жизненные формы растений степей
Урок № 7. Жизненные форма растений степей, полупустынь
Жизненные форма растений степей, полупустынь.
Цель: Сформировать знания о морфолого-анатомических особенностях растений степей, полупустынь Волгоградской области.
1. Изучить типы степей Волгоградской области и основные жизненные формы растений степей, полупустыни и солончаков;
2. Познакомится с особенностями растений степей и полупустынь; краснокнижными видами степных и полупустынных растений своей местности;
3. Совершенствовать умения работы с гербарием.
Обучающиеся должны знать:
-типы степей Волгоградской области;
—растения степей, полупустынь и солончаков: основные виды, распространение, приспособление к условиям обитания.
Обучающиеся должны уметь:
Описывать основные морфолого-анатомические особенности растений степей, полупустынь и солончаков Волгоградской области.
Оборудование: Методическое пособие по курсу; Рабочая тетрадь для учащихся; карта Волгоградской области; гербарий; слайды презентации на CD-RUM, фотографии.
1. Актуализация опорных знаний, мотивация.
Рассказ учителя или кадры видеофильма (слайды):
Степь… В нашем воображении возникает представление о бескрайних просторах, о безбрежном море волнующегося седого ковыля… Несомненно, целинные степи прошлых эпох отличались высоким травостоем, в котором преобладали различные виды перистых ковылей и богатое разнотравье. Они занимали большие площади и только байрачные (балочные) да пойменные леса вносили в их географию некоторый беспорядок. В настоящее время значительные площади степей распаханы и заняты под различные сельскохозяйственные культуры. Естественная степная растительность сохранилась только на узких водоразделах; да по крутым склонам, не пригодным для обработки. Но и эти участки интенсивно используются под пастбища.
Вот как писал о степи поэт П. Вяземский:
Степь широко на просторе
Поперёк и вдоль лежит,
Словно огненное море
Зноем пышет и палит.
Цепенеет воздух сжатый,
Не пахнёт на душный день
С неба ветерок крылатый,
Ни прохладной тучки тень…
2. Изучение нового материала:
Постановка учителем вопроса: «Что же такое степь? Какие особенности у этой природной зоны нашего региона?»
(Демонстрация гербария, фото или видеофрагмента, запись учащимися определения в рабочую тетрадь).
По своему видовому составу наши степи неоднородны
2) Типы степей Волгоградской области.
Самостоятельная работа по заданиям:
Задание №1. Составьте схему, записав названия типов степей, встречающихся на территории нашей области. Определите, какой тип степи встречается в районе вашего проживания.
Воспользуйтесь справочным материалом в рабочей тетради.
3) Приспособления растений к жизни в степи (полупустыни).
1. ярусное распределение корневых систем позволяет более полно поглощать почвенную влагу. Очевидно, чем глубже корневая система, тем позже зацветает вид.
2. надземная часть степных растений невысокая (редко выше 1 м), сильно разветвляется, прижата к земле, ежегодно отмирает.
3. листья степных видов несут на себе черты ксероморфизма. У ковылей они способны в сухую жаркую погоду сворачиваться в трубочку за счёт особых моторных клеток. У разнотравья они часто рассечены (полыни, пижмы и др.), опушены белыми волосками, уменьшающими испарение и отражающими солнечные лучи. Иногда листья глянцевые за счёт воскового налёта (молочай, кермек, качим и др.). У некоторых растений листья редуцируются (спаржа, эфедра и др.) или наоборот становятся очень сочными (листовые суккуленты – очиток, солянки).
4. Многие степные растения выделяют эфирные масла: шалфей, чабрец, душица и др. Они образуют своеобразный купол, препятствующий испарению.
6. Среди степных растений исторически сложились конкурентные отношения из-за опылителей. Многие виды узко специализированы: шалфей, чабрец, чистец, бобовые, вероника, коровяк и т. д. Они опыляются только определёнными насекомыми. Для этого у них имеются специальные приспособления.
4) Жизненные формы растений степей (полупустынь).
Рассказ учителя с демонстрацией слайдов презентации к уроку на CD-RUM или фотографий:
Для растений степей характерны жизненные формы:
— кустарники (майкараган волжский, ракитник русский),
— кустарнички (миндаль низкий)
— полукустарники (полынь, курчавка, дроки).
— полукустарнички (астрагалы, чабрецы, пижма),
— дерновинные многолетние плотнокустовые злаки (ковыли, типчак),
— дерновинные рыхлокустовые злаки (житняки),
— корневищные травы (костёр, пырей, осоки),
— стержнекорневые травы (шалфей остепненный, коровяк восточный),
-«перекати-поле» (кермек сарепский, качим, катран шершавый, гониолимон краснеющий, прангос противозубный, ферула каспийская),
— корнеотпрысковые травы (льнянка),
— луковичные травянистые растения (тюльпаны, гусиные луки),
— клубнекорневые травы (герань линейнолопастная).
В степях волгоградской области встречаются многолетние корневищные, клубневые и луковичные эфемероиды и гемиэфемероиды: мятлик луковичный, катаброзочка низкая, тюльпан двуцветковый, тюльпан поникающий, тюльпан Геснера или Шренка, гусиные луки, птицемлечник фишеровский, касатик или ирис пленчатый, лук тюльпанолистный, лютик остроплодный, герань линейнолопастная,
Выполните задание: «По гербарию или по фотографиям определите какие жизненные формы растений степи (полупустыни) встречаются в вашем районе. Какие приспособления к обитанию в засушливых условиях вы нашли?
4. Домашнее задание:
1. Письменно ответьте на вопрос: почему растительность в степях богаче по сравнению с полупустыней?
2. Выполните задания к уроку №7 в Рабочей тетради.
2. Опережающее задание. Подготовить сообщения или презентацию о редких растениях степи (полупустыни) своей местности.
Жизненные формы растений степей и полупустынь.
Цель: Продолжить формирование знаний о морфолого-анатомических особенностях растений степей, полупустынь Волгоградской области.
1. Изучить морфологическое строение вегетативных и генеративных органов листостебельных растений степи;
2. Выявить зависимость разнообразия корней, стеблей, листьев, цветков, соцветий, плодов растений от условий произрастания;
3. Совершенствовать умение работать с гербарием и определителями.
Обучающиеся должны знать:
—растения степей, полупустынь и солончаков: основные виды, распространение, приспособление к условиям обитания.
Обучающиеся должны уметь:
Определять по гербарию жизненные формы растений степей, полупустынь.
Оборудование: Методическое пособие по курсу; Рабочая тетрадь для учащихся; Гербарий; для экскурсии: пресс для гербария, лопаты, тетради, карандаши.
Подготовительная работа, которая выполняется, если урок проводится в форме экскурсии:
1. Выбор места проведения экскурсии, разработка заданий для самостоятельной работы, планирование учебной деятельности школьников, возможной помощи им, разработка формы отчётности и контроля за выполнением заданий.
2. Определение содержания экскурсии, разработка заданий для самостоятельной работы по группам. Количество групп зависит от числа учащихся, желательно, чтобы в каждой группе не более 3 – 4 человек. Во главе каждой группы назначается старший, который руководит всей работой.
План проведения экскурсии:
1. Вводное слово учителя, сообщение темы и задач экскурсии, инструктаж по технике безопасности.
2. Осмотр места экскурсии, обмен впечатлениями учащихся. Выполнение заданий по группам. Учитель регулирует работу групп, оказывает помощь.
3. Старший группы сообщает учителю об окончании работы. Учитель проверяет правильность её выполнения.
4. После выполнения заданий всеми группами проводится итоговая беседа, которая заканчивается выводом о приспособительных
1. Актуализация опорных знаний:
Этот этап урока проводится:
— в классе, если урок проходит в форме практической работы;
— на месте проведения экскурсии, если урок проходит в такой форме.
В процессе беседы разбираются вопросы:
1. Влияние климатических условий на формирование особых жизненных форм в степи.
2. Основные жизненные формы (кустарники, полукустарники, травы, перекати – поле, суккуленты, растения – подушки).
3. Строение надземных и подземных органов растений степи.
4. Приспособительные особенности вегетативных органов растений степи: особенности листовых пластинок (рассечённость, линейность, свёртываемость, опушение, восковой налёт, выделение эфирных масел); редукция листьев; метаморфозы вегетативных органов; глубина корней.
5. Особенности органов размножения растений степи: строение соцветий, цветков, приспособления к распространению плодов и семян.
Можно включить в беседу вопросы:
1. Понятие о динамике растительного покрова степи. Причины безлесия степи.
2. Растения степи, подлежащие охране.
3. Степь как кормовая база для животноводства.
4. Лекарственные, медоносные, эфиромасличные и ядовитые растения степи.
5. Степные заказники на территории Волгоградской области.
6. Изменение степных ландшафтов под влиянием антропогенных факторов.
2. Проведение наблюдений и фиксирование их результатов.
В случае экскурсии: выполнение заданий по группами.
Задания для самостоятельной работы во время экскурсии:
1. Определить жизненные формы растений степи (полупустыни), которые встретили во время экскурсии.
2. Собрать листья, соцветия, плоды растений степи.
3. Найти на собранных объектах приспособления растений к условиям произрастания.
В случае практической работы в условиях класса: работа по заданию:
Определите по гербарию жизненные формы растений степей, полупустынь; Найдите на гербарных образцах приспособления степных растений к условиям произрастания.
4. Домашнее задание:
1. Выполнить задания к уроку №7-8 в рабочей тетради
2. Составить отчёт об экскурсии в произвольной форме (сочинение, творческая работа, компьютерная презентация).
Описание растительного мира
Почва в степи богата минералами, однако по причине небольшого количества дождей она содержит минимум органики. Количество осадков существенно различается, на севере и в средней полосе это приблизительно 960 миллиметров на квадратный метр, тогда как в южных районах может отмечаться уже серьёзная засуха.
В зависимости от конкретного региона зима может длиться тут от 2 до 5 месяцев, а диапазон температур от минус 15 до нуля. В степи практически не встречаются деревья, поэтому тут отмечаются сильные холодные ветра и мощные пылевые бури.
Животный мир скудный, здесь проживают зайцы, лисы, волки и некоторые другие звери.
В степи встречаются следующие растения:
Флора степи состоит из трав и невысоких кустарников, которые способны расти в условиях бедной на питательные вещества почвы. Многолетние насаждения и деревья встречаются лишь в непосредственной близости от рек и крупных озёр. Возле источников воды, в том числе подземных, могут произрастать кустарники и травы, достигающие полутора метров высоты. Из-за особенностей климата в степи часто отмечаются пожары, которые хоть и уничтожают надземную часть растений, но при этом обогащают землю микроэлементами и органикой.
Среди растительности в степи преобладают злаки, в том числе ковыль, который занимает огромные территории. Ученым известны десятки видов этого растения, различающиеся в зависимости от плодородия почвы и наличия влаги. В засушливых регионах встречаются тонконоги, которые характерны для степи восточнее Уральских гор в России.
Окрас растений серый, блеклый, лишь в южных регионах неподалёку от источников воды можно встретить большое количество цветов и ярких кустарников.
Коровяк обыкновенный
Коровяк обыкновенный — это двулетнее растение, которое в оптимальных условиях достигает высоты полутора метров. Его характерной особенностью является наличие у листьев войлочного опушения. В колосовидных соцветиях, плотно окружающих стебель, находятся многочисленные мелкие желтые цветки. Период цветения обычно приходится на июль-сентябрь.
Особенностями коровяка обыкновенного являются:
Это растение широко используется в народной медицине, настои и отвары из листьев применяются в качестве болеутоляющих, отхаркивающих и противосудорожных средств.
Встречается коровяк обыкновенный в степи повсеместно, с одинаковым успехом он может произрастать в южных и северных регионах, также это растение нетребовательно к влаге, поэтому встречается в особо засушливых районах.
Тонконог гребенчатый
Он относится к семейству злаковых и считается едва ли не самым распространённым растением в степи. Его высота может достигать 65 сантиметров, стебли с плотным основанием, имеют прочную плотную ножку, нижние листья опущены.
Соцветие тонконога гребенчатого — это вытянутая метёлка, с оттенком, варьирующимся от серебристого до зелёного. Такое растение быстро размножается, что и объясняет его повсеместную распространенность. Используется в медицине, из листьев делают настой, обладающий ранозаживляющим действием.
Адонис весенний
Корневищный многолетник адонис весенний относится к семейству лютиковых. Это яркое растение, редко когда достигающее высоты в 20 сантиметров. Адонис хорошо переносит серьёзные перепады температуры, поэтому встречается как в засушливых южных регионах, так и на севере степи.
Уникальной особенностью этого растения являются ярко-жёлтые цветы, которые рано утром раскрываются и после обеда закрываются.
Период цветения адониса весеннего — это апрель-май. Летом и осенью на поверхности практически не остается листвы и стеблей, поэтому определить наличие такого растения бывает крайне сложно. Установлено, что продолжительность жизни адониса на одном месте составляет порядка 50 лет.
Из корней и цветков делают различные настойки и отвары, которые помогают при заболеваниях нервной системы и патологиях сердца.
Шизонепета многонадрезная
Это прекрасный медонос, который встречается не только в районе степи, но и в зоне хвойных лесов. Предпочитает шизонепета луга и склоны холмов. Определить это растение можно по прямому стеблю высотой 60 сантиметров и древовидному корню. Листья перисто-рассеченные с тремя-пятью долями.
Цветение обычно начинается в июне и продолжается по конец августа. Эти растения отличаются высокой нектаропродуктивностью, шизонепета используется в народной медицине. Из листьев и цветов готовят противовоспалительные снадобья и отхаркивающие микстуры.
Это растение также широко используется в косметологии, из него изготавливают различные маски и кремы.
Василёк синий
Это степное растение относится к семейству сложноцветных. В зависимости от климата период жизни синего василька составляет один или два года.
Высота стебля может достигать 60 сантиметров, листья заострённые и тонкие, имеющие выраженный войлочный налет. Цветы характерного синего или голубого цвета, хорошо заметные на расстоянии.
В период цветения, а он приходится на июнь-июль, холмы и луга могут представлять собой красивейший сине-голубой ковер. Василёк считается сорным растением, поэтому часто встречается в посевах ржи. В степи произрастает повсеместно: как на севере, так и в средней полосе. Синий василёк применяется для лекарственных сборов, порошком из семян лечат кожные воспаления.
Степной шалфей
Степной шалфей — это многолетнее растение, которое предпочитает травянистые степные склоны и заливные луга. Высота стебля может достигать 80 сантиметров, а цветение отмечается лишь на второй год после посадки. Хорошо заметные ярко-фиолетовые лепестки выделяются на фоне бледно-зеленой степной травы. Цветение шалфея обычно приходится на май и июль.
Так как шалфей плохо выдерживал низкие температуры, первоначальное это растение было характерно для южных степей. Однако по причине изменения климата в дальнейшем он стал встречаться и в северных широтах. Листья и цветки используются в народной медицине, такие отвары обладают противомикробными и дезинфицирующими противовоспалительными свойствами.
Растения степной зоны сегодня изучаются в рамках школьной программы. Ученикам старших классов задают подготовить сообщения, доклады и статьи, в которых рассказывается о такой флоре.
В домашних работах следует не только указывать названия известных кустарников и трав, но и представлять сведения о характерных особенностях их видов.
Степные растения
Поскольку степи носят очень различный характер, растения, растущие в степях, также очень разнообразны. Относительно многих растений нет единого мнения, следует ли их называть степными.
В целом степные растения отличаются, например, от лесных, способностью переносить зной и засуху. Окраска их обычно серовато- или сизо-зелёная, листья мелкие, с толстой кутикулой. У многих степных злаков листья обладают способностью свертываться в сухую погоду, что служит им защитой от чрезмерного испарения.
Среди степных растений выделяют растения, обладающие хозяйственным значением. В первую очередь это кормовые растения, произрастающие в степях и формирующие степные пастбища. Другими важными для человека степными растениями являются медоносные и лекарственные травы.
Среди значимых степных растений заслуживают особого внимания злаки и бобовые, но и среди других, объединяемых понятием разнотравье, также встречаются ценные виды.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Овся́ница валли́сская, или Типча́к (лат. Festúca valesiáca) — многолетнее травянистое пастбищно-кормовое растение; одно из характернейших степных растений; вид рода Овсяница (Festuca) семейства Злаки (Poaceae).
Разнотравно-злаковая луговая степь — группа формаций луговых степей, может рассматриваться как коренная, развивающаяся при умеренном хоз. использовании на равнинных и пологосклоновых местообитаниях, на выщелоченных, обыкновенных и реже оподзоленных, богатых гумусом черноземных почвах, в условиях умеренного увлажнения.
Основные жизненные формы сенокосно-пастбищных растений и их кормовое значение
На природных кормовых угодьях произрастают растения следующих основных жизненных форм: деревья, кустарники и кустарнички, полукустарники и полукустарнички, многолетние и однолетние травы, мхи и лишайники. Жизненная форма отражает характер приспособления организма к окружающей среде. В луговом кормопроизводстве рассматриваются только многолетние и однолетние травы. Многолетние травы являются основными на природных сенокосах и пастбищах. Надземные побеги у них ежегодно отмирают, а жизнеспособными остаются корень, нижняя часть стеблей, корневища, клубни, луковицы и т. д., на которых заложены почки возобновления. Продолжительность их жизни от двух до нескольких десятков лет. Однолетние травы (300 видов) проходят весь цикл своего развития за один год, после чего растения отмирают. В травостоях кормовых угодий эти растения имеют значение на изреженных местах, особенно в пустыне и полупустыне.
Кормовая ценность отдельных видов или групп растений определяется по следующим показателям: питательная ценность, обилие видов в травостое, производственные свойства (хозяйственная ценность).
Питательность оценивается по химическому составу (содержанию сухого вещества, протеина, жира, БЭВ и клетчатки), переваримости и поедаемости. Поедаемость растений определяется опытным путем и оценивается в баллах по отношению к определенному виду животных:
Поедаемость отдельных растений зависит от фазы вегетации и особенностей морфологического строения. Лучшая поедаемость отмечается в ранние фазы вегетации. При старении растения грубеют, на листьях, плодах и семенах могут образовываться опушение, колючки, ости, что затрудняет поедание растений. Растения горькие, кислые, с неприятным запахом обычно плохо поедаются.
Когда растение в травостое образует сплошные заросли, оно называется фоновым и его название передается названию кормового угодья (пырейные или кострецовые сенокосы на аллювиально-луговых наносных почвах, полынные степи, белоценики в горах, бурьянистые залежи на заброшенных пахотных землях, полевицевые луга на лесных вырубках и т. д.).
Группировка трав по хозяйственной ценности
2. Травы средней хозяйственной ценности. Это травы удовлетворительно поедаемые, питательные достоинства их средние. Они имеют какой-нибудь недостаток, ограничивающий их кормовую ценность: несколько сниженную продуктивность, грубоватость в укосной спелости, наличие привкуса или запаха, ограничивающие поедание и т. п. К этой группе относятся: донник, клевер розовый, лядвенец рогатый, райграс высокий, кострец прямой, житняки, бекмания и др.
Кроме того, на сенокосах и пастбищах встречаются травы, которые скотом обычно не поедаются или поедаются плохо, но и не засоряют травостой. Являясь бесполезными в травостое кормовых растений, они образуют группу балластных трав.
Кормовая характеристика основных групп луговых растений
По питательной ценности злаки уступают многим семействам. В 1 кг зеленой массы их содержится 65-79% воды, 1,2-3,6% протеина, 9,7-17,5% БЭВ и 6,5-12,9% клетчатки. В 100 кг сена 45-50 кг кормовых единиц, 3,5-4,5 кг переваримого протеина. С возрастом растений уменьшается содержание протеина, увеличивается процент клетчатки, ухудшается поедаемость. Поедаемость злаков обычно хорошая, плохо поедаемых видов лишь 10%.
Бобовые встречаются в естественных травостоях единичными экземплярами или небольшими группами. По отношению к условиям произрастания большинство бобовых хорошо развиваются только на плодородных, аэрируемых, умеренно увлажненных почвах с выровненным рельефом. Много бобовых в лесных и горных районах.
Бобовые отличаются длительным периодом цветения и плодоношения, при перестое они меньше грубеют и поедаются охотнее, чем злаки. Наличие бобовых в травостое указывает на высокую питательную ценность зеленой массы данного сенокоса или пастбища.
Однако бобовые травы имеют ряд отрицательных особенностей. Некоторые из бобовых имеют специфический запах, жгучие волоски или содержат ядовитые вещества. При поедании на голодный желудок зеленой массы бобовых по росе или после дождя животные, особенно крупный рогатый скот, заболевают тимпанией (вздутие желудка).
При заготовке сена из бобовых возможно значительное осыпание листьев, при нарушении норм хранения такое сено приобретает затхлый запах, при скашивании в сырую погоду и просушке в больших валках плохо сохнет и плесневеет.
Среди бобовых имеется довольно много ядовитых или подозрительных на ядовитость растений (6% видов). На пастбищах животных надо постепенно приучать к поеданию бобовых, соблюдать меры предосторожности: пасти только во второй половине дня, не пасти по росе, после дождя и поить животных сразу же после их прихода с бобовых пастбищ.
Осоки в природных условиях являются фоновыми растениями.
Основным местообитанием осок являются сырые луга, берега рек, озер, прудов, побережья заливов, морей, луговые и моховые болота. Отдельные виды произрастают в засушливых местах: степях, пустынях, полупустынях, горных районах. Это многолетние растения, внешне похожие на злаки. В отличие от последних стебли у осоковых трехгранные или цилиндрические, без утолщений на узлах, внутри заполнены сердцевиной. Листья линейные или нитевидные, расположены преимущественно в нижней части стебля.
Различают осоки крупно- и мелкостебельные. Крупностебельные осоки высотой до 150-200 см растут на болотах, сырых лугах, образуют сплошные заросли и дают 2,5-3,0 т сухой массы с 1 га. Мелкостебельные осоки высотой 5-30 см распространены в засушливых степях, полупустыне, на высокогорных альпийских пастбищах, урожайность их сухой массы 0,5-1,0 т/га.
По питательной ценности осоковые до выметывания по химическому составу, количеству протеина и переваримости не уступают злакам. В 100 кг сена содержится 51,6 корм. ед. 8,5 кг переваримого протеина.
После цветения на листьях и стеблях растений образуются окремнелые шипики. Поедание растений вызывает у животных раздражение слизистой оболочки пищевода. Не поедаются или плохо поедаются водяные осоки, крупные и жесткие виды (дернистая, береговая, пузырчатая, пушицы, камыши). Удовлетворительно проедаются в молодом возрасте осоки, растущие на влажных местах (водяная, стройная), осоки солончаковых лугов (двурядная, раздельная). Хорошо поедаются во всех возрастах мелкие горные, пушистые и степные осоки (альпийская, низкая, печальная, кобрезия).
Наибольшее количество видов относится к семействам астровых, маревых, капустных, сельдерейных, гречишных, крапивных. По питательной ценности растения этих семейств не уступают злакам и бобовым, а по некоторым показателям даже превосходят их.
Среди астровых не поедаются сильноопушенные, колючие и сильнопахнущие. Поедание маревых ограничено наличием солей, вредных алкалоидов. Капустные и сельдерейные содержат гликозиды, эфирные масла, что придает им горький или жгучий вкус, неприятный запах. Это ухудшает их поедание. Разнотравье хорошо поедается верблюдами, овцами, козами, хуже лошадьми и плохо крупным рогатым скотом.
Хозяйственная ценность разнотравья в различных зонах неодинакова. В лесной, лесостепной зонах и горных районах разнотравье поедается хорошо на пастбище только в молодом возрасте. В степной зоне многие растения из группы разнотравья покрыты волосками, колючками, имеют неприятный запах, грубостебельные. В полупустынной зоне высоко ценятся прутняк, полыни, солянки ранней весной, а также осенью и зимой. На горных лугах многие виды разнотравья поедаются хорошо, в основном листья и молодые побеги. B сене разнотравье чаще балласт. Во время сушки листья крошатся и отходят в труху, а стебли плохо сохнут, скотом не поедаются.
Таблица 18. Сравнительная кормовая характеристика растений по семействам, в фазе цветения (по И.В. Ларину)
Семейство | Содержание от абсолютно сухого вещества, % | ||||
зола | протеин | жир | клетчатка | БЭВ | |
Мятликовые | 7,7 | 10,4 | 2,9 | 31,2 | 47,8 |
Бобовые | 8,8 | 18,4 | 3,1 | 27,8 | 41,9 |
Астровые | 9,7 | 11,2 | 4,3 | 29,3 | 46,5 |
Осоковые | 7,8 | 14,2 | 3,0 | 25,5 | 49,6 |
Маревые | 21,0 | 13,5 | 2,3 | 23,0 | 40,0 |
Капустные | 14,0 | 20,5 | 3,7 | 25,5 | 36,4 |
Гречишные | 9,1 | 16,0 | 2,5 | 27,0 | 45,4 |
Крапивные | 19,0 | 22,1 | 4,9 | 18,0 | 36,0 |
Сельдерейные | 10,6 | 13,8 | 39,9 | 24,1 | 47,6 |
Многие растения из группы разнотравья введены в культуру как силосные: борщевик Сосновского, горец Вейриха, маралий корень, окопник шершавый, мальва, катран, сильфия, сида и др. Широко используются в кормлении домашних животных однолетние травы: щирица, спорыш, крапива, лебеда, вьюнок полевой.