтах последнего десятилетия показал, что принципы женевских соглашений часто игнорируются на практике. По оценкам специалистов, во время Первой Мировой войны число жертв среди мирного населения составляло около 10 процентов, во время Второй Мировой войны — около 50 процентов, а в настоящее время число жертв среди мирного населения во время военных конфликтов нередко составляет около 90 процентов всех жертв.
Главная проблема заключается в том, что правовые нормы слишком редко соблюдаются. Слишком немногие знают о том, что такое Женевские конвенции, а слишком многие воюющие стороны пренебрегают их положениями либо же попирают их. Основной задачей остается обеспечение более строгого соблюдения права. Так, необходимо рассматривать новые и совершенствовать действующие средства содействия более строгому исполнению норм Женевского права. Но есть и положительные моменты: многие из нарушений больше не остаются незамеченными. Все чаще виновных в них лиц привлекают к ответственности за их действия, а это говорит об улучшении ситуации. За последние 60 лет Женевские конвенции позволили добиться потрясающих успехов: благодаря им были спасены жизни неисчислимого множества людей, воссоединены тысячи разлученных членов семей и дано утешение миллионам военнопленных.