жуков международное космическое право

Жуков международное космическое право

Рецензия на учебник: Международное космическое право: учебник / под ред. Г. П. Жукова, А. Х. Абашидзе.— М.: РУДН, 2014.— 524 с.

Сотрудничество государств по мирному освоению космоса об­уславливается многими обстоятельствами. В настоящий момент космическая деятельность уже приносит огромную пользу челове­честву: научные исследования, смягчение последствий стихийных бедствий, космический мониторинг состояния озонового слоя, кли­матических изменений и сейсмической активности Земли, дистан­ционное обучение, сотовые телефоны, спутниковое телевидение, системы глобального местоопределения и многое другое. Вместе с тем космическая деятельность порождает и негативные послед­ствия. Например, в настоящее время каталогизированы более 34 тыс. объектов так называемого «космического мусора», которые угрожают действующим спутникам на орбите. Роль международ­ного космического права в этих условиях возрастает.

Выход учебника по международному космическому пра­ву — всегда большое событие в юридической науке. В нашей стране первый полновесный учебник вышел в 1985 г. совмест­ными усилиями четырех именитых профессоров: И. П. Бли- щенко, В. С. Верещетина, Ю. М. Колосова и А. С. Пирадова Ч Следующий учебник вышел через 14 лет под редакцией про­фессора Г. П. Жукова и Ю. М. Колосова. За время, прошедшее с момента издания этих работ, произошли существенные из­менения в международных отношениях, были приняты новые акты в сфере международного космического сотрудничества. К сожалению, можно констатировать, что за эти годы отече­ственная школа космического права не обрела своих молодых адептов, тогда как в Европе и Америке, напротив, наблюдается настоящий ренессанс международного космического права, вы­ходят коллективные монографии, учебники, проводятся летние школы по международному космическому праву и т.д.

На этом фоне поистине титаническим видится труд отца- основателя международного космического права Г. П. Жукова, который в этом году отпраздновал свой 90-летний юбилей, и заведующего кафедрой международного права Российско­го университета дружбы народов (РУДН) д.ю.н., профессо­ра А. Х. Абашидзе, которые смогли за несколько лет создать на базе кафедры Центр международного космического права, в работе которого участвовали и преподаватели, и аспиранты, и студенты, проводились круглые столы, конференции. Важнейшим итогом работы этого Центра стало издание учебника по международному космическому праву.

В написании учебника участвовали представители разных поколений юристов, занимающихся преподаванием, научной разработкой и применением на практике космического права. От РУДН приняли участие профессора, д.ю.н. А. Х. Абашидзе, Г. П. Жуков и О. М. Мещерякова, доценты, к.ю.н. А. М. Солнцев и А. И. Травников, ассистент А. Е. Конева, а также аспиран­ты Е. О. Ганенков, Д. А. Гугунский, А. Ю. Клюня, Н. Д. Лаза­рев и А. А. Никитенко. От РОСКОСМОСа — О. А. Волынская, от МГУ им. М. В. Ломоносова — доцент, к.ю.н. А. А. Баталов, от МГЮА им. О. Е. Кутафина — аспирант В. К. Трумпель, от Санкт-Петербургского научно-исследовательского центра экологической безопасности РАН — старший научный сотруд­ник, к.ю.н. А. В. Кодолова.

Отрадно отметить, что создатели учебника в качестве рецензентов привлекли серьезных специалистов по кос­мическому праву. Это д.ю.н., профессор А. В. Яковенко, за­щитивший свою кандидатскую и докторскую диссертации по международному космическому праву, а ныне Чрезвы­чайный и Полномочный Посол России в Великобритании, и директор Института государства и права им. В. М. Корец- кого НАН Украины, доктор юридических наук, профессор, академик НАН Украины и Академии правовых наук Укра­ины Ю. С. Шемшученко, создатель Международного центра космического права НАН Украины.

