женщина не имевшая детей в римском праве могла усыновлять

11. Узаконение и усыновление. Опека и попечительство в римском праве

1. Если ребенок родился у лиц, не состоящих в законном браке, то родители должны признать его рождение законным. Способы узаконения ребенка:

• заключение брака между родителями внебрачного ребенка;

• издание специального соответствующего указа императора (рескрипта) при отсутствии или смерти матери;

• зачисление сына в члены муниципального сената, а если вне брака будет рождена дочь, то выдача ее замуж за члена муниципального сената.

2. Усыновление – установление отцовской власти над чужими детьми. Формы усыновления:

? arrogatio – усыновление семейно-самостоятельных лиц. На первоначальном этапе осуществлялось публично в народных собраниях, затем императором и судом. Но особенно важным было то, чтобы об усыновлении было публично объявлено;

? adoptio – усыновление семейно-подвластных лиц, в результате чего происходила смена домовладыки, которому подчинялся подвластный. Данный вид усыновления влек за собой разрыв кровных связей с прежней семьей и возникновение родства с семьей усыновителя.

3. Усыновление подвластных лиц осуществлялось в два этапа:

• освобождение подвластного от власти предыдущего отца семейства. Для этого осуществлялась троекратная фиктивная продажа лица с последующим освобождением мнимым покупателем. В Древнем Риме досрочное освобождение из-под отцовской власти осуществлялось при посвящении дочери в весталки, а сына – во фламины, а в период Римской империи – при назначении на высшие государственные или церковные должности;

• вступление под власть нового отца семейства путем предъявления виндикационного иска, возникающего из отцовской власти. После продажи ребенка в третий раз мнимый покупатель не отпускал его на свободу, а использовал в качестве ответчика по указанному иску, который к нему предъявлял усыновитель, в соответствии с заранее достигнутой договоренностью. Усыновитель и его подвластный являлись к претору, где и признавали иск. После указанной процедуры претор объявлял подвластного состоящим под властью отца семейства, усыновителя.

4. Усыновителями могли выступать мужчины. Женщины могли выступать усыновителями только в исключительных случаях (для возмещения потери сына). Также усыновителем могло выступать только семейно-самостоятельное лицо. Подвластные не могли выступать усыновителями по той причине, что ответственность за совершаемые сделки нес глава семейства. Усыновитель должен был быть старше усыновляемого на 18 лет, но не моложе 60 лет. В период Римской империи был отменен запрет на усыновление несовершеннолетних детей.

5. Опека – это правовой режим, при котором опекун наделяется правом принимать решения за опекаемого и в его интересах. В большинстве случаев опека устанавливалась над малолетними гражданами независимо от пола. Опекунство устанавливалось в связи с возрастом лица, состоянием здоровья, а также по другим причинам.

6. Опека устанавливалась в отношении несовершеннолетних и женщин. Опекунство над лицами мужского пола продолжалось до достижения ими возраста 14 лет. Опекунство над женщиной было постоянным и не зависело от достижения какого-либо возраста. При этом опека устанавливалась как в отношении замужней, так и в отношении незамужней женщины. Однако в отношении замужней женщины опека осуществлялась по ее личному желанию.

7. Выделялись три формы опеки:

? обязательная опека – опека домовладыкой членов своей семьи и подвластных;

? завещательная опека – устанавливалась по завещанию главы семейства в отношении наследника;

? наставленная опека – назначение опекуна по решению магистрата в отношении лиц, которым необходима опека.

Опека представляла собой публичную повинность. Опекун мог отказаться от осуществления опеки только при наличии уважительных причин (таких, как неграмотность, возраст более 70 лет и т. д.). Запрещалось осуществлять одному лицу опеку более чем над тремя лицами.

