жизнь людей отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме

Электронная тетрадь Кузевановой Екатерины

вторник, 10 мая 2016 г.

Искусство

Ис­кус­ство – цен­траль­ное звено эс­те­ти­че­ской куль­ту­ры, осо­бая форма об­ще­ствен­но­го со­зна­ния.

Су­ще­ству­ет ряд тео­рий про­ис­хож­де­ния ис­кус­ства:
— био­ло­ги­за­тор­ская – про­ис­хож­де­ние ис­кус­ства из по­треб­но­сти при­вле­че­ния вни­ма­ния про­ти­во­по­лож­но­го пола.
— ис­кус­ство воз­ни­ка­ет из ду­шев­но­го вол­не­ния, пси­хи­ки, на­хо­дя­щей­ся в со­сто­я­нии кон­флик­та, в мо­мен­ты пре­об­ра­зо­ва­ния и пе­ре­клю­че­ния энер­гии эле­мен­тар­ных вле­че­ний на цели вы­со­кой твор­че­ской де­я­тель­но­сти;
— иг­ро­вая – при­чи­ны воз­ник­но­ве­ния ис­кус­ства в по­треб­но­сти рас­хо­до­ва­ния че­ло­ве­ком нерас­тра­чен­ной в тру­до­вой де­я­тель­но­сти энер­гии, в необ­хо­ди­мо­сти тре­ни­ров­ки для усво­е­ния со­ци­аль­ных ролей;
— ма­ги­че­ская – ис­кус­ство – форма раз­лич­ных видов магии, внед­рен­ной в по­все­днев­ную де­я­тель­ность еще пер­во­быт­но­го че­ло­ве­ка;
— тру­до­вая – ис­кус­ство – ре­зуль­тат труда.

Ис­кус­ство – прак­ти­че­ская де­я­тель­ность че­ло­ве­ка, на­правленная на осво­е­ние и со­зда­ние эс­те­ти­че­ских ценнос­тей. Ис­кус­ство вы­ра­жа­ет эс­те­ти­че­ское от­но­ше­ние к миру. Оно со­зда­ет осо­бую ре­аль­ность – ху­до­же­ствен­ную, в ко­то­рой эс­те­ти­че­ское от­ра­же­ние мира, как пра­ви­ло, мало свя­за­но с ути­ли­тар­ны­ми по­треб­но­стя­ми че­ло­ве­ка.

В об­ще­стве су­ще­ству­ют раз­ные взгля­ды на ис­кус­ство: ис­кусство – под­ра­жа­ние при­ро­де; «при­ро­да – луч­ший ма­стер форм». Ис­кус­ство – твор­че­ское са­мо­вы­ра­же­ние лич­но­сти или зна­ко­во-сим­во­ли­че­ская кон­цеп­ция.

Пред­мет ис­кус­ства – че­ло­век, его от­но­ше­ния с окру­жающим миром и дру­ги­ми ин­ди­ви­да­ми, а также жизнь лю­дей в опре­де­лен­ных ис­то­ри­че­ских усло­ви­ях. Жизнь людей от­ра­жа­ет­ся в ис­кус­стве во всем мно­го­об­ра­зии в форме худо­жественных об­ра­зов, ко­то­рые, бу­дучи ре­зуль­та­том вы­мыс­ла, тем не менее яв­ля­ют­ся от­ра­же­ни­ем дей­стви­тель­но­сти и все­гда несут на себе от­пе­ча­ток ре­аль­но су­ще­ству­ю­щих пред­ме­тов, со­бы­тий и яв­ле­ний. С по­мо­щью ху­до­же­ствен­но­го об­ра­за про­исходит про­цесс ху­до­же­ствен­но­го обоб­ще­ния, вы­де­ле­ния су­щественных при­зна­ков по­зна­ва­е­мых пред­ме­тов.

Форма бытия ис­кус­ства – ху­до­же­ствен­ное произведе­ние, име­ю­щее ви­до­вую и жан­ро­вую опре­де­лен­ность и осу­ществляющееся в ка­че­стве ма­те­ри­аль­но­го пред­ме­та – знака, ко­то­рый пе­ре­да­ет людям опре­де­лен­ную ху­до­же­ствен­ную кон­цепцию, об­ла­да­ю­щую эс­те­ти­че­ской цен­но­стью.

Ис­кус­ство как фе­но­мен куль­ту­ры под­раз­де­ля­ют на ряд ви­дов, каж­дый из ко­то­рых об­ла­да­ет спе­ци­фи­че­ским язы­ком, своей зна­ко­вой си­сте­мой:
1. ар­хи­тек­ту­ра (зод­че­ство)
2. жи­во­пись (жанры: порт­рет, на­тюр­морт, пей­заж, бы­то­вой жанр, ани­ма­ли­сти­че­ский жанр, ис­то­ри­че­ский жанр)
3. скульп­ту­ра (станко­вая, де­ко­ра­тив­ная, мо­ну­мен­таль­ная)

Также вы­де­ля­ют такие виды ис­кус­ства, как ли­те­ра­ту­ра, му­зы­ка, театр, цирк, балет, кино, фо­то­ис­кус­ство, эст­ра­да.

Ис­кус­ство как форма ху­до­же­ствен­но­го по­зна­ния об­ла­да­ет спе­ци­фи­кой: яв­ля­ет­ся об­раз­ным и на­гляд­ным; ис­поль­зу­ет осо­бые спо­со­бы вос­про­из­ве­де­ния окру­жа­ю­щей действитель­ности, сред­ства, при по­мо­щи ко­то­рых про­ис­хо­дит со­зда­ние ху­до­же­ствен­ных об­ра­зов (слово; звук; цвет и т. д.); иг­ра­ет боль­шую роль в про­цес­се по­зна­ния, во­об­ра­же­ния и фан­та­зии по­зна­ю­ще­го субъ­ек­та.

Ис­кус­ство вы­пол­ня­ет в об­ще­стве мно­же­ство разнообраз­ных функ­ций, по по­во­ду со­дер­жа­ния ко­то­рых между сторон­никами раз­лич­ных тео­рий ве­дут­ся споры.

1. Сущ­ность по­зна­ва­тель­ной функ­ции со­сто­ит в том, что ис­кус­ство дает че­ло­ве­ку зна­ния о мире и о самом че­ло­ве­ке. Но если наука по­зна­ет мир по­сред­ством до­сти­же­ния ис­ти­ны, мо­раль от­ра­жа­ет мир через ка­те­го­рии добра и зла, то ис­кус­ство обо­га­ща­ет че­ло­ве­ка зна­ни­я­ми в ху­до­же­ствен­но-об­раз­ной форме. Оно учит ви­деть мир сквозь приз­му об­раз­но­сти, давая че­ло­ве­ку воз­мож­ность са­мо­му пе­ре­ве­сти эти об­ра­зы в ра­ци­о­наль­ную форму. Ис­кус­ство не имеет целью да­вать людям ка­кие-ли­бо спе­ци­аль­ные зна­ния, как, на­при­мер, наука. Оно не стре­мит­ся вы­яв­лять за­ко­но­мер­но­сти или ре­шать ма­те­ри­аль­но-прак­ти­че­ские про­бле­мы. Как и наука, ис­кус­ство стре­мит­ся вы­явить общее, но в от­ли­чие от науки оно пред­став­ля­ет это общее не в виде обоб­щен­ных аб­страк­ций, а в виде кон­крет­ных чув­ствен­но-на­гляд­ных об­ра­зов.

2. Ис­кус­ство весь­ма ин­фор­ма­тив­но. Оно слу­жит для обоб­ще­ния ин­ди­ви­ду­аль­но­го опыта и вы­ра­же­ния его через иные формы ин­ди­ви­ду­аль­но­го. Эти формы при­ни­ма­ют вид про­из­ве­де­ний ли­те­ра­ту­ры, кино, жи­во­пи­си, му­зы­ки, те­ат­ра и т. п. В про­из­ве­де­ни­ях ис­кус­ства во­пло­ща­ют­ся куль­тур­но-ис­то­ри­че­ские, на­ци­о­наль­ные, ре­ли­ги­оз­ные и дру­гие осо­бен­но­сти той или иной эпохи, того или иного на­ро­да, а также осо­бен­но­сти ма­стер­ства и ми­ро­вос­при­я­тия са­мо­го твор­ца про­из­ве­де­ния. По­сред­ством этих тво­ре­ний не толь­ко пе­ре­да­ет­ся ин­фор­ма­ция об от­ра­жен­ном в них мире, но и уста­нав­ли­ва­ют­ся ком­му­ни­ка­тив­ные связи между ав­то­ром и зри­те­лем или чи­та­те­лем, а также между са­ми­ми по­чи­та­те­ля­ми ис­кус­ства, по­сколь­ку оно за­став­ля­ет людей об­ме­ни­вать­ся мне­ни­я­ми, вы­ра­жать свои по­зи­ции, вы­ска­зы­вать от­но­ше­ние к про­из­ве­де­ни­ям ис­кус­ства. Все это со­став­ля­ет со­дер­жа­ние ин­фор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­ка­тив­ной функ­ции ис­кус­ства.

3. Цен­ност­но-ори­ен­ти­ру­ю­щая функ­ция ис­кус­ства про­яв­ля­ет­ся дво­я­ко: с одной сто­ро­ны, сами про­из­ве­де­ния ис­кус­ства яв­ля­ют­ся куль­тур­ны­ми цен­но­стя­ми, при­об­ре­та­ют для людей осо­бую зна­чи­мость; с дру­гой сто­ро­ны, то со­дер­жа­ние, ко­то­рое несет ис­кус­ство, ори­ен­ти­ру­ет людей в си­сте­ме об­ще­ствен­ных цен­но­стей, дает воз­мож­ность вы­брать для себя жиз­нен­ные ори­ен­ти­ры.

4. Близ­кой по со­дер­жа­нию к цен­ност­но-ори­ен­ти­ру­ю­щей функ­ции яв­ля­ет­ся функ­ция вос­пи­та­тель­ная. Ис­кус­ство все­гда пред­по­ла­га­ет воз­дей­ствие на ми­ро­воз­зре­ние и по­ве­де­ние людей. По­сред­ством сво­е­го про­из­ве­де­ния ху­дож­ник стре­мит­ся пе­ре­дать зри­те­лю, слу­ша­те­лю, чи­та­те­лю близ­кие ему нормы и цен­но­сти об­ще­ствен­ной жизни. Ис­тин­ное ис­кус­ство несет вы­со­кий гу­ма­ни­сти­че­ский заряд, ори­ен­ти­ру­ет на до­сти­же­ние иде­а­ла. Но этот идеал не сво­дит­ся к «по­ло­жи­тель­но­му ге­рою-иде­а­лу», он яв­ля­ет­ся эс­те­ти­че­ским иде­а­лом, ко­то­рый при­зван вы­зы­вать у людей доб­рые чув­ства, же­ла­ния и по­ступ­ки, несмот­ря на то, что автор может об­ра­щать­ся при этом и к от­ри­ца­тель­ным об­ра­зам, и к са­ти­ре.

5. Эс­те­ти­че­ской функ­ции ис­кус­ства уже древ­ние при­да­ва­ли пер­во­сте­пен­ное зна­че­ние. Она со­сто­ит в спо­соб­но­сти ис­кус­ства фор­ми­ро­вать эс­те­ти­че­ские вкусы, спо­соб­но­сти и по­треб­но­сти че­ло­ве­ка, про­буж­дать его твор­че­ское на­ча­ло, до­став­лять удо­воль­ствие и на­сла­жде­ние от со­зер­ца­ния пре­крас­но­го.

В ис­кус­стве при­ня­то вы­де­лять виды, о них мы уже го­во­ри­ли (жи­во­пись, ар­хи­тек­ту­ра, скульп­ту­ра, ли­те­ра­ту­ра, му­зы­ка, театр, кино и дру­гие), роды (на­при­мер, эпи­че­ский и ли­ри­че­ский), жанры (на­при­мер, по­весть, роман, поэма в ли­те­ра­ту­ре; сюита, ора­то­рия, сим­фо­ния в му­зы­ке; порт­рет, пей­заж, на­тюр­морт в жи­во­пи­си; го­ти­ка, ба­рок­ко, клас­си­цизм в ар­хи­тек­ту­ре).

Чаще всего, го­во­ря о струк­тур­ных эле­мен­тах ис­кус­ства, имеют в виду его виды. Де­ле­ние ис­кус­ства на раз­лич­ные виды обу­слов­ле­но как мно­го­об­ра­зи­ем сфер дей­стви­тель­но­сти, охва­ты­ва­е­мых ху­до­же­ствен­ным твор­че­ством, так и мно­го­об­ра­зи­ем форм вы­ра­же­ния твор­цом сво­е­го эс­те­ти­че­ско­го ви­де­ния мира. Гра­ни­цы между от­дель­ны­ми ви­да­ми ис­кус­ства не аб­со­лют­ны, неред­ко они со­че­та­ют­ся или вза­и­мо­про­ни­ка­ют. В связи с этим обыч­но виды ис­кус­ства делят на про­стые и слож­ные (син­те­ти­че­ские). В ос­но­ве про­сто­го вида ис­кус­ства лежит одно сред­ство ху­до­же­ствен­но­го вы­ра­же­ния (жи­во­пись, по­э­зия, скульп­ту­ра и т. п.). Для слож­но­го вида ха­рак­тер­но ис­поль­зо­ва­ние несколь­ких ху­до­же­ствен­но-вы­ра­зи­тель­ных средств (театр, кино, балет и т. п.).

Источник

Учитель всех предметов

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Каким образом происходит познание окружающего мира посредством искусства?

жизнь людей отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме

Каким образом происходит познание окружающего мира посредством искусства? Почему искусство называют «образным познанием»?

Ответ

Познание окружающего мира с помощью искусства происходит по мере восприятия человека. Приведем пример. Допустим, картины. На них могут изображаться люди, растения, природа, интерьер, пейзаж, что угодно. Часто искусство строится на реальности, но есть исключения. Но эти исключения являются познанием мира психологии человека, который тоже является наши окружением. Искусство называют «образным познанием», потому что идет интуитивное освоение новых явлений.

Все предметы искусства — это исторический источник. И посредством изучения этого искусства люди познают мир в прошлом, далеком или не очень, а также в настоящем. Ведь, скажем, современное авангардное искусство — это хороший показатель того, что волнует современного человека, какие формы выражения себя он находит, какие проблемы преследуют его, и т.д.

С другой стороны, творя, человек также познает окружающий мир, прежде всего, через познание себя самого. Выражение себя в искусстве — это один и способов рефлексии, способов не только познать, но и примириться с окружающей реальностью.

Предмет искусства — жизнь людей — чрезвычайно разнообразна и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее отражают действительность и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

Источник

Тема 4. Искусство, его формы, основные направления

Искусство – центральное звено эстетической культуры, особая форма общественного сознания.

Существует ряд теорий происхождения искусства:

биологизаторская – происхождение искусства из потребности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения, психики, находящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели высокой творческой деятельности;

игровая – причины возникновения искусства в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости тренировки для усвоения социальных ролей;

магическая – искусство – форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека;

трудовая – искусство – результат труда: полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения.

Искусствопрактическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей. Искусство выражает эстетическое отношение к миру. Оно создает особую реальность – художественную, в которой эстетическое отражение мира, как правило, мало связано с утилитарными потребностями человека.

В обществе существуют разные взгляды на искусство: искусство – подражание природе; «природа – лучший мастер форм». Искусство – творческое самовыражение личности или знаково-символическая концепция.

Предмет искусствачеловек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Жизнь людей отражается в искусстве во всем многообразии в форме художественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. С помощью художественного образа происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов.

Форма бытия искусствахудожественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета – знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой: архитектура (зодчество); живопись (жанры: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой жанр, анималистический жанр, исторический жанр); скульптура (станковая, декоративная, монументальная); декоративно-прикладное искусство; литература; музыка; театр; цирк; балет; кино; фотоискусство; эстрада.

Искусство как форма художественного познания обладает спецификой: является образным и наглядным; использует особые способы воспроизведения окружающей действительности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т. д.); играет большую роль в процессе познания, воображения и фантазии познающего субъекта.

Искусство выполняет в обществе множество разнообразных функций, по поводу содержания которых между сторонниками различных теорий ведутся споры.

жизнь людей отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме
жизнь людей отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме

C8. Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятых в приведенных высказываниях проблем. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

«Цель искусства – не греза, а реальная жизнь» (Р. Роллан).

«Искусство любят те, кому не удалась жизнь» (В. Ключевский).

Комментарий: мини-сочинение (эссе) по обществознанию должно:

– соответствовать базовой обществоведческой науке (философии, социальной психологии, экономике, социологии и др.), к которой отнесена анализируемая проблема (высказывание мыслителя);

– содержать относительно узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов, которые раскрываются с опорой на знания, полученные при изучении курса обществознания(отвечайте на вопросы типа: С какими основными компонентами обществоведческого знания связана рассматриваемая тема? Что я должен(на) знать, чтобы раскрыть ее?);

– включать ясно выраженное и аргументированное собственное понимание проблемы и отношение к ней (отвечайте на вопросы типа: Согласен(на) ли я с этим высказыванием? Или не согласен(на)? Или согласен(на) не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данной проблеме?);

– содержать термины, понятия, обобщения, факты, примеры, связанные с конкретной, ставшей предметом анализа проблемой (отвечайте на вопросы типа: Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен (на) привести? Какие теоретические обобщения мне следует учесть? Какими фактами, примерами я могу подтвердить свое мнение? Убедительны ли они?); отличаться корректностью в их использовании;

– характеризоваться свободной композицией, непринужденностью повествования, парадоксальностью, внутренним смысловым единством, небольшим объемом, продуманной структурой:

Начинать эссе следует с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен(на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен(на), и то, что кажется мне спорным».

• Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно так раскрыть его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определит ее содержание и сущность.

Основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение вашего собственного мнения в отношении поставленной проблемы.

Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта:

жизнь людей отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме

Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль.

В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы.

Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение. К достоинствам эссе можно отнести:

– наличие краткой информации об авторе высказывания, ставшего темой эссе (например, «политический деятель», «английский историк», «общественный деятель» и т. д.);

– включение имен его предшественников, последователей или научных противников;

– описание различных точек зрения на проблему или разных подходов к ее решению;

– наличие указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

– присутствие указания на альтернативные варианты решения проблемы.

Источник

Высказывания великих людей об искусстве

Два ума знает Природа:
ум животных и от Бога!

Воду пьёт в реке осёл-
языком алкая.
Человек ладонь подставя-
стакан первый изобрел!

И вершиной красоты-
кратер найденный в Помпее:
века роспмсь не тускнеет
обнажённой немоты.

Чувства у зверей острее-
но что делать им в музее?

Высказывания великих людей об искусстве

Гиппократ
— Жизнь коротка, искусство вечно!

Александр Дюма – сын
— Искусство требует или уединения, или нужды, или страсти. Держит ли он в руке резец, перо или кисть, художник действительно заслуживает этого имени лишь тогда, когда вселяет душу в материальные предметы или сообщает форму душевным порывам.

Леонардо да Винчи
— Где дух не водит рукой художника, там нет искусства.

Джордано Бруно
— Искусство восполняет недостатки природы.

Сальвадор Дали
— Живопись – это сделанная рукой цветная фотография всех возможных, сверхизысканных, необычных, сверх эстетических образцов конкретной иррациональности.

Л. Н. Толстой
— Простота — необходимое условие прекрасного.

Оноре де Бальзак
— Постоянный труд есть закон как искусства, так и жизни.

Гегель
— Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и народам.

Эмиль Золя
— Художественное произведение есть кусок природы, профильтрованный сквозь темперамент художника.

Иоганн Иоахим Винкельман
— Рисунок для художника – то же, что для оратора у Демосфена: он должен быть на первом, на втором и на третьем месте.

Леонардо да Винчи
— Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат.

Антон Семёнович Макаренко
— Отказаться от риска — значит отказаться от творчества.

Борис Пастернак
— Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.

Сенека
— Искусства полезны лишь в том случае, если они развивают ум, а не отвлекают его.

Микеланджело
— Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело.

Т. Драйзер
— Искусство — могучее средство исправления людского несовершенства.

А. Н. Толстой
— Воспринимать искусство. столь же трудно, как и творить его.

[ad#v_tekst]Цицерон
— Все прекрасное редко.

Г. Флобер
— Все цвета хороши, надо только уметь писать ими.

П.Пикассо
— Зачем пытаться понять искусство? Вы же не пытаетесь понять, о чем поет птица.

Еврипид
— Нет, не покину, Музы, алтарь ваш… Истинной жизни нет без искусства.

Л.Н.Толстой
— Искусство есть одно из средств единения людей.

В.Гете
— Мы нуждаемся в художнике даже в минуту величайшего счастья и величайшей беды.

Андре Жид
— Искусство — это сотрудничество Бога с художником, и чем меньше художника, тем лучше.

Дени Дидро
— Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном.

Микеланджело Буонаротти
— Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело.

Г. Гегель
— Искусство имеет своей задачей раскрывать истину в чувственной форме.

Брехт Бертольт
— Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле.

Александров Георгий
— Высшее искусство – это срез времени, замороженный на века.

Малевич К
— Давно уже пришло время понять, что проблемы искусства и проблемы желудка очень далеки друг от друга.

Санд Жорж
— Дороги ведущие к искусству, полны терний, но на них удается срывать и прекрасные цветы.

Леонардода Винчи
— Живопись спорит и соревнуется с природой.

Гельвеций Клод Адриан
— Задача искусства — волновать сердца.

Шиллер Иоганн Фридрих
— Именно потому, что подлинное искусство стремится к чему-то реальному и объективному, оно не может удовлетвориться только видимостью правды.

Анатоль Франс
— Не надо особенно бояться приписывать художникам прошлого тот идеал, которого они никогда не имели. Восхищение невозможно без примеси иллюзии, и понимать совершенное произведение искусства — значит в общем заново создавать его в своем внутреннем мире. Одни и те же произведения по-разному отражаются в душе созерцающих. Каждое поколение ищет в созданиях старых мастеров новые эмоции. Самый одаренный зритель — тот, который находит, ценой нескольких удачных лжетолкований, самую нежную и самую сильную эмоцию. Поэтому человечество испытывает страстную привязанность главным образом к таким произведениям искусства и поэзии, в которых содержаться темные места, допускающие возможность различного понимания.

Дмитрий Сергеевич Лихачев(1906-99)

Письма о Добром и прекрасном

Письмо тридцать второе
(фрагменты)

Итак, жизнь — самая большая ценность, какой обладает человек. Если сравните жизнь с драгоценным дворцом со многими залами, которые тянутся бесконечными анфиладами, которые все щедро разнообразны и все не похожи друг на друга, то самый большой зал в этом дворце, настоящий «тронный зал», — это зал, в котором царствует искусство. Это зал удивительных волшебств. И первое волшебство, которое он совершает, происходит не только с самим обладателем дворца, но и со всеми в него приглашенными на торжество.

Это зал бесконечных празднеств, которые делают всю жизнь человека интереснее, торжественнее, веселее, значительнее… Я не знаю, какими эпитетами еще выразить свой восторг перед искусством, перед его произведениями, перед той ролью, которую оно играет в жизни человечества. И самая большая ценность, которой награждает человека искусство, — это ценность доброты. Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее. Да, счастливее! Ибо, награжденный через искусство даром доброго понимания мира, окружающих его людей, прошлого и далекого, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить.

Но понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться — учиться долго, всю жизнь. Ибо остановки в расширении своего понимания искусства не может быть. Может быть только отступление назад — в тьму непонимания. Ведь искусство сталкивает нас все время с новыми и новыми явлениями, и в этом громадная щедрость искусства. Открылись нам во дворце одни двери, за ними черед открытия другим.

Часто говорят про кого-нибудь: у него врожденный вкус. Вовсе нет! Если вы приглядитесь к тем людям, о которых можно сказать, что они обладают вкусом, то заметите в них одну общую им всем черту: они честны и искренни в своей восприимчивости. У нее-то они многому и научились.

Я никогда не замечал, чтобы вкус передавался по наследству.

Вкус, я думаю, не входит в число свойств, которые передаются генами. Хотя семья воспитывает вкус и от семьи, ее интеллигентности многое зависит.

Не следует подходить к произведению искусства предвзято, исходя из устоявшегося «мнения», из моды, из взглядов своих друзей или отталкиваясь от взглядов недругов. С произведением искусства надо уметь оставаться «один на один».

?
Эстетика ницше. «Искусство нам Дано, Чтобы не Умереть от Истины».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *