жесты выражающие отношение говорящего к чему либо это
Жесты выражающие отношение говорящего к чему либо это
Жесты при общении несут много информации; в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на шесть групп:
1. Жесты-иллюстраторы – это жесты сообщения: указатели («указывающий перст»), пиктографы, т.е. образные картины изображения («вот такого размера и конфигурации»); кинетографы – движения телом; жесты-«биты» (жесты-«отмашки»); идеографы, т.е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы.
2. Жесты-регуляторы – это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.
3. Жесты-эмблемы – это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые руки на манер рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях – «здравствуйте», а поднятые над головой – «до свидания».
4. Жесты-адапторы – это специфические привычки человека, связанные с движениями рук. Это могут быть :а) почесывания, подергивания отдельных частей тела; б) касания, пошлепывания партнера; в) поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и т.п.).
5. Жесты-аффекторы – жесты, выражающие через движения тела и мышцы лица определенные эмоции. Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и пр.
8.2. Виды жестов
Практика показывает, что, когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции. Вот почему для проницательного человека важно приобрести умение понимать ложные, притворные жесты. Особенность этих жестов заключается в следующем: они преувеличивают слабые волнения (демонстрация усиления движений руками и корпусом); подавляют сильные волнения (благодаря ограничению таких движений); эти ложные движения, как правило, начинаются с конечностей и заканчиваются на лице. При общении как часто возникают следующие виды жестов:
жесты оценки – почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание и др. (человек оценивает информацию);
жесты уверенности – соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле;
жесты нервозности и неуверенности – переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; трогание спинки стула перед тем, как на него сесть и др.;
жесты самоконтроля – руки заведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник, и др.;
жесты ожидания – потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;
жесты отрицания – сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;
жесты расположения – прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;
жесты доминирования – жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;
жесты неискренности – «прикрытие рукой рта»; «прикосновение к носу» как более утонченная форма прикрывания рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегающий взгляд» и др. Умение понимать популярные жесты (жесты собственности, ухаживания, курения, зеркальные жесты, жесты-поклоны и др.) позволит лучше разбираться в людях (ДЖ. Ниренберг, Г. Калеро. Как читать человека словно книгу. М., 1990).
Жесты: попытка обобщения и классификации
Термин « жесты» понимается как движения рук или кистей рук, но зачастую используется для обозначения всех движений тела, в том числе мимики, пантомимики (партнер достает определенный предмет, открывает дверь, закуривает и т. п.). В таком случае для обозначения собственно движений рук употребляется термин «жестикуляция».
Жесты рассматриваются как внешние проявления внутреннего состояния человека, при этом они несут информацию не только о психологическом состоянии человека, но и об интенсивности переживания. В коммуникационном процессе жесты сопровождают речь или заменяют ее, при этом они говорят об отношении человека к какому-то лицу, событию, предмету.
В психологии невербального общения еще не выработана общепризнанная классификация жестов. Известные классификации построены на различных основаниях, но даже собранные вместе, они не позволяют во всей полноте обозначить связи жестов со структурой личности и ее общением.
Согласно самой широкой классификации, жесты подразделяются на естественные (спонтанные) и искусственные (жесты глухонемых, профессиональные жесты дирижеров, биржевиков и др.).
При классификации жестов необходимо учитывать тот факт, что у человека отсутствует возможность запечатления движения в трехмерном пространстве и времени. В процессе коммуникации движение может быть запечатлено только в одной из плоскостей, поэтому для описания жеста следует указать либо орган, выполняющий движение; либо его направленность; либо цикличность, этапность в совершении движения; либо его отношение к положению человеческого тела в пространстве. Эти принципы описания положены в основу словарей жестов.
В соответствии с классификацией известного исследователя невербального поведения А. Штангля выделяются:
В классификации австралийского исследователя А. Пиза представлены наиболее распространенные, с его точки зрения, жесты и действия:
В общении жесты выполняют разнообразные функции. В классификации жестов, разработанной психологом Е. А. Петровой, учтены не только особенности жестов, но и разнообразные функции общения, которые они реализуют:
Соотношение вербальной и невербальной информации в процессе коммуникации представлено в следующей классификации Н. И. Смирновой:
Чтобы подчеркнуть разнообразие информации, предоставляемой жестами партнеру, их подразделяют на следующие группы:
Такесика — специальная область психологии невербального поведения, занимающаяся изучением жестов-прикосновений. Несмотря на то, что тактильно-кинестетическая система дает менее точную, чем зрение, информацию о другом человеке, в ряде случаев возможен ее приоритет в организации процесса общения.
Через прикосновения человек выражает самые сильные чувства — любовь и ненависть. Физическое уничтожение человека происходит чаще всего с помощью таких физических контактов, как побои, удары, и психологическое унижение личности также связано с ними (пощечина, принуждение к физическим контактам).
Среди различных компонентов такесики чаще всего рассматривается рукопожатие — одно из самых распространенных прикосновений, принятых в различных культурах. Выделяют следующие виды рукопожатий:
В деловой коммуникации следует учитывать разницу во взглядах на рукопожатие у представителей разных культур, поскольку незнание культурной традиции может привести к затруднению в общении. Рукопожатия как знак приветствия более приняты у русских, чем у англичан или американцев. Западноевропейские и американские предприниматели не любят вялых рукопожатий, так как ценят атлетизм и энергичность. Тем не менее, у американцев не приняты рукопожатия, если между людьми существует интенсивный контакт, что совершенно не совпадает с этикетом рукопожатий у русских.
В ряде стран Восточной и Южной Азии существуют запреты на прикосновение партнеров друг к другу во время беседы. Например, японцы считают, что касаться собеседника может человек лишь при полной потере самоконтроля либо для выражения своего недружелюбия и агрессивных намерений. В то же время арабы, латиноамериканцы часто касаются друг друга в процессе диалога.
Показатели интенсивности жестикуляции (сила и частота) также определяются культурными нормами. Согласно усредненным данным, на протяжении часового разговора финн прибегает к жестикуляции один раз, итальянец — 80, француз — 120, а мексиканец — 180 раз.
У представителей одной культуры также наблюдаются различные показатели интенсивности жестикуляции вследствие индивидуальных различий. Чрезмерное жестикулирование отмечается у человека, например, при ослаблении или отсутствии обратной связи со стороны партнера по общению; может быть также выражением беспокойства, неуверенности человека; в ситуации переговоров, сопровождающихся сильными эмоциями, более интенсивно жестикулируют те, кто претендует на лидерство.
Таким образом, жесты свидетельствуют об интенсивности переживаний, о качестве и направленности отношений, о культурной и групповой принадлежности. Жесты, как и мимика, могут нести самостоятельную информацию о человеке независимо от его речи.
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Основы психологии
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Введение в психологию
1. Психология как наука
Что изучает психология? Что это за наука? Если задать эти вопросы студентам, не изучавшим данную науку, то можно услышать типичные ответы: «изучает поведение человека», «изучает мысли, чувства, желания человека», обязательно найдется шутник, который ответит: «изучает психов». Если не требовать строгой академичности и терминологической грамотности, то эти ответы можно частично признать близкими к истине. Действительно, психология изучает все перечисленное и еще многое другое. За долгую историю своего развития психология не раз меняла направление своих исследований.
С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. По-видимому, люди начали задумываться над существованием некоего духовного начала, направляющего их поведение, в очень далекие доисторические времена. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку, например некую «Тень», обитающую в теле и покидающую его после смерти, или Богов, которых считали ответственными за все действия людей. Позднее греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знаний. Так первоначально психология выступала как наука о душе.
Происхождение Своим названием и первым on-
слова «психология» ределением психология обязана греческой мифологии.
Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса — верховное божество греков — превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки.
Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея — смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал.
Что касается слова «психология», образованного из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), то оно впервые появилось только в XVIII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.
Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы ее развития.
I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
III этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
Введение в психологию
Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.
Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.
Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.
Всем важно понять, что хотят, что могут окружающие нас люди, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, памяти и мышления, характера и темперамента. Не имея таких ориентиров в сложных процессах межличностного взаимодействия и общения, приходится нередко идти вслепую, делая ошибки, совершая иной раз бестактность, приобретая врагов там, где могли бы быть друзья. Не менее важно понять и свои возможности, достоинства и недостатки, одним словом, уметь психологически достоверно охарактеризовать самого себя как личность. Этим задачам как раз и отвечает система знаний, именуемая психологией. Она полезна просто человеку, так сказать, для личных целей, чтобы понимать состояние своей собственной души, а при необходимости сознательно вносить в него изменения (аутотренинг, нейролингвистическое программирование, медитация); она необходима родителям и педагогам, чтобы знать, что происходит в душах детей, оказывать им первую психологическую помощь, корректировать их психическое развитие; она просто необходима для делового человека, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния партнеров, умело воздействовать на их симпатии и антипатии, убеждения и вкусы; без нее также не обойтись инженеру, решающему задачи надежности действий операторов.
1.1. Задачи и место психологии в системе наук
Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования его
центральной нервной системы. Конкретно связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС рассматривается физиологией высшей нервной деятельности. Психология тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы. Человек — биосоциальное существо, только живя в обществе, формируется человеческая психика, поэтому специфика конкретного общества, в котором живет человек, взаимоопределяет особенности его психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. В связи с этим, на наш взгляд, углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии. Об этом красноречиво свидетельствует бурное развитие социальной психологии, помогающей понять, каким образом человек приобретает психические свойства социально- ориентировочного поведения.
Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Отсюда понятна связь психологии человека с педагогикой. Наконец, психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Во всяком случае, психологическое «измерение» личности трудно было бы выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального и общественного), о природе человеческого сознания и деятельности.
Язык жестов
Что такое жесты и какие они бывают
Жесты — это движения различных частей тела (кистей рук, ног, головы), которые сопровождают речь человека. Они отражают истинное отношение к собеседнику, обсуждаемому событию или предмету, выражают скрытые намерения или желания человека. Жесты, как мы уже говорили, в каждой культуре различны. Они символичны и несут много информации.
Жесты можно классифицировать по разным принципам, но их смысл от этого не меняется. Они помогают сделать общение более живым и эмоциональным, дают дополнительную информацию собеседнику. В зависимости от функции, жесты делятся на группы.
Жесты-иллюстраторы
Это выразительные жесты, которые сопровождают повествовательную речь. Они помогают более полно передать описываемое событие, явление.
К ним относятся жесты сообщения:
1) указатели (жесты указательным пальцем);
2) пиктографы (жесты, которые помогают представить размер или форму описываемых предметов);
3) кинетографы (непроизвольные движения телом);
4) жесты-отмашки рукой, головой;
5) идеографы (движения рук, изображающие соединение различных предметов).
Жесты-регуляторы
Такие жесты отражают отношение собеседника к чему-либо. Сюда относятся:
3) направление взгляда;
4) осознанные движения руки.
Жесты-эмблемы
Эти жесты заменяют в разговоре слова или фразы. К примеру, если сжать ладони крест- накрест с обхватом, как при рукопожатии, на уровне груди, то это будет означать приветствие людей, находящихся на расстоянии. Если этот же жест сделать над головой, то он будет означать прощание. И не нужно никаких слов, все поймут это сообщение.
Жесты-адапторы
Эти жесты отражают индивидуальные привычки человека. Их производят руками. К ним относятся:
1) касание собеседника;
2) почесывание или подергивание определенных частей тела;
3) перебирание в руках мелких предметов (авторучка, пуговица на одежде и др.).
Жесты-аффекторы
Эти жесты посредством тела выражают определенные эмоции.
В повседневной жизни наибольшее значение имеют жесты, которые отражают степень доверия к собеседнику, эмоциональный настрой общающихся. Они в наибольшей степени помогают понять другого человек. Сюда относятся и жесты, выражающие скрытую или явную агрессию.
Жесты открытости
Помогают оценить расположенность к вам собеседника:
1) открытые ладони и внутренняя поверхность запястий;
2) свободные, не перекрещенные руки и ноги.
Оборонительные жесты
Они означают, что человек чего-то опасается, не расположен к вам. Возможно, он просто неуверенно себя чувствует (новое знакомство, незнакомая обстановка и др.). В такой ситуации сложно вести доверительную беседу и необходимо сначала попробовать расположить собеседника к себе. Оборонительный жест может появиться и в том случае, если собеседник с вами в чем-то не согласен, но не может открыто этого высказать. К таким жестам относятся:
1) сжатые в кулаки кисти;
2) перекрещивание рук на груди.
Жесты скрытности
Они говорят о том, что собеседнику с вами неловко и он желает завершить общение. К жестам скрытности относятся:
1) отведение взгляда в сторону;
2) прикрытие рта рукой.
Жесты превосходства
Они подтверждают тот факт, что собеседник вас недооценивает. Иными словами, подсознательно он ощущает себя в более высоком положении. К таким жестам относятся:
1) расположение своей ладони поверх ладони другого человека при рукопожатии;
2) держание рук в карманах во время разговора.
Жесты властности
Бывает, что собеседник пытается проявить свою власть и подавить вас. При этом реальных оснований для этого у него может и не быть. Чтобы распознать такие намерения, обратите внимание на следующие жесты:
1) руки сцеплены за спиной;
2) приподнятый подбородок.
Они проявляются, если собеседник неуверен в себе, нервничает и хочет это скрыть:
1) сжатые за спиной руки;
2) сжимание подлокотников кресла.
Частые жесты и эмоции
Жесты отражают эмоциональное состояние говорящего. Один и тот же жест в разных условиях может означать разные эмоции. Для точной трактовки жеста имеет значение то, кем и в какой ситуации он выполняется, как именно выполняется, но в большинстве случаев смысл распространенных жестов ясен:
1) руки раскрыты, ладони направлены вверх — доброжелательность и искренность;
2) руки за спиной или в кармане — напряженное состояние, ощущение вины;
3) скрещивание рук на груди, одна нога лежит на колене другой — состояние напряженности, желание что-либо скрыть;
4) сжатые кулаки, сжимание предметов — защитное состояние, скрытая агрессия;
5) расслабленные кисти рук — спокойное состояние;
6) наклон головы во время слушания — заинтересованность;
7) человек сидит, голова опирается на руку с вытянутым указательным пальцем, локтем стоящую на столе, — критическое обдумывание, анализирование;
8) прищуривание глаз и периодическое почесывание подбородка с захватом ладонью — состояние обдумывания решения;
9) потирание переносицы — напряженность;
10) медленное снятие и протирание очков — желание выиграть время для обдумывания чего- либо, подготовка к сопротивлению;
11) расхаживание по комнате — обдумывание серьезной проблемы, сложного вопроса;
12) во время высказывания собеседник прикрывает рот ладонью — ложь;
13) человек слушает и одновременно прикрывает рот ладонью — недоверие к собеседнику и его словам;
14) собеседник все время отводит взгляд — желание что-либо скрыть;
15) направленность взгляда в сторону — собеседник вызывает подозрение, сомнение;
16) прикосновение во время речи к векам или носу — человек говорит неправду;
17) во время рукопожатия прикладывание своей руки поверх руки другого человека — состояние уверенности, превосходства;
18) ноги говорящего разворачиваются в сторону выхода — желание завершить разговор и уйти;
19) руки находятся в карманах, а большие пальцы снаружи — состояние уверенности и превосходства.
Невербальное общение: жесты
Содержание
Те, кто способен найти общий язык с любым человеком, часто сообразительны, находчивы и тактичны, они понимают что нужно другим людям и знают как найти компромисс. Можно утверждать, что умелое невербальное поведение – это часть социальной компетентности. Одни люди боле восприимчивы к невербальным сигналам и способны лучше идентифицировать их смысл, другие более искусны в том, что связано с невербальным выражением собственных чувств и установок. Таким образом, социальная компетентность, предполагающая владение подобными навыками, играет исключительно важную роль в повседневной жизни.
Социальный интеллект
Социальный интеллект, отвечающий за социальную компетентность, считается базовой интеллектуальной способностью, отличной от прочих когнитивных способностей. С социальным интеллектом связано такое понятие, как эмоциональный интеллект, характеризующие способность человека оценивать эмоциональные сообщения, регулировать собственные эмоции и разумно использовать их для управления своими мыслями и действиями.
Чтобы правильно понять других людей, нужно обращать внимание на их особенности, включая внешность и невербальное поведение. Иногда информация, которую мы получаем, наблюдая за человеком, важна сама по себе, независимо от того, какие выгоды из нее могут быть сделаны. Порой, заметив что-то, мы сразу же делаем вывод, а иногда мы замечаем что-то, но понимание приходит не сразу.
Однако коммуникативные навыки не исчерпываются только невербальными посланиями. Верификатору необходимо понимать смысл вербальных сообщений – буквальный и метафорический, а также оттенки того, что читается «между строк», – и интегрировать вербальные и невербальные сигналы. Необходимо понимать также социальные контексты и роли: что допустимо и что недопустимо в конкретной социальной ситуации, как должны вести себя люди, исполняющие те или иные роли, и какие последствия влечет за собой нарушение ожиданий окружающих.
Представления о невербальных навыках могут быть использованы для того, чтобы по-новому взглянуть на давно устоявшиеся понятия. Эмпатия, раппорт, подстройка и ведение наряду с такими процессами, как социальное сравнение и управление впечатлением, могут быть рассмотрены с точки зрения контроля над точностью при отправлении или получении невербальных сигналов в социальном взаимодействии.
Наши умения отправлять и принимать невербальные сигналы формируются в процессе повседневной жизни. Мы, не отдавая себе отчета, обучаемся невербальному поведению, имитируя и моделируя поведение других людей, изменяя свои действия с учетом получаемой обратной связи, реагируя на указания и советы окружающих.
Невербальные навыки человека совершенствуются в разнообразном опыте по декодированию чувств и невербальных сигналов. Обратная связь в форме обсуждения с участниками вопроса о том, когда их суждения о невербальном поведении правильны, а когда – нет, является одним из наиболее эффективных методов совершенствования невербальных навыков.
Людьми, понимающими невербальные сигналы и имеющими хорошие навыки невербального общения, труднее манипулировать, чем теми, кто такими навыками не владеет. Если тех, кто много знает о невербальном поведении, начинают подозревать в том, что они используют свои знания «против» окружающих, очень скоро предпринимаются попытки их разоблачить или противостоять этому. Само собой разумеется, что на каждом верификаторе лежит этическая ответственность за то, чтобы не использовать свои знания во вред другим.
Поскольку верификаторы проводят много времени, наблюдая за другими – пассивно (только наблюдая) или активно (наблюдая и взаимодействуя) – так или иначе у них развиваются хорошие навыки декодирования невербальных сообщений наблюдаемых объектов.
Несомненно, невербальные сигналы – важнейший элемент наших коммуникативных усилий. Иногда они становятся самой важной частью посылаемых нами сообщений. Понимание и эффективное использование невербального поведения имеет решающее значение для достижения успеха практически во всех социальных контактах, в которые мы вступаем.
Два вида жестов в детекции лжи
В детекции лжи нам важно будет учитывать два вида жестов:
Коммуникативные жесты – это жесты, которые сопровождают речь (иллюстраторы, регуляторы) или сами являются речью (эмблемы).
Некоммуникативные жесты – это жесты, которые не участвуют в коммуникации между людьми, но играют особую роль в “общении” человека с самим собой. Так, например, жесты-адаптеры позволяют обрести человеку покой в сложной ситуации стресса.
Поговорим об этом поподробней.
Коммуникативные жесты
Жесты-эмблемы
Эмблема – это коммуникативный жест, который не сопровождает речь, а по сути сам является речью, потому что имеет очень конкретное значение. Человек, показывая жест-эмблему, всегда делает это осознанно и намеренно. Эмблемы и эмблематические знаки являются протоязыком. Эмблемами общались наши предки, не знавшие и не владевшие языком в современном его виде.
Значение жестов-эмблем однозначно трактуется всеми представителям данной культуры или субкультуры. С помощью эмблем можно передать практически любое сообщение, включая фактологическую информацию, приказания, выражение личного отношения к происходящему и чувства.
Лицевые выражения и движения глаз, сопровождающие жесты-эмблемы, расширяют границы возможных смыслов, ассоциирующихся с движениями руки. И всегда существует возможность, что смысл, ассоциирующийся с жестом в отсутствие речи, изменится, если его будет сопровождать речь, включая и те случаи, когда сопровождающая речь вроде бы лишняя. Однако контекст расширяет границы смысла. Иногда контекст не оказывает сильного влияния на смысл жеста, а лишь незначительно изменяет то, как он выполняется.
Два вида жестов-эмблем
2. Символические (не содержат в себе прямого отражения облика изображаемого предмета или действия, потому понятны только посвященным людям).
Так как жесты-эмблемы являются протоязыком, передаются из поколения в поколение и закрепляются культурными традициями, то в случае возникновения внутреннего конфликта они могут каким-либо образом проявиться.
В языке телодвижений есть один информативный признак обмана – эмблематическая оговорка, которая возникает, когда человек не верит в то, что говорит, т. е. тело противоречит словам.
Эмблематическая оговорка может являться верным признаком лжи говорящего.
Критерии эмблематической оговорки
Во время проведения опросной беседы, верификатор может увидеть эмблематические утечки у опрашиваемого лица, однако они могут и не проявляться. Несмотря на то, что эмблематические оговорки и являются достаточно достоверным признаком лжи, полностью опираться только на них верификатор не может, потому что они могут не проявиться во время опросной беседы совсем. Также нужно владеть языковым набором жестов-эмблем разных наций и народностей, особенно при проведении проверок в сопредельных государствах.
Жесты-иллюстраторы
Еще одним типом жестов, свойственным человеку, являются жесты-иллюстраторы – жесты, сопровождающие речь. Интерпретировать жесты-иллюстраторы нужно еще более осторожно, чем жесты-эмблемы и адаптеры.
Виды жестов-иллюстраторов
Способы иллюстраций речи
Использование жестов-исллюстраторов
Функции жестов-иллюстраторов
На интенсивность проявлений жестов-иллюстраторов оказывает влияние характер человека (есть тип людей, которым интенсивная жестикуляция не свойственна), оказывает влияние культура и культурная принадлежность. Поэтому одной из задач верификатора на этапе установления базовой линии поведения является определение интенсивности проявления иллюстраторов в норме. Обычно нормальное проявление иллюстраторов можно отследить, разговаривая на обыденные темы.
Верификаторам необходимо понимать и брать во внимание особенности нервной системы человека, а также его базовую линию поведения, потому что некоторым людям свойственно увеличение количества жестов-иллюстраторов во время лжи, тогда как для других во время лжи свойственно уменьшение количества жестов-иллюстраторов. В зависимости от психотипа опрашиваемого лица, а также от выбранной им стратегии лжи и будет проявляться данная тенденция.
QUIZ от Шерлока Холмса: проверь свои детективные способности
Жесты-регуляторы
Жесты-регуляторы – это интерактивные жесты, способствующие регулированию диалога.
Типы жестов-регуляторов
Некоммуникативные жесты
Жесты адаптеры – жесты стресса
Более информативным признаком состояния стресса являются некоммуникативные жесты – так называемые жесты-адаптеры. Их еще называют жестами самоуспокоения. К ним человек прибегает бессознательно, чтобы вернуть себе в ситуации стресса душевный покой. Появление жестов-адаптеров – верный признак того, что человек пытается взять себя и ситуацию под контроль. В этом случае верификатору необходимо ответить на вопрос: «Почему опрашиваемое лицо начало себя контролировать?». Необходимо иметь в виду, что эти жесты бессознательные – они слабо осознаются.
Жесты-самоадаптеры, как правило, связаны с прикосновением к себе, к своему телу. Наблюдая за уровнем проявления жестов-самоадаптеров, можно судить об уровне стресса человека. Чем выше жесты-самоадаптеры, тем выше уровень стресса. Когда человек закрывает руками лицо, в разных контекстах верификатор с уверенностью может говорить о стыде, позоре или горе.
Типы жестов-самоадаптеров
Жесты-манипуляторы
К адаптационным жестам относят также жесты-манипуляторы, которые выполняют ту же функцию, что и жесты-самоадаптеры, но в основе их лежат манипуляции с предметами. У человека, который лжет, происходит переход с правого полушария на левое, и именно в этот период и появляются жесты-манипуляторы. Это связано с тем, что переход с правого полушария на левое всегда вызывает в действиях человека паузу. Поэтому функция жестов-манипуляторов – это не только адаптация, но еще и замещение. При этом у каждого человека есть свои особо любимые манипуляции, свойственные только ему.
Продолжительность манипуляций может различаться от нескольких мгновений до многих минут.
Жесты-манипуляторы используются лжецом в двух случаях
Понимая причину возникновения жестов-манипуляторов, верификатор при задавании проверочного вопроса и при наличии жеста-манипулятора в правдивом ответе должен его перепроверить, задав через некоторое время вопрос в иной формулировке.
В ситуации детекции лжи нет надобности, определять точное значение каждого жеста-адаптера, если верификатор основное внимание обращает на структуру речевых высказываний. Так как жесты-адаптеры сигнализируют об уровне стресса, то в процессе опросной беседы верификатор может понимать, насколько близко он подобрался к нужной информации.
Жесты-самоочищения
Человек старается контролировать себя в присутствии наблюдателя или группы наблюдателей, потому что считается, что в присутствии иных людей неприлично совершать жесты самоочищения. К этим жестам человек прибегает тогда, когда считает, что его никто не видит. Или человек начинает совершать эти действия бессознательно, если у него есть ощущение, что его никто не видит.
В жизни человек очищает себя, как правило, наедине, когда его никто не видит, он находится в полном состоянии погружения в себя, сосредоточен на себе, а главное – ему безопасно.
Для детекции лжи эта причина возникновения жестов самоочищения может быть достаточно информативной и значимой. В ситуации опросной беседы, а особенно это может быть информативно в случае проведения групповой беседы, наличие жестов самоочищения в невербальном поведении человека, говорит об отсутствии эмоции страха, отсутствие интереса к расследуемому событию и является дополнительным маркером непричастности человека.
О лжи жесты самоочищения свидетельствуют тогда, кода опрашиваемое лицо сообщает о сильном душевном переживании, но при этом демонстрирует действия по самоочищению себя.
Еще одни информативный признак, который можно отнести к информации о наличии обмана, – это отсутствие любой жестикуляции на протяжения всей опросной беседы. Некоторые лжецы, желая не выдать себя, пытаются контролировать все телодвижения и мимику. Это выглядит так, словно человек задеревенел. При этом речь становится краткой, логичной и эмоционально не окрашенной. Такое поведение верификатор сразу определяет как информацию о наличии обмана. Часто лжецы не понимают, что попытка подавить в себе все является доказательством сокрытия информации.
Таким образом, в связи с неоднозначностью возникновения жестов трактовать и интерпретировать их нужно крайне осторожно. Лжеца выдают эмблематические оговорки, увеличение числа жестов-адаптеров, диссонанс иллюстраторов, увеличение числа жестов иллюстраторов у людей с быстрой подвижной нервной системой.