8. Попечительство – это вид законной опеки, который устанавливается только по решению властей в отношении сумасшедших, безумных и расточителей. Магистрат исследовал психическое состояние и социальное поведение определенного лица и при положительном результате выносил решение об установлении над этим лицом попечительства. Безумные могли быть признаны полностью недееспособными, и тогда на попечителя возлагалась обязанность по ведению дел в отношении опекаемого. Но при наличии определенных светлых промежутков действия опекаемого, совершаемые в данные промежутки, могли иметь юридическую силу. Расточители являлись ограниченно дееспособными, они не могли совершать сделки отчуждения или заключать обязательства личного характера, но сохраняли право на приобретение имущества, несли ответственность за причиненный их действиями вред и др.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Правовые отношения родителей и детей

Patria potestas

144. Отношения между матерью и детьми. Отношения между матерью и детьми глубоко различны в зависимости от того, состоит ли мать в браке cum manu или в браке sine manu с отцом детей. Мать, состоящая в браке cum manu, для детей является loco sororis и вместе с ними подчинена власти своего мужа (или его paterfamilias, если муж состоит in patria potestate), на равных с детьми началах она наследует после мужа; взаимное право наследования соединяет ее в качестве агнатки детей с теми из них, которые вышли из patria potestas мужа. В качестве агнатов ее сыновья осуществляют над ней опеку после смерти мужа. Связь матери с детьми в браке — наиболее тесная после связи paterfamilias со своими подвластными.

Наоборот, в браке sine manu мать в древнейшем праве юридически не связана с детьми. Она не член семьи отца своих детей, она — агнатка своих старых агнатов, член своей старой семьи, в которой она наследует и члены которой наследуют после нее и осуществляют над ней опеку.

Однако подобно тому, как с течением времени была значительно смягчена юридическая отчужденность мужа и жены в браке sine manu, она была почти устранена в отношениях между матерью и детьми, рожденными от брака sine manu. Когнатическая, кровная связь стала постепенно служить основанием права матери на совместное проживание с нею несовершеннолетних детей, находившихся под опекой постороннего лица или даже in patria potestate мужа, с которым мать была в разводе, позднее даже на осуществление матерью опеки. Матери было предоставлено право на алименты от детей, детям было воспрещено предъявлять к матери инфамирующие иски, привлекать ее к суду без разрешения магистрата, beneficium competentiae стал ограничивать пределы ее имущественной ответственности перед детьми. Наконец, сенатусконсульты II в., а затем императорские конституции установили и последовательно расширили допущенные претором взаимные права наследования детей и матери, состоявшей в браке sine manu.

145. Отношения между отцом и детьми. Иначе были построены отношения отца с детьми. Для этих отношений было безразлично, состоял ли отец в браке cum manu или sine manu. Дети всегда находятся под властью отца, in patria potestate.

Эта власть, первоначально безграничная, постепенно, однако, смягчалась. Основной причиной этого являлось распадение прежней крестьянской семьи (в связи с развитием рабовладельческих хозяйств), развитие в городах ремесел: сыновья все в больших размерах ведут самостоятельное хозяйство. Наряду с этим сыновья приобретают самостоятельное положение в постоянной армии и в государственном аппарате.

Уже в древнейшее время власть paterfamilias над личностью детей умерялась воздействием семейного совета, суждения которого не были юридически обязательны, но и не могли, в соответствии с общественными воззрениями, игнорироваться при наложении на детей суровых наказаний. В конце же республики и в начале периода империи был введен ряд прямых ограничений прав paterfamilias на личность детей. Право продавать детей было ограничено случаями крайней нужды и распространялось только на новорожденных детей. Упразднено было право выбрасывать детей. Императорский указ IV в. приравнял убийство сына ко всякому parricidium. Согласно другому, более раннему (II в. н.э.) указу власти могли принудить отца освободить сына от patria potestas. Наконец, за подвластными детьми было признано право обращаться к магистрату extra ordinem с жалобами на paterfamilias, а также право требовать алименты.

В сфере имущественных отношений подвластные дети были, по-видимому, рано допущены к совершению сделок от своего имени. Но все права из таких сделок (так же, как из сделок рабов, совершавшихся ех persona domini) возникали для paterfamilias. Обязанности же из этих сделок для paterfamilias не возникали. Совершенные подвластными деликты служили основанием для actiones noxales против paterfamilias о возмещении вреда или выдаче подвластного потерпевшему для отработки причиненного им вреда.

Одновременно с последовательным ограничением власти мужа над женой, с одной стороны, и параллельно с расширением круга юридических последствий из сделок рабов — с другой, осуществлялся и процесс постепенного признания имущественной право- и дееспособности подвластных детей. Претор стал предоставлять против paterfamilias такие же actiones adiecticiae qualitatis из сделок подвластных, какие он предоставлял на основании сделок рабов (п. 117). Но сами подвластные, после того как они становились personae sui iuris, стали признаваться ответственными по этим сделкам не iure naturali, как рабы, а iure civili.