Нельзя обойти вниманием и предисловие к учебнику, на­писанное мэтром международного космического права, судьей Международного Суда ООН (1995-2006 гг.), арбитром по кос­мическому праву Постоянной палаты третейского суда (Гаага) д.ю.н., профессором В. С. Верещетиным, который, в частности, отмечает: «Мировая литература по космическому праву насчи­тывает тысячи наименований. Публикуются специализирован­ные журналы, труды ежегодных международных коллоквиумов по космическому праву, монографии и статьи. Однако среди этого множества научных источников появление учебника по космическому праву остается скорее исключением, чем правилом. Поэтому публикация нового учебника по междуна­родному космическому праву в нашей стране станет заметным событием и послужит дальнейшему развитию интереса к этой важной области правовой науки и практики».

Учебник состоит из 11 глав, в приложении даются тексты международных документов по космическому праву. Отметим, что ряд документов впервые публикуется для массового чита­теля (Руководящие принципы Комитета по использованию космического пространства в мирных целях по предупреждению образования космического мусора, Рамки обеспечения безопасного использования ядерных источников энергии в кос­мическом пространстве, Хартия о сотрудничестве в достиже­нии cкоординированного использования космических средств в случае стихийных бедствий или техногенных катастроф, Со­фийские руководящие указания в отношении типового закона о национальном космическом законодательстве и др.). При этом для удобства пользователей приводится статус междуна­родных договоров ООН, касающихся деятельности в космиче­ском пространстве.

В первой главе учебника раскрываются общие вопросы тео­рии международного космического права: понятие, источники и субъекты международного космического права и националь­ного космического права. При этом авторы обращают внима­ние, что сегодня космическое право получило важный импульс развития именно через национальное космическое право.

Во второй главе рассматривается доктрина международно­го космического права. Анализируются труды отечественных и зарубежных ученых от эры зарождения космического права до настоящего времени.

Один из самых важных вопросов международного косми­ческого права — правовой режим космического простран­ства — рассматривается в третьей главе учебника. Здесь дается понятие космического пространства, рассматривается вопрос границы воздушного и космического пространств, который имеет важное политическое и практическое значение, связан­ное с определением верхнего предела действия суверенитета государств над воздушным пространством, расположенным над их территорией, а также с тем, что в воздушном простран­стве действуют нормы национального и международного воздушного права, в соответствии с которыми организуется и обеспечивается аэронавигация и прежде всего безопасность полетов воздушных судов. В главе также рассматриваются во­просы общего правового режима космического пространства и небесных тел и правовой режим геостационарной орбиты (ГСО).

Не менее важным вопросом современного космического права является правовой статус космических объектов, кото­рый рассмотрен в четвертой главе, где дается понятие космиче­ского объекта и его отличие от небесного тела. Рассматривается также очень интересный вопрос, связанный с международной космической станцией: считать международную космическую станцию космическим объектом, а ее элементы — «составны­ми частями» этого объекта, либо рассматривать ее в качестве совокупности различных космических объектов, подлежащих отдельной регистрации? Вместе с тем детально рассмотрены вопросы регистрации космических объектов, запуска косми­ческого объекта, спасания и возвращения космических объ­ектов.

Пятая глава учебника уделяет внимание правовому стату­су космонавтов. Хотя термин «космонавт» не имеет четкого определения в действующих универсальных международных договорах, однако он употребляется в ст. V Договора по кос­мосу 1967 г. и в названии и преамбуле Соглашения о спасании 1968 г. В данной главе рассматривается вопрос юрисдикции государства в отношении космонавтов, в частности Соглашение между Правительством Канады, правительствами государств — членов Европейского космического агентства, Правительством Японии, Правительством Российской Федерации и Правитель­ством Соединенных Штатов Америки относительно сотрудни­чества по международной космической станции гражданского назначения. Также в главе поднимается вопрос о спасании и возвращении космонавтов, который регулируется Согла­шением о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое простран­ство 1968 г. Нельзя не обратить внимание на вопрос, который связан с определением термина «участник космического поле­та» («космический турист»), без сомнения являющийся очень интересным для современных правоотношений.

Правовому регулированию прикладных видов космической деятельности посвящена глава 6, в соответствующих парагра­фах которой изложены вопросы использования и развития космических средств дистанционного зондирования Земли из космоса, правовое регулирование одного из важнейших направлений деятельности в космическом пространстве — спутниковой электросвязи, международно-правового регу­лирования и практического использования глобальных на­вигационных спутниковых систем, сотрудничества государств в области метеорологических исследований. Также она посвя­щена использованию ядерных источников энергии в космиче­ском пространстве.

В главе 7 «Правовое регулирование коммерческого ис­пользования космоса» описывается современная правовая ос­нова коммерческой космической деятельности: рассмотрены связанные с такой деятельностью вопросы, урегулированные в договорах ООН по космосу, и отношения, складывающиеся на уровне национальных правовых систем и в практике меж­дународного сотрудничества по космосу. Также рассмотрены вопросы, которые в дальнейшем должны быть урегулированы государствами как на уровне международных договоров, так и на уровне национального законодательства. В седьмой главе рассмотрены вопросы режима собственности в космической деятельности, правовых последствий для частных собствен­ников и государств запуска космического объекта, а также вопросы дальнейшего развития имущественных прав в кос­мической деятельности, включая принятый в 2012 г. Берлин­ский протокол о международных гарантиях в отношении космического имущества, а также вопросы имущественных прав в отношении природных космических объектов, включая Луну. Кроме того, в данной главе проведен анализ современ­ной практики лицензирования и страхования космической деятельности и сделан вывод о важной роли данных правовых институтов в деятельности по коммерческому использованию космоса и о необходимости дальнейшего их развития как на уровне национального законодательства, так и на уровне международного права.

Новые вызовы и угрозы в международном космическом праве рассматриваются в главе 8, которая сфокусирована на проблеме устойчивого развития ракетно-космической дея­тельности, аспектах глобальной задачи предотвращения асте- роидно-кометной угрозы и негативных последствиях образо­вания космического мусора. В соответствующих параграфах данной главы говорится о практическом применении космиче­ских систем и технологий и их воздействии на земную поверх­ность и околоземное пространство, сотрудничестве государств в области минимизации угрозы сближения с Землей естествен­ных космических тел (ОСЗ), а также мерах по предупреждению засорения космического пространства нефункционирующими космическими объектами искусственного происхождения.

О роли международных организаций в развитии между­народного сотрудничества различных уровней в сфере косми­ческой деятельности говорится в главе 10 «Международные организации, занимающиеся вопросами сотрудничества по ис­следованию и использованию космоса». В главе описывается деятельность как ООН, ее специализированных учреждений (Международный союз электросвязи (МСЭ), ВОИС, ИКАО, ВОЗ) и МАГАТЭ, так и деятельность региональных спутни­ковых организаций, а также работа в рамках международных космических проектов. Кроме того, проводится анализ направ­лений и форм регионального сотрудничества в сфере космиче­ской деятельности, включая работу Европейского космического агентства, сотрудничество в рамках ЕС, СНГ и Азиатско-тихоо­кеанской организации космического сотрудничества. Отдельно отмечается роль неправительственных организаций в сфере исследования и использования космоса.

Глава 11 «Ответственность и урегулирование междуна­родных споров в международном космическом праве» по­священа одному из важнейших вопросов международного космического права, решение которого может считаться за­логом эффективной и безопасной космической деятельности. В главе говорится о видах ответственности в международном космическом праве, а также об особенностях регулирования вопросов ответственности в соответствии с договорами ООН по космосу. Особо отмечается режим ответственности госу­дарства за деятельность его негосударственных акторов, что является как гарантией возмещения нанесенного космической деятельностью ущерба, так и залогом тесной связи частной космической деятельности с государством. Кроме того, под­робно рассматривается вопрос процедуры разрешения споров в международном космическом праве, описываются основные процедуры разрешения таких споров, включая процедуры согласно договорам ООН по космосу и разрешение споров в рамках Постоянной палаты третейского суда (ППТС), а также рассматривается проект конвенции о разрешении междуна­родных споров в области космической деятельности, в рамках которого предлагается создание отдельного механизма раз­решения подобных споров.

В целом в учебнике дается систематическое изложение всех основных элементов, образующих международное космическое право. В нем рассматриваются как классические, так и совре­менные проблемы, которые находятся в повестке соответству­ющих органов ООН и других международных организаций.

Хочется процитировать слова заместителя Руководителя Федерального космического агентства (РОСКОСМОС) С. В. Савельева, сказанные на презентации учебника во время празд­нования 90-летия профессора Г. П. Жукова: «Этот фундамен­тальный труд является первым учебником по космическому праву в нашей стране, изданным в XXI веке».

Рецензируемый учебник, безусловно, будет с интересом встречен не только учеными, преподавателями, дипломатами и студентами, но и широким кругом читателей. Таким обра­зом, этот труд достоин высокой оценки, а авторскому коллек­тиву кафедры международного права РУДН во главе с про­фессором А. Х. Абашидзе хочется пожелать новых творческих успехов и достижений.

Источник

Международное космическое право

Понятие, история развития и источники международного космического права

Международное космическое право сложилось как отрасль международного права в 60-е годы XX в. в связи с практическим освоением космического пространства, начало которому было положено запуском в СССР первого искусственного спутника Земли (4 октября 1957 г.) и первым пилотируемым полетом в космос советского космонавта Ю.А. Гагарина (12 апреля 1961 г.).

На первых этапах развития космонавтики главную роль в осуществлении космической деятельности играли государства, в первую очередь Советский Союз и Соединенные Штаты Америки. Это объяснялось высокой стоимостью космических проектов, значительным техническим риском, тесной связью такой деятельности с оборонными и другими интересами государств. Вместе с тем космическая деятельность ввиду экстерриториальности ее осуществления затрагивала интересы всех государств. Поэтому изначально космическое право сложилось как право межгосударственное и составило новую отрасль международного публичного права. Подтверждением этому является значительная роль, которая принадлежит ООН в становлении и развитии космического права.

Еще до появления специальных международных договоров о космосе некоторые принципы и нормы космического права сложились в качестве международно-правовых обычаев. К ним можно отнести принципы нераспространения государственного суверенитета на космическое пространство, равного права всех государств на исследование и использование космоса, соответствия космической деятельности общему международному праву, международной ответственности государств за национальную космическую деятельность.

В 1959 г. был создан Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях (Комитет ООН по космосу) в составе 24 государств-членов. Этот постоянный Комитет, являющийся вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН, в настоящее время включает в себя 71 государство. Комитету было поручено заниматься научно-техническими и правовыми вопросами исследования и использования космического пространства и выполнять роль центрального координирующего органа в области международного сотрудничества в освоении космоса. В рамках Комитета были разработаны основные многосторонние международно-правовые документы, регулирующие деятельность государств в области освоения космического пространства: Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (Договор о космосе); Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г. (Соглашение о спасании космонавтов); Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г. (Конвенция об ответственности за ущерб); Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 г. (Конвенция о регистрации); Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. (Соглашение о Луне). Эти договоры вступили в силу, их участниками является большое число государств (Россия участвует в четырех договорах, за исключением Соглашения о Луне).

Большую группу договорных источников образуют международные соглашения, регламентирующие те или иные конкретные формы сотрудничества государств в освоении и использовании космического пространства. К ним относятся учредительные акты правительственных организаций, занимающихся космической деятельностью (например, Европейского космического агентства и др.), а также двусторонние и многосторонние научно-технические соглашения, регулирующие совместную деятельность государств по осуществлению международных космических проектов и программ сотрудничества в космосе (например, Межправительственное соглашение о международной космической станции 1998 г.).

Вспомогательными источниками международного космического права, носящими рекомендательный характер, являются резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам космоса. Положения первых Резолюций-рекомендаций (1721 (XVI) «Международное сотрудничество в области мирного использования космического пространства» и 1962 (XVIII) «Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства») способствовали формированию обычных норм и впоследствии нашли свое отражение в заключенных позже международных договорах по космосу. Последующие резолюции, направленные на регламентирование некоторых видов космической деятельности, также выполняют определенную регулирующую функцию. К их числу можно отнести, в частности, следующие Резолюции: «Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания» (37/92, 1982 г.); «Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космоса» (41/65, 1986 г.); «Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве» (47/68, 1992 г.); «Декларация о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств с особым учетом потребностей развивающихся стран» (51/122, 1996 г.).

