жуков в парадной форме
Забытые реформы маршала Жукова
В московском Музее военной формы отрылась и работает неординарная выставка под названием «Георгий Жуков. Время власти и забытые реформы». Она посвящена 125-летию со дня рождения «маршала Победы», которое будет отмечаться 1 декабря 2021 года. В чем необычность ее содержания?
Имя Георгия Константиновича накрепко вписано во все исторические и политические процессы отечественной истории 30–50-х годов ХХ столетия. Однако если предвоенные события, битвы Великой Отечественной войны, связанные с великим полководцем, и последующая его многолетняя опала, в том числе и хрущевская, освещены широко, зачастую детально, то деятельность военачальника с возвращением его на вершину военной власти показана историками не столь подробно. А этот период не менее интересен, высвечивает новые «нюансы» как в деле руководства Жуковым огромной армией Советского Союза, так и в его характере.
Выставка в специализированном музее (она продлится по 5 сентября) делает акцент на ныне забытых реформах военной формы одежды середины 1950-х годов, которые Жуков как министр обороны не только инициировал, но и принимал в разработке новшеств непосредственное участие. Для показа этого удалось собрать уникальные экспонаты – от небольших петлиц до полных комплектов нововведенной формы, включая головные уборы. В экспозицию вошли соответствующие предметы из Центрального музея Вооруженных сил, Музея Победы, Студии военных художников имени Грекова, Российской государственной библиотеки искусств, равно как и из впечатляющих частных собраний.
Обладатель одного из таких, кандидат юридических наук Сергей Королев, полагает, что его коллекция, пожалуй, самая большая в стране. Всего у него более 60 тысяч таких отечественных раритетов. Есть, например, множество вещей, которые имеют непосредственное отношение к Параду Победы 1945 года. А особенно бережно собиратель реликвий формы одежды и знаков отличия хранит шитье с парадного мундира самого маршала Жукова.
Принадлежавший Жукову двубортный парадно-выходной мундир образца 1954 года, украшенный богатым золотым шитьем, демонстрируется на выставке. Судя по виду «с иголочки, муха не сидела», похоже, этот китель Георгий Константинович разве что примерял. Поносить же не довелось, поскольку быстро последовало новое реформирование формы.
На данную же выставку собиратель Королев предоставил редчайшие образцы обмундирования и снаряжения Советской армии тех нескольких лет, когда Георгий Константинович возглавлял Министерство обороны. «В 1955 году, – рассказал энтузиаст, – Жуков создал для армии-победительницы, пожалуй, самую красивую военную форму за всю послереволюционную историю. Офицерская форма отделывалась по воротнику, рукавам и по околышу фуражки золотым шитьем. Отнюдь не искусственным! Мало кто знает, но на офицерскую, генеральскую, маршальскую парадную форму выделялось не «какое-нибудь», а золото 999-й пробы! Галун, который шел на изготовление погон, был позолоченным… Представьте себе, даже подруги моей жены, абсолютно далекие от всего, что связано с армией, когда входят в зал с маршальскими мундирами жуковских времен, надолго задерживаются у витрин и не могут глаз оторвать от этого золотого шитья, выполненного настоящей золотой нитью!»
Любопытно, что еще за год до того, как «маршал Победы» возглавил в 1955-м военное ведомство, он, будучи на посту заместителя министра, добился от политического руководства страны упразднения введенные в свое время Сталиным погоны при мундирах гражданских лиц, в частности, сотрудников МИДа. Полководец был убежден, что, при всем уважении к дипломатическому корпусу, исключительное право на ношение погон принадлежит военным, что после войны представлялось более чем очевидным. Это, кстати, очень актуально для нашего времени, когда погоны носят чуть ли не все кому не лень.
Мундирное преобразование случилось в силу понимания военным руководством того, что назрела пора форму существенно обновить. Было очевидно, что старая форма, которую советский солдат не менял, по сути, с 20-х годов и в которой прошел Великую Отечественную, морально уже устарела. «Приближалась 10-я годовщина Победы, – пояснял при открытии выставки руководитель музейно-выставочного департамента Музея военной формы Антон Глинкин, – а победители продолжали облачаться в неказистые гимнастерки и галифе, пошитые с большим запасом на годы вперед. И новая форма с ее красивой атрибутикой вводилась специально для того, чтобы сделать парад на эту круглую дату более торжественным. Георгий Жуков лично утверждал цвета и ткани».