В то же время если пекулий, который нередко выделялся подвластному сыну, продолжал признаваться имуществом paterfamilias, так называемый peculium profecticium, то появились определенные группы имущества, права на которые стали возникать в лице не paterfamilias, а подвластного сына. Таким имуществом была признана постановлением Августа, а может быть. Цезаря, под влиянием создания постоянной профессиональной армии, военная добыча, а равно и все имущество, приобретенное сыном в связи с его военной службой: paterfamilias был не вправе отобрать это имущество у сына, сын не только свободно пользуется этим имуществом, он вправе и распоряжаться им, в частности завещать (сначала во время пребывания на военной службе, а начиная со II в. независимо от момента составления завещания). Однако в случае смерти сына без завещания это имущество переходит к отцу, и притом iure peculii, без обременения отца обязательствами умершего сына.

Правила, сложившиеся в период принципата для имущества, приобретенного сыном на военной службе, были в период империи в связи с созданием большого административного аппарата принцепса перенесены и на имущества, приобретенные на гражданской службе: государственной, в придворных или церковных должностях. Так, с IV в. н.э. постепенно сложилось peculium quasi castrense.

Наконец, с признанием права наследования детей после матери, состоявшей в браке sine manu, невозможно было не оградить от притязаний со стороны paterfamilias и имущество, унаследованное детьми от матери. В IV в. это имущество было объявлено принадлежащим детям с правом paterfamilias на пожизненное пользование и управление им.

В дальнейшем в такое же положение были последовательно поставлены имущества, унаследованные от родственников с материнской стороны. Развитие завершилось постановлением, что paterfamilias сохраняет право собственности лишь на то состоящее в обладании детей имущество, которое либо приобретено ех re patris, на средства отца, либо получено contemplatione patris, т.е. от третьего лица, желающего создать известную выгоду для paterfamilias, а также на имущество, которое отец передал подвластным, желая подарить его, но которое оставалось собственностью отца вследствие недействительности сделок между ним и подвластными детьми. Это — bona profecticia. Все остальные имущества, bona adventicia, принадлежат подвластному, который вправе распорядиться ими при жизни и лишь не вправе завещать эти имущества, переходящие после смерти подвластного к отцу, но уже iure hereditario, обременяя отца входящими в состав этого имущества обязанностями.

146. Прекращение patria potestas. Как уже указано, patria potestas была пожизненной и нормально прекращалась смертью paterfamilias.

При жизни его и независимо от его воли она прекращалась лишь с приобретением сыном звания flamen Dialis (одна из высших жреческих должностей), дочерью — звания весталки; в позднейшее императорское время ее прекращало приобретение сыном звания консула, praefectus urbi, magister militum или епископа. Но paterfamilias мог сам положить конец своей власти над сыном или дочерью путем emancipatio. Формой emancipatio служило использование правила законов XII таблиц о том, что троекратная манципация подвластного прекращает отцовскую власть: paterfamilias трижды манципировал подвластного доверенному лицу, которое трижды отпускало подвластного на волю. После первых двух раз подвластный возвращался под власть paterfamilias, после третьего он становился persona sui iuris.

В VI в. необходимость в этих формальностях отпала: были допущены emancipatio per rescriptum principis (так называемая emancipatio Anastasiana), emancipatio посредством заявления перед судом (так называемая emancipatio lustinianea). После emancipatio отец сохранял право на пользование половиной имущества сына.

Узаконение и усыновление

147. Узаконение. Patria potestas предполагала рождение сына или дочери в римском браке. Над детьми, рожденными вне брака, она могла быть установлена путем узаконения, legitimatio. Однако legitimatio возникла лишь в период империи и допускалась только в отношении liberi naturales, т.е. детей, рожденных от конкубината (п. 136). Постепенно сложились три способа legitimatio: а) legitimatio per oblationem curiae, т.е. путем представления внебрачного сына в ordo местных декурионов с наделением его известным имущественным цензом; б) legitimatio per subsequens matrimonium, т.е. путем последующего брака родителей; в) путем издания специального императорского указа.

148. Усыновление. Но patria potestas могла быть установлена и над чужими детьми путем усыновления.

