жилищная политика новых форм собственности

Жилищная политика новых форм собственности

Законом «Об основах федеральной жилищной политики» определены основные принципы реализации конституционного пра-,ва граждан Российской Федерации на жилище в новых социально-экономических условиях, установлены общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере.

Основными целями новой жилищной политики являются: обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан; осуществление строительства и реконструкции государственного, муниципального и частного жилищных фондов; создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования (средств населения, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, отечественных и иностранных предпринимателей, кредитов банков и других источников); развитие частной собственности, обеспечение защиты прав предпринимателей и собственников в жилищной сфере; развитие конкуренции в строительстве, содержание и ремонт жилищного фонда; производство строительных материалов, изделий и предметов домоустройства.

В чем состоят основные причины и цели проведения жилищной реформы? На рубеже 80—90-х гг. в стране произошли существенные политические и правовые изменения — был взят курс на формирование рыночных отношений. Жилищная сфера как часть народного хозяйства и экономики страны, конечно, не могла остаться в стороне от происходящих кардинальных преобразований.

Существовавшая ранее распределительная система удовлетворения жилищной потребности граждан не дала ожидаемых результатов: миллионы семей нуждались в улучшении жилищных условий; обеспечение граждан жильем в бывшем СССР и РСФСР было одной из центральных и наиболее острых социально-экономических проблем. Решение этой проблемы обеспечивалось развитием государственного и общественного жилищного фонда, содействием со стороны государства кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, предоставлением гражданам бесплатной жилой площади по мере осуществления программ и строительства благоустроенного жилья.

В середине 80-х гг. государством была поставлена задача обеспечить к 2000 г. каждую семью отдельной квартирой или индивидуальным домом. В результате этого к традиционным прибавились новые проблемы: расселения жильцов коммунальных квартир; ликвидации малообеспеченное™ жилой площадью; благоустройства частного фонда; сноса или модернизации государственного фонда постройки до 1950 г.; создания более комфортных условий для временного проживания в общежитиях; снятия ограничений на строительство индивидуального и кооперативного жилищного фонда. Решение этой задачи шло очень трудно, потребность граждан в жилье практически не уменьшилась. В списках очередников на улучшение жилищных условий на начало 1990 г. в СССР состояло 14,3 млн семей и одиноких граждан (или 23% всех городских семей, в том числе в России — 25%), из них более 10 лет ожидали получения квартир более 1,5 млн семей (12% всех очередников), 4,6% проживали в коммунальных квартирах, 5% — в общежитиях. Кроме того, 1,1 млн человек занимали временные жилые помещения (вагончики, бараки и др.), а 2,7 млн человек снимали жилье у других граждан.

В 90-х гг. в Российской Федерации наблюдалась тенденция к обострению жилищной проблемы. Ввод жилья сократился с 72,8 млн м2 общей площади в 1987 г. до 37,9 млн м2 в 1992 г. Если в России в 1989 г. смогли улучшить свои жилищные условия (причем в основном за государственный счет) 1,4 млн семей, в 1991 г. — 1,1 млн семей, то в 1992 г. число таких семей составило менее 1 млн и в первую очередь в связи с большим снижением масштабов жилищного строительства.

На начало 1992 г. в России 17% населения проживало в условиях, когда на 1 человека приходилось менее 7 м2 (в то время как действующим законодательством норма жилой площади установлена в размере 12 м2 на человека). Почти 6 млн человек проживали в коммунальных квартирах, около 7 млн — в общежитиях, 1,6 млн — в ветхом и аварийном жилье. Всего в очереди на улучшение жилищных условий стояло 11 млн семей. Средний уровень обеспеченности жильем в России оставался низким — 16,5 м2 общей площади на человека (например, в Дании — 50 м2, в Германии — 42 м2, в Болгарии — 22,2 м2, в Польше — 17,5 м2).