В Комитете ООН по космосу неоднократно обсуждались вопросы о целесообразности разработки универсальной всеобъемлющей конвенции по международному космическому праву, а также о создании международной (всемирной) организации по освоению космоса. Соответствующие предложения пока на практике не реализованы.

Субъекты и объекты международного космического права

Исходя из общепринятого понимания международного космического права как отрасли международного публичного права, его основными (первичными) субъектами, т.е. обладателями прав и носителями обязанностей, являются государства. Их международная космическая правосубъектность не зависит от какого-либо правового акта или волеизъявления других участников международных отношений.

Производными (вторичными) субъектами международного космического права являются международные организации, участвующие в деятельности по исследованию и использованию космического пространства. Объем космической правосубъектности таких организаций определяется волей их государств-участников и фиксируется в международных договорах, на основании которых они учреждаются.

В конце XX в. некоторыми исследователями высказывалась точка зрения, которая была основана на концепции «общего наследия человечества», отраженной в Соглашении о Луне 1979 г., и которая декларировала в качестве субъекта международного космического права «человечество в целом». Эта позиция не была признана научно обоснованной: во-первых, человечество «в целом» не является чем-то единым в качестве носителя определенных прав и обязанностей, а во-вторых, отсутствуют иные субъекты общественных отношений, во взаимодействии с которыми могли бы быть реализованы соответствующие права и обязанности.

Объектами международного космического права (т.е. всем тем, по поводу чего субъекты космического права могут вступать в международные правоотношения) являются: космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела; деятельность по исследованию и использованию космического пространства, результаты такой деятельности; космические объекты и их экипажи (космонавты). В ряде случаев к объектам космического права целесообразно также относить наземные компоненты космических систем (например, когда они используются для запуска в космос тех или иных искусственных объектов). Таким образом, нормы международного космического права, с одной стороны, связаны с пространственной сферой деятельности государств, а именно с космическим пространством. С другой стороны, они направлены на регламентацию самой космической деятельности. Причем такая деятельность не ограничивается только космосом, но может иметь место и на Земле (в тех случаях, когда она непосредственно связана с запуском, функционированием, возвращением космических объектов, использованием результатов их работы).

Что касается понятия космической деятельности, то к ней принято относить как деятельность человека по непосредственному исследованию и использованию космического пространства (включая естественные небесные тела внеземного происхождения), так и операции, осуществляемые на Земле в связи с запуском космических объектов, их управлением и возвращением на Землю.

Правовой режим космического пространства и небесных тел

Основу регулирования международных отношений, возникающих в связи с освоением космического пространства, составляет Договор о космосе 1967 г. Он устанавливает наиболее общие международно-правовые принципы деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства (по состоянию на конец 2012 г. его участниками являются более 100 государств). Соглашение о Луне 1979 г. развивает и детализирует положения Договора 1967 г. относительно правового режима небесных тел.

Правовой режим космоса определяется общим международным правом и исходит из отнесения космического пространства к международным территориям. Согласно Договору о космосе 1967 г. космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации, на основе равенства, при свободном доступе во все районы небесных тел. Они свободны для научных исследований; такие исследования осуществляются на благо и в интересах всех стран и являются достоянием всего человечества. Космическое пространство и небесные тела не подлежат национальному присвоению.

Деятельность в космосе должна соответствовать общему международному праву, включая Устав ООН. При ее осуществлении государства обязаны должным образом учитывать соответствующие интересы всех других государств, а также избегать загрязнения космического пространства и небесных тел.

Соглашение 1979 г. объявляет Луну и другие небесные тела и их ресурсы «общим наследием человечества».

Соглашение уточняет, что нормы, установленные в отношении Луны (в том числе определяющие ее демилитаризованный режим), действуют и в отношении орбит траекторий полета к Луне и вокруг нее. Соглашение провозглашает свободу научных исследований на Луне для всех государств на основе равенства и подробно регламентирует порядок осуществления таких исследований. Необходимо, однако, отметить, что Соглашение о Луне 1979 г. не получило широкой поддержки (его подписали и ратифицировали только 12 государств-участников). Ведущие космические страны, в том числе Российская Федерация, в нем не участвуют.

Особое значение для практического использования космоса имеет область орбит так называемых геостационарных спутников. Это часть космического пространства, отстоящая от поверхности Земли на расстоянии примерно 35800 км и находящаяся в плоскости земного экватора (такое пространственное «кольцо», или, точнее, тор, также называют геостационарной орбитой или геостационарным пространством).

Геостационарные спутники обладают важнейшей особенностью: период обращения их вокруг Земли равен земным суткам, что обеспечивает постоянное положение спутника над определенной точкой земного экватора. При этом в пределах видимости спутника находится до трети площади всей поверхности Земли. Это создает оптимальные условия для некоторых прикладных видов космической деятельности (например, для использования спутников связи, телевизионного вещания, метеорологического наблюдения и др.). Вследствие этого более половины всех существующих спутников расположены на геостационарной орбите. Однако в этом пространстве можно разместить лишь ограниченное число спутников, поскольку при близком их расположении друг к другу бортовая радиоизлучающая аппаратура может создавать взаимные помехи. Все это явилось причиной для дискуссии относительно правового режима этой части космического пространства.

В 1976 г. ряд экваториальных стран заявили о распространении их суверенитета на соответствующие их территориям участки геостационарной орбиты. Эти притязания были отвергнуты большинством государств как противоречащие принципу запрещения национального присвоения космоса. Позже этими странами предлагалось установить для геостационарной орбиты правовой режим особого рода. Определенная координирующая работа по экономному использованию геостационарного пространства проводится Международным союзом электросвязи (МСЭ). Устав МСЭ 1992 г. определяет, что радиочастоты и орбита геостационарных спутников являются ограниченными естественными ресурсами, которые надлежит использовать рационально, эффективно и экономно, чтобы обеспечить справедливый доступ к этой орбите и частотам разным странам, учитывая при этом особенности географического положения некоторых государств и особые потребности развивающихся стран. С целью рационального использования ресурса геостационарной орбиты и избежания взаимных радиопомех в рамках МСЭ проводятся согласование, выделение и регистрация радиочастот и орбитальных позиций для заявляемых различными государствами геостационарных спутников. При этом в отношении выделения орбитальных позиций нельзя говорить как о национальном присвоении соответствующей части космического пространства.

Особую важность имеет вопрос о запрещении использования космоса в военных целях. Борьба международного сообщества за недопущение превращения космоса в арену военного противостояния началась с первых шагов освоения космического пространства. Еще первые резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам космоса отмечали общую заинтересованность всего человечества в развитии использования космического пространства в мирных целях.

Правовой статус космонавтов и космических объектов

В международно-правовых документах, включая все международные соглашения о регулировании космической деятельности, под космическими объектами подразумеваются любые разновидности созданных человеком технических устройств, предназначенные для использования в космическом пространстве (искусственные спутники Земли, автоматические и пилотируемые космические аппараты и станции, ракеты-носители и т.д.). В отличие от них космические объекты естественного происхождения (например, Луна, планеты) охватываются понятием «небесные тела».

Международные правоотношения, связанные с космическим объектом, как правило, возникают с момента запуска космического объекта в космос и продолжаются до его приземления или прекращения существования (как исключение, например, можно привести случаи приземления космического объекта на территорию иностранного государства).

Национальная регистрация космических объектов влечет определенные последствия по международному праву. Так, Договор о космосе 1967 г. устанавливает, что государство, в регистр которого занесен космический объект, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом во время его нахождения в космическом пространстве. При этом права собственности на объект «остаются незатронутыми» во время его нахождения в космическом пространстве или по возвращении на Землю (т.е. он принадлежит тому же государству или лицу, которому принадлежал до полета). Космический объект должен быть возвращен государству, в регистр которого он занесен, в случае обнаружения объекта за пределами территории этого государства. Такое возвращение осуществляется по просьбе властей и за счет государства, проводившего запуск.