Существовали два вида усыновления, совершавшегося в разных формах: а) arrogatio, если усыновляемый был persona sui iuris и б) adoptio, если усыновляемый был persona alieni iuris. (1) Arrogatio в древнейшие времена производилась в народном собрании при участии pontifex maximus и в присутствии как усыновителя, так и усыновляемого. После расследования обстоятельств дела pontifex maximus предлагал народному собранию rogatio об усыновлении. Таким образом, каждая arrogatio была iussus populi, т.е. законом. Ввиду этого усыновлять и быть усыновляемыми в этой форме могли только лица, которые имели право участвовать в народных собраниях. К числу таких лиц не принадлежали ни женщины, ни несовершеннолетние. С падением значения народных собраний отпадает и законодательный характер arrogatio; она превращается в публичное оформление соглашения усыновителя с усыновляемым. С окончательным прекращением созыва народных собраний arrogatio производится per rescriptum principis. (2) Adoptio совершалась так же, как emancipatio, путем использования правила законов XII таблиц о троекратной mancipatio. Paterfamilias трижды манципировал подвластного доверенному лицу, которое после первых двух манципаций освобождало подвластного от mancipium, после чего подвластный возвращался под власть paterfamilias. После третьей mancipatio, прекращавшей patria potestas, выступал усыновитель и предъявлял к доверенному лицу, у которого подвластный был in mancipio, vindicatio filii. В результате начинавшегося таким образом фиктивного процесса претора addicit усыновляемого усыновителю. Для adoptio дочери или внука достаточно было одной mancipatio. Юстиниан заменил эту сложную процедуру простым заявлением перед судом.

До Юстиниана adoptio так же, как и arrogatio, вводила усыновленного в агнатическую семью усыновителя, но Юстиниан ослабил ее значение: она не уничтожала patria potestas кровного отца, лишь устанавливая право наследования усыновленного после усыновителя.

Некоторые указания дошедших до нас памятников позволяют думать, что существовал еще и третий вид усыновления: усыновление в завещании усыновителя (adoptio testamentaria), но отчетливых сведений о нем нет.

Опека и попечительство

148-а. Лицо sui iuris в связи с возрастом, состоянием здоровья или некоторым особым положением может нуждаться в помощи и охране при осуществлении своей гражданской правоспособности. Этим целям служили в римском праве опека (tutela) над несовершеннолетними, над расточителями, а также рано утратившая практическое значение опека над женщинами, и попечительство (сига) над безумными, над так называемыми минорами (т.е. не достигшими 25 лет), над расточителями. Различие между опекой и попечительством выражалось в порядке деятельности опекуна и попечителя. Опекун формальным актом согласия (auctoritatis inteфOsitio) придает юридическую силу сделкам, к совершению которых подопечный не способен; попечитель же выражает свое согласие (consensus) неформально, возможно, даже неодновременно со сделкой.

148-6. В древнейшие времена опека устанавливалась в интересах не подопечного, а лиц, которые были его ближайшими наследниками по закону. Ее основной задачей была охрана имущества подопечного в интересах его наследников. Поэтому порядок призвания к опеке (если опекун не был назначен в завещании) совпадал с порядком призвания к наследованию, т.е. опекуном являлся ближайший агнат подопечного.

В древнейшее время опека представляла собою не обязанность опекуна, а его право, точнее — власть опекуна над имуществом и личностью подопечного, близкую по содержанию к власти paterfamilias.

Однако постепенно права опекуна начинают пониматься как средство для осуществления его обязанностей. Эти изменения, тесно связанные с последовательным ослаблением родовых связей, постепенно превращают понятие опеки как власти в понятие опеки как общественной повинности (munus publicum).

В связи с этим наряду с двумя указанными выше порядками установления опеки (в силу агнатического родства с подопечным и по завещанию paterfamilias) возникает третий порядок: назначение опекуна государством.

Вместе с тем постепенно развился и контроль государством деятельности опекунов. Устанавливаются особые основания (ех-cusationes), по которым можно не принять назначения опекуном. Развивается система исков к опекуну в случаях непредставления им отчета о ведении дел подопечного, и в случаях не только растраты, но и нерадивого ведения дел. Затем входит в обычай требовать от опекуна при вступлении его в должность представления обеспечения (satisdatio rem pupilli salvam fore), a в период империи вводится законная ипотека подопечного на все имущество опекуна.

Источник

Римское право о проблемах усыновления и попечительства

Во II в. до н. э.-11 в. н. э. оформилась правовая система, ставшая классической основой для современных правовых положений — так называемое римское право. В нем существовал и ряд статей, прямо или косвенно касавшихся проблем призрения.

Усыновление как таковое могло совершаться в двух видах, в зависимости от его целей.

1. Если целью было получение наследника при отсутствии детей. Это усыновление со­вершалось в виде общественного узаконения. Однако в связи с тем, что усыновляемый располагал правами на­следства, должны были быть выполнены некоторые усло­вия. Во-первых, могли быть усыновлены только те лица, которые имели право участвовать в народных собраниях (свободные граждане); во-вторых, не подлежали усыновлению женщины и несовершеннолетние. Кроме того, усы­новителем мог стать только свободный гражданин — мужчина. Впоследствии усыновление стало совершаться «по рескрипту императора», который мог позволить усынов­лять и несовершеннолетних.

Вторая форма усыновления более сложная исполь­зовалась для привлечения дополнительной рабочей силы в семью. В этом случае совершалась троекратная фиктив­ная продажа члена семьи «в рабство». Вначале отец усыновляемого продавал его какому-нибудь постороннему доверенному человеку, а тот тотчас отпускал сына на волю. Затем следовали вторая продажа и повторное освобожде­ние на волю. Наконец, осуществлялась третья продажа, после которой сын уже был формально свободен от уз, связывавших его со своей семьей, но третьего отпуска на волю не производилось и сын пока считался собственнос­тью доверенного лица. В данном случае возможно было усыновление и женщин, и несовершеннолетних.

II. Опека и попечительство.

Во всяком обществе могут оказаться лица, имеющие права («правоспособные»), но не обладающие достаточной степенью разумения и зрелостью воли для самостоятель­ного управления своими делами («недееспособные»). К последним по римскому праву относились несовершен­нолетние и безумные; таковыми же являлись, согласно ста­рым воззрениям, женщины; наконец, таковыми же призна­вались и расточители.

Если все эти лица находились под чьей-либо семей­ной властью, то особого вопроса об их охране не возника­ло. Иное дело, если они таковой естественной семейной ох­раны не имели. Тогда для права возникал вопрос об орга­низации для них искусственной защиты, о создании свое­образного суррогата семейной охраны. Именно этой цели и служил оформленный в римском праве институт опеки и попечительства.

Прежде всего порядок призвания к опеке совпадал с порядком призвания к наследованию, то есть естествен­ным опекуном становился ближайший наследник. Причем наследование определялось только в рамках агнатического родства, а естественным опекуном являлся ближайший агнат (агнатическое родство — это не родство вообще, а лишь имеющее значение по гражданскому праву кров­ное родство, ограниченное членами семейства, происшед­шими от лиц мужского пола, или усыновленные ими. На­пример: братья и сестры суть агнаты, но дети сестры в их число уже не входят).

Римское право исстари различало два вида опеки: соб­ственно опека (tutela) и попечительство (сига), хотя прин­ципиальной разницы между функциями опекуна (тьютора) и попечителя (куратора) нет. В то же время роль опекуна или попечителя могла толковаться различно в зависимос­ти от характера недееспособности, послужившей основа­нием для учреждения опеки.

Если недееспособность являлась полной (малолетний, безумный), тогда опекун или попечитель имел право заме­нить подопечного и самостоятельно вести его дела. Если же недееспособность являлась лишь частичной (несовер­шеннолетний, расточитель), тогда роль опекуна сводилась к подкреплению действий опекаемого в совершении от­дельных имущественных актов.

В зависимости от объекта опеки выделялись и ее раз­личные формы:

1. Попечение о несовершеннолетних. Человек (свободный римский гражданин) по римско­му праву являлся правоспособным уже с момента своего рождения, он мог тотчас же оказаться обладателем огром­ного состояния и участником сложнейших юридических отношений. Однако было очевидным, что признать за ним тотчас же дееспособность нельзя. Вследствие этого уже в древности в Риме наступление дееспособности челове­ка откладывалось до достижения им известной степени физической и психической зрелости. Вопрос возникал лишь о том, какими признаками следовало определять наступ­ление этой зрелости, достижение совершеннолетия.