В связи с переходом России к рыночной экономике назрела острая необходимость выработать новые подходы в решении жилищной проблемы и провести кардинальную жилищную реформу. Прежде всего должен был измениться принцип обеспечения граждан жилыми помещениями — от преимущественного распределения жилья, построенного за счет государственных капитальных вложений, к преимущественному его строительству (приобретению) за счет средств граждан при сохранении льгот для социально слабозащищенных групп населения. Следует отметить, что в большинстве европейских стран жилищное строительство, осуществляемое за счет частных средств, в общем его объеме составляет 80—90%.

Нужно обратить внимание, что вопрос обеспечения граждан жильем нуждался в упорядочении: в условиях рыночных отношений государство не в состоянии обеспечить всех нуждающихся бесплатным жильем. Необходимо упорядочить порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений, с тем чтобы вводимые объемы жилой площади позволяли в короткие сроки, бесплатно или за доступную плату решать жилищные вопросы отдельных категорий граждан. Другие граждане, располагающие необходимыми средствами для приобретения или строительства собственного дома (квартиры), должны решать этот вопрос самостоятельно, практически без помощи со стороны государства.

Однако нельзя жилищную реформу сводить только к проблеме обеспечения граждан жильем. Наряду с этим основными целями реформы являются:
— изменение условий и порядка оплаты жилья и коммунальных услуг. В ближайшие годы предполагается реализовать заложенный в Жилищном кодексе РФ принцип — размер оплаты за жилье и коммунальные услуги должен обеспечивать возмещение издержек на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги;
— принятие мер по улучшению эксплуатации и сохранности жилищного фонда. Эти меры в рамках проведения жилищной реформы принимались и ранее, но они не утратили своей актуальности и сегодня.

В 1997 г. Указом Президента РФ «О реформе жилищно-коммунального хозяйства» одобрена «Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства», которой определены основные направления преобразований в этой отрасли.

Жилищный фонд Российской Федерации насчитывает около 2,7 млрд м2 общей площади, из них муниципальный фонд — примерно 30%, государственный фонд — около 10%, остальной фонд — частный. При этом износ этих фондов достиг 40%. Жилищный фонд стремительно ветшает, снижаются надежность и устойчивость инженерных систем. Более 290 млн м2 (11% всего жилищного фонда) нуждается в неотложном капитальном ремонте и переоборудовании коммунальных квартир, 250 млн м2 (9%) — в реконструкции. Из года в год увеличивается аварийный и ветхий фонд (с износом более 60%), который подлежит сносу. Только за последние 5 лет по ветхости из жилищного фонда выбыло около 40 млн м2 общей площади жилья. При ежегодном нормативе 4—5% капитально ремонтируется лишь около 1% государственного и муниципального жилищного фонда. Поэтому ремонтируются только отдельные конструктивные элементы зданий.

Как отмечено в Концепции, единственным способом преодоления кризиса является изменение системы финансирования, т.е. переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования качества обслуживания. Другими словами, предусматривается резкое сокращение бюджетных расходов (расходов государства) и соответствующее увеличение этих расходов у населения, т.е. переход на оплату населением в полном объеме жилищно-коммунальных услуг, который должен завершиться в 2008 г. Однако это изменение не нашло отражения в подзаконных актах.

Таким образом, приоритетными направлениями реформы жилищно-коммунального хозяйства были определены:
— совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, повышение уровня оплаты жилья за счет населения, дифференциация ставок оплаты жилья в зависимости от его качества и местоположения;
— совершенствование системы социальной защиты при оплате жилья и коммунальных услуг: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности средств, выделяемых на социальную защиту населения;
— совершенствование системы управления, обслуживания и контроля: формирование специализированных организаций по управлению жилищным фондом, переход на договорные отношения, демонополизация жилищно-коммунального хозяйства, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, выбор организаций, осуществляющих обслуживание жилья, передача жилищного фонда в управление непосредственным собственникам жилья — создание товариществ собственников жилья;
— изменение системы распределения между регионами средств федерального бюджета на основе использования системы государственных минимальных социальных стандартов. Кроме того, в целях создания рынка жилья предполагается расширить масштабы приватизации государственного и муниципального жилищных фондов.

Источник

Жилищная политика новых форм собственности.

Литература:

1. Платов Н.А. Основы инженерной геологии М.:Инфра-М, 2012

2. Добров Э.М., Инженерная геологи М.: Академия, 2008

3. Ананьев, В.П., Потапов А.Д. Инженерная геологи Учеб. – М.: Высш. шк, 2000

4. Теличенко В.И. Технология строительных процессов, М.: Высшая школа, 2008г.

5. Зимин Н.П. Технология и организация строительного производства, М. «Интелвак», 2001г.

6. Тургенев С.П. Архитектурное проектирование жилых зданий, М. «Интелвак», 2001г.

7. Маклакова Т.Г. Проектирование жилых и общественных зданий, М:АСВ, 2000г.

Интернет-ресурсы:

1. http://yandex.ru/clck/jsredir?from
2. http://knowledge.allbest.ru/geology/3c0b65625 a2bc78a4d43b89421306c26_0.html
3. http://www.en-geol2011.narod.ru
4. http://www.sibsiu-geo.narod.ru
5. http://www.allgeology.ru
6. Стройпортал www.stroyportal.ru

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ПМ 04 Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов

МДК 04.01 Эксплуатация зданий

270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Составитель Мухина Ю.С. преподаватель

Лекция № 1

Тема:Организация технической эксплуатации и обслуживания гражданских зданий и сооружений.

План лекции:

2. Жилищная политика новых форм собственности.

3. Собственность на жилье. Виды собственности.

4. Оценка недвижимости.

Обратить внимание на результаты проведения жилищной реформы. Знать виды собственности. Уметь правильно определить вид собственности.

Жилищная политика новых форм собственности.

Законом «Об основах федеральной жилищной политики» определены основные принципы реализации конституционного права граждан РФ на жилище в новых социально – экономических условиях, установлены общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере.

Основными целями новой жилищной политики являются: обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан; осуществление строительства и реконструкции государственного, муниципального и частного жилищных фондов; создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования (средств населения, предприятий, учреждений, организаций…..); развитие частной собственности, обеспечение защиты прав предпринимателей и собственников в жилищной сфере; развитие конкуренции в строительстве; содержание и ремонт жилищного фонда; производство строительных материалов, изделий и предметов домоустройства.

В связи перехода РФ к рыночной экономике назрела острая необходимость выработать новые подходы в решении жилищной проблемы и провести кардинальную жилищную реформу. Прежде всего должен был измениться принцип обеспечения граждан жилыми помещениями – от преимущественного распределения жилья, построенного за счет государственных капиталовложений, к преимущественному его строительству (приобретении) за счет средств граждан при сохранении льгот для социально слабозащищенных групп населения. Следует отметить, что в большинстве европейских стран жилищное строительство, осуществляемое за счет частных средств, в общем его объеме составляет 80-90%.

Нужно обратить внимание, что вопрос обеспечения граждан жильем нуждался в упорядочении: в условиях рыночных отношений государство не в состоянии обеспечить всех нуждающихся бесплатным жильем. Необходимо упорядочить порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений, с тем, чтобы вводимые объекты жилой площади позволяли в короткие сроки, бесплатно или за доступную плату решать жилищные вопросы отдельных категорий граждан. Другие граждане, располагающие необходимыми средствами для приобретения или строительства собственного дома (квартиры), должны решать этот вопрос самостоятельно, практически без помощи государства.

Однако нельзя жилищную реформу сводить только к проблемам обеспечения граждан жильем. Наряду с этими основными целями реформы являются:

— изменения условий и порядка оплаты жилья и коммунальных услуг (размер оплаты за жилье и коммунальные услуги должен обеспечивать возмещение издержек на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги;

— принятие мер по улучшению эксплуатации и сохранности жилищного фонда. Эти меры в рамках проведения жилищной реформы принимались и ранее, но они не утратили своей актуальности и сегодня.

Таким образом, приоритетными направлениями реформы жилищно-коммунального хозяйства были определены:

-совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, повышение уровня оплаты жилья за счет населения, дифференциация ставок оплаты жилья в зависимости от его качества и местоположения;

-совершенствование системы социальной защиты при оплате жилья и коммунальных услуг: упорядочение действующей системы льгот, усиление адресной направленности средств, выделяемых на социальную защиту населения;

-совершенствование системы управления, обслуживания и контроля: формирование специализированных организаций по управлению жилищным фондом, переход на договорные отношения, демонополизация жилищно-коммунального хозяйства, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, выбор организаций, осуществляющих обслуживание жилья, передача жилищного фонда в управление непосредственным собственникам жилья – создание товариществ собственников жилья;

— изменение системы распределения между регионами средств федерального бюджета на основе использования системы минимальных социальных стандартов. Кроме того, в целях создания рынка жилья предполагается расширить масштабы приватизации государственного и муниципального жилищных фондов.

Источник

Жилищная политика

В функциях Минстроя России выработка и реализация государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере жилищной политики, в том числе развития жилищного строительства в Российской Федерации.

жилищная политика новых форм собственности

В целях повышения защиты прав граждан-участников долевого строительства многоквартирных домов внесены изменения в законодательство об участии в долевом строительстве. 3 июля 2016 г. принят закон, разработанный Минстроем России, вступающий в силу с 1 января 2017 г., которым установлены дополнительные требования к застройщикам, введен механизм внесения средств граждан на специальные эскроу-счета, предусмотрено создание компенсационного фонда долевого строительства.

Одним из ключевых аспектов Закона является установление требований к финансовой обеспеченности застройщиков, а именно к уставному капиталу застройщиков в зависимости от площади возводимого жилья.

Законом также урегулированы механизмы банковского проектного финансирования строительства с открытием счетов эскроу для размещения средств участников долевого строительства, вступающие в силу с 1 июля 2017 г. Вместе с тем, предусматривается создание и ведение единого реестра застройщиков, привлекающих денежные средства граждан на основании договоров участия в долевом строительстве многоквартирных домов.

В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 17 мая 2016 г. по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации Минстроем России реализуется комплекс мер по созданию и обеспечению деятельности компенсационного фонда долевого строительства.

По данным Банка России всего за 2017 год в Российской Федерации выдано 1 086 940 ипотечных кредитов на общую сумму 2 021 402 млн. рублей (на 26,9 % выше показателя 2016 года в количественном и на 37,3 % выше в денежном выражении).

В 2018 году выдано 1 471 809 ипотечных кредитов на общую сумму 3 012 702 млн. рублей, что на 35,4 % выше в количественном и на 49 % выше в денежном выражении аналогичного периода 2017 года.

Основной целью приоритетного проекта основного направления стратегического развития «Ипотека и арендное жилье» является улучшение жилищных условий граждан России путем обеспечения высоких темпов ввода жилья (ввод 88 млн кв. метров в 2018 году, 100 млн. кв. метров в 2020 году) и стимулирования спроса (выдача в 2018 году 1 млн. ипотечных кредитов, в 2020 году 1,2 млн. ипотечных кредитов).

В рамках указанного направления базовыми подходами к способам и формам достижения целей по содействию улучшению жилищных условий граждан являются:

обеспечение высоких темпов строительства качественного, комфортного и доступного жилья, в том числе за счет вовлечения в жилищное строительство неэффективно используемых федеральных, региональных и муниципальных земель в городах, включая промышленные зоны, а также финансирования строительства объектов инфраструктуры в рамках реализации проектов комплексного освоения территории;

повышение доступности ипотечных кредитов для граждан и снижение финансовых рисков путем формирования ликвидного рынка ипотечных ценных бумаг, внедрения электронных закладных, лучших мировых практик по раскрытию информации и иных мер;

реализация «пилотных» проектов по строительству специализированного арендного жилья, в том числе с использованием механизмов коллективных инвестиций и выработке на этой основе предложений по дальнейшему развитию рынка арендного жилья.

Источник

Путин утвердил цели 2030 года: что это значит для рынка недвижимости

жилищная политика новых форм собственности

В президентском указе среди национальных целей развития России указаны в том числе комфортная и безопасная среда для жизни, улучшение жилищных условий россиян, увеличение объема ввода жилья, улучшение качества городской среды и дорожной сети в крупных агломерациях.

Новый июльский указ о наццелях развития России заменит предыдущий стратегический документ — майский указ Путина до 2024 года, который был принят в 2018 году. Рассказываем, что это значит для рынка недвижимости и в целом развития городской среды.

Улучшение качества городской среды

Один из главных акцентов в указе сделан на формировании комфортной и безопасной городской среды в России. Реализация этого нацпроекта нацелена на улучшение качества и условий жизни россиян. Этот проект включается все, что окружает нас: инфраструктуру, дороги, качество жилья и окружающей среды, пояснил помощник главы государства, бывший министр экономического развития Максим Орешкин. По его словам, темпы работы по всем этим направлениям будут существенно нарастать в ближайшие годы.

Согласно указу Путина, в рамках национальной цели необходимо в полтора раза увеличить показатель индекса качества городской среды. Согласно индексу качества городской среды, в 2018 году 23% городов в стране набрали более 181 балла, что позволило отнести их к благоприятным. По итогам 2019 года рост индекса был зафиксирован в 816 городах, а доля российских городов с благоприятной для жизни граждан средой составила 26,9%. К 2030 году необходимо добиться существенного улучшения показателей, пояснили в «Дом.РФ».

Также в указе отдельно отмечена и экологическая составляющая — создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов.

В методике индекса качества городской среды, разработанной Минстроем совместно с «Дом.РФ» и КБ «Стрелка», есть пункты, относящиеся к обращению с ТБО. Это позволит системно улучшить экологическую обстановку российских городов, приведет к росту соответствующих показателей индекса и, соответственно, будет способствовать его повышению, пояснили в «Дом.РФ».

В июльском указе также ставятся цели по обеспечению доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях. К 2030 году оно должна быть на уровне не менее 85%.

120 млн кв. м в год

В рамках национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» предлагается установить следующие целевые показатели к 2030 году: улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. м в год. Ранее стояла цель достигнуть этих показателей к 2024 году.

Накануне замглавы Минстроя России Никита Стасишин заявил, что возможно смещение сроков достижения показателей нацпроекта «Жилье и городская среда» по ежегодному вводу жилья в 120 млн кв. м в год к 2027 году. По словам чиновника, ввод на уровне 120 млн кв. м в год позволит повысить обеспеченность жильем в стране с нынешних 25,8 кв. м на человека до почти 30 кв. м.

Согласно паспорту нацпроекта «Жилье и городская среда», рассчитанного на шесть лет, по итогам 2019 года в России планировалось построить 88 млн кв. м жилой недвижимости. В реальности совокупный объем ввода жилья в прошлом году составил 82 млн кв. м.

Правительство России должно до 30 октября 2020 года скорректировать цели и показатели нацпроектов, а также свои акты в соответствии с указом президента и представить на рассмотрение Совета при президенте единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года.

Источник

Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24.12.1992 N 4218-1 (последняя редакция)

24 декабря 1992 года N 4218-1

ОБ ОСНОВАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов

от 12.01.1996 N 9-ФЗ, от 21.04.1997 N 68-ФЗ,

от 10.02.1999 N 29-ФЗ, от 17.06.1999 N 113-ФЗ,

от 08.07.1999 N 152-ФЗ, от 24.12.2002 N 179-ФЗ,

от 06.05.2003 N 52-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Настоящий Закон определяет основные принципы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на жилище в новых социально-экономических условиях, устанавливает общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере.

Целью федеральной жилищной политики является: обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан; осуществление строительства и реконструкции государственного, муниципального и частного жилищных фондов; создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования (средств населения, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, отечественных и иностранных предпринимателей, кредитов банков и других источников); развитие частной собственности, обеспечение защиты прав предпринимателей и собственников в жилищной сфере; развитие конкуренции в строительстве, содержании и ремонте жилищного фонда, производстве строительных материалов, изделий и предметов домоустройства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *