По продолжительности жизни растения могут быть однолетними, двулетними и многолетними.
Однолетние растения заканчивают свой жизненный цикл в течение одного вегетационного периода. Все свое развитие, т. е. весь путь качественных изменений от семени до семени, они проходят в течение двух-четырех месяцев. Сюда относятся, помимо целого ряда дикорастущих растений, также и многие культурные растения. Все наши яровые хлеба и многие огородные растения являются культурами однолетними (яровая пшеница, овес, ячмень, просо, подсолнечник, фасоль, бобы и др.).
С однолетними растениями, например, огурцами, можно сделать интересный эксперимент. Посадить семена огурцов и каждый день фотографировать ростки. Из фотографий можно сделать видео, показывающее развитие огурца.
Переходом к двулетним являются озимые культуры. Настоящими двулетниками, т. е. растениями, зацветающими лишь на второе лето, будут свекла, капуста, морковь и ряд других овощных растений. Двулетние растения живут почти два года. В первый год обычно у них развиваются только корни, стебель и листья. Во второй год у этих растений развиваются новые побеги, они цветут и дают плоды с семенами, а осенью засыхают. Двулетними растениями также является и редис.
Многолетними являются деревья, кустарники и многие травянистые растения. У большинства многолетних травянистых растений надземная часть осенью отмирает. Весной надземная часть растения развивается снова, так как в почве под снегом сохраняются корни этих растений и другие подземные органы с почками. Так, дуб начинает цвести и плодоносить в возрасте от 40 до 80 лет, яблони — на 5 — 10-й год жизни и т. д.
Таблица. Возраст некоторых древесных пород, в котором они начинают цвести
Древесная порода
Возраст, в котором они начинают цвести (лет)
зацветает через 10, но дает семена с 20
Существуют многолетники, цветущие и плодоносящие только один раз в жизни. Растения, плодоносящие один раз в своей жизни, получили название монокарпических растений, а плодоносящие многократно называются поликарпическими растениями. К монокарпическим растениям относятся все однолетники и двулетники и небольшое число многолетников. Одним из примеров монокарпических многолетников будет мексиканская агава. Агава цветет на своей родине на 8—10-й год своей жизни, приносит плоды и семена, а затем отмирает. Таким же свойством отличаются и наши среднеазиатские растения из рода Ferula, относящиеся к семейству зонтичных. 6—7 лет ферула растет в виде розетки листьев. У нее вырастает длинное, выше роста человека, соцветие, которое цветет и плодоносит, а потом отмирает.
Монос— по-гречески значит «один», поли — «много». Слово карпон значит «плод». В буквальном переводе это будет «однократно плодоносящие» и «многократно плодоносящие» растения.
Подобные растения встречаются сравнительно редко. Среди многолетников встречаются очень долголетние формы. Наша обыкновенная береза живет свыше 100 лет, ель до 300 лет, дуб и липа до 500 лет. Особенно долголетними являются два вида секвойи — хвойного растения, растущего в Калифорнии. Вид Sequoiagigantea может достигать возраста 3000 лет, a Sequoiasempervirens (т. н. красное дерево) живет до 6000 лет. Известны отдельные экземпляры секвойи, достигающие почти 150 м высоты. По величине их превосходят только австралийские эвкалипты. Эвкалипты отличаются быстрым ростом и не достигают такого возраста, как секвойи. Из приведенных примеров видно, как варьирует продолжительность жизни растения. Маленький эфемер нашей среднеазиатской пустыни заканчивает весь цикл своего развития в три недели, а красное дерево может существовать в течение 6000 лет.
Вот еще небольшая таблица продолжительности жизни некоторых растений.
Конспект урока биологии на тему «Жизненные формы растений»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок по теме: «Жизненные формы и продолжительность жизни растений»
Дата проведения: __________________ Учитель биологии: С.И.Кутищева
1. сформировать знания о жизненных формах растений.
2. развить умения приводить примеры, подтверждающие ответ, исходя из своего жизненного опыта.
3. познакомить учащихся с основными понятиями темы
4. рассмотреть приспособления растительных организмов к различным условиям сред обитания.
Задачи урока : Образовательные: с формировать знания учащихся о жизненных формах растений.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к растительному миру, стремление охранять и приумножать природу родного края, формирование креативного мышления, путем выполнения творческих заданий, формирование активной жизненной позиции школьников, а также эстетического отношения к окружающему миру.
Развивающие: Способствовать развитию умения обучающихся приводить примеры, подтверждающие ответ, исходя из своего жизненного опыта. Продолжить развития внимания школьников, памяти, неординарное мышление, речь при ответе на проблемные вопросы.
Тип урока : изучение нового материала.
Методы обучения: беседа-дискуссия, рассказ, наглядно-иллюстративные
Формы работы : индивидуальная, групповая, в парах.
Материалы и оборудование: процессор, проектор, экран, презентация к уроку.
I. Организационный момент
Приветствует учащихся. Проверка отсутствующих и готовности к уроку
II. Проверка домашнего задания
Индивидуальный опрос по факторам среды и средам обитания
1) Какие среды обитания мы изучили?
2) с какой средой обитания будет связана сегодняшняя наша тема?
3) Дайте краткую характеристику наземно-воздушной среды, приспособленность растений к данной среде.
III. Изучение нового материала
Задание 1. 1 ) Как вы понимаете термин жизненные формы растений?
2) Какие категории жизненных форм вы знаете из жизни?
Жизненной формой называется определенный внешний вид растения, сформировавшийся под влиянием условий существования. Жизненные формы растений сформировались в длительном процессе приспособления к определенным условиям среды их произрастания. Растительные формы различают по продолжительности жизни побегов:
Задание 2. Рассмотрите рисунки в параграфе. Какие жизненные формы растений изображены?
На рисунке изображены: деревья и кустарники. ( Деревья Кустарники Кустарнички Травы)
Рассмотрим Жизненные формы
Деревья Кустарники Кустарнички Травы
Задание 3. 1) Найти в тексте краткую характеристику, дать определение:
2) Что влияет на образование определенной жизненной формы растения?
На образование жизненной формы влияют условия среды: количество влаги, продолжительность теплого периода, минеральный состав почвы.
3) На какие Жизненная форма по возрасту можно разделить растения.
(Однолетние Двулетние Многолетние)
IV. Закрепление изученного материала.
Задание: заполните таблицу (работа в парах)
Жизненная форма (по возрасту: однолетние, двулетние, многолетние)
Конспект урока биологии по теме «Жизненные формы растений»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
5 класс Урок 4 «Жизненные формы и продолжительность жизни растений»
Дата проведения: __________________
Цели урока: познакомить учащихся с основными понятиями темы; используя метод проблемного обучения рассмотреть совместно с учащимися приспособления растительных организмов к различным условиям сред обитания. Научить детей проверять состав почвы.
Задачи урока: Образовательные: сформировать знания учащихся о жизненных формах растений.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к растительному миру, стремление охранять и приумножать природу родного края, формирование креативного мышления, путем выполнения творческих заданий, формирование активной жизненной позиции школьников, а также эстетического отношения к окружающему миру.
Развивающие: Способствовать развитию умения обучающихся приводить примеры, подтверждающие ответ, исходя из своего жизненного опыта. Продолжить развития внимания школьников, памяти, неординарное мышление, речь при ответе на проблемные вопросы.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: беседа, рассказ, наглядно-иллюстративные
Формы работы: индивидуальная, групповая, в парах.
Материалы и оборудование: процессор, проектор, экран, презентация к уроку.
I. Организационный момент
Приветствует учащихся. Проверка отсутствующих и готовности к уроку
II.Проверка домашнего задания
Индивидуальный опрос по факторам среды и средам обитания
III.Изучение нового материала
Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире.
Термин жизненная форма в отношении растений был предложен в 80-х гг. прошлого века известным ботаником Вармингом. Он понимал под этим понятием “форму, в которой вегетативное тело растения (индивида) находится в гармонии с внешней средой в течение всей его жизни, от колыбели до гроба, от семени до отмирания”. Что такое жизненная форма растения?
Жизненной формой называется определенный внешний вид растения, сформировавшийся под влиянием условий существования.Жизненные формы растений сформировались в длительном процессе приспособления к определенным условиям среды их произрастания. Растительные формы различают по продолжительности жизни побегов:
Рассмотрите рисунки в параграфе. Какие жизненные формы растений изображены?
На рисунке изображены деревья и кустарники.
Деревья Кустарники Кустарнички Травы
Что влияет на образование определенной жизненной формы растения?
На образование жизненной формы влияют условия среды: количество влаги, продолжительность теплого периода, минеральный состав почвы.
Где в дальнейшем мы можем использовать изученный материал?
Кто из одноклассников наиболее удачно отвечал на уроке?
Что еще по данной теме, вы хотели бы узнать?
Параграф 6, стр.19, собрать гербарии листьев 1 ряд – однолетних, 2 ряд – двулетних, 3 ряд – многолетних растений
Понаблюдайте за окружающими растениями. Подберите для каждой жизненной формы примеры растений, наиболее характерных для вашей местности. Результаты запишите в тетрадь.
Деревья: дуб, клен, ель, сосна, береза и др. Кустарники: сирень, лещина, калина и др. Травы: подорожник, тимофеевка, клевер и др. Лианы: плющ
Презентация по биологии на тему «Жизненные формы и продолжительность жизни растений» (5 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Описание слайда:
Жизненные формы и продолжительность жизни растений Овчинникова Анна Владимировна
Описание слайда:
Жизненные формы Жизненные формы – это совокупность морфологических признаков (признаки внешнего строения), отражающих приспособленность организма к определенным условиям окружающей среды. Категории жизненных форм: деревья, кустарники, кустарнички, полукустарники, травы.
Описание слайда:
Жизненные формы Деревья – многолетние растения с хорошо выраженным одревесневающим главным стеблем – стволом и ветвями, образующими крону. Секвойя Баобаб В высоту достигают 100 метров и более, продолжительность жизни до 4-6 тыс. лет.
Описание слайда:
Описание слайда:
Жизненные формы Кустарники – многолетние древесные растения, образующие многочисленные боковые побеги у самой поверхности почвы. Высота от 0,80 до 6 м. Продолжительность жизни от 2 до 60 лет. Сирень Малина
Описание слайда:
Жизненные формы Кустарнички – низкорослые многолетние растения с древеснеющими, сильно ветвящимися побегами. Высота 10-15 см, Продолжительность жизни 15-20 лет. Черника Клюква
Описание слайда:
Жизненные формы Полукустарники – многолетние растения, у которых нижняя часть побега одревесневает и сохраняется несколько лет, а верхняя часть остается травянистой и на зиму ежегодно отмирает. Высота до 1 м, продолжительность жизни до 7 лет. Полынь Астрагал
Описание слайда:
Жизненные формы Травы – растения с относительно короткоживущими надземными побегами. Травы – представители главным образом цветковых растений. Высота от нескольких миллиметров до нескольких метров, продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Одуванчик Клевер
Описание слайда:
Продолжительность жизни растений Однолетние травянистые растения – живут один вегетационный период (2-5 месяцев весенне-летнего периода) или один год, в течение которого из семян развиваются корни, стебли, листья, цветки, плоды и семена. После плодоношения растения отмирают. Бархатцы Фасоль
Описание слайда:
Описание слайда:
Продолжительность жизни растений Двулетние травы живут два года. В первый год из семени развиваются вегетативные органы и накапливаются запасные вещества в корнях и стеблях. На второй год развивается цветок, происходит плодоношение. После растение отмирает. Морковь Лопух
Описание слайда:
Описание слайда:
Продолжительность жизни растений Многолетние травянистые растения имеют отмирающие на зиму надземные побеги, а для переживания неблагоприятных условий у них формируются долговечные подземные побеги (корневища, клубни, луковицы). Тюльпан Георгин
Описание слайда:
Описание слайда:
Домашнее задание: Прочитать §6, записать в тетрадь определения терминов на странице 33, выучить термины.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Ресурсный материал к уроку биологии в 5 классе на тему «Разнообразие, распространение и значение растений»
Презентация по биологии на тему «Среда обитания растений» (5 класс)
Презентация к уроку биологии в 5 классе на тему «Разнообразие, распространение и значение растений»
Урок биологии в 5 классе на тему «Разнообразие, распространение и значение растений»
8-сыныптарға арналған «Биология» сабақ жоспары
8-сыныптарға арналған «Биология» сабақ жоспары
8-сыныптарға арналған «Биология» сабақ жоспары
8-сыныптарға арналған «Биология» сабақ жоспары
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из 5279367 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Иркутской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
Школьники Свердловской области с 8 ноября перейдут на дистанционку
Время чтения: 0 минут
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
В Воронежской области ввели масочный режим в школах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Жизненная форма растения: основные классификации, жизненные формы по Серебрякову и Раункиеру
Определение жизненной формы растений
Что такое жизненная форма?
Жизненная форма — это внешний вид растения, выработанный в результате влияния экологических факторов и наследственно закрепленный.
Также под жизненными формами растений понимают морфологическое строение растений, сформированное в ходе эволюции и отображающие во внешнем виде индивидуальную приспособленность к жизненным условиям.
Сам термин «жизненные формы» по отношению к растениям стал применяться после предложения датского ученого ботаника Евгенуса Варминга в 1884 году. Под этим определением он понимал форму, где вегетативное тело растения находится в гармонии с внешней средой на протяжении всей своей жизни.
На тот момент это определение было исчерпывающим, так как:
Жизненные формы — это не то, что может бесконечно изменяться и зависеть только от конкретных, действующих в данный момент внешних факторов. У определенных видов растений есть реакции на внешнее воздействие в рамках наследственно закрепленных возможностей.
Даже в случае самых благоприятных условий, одуванчик не перерастет в развесистое дерево.
Гармония растения и внешней среды — это проявление естественной приспособленности, сформированной в ходе естественного отбора, проявляемой к конкретным внешним факторам.
Формирование жизненных форм растений происходит в ходе продолжительного приспособления растений к конкретным условиям существования — то есть, наблюдается эволюция жизненных форм растений. Выражаются эти формы во внешнем виде.
Если посмотреть, то растительность на каждой отдельной территории, обособленной от других, имеет свой внешний вид: он зависит от внешнего вида растений, которые населяют эту территорию.
Поэтому луговая, степная, лесная, пустынная, горная растительности имеют характерный вид. Видовые группы тоже будут различаться: к примеру, на альпийских лугах, у ледников и на скальных осыпях.
Классификация жизненных форм растений
Какие жизненные формы встречаются у растений?
Первоначально ученые выделили 20 жизненных форм, формирующих ландшафты Земли. Но согласно ботаникам, таких форм больше 60.
Сегодня существует немало различных классификаций жизненных форм растений, за основу которых взяты различные подходы к их изучению. При этом, ни одна классификация не может претендовать на точность и удовлетворение всех требований современной ботаники.
Жизненная форма растения, к примеру, помимо внешнего вида обладает определенными физиологическими свойствами. К ним относят продолжительность жизни, ритм развития, листопадность и др.
Внешний вид растения считается основным признаком, поскольку указывает на особенности роста.
Классификация на основе особенностей роста и длительности жизни
Что такое жизненная форма растений с учетом особенностей роста и продолжительности жизни? Вот как выглядит такая классификация, и какие формы в ней выделяют:
В умеренном климате количество видов может быть небольшим, но одна порода может занимать большую территорию. Некоторые виды произрастают в кустарниковой форме: липа мелколистная, вишня, яблоня, черемуха, вербы, белая акация, клен татарский. Это напрямую связано с условиями;
Нередко теплолюбивые кустарники вырастают полукустарниками — если климат произрастания достаточно суровый;
Различают однолетние и многолетние лианы, с древесневеющими и травянистыми побегами;
Жизненные формы по Серебрякову
Жизненные формы растений по Серебрякову — наиболее полная система. В ее основу И. Г. Серебряков положил внешний вид растений, который тесно связан с ритмом развития.
Примеры видов растений, а точнее, категории жизненных форм в этой классификации — деревья, кустарники и травы. Эти типы или классы растений характеризуются высотой, степенью одревеснения осевых органов, продолжительностью жизни наземных побегов.
Жизненные формы высших растений изучаются на основании определения морфологических признаков надземных и подземных побегов и корневых систем. При этом, учитывается ритм развития и продолжительность жизни. Одна жизненная форма может включать растения различных видов и родов. Также растения, принадлежащие одному виду, могут формировать несколько жизненных форм.
С учетом различных классификаций, под жизненной формой стали понимать внешний вид определенных групп растений, приобретенный ими в ходе роста и развития в конкретных условиях. В этом случае внешний вид — результат приспособленности к условиям.
Основа классификации Серебрякова — длительность жизни всего растения.
Он выделил следующие жизненные формы:
Деревянистые и травянистые растения различаются тем, что у них разная степень одревеснения побегов, продолжительность жизни и характер изменения скелетных побегов.
Особенности деревьев
Определение жизненной формы дерева заключается в выражении приспособленности к наиболее благоприятным для роста условиям.
Влажные тропические леса — самые разнообразные по видам деревьев. К примеру, в амазонской области Бразилии это разнообразие достигает 80%. В то время как в тундре и в горах настоящих деревьев не наблюдается. В таежных лесах деревья найти можно, то там их всего лишь несколько видов. В лесах умеренной климатической зоны Европы деревья составляют всего 12% от видового разнообразия флоры.
Единственный одревесневший побег (ствол), растущий вертикально вверх активнее других побегов — отличительная характеристика дерева. У ствола дерева наблюдается акротонное ветвление: самые сильные ветви развиваются около верхушки ствола и основных его крупных разветвлений. Более тонкие побеги в верхней части ствола дерева формируют крону.
Благодаря тому, что крона находится высоко над поверхностью земли, дерево максимально приспосабливается к улавливанию солнечных лучей.
Если вырубить тополь, вербу, дуб или березу и другие лиственные деревья, то на месте вырубки образуется пеньковая поросль. Хвойный деревья почти не образуют спящие почки, поэтому живут они меньше, а от пней новые побеги не образуются.
Природное старение материнской системы побегов может стимулировать пробуждение спящих почек. Это старение связано с тем, что нормальные почки обновления угасают.
Кустарники
Рост главного побега кустарника начинается как у небольшого деревца. Однако на 3-10 году жизни из почек у основания главного ствола нарастают новые побеги. Нередко эти побеги могут перегонять в росте главный и замещать собою другие.
Кустарники, как и деревья, могут жить долго. Но в отличие от деревьев, стволы кустарников живут от 1 до 40 лет. К примеру, стволы малины живут в среднем 2 года, а стволы сирени или желтой акации — 50. Их замещение происходит по мере отмирания главного ствола и дочерних стволов, расположенных к нему ближе всего в центре куста. Также замещение происходит тогда, когда появляются новые стволы на периферии.
Кустарнички
Под кустарниками понимают миниатюрные кустики. У них тот же способ ветвления, но отличаются они от кустов низкорослостью и длительностью жизни скелетных осей (от 5 до 10 лет). Кустарнички произрастают в тундре, высоко в горах, в хвойном лесу, в сфагновых болотах. Это такие представители как черника, голубика, вереск, клюква, брусника и др.
Кустарнички, как и кустарники, цветут и плодоносят каждый год, что приводит к вымиранию части побегов.
Кстати, у полудеревянистых растений, в частности, травянистых, отмирание является ключевым моментов в формировании их общего вида.
Формирование полукустарников и полукустарничков, произрастающих в пустынных и полупустынных областях, происходит по принципу кустарников. Но с одним отличием: у них длительность жизни скелетных осей короче — 5-8 лет. Кроме того, каждый год после цветения они теряют всю верхнюю часть годовых цветоносных побегов.
Почки обновления, которые размещаются над поверхностью почвы, формируются на оставшихся многолетних деревянистых «пеньках».
Надземные прямостоящие побеги травянистых многолетников живут только в течение одного вегетационного периода. Образовав семена, они отмирают. На основании, которое осталось зимовать, над и под землей формируются зимующие почки. Некоторые травы, у которых есть ползучие побеги, плотно прижатые к почве, или розетка листьев, не характеризуются отмиранием стеблей — они живут достаточно долго.
Жизненные формы по Раункиеру
Система жизненных форм растений по Раункиеру — широко используемая на Западе система, которая берет за основу расположение почек или верхушек побегов в неблагоприятный период времени относительно грунта и снежного покрова.
Такое положение крайне важно, так как защита образовательных тканей растений, которые будут продолжать род, гарантирует беспрерывное существование особи в резко меняющихся внешних условиях.
Эта система классифицирует растения по двум критериям: состоянию и способу защиты почек обновления в течение неблагоприятного периода — сухого или холодного.
Классификация Раункиера включает 5 жизненных форм растений. Они отображают многообразие экологических условий, в которых вся растительность формировалась.
Спектры жизненных форм в различных областях планеты или различных типах растительности получают при подсчете процента видов, относящихся к определенной форме.
Представим эти жизненные формы растений в таблице:
Это невысокие растения, у которых почки обновления располагаются на зимующих побегах низко над землей (примерно 20-30 см). От замерзания они защищены чешуйками, подстилкой и снежным покровом.
К примеру, брусника, черника, тимьян, вереск и др.
Это травянистые многолетники. Почки обновления у таких растений закладываются очень близко к поверхности грунта, а отмершая наземная часть растения покрывает их на зиму.
Так происходит у одуванчика, лютика, земляники и др.
Травянистые многолетние растения. У них почки обновления находятся в клубнях, луковицах, корневищах и располагаются под землей или водой. К примеру, ландыши, тюльпаны, картофель.
Внутри криптофитов тоже есть деление. Выделяют:
Геофиты. Виды, почки обновления у которых находятся на подземных органах — луковицах, корневищах, клубнях;
Гелофиты. У них почки обновления находятся ниже, чем дно водоема. Такие растения растут на болотах и в прибрежных зонах;
Гидрофиты. Это растения, которые с помощью нижней части прикрепляются к грунту. Сама нижняя часть находится в воде. Почки обновления у этих растений зимуют на дне водоемов. Пример — камыш, стрелолист.
К ним относят однолетние растения. Они зимуют в виде спор или семян. Так происходит у ржи, пастушьей сумки, мака, овса и прочих однолетних растений.
Впервые изучают жизненные формы растений в 6 классе.