Так же римское право длительное время различало совершеннолетие и несовершеннолетие по единственно­му признаку половой зрелости. Однако с развитием эко­номической и деловой жизни данный критерий оказывал­ся решительно непригоден; условия новой жизни потре­бовали установления какого-либо определенного, для всех одинакового, возраста совершеннолетия. Ко времени прав­ления византийского императора Юстиниана (527-565 гг.) был зафиксирован единый возраст достижения мужчиной совершеннолетия —14 лет.

Однако между только родившимся ребенком и юно­шей, достигшим совершеннолетия, имелись и промежуточ­ные ступени, так как человек постепенно приобретал спо­собность ориентироваться сначала в простых, а затем — и в более сложных вещах. Именно поэтому римское пра­во различало среди несовершеннолетних две основные группы. Дети до 7 лет (инфанты) никакого участия в граж­данском обороте не принимали; всякое волеизъявление их признавалось ничтожным и не могло быть даже основани­ем для действий или согласия опекуна. Именно поэтому опекун имел право всецело заменить опекаемых, ведя дела от их имени. Дети от 7 до 14 лет, за которыми уже призна­валась определенная способность разумения, сделки чис­того приобретения (например, принятие подарка) могли совершать без согласия опекуна; во всех же остальных слу­чаях они действовали при участии опекуна и с его согласия.

По достижении 14 лет человек признавался совершен­нолетним, а потому мог вести дела самостоятельно. Однако этот возраст вскоре обнаружил свою недостаточность, что и было зафиксировано особым законом от 190 г. до н. э. По данному закону устанавливалась уголовное преследо­вание против лиц, которые воспользовались неопытностью совершеннолетних, но не достигших 25 лет юношей. На­казывались в этом случае не только прямой обман, но и зак­лючение невыгодной сделки.

женщина не имевшая детей в римском праве могла усыновлять

Такое покровительство со стороны государства име­ло и обратную сторону: коммерсанты стремились ограни­чивать контакты с людьми, не достигшими двадцатипяти­летнего возраста. Поэтому на рубеже двух эр в Риме воз­никает особый институт кураторства — советчики и представители лиц в возрасте от 14 до 25 лет. Постепенно в силу вошло предписание, по которому никакая сделка юноши не может быть признана действительной, если зак­лючена без участия куратора. Тем самым реальный возраст достижения совершеннолетия сдвинулся до 25 лет, а пра­вовое положение лиц от 14 до 25 лет фактически сравня­лось с положением детей.

Женщина вследствие отсутствия такой способности всю свою жизнь должна была находиться под опекой сво­его ближайшего агната или того лица, которое было назна­чено ей в опекуны по завещанию отца или мужа. Однако уже ко II в. до н. э. ее безусловный характер утрачивает смысл и отмирает. Жен­щина самостоятельно ведет свои дела и лишь в редких случаях требуется согласие опекуна, которое, впрочем, не имело решающего значения.

Но уничтожение опеки над женщинами отнюдь не означало полного уравнения в правах с мужчи­нами. Целый ряд юридических функций оставался для женщин недоступен. Во-первых, женщины не имели пра­ва занимать никаких государственных должностей; во-вто­рых, не могли выступать за других в суде (то есть являть­ся чьим-либо представителем); в-третьих, не могли быть назначены опекунами (кроме матери или бабки по отно­шению к своим детям или внукам).

С другой стороны, римские свободные женщины име­ли и некоторые привилегии. Например, в целом ряде слу­чаев женщины могли сослаться на незнание закона (вмес­те с крестьянами, несовершеннолетними и солдатами). Данное право было признано за женщинами «вследствие слабости пола». Недействительным также признавалось принятие женщинами ответственности за чей-либо долг: мотивом для данного узаконения признавалась «слабость» и «излишняя доверчивость» женщины.

Следует подчеркнуть, что сами мужчины требовали наделить своих жен правами наследования (имением, вот­чиной) вместо приданого. Это способствовало развитию инициативности женщина экономической сфере. Прида­ное стало вкладываться как капитал в такие сугубо «муж­ские» занятия, как ремесло и торговля. Особенно активно этим занимались представительницы высших сословий.

Взаимосвязь социально-правовых, социокультурных, социально-демографических и других аспектов проблемы удобнее рассмотреть на примере изменения норм бракораз­водного права. В этой области также проявляется тенден­ция к уравниванию прав мужа и жены. Так, жена имела возможность развестись с мужем по физиологическим причинам, а для мужчин такого повода не предусматрива­лось (хотя практика расторжения брака по причине беспло­дия женщины, судя по всему, имела место). Статья 15 сво­да «Эклоги» гласит: «Если мужчина в течение трех лет ока­зывался неспособным к брачному сожительству, то женщина имеет полное право на развод».

3. Попечительство над безумными. Попечительство над безумным становилось делом ближайшего родственника и наследника, причем оно давало полную власть над личностью и имуществом опекаемого.

Дальнейшее развитие шло по пути усиления государ­ственного контроля за действиями попечителей. Так, при Юстиниане опекуны уже назначались властями. Сами бе­зумные признавались пожизненно лишенными дееспособ­ности, вследствие чего опекун полностью заменял опекаемого. Назначению попечителя предшествовало расследо­вание психического состояния больного со стороны маги­стратуры, от которой и зависело установление опеки. В случае, если к помешанным изредка возвращалось созна­ние, то тогда они признавались временно дееспособными.

4. Попечительство над расточителями. Устанавливалось попечительство и над расточителями. В случае, если обнаруживалось наличие расточительной наклонности, тогда магистрат налагал на расточителя зап­рет. Обычная формула такого запрета была следующей: «Поскольку ты имущество отцовское и дедовское расто­чительством своим губишь и ведешь детей своих к нище­те, по этой причине запрещаю тебе распоряжаться этим имуществом».

Первоначально запрещение касалось лишь имуще­ства, полученного по наследству («отцовское и дедовс­кое»), того самого, которое должно было перейти к детям расточителя. Но с течением времени запрещение было распространено на всякое имущество вообще. Расточитель же ограничивался в своей дееспособности и его деятель­ность ставилась под надзор куратора (попечителя). Сам расточитель имел право заключать сделки чистого приоб­ретения, для всех же остальных требовалось согласие по­печителя. Длительность опеки в данном случае зависела как от характера опекаемого, так и от отношения к нему его родственников.

Кроме названных выше форм опеки и попечительства в Римском праве были и менее распространенные формы: попечительство над несостоятельным должником; попечи­тельство над наследством, пока оно не будет принято на­следниками; попечительство для охранения интересов еще нерожденного ребенка. Особого интереса заслуживает последняя из названных форм опеки: если умирал или погибал муж, а зачатый им ребенок должен был вскоре родиться, то для охраны имущества умершего назначался опекун. Далее же все зависело от игры природы: если рож­дался мальчик, то по закону имущество переходило к нему, а опекун исполнял свои обязанности до совершеннолетия наследника, если же рождалась девочка, то имущество переходило вдове, а функции опекуна, тем самым, прекра­щались.

Итак, в рамках римского права разрабатывались от­дельные проблемы, связанные с призрением, но они в ос­новном касались так называемого частного права, то есть установления опеки и попечительства, института усынов­ления, все происходило в рамках семьи, хотя и под конт­ролем государства. Собственно же государственная поли­тика в сфере общественного призрения была крайне огра­ниченной и ограничивалась в основном устройством народных зрелищ и угощений.

Таким образом, и в Древней Греции, и в Древнем Риме особое развитие получила филантропическая деятель­ность, осуществлявшаяся как государством, так и частны­ми лицами и означавшая зачастую любое доброе начина­ние: сюда могли входить и раздача денег и хлеба, и устрой­ство празднеств и зрелищ, и просто добрая пирушка.

Тема 2. Древнейшие формы помощи и поддержки в Западной цивилизации

1. Благотворительность и общественное призрение в Древней Греции.

2. Благотворительность и общественное призрение в Древнем Риме.

3. Римское право о проблемах усыновления и попечительства.

1. Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. М., 1995.

2. Дюпуи Е. Проституция в древности. Кишенев, 1991.

3. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала ХХ века). М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. 480 с.

4. Латышев В.В. Очерк греческих древностей. Государственные и военные древности. СПб., 1997.

5. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней: В 2-х т. СПб., 2000.

6. Покровский И.А. история римского права. СПб., 1998.

7. Фирсов М.В. Краткий курс истории соц. работы за рубежом и в России. М., 1992.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *