жуков достоевский отношения соционика
Сравнение Жуков и Достоевский
По теме
Волевая сенсорика
Решительный человек, способный оказать силовое давление, если того требует ситуация. Настроен на победу любой ценой. Чем больше препятствий встречает на пути, тем собраннее становится и активнее наступает. Уверен в своей правоте, ему чужды сомнения и колебания. Категоричен в оценках. Последнее слово оставляет за собой. Выставляет ультиматум: раз вы меня выбрали, то теперь подчиняйтесь. Умеет найти самое слабое место у противника. Если прямая атака успеха не приносит, начинает обход сбоку или с тыла. Нередко действует через третьи лица.
Впечатлителен и раним, тяжело переносит грубость. Не может давить на людей, заставлять их что-либо делать помимо своей воли. Хотя и очень нервничает в экстремальных ситуациях, но берет себя в руки и действует решительно, если задеты близкие ему люди. Волна переживаний накатывается уже тогда, когда опасность позади. Выбирает в партнеры тех, кто его подталкивает к активной деятельности, мобилизует, а не тех, кто ограждает от волнений и снимает с него ответственность. Резко отвечает на попытки воздействовать на него принуждением или грубой силой. В такой ситуации способен вспылить, открыто высказать свое негативное отношение. Раздражителен в общении с недоброжелателями.
Логика соотношений
В уме хорошо просчитывает различные планы действий, останавливаясь на наиболее логичном для данной ситуации. Справляется с задачами на смекалку. Умеет сгруппировать людей вокруг себя под конкретную цель. Каждому отводит четкое место в своей команде. Уверенно координирует совместные действия. Контролирует лишь узловые пункты, не вникая в детали. Его интересует результат, а не процесс. Старается все просто и доступно объяснить, приводя наглядные примеры. Хорошо улавливает логику действий других людей, поэтому выиграть у него может лишь тот, кто постоянно ее меняет. В нестандартных, нелогичных ситуациях теряется.
Умеет заставить себя быть дисциплинированным и исполнительным. Добросовестен, хотя и медлителен в исполнении конкретной работы. Проявляет тщательность в деталях. Строго придерживается взятых обязательств. Работает скромно, без шума и похвал. Стремится объективно, без эмоций разобраться в ситуации, анализируя факты. Однако ему трудно выразить свое понимание проблемы аналитическим языком. В официальной обстановке выглядит сдержанным и суховатым. Очень не любит проявлять свое отношение на людях. Трудные задачи решает благодаря большому запасу терпения, которым его наградила природа.
Конфликтные отношения: Жуков и Достоевский (неблагоприятные)
Отношения конфликта в соционике встречаются часто, и многие пары, живущие в браке долгое время, являются по отношению друг к другу конфликтерами. Почему так случается? Дело в том, что конфликтные отношения, как и дуальные отношения, соединяют в себе очень разных людей, обладающих противоположными сильными качествами. В конфликтных отношениях партнеры являются экспертами во всех соционических аспектах: нет областей, где они не были бы компетентны.
Социотип Жуков (Сенсорно-Логический Экстраверт) и социотип Достоевский (Этико-Интуитивный Интроверт) являются полными противоположностями друг другу. Если Жуков представляет собой властного лидера, желающего добиться всего, чего только можно, то Достоевский — скромный гуманист, для которого важно поддерживать хорошие отношения с людьми вокруг.
Достоевского пугает энергетика Жукова, его грубость и напор, а Жуков постоянно испытывает чувство вины перед Достоевским, который оценивает людей за доброту и ждет от них лучшего проявления своего характера. Партнеры не могут расслабиться и быть собой: в такой ситуации создается ощущение, что один другого постоянно осуждает.
В интимной сфере партнеры испытывают полное непонимание: Достоевский с его нежной натурой настроен на получение заботы и ласки со стороны партнера и категорически не приемлет силовое воздействие — методику, которую реализует Жуков, без мыслей о том, что кому-то такое поведение может не понравиться.
Мешает пониманию и различие в жизненных ритмах партнеров: если Достоевский является рационалом, любящим планировать и заранее решать на будущее, что ему сделать и как провести время с пользой, то Жуков больше настроен на внезапную смену планов и ориентируется на мгновенные ощущения.
Достоевский разочаровывается в партнере, поскольку с ним нельзя ничего спланировать, а Жуков, наоборот, считает Достоевского занудой, который не может решиться внезапно на интересное приключение.
В семье Жукова и Достовского первый постоянно испытывает неудобства и гложущее его чувство вины без видимой причины, а второй чувствует давление и испытывает стресс, связанный с тем, что он не может на это давление повлиять.
Иногда Жукову хочется поддержки в его мечтах и фантазиях, но Достовский не склонен мечтать, ему больше интересно видеть суть характеров и событий. Достоевский же просит у Жукова помощи в практических делах, но вместо поддержки, Жуков старается логически объяснить, как что нужно делать, тем самым раздражая партнера.
Экстраверсия и интроверсия каждого из партнеров позволяет им не уставать от общения друг с другом, но понимания между людьми нет: они говорят на разных языках. Совместимость по психософии способна несколько улучшить ситуацию, но гармонии в такой паре нет и не будет в любом случае.
Жена — Достоевский, муж — Жуков
В таком союзе партнеры выглядят очень классическим образом: властный мужчина Жуков является лидером в семье, а скромная и нежная женщина Достоевский представляет собой идеал любящей жены и матери.
При этом, внутри семьи царит непонимание: мужчина Жуков старается добиваться наилучшего положения в карьере, а жена не может до конца это оценить, поскольку ее ценности совсем иные. Она видит лишь этические промахи мужа, которые смущают каждого из партнеров.
Жена — Жуков, муж — Достоевский
В таком союзе партнеры меняются ролями, что отражается на их состоятельности и гармонии в отношениях. Мужчина Достоевский пытается заработать деньги на пропитание семьи, но жена Жуков, видя его промахи, пилит мужа без конца, чем доводит его до нервного истощения.
Женщина Жуков при этом является прекрасной домохозяйкой, способной содержать дом в чистоте, а детей воспитывать в строгости и в соответствии с правилами, но ей не хватает рабочей деятельности. Женщины Жуковы часто уходят в бизнес с головой, поскольку представители этого соционического типа прекрасно знают, как заработать деньги и реализоваться в нужной области.
По теме
Конфликтные интертипные отношения правильнее было бы называть противоположными, ибо партнеры, участвующие в этих отношениях, устроены противоположным образом буквально по каждой позиции. Поэтому любое из проявлений конфликтера (высказывание, действие) будоражит визави и порождает у него чувство протеста. Быть может, лишь конфликтер, который фигурирует на киноили телеэкране, вызовет в основном положительные чувства; интерес; уважение — ведь при этом факт партнера, столь ощутимый в жизни, нивелируется.
Доминирующая функция одного конфликтера совпадает с самой болезненной зоной другого. Если партнеры не друг друга и не испытывают друг к другу доброй воли, то это весьма напоминает такую ситуацию, когда двое приставили один другому ножи к горлу. Впрочем, именно взаимность этого положения содержит мощное сдерживающее начало. Конфликтеры, как правило, сразу ощущают обоюдную опасность, что служит хорошей предпосылкой приостановления конфликта. Почувствовав, что коса нашла на камень, лишь шупец станет продолжать косьбу.
Та часть личности одного из конфликтеров, в которой он ситуацию вполне адекватно и действует абсолютно уверенно, для второго представляет собой карточный домик, составленный из где-то услышанных или вычитанных утверждений. Понятно, что и в этой сфере партнеры противоположны и имеют все основания для недовольства друг другом.
Более или менее нейтральный резонанс затрагивает сферу, которая служит предметом запросов у одного из партнеров и одновременно является у второго сильной функцией, не избегающей самых рискованных ситуаций. Здесь кроется, хоть и небольшая, возможность положительного взаимодействия. Здесь также подтверждается противоположность организации партнеров, однако эта противоположность не столь антагонистична, как по резонансам, рассмотренным выше.
Относительно позитивную окрашенность имеет и взаимодействие по аспектам, которые у одного конфликтера представлены сильной функцией, выполняющей роль ограничителя отклонений, а у другого служат предлежащим критерием оценивания. Опять-таки имеем противоположность в определенном смысле, но в то же время противоположность относительно совместимую.
Нетрудно догадаться, что конфликтные интертипные отношения входят в группу отношений, однозначно непригодных для супружества.
пары живут из ряда вон плохо, и хотя временами устанавливается относительное спокойствие и партнерам начинает казаться, что они сумели друг к другу, — это всего лишь затишье перед бурей, знаменующее назревание нового взрыва, который случается с неизбежностью восхода солнца — с новой силой и в самый неподходящий момент. Супруги в конфликтной паре взвинчены, невротизированы, озлоблены. И им никогда не суждено.
В деловых отношениях часто представляется возможным и в любом случае — желательным ввести конфликтное взаимодействие в качество нейтрального, взаимно уважительного общения и конструктивного Сотрудничества по типу взаимного дополнения. Для достижения этого необходимо соблюсти два условия: сохранять достаточно большую дистанцию между партнерами, т.е, определенную степень отчуждения, и адекватно разделять обязанности в соответствии с объективными законами соционического менеджмента, изложенными в предыдущей главе.
Добрый Жуков и злой Достоевский
В данном посте я попробую развеять еще парочку стереотипов о ТИМах, чьи «добро» и «зло» встречаются во многих соционических группах и рассматриваются весьма однобоко.
Для начала сами стереотипы, слегка утрированные, чтобы было понятно, о чем речь.
Достоевский – говорящая совесть, воплощение морали и нравственности, ходячая доброта и справедливость, к которой за советом могут обращаться все униженные и оскорбленные (что значит кем? Жуковым, конечно!). Лучи добра, исходящие от него, автоматически приносят умиротворение и благодать. И конечно честь имеет дружить с ним трудоголик Штирлиц (чья тяга к работе, кстати, тоже стереотип, его мы тоже развеем со временем)
Неплохо, да? А теперь посмотрим на вещи реально.
Откуда эти стереотипы? Исходят они от того, что акцентировалось внимание на базовых функциях Жукова (ЧС) и Достоевского (БЭ).
Но что такое ЧС? Это информация о том, какое влияние может один объект (человек, как вариант) на другой, а также оценка потенциала объекта, то есть, насколько он может оказывать влияние. Жуков постоянно отслеживает эту информацию. Ему нравятся соревнования, ибо он видит в них сравнение потенциала его участников («Вася Иванов сильный, а Петя Сидоров выносливый»). Любит сам в них участвовать, чтобы проверить свои возможности («интересно, а я смогу закинуть мяч в корзину с 20 метров?»). Также Жуков отслеживает, чтобы никто не ограничивал его свободу и возможность влияния. Даже болезнь он видит не как «Ой, спина болит», а как ограничение возможностей: «Ой, эта боль в спине мешает мне заниматься полноценно спортом».
Да, Жуков хорошо разбирается в том, кто сильнее, а кто слабее. Но он может этот навык использовать, чтобы защищать своих близких и тех, кто в этом нуждается. Да, Жуков оценивает чужой и свой потенциал, благодаря этому он может стать настоящим спортсменом, который с удовольствием защищает честь своей команды. Да, Жуков не любит, когда ограничивается его свобода, но именно поэтому, он не станет ограничивать свободу другого человека.
И вот уже Жуков не великий злодей, а самый настоящий супергерой.
Теперь что же такое БЭ? Это информация, связанная с оценками, с помощью которых мы анализируем жизненные ситуации: хорошо/плохо, правильно/неправильно, нравится/не нравится, превосходно/возмутительно и т.д. Достоевский всегда анализирует информацию и выдает ей оценку («Вася уступил место бабушке в автобусе, какой молодец»). На основе разных оценок отношений к чему-либо Достоевский действительно с удовольствием и осознанно вырабатывает свои ценности, выстраивает отношение с людьми на основе взаимооценок.
На этом описание обычно заканчивается, а зря. Потому что упускается ряд очень существенных моментов.
Да, у Достоевского есть грамотно выстроенная идеология из серии «Что есть хорошо, а что есть плохо», но кто сказал, что она общепринятая? У него она может быть вполне своя собственная из серии «Издеваться над слабыми, это хорошо», «Наркомания – вещь хорошая», «Живодерство – это круто» и т.д. Неплохо, да? А что самое интересное, его мнение по этим вопросам непоколебимо! То есть, он не только считает какие-то свои понятия истиной последней инстанции, но старается активно их всем навязать и может мучительно осуждать каждого инакомыслящего, пока тот с ним не согласится. А потом, конечно, носится по округе Штирлиц в поисках нехорошего Жукова, который бедному великомученику в глаз дал.
Сейчас я намеренно показал Жукова только хорошим, а Достоевского только плохим. На самом деле, информационные аспекты (ЧС, БЭ, да и любой другой, в принципе), это нейтральная призма, через которую мы видим мир. А вот что мы с этим будем делать – вопрос лично каждого человека. Да, бывают Жуковы агрессоры. Да, бывают Достоевские праведники. Но это уже определяется не информационным аспектом, а самим человеком.
Жуков рассказывает об отношениях с Достоевским
1. Дост ОЧЕНЬ любит советовать по поводу этики! Говорить ему:»Не встревай, я разберусь сам», «Я так решил и точка», «Все твои доводы кажутся мне нелепыми» — значит нанести довольно сильную обиду. Проще согласиться с Достом на словах:»Конечно, ты права, дорогая», а потом сделать по-своему: но в любом случае не стоит показывать Досту, что его понимание этики Вы воспринимаете снисходительно и оцениваете как идеализм. Это самое важное, что стоит запомнить в общении с Достоевским:этическая помощь — это главная ценность Достоевского, это его базовая, это то, в чём он видит свой смысл отношений с окружающими, и это ни в коем случае нельзя трогать и высмеивать.
2. Доста здорово раздражают высказывания в духе «Я презираю этот сорт людей», «Ну, он сам виноват, что вляпался», «Никто не обещал, что всё будет легко». У нас с Жуковым был серьезный спор на тему бомжей, например: я доказывала, что это достаточно несчастные и одинокие люди и от хорошей жизни такими не становятся, а он говорил, что они не делают ничего общественно полезного, никому не нужны и поэтому существования вообще не заслуживают.
4. Достоевский не считает, что человек вообще может кому-то принадлежать. Фразы «ты — моя», «я никому тебя не отдам», «ну ты же мне принадлежишь» и любые высказывания такого типа вызывают хоть и лёгкое лестное ощущение. но параллельно большой баттхерт. Считайте, что она — Ваша, сколько захотите, но это не стоит вворачивать в разговор. Достоевские жутко болезненно относятся к демонстративному доминированию.
5. Достоевскому очень важно, чтобы его словам и действиям доверяли, не пытаясь увидеть в них двойное дно. Если он делает что-то хорошее — то он делает это просто так, без мотива приобрести что-либо взамен.
6.Достоевские очень любят компромиссы. Это их базовая программа! Высказывания «либо будет по-моему, либо вообще никак» вызывают у них чувство сильнейшего разочарования. Если Дост говорит:»Давай пойдём друг другу навстречу», отказываться нужно с предельной аккуратностью.
7. Не стоит проявлять в присутствии Достоевского жестокость или грубость к кому бы то ни было без действительно критических оснований к этому (защита). Он будет пилить Вас потом очень долго: либо мысленно, либо вслух.
8. Вообще, у Достоевских есть много особенностей, которые могут напрячь Вас в будущем, если не напрягают сейчас. Они часто очень деспотичны к своим близким, но доброжелательны к чужим — у объективистов к «чужому» априори более уважительное отношение, а «свой» — это же «свой», с ним общение происходит посредством периодических уступок, и тут уже всё зависит от того, кто окажется упорней — в общем, нечего церемониться и себя ограничивать. Здесь дельта принципиально расходится с бетой, которая стеной стоит именно за «свой клан» и пренебрежительно относится к чужакам. Ваше искреннее высказывание:»Ну мы же заодно, почему ты поддержала чужого?!» вызовет у Досточки недоумение: она считает, что поддерживает того, кто прав, а не того, кто «свой». Достоевские на словах будут говорить, что они за «честность в отношениях», но Ваши честные высказывания могут шокировать их своей прямолинейностью и цинизмом. Фактически, какие-то вещи, особенно связанные с ЧС-ными ценностями, от них лучше просто утаивать. Достоевским необходимо «сильное плечо», но они постоянно будут стремиться доминировать Вами в этическом смысле: посредством нытья, «мягких» упрёков и тихих страданий в уголке. В этом смысле Достоевские могут проявлять не меньшую жёсткость, чем Драи: просто делать это в завуалированном и как бы «ненавязчивом» виде. Но на самом деле это ого-го как напрягает, потому что видеть постоянно кислую рожу(а огорчаются Достоевские ооочень долго) рядом с собой никому не понравится!
Но Достоевские так же готовы очень многое сделать для партнёра, потратив ради него все силы: и моральные, и физические. Они согласятся на большие уступки, если видят, что Вы уступаете им в ответ. У них, как правило, творческое мышление, любознательность, и они здорово умеют успокаивать окружающих в момент этической слабости. По большому счёту, их очень напрягают люди, которые кажутся им постоянно-«непробиваемыми» — а у Жуковых такое есть. Ну что для такого человека сделаешь, если базовая БЭ оказывается не у дел? Честное слово, иногда хотелось воскликнуть:»Рад ты счастлив — то почему ты не радуешься? Если тебя что-то беспокоит — то почему ты не беспокоишься? Хватит изображать из себя валун, проявляй свои эмоции так, чтобы я их видела! И перестань держать всё в себе!» Любые Ваши сомнения, переживания, неуверенность в своих решениях, какие-то вопросы совести вызовут бурный и неподдельный интерес со стороны Достоевского, который попытается их разрешить, попутно чувствуя себя ужасно полезным. Увидев, как человек нуждается в этической помощи, Дост расцветает комплиментами, поощрениями, подбадриваниями и оптимизмом.
Вообще, мне кажется, на практике самая большая трудность для Жукова состоит в том, что Достоевский очень долго помнит обиду. После ссоры обязательно нужно помириться: причем не поцелуем, подарком или кофе в постель, а именно словесно. Попытка решать вопрос сенсорно, когда Дост немножечко осуждает, но он не настаивает, вызовет ощутимый протест. Если Дост подойдёт первым и скажет:»Извини, я была совсем не права», то отвечать:»Так и быть, извиню» — это означает начать второй раунд. Не увидев уступки в ответ на уступку:»Да и я погорячился, прости, буду знать на будущее», Дост начнёт загоняться снова, что для Вас выльется в ту самую известную «бесконечную укоризну по капелькам», которая и камень проточит — что уж говорить о Вашем мозге) Если конкретнее: косые взгляды, поджатые губы, вставки в духе:»Вот знаешь, я подумала, что в тот раз ты всё-таки мог бы…», «Конечно, у всех своё мнение, но мне кажется, что такое поведение…», «Я, конечно, не настаиваю, но, по-моему, в случае конфликтов стремление всегда быть правым не совсем…», «Мне просто случайно пришло в голову, что в извинениях нет ничего позорного, и они даже очень полезны для…». И это можно прекратить, либо поддавшись на манипуляцию, либо заклеив Досточке рот. Иначе никак.
Но, справедливости ради: это вымораживает все ТИМы, кроме внушаемого по соответствующей функции Штира.