жидкие люди принимают форму сосуда
Жидкие люди принимают форму сосуда
(1)»Не нравится мне этот дядя: он какой-то жидкий!» (2)Я обернулась вслед мальчику, отъезжающему на руках у папы, и поискала глазами «жидкого дядю». (3)Дядя был мне знаком, он служил в одной из контор, в которой и я работала какое-то время. (4)Все в конторе ходили подавленные, со дня на день ожидая потери места работы. (4)Но дядя в уныние не впадал. (6)Он поднимал себе настроение оригинальным способом: выспрашивал всех насчет их долгов.
– (7)А ты кому должен? – спрашивал дядя. – (8)А сколько?
(9)В ответ называлась, как правило, кругленькая сумма (все мы тогда жили в долг), и дядя начинал от удовольствия ухать, как филин. (10)Отухавшись, переходил к следующему донору настроения, и все начиналось по-новой.
(11)Я мысленно поблагодарила мальчика за точный термин, надо же, как метко высказался. (12)И не то чтобы он был каким-то особо подлым или злобным. (13)Он был жидкий, и этим всё сказано.
(14)Жидкие люди принимают форму сосуда, в который их наливают. (15)На них нельзя положиться, потому что на жидкость не опереться. (16)Их слова не стоит принимать всерьез. (17)Жидкие люди тебя обтекают, заливаются в душу, ты тонешь, захлебываешься. (18)С ними нельзя контачить – предадут, продадут, а при этом еще и обставят все так умело, что будешь стоять с раскрытым ртом, а они тебе: «А в чем, собственногря, дело. «. (19)И прошлепают мимо.
(20)И самое главное – с ними вообще нельзя, как с людьми. (21)Жидкие люди – это не люди в обычном понимании. (22)У них нет остова, у них есть только панцирь-сосуд, и внутри него плещется не поддающаяся анализу жидкость.
(23)Я думаю, жидких людей много. (24)И их надо научиться распознавать.
(25)Но это я теперь такая мудрая, прям как черепаха Тортилла. (26)А по молодости лет… (27)В своё время донимала меня одна дамочка, звала к себе на работу. (28)Такие высоты и глубины, в смысле перспективы, открывала, такие планы перед моим мысленным взором разворачивала! (29)А я упиралась и на работу к ней не шла, не хотела. (30)Объяснить эту антипатию я себе не могла, потому испытывала перед дамочкой какое-то чувство вины – ну ничего ведь плохого она мне не сделала, на работу вот зовет.
(31)И вот, когда давление этой стихии стало совсем уж непереносимым, я согласилась. (32)Являюсь в назначенный день. (33)Тетя проходит мимо по коридору, не здороваясь и даже голову в мою сторону не поворачивая. (34)Только углом рта шипит: «Никого принимать не будем!» (35)И гордо удаляется.
(36)Все эти годы я недоумевала: и зачем моей благодетельнице все это было надо? (37)И только теперь меня осенило: жидкие люди, волна за волной, точат тех, кто кажется им субстанцией неправильной, подозрительной, пытаются растворить в себе то, что растворению сопротивляется.
(38)Стал мне теперь понятным и подслушанный когда-то разговор педагога с чиновником. (39)Первый сказал о наболевшем: «Но надо же как-то помогать человеку становиться личностью. «. (40)Второй ответил: «А для чего же тогда власть?».
*Галина Георгиевна Туз (род. в 1958 г.) – современный эссеист, публицист, литератор.
Примерный круг проблем
1.Проблема определения понятия «жидкие люди» (Кто такие жидкие люди?)
1. «Жидкие люди» – это люди без остова; они непостоянны и ненадёжны, способны предать и продать.
2.Проблема вреда, который приносят «жидкие люди». (Почему следует избегать общения с такими людьми?)
2.За внешним благодушием «жидких людей» скрывается жестокая стихия, которая стремится подчинить любого, особенно того, кто оказывает им хоть малейшее сопротивление, а затем – предать.
3.Проблема двуличия, лицемерия. (Что движет двуличными людьми?)
3.Лицемерными, двуличными людьми движет желание подавлять окружающих людей.
Жидкие люди. По Г.Г. Туз
Сочинение от ученика общеобразовательной школы. В сочинении могут присутствовать ошибки.
Текст: Жидкие люди. Г.Г.Туз
(1)«Не нравится мне этот дядя: он какой-то жидкий!» (2)Я обернулась вслед мальчику, отъезжающему на руках у папы, и поискала глазами «жидкого дядю». (3)Дядя был мне знаком, он служил в одной из контор, в которой и я работала какое-то время. (4)Все в конторе ходили подавленные, со дня на день ожидая потери места работы. (5)Но дядя в уныние не впадал. (6)Он поднимал себе настроение оригинальным способом: выспрашивал всех насчет их долгов.
– (7)А ты кому должен? – спрашивал дядя. – (8)А сколько?
(9)В ответ называлась, как правило, кругленькая сумма (все мы тогда жили в долг), и дядя начинал от удовольствия ухать, как филин. (10)Отухавшись, переходил к следующему донору настроения, и все начиналось по-новой.
(11)Я мысленно поблагодарила мальчика за точный термин, надо же, как метко высказался. (12)И не то чтобы он был каким-то особо подлым или злобным. (13)Он был жидкий, и этим всё сказано.
(14)Жидкие люди принимают форму сосуда, в который их наливают. (15)На них нельзя положиться, потому что на жидкость не опереться. (16)Их слова не стоит принимать всерьез. (17)Жидкие люди тебя обтекают, заливаются в душу, ты тонешь, захлебываешься. (18)С ними нельзя контачить – предадут, продадут, а при этом еще и обставят все так умело, что будешь стоять с раскрытым ртом, а они тебе: «А в чем, собственногря, дело. «. (19)И прошлепают мимо.
(20)И самое главное – с ними вообще нельзя, как с людьми. (21)Жидкие люди – это не люди в обычном понимании. (22)У них нет остова, у них есть только панцирь-сосуд, и внутри него плещется не поддающаяся анализу жидкость.
(23)Я думаю, жидких людей много. (24)И их надо научиться распознавать.
(25)Но это я теперь такая мудрая, прям как черепаха Тортилла. (26)А по молодости лет… (27)В своё время донимала меня одна дамочка, звала к себе на работу. (28)Такие высоты и глубины, в смысле перспективы, открывала, такие планы перед моим мысленным взором разворачивала! (29)А я упиралась и на работу к ней не шла, не хотела. (30)Объяснить эту антипатию я себе не могла, потому испытывала перед дамочкой какое-то чувство вины – ну ничего ведь плохого она мне не сделала, на работу вот зовет.
(31)И вот, когда давление этой стихии стало совсем уж непереносимым, я согласилась. (32)Являюсь в назначенный день. (33)Тетя проходит мимо по коридору, не здороваясь и даже голову в мою сторону не поворачивая. (34)Только углом рта шипит: «Никого принимать не будем!» (35)И гордо удаляется.
(36)Все эти годы я недоумевала: и зачем моей благодетельнице все это было надо? (37)И только теперь меня осенило: жидкие люди, волна за волной, точат тех, кто кажется им субстанцией неправильной, подозрительной, пытаются растворить в себе то, что растворению сопротивляется.
(38)Стал мне теперь понятным и подслушанный когда-то разговор педагога с чиновником. (39)Первый сказал о наболевшем: «Но надо же как-то помогать человеку становиться личностью. «. (40)Второй ответил: «А для чего же тогда власть?».
*Галина Георгиевна Туз (род. в 1958 г.) – современный эссеист, публицист, литератор.
Сочинение:
Текст «Жидкие люди» из задания ЕГЭ по русскому языку вызвал бурную дискуссию по всей стране
Корреспонденты «МОЁ!» попросили филологов прокомментировать текст, предложенный школьникам
Читать все комментарии
Войдите, чтобы добавить в закладки
После проведения госэкзамена по русскому языку 29 мая наша читательница Ирина на портале «MOЁ! Online» в «Народных новостях» разместила текст из раздела С1. По заданию школьникам на основе материала нужно написать своё эссе, выделив проблему, отражённую в тексте, и привести аргументы, подтверждающие собственную позицию. Текст «Жидкие люди» журналиста из Ставрополя Галины Туз неожиданно вызвал бурную дискуссию среди наших читателей, набрав за несколько дней больше 300 комментариев и около 7 000 просмотров.
«Кому-то достались нормальные тексты о дружбе, патриотизме, долге и ответственности, — написала автор сообщения Ирина. — Но некоторым достался бредовый текст про. жидких людей. Конечно, творчество журналистов — это их дело, но не на ЕГЭ же их школьникам давать, что катастрофически снижает баллы у многих детей из-за некорректного задания!»
Приведём для примера один абзац из текста:
«. Жидкие люди принимают форму сосуда, в который их наливают. То есть жидким людям форма именно что нужна, без нее они расплываются по поверхности в лужу, и тогда их собрать уже нет никакой возможности. На них нельзя положиться, потому что на жидкость не опереться — расплескаешь и провалишься, а там — с головкой, и не то чтоб от большой глубины, скорей от принципиальной непознаваемости территории: что, куда, как, где можно, а где нельзя — ничего не ясно. Их слова не стоит принимать всерьёз — особенно слова о любви и преданности, жидкие люди тебя обтекают, заливаются в душу, ты тонешь, захлебываешься. С ними нельзя контачить — предадут, продадут, а при этом еще и обставят все так, что будешь стоять с раскрытым ртом, а они тебе: «А в чем, собственногря, дело. » — и прошлепают мимо».
Мы попросили доцента кафедры русского языка ВГУ, кандидата филологических наук Татьяну Голицыну и учителя русского языка и литературы Марину Краснякову прокомментировать текст «Жидкие люди».
– Данный текст самый сложный из всех предложенных на экзамене, — считают эксперты. — Проблематика текста неоднозначна, трудна для выявления. Текст метафоричен, следовательно, он может вызывать множественные оценки. Восприятие и анализ предложенного текста осложняются словами и высказываниями разговорного и просторечного характера («да ты шо», «отухавшись», «собственногря») и термина «аннигиляция», загадочного для понимания учащихся. Текст ориентирован на взрослого читателя. Молодые люди, выпускники школы, не обладают жизненным опытом и достаточной начитанностью для его адекватной интерпретации.
Любопытно, что текст «Жидкие люди» вызвал негативную реакцию у многих школьников по всей стране. В Интернете на множестве форумов можно встретить сообщения, где ученики жалуются на сложность работы с этим материалом. Своё отношение к ситуации прокомментировала и автор текста Галина Туз.
– Народ, простите, а я-то тут при чем? — удивляется Галина. — Выставляю тексты исключительно на своей страничке, никто ко мне по поводу ЕГЭ не обращался. Все претензии к тем, кто взял текст (без спросу) и сделал вас моими ненавистниками. «Жидких людей» я писала исключительно для себя, читателей у меня немного, и на ваше внимание я сроду не рассчитывала. Так уж получилось. Ну а раз большинство не смогло выявить в «Жидких людях» проблему и идею, я вам сочувствую, но ничем уже не могу помочь.
О том, как можно будет подать апелляцию, если участника ЕГЭ не устроили результаты экзамена, станет известно после объявления результатов. Сделать это можно будет в течение двух рабочих дней. Примерные даты приёма и рассмотрения апелляций по русскому языку — с 16 по 19 июня, а по математике — с 20 по 25 июня.
Жидкие люди – текст ЕГЭ
Не все школьники поняли этот философский текст. Выпускникам нужно было определить тему и проблему, привести примеры из других произведений, но они не смогли это сделать. Сама автор Галина Туз, жительница Ставропольского края, объяснила на форумах в Интернете, что не давала согласие организаторам ЕГЭ на использование материала. Сайт ЮГА.ру сообщил, что Рособрнадзор и ФИПИ не смогли оперативно ответить, как текст Галины Туз попал в билеты. Эссе Жидкие люди было напечатано на сайте библиотеки Максима Мошкова и в авторском сборнике Совесть – ночной охотник, который был выпущен в Ставрополе.
Жидкие люди Галина Туз
Я мысленно поблагодарила мальчика за точный термин, надо же, интуитивист маленький, как метко высказался, и пошла, вспоминая 15-летней давности противные уханья жидкого дяди. И не то чтобы он был каким-то особо подлым или злобным. Он был жидкий, и этим все сказано.
Я думаю, жидких людей много. Их гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. И их надо научиться распознавать. Во избежание. сами понимаете чего. А то лозунг Вливайся! стал как-то особенно популярным в последнее время. Не стану вливаться, обойдутся!
Стал мне теперь понятным и подслушанный когда-то разговор педагога с чиновником. Первый сказал о наболевшем: Но надо же как-то помогать человеку становиться личностью. Второй ответил: А зачем? Для чего же тогда власть?.
Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны
Интерактивные технологии в образовании
Текст Туз Г.
(1)«Не нравится мне этот дядя: он какой-то жидкий!» (2)Я обернулась вслед мальчику, отъезжающему на руках у папы, и поискала глазами «жидкого дядю». (3)Дядя был мне знаком, он служил в одной из контор, в которой и я работала какое-то время. (4)Все в конторе ходили подавленные, со дня на день ожидая потери места работы. (4)Но дядя в уныние не впадал. (6)Он поднимал себе настроение оригинальным способом: выспрашивал всех насчёт их долгов.
– (7)А ты кому должен? – спрашивал дядя. – (8)А сколько?
(9)В ответ называлась, как правило, кругленькая сумма (все мы тогда жили в долг), и дядя начинал от удовольствия ухать, как филин. (10)Отухавшись, переходил к следующему донору настроения, и все начиналось по-новой.
(11)Я мысленно поблагодарила мальчика за точный термин, надо же, как метко высказался. (12)И не то чтобы он был каким-то особо подлым или злобным. (13)Он был жидкий, и этим всё сказано.
(14)Жидкие люди принимают форму сосуда, в который их наливают. (15)На них нельзя положиться, потому что на жидкость не опереться. (16)Их слова не стоит принимать всерьёз. (17)Жидкие люди тебя обтекают, заливаются в душу, ты тонешь, захлебываешься. (18)С ними нельзя контачить – предадут, продадут, а при этом еще и обставят все так умело, что будешь стоять с раскрытым ртом, а они тебе: «А в чем, собственногря, дело. ». (19)И прошлёпают мимо.
(20)И самое главное – с ними вообще нельзя, как с людьми. (21)Жидкие люди – это не люди в обычном понимании. (22)У них нет остова, у них есть только панцирь-сосуд, и внутри него плещется не поддающаяся анализу жидкость.
(23)Я думаю, жидких людей много. (24)И их надо научиться распознавать.
(25)Но это я теперь такая мудрая, прям как черепаха Тортилла. (26)А по молодости лет… (27)В своё время донимала меня одна дамочка, звала к себе на работу. (28)Такие высоты и глубины, в смысле перспективы, открывала, такие планы перед моим мысленным взором разворачивала! (29)А я упиралась и на работу к ней не шла, не хотела. (30)Объяснить эту антипатию я себе не могла, потому испытывала перед дамочкой какое-то чувство вины – ну ничего ведь плохого она мне не сделала, на работу вот зовёт.
(31)И вот, когда давление этой стихии стало совсем уж непереносимым, я согласилась. (32)Являюсь в назначенный день. (33)Тетя проходит мимо по коридору, не здороваясь и даже голову в мою сторону не поворачивая. (34)Только углом рта шипит: «Никого принимать не будем!» (35)И гордо удаляется.
(36)Все эти годы я недоумевала: и зачем моей благодетельнице все это было надо? (37)И только теперь меня осенило: жидкие люди, волна за волной, точат тех, кто кажется им субстанцией неправильной, подозрительной, пытаются растворить в себе то, что растворению сопротивляется.
(38)Стал мне теперь понятным и подслушанный когда-то разговор педагога с чиновником. (39)Первый сказал о наболевшем: «Но надо же как-то помогать человеку становиться личностью. ». (40)Второй ответил: «А для чего же тогда власть?».
*Галина Георгиевна Туз (род. в 1958 г.) – современный эссеист, публицист, литератор.