журнал операций по забалансовому счету ф 0509213
Аналитический учет на забалансовых счетах в разрезе КБК и КОСГУ (подготовлено экспертами компании «Гарант», 2021 г.)
Аналитический учет на забалансовых счетах в разрезе КБК и КОСГУ
Напомним, что норма абз. 2 п. 2 Приказа N 198н позволяла не применять в 2020 году новые правила ведения аналитического учета, если в учетную политику субъекта учета не были внесены соответствующие изменения. Но в 2021 году все учреждения обязаны обеспечить аналитику в объеме, установленном положениями Инструкции N 157 в новой редакции.
В отличие от балансовых счетов, где КБК и КОСГУ как элемент аналитики участвуют в формировании номеров счетов, учет объектов бухгалтерского учета на забалансовых счетах не предполагает формирование номера счета. Аналитический учет по забалансовым счетам обеспечивает формирование показателей, предусмотренных Инструкцией N 157н, дополнительно к информации в денежном выражении, отраженной на соответствующих забалансовых счетах.
Ведение аналитики в разрезе КБК и КОСГУ требует обязательного контроля со стороны учреждения на предмет соответствия кодов действующему на отчетную дату порядку применения кодов бюджетной классификации и КОСГУ и их актуализации в случае внесения изменений в Порядок N 85н и Порядок N 209н.
Обязательное формирование аналитики по КБК предусмотрено начиная с 1 января 2021 года на забалансовых счетах 04 и 20:
— видов поступлений (выплат);
— кодов классификации доходов бюджетов
Несмотря на то, что аналитика по кодам доходов выделена обособленно, считаем, что аналитику по видам поступлений (выплат) следует организовать с применением соответствующего КБК (составной части кода для АУ/БУ):
Аналитика в разрезе КБК поможет правильно сформировать номер счета балансового учета в случае восстановления задолженности.
Но! При списании дебиторской задолженности по расходам рекомендуем отражать:
— казенным учреждениям код доходов 1 13 0299Х ХХ 0000 130 «Прочие доходы от компенсации затрат»;
Учитывать на забалансовом счете 04 дебиторку по расходам с применением классификации расходов (АнКВР) возможно только в части задолженности текущего года, а по окончании года такую задолженность следует отразить по доходной классификации (АнКВИ 510 для БУ/АУ), предусмотренной для учета дебиторки прошлых лет (компенсации затрат)
Забалансовый счет 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами»
— кодов классификации доходов бюджетов;
— кодов классификации расходов бюджетов;
— кодов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов
Аналитика в разрезе КБК поможет правильно сформировать номер счета балансового учета в случае восстановления задолженности.
Для казенных учреждений ежегодная актуализация расходной классификации может вызвать затруднение, ведь для погашения задолженности могут быть выделены лимиты по КРБ (в частности коду целевой статьи), отличной от ранее применяемой, или в текущем году нет сопоставимого кода. Поэтому рекомендуем установить в учетной политике, что аналитика к забалансовому счету 20 по расходной КБК является условной и применяется КРБ, по которому аналогичные обязательства отражаются учреждением в текущем (отчетном) году
По нашему мнению, указание соответствующей статьи или подстатьи КОСГУ в целях аналитического учета по забалансовым счетам для учета НФА необходимо для идентификации имущества в качестве основных средств, материальных запасов, нематериальных или непроизведенных активов, а также использования данной информации в том числе при их восстановлении на балансовом учете, при проведении инвентаризации, а не для отражения увеличения или уменьшения по забалансовым счетам. Так, на забалансовых счетах 25, 26, 27 могут учитываться как основные средства, так и материальные запасы, и аналитика по КОСГУ позволит определить, на каком балансовом счете объект учтен у учреждения. Поскольку учет на забалансовых счетах ведется по простой системе, цель аналитического учета в разрезе КОСГУ будет достигнута при формировании информации на забалансовых счетах об объектах НФА в разрезе соответствующих статьей (подстатей) КОСГУ группы 300 «Поступление нефинансовых активов» как в части остатков на начало и конец отчетного периода, так и в части поступления и выбытия объектов учета.
Использование разных подстатей КОСГУ по одному объекту (наименованию) при отражении в бухгалтерском учете (в том числе в Журнале) движения по счету (увеличение, уменьшение) не позволит сформировать по данному объекту (наименованию) единый остаток на начало и конец периода по забалансовому счету в разрезе аналитики.
Вместе с тем с учетом положений Порядка N 209н учреждение может принять решение о ведении аналитического учета по забалансовым счетам с использованием соответствующих статьей (подстатей) КОСГУ группы 300 КОСГУ в части остатков на начало года и поступления объектов НФА, и статьей (подстатей) КОСГУ группы 400 «Выбытие нефинансовых активов» КОСГУ в части их выбытия. При этом учреждению необходимо самостоятельно разработать и закрепить в учетной политике порядок формирования остатков по аналитическим признакам в части кодов КОСГУ при переносе показателей по забалансовым счетам на следующий финансовый год.
Аналитика к забалансовым счетам в разрезе КОСГУ, позволяющая классифицировать объекты по видам имущества и обособить (выделить) объекты основных средств, материальных запасов, иных объектов НФА, поможет не только провести инвентаризацию или правильно «поднять» объект НФА на баланс, но и сформировать показатели отчетности по забалансовым счетам, например заполнить Сведения о движении нефинансовых активов (ф. 0503168, ф. 0503768). Для этого рекомендуем вести аналитический учет объектов НФА за балансом не только в разрезе КОСГУ, но и по группам имущества (недвижимое имущество, особо ценное движимое имущество, иное движимое имущество).
Возможно применение следующего подхода к организации аналитического учета на забалансовых счетах по учету НФА:
А налитика, которая поможет сформировать Сведения (ф. 0503168, ф. 0503768)
Минфин планирует утвердить новые формы электронных документов для учреждений
Автор: Гришакова О., эксперт журнала
Минфин подготовил проект приказа об утверждении унифицированных форм электронных бухгалтерских документов, применяемых организациями бюджетной сферы, и методических указаний по их применению (далее – проект, методические указания). Планируется, что данный документ будет применяться учреждениями согласно принятой ими учетной политике и по мере их организационно-технической готовности, но не позднее 01.01.2022. Таким образом, со следующего года учреждениям при применении первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета наряду с Приказом Минфина РФ № 52н[1] необходимо будет руководствоваться и новым документом (если проект будет принят).
В статье представлен обзор новых форм электронных документов и общих положений по их применению, предусмотренных проектом.
Новые формы электронных первичных учетных документов.
Согласно проекту планируется утвердить следующие формы электронных первичных учетных документов:
Наименование документа (форма)
Порядок формирования (применения)
Акт о консервации (расконсервации) объекта основных средств (ф. 0510433)
Формируется ответственным членом комиссии по поступлению и выбытию активов (далее – комиссия), уполномоченной принимать решение о переводе основных средств на консервацию/расконсервацию
Акт приема-передачи объектов, полученных в личное пользование (ф. 0510434)
Применяется для оформления приема-передачи имущества (в том числе основных средств, материальных запасов) в личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, в целях обеспечения контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением имущества. Заполняется лицом, ответственным за сохранность и (или) целевое использование имущества
Акт о признании задолженности безнадежной к взысканию задолженности по доходам (ф. 0510436)
Формируется членом комиссии, ответственным за его составление, в целях оформления решения о признании безнадежной к взысканию задолженности, принимаемого комиссией в отношении дебиторской задолженности по доходам, не уплаченным в установленный срок, выявленной по результатам проведения инвентаризации, на основании документов, подтверждающих обстоятельства (случаи), указывающие на безнадежность взыскания указанной задолженности
Решение о списании задолженности, не востребованной кредиторами, с учета по счету № (ф. 0510437)
Составляется членом комиссии, ответственным за его формирование, в целях оформления решения, принимаемого комиссией в отношении не востребованной в срок (просроченной, не подтвержденной по результатам инвентаризации) кредиторской задолженности по расходам, доходам (переплатам), долговым обязательствам, выявленной по результатам проведения инвентаризации
Решение о проведении инвентаризации (ф. 0510439)
Применяется в целях оформления решения учреждения (обособленного подразделения (филиала), наделенного правом по ведению бухгалтерского учета) о проведении инвентаризации с указанием:
причины проведения инвентаризации;
объектов инвентаризации, сроков проведения инвентаризации;
даты, по состоянию на которую проводится инвентаризация;
состава инвентаризационных комиссий (рабочих инвентаризационных комиссий);
ответственных лиц, в отношении которых проводится инвентаризация;
мест проведения инвентаризации.
Формируется ответственным исполнителем, уполномоченным на оформление решения о проведении инвентаризации, на основании информации, представленной в документах, устанавливающих порядок (положение) о проведении инвентаризации, списочный состав инвентаризационных комиссий, порядок согласования документов и списочный состав согласующих должностных лиц
Решение комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов о прекращении признания активом объекта нефинансового актива (ф. 0510440)
Составляется комиссией и применяется в целях прекращения признания объектов материальных ценностей активами (в том числе основных средств, материальных запасов, нематериальных активов). Заполняется ответственным исполнителем и оформляется на каждый объект учета, который больше не соответствует критериям актива
Решение комиссии по поступлению и выбытию активов об оценке стоимости имущества, отчуждаемого не в пользу организаций бюджетной сферы (ф. 0510442)
Применяется для оценки стоимости имущества (в том числе основных средств, материальных запасов, нематериальных активов, непроизведенных активов), отчуждаемого не в пользу организаций бюджетной сферы. Заполняется ответственным исполнителем
Решение о признании (восстановлении) сомнительной задолженности по доходам (ф. 0510445)
Составляется членом комиссии, ответственным за его формирование, в целях оформления решения, принимаемого комиссией учреждения (его обособленного подразделения (филиала)) о признании задолженности неплатежеспособных дебиторов сомнительной и выбытии с балансового учета учреждения (обособленного подразделения), а также о восстановлении сомнительной задолженности на балансовых счетах учреждения (обособленного подразделения)
Решение о восстановлении кредиторской задолженности (ф. 0510446)
Формируется в целях оформления решения о восстановлении списанной с учета кредиторской задолженности по расходам, доходам (переплатам), кредитам, займам (ссудам) на основании документов, подтверждающих требования заявителя, регистрацию денежного обязательства (при необходимости) и наличия информации о признании задолженности не востребованной кредиторами, отраженной в решении о списании задолженности, не востребованной кредиторами, с учета по счету № (ф. 0510437)
Акт о результатах инвентаризации наличных денежных средств (ф. 0510836)
Применяется для формирования заключения инвентаризационной комиссии по результатам проведенной инвентаризации в кассе учреждения на основании данных инвентаризационной описи наличных денежных средств (ф. 0504088)
Ведомость выпадающих доходов (ф. 0510838)
Применяется для отражения в учете операций, отражающих финансовый результат от операций по уменьшению (списанию) суммы начисленных доходов, в том числе денежных взысканий (штрафов, пеней, неустоек), при принятии решения об их уменьшении (предоставлении скидок (льгот), списании, за исключением списания задолженности, признанной нереальной к взысканию) в соответствии с законодательством РФ. Составляется ответственным исполнителем
Ведомость начисления доходов (ф. 0510839)
Формируется администратором доходов бюджета и применяется для отражения в учете операций по начислению администрируемых доходов. Составляется ответственным исполнителем
Ведомость группового начисления доходов (ф. 0510431)
Составляется администратором доходов бюджета и применяется для отражения в учете операций по начислению администрируемых доходов по группам плательщиков, в случае ведения персонифицированного учета данных по плательщикам указанных платежей в рамках выполняемых администратором доходов бюджета полномочий и проведения на постоянной основе сверок данных бюджетного учета (группового) с данными персонифицированного учета по плательщикам доходов в бюджет. Формируется ответственным исполнителем
Новый регистр бухгалтерского учета.
Проектом предусмотрен только один новый регистр бухгалтерского учета – журнал операций по забалансовому счету (ф. 0509213) (далее – журнал операций).
Данный регистр применяется для отражения операций текущего периода, а также для отражения бухгалтерских записей по исправлению ошибок, допущенных в прошлых отчетных периодах.
Журнал операций формируется по каждому забалансовому счету, предусмотренному рабочим планом счетов. Хозяйственные операции в нем отражаются в зависимости от характера изменений информации об объекте учета записью увеличения или уменьшения соответствующего забалансового счета, а также информации о наличии объекта учета на момент отражения операции и по итогу отражения операции.
Периодичность формирования журналов операций по конкретному забалансовому счету определяется учетной политикой, но не реже периодичности, установленной для составления и представления учреждением бухгалтерской (финансовой) отчетности, формируемой на основании данных регистров.
Общие положения по оформлению электронных документов.
Согласно проекту первичный учетный документ и (или) регистр бухгалтерского учета, составленные в виде электронного документа, заверяются квалифицированной электронной подписью (далее – ЭЦП) либо, в случаях, предусмотренных методическими указаниями, простой электронной подписью (далее – ЭП) (вместе – электронные подписи). Аналогичные положения содержатся в Приказе Минфина РФ № 52н и СГС «Концептуальные основы»[2].
Оформляющая часть формы электронного документа содержит электронные подписи (с расшифровкой):
должностных лиц, ответственных за совершение факта хозяйственной жизни (сделки, операции), его оформление электронным первичным учетным документом, за содержащиеся в электронном документе данные (за соответствие содержащихся в электронном документе данных фактам хозяйственной жизни);
должностных лиц, на которых возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета, в случаях, когда подпись предусмотрена формой документа (подпись главного бухгалтера (бухгалтера), уполномоченного им лица), либо в случаях, когда в электронном первичном учетном документе предусмотрено отражение данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;
Указанные лица заверяют электронные документы электронными подписями с указанием даты подписания документа. Исполнитель также указывает свою должность и контактные данные (номер контактного телефона (при наличии), электронный адрес).
В случае если в электронных документах содержатся подписи членов комиссии, заполняются следующие реквизиты:
«Кворум» – в нем указывается фактическое число членов комиссии, принимающих решение (выраженное в процентном соотношении), и норматив, установленный локальным актом субъекта учета, необходимый для признания решения комиссии правомочным;
«Особые отметки» – заполняется в случае отсутствия члена комиссии на заседании. Ответственный исполнитель указывает причину такого отсутствия (в частности, больничный лист, отпуск, командировка);
«Особое мнение» – заполняется в случае наличия у присутствующего на заседании члена комиссии особого мнения. При этом особое мнение оформляется самостоятельным документом и прилагается к документу, содержащему указанный реквизит, в виде скана-копии документа, заверенного электронной подписью члена комиссии. Наличие особого мнения не освобождает члена комиссии от подписания указанного документа.
Члены комиссии подписывают документ ЭП, председатель комиссии – ЭЦП.
Порядок заполнения реквизита «Идентификатор контрагента».
Если в электронных документах содержится такой реквизит (он состоит из 22 разрядов), информация по нему отражается в следующей структуре:
Разряд
Информация, коды – расшифровка
Тип контрагента, где:
«3» – юридическое лицо – нерезидент РФ;
«4» – индивидуальный предприниматель; физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, перешедшее на специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее – самозанятый)
– при формировании идентификатора контрагента физического лица (тип контрагента «1») допускается применение следующих кодов типа документов:
«02» – свидетельство органов ЗАГС, органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о рождении гражданина;
«04» – удостоверение личности военнослужащего;
«05» – военный билет военнослужащего;
«06» – временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации;
«07» – справка об освобождении из мест лишения свободы;
«09» – вид на жительство;
«10» – разрешение на временное проживание (для лиц без гражданства);
«11» – удостоверение беженца;
«12» – миграционная карта;
«14» – страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС);
«21» – идентификационный номер налогоплательщика (далее – ИНН);
«22» – водительское удостоверение;
«24» – свидетельство о регистрации транспортного средства в органах МВД РФ;
«25» – охотничий билет;
«26» – разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия;
«29» – свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации;
«30» – свидетельство о рассмотрении ходатайства по существу;
– при формировании идентификатора контрагента юридического лица или индивидуального предпринимателя, самозанятого указывается «00»
При формировании идентификатора контрагента
для юридических лиц – резидентов РФ
Код причины постановки на учет (далее – КПП)
При формировании идентификатора контрагента
для юридических лиц – нерезидентов РФ
В случае наличия у юридических лиц – нерезидентов Российской Федерации –
кода иностранной организации (далее – КИО)
При формировании идентификатора контрагента
для индивидуальных предпринимателей
При формировании идентификатора контрагента для физических лиц
Серия и номер документа, код которого указан в разрядах 2, 3 идентификатора контрагента. Серия и номер документа указываются в одну строку, без разделителей; знаки «№» и «-» не приводятся; буквы, при их наличии, должны проставляться прописные. Если номер документа содержит менее 19 знаков, он дополняется слева нулями до 19 знаков
Случаи формирования электронных документов на бумажном носителе.
К таким случаям относятся:
1) отсутствие возможности формирования и хранения в электронном виде при условии представления в бухгалтерскую службу электронного образа такого документа;
2) если федеральными законами или нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления (хранения) документа исключительно на бумажном носителе.
При ведении электронных регистров бухгалтерского учета на бумажном носителе листы регистров должны быть прошнурованы и пронумерованы, количество листов должно быть заверено руководителем и главным бухгалтером субъекта учета и скреплено печатью субъекта учета.
При изготовлении бланочной продукции на основе унифицированных электронных документов бухгалтерского учета допустимо изменение (сужение, расширение) размеров граф и строк с учетом значности показателей, а также включение дополнительных строк и создание вкладных листов для удобства размещения и обработки информации.
В случае если законодательством РФ или договором предусмотрено представление сформированного в электронной форме документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, учреждение обязано по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии электронного первичного учетного документа, электронного регистра. Копии заверяются в соответствии с положениями учетной политики учреждения (единой учетной политики при централизации учета).
Обязательные реквизиты электронного документа.
Электронный первичный учетный документ принимается к бухгалтерскому учету при условии отражения в нем всех реквизитов, предусмотренных унифицированной формой электронного документа, и при наличии на электронном первичном учетном документе ЭЦП руководителя или уполномоченных им на то лиц.
Удаление отдельных реквизитов из форм электронных документов не допускается.
При этом учреждения вправе:
1)включить в унифицированные формы электронных документов дополнительные реквизиты (показатели) при условии обеспечения информационной совместимости государственных (муниципальных) информационных систем и информационных ресурсов, средствами которых осуществляется формирование и обмен информацией и документов в электронном виде (в форме электронных документов);
2) утвердить в учетной политике электронные документы, формы которых не унифицированы, при условии, если такие документы содержат обязательные реквизиты, предусмотренные СГС «Концептуальные основы».
Отметки бухгалтерии в электронном документе в рамках централизованного учета.
В случае оформления электронного первичного учетного документа лицом, ответственным за совершение факта хозяйственной жизни, отметки бухгалтерии о принятии объекта к учету или о его выбытии, иные поля унифицированной электронной формы первичного учетного документа, предусмотренные для отражения бухгалтерских записей, не заполняются. Данные записи производятся лицом, осуществляющим ведение бухгалтерского учета.
Указанный порядок применяется при ведении бюджетного учета в рамках переданных полномочий, а также при передаче полномочий по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета иному учреждению (централизованной бухгалтерии).
Передача скан-копий документов.
В случае если при межведомственном обмене информацией в форме электронных документов предусмотрена передача скан-копий первичных учетных документов, содержащих собственноручные подписи (сформированных на бумажном носителе), ответственность за соответствие скан-копии подлиннику документа возлагается на лицо, ответственное за оформление указанным документом факта хозяйственной жизни и (или) за формирование и (или) передачи такой скан-копии. Передача скан-копии документа осуществляется, если ее заверит ЭЦП должностное лицо, ответственное за соответствие такой скан-копии подлиннику документа.
Согласно проекту с 01.01.2022 вводятся новые формы электронных документов для учреждений бюджетной сферы. При этом учреждения смогут применять эти документы ранее указанной даты, если предусмотрят это в учетной политике.
Основная часть новых форм электронных документов предназначена для применения в целях инвентаризации активов и обязательств и отражения ее результатов в бухгалтерском учете.
Отдельные положения по применению электронных документов дублируют нормы Приказа Минфина № 52н.
[1] Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».
[2] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н.
Виды и функции забалансовых счетов
Имущественные права предприятия крайне обширны. Капитал компании может включать в себя и материальные, и нематериальные объекты, финансовые средства, денежные эквиваленты. Для реализации деятельности фирмы часто используются ценности, которые ей не принадлежат. Такие объекты могут передаваться по договору лизинга. Они должны быть отражены в бухгалтерском учете.
Что собой представляют забалансовые счета?
Забалансовые счета (ЗС) предназначаются для хранения сведений об объектах, которыми пользуется компания. Ключевым их признаком является то, что у предприятия нет прав собственности на данные объекты. Они временно находятся в составе фирмы. Предоставляются на основании различных договоров. В состав данных объектов могут входить:
Как арендатору учитывать на забалансовом счете 001 объекты аренды (помещения, оборудование, иное имущество)?
Принцип имущественной обособленности и забалансовые счета
В основе организации забалансовых счетов лежит принцип имущественной обособленности. Он гласит, что учет активов организации не должен совпадать с учетом активов ее собственников, а также активов других организаций, находящихся на попечении у данной. Тот же принцип действует не только для активов, но и для обязательств.
Временно попавшие в состав активов объекты, предоставленные по тем или иным договорам, не принадлежат предприятию. Тем не менее, в определенный промежуток времени именно предприятие несет за них ответственность, значит, должно их определенным образом учитывать. Но смешивать такие ценности вместе с принадлежащими по праву собственности нельзя в рамках одних и тех же бухгалтерских счетов.
Забалансовые счета являются вспомогательными в рамках бухгалтерского учета. Они становятся актуальными в том случае, если требуется получить информацию, не содержащуюся на балансовых счетах. Данной особенностью объясняется их название. Остатки с забалансовых счетов включаться в баланс не будут. Они отображаются за итогом этого показателя. То есть, фиксируются за балансом.
ВАЖНО! Сведения с рассматриваемых счетов не оказывают влияния на финансовые показатели. По этой причине они не будут фигурировать в финансовой отчетности компании.
Для чего нужны забалансовые счета?
Забалансовые счета выполняют следующие функции:
Грамотно оформленные забалансовые счета позволяют получить все данные по объектам, которые находятся на территории предприятия, но не принадлежат ему. Информация необходима для анализа кредитоспособности компании, определения ее финансовой стабильности.
Разновидности забалансовых счетов и их учет
Необходимый вид забалансового счета определяется в зависимости от того, какой именно объект подлежит бухгалтерскому учету. Существуют следующие разновидности ЗС:
На забалансовых счетах отражаются ценности, являющиеся собственностью предприятия, которые были списаны на траты:
Забалансовые счета являются актуальными для сбора сведений, необходимых в качестве дополнительной информации к пояснениям отчетности:
Все данные счета указаны в специальном бухгалтерском плане. Предприятие может заводить и другие счета, которых нет в плане, если это требуется для обеспечения деятельности.
Организация вправе открыть субсчет к уже существующему забалансовому счету либо ввести новый счет, если он не предусмотрен планом. Главное, чтобы это изменение было должным образом прописано в учетной политике.
ВАЖНО! Организация забалансовых счетов крайне важна. Если в рамках налоговой проверки обнаружатся объекты, которые никак не фигурируют в отчетности, они будут списаны во внереализационные доходы. То есть, на них будет начислен налог на прибыль.
Особенности учета на ЗС
Забалансовые счета представлены в форме таблицы с двумя столбцами. В одном из них отображается дебет, в другом – кредит. Учет на ЗС осуществляется по упрощенной системе. Двойная запись не требуется. То есть, в дебете и кредите можно не прописывать одинаковую сумму. В столбце по дебету нужно указывать следующие операции:
В столбце по кредиту отображается:
Дебет будет отображать приход, а кредит – расход.
Операции с забалансовыми счетами
На забалансовых счетах, так же, как и на обычных, производятся процедуры постановки на учет и списания ценностей. Также можно совершать продажи с забалансовых счетов. Следует принять во внимание некоторые нюансы.
Как поставить актив на забалансовый счет
Законодательство не регламентирует учет отдельных забалансовых ценностей, предоставляя бухгалтерии самостоятельно выбрать стратегию, уточнив ее в учетной политике. Организация может открыть дополнительный счет для, например, малоценного имущества, присвоив ему номер, следующий после плановых и отразив это в политике. Малоценные активы удобно учитывать именно на забалансовых счетах, потому что:
Реализация с забалансового счета
Если руководители приняли решение продать актив, учитывающийся на забалансовом счете, которым до того пользовались и продолжают это делать, нужно списать данный актив в кредит соответствующего забалансового счета. Полученные от продажи средства нужно обязательно отразить как доходы от реализации и добавить НДС. При этом в налоговом учете данная операция повлечет за собой отражение доходов, попадающих в базу налога на прибыль.
ВНИМАНИЕ! Поскольку начальная стоимость актива уже была учтена в момент ввода в эксплуатацию, ее не отражают в бухгалтерском или налоговом учете, иначе возможны искажения финансовых результатов.
Списание актива с забалансового счета
Объекты можно не только учитывать на забалансовых счетах, но при необходимости и списывать с них. Это происходит, если актив стал полностью негодным, либо его собираются реализовать, по этим причинам он уже не используется в деятельности предприятия. Сведения об операции вносятся в специальный журнал материальных ценностей, который ведется специально для объектов забалансовых счетов. Необходимо в обязательном порядке проставить следующие данные:
После того, как в журнал внесена дата списания, указанным активом предприятие больше пользоваться не может, что подтверждается специальным актом.
Проводки по забалансовым счетам на примере
Два предприятия заключили между собой договор по поставке товаров. Одна из сторон предоставляет обеспечение платежа в форме техники, переданной в залог. Стоимость оборудования составляет 200 000 рублей. Оплата по договору совершенна не была, а потому другое предприятие получает оборудование в свое распоряжение, а затем реализует его. Данные операции будут отражены при помощи следующих проводок:
Из данной схемы можно извлечь сведения о движении ценностей, сумме сделки. Все операции подтверждаются первичной документацией.
Забалансовые счета в бюджетных организациях
Если организация относится к бюджетным, учет забалансовых ценностей в ней происходит по упрощенной схеме – не нужно вести корреспондирующие записи. Когда имущество оприходуется, в дебете определенного забалансового счета делается нужная запись. В момент списания эта запись производится по кредиту. Разрешается вводить и дополнительные забалансовые счета для большей достоверности управленческого учета, естественно, указав их при формировании учетной политики.
Итак.
Забалансовые счета позволяют отобразить сведения об имуществе, которое находится на территории предприятия, но не относится к его собственности. Также на ЗС хранятся другие данные. Наличие забалансовых счетов при налоговых проверках позволит не делать лишние налоговые отчисления. Также это источник важной информации о деятельности компании. Сведения позволяют отследить операции, проводимые предприятием.