жертвы вооруженного конфликта в международном гуманитарном праве
6.12 Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
К ним относятся:
Источники современного международного гуманитарного права
К источникам современного международного гуманитарного права относятся:
Отраслевыми принципами МГП являются следующие:
Принцип гуманизации вооруженных конфликтов, в отличие от других принципов международного гуманитарного права, распространяется на все сферы вооруженной борьбы и означает обязанность соблюдения воюющими государствами (сторонами) системы норм, направленных на смягчение суровости и жестокости войны, на проявление человеколюбия к жертвам войны в процессе боевых действий.
Принцип защиты гражданских объектов означает сосредоточение усилий воюющих сторон на сохранении гражданских объектов, включая культурные ценности, недопустимости нападения на них в целях обеспечения безопасности и нормальных условий жизни гражданского населения.
Принцип охраны природной среды в период вооруженных конфликтов включает систему мер, направленных на предотвращение, ограничение и устранение ущерба природной среде в период ведения боевых действий, недопустимость военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду, которые могут причинить ей обширный, долговременный и серьезный ущерб.
Принцип защиты интересов нейтральных государств означает соблюдение воюющими государствами норм, направленных на обеспечение в период международного вооруженного конфликта прав и законных интересов (правового статуса) государств, внешняя политика которых направлена на неучастие их в войне, а также отказ нейтральных государств от оказания помощи воюющим сторонам.
Принцип ограничения воюющих в выборе методов и средств ведения войны означает применение воюющими сторонами только таких методов и средств нанесения вреда неприятелю, которые не противоречат международному праву.
Принцип ответственности государств и физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права означает неотвратимость ответственности государств и индивидов за причинение вреда в период вооруженных конфликтов и совершение серьезных нарушений Конвенций 1-ГУ и Дополнительных протоколов I, II 1977 г., а также за совершение деяний, подпадающих под юрисдикцию Международного уголовного суда.
Принципы МГП обеспечивают праву, применяемому в период вооруженных конфликтов, определенное единство и системность его норм. Эти принципы определяют цель, направления нормативного регулирования, его содержание и характер. Без учета принципов не могут быть в полной мере поняты смысл и назначение конкретных правил ведения войны. Отраслевые принципы МГП не закреплены в каком-то едином или нескольких международно-правовых актах, как, например, основные принципы международного права. Они вытекают из анализа всех договорных источников, применяемых в период международных и внутренних вооруженных конфликтов. 3
В МГП выделяют 2 категории лиц, принадлежащих к вооруженным силам воюющих государств: сражающихся и не сражающихся.
Основным условием для признания лица комбатантом является возможность его законного участия в боевых действиях от имени и в интересах того государства, в ряды комбатантов которого включено данное лицо. 4
В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. к комбатантам относятся:
Партизаны и бойцы национально-освободительных движений являются комбатантами, если они:
При соблюдении этих условий члены партизанских отрядов при попадании в плен признаются комбатантами.
Комбатанты обладают особым правовым статусом:
Согласно Женевской конвенции 1949 г. удерживающая сторона должна содержать военнопленных в таких же условиях, как и собственных военнослужащих.
Военнопленных нельзя привлекать к тяжелому труду. Военнопленных нельзя привлекать к труду на благо удерживаемого государства.
Военнопленные могут выполнять только те работы, которые содействуют их благу (только рядовые, а офицеры, по их желанию). Запрещается ставить на военнопленных эксперименты, изымать органы, даже если военнопленный подпишет бумагу на согласие.
Удерживающая сторона должна регистрировать военнопленных.
Информацию, которую можно требовать у военнопленных:
Никакой стратегической информации у военнопленных требовать нельзя. На адрес родственников надо послать уведомление, что военнопленный не погиб, а находится в плену. Военнопленным можно писать родственникам письма.
За военнопленными сохраняются все основные права человека, но некоторые права могут быть ограничены (на свободу, информацию, передвижение).
Режим военного плена прекращается после окончания войны. Военнопленные должны быть отпущены, за исключением тех, которые обвиняются в совершении различных преступлений. 6
Международное гуманитарное право
Понятие «жертвы войны» в международном гуманитарном праве
Термин «жертвы войны» впервые был введен в теорию и практику международных отношений в процессе разработки Конвенций от 12 августа 1949 г. о защите жертв войны и принятии их на Женевской дипломатической конференции 21 апреля — 12 августа 1949 г. В последующем в процессе работы очередной Дипломатической конференции по вопросу о подтверждении и развитии международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, 1974-1977 гг. были приняты Дополнительные протоколы I и II, в полном названии которых также употребляется этот термин.
