женщина имеет право на аборт
Статья 56. Искусственное прерывание беременности
ГАРАНТ:
Статья 56 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2012 г.
1. Каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия.
2. Искусственное прерывание беременности по желанию женщины проводится при сроке беременности до двенадцати недель.
3. Искусственное прерывание беременности проводится:
1) не ранее 48 часов с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности:
5. Социальные показания для искусственного прерывания беременности определяются Правительством Российской Федерации.
6. Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
7. Искусственное прерывание беременности у совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной, если она по своему состоянию не способна выразить свою волю, возможно по решению суда, принимаемому по заявлению ее законного представителя и с участием совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 243-ФЗ в часть 8 статьи 56 внесены изменения
8. Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой административную или уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 56 настоящего Федерального закона
Имеет ли право женщина на аборт?
«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Статья 1 Всеобщей декларации прав человека.
Религия запрещает аборты. В светском государстве нет однозначного мнения на этот счет. В России аборт разрешен по медицинским и социальным показаниям. Сегодня Минздрав предлагает сократить социальные показания для абортов на поздних сроках. Существуют и радикальные законопроекты о том, чтобы полностью запретить аборты.
Наверное, все помнят скандал с плавающим у берегов Польши судном-клиникой, где, по-моему, голландская организация делала бесплатно всем желающим полькам аборты, уплывая для этого в нейтральные воды. В Польше очень строгое законодательство по поводу абортов.
В России законы другие. Казалось бы, проблемы сделать аборт у российских женщин нет, однако это не совсем так. О том, как в поселке Боровский Тюменской области власти решили вмешаться в процесс рождаемости, репортаж Алекса Неймирова.
Алекс Неймиров: В Боровском прекратили делать аборты. Сначала гинекологическое отделение поселковой больницы закрыли на ремонт, но и после его завершения женщинам отказывают в проведении операций по искусственному прерыванию нежелательной беременности, ссылаясь на указание сверху.
Дежурная медсестра Наталья Вележанина подтвердила:
Наталья Вележанина: Аборты не делаются. Представляете, либо женщина пришла к нам сюда, здесь ей сделали. Она полежала, отдохнула, за ней вовремя досмотрели: Нет, она едет в город. Там за последствия никто потом не отвечает в городе. Они все идут к нам.
Алекс Неймиров: Возмущенные женщины поселка направили в областную прокуратуру коллективную жалобу. Они потребовали разобраться в законности действий администрации. Цитирую письмо, под которым стоит 78 подписей:
В принципе, под этим обращением могли бы подписаться и многие другие женщины, с которыми я говорил на улицах поселка с 15-тысячным населением.
— Я думаю, что надо обязательно сделать, чтобы делали аборты все-таки. А то женщины ездят в город. Там, во-первых, дорого, а здесь же бесплатно делали.
— Мне кажется, не надо тем запрещать, кто вот пьет и еще детей рожает. Вот этим надо запрещать.
Алекс Неймиров: В ходе проверки было установлено, что оснований для отказа в искусственном прерывании беременности нет. Главный врач боровской больницы Александр Девятков комментировать ситуацию отказался, сославшись на свои моральные обязательства перед главой поселка Александром Крупиным, который сейчас в отпуске. Одна из пациенток, Зинаида В., решила все же воспользоваться своим правом на бесплатное медицинское обслуживание. Пока она ходила и требовала сделать ей аборт, срок шел, и в итоге ее еле приняли в районной больнице. Медсестра Наталья Вележанина, рассказавшая мне эту историю, считает подобные запреты произволом.
Наталья Вележанина: Грех сделать аборты, но извините, у нас действует Конституция, и никто еще прав женщин лишить не может.
Как говорится, бывает, раз в год и палка стреляет. Ну, всякое в жизни может случиться. Беременность наступит нежеланная, и я буду спрашивать у Александра Васильевича или у главного врача, рожать мне или нет?
Алекс Неймиров: Тем временем, глава поселка Александр Крупин усердно строит православный храм. В нем каждая женщина, видимо, сможет замолить свои грехи, к которым, по Библии, относятся и аборты.
Кристина Горелик: Это был репортаж Алекса Неймирова, Тюменская область.
Что касается запретов, подобных наложенному в поселке Боровский, тут ситуация, в принципе, ясная. По закону, в России сейчас аборты разрешены, хотя от этого местным женщинам не легче. Действительно, если попытка добиться аборта в местной больнице не приносит результатов, что делать? Добиваться справедливости? Но срок идет, и действительно вас могут не принять ни в одной другой больнице. Или же ехать в платное отделение? Но это же стоит денег.
Что делать, Инга Ивановна?
Инга Гребешева: Ну, понимаете, ситуация, конечно, дикая и нелепая. Но что можно сказать женщинам? Они абсолютно правы, подав жалобу в прокуратуру, но, конечно, терять время нельзя, пока такой произвол творится в их поселке. Потому что чем в более поздние сроки сделан аборт, тем опаснее это для здоровья женщины. И я думаю, что надо немедленно информировать об этом Министерство здравоохранения.
Кристина Горелик: Так как у нас программа не медицинская, а правозащитная, давайте разберемся, что такое «поздние» и «ранние сроки», и что такое «медицинские» и «социальные показания».
Медицинские показания возникают, когда беременность угрожает жизни и здоровью женщины. Скажем, у нее обнаруживается порок сердца, бронхиальная астма, или если сам плод погиб в утробе, или у него появился порок развития, который несовместим с жизнью. До какого срока разрешен аборт по медицинским показаниям, Инга Ивановна?
Инга Гребешева: Аборт по медицинским показаниям разрешен на любом сроке беременности, если это угрожает здоровью женщины. Но я хотела бы напомнить, что у нас существует законодательство, которое разрешает аборт по желанию женщины до 12 недель.
Кристина Горелик: До 12 недель считается ранним сроком? Давайте уточним.
Инга Гребешева: Да, это считается ранний срок. Да. До 12 недель.
Кристина Горелик: А что считается поздним сроком?
Инга Гребешева: Поздний срок, по настоящему законодательству, это 28 недель. Когда фактически это уже живой ребенок.
Но аборты по социальным показаниям у нас разрешены до 22 недель.
Вопрос такой. Не увеличит ли сокращение социальных показаний для направления на аборт рост числа криминальных абортов в России? Ведь если женщина не захочет иметь ребенка, она предпочтет от него избавиться всеми возможными способами даже на поздних сроках беременности.
Инга Гребешева: Вы знаете, я думаю, что ни один акушер-гинеколог вам не скажет, что это не вызовет увеличения числа криминальных абортов. Мы можем их не регистрировать, но они будут.
Но важно сейчас, мне кажется, что проблема социального аборта полностью перекладывается на плечи медиков и на плечи Министерства здравоохранения. Вот это меня удивляет. Потому что задача медиков, если аборт законодательно разрешен (в разных странах это по-разному), сделать женщине аборт максимально безопасно. И приложить все усилия, чтобы сохранить ее здоровье и репродуктивную функцию.
Кристина Горелик: Действительно, Минздрав сейчас занимается проблемами социального характера. Неужели в России некому заниматься подобными проблемами?
Кристина Горелик: Но вот по поводу развода. Может быть, должны существовать специальные психологические службы, например. Если женщину выслушают, помогут советом, успокоят:
Инга Гребешева: Обязательно.
Кристина Горелик: :может быть, она изменит свое мнение о прерывании беременности?
Инга Гребешева: Я согласна с вами. Это касается не только проблемы развода во время беременности. У меня тоже это вызывает сомнения, потому что это иногда может вызвать и специальные действия по разводу.
Но вот в предыдущем законодательном акте об абортах по социальным показаниям была такая запись, что могут существовать и другие социальные причины, которые толкают женщину на то, чтобы она делала аборт. И в этом случае решение должна принимать специальная комиссия. Я считаю, что аборты по социальным показаниям и решения об абортах по социальным показаниям, кроме тех, которые будут утверждены, должны рассматриваться этими комиссиями. Причем, там есть вопросы потери работы. Разве нельзя устроить отца беременной женщины на работу? Проблема жилья, которая возникла, конечно, не когда стало 22 недели беременности. Но если мы так печемся о будущем народа и об увеличение рождаемости, то, конечно, на любой территории эту проблему могут решить.
Но социальные службы должны занимать очень, я бы сказала, жесткую позицию в отношении органов, которые решают эти вопросы, и доброжелательную в отношении женщины. Чтобы максимально ей помочь.
И вторая проблема, которая возникает. Вот, скажем, женщина может делать аборт, если она не замужем. Но вот эти показания, они еще свидетельствуют о том, что мы вообще не работаем в плане профилактики абортов. Очень мало работаем. Женщины не знают, что аборт до 12 недель и аборт 22 недели это очень большая разница для состояния их здоровья. Еще почему, собственно, медики вот по этому поводу возникают? Потому что это угроза здоровью и репродуктивному здоровью женщины.
Поэтому во многих странах ведь проблема абортов дискутируется практически везде. Я вам могу привести пример, что там, где самое жесткое законодательство, там в Европе самое большое число абортов, самая низкая рождаемость. Это, допустим, Испания, это, допустим, Италия, где женщины делают аборты, выезжая из страны.
Кристина Горелик: Но у нас же разрешены аборты, и все же специалисты говорят о том, что скоро у нас грянет демографический кризис.
Инга Гребешева: Вы знаете, это вечный спор, который ведется. Мы его сейчас с вами не решим. Я могу высказать свое мнение вот в каком плане.
Совершенно определенно, что до 12 недель эмбрион не может существовать вне организма женщины. Поэтому в это время женщина может принять самостоятельное решение, как ей поступить дальше. А дальше идут аборты по медицинским и социальным показаниям, и это уже аборты больших сроков.
Кристина Горелик: А может быть, вообще запретить поздние аборты по социальным показаниям? Потому что у женщины было время принять решение до 12 недель. Как вы считаете?
А кроме того, надо же, чтобы женщины имели возможность предупреждать нежелательную беременность. У нас же была закрыта программа планирования семьи.
Кристина Горелик: Почему?
Инга Гребешева: Потому что Государственная Дума предыдущего созыва посчитала, что эта программа ведет к снижению рождаемости. Она ведет к сохранению репродуктивного здоровья. Ведь если молодые пары, молодые люди откладывают рождение детей, и это сейчас повсеместно, то они в это время должны сохранить свое репродуктивное здоровье, для того чтобы родить здорового ребенка, когда они этого захотят.
И во всех странах, где были жесткие законодательства об абортах, если они принимались, то одновременно там шли колоссальные программы с колоссальной затратой денег по проведению патерналистской политики, по увеличению рождаемости и по пропаганде и обучению детей в школах о защите своего репродуктивного здоровья и предупреждению нежелательной беременности.
Ведь у нас получается, что, по законодательству уголовному, в 14 лет подросток или ребенок (как хотите, его называйте) привлекается к уголовной ответственности за изнасилование. Но сказать, что после изнасилования бывает еще и беременность, и что девочка должна знать, что если у нее началась менструация, то она может забеременеть, это нельзя. В 18 лет в армию можно, а в 17 лет сказать, что нужно пользоваться презервативом, нельзя.
Если мы проведем вот это решение, не подкрепив его серьезными материальными вложениями и организационными решениями в охрану материнства и детства и в охрану репродуктивного здоровья, то мы тогда получим рост бесплодия, который чаще всего бывает после криминальных абортов, и смертность женщин, которые будут оставлять своих детей сиротами.
Кристина Горелик: Что касается образовательных программ в школах. Я знаю, у очень многих родителей резко негативное отношение к подобным программам. А поскольку приоритет в воспитании, по закону, принадлежит родителям, с их мнением нельзя не считаться.
Вот, может быть, это делать по-другому? Может быть, существуют другие способы? Может быть, это должны сами родители делать, или, наоборот, нужно самих родителей воспитывать?
Инга Гребешева: Вы знаете, вот я думаю, что эта пропагандистская работа, которая свидетельствует о силе оппозиции и о слабости людей, которые в нашей стране принимают решения в отношении здоровья наших детей и в отношении вообще их полового и сексуального поведения.
Потому что я вам могу сказать совсем наоборот, и у меня есть реальные данные, что когда родители знакомятся предварительно с программой полового воспитания, а не с теми какими-то выдуманными вещами, о которых им говорят: Ведь как проводятся эти опросы? «Ты хочешь, чтобы твоего ребенка развращали в школе?» Все говорят: «Нет, конечно, я не хочу».
Инга Гребешева: Вы знаете, это очень вопрос такой: многогранный. В 14 лет девочка не может отвечать за воспитание ребенка, потому что она не работает, и у нее нет собственного жилья. И, естественно, она может родить ребенка, но родители должны принимать в этом участие. И здесь сразу накручивается комплекс проблем, потому что девочка не получит образования, она не будет иметь достойной работы и т.д.
Отвечает за это, если хотите, я скажу, государство отвечает. Потому что девочку надо учить, во-первых. Во-вторых, надо создавать дома матери и ребенка, которые существуют. И когда мать молодая может поместить туда ребенка, если она захотела его родить, и в это время иметь возможность получить образование и хотя бы закончить школу.
Я, например, знаю, что в Англии есть специальный департамент, который занимается проблемами подростковой беременности.
Кристина Горелик: Что-то мы говорим все время о женщинах, о детях. А что же отцы будущих детей? Какую роль играет отец еще не родившегося ребенка? Какая доля ответственности лежит на мужчине, если он, например, уговаривает женщину сделать аборт, или, наоборот, мужчина страстно просит женщину оставить ребенка? Конечно, он не может подать в суд на женщину, однако может ли он предпринять ряд других шагов, чтобы заявить о своих правах на ребенка тоже? Как вы считаете?
Инга Гребешева: Заявить о своих правах на рожденного ребенка он может в соответствии с Конституцией. Но если он, так сказать, насильно заставит женщину ребенка родить, то это значит, по моему мнению, что он должен никогда не разводиться, всегда жить в семье и воспитывать этого ребенка.
Кристина Горелик: А если наоборот, он уговорил женщину на аборт?
Инга Гребешева: Если он уговорил женщину на аборт, то он не несет юридической ответственности, но он несет моральную ответственность, которая будет преследовать его всю жизнь.
Кристина Горелик: Спасибо.
Самостоятельное решение (без давления и контроля со стороны государства) о том, когда и сколько иметь детей, является неотъемлемым правом российских граждан. Я не сторонник абортов, но мне кажется, что никакие запреты не заставят женщину родить ребенка, если она этого не хочет. А запреты приведут только к росту абортов криминальных, совершаемых в антисанитарных условиях. От них, по данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире умирают около 200 000 женщин.
В вопросе абортов большое значение имеет разъяснительная работа, доступная информация о современных и безопасных способах контрацепции, которые должны заменить такой основной метод планирования семьи сегодня, как аборт.
Моя жизнь и мое тело: право женщины на аборт
Фейсбук способен любую личностную ситуацию сделать достоянием общественности. На то он и социальная сеть. Как говорится, любой каприз и на все воля авторская. Но одно дело ругать в своей ленте некультурных водителей, жаловаться на ЖКХ или делиться невеселыми новостями общепита…
Совсем другое – сообщить миру: «Моя девушка сделала аборт, помолитесь за отпущение ее грехов».
Подобное откровение ожидаемо вызвало активную полемику в комментариях… Впрочем, какую там полемику. Скорее, единодушную волну жалости к автору поста и осуждения его экс-подруги. Его – утешить и словом, и делом, за нее – помолиться, аборты – запретить.
Подобное любопытное проявление социальной активности заставило нас вспомнить историю и поднять статистику.
В СССР аборты были законодательно запрещены около 20 лет – с 1936 по 1955. Нужны были государству новые люди. Для новых трудовых подвигов.
Женская смертность увеличилась сразу же. Так, в 1935 от искусственного аборта и его последствий погибло более 450 женщин, в 1936 – более 900. При этом статистика по сельской местности, где ситуация вряд ли могла быть более оптимистичной, не велась. К 1940 г. смертность от самоабортов и криминальных абортов достигла отметки в 2 тысячи случаев. Параллельно этой цифре увеличивалось и количество детоубийств. Рождаемость, между тем, выросла незначительно.
Несмотря на годы запретов, обнародованная в конце 80-х статистика свидетельствует: СССР занимал одно из первых мест в мире по количеству абортов на число рожденных детей.
Это значит только одно: заставить женщину изменить свое решение, если от него зависит ее дальнейшая жизнь, не может никто: ни закон государства, ни осуждение социума, ни реакция отдельно взятого мужчины.
В таком случае, возможно, стоит задуматься, почему она принимает такое решение. А главное, о том, что она имеет полное право его принимать.
Гораздо более честно и действенно сосредоточиться на предупреждении и профилактике, чем на ограничении и осуждении.
Манипулировать, используя прописные истины, просто. Художница и общественный деятель Барбара Крюгер отмечала:
«77% лидеров антиабортных компаний – мужчины. 100% из них никогда не будут беременными».
А вот понять, принять и оставить в покое – невыполнимо?
Узнаем у наших читателей и психолога. Так как брать подобную ответственность на себя мы не беремся.
Имеет ли право женщина прервать нежелательную для нее беременность, не согласовывая это ни с кем, включая отца ребенка?
Женщины
Анастасия:
– На мой взгляд, женщина имеет полное право делать аборт даже в той ситуации, когда мужчина против. У нее на это может быть тысяча причин: она не готова стать матерью, она панически боится рожать, она планирует получить второе высшее образование и уехать на ПМЖ в Папуа – Новую Гвинею. Неважно. Она не обязана никому ничего объяснять, и тем более – чувствовать себя виноватой. Это ее жизнь, ее тело, и только ей решать, как ими распоряжаться.
Мужчина имеет право голоса лишь в том случае, когда ребенок уже родился: если он хороший отец, пусть помогает выбирать детский сад. Пока же ребенок находится в состоянии эмбриона, женщина имеет право на выбор: вынашивать ей, рожать ей и воспитывать в восьмидесяти пяти процентах случаев тоже ей. Где гарантия, что настаивающий оставить ребенка молодой отец не бросит новоиспеченную семью спустя три месяца после рождения малыша?
Ольга:
– Женщина должна поставить мужчину в известность о том, что беременна. И о том, что хочет эту беременность прервать. Но только поставить в известность. А что делать дальше – это ее личное дело. Потому что это ее здоровье, ее жизнь и ее будущее. Мужчина не имеет права посягать на это решение. Претендовать на звание отца он может тоже только с согласия матери. Сегодня в нашем обществе мужчина слишком часто хочет показать себя хозяином положения, по факту им не являясь, вследствие чего женская нервная система может легко пошатнуться. Кроме того, никто не исключает возможность того, что после этой ситуации сама женщина превратится в искусного манипулятора.
Анна:
– Женщина, безусловно, может и сама принять решение относительно того, делать ей аборт или нет, но я, черт возьми, настолько старомодна, что не могу понять, как женщина, которая не хочет ребенка, не может позаботиться заранее о том, чтоб не забеременеть.
Разные, конечно, бывают ситуации… Но если мужчина не против, если он рад факту беременности, то надо подумать 100 раз, прежде чем решаться на такой шаг. Вот история (конечно, крайний случай): была у меня знакомая (она, собственно, и сегодня есть, но мы не общаемся, не сложилось), которая каждый раз сама решала, делать ей аборт или нет. И вот даже не знаю, как это назвать и как она дошла до такой жизни, но она его 18 раз делала. Мужчины ее зачастую даже не знали о том, что она беременна. А вот если бы знали, то, может быть, кто-то и образумил бы ее, остановил в принятии таких решений.
Ольга:
– Я как мама не могу пройти мимо этой темы! Нет, нет и еще раз нет! Женщина не имеет право решать сама. Это дело двоих – родителей ребенка! Мне жаль женщин, которые думают только о себе и решают все только в свою пользу!
И так часто эти решения опираются на самые мелочные проблемы: не время, фигура, карьера… Разве это причины для убийства маленького человечка?
Теперь, когда среди моих знакомых есть мужчины, которые воспитывают детей одни… Я еще больше стала уважать мужской пол!
Ирина:
– Женщина имеет полное право принять решение о том, оставлять ей ребенка или прерывать беременность, самостоятельно. Она в принципе не должна кричать о своем положении с момента появления двух полосок на тесте.
Как мне кажется, говорить своему мужчине «я беременна», а потом становиться в позу «и мне плевать, хочешь ты ребенка или нет, я пойду и сделаю аборт» – это низко. А вот прервать беременность молча – нет. Пусть аморально, но не судите да не судимы будете.
Марина:
– Женщина может принять такое решение. Равно как и мужчина после этого может принять решение никогда ее больше не видеть.
Это не вопрос прав, а вопрос партнерства. И если партнеры не могут договориться по такому краеугольному вопросу, то я не вижу никакой дальнейшей перспективы таких отношений.
Мужчины
Денис:
– Если бы я узнал, что моя женщина сделала аборт (по любым причинам, исключая угрозу жизни матери или плода в случае вынашивания), я расстался бы с ней и никогда больше не виделся. Не понимаю и не принимаю оправдания таких «мамаш»: «мне сейчас не время», «у меня карьера», «я не смогу» и прочее. Подобные отговорки и решения не имеют права на жизнь.
Сергей:
– Если аборт без согласования со мной сделала бы девушка, с которой не стоит штампа в загсе, я бы с ней немедленно расстался. Без каких-либо дискуссий на эту тему. Кто дает женщине право убивать нашего общего ребенка?
Если бы так поступила законная супруга, с которой, допустим, связывает не один год совместной жизни и уже рожденные дети, уходить из семьи не стал бы, попытался бы ее понять. Но сделать это было бы очень трудно, поскольку это решение кажется мне неприемлемым в принципе. Не представляю, как я смог бы это пережить…
Александр:
Нельзя так поступать, если ты человек.
Единственное исключение, которое могу предположить: если женщина точно знает, что мужчина будет настаивать, а рождение ребенка повлечет опасность для ее жизни. Но представить такую ситуацию крайне сложно, да и все это частности.
Николай:
– Я бы не бросил любимую женщину, если б она так поступила. Но трещина в отношениях появилась бы навсегда. Невозможно после такого поступка продолжать доверять человеку. Ловил бы себя на мыслях вроде «а что, если она поступит так еще раз?», «а что еще она может от меня скрывать?» и так далее…
Но просить простил бы… Нет того, чего нельзя простить, если любишь.
Андрей:
– А я бы пожалел свою любимую женщину в этой ситуации… Что-то же толкнуло ее на этот шаг? Задумался бы о том, что, возможно, в сложившейся ситуации виноват я, что мне стоит пересмотреть свое поведение по отношению к ней.
В общем, я искал бы корень проблемы и недоверия любимой в себе самом… И, наверное, попросил бы у нее прощения.
Ольга Горбатенко, практикующий психолог Центра успешных отношений:
– Такие решения – это всегда столкновение личной системы ценностей индивида и общественной системы ценностей в каждом конкретном обществе. В первую очередь, решение женщины по данному вопросу без согласия мужчины точно отразится на ее отношениях с данным человеком. Во вторую, это затронет отношения с ее близким окружением – родителями, подругами, знакомыми.
Можно рекомендовать женщине, оказавшейся в такой ситуации, донести до мужчины свои чувства и эмоции и попросить его аргументировать свою позицию.
Вполне возможно, что ее желание сделать аборт вызвано не осознанной внутренней потребностью, а лишь тем, что она не уверена по какой-либо причине в партнере, в том, что он сможет ее поддержать и морально, и материально.
Возможно, у женщины есть страх оказаться зависимой от этого мужчины. Или страх оказаться плохой матерью. А мужчина, в свою очередь, может хотеть привязать женщину вследствие рождения ребенка к дому, к себе, сделать ее менее социально активной.
Если же причина гораздо глубже, то, вполне возможно, женщине следует обратиться к психологу. С ним женщина имеет шанс проработать свои страхи беременности, рождения и воспитания ребенка. Ведь все они возникают не случайно!
Брать весь груз ответственности на себя и самой делать выбор сложнее всего. Однако принимать это решение – вдвоем или одной – все равно придется.