Сталин вплоть до своей смерти в 1953 году был непреклонен, когда ему предлагали что-то кардинально поменять в форме, ограничивался косметическими новшествами. Но в 1949-м он разрешил заметно изменить парадный гардероб летчиков и танкистов, которые, по его мнению, сыграли наиболее выдающуюся роль в Великой Отечественной войне. Вернувшийся вскоре после похорон вождя в Москву из долгосрочной ссылки маршал Жуков был назначен первым заместителем министра обороны. С этих пор он лично курировал вопросы, связанные с изменениями в военной форме, без оглядки на высшее политическое руководство. И реформы последовали незамедлительно. Именно тогда появилась у сухопутчиков парадная форма одежды ранее утвержденного цвета морской волны, но при белой рубашке с галстуком и брюками навыпуск. А в повседневную форму при открытом кителе вводилась рубашка защитного цвета. В 1957 году она станет самостоятельным предметом военной формы – Жуков разрешит носить ее без кителя. Для этого будет изменен фасон и «под» нее специально разработают «мягкие» погоны.
Жуков также учитывал, что семимильными шагами менялась идеология и методология применения армии и флота. Новое, невиданное ранее вооружение, поступающее в войска, «требовало соответствия» тех, кто его обслуживал и призван был применить в случае отпора потенциальному противнику. Советский офицер, солдат, что называется, должен был достойно выглядеть на фоне раскручивающегося маховика холодной войны: с одной стороны, браво и уверенно, с другой – как бы предупреждающе: «Кто с мечом к нам…»
На выставке демонстрируется резолюция маршала «Утверждаю» на списке образцов. Он не просто «подмахнул» этот документ. Министр обороны вникал в особенности дизайна формы, как для офицеров, так и для сержантов, солдат. Существенные изменения также вносились в парадную и полевую формы. Парой приказов 1955 и 1956 годов Жуков отменял ряд соответствующих положений военных лет и регламентировал ношение новой формы летнего и зимнего образцов. Именно он для офицеров вместо красноармейской звезды на фуражке ввел кокарду, и она без особых изменений просуществовала вплоть до распада Советского Союза.
Жуков, что называется, варьировал, искал «само совершенство». Именно этим можно объяснить введенные им в этот период мундиры стального (читай – серого) цвета. При этом у танкистов воротник оторачивался черным бархатом, что при наличии на нем крупных металлических лавровых ветвей и эмблем (танков) разительно отличал этот род войск от других. Этот «стальной» фасон продержался всего ничего; и много позже, в 1969 году, «мышиный» цвет стала использовать милиция.
Однако вскоре в правительстве посчитали излишеством и роскошью как применение золота при оформлении офицерского облачения, так и чрезмерное разнообразие предметов, его составляющих. И Жуков вынужден был согласиться, что он «увлекся», что предложенное им требовало значительных расходов материальных средств. В годы восстановления народного хозяйства это было недопустимо. Маршал поручил тыловикам найти более экономичные варианты. И в 1957 году во исполнение отданных распоряжений заслушал доклад начальника тыла генерал-полковника Василия Виноградова.
Министр приказал ему в порядке обмена опытом по индивидуальному пошиву формы пригласить инструкторов-портных и закройщиков из Чехословакии. Дело в том, что еще в январе 1956 года Георгий Константинович в составе советской партийно-правительственной делегации участвовал в первом заседании Политического консультативного комитета государств – участников Варшавского договора, которое проходило в Праге. И, похоже, военная форма одежды чехословацких товарищей очень пришлась ему по душе, он «запал» на нее и захотел нечто подобное для Советской армии. Представительно, недорого, скромно. По сути, маршал предлагал радикальный вариант, по которому отменялась львиная часть новшеств, им же установленных двумя годами ранее.
Закипела работа. Было пошито 13 разных комплектов новой формы одежды. И вскоре начальник тыла представил их министру обороны. Георгию Константиновичу пришлись по душе два набора парадной и повседневной формы. Однако он не поспешил тотчас запустить их «в серию», а приказал выставить на суд офицеров, изучить их мнения. Проекты показали в центральном аппарате Минобороны и в пяти западных округах, а также в дислоцированных в Москве частях войск ПВО и столичных подразделений железнодорожных войск. С учетом поступивших замечаний и доработок образцы новой формы одежды прошли все необходимые инстанции: одобрены Советом обороны, утверждены постановлением Совета министров. И 28 сентября 1957-го введены в действие приказом № 185, подписанным министром обороны.
В новых покроях явно просматривались «чехословацкие мотивы». Вводился китель с нагрудными карманами. Менялась форма погон. Они становились конусообразной формы с верхним (что у шеи) тупым углом при ширине у края плеча 5 сантиметров с заужением к шее до 4 сантиметров. Было немало и других специфических новшеств. Не отменялись разве что сапоги, которые оставались «вечными» вплоть до конца 2007 года и ныне полагаются только военнослужащим рот почетного караула.
Переход на «жуковскую» форму должен был начаться с 1958 года. Но, как известно, 28–29 октября 1957 года на пленуме ЦК КПСС «за принижение роли партии в Вооруженных силах» Жуков был отстранен от должности главы военного ведомства. Занявший его кресло маршал Родион Малиновский рьяно взялся искоренять «жуковщину» в войсках, в том числе повелел остановить реализацию 185-го приказа.
Вскоре праздновали 40-ю годовщину Октябрьской революции, и на торжественном приеме Родион Яковлевич заявил генералитету, что он – за сохранение формы погон «по старой русской традиции», без какой бы то ни было их «трапецивидности». Карманы на кителе вопреки мнению большинства офицеров тоже отменил. Как, в общем-то, и все другие нововведения опального бывшего министра. И уже 29 марта 1958 года издал свой «форменный» приказ № 70, которым вводилась новая форма одежды, а приказ № 185 был отменен. Так что история «жуковской» реформы закончилась, по сути, не начавшись: она продлилась всего полгода и осталась только в опытных образцах.
Самый большой портрет маршала Жукова. Повторят ли рекорд?
В мае прошлого года, к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, девятиэтажку в микрорайоне Уфы украсил самый большой в мире портрет маршала Жукова. Накануне большого праздника художники граффити завершили масштабную работу над созданием портрета четырежды Героя Советского Союза, маршала Победы – Георгия Константиновича Жукова. Легендарный военачальник в парадной форме с орденами изображен на фасаде девятиэтажного жилого дома №2 на одноименной улице в микрорайоне Сипайлово.
Пишут, что по всей Уфе рисуют на стенах домов масштабные рисунки, и многим жителям города очень нравится, что вместо рекламных баннеров появляется подобное художество. Площадь изображения составила 380 квадратных метров, по размерам граффити оказалось в полтора раза больше портрета Жукова, нарисованного 30 апреля 2015 года на Арбате в Москве, и стало самым большим в мире изображением знаменитого полководца.
Портрет Жукова на Арбате в Москве. Отличная вышла «открытка» к 9 мая. Масштабная! Обидно только, что нынче не все знают маршала в лицо.
Очень интересно, повторят ли рекорд в этом году или, может быть, установят новый?
Молодцы художники! Это требует высокого исполнительского мастерства. Ответственная работа, ведь зрителей будет очень много. Самое главное – патриотическое воспитание молодежи. От командиров многое зависело, хоть и говорят, что победил народ. Конечно Советский человек проявил массовый героизм. Сейчас героев стало наверное поменьше. Преуменьшать роль командования нельзя – Макиавелли прав, когда говорит, что «бараны, которыми командует лев, побеждают львов, которыми командует баран». Историческая справедливость восторжествует, когда художники нарисуют огромный портрет Сталина.
«самый большой в мире портрет маршала Жукова», или «самый большой в мире портрет: маршала Жукова», вот в чем вопрос.
В Ягодинской таможне (вблизи г. Ковеля) задержано 7 вагонов, в которых находилось 85 ящиков с мебелью.
При проверке документации выяснилось, что мебель принадлежит маршалу Жукову…
Совет Министров СССР
Товарищу Сталину И.В.
В соответствии с Вашим указанием 5 января с.г. на квартире Жукова в Москве был произведен негласный обыск. Задача заключалась в том, чтобы разыскать и изъять на квартире Жукова чемодан и шкатулку с золотом, бриллиантами и другими ценностями.
В процессе обыска чемодан обнаружен не был, а шкатулка находилась в сейфе, стоящем в спальной комнате.
В шкатулке находилось:
часов — 24 штуки, в том числе золотых — 17 и с камнями — 3;
золотых кулонов и колец — 15 штук, из них 8 с драгоценными камнями;
золотой брелок с большим количеством драгоценных камней;
другие золотые изделия (портсигар, цепочки и браслеты, серьги с драгоценными камнями пр.).
В связи с тем, что чемодана в квартире не оказалось, было решено все ценности, находящиеся в сейфе, сфотографировать, уложить обратно так, как было раньше, и произведенному обыску на квартире не придавать гласности.
По заключению работников, проводивших обыск, квартира Жукова производит впечатление, что оттуда изъято все то, что может его скомпрометировать. Нет не только чемодана с ценностями, но отсутствуют даже какие бы то ни было письма, записи и т.д. По-видимому, квартира приведена в такой порядок, чтобы ничего лишнего в ней не было.
В ночь с 8 на 9 января с.г. был произведен негласный обыск на даче Жукова, находящейся в поселке Рублево под Москвой.
В результате обыска обнаружено, что две комнаты дачи превращены в склад, где хранится огромное количество различного рода товаров и ценностей.
шерстяных тканей, шелка, парчи, панбархата и других материалов —всего свыше 4 000 метров;
мехов — собольих, обезьяньих, лисьих, котиковых, каракульчевых, каракулевых — всего 323 шкуры;
шевро высшего качества — 35 кож;
дорогостоящих ковров и гобеленов больших размеров, вывезенных из Потсдамского и других дворцов и домов Германии, — всего 44 штуки, часть из которых разложена и развешана по комнатам, а остальные лежат на складе; особенно обращает на себя внимание больших размеров ковер, разложенный в одной из комнат дачи;
ценных картин классической живописи больших размеров в художественных рамках — всего 55 штук, развешанных по комнатам дачи и частично хранящихся на складе;
дорогостоящих сервизов столовой и чайной посуды (фарфор с художественной отделкой, хрусталь) — 7 больших ящиков;
серебряных гарнитуров столовых и чайных приборов — 2 ящика;
аккордеонов с богатой художественной отделкой — 8 штук;
уникальных охотничьих ружей фирмы «Голанд-Голанд» и других — всего 20 штук.
Это имущество хранится в 51 сундуке и чемодане, а также лежит навалом.
Кроме того, во всех комнатах дачи, на окнах, этажерках, столиках и тумбочках расставлены в большом количестве бронзовые и фарфоровые вазы и статуэтки художественной работы, а также всякого рода безделушки иностранного происхождения.
Заслуживает внимания заявление работников, проводивших обыск, о том, что дача Жукова представляет собой, по существу, антикварный магазин или музей, обвешанный внутри различными дорогостоящими художественными картинами, причем их так много, что четыре картины висят даже на кухне. Дело дошло до того, что в спальне Жукова над кроватью висит огромная картина с изображением двух обнаженных женщин.
Есть настолько ценные картины, которые никак не подходят к квартире, а должны быть переданы в государственный фонд и находиться в музее.
Свыше двух десятков больших ковров покрывают полы почти всех комнат.
Вся обстановка, начиная с мебели, ковров, посуды, украшений и кончая занавесками на окнах, — заграничная, главным образом немецкая. На даче буквально нет ни одной вещи советского происхождения, за исключением дорожек, лежащих при входе на дачу.
На даче нет ни одной советской книги, но зато в книжных шкафах стоит большое количество книг в прекрасных переплетах с золотым тиснением, исключительно на немецком языке.
Зайдя в дом, трудно себе представить, что находишься под Москвой, а не в Германии.
По окончании обыска обнаруженные меха, ткани, ковры, гобелены, кожи и остальные вещи сложены в одной комнате, закрыты на ключ и у двери выставлена стража.
В Одессу направлена группа оперативных работников МГБ СССР для производства негласного обыска в квартире Жукова. О результатах этой операции доложу вам дополнительно.
Что касается необнаруженного на московской квартире Жукова чемодана с драгоценностями, о чем показал арестованный Семочкин, то проверкой выяснилось, что этот чемодан все время держит при себе жена Жукова и при поездках берет его с собой.
Сегодня, когда Жуков вместе с женой прибыл из Одессы в Москву, указанный чемодан вновь появился у него в квартире, где и находится в настоящее время.
Видимо, следует напрямик потребовать у Жукова сдачи этого чемодана с драгоценностями.
Абакумов. 10 января 1948 года.
Ждём появления в таком же исполнении главного героя тех лет.
Граффити с Никулиным
Граффити согласованное, т.ч. не закрасят. Г. Тверь, корпус ТГУ.
Из вики для справки про Юрия Владимировича «8 ноября 1939 года, после окончания средней школы, был призван в Красную армию, служил в 115-м зенитно-артиллерийском полку. Во время советско-финской войны зенитная батарея, где он служил, находилась под Сестрорецком и охраняла воздушные подступы к Ленинграду. В Великую Отечественную войну воевал под Ленинградом. Победу встретил в Курляндии; был демобилизован в мае 1946 года. За время войны был награждён медалями «За отвагу» (первоначально был представлен к ордену Славы III степени), «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».»
Кронштадтские муниципалы варварски уничтожили граффити, посвящённое Дню Победы
Копию блокадной фотографии 1943 года, выполненную в стиле граффити активистами ОНФ в апреле 2018 года, закрасили черной краской по поручению главы местной администрации Кронштадта. Варварский поступок муниципалов возмутил жителей Кронштадта.
https://nevnov.ru/875529-kronshtadtskie-municipaly-varvarski.
Тема Победы становится исключительно прерогативой чиновников. Народные проявления чувств закрашивают и сносят. Начинаю верить в заговор против 9 мая: хотят у людей вытравить этот праздник из души принудительным и чиновничьим почитанием.
РОБОТ, КОТОРЫЙ ПЕЧАТАЕТ ФРЕСКИ
Робот с ласковым именем «Альберт» был разработан командой компании SprayPrinter Technologies Inc. специально для нанесения изображений любого размера на любые поверхности.
Альберт уже успел превратить в произведения искусства стены десятков зданий по всему миру. В портфолио его выдающихся достижений включена даже фреска, выполненная на такой экстремальной конструкции, как дымовая труба высотой более 150 метров.
Кирпич, дерево, винил, для Альберта нет никакой разницы. Он умеет покрывать новым изображением старые виниловые рекламные щиты без предварительного покрытия, легко наносит изображение на поверхность любого материала и любого размера и никогда не устает.
С помощью нашего робота мы печатаем фрески на стенах, используя аэрозольные краски. До сих пор изображения, появлявшиеся в городских пейзажах, наносились только вручную, иногда с использованием трафаретов. До настоящего времени никто и никогда не печатал крупномасштабные фрески с помощью баллончика с краской, хотя печать намного быстрее, дешевле и экологичнее по сравнению с покраской.
Это не значит, что печать может заменить живопись. Конечно нет! Но передать весь замысел и технику автора, не искажая оригинальное изображение в процессе его воспроизведения в огромных масштабах, способна лишь технология печати.
Как известно, городская среда играет огромную роль в определении того, что мы называем образом мышления. Это означает, что если наше окружение серо и уныло, то скорее всего и наши мысли будут такими же. А скучные мысли не приводят к новаторскому и счастливому мышлению.
Городское пространство принадлежит людям, которые им пользуются. Города должны быть чем-то большим, чем нагромождения зданий, чем маршруты из точек А в точки Б. Достаточно оглянуться по сторонам, поднять голову и мы увидим, что вокруг много пустых полотен — городских стен. Зачем оставлять их пустыми?
Положим краску туда, где её нет, и превратим унылые стены в полотна, а города в галереи!
Эти галереи могут состоять из художественных произведений различных направлений и стилей, от фотографий и работ графических дизайнеров, до произведений классической живописи. С помощью технологии, разработанной командой SprayPrinter Technologies Inc., художником-монументалистом может стать любой художник. Это новый тип печати, позволяющий масштабировать работу художника, многократно усиливая эффект от восприятия произведения искусства, и тем самым видоизменять облик городских районов.
Фрески, или как сейчас говорят муралы, оказывают сильное положительное воздействие на городскую среду. Они оживляют общественные и частные пространства, омолаживают строения и уличные пейзажи, одновременно повышая уровень субъективной оценки качества жизни и психологического самочувствия горожан, жизнеспособность местного бизнеса, и тем самым общественную стабильность.
Георгий Жуков — «кризис-менеджер» Красной Армии
В годину борьбы русского народа с новыми бедствиями Жукова поднимают как икону, олицетворяющую дух русского народа, умеющего выдвинуть вождя-спасителя в экстремальных условиях. Жуков — воплощение русской чести и доблести, русского суверенитета и русского духа. Никто не сможет стереть или запятнать образ этого человека на белом коне, который сделал так много, чтобы поднять свою страну до сияющих высот.
Американский бригадный генерал Уильям Спар
40 лет назад, 18 июня 1974 года умер великий полководец, Маршал Советского Союза, четырежды Герой СССР Георгий Константинович Жуков. Жуков прошёл длинный и сложный путь от кавалерийского унтер-офицера 10-го Новгородского полка до заместителя Верховного Главнокомандующего в годы Великой Отечественной войны.
Георгий Константинович Жуков родился (19 ноября) 1 декабря 1896 года в деревне Стрелковка Калужской губернии. Его отцом был сапожных дел мастер Константин Жуков. Его после событий 1905 года выслали из Москвы за участие демонстрациях. С этого времени и до своей смерти в 1921 году Константин Жуков жил в деревне, занимаясь сапожным делом и крестьянскими работами. Мать Георгия — Устинья Артемьева, родилась и выросла в соседней деревне Чёрная Грязь в бедной крестьянской семье. Семья была бедной. Родители очень много работали, но получали мало. Жизнь была трудной. Георгий с малых лет был приучен к упорному и тяжелому труду.
В 1903 году Георгий Жуков поступил в церковно-приходскую школу. После окончания трех классов школы, Георгий начал трудовую деятельность учеником в скорняжной мастерской в Москве. Он работал в мастерской своего дяди — брата матери Михаила Пилихина. Тот смог упорным трудом накопить денег и открыть своё дело. Двенадцатилетнему мальчику приходилось сложно — на работу вставали в шесть утра, а ложились спать в одиннадцать вечера (в деревне вставали рано утром, но и ложились рано). За малейшую провинность били (тогда это был обычный порядок). Домой на побывку отпускали только на четвертом году обучения.
При этом Георгий старался учиться, малые крохи свободного времени использовал для того чтобы читать книги из библиотеки, заниматься с сыном хозяина. Затем юноша поступил на вечерние общеобразовательные курсы, которые давали образование на уровне городского училища. Успешно сдал экзамены за полный курс городского училища. В 1911 году, после трёх лет обучения, перешёл в разряд старших учеников и имел в подчинении трех мальчиков-учеников. В 1912 году впервые побывал дома, вернувшись уже взрослым юношей. В конце 1912 года завершилось ученичество Георгия, он стал молодым мастером (подмастерьем).
К весне 1916 года Георгий завершил подготовку. Его в числе наиболее подготовленных солдат отобрали для учёбы на унтер-офицера. Жуков не хотел продолжать учёбу, но его взводный — старший унтер-офицер Дураков, человек очень требовательный и умный, сказал: «На фронте ты ещё, друг, будешь, а сейчас изучи-ка лучше глубже военное дело, оно тебе пригодится. Я убеждён, что ты будешь хорошим унтер-офицером». В результате Жуков остался в учебной команде, которая располагалась в городе Изюме Харьковской губернии.
В конце августа 1916 года молодой унтер-офицер попал на Юго-Западный фронт в 10-й Новгородский драгунский полк. В октябре во время разведки головной дозор напоролся на мину. Жуков получил тяжёлую контузию и был эвакуирован в Харьков. Это ранение привело к ухудшению слуха. К моменту вписки Георгий имел уже два Георгиевских креста — за захват в плен немецкого офицера и контузию во время разведки.
Выйдя из госпиталя, Жуков ещё долго плохо себя чувствовал, поэтому медицинская комиссия направила его в маршевый эскадрон в село Лареги. После Февральской революции Георгий Жуков был избран председателем эскадронного солдатского комитета и одним из делегатов в полковой совет. В процессе развала армии, когда часть соединений стали переходить на сторону украинских националистов, эскадрон Жукова принял решение распуститься. Солдаты вернулись домой.
Конец 1917 начало 1918 года Георгий провёл дома. Он хотел вступить в ряды Красной гвардии, но тяжело заболел сыпным тифом. В результате своё желание Жуков смог осуществить только в августе 1918 года, когда он вступил 4-й кавполк 1-й Московской кавалерийской дивизии. В Гражданскую войну красноармеец Георгий Жуков сначала воевал на Восточном фронте против армии Колчака. В марте 1919 года вступил в члены РКП(б). Летом 1919 г. Жуков участвовал в боях с казаками в районе станции Шипово, в боях за Уральск, затем в боях в районе станции Владимировка и города Николаевска.
В сентябре-октябре 1919 года полк Жукова воевал на Южном фронте, участвовал в боях под Царицыном, у Бахтияровки и Заплавного. В бою между Заплавным и Ахтубой во время рукопашного боя с белокалмыцкими частями был ранен осколком гранаты. Осколки ранили левую ногу и левый бок. Кроме того, уже в больнице Жуков ещё раз переболел тифом. После месячного отпуска Жуков явился в военкомат, чтобы его снова направили в действующую армию.
Но он ещё не восстановился после болезни и Георгия послали в Тверь в запасной батальон с последующим направлением на курсы красных командиров. Кавалерийские курсы располагались в Старожилове Рязанской губернии. Строевые кадры состояли в основном из старых военных специалистов. Учили они хорошо, добросовестно. Жуков получил должность курсанта-старшины 1-го эскадрона. Летом курсантов перебросили в Москву и включили в состав 2-й Московской бригады курсантов, которую направили против армии Врангеля. Сводный курсантский полк в августе 1920 г. принял участие в борьбе с десантом Улагая под Екатеринодаром, затем боролся против банд Фостикова.
После завершения Гражданской войны Жуков продолжил военное образование и прошёл путь от комполка до командира корпуса. В 1923 году Жуков возглавил 39-й полк 7-й Самарской кавалерийской дивизии. В 1924 году был направлен в Высшую кавалерийскую школу. С 1926 года несколько лет преподавал военно-допризывную подготовку в Белорусском университете. В 1929 году окончил курсы высшего начальствующего состава Красной армии. С 1930 года командир бригады в 7-й Самарской кавдивизии (её тогда возглавлял Рокоссовский). Затем Жуков служил в Белорусском военном округе, был помощником инспектора кавалерии РККА, командиром 4-й кавалерийской дивизии, 3-го и 6-го кавкорпусов. В 1938 году вырос до заместителя командующего Западным особым военным округом.
Звёздный час Жукова наступил летом 1939 года, когда он возглавил особый стрелковый корпус, затем преобразованный в армейскую группу Красной Армии в Монголии. В августе Жуков провёл успешную операцию по окружению и разгрому японской армии на реке Халхин-Гол. В этом деле Жуков широко использовал танковые части для окружения и разгрома врага. Эта победа стала одним из решающих факторов, который заставил Японскую империю отказаться от планов нападения на Советский Союз. Жуков был удостоен звания Героя Советского Союза. Вскоре Жуков получил звание генерал армии.
Летом 1940 года генерал возглавил Киевский особый военный округ. В январе 1941 года Георгий Жуков принял участие в двух двухсторонних оперативно-стратегических играх на картах. Его успех был отмечен тем, что Сталин назначил Жукова главой Генерального Штаба (занимал этот пост до июля 1941 г.).
В период Великой Отечественной войны Жуков выступил в качестве «кризис-менеджера» Красной Армии. Его направляли на наиболее сложные и опасные участки фронта для стабилизации положения или для успеха решающего наступления. По словам военного историка Алексея Исаева («Георгий Жуков: Последний довод короля»), «Жуков был своего рода «полководцем РГК» (Резерва Главного Командования). Его прибытие на находящийся в кризисе или требующий особого внимания участок фронта гарантировал Ставке повышенную эффективность советских войск на опасном направлении. Ещё во время сражений Монголии с японской армией решительные действия Жукова предотвратили окружение и разгром советских войск на Халхин-Голе и привели к тяжёлому поражению японских войск. В 1941 году Жуков увидел главное слабое звено германского «блицкрига» разрыв между вырвавшимися вперед бронетанковыми и моторизованными «клиньями» и двигавшими за ними пехотными корпусами вермахта, а также растянутые и слабые фланги противника. Жуков понимал, что необходимо наносить контрудары в этот промежуток и по флангам всеми силами, которые можно собрать. Однако нерешительность командования Юго-Западного фронта, которое было лишено волевой поддержки Жукова, привела к катастрофе.
При этом нельзя сказать, что Жуков был полководцем, который не потерпел ни одного поражения, вроде Суворова. Он несёт на своих плечах часть ответственности, как начальник Генштаба в предвоенный период, за тяжелейший первый этап Великой Отечественной войны. Во время войны часто ему приходилось из почти неизбежной катастрофы выправить ситуацию до простого поражения или возвращать ситуацию к хрупкому равновесию. Георгию Константиновичу Жукову доставались самые сильные противники и самые сложные участки фронта.
Бывало, что Жукову приходилось бросать успешно начатое дело и оставлять пожинать плоды его усилий другим, вновь направляясь на другие участки. Так, в ноябре 1942 года Жуков был вынужден оставить реализацию плана контрнаступления под Сталинградом (операция «Уран») и отвечать за подготовленную Коневым и Пуркаевым операцию «Марс» (Вторая Ржевско-Сычёвская операция), где вынужден был взять на себя ответственность за промахи в планировании, которых сам он вряд ли бы допустил. 13 июля 1943 г. вместо того, чтобы пожинать плоды успешно начавшейся операции «Кутузов» на Западном и Брянском фронтах (Орловская стратегическая наступательная операция), Жуков был вынужден выехать на Воронежский фронт, который был обескровлен тяжелым оборонительным сражением. Однако даже в этих условиях Жуков смог подготовить операцию «Полководец Румянцев» (Белгородско-Харьковская операция), в ходе которой советские войска освободили Белгород и Харьков.
К сожалению, в СССР было принято замалчивать неудачи и кризисы, что было ошибкой. В итоге это позволило врагам русской цивилизации создать чёрный миф о «мяснике» Жукове, который вместе со Сталиным «трупами заваливал» вермахт и только ценой миллионов бессмысленно погубленных» жизней победил Германию. Однако эффективность политического и военного руководства СССР была доказана флагом над рейхстагом и созданием лучших вооруженных сил в мире. Да и миф про «заваливание трупами» не выдерживание никакой критики. Честные исследователи уже не раз показали, что СССР потерял в войне больше людей, чем Германия не по причине бездарности и кровожадности советского военно-политического руководства, а из-за нескольких объективных факторов. Среди них сознательное уничтожение гитлеровцами военнопленных, геноцид советского населения в оккупированных областях и т. д.
Хотят этого или нет враги русского народа, но маршал Георгий Константинович Жуков — это национальный герой СССР-России. Он по праву вошёл в ряд героев и великих полководцев нашей цивилизации, и находится в одном ряду со Святославом, Александром Невским, Дмитрием Донским, Александром Суворовым и Михаилом Кутузовым.
Жуков испил до дна и горькую чашу. Он испытал и зависть, и недоверие, и предательство, и забвение. Георгий Константинович совершил большую ошибку, когда влез в политику и поддержал Хрущёва сначала против Берии, а затем помог Хрущеву победить в борьбе и с другими противниками. Это было его ошибкой. Хрущёв не мог терпеть рядом с собой маршала-победителя, который мог стать главой оппозиции. Что представляло большую угрозу из-за реформ Хрущёва, направленных на «оптимизацию» вооруженных сил. К тому же Жуков был одним из немногих людей, который навсегда сохранил уважение к Сталину и защищал Верховного даже в период позднейшей «десталинизации», призывая не перегибать палку и отдать должное выдающимся организаторским способностям великого вождя. В октябре 1957 года по приказу Хрущева Жуков был смещен со всех партийных и государственных постов. А в марте 1958 года — уволен из вооруженных сил, которым Жуков отдал почти всю жизнь. Только с приходом к власти Брежнева опалу с Жукова частично сняли.