Судя по названиям четырех Женевских конвенций о защите жертв войны, нетрудно понять, кто является объектом их защиты:
В Дополнительном протоколе I раскрывается содержание этих понятий.
В частности, раненые и больные — это лица (как военнослужащие, так и гражданские), которые вследствие травмы, болезни или другого физического или психического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий.
В круг лиц, охватываемых данным понятием, включаются также роженицы, новорожденные дети и другие лица, которые нуждаются в медицинской помощи или уходе, например, беременные женщины или немощные, и которые воздерживаются от любых враждебных действий.
К лицам, потерпевшим кораблекрушение, относятся как военнослужащие, так и гражданские лица, которые подвергаются опасности на море или в других водах в результате несчастья, случившегося либо с ними, либо с перевозившим их судном или летательным аппаратом, и которые воздерживаются от любых враждебных действий. Они продолжают считаться потерпевшими кораблекрушение во время их спасения до тех пор, пока они не получат другой статус в соответствии с Конвенциями о защите жертв войны или Протоколом I при условии, что они продолжают воздерживаться от любых враждебных действий (ст. 8).
Военнопленным в международном вооруженном конфликте считается лицо, принимающее участие в военных действиях и попадающее во власть противной стороны, если оно имеет право на статус военнопленного или претендует на таковой, а также, если сторона, от которой оно зависит, требует для него такого статуса. В случае возникновения какого-либо сомнения в правовом положении такого лица оно должно признаваться в качестве военнопленного и вправе отстаивать свой статус в судебном порядке (ст. 45 Дополнительного протокола I). Что же касается вооруженных конфликтов немеждународного характера, то в Дополнительном протоколе II отсутствует понятие «военнопленный».
В то же время в обыденной жизни понятие «военнопленный» широко употребляется и тогда, когда речь идет о внутренних вооруженных конфликтах. С другой стороны, оно прежде всего ассоциируется с лицом, имеющим гражданство иностранного государства. По принадлежности к гражданству своего государства различают также вынужденных переселенцев и беженцев. В Протоколе II говорится о лицах, лишенных свободы по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, независимо от того, интернированы они или задержаны (ст. 2 п. 2; ст. 5). Означает ли это, что лицо, принимающее участие во внутреннем конфликте, не может претендовать на статус военнопленного?
Думается, ответ на этот вопрос должен быть утвердительным. С юридической точки зрения, в международном гуманитарном праве отсутствуют документы, которые рассматривали бы участников внутренних вооруженных конфликтов, оказавшихся в плену, а точнее, задержанных противной стороной, в качестве военнопленных. В Дополнительном протоколе II, применяемом в период внутреннего вооруженного конфликта, нет оговорки подобно той, которая содержится в Протоколе I в части, касающейся судебного порядка выяснения различных сомнений в принадлежности того или иного лица к военнопленным. С учетом этого нет формальных оснований для применения статуса военнопленного в случае задержания лиц, участвующих во внутреннем вооруженном конфликте.
Понятие «гражданское население» включает гражданских лиц, не принадлежащих ни к одной из категорий законных участников вооруженных конфликтов и непосредственно не принимающих участие в военных действиях. Присутствие среди гражданского населения отдельных лиц, не подпадающих под определение гражданских лиц, не лишает это население его гражданского характера (ст. 50 Дополнительного протокола I).
Международное гуманитарное право раскрывает содержание понятия «жертвы войны», а также детально определяет их правовой статус, содержит конкретные правовые нормы по обеспечению защиты этой категории лиц воюющими государствами, о чем говорится ниже.
Международное гуманитарное право и защита жертв вооружённых конфликтов. Запрещённые способы и средства ведения боевых действий
Деятельность государств в необычных, экстремальных условиях международных отношений, в период войны или вооруженного конфликта, регулируется принципами и нормами, относящимися к международному гуманитарному праву. Мировое сообщество, сталкиваясь с реально существующими войнами, со временем пришло к необходимости ограничения насилия посредством выработки договоров, соглашений, конвенций, определяющих права и обязанности воюющих сторон, так называемые правила ведения войны.
В целях обеспечения выполнения личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации общепринятых правил ведения военных действий издано Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденное министром обороны Российской Федерации. Оно содержит основные положения документов международного гуманитарного права, которые являются обязательными для всех военнослужащих при подготовке и в ходе ведения боевых действий.
Международное гуманитарное право (право вооруженных конфликтов)
Международное гуманитарное право, именуемое в некоторых нормативных правовых актах как «право вооруженных (военных) конфликтов» или «право войны», представляет собой применяемую в период военных конфликтов систему правовых принципов и норм, содержащихся в международных договорах (соглашениях, конвенциях, протоколах) или являющихся следствием установившихся обычаев ведения военных действий.
Предмет регулирования данной отрасли права включает межгосударственные отношения, возникающие по поводу:
— начала и окончания войны или вооруженного конфликта;
— нейтралитета государств, не участвующих в войне (вооруженном конфликте);
— ограничения воюющих в выборе способов (методов) и средств ведения боевых действий;
— защиты жертв войны и культурных ценностей во время войны (вооруженного конфликта); условий военной оккупации; ответственности государств и физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права.
Основными принципами международного гуманитарного права являются принципы гуманизма; недопустимости дискриминации жертв войны; международно-правовой ответственности государств и уголовной ответственности физических лиц за нарушение норм права; ограничения воюющих в выборе способов и средств ведения боевых действий; разграничения военных и гражданских объектов; защиты законных прав участников военных действий и неотъемлемых прав гражданских лиц; ненападения на гражданское население.
Основными источниками международного гуманитарного права, которые реализуют данные принципы в виде конкретных положений, требований и норм, являются:
— Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г.;
— Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава ВС на море, 1949 г.;
— Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г.;
— Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 г.;
— Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г.;
— Дополнительные протоколы I, II 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. о защите жертв войны;
— Гаагская конвенция о защите культурных ценностей 1954 г.;
В настоящее время Российская Федерация является участником практически всех международных договоров в области международного гуманитарного права.
Положения и нормы международного гуманитарного права базируются на едином понимании всеми государствами и их гражданами, прежде всего из состава вооруженных сил, сущности и содержания основных субъектов, объектов и процессов, которые являются неотъемлемыми составными частями такого сложного социального явления, как война или вооруженный конфликт. Поэтому в содержании основных документов международного гуманитарного права всегда присутствуют определения тех или иных ключевых понятий, характеризующих те или иные субъекты военного конфликта, а также те или иные его стороны и отношения между ними. К основным субъектам международного гуманитарного права относятся законные участники военного конфликта: «комбатант» (воюющий), «некомбатант», а также «лицо, находящееся под защитой», статус которых определен Женевскими конвенциями и дополнительными протоколами к ним (рис.1).
Рис. 1 Статус физических лиц воюющих сторон
Комбатантами в ряде случаев могут признаваться партизаны, лица, входящие в добровольческие отряды, ополчение и движение Сопротивления, а также некоторые другие категории лиц.
К лицам, находящимся под защитой международного гуманитарного права, относятся имеющие право на защиту или на особый статус, нападение на которых запрещается (рис. 2). К ним относятся лица, не принимающие участия в военных действиях (гражданские, находящиеся на территории противника и оккупированной территории, интернированные, медицинский, интендантский и духовный персонал, персонал сил гражданской обороны, персонал, отвечающий за защиту и охрану культурных ценностей), и лица, переставшие принимать участие в военных действиях (военнопленные, раненые, больные и лица из состава вооруженных сил, потерпевшие кораблекрушение, парламентеры и сопровождающие их лица, персонал вооруженных сил, участвующий в гуманитарных акциях).
Рис.2 Лица, находящиеся под защитой международного гуманитарного права
Наряду с законными участниками в международном гуманитарном праве упоминается и о других особых участниках военных конфликтов, к которым относятся наемники, шпионы. Для участников контртеррористических операций в Чеченской Республике и других республиках Северного Кавказа термин «наемники» имел и в настоящее время продолжает иметь под собой реальную основу. Что же с точки зрения международного права представляют собою наемники?
а) специально завербованное на месте или за границей, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
б) фактически принимающее участие в военных действиях;
в) принимающее участие в военных действиях с целью получить личную выгоду, материальное содержание которой значительно превышает вознаграждение, выплачиваемое комбатантам, входящим в личный состав вооруженных сил данного государства;
г) не являющееся гражданином государства, находящегося в конфликте, или не проживающее на его территории;
д) не входящее в личный состав вооруженных сил сторон, находящихся в конфликте;
е) не посланное государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.
Наемники не признаются законными участниками вооруженных конфликтов, на них не распространяется режим военного плена, и, более того, с точки зрения международного права они являются уголовными преступниками, которые должны нести ответственность перед судом.
Защита жертв вооруженных конфликтов
Военные власти должны разрешать гражданскому населению и благотворительным обществам, даже в районах вторжения или оккупированных районах, по собственной инициативе подбирать раненых и больных и ухаживать за ними. При этом никто из таких лиц не должен подвергаться преследованию или быть осужденным за то, что он ухаживал за ранеными или больными. В тех случаях, когда позволяют обстоятельства войны, стороны должны заключать соглашения о перемирии или о прекращении огня или же местные соглашения для того, чтобы подобрать раненых, больных, оставшихся на поле боя, транспортировать их, обеспечить доступ к ним медицинского персонала, а также произвести обмен между ними.
В содержание принципа защиты жертв войны входит также обеспечение воюющими правового режима военнопленных. Из международного гуманитарного права вытекает, что правами военнопленных пользуются комбатанты и некомбатанты. Женевская конвенция об обращении с военнопленными (ст. 4) более конкретно говорит о том, кто считается военнопленным. Это попавшие во власть неприятеля следующие лица: лица, принадлежащие к личному составу вооруженных сил воюющего государства, ополчения, добровольческих отрядов, движений сопротивления, партизаны, а также лица, сопровождающие вооруженные силы, но не входящие в их состав непосредственно, члены экипажей судов торгового флота и другие.
В случае сомнения в отношении того, является ли лицо, принимающее участие в боевых действиях и попадающее во власть противника, военнопленным, оно считается военнопленным до тех пор, пока его статус не будет определен судебным органом.
Говоря о правовом режиме военнопленных, нужно подчеркнуть, что нормы международного гуманитарного права исходят из того, что военнопленные находятся во власти неприятельского государства, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. Именно государства должны обеспечивать соблюдение надлежащего правового режима военнопленных и нести ответственность за его нарушения.
Привлечение к опасным видам работ (в том числе к разминированию) может осуществляться только с письменного согласия самих военнопленных.
Военнопленные из числа командного состава могут привлекаться к работам только в качестве руководящих или контролирующих работу военнопленных рядового состава.
Исключительно важным элементом принципа защиты жертв войны является международно-правовая охрана гражданского населения. На недопустимость нападения воюющих сторон на мирное население указывалось еще в Петербургской декларации об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 года. В ней отмечалось, что «единственная законная цель, которую должны иметь государства во время войны, состоит в ослаблении военных сил неприятеля».
Гуманитарные нормы в отношении данной категории жертв вооруженного конфликта направлены на то, чтобы способствовать смягчению порождаемых войной страданий гражданского населения, особенно детей. К гражданским не должны применяться никакие меры ни физического, ни морального порядка в целях получения от них или от третьих лиц каких-либо сведений.
Запрещенные способы и средства ведения боевых действий
В целях избежать излишних страданий и неоправданных жертв среди гражданского населения и причинить обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде, сопряженный с боевыми действиями, международное гуманитарное право устанавливает запреты и ограничения воюющим сторонам в выборе способов (методов) и средств их ведения. Этот принцип выражается в формуле: «воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда неприятелю» (Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны от 18 октября 1907 г.). Это положение нашло подтверждение в Дополнительном протоколе I к Женевским конвенциям 1949 г. о защите жертв войны: «право сторон, находящихся в конфликте выбирать методы или средства ведения войны, не является неограниченным».
К запрещенным способам (методам) ведения боевых действий относятся:
— убийство или ранение гражданских лиц;
— убийство парламентера и сопровождающих его лиц;
— принуждение подданных противной стороны принимать участие в боевых действиях, направленных против их государства, даже в том случае, если они были на его службе до начала войны;
— отдача приказа никого не оставлять в живых, угрожать этим или вести боевые действия на этой основе;
— использование голода среди гражданского населения для достижения военных целей; уничтожение, вывоз или приведение в негодность объектов, необходимых для его выживания;
— использование не по назначению международной отличительной эмблемы Красного Креста (Красного Полумесяца), международных отличительных знаков гражданской обороны и культурных ценностей, международного специального знака особо опасных объектов, белого флага парламентера, других международно-признанных отличительных знаков и сигналов, использование форменной одежды противника и отличительной эмблемы Организации Объединенных Наций, кроме как с разрешения этой организации;
— нападение неизбирательного характера, в том числе поражение объектов (целей), которое может повлечь потери среди гражданского населения и ущерб гражданским объектам, несоразмерные преимуществу над противником, которое предполагается получить в результате боевых действий;
— нападение на медицинские формирования, санитарно- транспортные средства, имеющие надлежащие отличительные эмблемы (знаки) и использующие установленные сигналы;
— огневое поражение населенных пунктов, портов, жилищ, храмов, госпиталей при условии, что они не используются в военных целях;
— уничтожение культурных ценностей, исторических памятников, мест отправления культа и других объектов, составляющих культурное или духовное наследие народов, а также их использование в целях достижения успеха в боевых действиях;
— уничтожение или захват собственности противника, кроме случаев, когда такие действия вызываются военной необходимостью;
— отдача на разграбление города или местности.
— снаряды весом менее 400 граммов, которые являются разрывными или снаряженными взрывчатым или зажигательным составом;
— пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в теле человека, как специально произведенные, так и приспособленные к такому воздействию впоследствии;
— яды или отравленные боевые средства;
— удушливые ядовитые и другие подобные газы и бактериологические средства;
— средства воздействия на природную среду, которые имеют обширные, долговременные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда;
— мины, мины-ловушки или другие устройства, специально спроектированные для срабатывания от излучения миноискателя или иного неконтактного влияния в ходе разведки (поиска) мин;
— любые самодеактивирующиеся мины, оснащенные элементом неизвлекаемости, который может функционировать после приведения самой мины в неработоспособное состояние;
— противопехотные мины, которые не обнаруживаются с помощью общедоступных миноискателей;
— мины-ловушки, устанавливаемые вне военных объектов и каким- либо образом соединенные или ассоциирующиеся с международными отличительными эмблемами (знаками или сигналами); больными, ранеными или трупами; местами захоронения (кремации), могилами; медицинскими объектами, оборудованием, имуществом или транспортом; детскими игрушками или предметами, специально предназначенными для детей; продуктами питания или напитками; кухонной утварью и принадлежностями (за исключением находящихся в воинских частях); предметами явно религиозного характера; историческими памятниками, произведениями искусства или местами отправления культа; животными или их трупами;
— самодельные мины-ловушки, выполненные в форме кажущихся безвредными предметов;
— дистанционно установленные мины, не соответствующие техническим требованиям, закрепленным в соответствующем международном договоре;
— бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие;
Таким образом, нормы международного гуманитарного права устанавливают достаточно конкретные ограничения и запреты на применение определенных методов и средств ведения боевых действий.
Их нарушение влечет за собой меры судебного преследования и наказания лиц, организовавших, совершивших или приказавших совершить действия, квалифицируемые как военные преступления или преступления против человечества по международному и (или) внутригосударственному праву.
Методические рекомендации
Во вводной части занятия при обосновании актуальности темы руководителю занятия следует подчеркнуть необходимость в современных условиях ограничения насилия посредством выработки договоров, соглашений, конвенций, определяющих права и обязанности воюющих сторон.
При изложении материала по первому учебному вопросу руководителю занятия необходимо особое внимание уделить разъяснению целей, содержания, принципов и основных субъектов современного международного гуманитарного права военных конфликтов.
При изложении материала по второму учебному вопросу руководителю занятия надо раскрыть содержание понятия «жертвы вооруженных конфликтов», а также основные правила поведения военнослужащих по отношению к различным категориям жертв конфликтов. Целесообразно привести примеры современных вооруженных конфликтов, свидетельствующие о масштабах жертв среди гражданского населения.
При изложении материала по третьему учебному вопросу руководителю занятия необходимо раскрыть основные запреты и ограничения воюющим сторонам в выборе способов (методов) и средств ведения боевых действий.
В заключительной части занятия руководителю целесообразно дать рекомендации по самостоятельному изучению рекомендованной литературы.
Рекомендуемая литература:
1.Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации
Полковник запаса,кандидат военных наук, доцент Александр Лебедев