жестокое отношение с детьми
Жестокое обращение с детьми в семьях
Насилие в отношении детей является следствием нарушения функционирования семьи. В настоящий момент трудно получить точные данные о том, сколько детей в мире страдает от жестокого обращения. Например, в Соединенных Штатах эта цифра стремится к 2.5 миллионам детей в год. В подобных семьях детей подвергают сексуальным домогательствам, морят голодом, бьют, не выпускают на улицу, приковывают цепями к мебели, режут и прижигают.
Какие обстоятельства способствуют такому ужасному обращению с детьми? Имеются 3 основных фактора риска:
Злоупотребление маловероятно, если присутствует только один фактор риска.
Защитными факторами являются:
Дети, подвергшиеся насилию, и их родители.
Большинство людей, читающих эту статью, вероятно, полагают, что жестоко обращаются с детьми только люди с серьезными психическими отклонениями. Однако, это не так. Хотя регулярное жестокое обращение наиболее вероятно в экономически обездоленных семьях с низким уровнем образования, жестокое обращение с детьми встречается во всех социальных, религиозных, расовых и этнических группах. Кроме того, вычислить жестоких родителей только исходя из психических диагнозов или черт характера практически невозможно. Жестокие родители — это, как правило, родители, которые запутались во множестве проблем. Такие семьи включают широкий спектр дисфункций членов семьи и их взаимоотношений друг с другом. Они неспособны поставить себя на место другого человека, а также понять потребности, возможности и реакции ребенка в отношении конкретной ситуации (Pianta, Egeland, & Erickson, 1989). Более того, жестокие родители меньше озабочены социальным соответствием, чем родители, не склонные к насилию (Egeland, Jacobitz, & Sroufe, 1988; Egeland, Breitenbucher, & Rosenberg, 1980).
Два фактора, которые чаще всего связаны с жестоким обращением со стороны родителей:
Накапливаются доказательства того, что как компетентное бережное воспитание, так и некомпетентное жестокое воспитание могут в некоторой степени передаваться из поколения в поколение (Grusec, Covell, & Paucha, 1991). Это не означает, что молодые родители обязательно привязаны к родительскому стилю своих родителей. Всего около одной трети родителей, подвергшихся жестокому обращению в молодости, жестоко обращаются со своими детьми (Kaufmat & Zigler, 1987). Матери, которые разрывают эту поведенческую цепь между поколениями, вероятно, имели в своем детстве заботливого взрослого, установили тесные супружеские отношения и прошли курс психотерапии. (Egeland et al., 1988).
Некоторые характеристики ребенка влияют на поведение родителей. Жестокое обращение с детьми более вероятно в больших семьях и в отношении детей младше 3-х лет. Во многих случаях, когда у ребенка имеются физические или интеллектуальные отклонения, родители могут чувствовать неприязнь, раздражаться и вести себя агрессивно по отношению к нему. Жестокие родители часто ощущают, что ребенок сам жесток к ним. Не следует думать, что все дети, подвергающиеся насилию, обладают именно этими характеристиками. Просто они чаще становятся жертвами насилия, чем дети, не подвергавшиеся насилию. Сами по себе выше перечисленные факторы не являются причиной. Однако данные проблемы могут склонить чашу весов в сторону насилия в уже живущих в стрессе неблагополучных семьях.
Кроме того, жестокие родители, имеют нереалистичные представления об отношениях между родителями и детьми и менее адекватно реагируют на поведение своих детей. Они часто ожидают от детей независимости, самоконтроля и способностей, которые маловероятны для детей этого возраста (Trickett, Aber, Carlson, & Cicchetti, 1991). Жестокие родители часто думают, что их ребенок должен заботиться о родителе. В таких семьях часто происходит смена ролей, когда ребенок оказывается более заботливым членом диады (Dean, Malik, Richards, & Stringer, 1986).
Экология жестокого обращения с детьми
Родители, которые жестоко обращаются со своими детьми, часто являются систематически безработными (Steinberg, Catalano, & Dooley, 1981), плохо образованными и экономически обездоленными (Garbarino & Grouter, 1978). Однако очевидно, что большинство родителей с низким социально-экономическим статусом обращаются со своими детьми хорошо. Какие факторы могут быть связаны с жестоким обращением с детьми? Чтобы ответить на этот вопрос, Джеймс Гарбарино и Дебора Шерман (1980) наблюдали за двумя соседними районами, которые были схожи по расовым и социально-экономическим показателям, но имели разные показатели жестокого обращения с детьми. В районе высокого риска было зарегистрировано 130 случаев жестокого обращения с детьми на тысячу семей, по сравнению с 15 случаями в районе низкого риска. Данное исследование представлено ниже и из него видно, что родители из района высокого риска использовали социальные отношения и ресурсы иначе, чем родители из района низкого риска.
Исследование
Может ли качество жизни в районе увеличить или уменьшить количество случаев жестокого обращения с детьми? Чтобы ответить на этот вопрос, Джеймс Гарбарино и его коллеги опросили «экспертов-информаторов» в соседних районах. Среди этих информаторов были такие опытные люди, как директора школ, медсестры, почтальоны, полицейские, священнослужители, руководители скаутов и другие, которые не понаслышке знали о жизни в этих двух районах. Кроме того, были опрошены матери, на предмет получения информации об опыте и отношении отдельных семей, о стрессах, с которыми они столкнулись, и о социальной поддержке, доступной для них.
Эксперты-информаторы и матери согласились, что районы повышенного риска являются менее желательными районами для проживания и воспитания потомства. Дело оказалось не только в том, что районы повышенного риска были более непредсказуемыми, обветшалыми и неухоженными (несмотря на тот факт, что эти два района были в равной степени экономически неблагополучными), но и в том, что социальная среда в этих районах различалась. В особо неблагоприятных местах не было адекватного ухода за детьми и соседи реже играли друг с другом. Кроме того, в зоне повышенного риска было больше «детей с ключом на шее», то есть детей, которые после школы идут домой и остаются там без присмотра взрослых. В районах высокого риска только в 25% семей родитель присутствовал дома, когда ребенок возвращался со школы. В то время как в районах с низким уровнем риска кто-то из взрослых находился дома в 86% случаев.
Семьи из районов повышенного риска оказались более подвержены стрессу и больше нуждались в поддержке, но как раз им поддержка оказывалась в меньшей степени. Кроме того, казалось, что они использовали доступную поддержку менее эффективно, чем родители в районах с низким уровнем риска. Они реже пользовались услугами профилактических, образовательных и развлекательных общественных организаций, которые улучшают качество жизни (спортивные секции и организации бойскаутов, центры лечения и реабилитации и решения семейных конфликтов). Они редко использовали ресурсы своего района, пока не оказывались в отчаянном положении. Родители из зон высокого риска, в отличии от родителей из зон низкого риска, были описаны как склонные получать выгоду от других, при этом отдавая мало взамен.
Гарбарино и Шерман делают вывод, что не только характеристики района влияют на функционирование семьи, но также существует тенденция для плохо функционирующих семей группироваться в районах с высоким уровнем риска. Это перемещение в неблагополучные районы усугубляет сложные проблемы семей с высоким уровнем риска.
Таким образом, не существует единого фактора, который приводит к жестокому обращению с детьми. Подобное поведение вызвано сложными взаимодействиями между дисфункциональными семейными отношениями, множественными стрессовыми переживаниями, дезорганизованной или не поддерживающей средой и культурными ценностями, которые допускают или оправдывают агрессию и физические наказания.
Последствия жестокого обращения с детьми
Даже дети, подвергшиеся в младенчестве насилию, демонстрируют менее надежную привязанность и более непослушное поведение по отношению к своим матерям (Crittenden, 1988; Egeland & Sroufe, 1981a, 1981b). Более того, дети подвергшиеся насилию, демонстрируют проблемы с эмоциональной регуляцией, не только дома, но и за его пределами (Cicchetti & Lynch, в печати). Кэрол Джордж и Мэри Мэйн (1979) заметили, что дети, которых обижали дома, в ясельной группе детского сада более агрессивно относились как к одногруппникам, так и к воспитателям. Они угрожали и нападали. Такое поведение никогда не наблюдалось у детей, не подвергшихся насилию. Подобное отношение и поведение могут привести к трудностям в воспитании детей, когда пострадавшие дети сами становятся родителями. Кроме того, такие дети часто подавлены, замкнуты, имеют проблемы с учебой и самооценкой (Toth, Manly, & Cicchetti, in press). Долгосрочные последствия жестокого обращения наиболее вероятны, если ребенок проживает в неблагоприятных социально-экономических условиях с множественным стрессом и ограниченными возможностями поддержки (Cicchetti & Lynch, in press ).
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Памятка родителям Профилактика жестокого обращения с детьми в семье
“Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка”.
Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.
Конвенция о правах ребенка.
Статьей 19 Конвенции установлена необходимость защиты прав ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.
Ответственность за жестокое обращение с детьми
Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.
Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).
Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.
Уважаемые папы и мамы!
В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт.
Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.
Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни.
1. Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни.
2. Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.
3. Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.
4. Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.
5. Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.
6. Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.
7. Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.
8. Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.
9. Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.
10. Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.
11. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.
12. Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет, если.
13. Если ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, не ведите себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего его жизнь невозможна
14. Не обсуждайте при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.
15. Не формируйте у своего ребенка комплекс вины за случившееся.
16. Не позволяйте другим людям выражать вашему ребенку сочувствие и жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все.
17. Дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему освободиться от груза вины и ответственности.
Эмоциональное насилие
— длительная неадекватная реакция взрослых в ответ на экспрессивное поведение ребёнка.
Психологическое насилие
— длительное неадекватное поведение взрослых, подавляющее личность ребёнка, его творческий и интеллектуальный потенциал.
Примеры эмоционального и психологического насилия:
1. Запугивание ребенка:
• ему внушают страх с помощью действий, жестов, взглядов;
• используют для запугивания свой рост, возраст;
2. Использование силы общественных институтов:
• религиозной организации, суда, полиции, школы, спецшколы для детей, приюта, родственников, психиатрической больницы и так далее.
3. Использование изоляции:
• контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой
• унижают его достоинство;
• используют обидные прозвища;
• используют его в качестве доверенного лица;
• при общении с ребенком проявляют непоследовательность;
• используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому).
К ребенку относятся жестоко, если используют угрозы:
• угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам;
• используют свои привилегии: обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным;
• отказываются сообщать ребенку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе: о посещениях его родителями, опекунами, ребенка перебивают во время разговоров.
Родителям о наказании
Чем заменить наказание?
Жестокое обращение с детьми, виды ответственности
Жестокое обращение с детьми, виды ответственности
В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.
Административная ответственность
Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35.). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Уголовная ответственность
Гражданско-правовая ответственность
Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации.
ст. 69 Семейного кодекса РФ (лишение родительских прав),
ст. 73 Семейного кодекса РФ (ограничение родительских прав),
ст. 77 Семейного кодекса РФ (отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью).
Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.
Что делать, если вы стали свидетелем жестокого обращения с детьми?
Отношения родителей и детей регулируются Семейным и Гражданским кодексами, а в случае неисполнения родителями обязанностей по воспитанию ребенка – Уголовным и Административным. В соответствии со статьей 65 Семейного кодекса РФ родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.
Рассказываем, что важно предпринять в случае, если вы стали свидетелем жестокого обращения с детьми.
Что сказано в законе
«Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей», — говорится в тексте Семейного кодекса.
При этом, если вы стали свидетелем жестокого обращения с детьми со стороны его родителей, опекунов, учителей, сверстников или просто посторонних взрослых, то незамедлительно стоит обратиться в уполномоченные органы: отделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, органы опеки и попечительства или в прокуратуру.
Право ребенка на защиту предусмотрено Семейным кодексом РФ, в соответствии с которым должностные лица и граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Уполномоченный орган обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка (п. 3 ст. 56 СК РФ).
Если несовершеннолетний стал жертвой преступления, нужно незамедлительно обратиться в полицию.
Кроме того, действует единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей: 8–800–2000–122.
Конфликт между ребенком и родителями
Если вы стали свидетелем жестокого обращения с ребенком со стороны родителей и в случае, если семья вам незнакома и самостоятельно ребенку вы помочь не можете, остается только один выход – обратиться в правоохранительные органы. Присутствие инспектора по делам несовершеннолетних в таких ситуациях не является необходимым и обязательным условием, так как речь идет о нарушении, совершенном взрослым человеком.
Если правоохранительные органы, проведя проверку, установили, что эти факты связаны с жестоким обращением, то родители могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 156 Уголовного кодекса РФ.
При нарушение прав и законных интересов ребенка, в том числе при неисполнении либо при ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по его воспитанию или образованию, ребенок может сам обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет в суд в соответствии с п. 2. ст. 56 СК РФ.
Родители, которые не исполняют обязанности по воспитанию и образованию детей, могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ, а также поставлены на профилактический учет в органы внутренних дел и оштрафованы.
Конфликт между ребенком и посторонним взрослым
В случае, если вы стали свидетелем конфликта между ребенком и посторонним взрослым, необходимо сообщить об этом родителям ребенка. Ведь именно они, в соответствии с законодательством, являются законными представителями ребенка и должны защищать его права и интересы.
Конфликт между несовершеннолетними
Если вы увидели, как дерутся дети, помните о том, что вы не должны самостоятельно наказывать обидчика, так как неприкосновенность ребенка защищена Конвенцией о правах ребенка, а также российским законодательством. В случае правонарушения необходимо установить виновного. Этим должны заниматься правоохранительные органы.
Рекомендуем подписаться на нашу рассылку по электронной почте. Для того чтобы получать новости и разъясняющие материалы, необходимо перейти по ссылке и внизу страницы оставить свой e-mail.
Защита детей от жестокого обращения
Конвенция о правах ребенка (2 сентября 1990 года), ратифицированная СССР, предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения:
«Статья 37: Государства-участники обеспечивают, чтобы: а) ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания».
1. Понятие и формы жестокого обращения с детьми, их влияние на ребенка.
В настоящее время российское законодательство не дает четкого определения термина «жестокое обращение с детьми», но само понятие впервые появилось в Кодексе о браке и семье в 1968 году. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав, но содержание самого понятия не раскрывалось.
Предлагаем следующее определение, обобщающее точку зрения различных авторов, исследующих проблему жестокого обращения с детьми.
Формы насилия над детьми
Влияние физического насилия на ребенка
1) Поведенческие и психологические индикаторы:
— задержка развития, малоподвижность; дети могут становиться агрессивными, тревожными; могут быть необычайно стеснительными, нелюбознательными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой; тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.
2) Признаки физического насилия над ребенком
раны и синяки:
— разные по времени возникновения;
— в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно);
— имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);
ожоги:
— топография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях рук, груди, голове. как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округлые контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр;
укусы:
— следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, имеют элипсовидную или овоидную формы; отпечатки верхних и нижних резцов прямоугольной, премолярной формы, типично наличие кровоподтеков;
«синдром тряски ребенка»
— возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его взад и вперед; при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб головного мозга;
— у ребенка наблюдаются кровоизлияние в глаза, тошнота, рвота, потеря сознания; одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия – синяки на плечах и груди, имеющие отпечатки пальцев.
— родители поздно обращаются за медицинской помощью или инициаторами обращения являются другие люди;
— следы травм различной давности;
— родители дают противоречивые, путаные объяснения случившемуся;
— обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений;
— не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре;
— отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка или, напротив, демонстрируется преувеличенная забота (псевдолюбовь);
— повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера.
Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.
Влияние на ребенка:
— не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес;
— ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;
— нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия);
— не ходит в школу, прогуливает школу, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;
— устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.
ПСИХИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ (эмоционально дурное обращение с детьми):
— обвинения в адрес ребенка (брань, крики);
— принижение его успехов, унижение его достоинства;
— длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;
— принуждение к одиночеству;
— совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;
— причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.
Влияние на ребенка:
— задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);
— импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;
— попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков);
— ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;
— депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.
Влияние на ребенка:
— обнаруживает странные (причудливые) слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия;
— может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым;
— может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий;
— может жаловаться на физическое нездоровье;
— девочка может забеременеть;
— ребенок может заболеть болезнями, передающимися половым путем;
— скрывает свой секрет (сексуальное отношение со взрослым или со сверстником) из-за беспомощности или привыкания, а также угроз со стороны обидчика.
Распознавание признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом является обязанностью сотрудников органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Не всегда эти признаки очевидны, и часто лишь внимательное общение с ребенком и его родителями может выявить жестокое обращение с детьми.
Однако существуют явные признаки, которые требуют немедленного информирования правоохранительных органов:
— следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;
— следы сексуального насилия;
— запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);
— отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены; отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;
— систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома.
Если сотрудники органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в процессе исполнения своих должностных обязанностей выявляют у детей перечисленные выше явные признаки жестокого обращения, то они обязаны:
— направить информацию в правоохранительные органы – для привлечения к ответственности лиц, допустивших жестокое обращение;
— направить информацию в органы опеки и попечительства – для решения вопроса о немедленном отобрании ребенка у родителей или других лиц, на попечении которых они находятся;
— принять меры по оказанию помощи ребенку.
2. Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми, в соответствии с российским законодательством
В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающим жестокое обращение с ребенком.
Административная ответственность
Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35.). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Уголовная ответственность
Гражданско-правовая ответственность
Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.
Пример: лишение родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации), ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодексаРоссийской Федерации), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СемейногокодексаРоссийской Федерации).
Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.
3. Основные задачи руководителей и специалистов органов и учреждений системы профилактики в случаях выявления фактов жестокого обращения с детьми
Основные задачи руководителей и специалистов органов и учреждений системы профилактики:
— проводить профилактические мероприятия по предупреждению жестокого обращения с детьми;
— внимательно относиться к внешним проявлениям случаев жестокого обращения с детьми;
— проводить работу по реабилитации жертв насилия.
4. Действия сотрудников органов и учреждений системы профилактики при обнаружении явных признаков жестокого обращении с ребенком
Действия сотрудников медицинских учреждений
В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:
1. провести медицинскую оценку состояния ребенка – жертвы жестокого обращения, зафиксировав данные в медицинской карте;
2. при необходимости госпитализировать ребенка, подвергнувшегося жестокости;
3. направить служебную записку руководителю лечебного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;
4. руководитель лечебного учреждения немедленно направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в правоохранительные органы, зафиксировав номер исходящего сообщения (приложение № 1), оставив копии сообщений в документах по делопроизводству;
5. руководитель учреждения немедленно направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки попечительства и комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, зафиксировав номер исходящего сообщения (приложение № 2), оставив копии сообщений в документах по делопроизводству.
Действия сотрудников образовательных учреждений
В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:
1. немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;
2. руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка;
3. специалист по охране прав детства совместно со специалистом образовательного учреждения, сотрудником органов внутренних дел (при необходимости) незамедлительно проводит обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования; по итогам проведения мероприятий руководитель образовательного учреждения немедленно направляет в правоохранительные органы информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком, зафиксировав номер исходящего сообщения (приложение № 1), приложив акт обследования условий жизни и воспитания ребенка, оставив копии сообщений и прилагаемых документов в документах по делопроизводству; руководитель образовательного учреждения направляет информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, зафиксировав номер исходящего сообщения (приложение № 2), оставив копии сообщений и прилагаемых документов в документах по делопроизводству.
Действия сотрудников органа опеки и попечительства
Действия, предусмотренные статьей 77 СемейногокодексаРоссийской Федерации при получении информации о непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, носящей прямой и явный характер, не вызывающий сомнения в возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью ребенка в силу самых разнообразных причин (избиения родителями, от голода из-за не предоставления пищи, истязаний и т.п.):
— выйти на место для обследования условий жизни и воспитания ребенка (при необходимости с участием сотрудников правоохранительных органов), составить соответствующий акт;
— внести по результатам рассмотрения сообщения о наличии такой угрозы акт об отобрании ребенка (постановление, распоряжение главы муниципального образования);
— исполнить данный акт немедленно (при необходимости с участием сотрудников правоохранительных органов);
— незамедлительно уведомить об отобрании ребенка у родителей прокурора, который при наличии Соответствующих оснований принимает меры, предусмотренные законом;
— обеспечить временное устройство ребенка (поместить в приют, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, дом ребенка);
— в течение семи дней после издания акта об отобрании ребенка обратиться с иском в суд о лишении родителей родительских прав или об ограничении родительских прав.
Действия, предусмотренные статьей 69 Семейного кодекса Российской Федерации
При поступлении информации о жестоком обращении родителей с ребенком:
1. направить сообщение в правоохранительные органы для привлечения к установленной законом ответственности, зафиксировав номер исходящего сообщения (приложение № 1), оставив копии сообщений в документах по делопроизводству;
2. направить сообщение в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, зафиксировав номер исходящего сообщения (приложение № 1), оставив копии сообщений в документах по делопроизводству;
3. готовить материалы в суд для возбуждения дела о лишении родительских прав.
Действия сотрудников социозащитных учреждений
В случае выявления явных признаков жестокого обращения:
— провести совместно со специалистами органов опеки и попечительства и при необходимости – сотрудниками органов внутренних дел обследования условий жизни и воспитания ребенка, составить акт обследования;
— направить руководителю учреждения служебную записку о выявленных признаках жестокого обращения с ребенком, приложив акт обследования;
— руководитель учреждения направляет информацию в правоохранительные органы о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком, зафиксировав номер исходящего сообщения (приложение № 1), оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству;
— руководитель учреждения направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком, зафиксировав номер исходящего сообщения (приложение № 2), оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству.
Действия сотрудников комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
1. поступающую информацию от органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
— зафиксировать в документах по делопроизводству;
— отразить в соответствующей графе ежемесячного отчета о работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, направляемого в областную комиссию;
— проанализировать и выявить причины и условия, способствующие жестокому обращению с ребенком;
— организовать профилактическую работу по предупреждению данных явлений;
— организовать индивидуально-профилактическую работу по реабилитации несовершеннолетних жертв насилия;
2. при поступлении информации о жестоком обращении с ребенком от граждан дать поручение социальным педагогам или сотрудникам социозащитных учреждений провести обследование условий жизни и воспитания ребенка; по результатам акта обследования направить сообщение в правоохранительные органы для привлечения к установленной законом ответственности, зафиксировав номер исходящего сообщения (приложение № 1), оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству;
3. при получении административного протокола, составленного на родителей по статье 5.35 КоАП РФ (не исполнение родительских обязанностей, в материалах к которому содержится информация об антисанитарном содержании жилья, несоблюдении элементарных правил гигиены, отсутствии в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, необходимых для обеспечения должного ухода за детьми, о систематическом пьянстве родителей, даже если ранее родители не привлекались к административной ответственности по указанной статье, необходимо направить сообщение в правоохранительные органы для проведения соответствующей проверки и решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении родителей, жестоко обращающихся с детьми.