Международное право рассматривает космонавтов как «посланцев человечества в космос». Это не означает, что тем самым они приобретают некий наднациональный статус, а отражает общую обязанность государств принимать все возможные меры для их спасения, охраны их жизни, здоровья и безопасности. Как и в отношении космических объектов, Договор по космосу определяет, что государство, в регистр которого занесен объект, сохраняет юрисдикцию и контроль над его экипажем во время нахождения космонавтов в космическом пространстве.

Некоторые сложности по вопросу юрисдикции над экипажем могут возникать при международных полетах. Чаще всего юрисдикцию осуществляет государство регистрации космического объекта в отношении всего международного экипажа. Но сотрудничающие государства соглашением могут установить и иной порядок. Например, Соглашение о международной космической станции 1998 г. предусматривает, что каждое государство сохраняет юрисдикцию и контроль над элементами станции, которые оно зарегистрировало в качестве своих космических объектов. При этом государство сохраняет юрисдикцию и контроль над своими гражданами в пределах всей международной космической станции. Следует, однако, отметить, что последующими документами, реализующими Соглашение 1998 г., был уточнен особый статус командира экспедиции на МКС, которому были предоставлены определенные властные полномочия, например, в случае необходимости применения мер для обеспечения безопасности экипажа при нештатных ситуациях. В каждой длительной экспедиции назначается такой командир, чей правовой статус, таким образом, несколько отличается от статуса обычного члена экипажа (экспедиции). В практике эксплуатации МКС каких-либо коллизий между такого рода полномочиями командира и общим принципом юрисдикции государств регистрации над отдельными сегментами станции не возникало.

Договор о космосе 1967 г. и Соглашение о спасании космонавтов 1968 г. обязывают государства оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории, находящейся под их юрисдикцией, или в открытом море. В таких случаях государства должны принять все возможные меры по поиску и спасанию космонавтов. Им должна быть обеспечена безопасность. Они незамедлительно возвращаются государству, осуществившему запуск. Причем в отличие от случаев с космическими объектами поиск и возвращение космонавтов не обусловлены просьбой государства запуска и обязательством возместить расходы.

Находясь в космическом пространстве или на небесных телах, космонавты различных государств должны оказывать друг другу возможную помощь. Государства обязались информировать международное сообщество об установленных ими явлениях в космосе, которые могли бы представлять опасность для жизни или здоровья космонавтов.

Международное сотрудничество в освоении космоса

Высокая стоимость космических проектов, с одной стороны, и заинтересованность всех стран мира в практических результатах освоения космоса, с другой стороны, обусловили необходимость тесного сотрудничества государств в области космонавтики. Согласно Договору о космосе при исследовании и использовании космического пространства его участники должны руководствоваться принципом сотрудничества и взаимной помощи и осуществлять космическую деятельность с должным учетом соответствующих интересов всех других государств. Государствам рекомендуется содействовать и поощрять сотрудничество в этой области.

Сотрудничество в освоении и использовании космического пространства осуществляется в двух основных формах: в рамках международных организаций, занимающихся космической деятельностью, и посредством совместных международных космических проектов и программ. Такое сотрудничество регламентируется многосторонними и двусторонними международными договорами.

Среди международных организаций, цели и задачи которых непосредственно связаны с космической деятельностью, можно указать Европейское космическое агентство (ЕКА), Международную организацию морской спутниковой связи, Европейскую организацию по использованию метеорологических спутников, Арабскую корпорацию спутниковой связи и др. Определенные вопросы космического сотрудничества находятся в сфере деятельности специализированных учреждений ООН, в том числе Международного союза электросвязи, Всемирной метеорологической организации, Международной организации гражданской авиации, Международной морской организации.

Совместные международные космические проекты и программы сотрудничества в исследовании и использовании космического пространства охватывают самые разные сферы космической деятельности. Это создание образцов космической техники, совместные пилотируемые полеты, проведение научных исследований, использование результатов космической деятельности и др.

Обширное международное сотрудничество по вопросам космоса осуществляется на основе двусторонних соглашений. Россия такие соглашения имеет со многими государствами, в частности, по вопросам запусков космических объектов российскими ракетами-носителями, а также по вопросам использования космодрома Байконур (с Казахстаном).

Ответственность в международном космическом праве

Конвенция определяет, что запускающее государство несет абсолютную ответственность за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете. Причем Конвенция не устанавливает верхний предел выплачиваемой компенсации, что характерно для абсолютной ответственности в других отраслях международного права. Отступление от принципа абсолютной ответственности допускается Конвенцией в том случае, когда космическому объекту одного государства причинен ущерб космическим объектом другого государства при их нахождении вне поверхности Земли. В этом случае ответственность основана на принципе вины.

Положения Конвенции не применяются к случаям ущерба гражданам запускающего государства и иностранцам, когда иностранцы участвуют в операциях, связанных с этим космическим объектом. Конвенция подробно определяет порядок предъявления и рассмотрения претензий о компенсации за ущерб, причиненный космическими объектами.

В истории космических запусков неоднократно отмечались случаи, когда стечение обстоятельств (в основном связанных с нештатной работой космических объектов и их падением на Землю) приводило к предпосылкам для применения положений Конвенции об ответственности за ущерб 1972 г. Но до настоящего времени все подобного рода ситуации урегулировались дипломатическим путем, без применения международных судебных процедур. Так, при разрушении над территорией Канады (и произошедшем вследствие этого радиоактивном заражении местности) в январе 1978 г. советского искусственного спутника Земли с ядерной энергетической установкой «Космос-954» правительство Канады, основываясь на положениях Конвенции, предъявило СССР соответствующие требования о возмещении ущерба, однако в ходе переговоров вопрос о выплате согласованной суммы компенсации был решен без обращения к каким-либо формальным процессуальным мерам. В 1991 г. произошел нештатный спуск на Землю советской орбитальной станции «Салют-7», несгоревшие в атмосфере обломки которой упали на территорию Аргентины рядом с чилийской границей. Однако в этом случае каких-либо претензий по Конвенции об ответственности за ущерб не предъявлялось вообще вследствие отсутствия реального ущерба при падении частей космического объекта в малонаселенной горной местности.

Перспективные вопросы международного космического права

Современная космонавтика носит преимущественно прикладной характер, обслуживая практические интересы различных отраслей народного хозяйства многих стран мира. В этой связи в меньшей степени предметами дискуссий юристов-международников, специалистов в области космического права, остаются вопросы освоения «дальнего космоса», планет Солнечной системы или подобного рода проблемы, решение которых отодвигается на более поздние десятилетия XXI в. Однако в освоении околоземного пространства (а также Луны) все активнее участвуют так называемые новые космические державы (такие как Индия и Китай), продолжает оставаться актуальной проблема эффективного использования геостационарного пространства.

Во-вторых, активное вовлечение в космическую деятельность негосударственных организаций (организующих запуск космических объектов, ведущих деятельность по так называемому космическому туризму и т.п.) неизбежно ставит вопрос о дальнейшем уточнении сферы ответственности государств как субъектов международного публичного права за космическую деятельность, источником которой является территория соответствующих государств, а также об осуществлении эффективной юрисдикции таких государств в отношении космических объектов (сооружений, платформ, орбитальных станций, искусственных спутников Земли), принадлежащих частным компаниям и ими же фактически эксплуатируемых.

Наконец, не исключено, что начало непосредственной эксплуатации природных ресурсов Луны и иных небесных тел (например, астероидов и прочих малых планет, чьи траектории проходят в непосредственной близости от орбиты Земли) потребует более строгого контроля за соблюдением правового режима Луны и прочих небесных тел, де-юре зафиксированного в Соглашении о Луне 1979 г., но де-факто не являющегося обязательным для большинства космических держав, не участвующих в данном Соглашении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *