журнал по проведению инструктажей с водительским составом по бдд образец заполнения
Как оформить журнал инструктажей водителей по безопасности движения: образец
Работник транспортной сферы, занимающийся перевозкой пассажиров или грузов, несет ответственность за их сохранность. Вводный инструктаж по БДД для водителей — образец того, как организация принимает меры для предотвращения несчастных случаев.
К тому же пункт 22 раздела III Приказа Минтранса № 7 от 15.01.2014 запрещает выпускать сотрудников на рейс без предварительной подготовки. Мы расскажем, как доказать, что такое мероприятие действительно проводилось. Вы научитесь заполнять журнал предрейсового инструктажа водителей, образец получите в конце этой статьи.
Когда водителей положено инструктировать
Мы уже упоминали Приказ, который предписывает просвещать шоферов перед очередной рабочей сменой. Имеется в виду предрейсовый инструктаж для водителей (образец заполнения журнала мало чем отличается для других видов).
Этот же правовой акт рассказывает, что именно сотрудники должны узнать, и не только перед выездом. Всего существуют четыре вида таких мероприятий:
О том, как именно их проводить и какие темы освещать в каждом из рассмотренных случаев, подробно рассказывается в Положении № РД-200-РСФСР-12-0071-86-09. Оно действует с 1986 года и актуально до сих пор.
Правила заполнения журнала инструктажа по безопасности движения
Унифицированной формы законодательство не предусматривает. Удобнее всего вести его в табличной форме со следующими столбцами:
Последний столбец имеет особое значение. Именно он является доказательством того, что конкретный сотрудник получил информацию, необходимую для допуска к работе.
Образец заполнения журнала учета предрейсового инструктажа водителей может на один-два столбца отличаться от регистра первичных бесед. Так, в последнем не нужно указывать тему (она для всех едина). Зато следует упомянуть, в какое подразделение направляется шофер, с которым заключается трудовой договор.
Что будет, если не вести
Журнал регистрации предрейсового инструктажа водителей по БДД — образец отчетности по охране труда. Если сотрудник на таком мероприятии не побывал, значит, работодатель не уполномочил его исполнять должностные обязанности.
Правила заполнения журнала инструктажа водителей по БДД
Отчетная документация – важная составляющая работы каждой организации. Ее правильное и грамотное заполнение поможет избежать проблем при визите проверяющих органов. Компании, имеющие в штате должность шофера, должны вести журнал по проведению инструктажей с водительским составом по безопасности движения. Существует несколько типов регистрационных документов – в них фиксируют данные по каждой проведенной лекции.
В статье рассмотрим особенности заполнения журналов по БДД, выясним, кто ответственен за бумажную работу и чем компании грозит отсутствие отчетных бланков.
Особенности инструктажа
Перед тем как поговорить о видах журналов регистрации инструктажей по БДД, остановимся на тонкостях проведения самого мероприятия.
Лекции для шоферов – это обязательное требование, закрепленное в ряде законов Российской Федерации. Инструктажи помогают свести к минимуму аварийность на дорогах страны, обеспечить безопасность сотрудников.
За ведение мероприятия отвечает сертифицированный специалист, назначенный руководством фирмы. Занятия проводятся для всех работников, оформленных на должность водителя.
На лекциях шоферов знакомят со спецификой организации, требованиями начальства, базовыми правилами безопасности и нюансами поведения в экстренных ситуациях на маршруте.
Явиться на семинар обязан каждый, независимо от водительского стажа и типа управляемого автотранспортного средства.
Классификация журналов по видам инструктажа
Для каждой лекции нужен свой журнал инструктажа водителей по безопасности дорожного движения. Это необходимо для прозрачной отчетности и предотвращения путаницы.
Количество специальных ведомостей пропорционально числу закрепленных семинаров. В Положении об инструктажах по ПДД фигурирует 5 типов учений.
Выходит, автохозяйству нужно позаботиться о приобретении пяти журналов.
Какие виды учений должны присутствовать в фирме? Давайте разбираться детально.
Вводный
Это самый первый инструктаж, который проводят для новых сотрудников. Первичная лекция зачитывается единожды – после оформления человека на должность шофера. Инструктор сообщает о внутреннем распорядке организации, количестве транспортных средств, порядке прохождения врачебного и технического контроля.
После получения ценных указаний данные вносят в журнал вводного инструктажа по БДД.
Предрейсовый
Перед отправкой водителей в дорогу инструктор должен зачитать правила поведения на маршруте.
Мероприятие носит обязательный характер для нескольких категорий шоферов. На лекцию приходят те, кто перевозит опасные грузы и пассажиров.
Информацию о предстоящем рейсе следует донести до тех водителей, которым назначили новый маршрут. В этом случае инструктор сообщает об особенностях дороги, наличии по пути автозаправочных станций, станций технического обслуживания, гостиничных комплексов и автостоянок для дальнобойщиков.
Результаты лекции также документируют.
Сезонный
Периодичность инструктажа – два раза в год. Перечень обязательных вопросов состоит из правил вождения в условиях гололеда, бездорожья, жары. Также шоферам напоминают о важности соблюдения ПДД в разгар школьных каникул и праздников.
Специальный
Эти лекции не носят систематического характера. Проводятся в исключительных случаях: при возникновении природных катаклизмов, угрозе терактов, изменении законодательства. Решение о проведении внеочередного занятия принимает инструктор.
Данные также фиксируют в журнале.
Инструктаж при перевозке детей
Необходим в транспортных компаниях, работающих с детскими образовательными учреждениями, интернатами. Шоферу, который берет ответственность за жизнь и здоровье детей, напоминают о нюансах их погрузки и выгрузки, о соблюдении скорости. Также рассказывают о креплении на автомобиль специальных знаков и запрещенных к перевозке с детьми грузов.
Кто проводит инструктажи и заполняет журнал
Занятия с водителями проводит сертифицированный специалист, назначенный руководителем организации. В роли лектора может выступать начальник автоколонны, инженер по безопасности и охране труда.
Перед тем как обучать сотрудников, лектор сам проходит положенные тренинги. По их завершении он получает сертификат в территориальном органе управления госавтодорожного надзора. Подтверждающий квалификацию инструктора документ подлежит обновлению раз в пять лет.
Журнал инструктажей водителей по безопасности движения заполняет лектор. За нарушения и неграмотную фиксацию данных специалист может получить выговор.
Другие документы по инструктажам
Стоит отметить, что журнал – не единственный документ, необходимый для оформления инструктажа. В организации должны присутствовать несколько бумаг, регламентирующих и фиксирующих проведение мероприятия. Рассмотрим их подробнее.
Типовое положение
Внутренний документ, регламентирующий проведение занятий с шоферами по безопасности.
В него внесены организационные вопросы:
Сборник инструкций
Это методическое пособие, в которое включены 11 базовых лекций. Примеры сборников 2018 и 2019 годов находятся в свободном доступе.
Составляя план лекций, инструктор может ориентироваться на этот документ. Специалист вправе вносить корректировки и адаптировать сборник для своей компании, учитывая специфику ее работы.
Путевой лист
Это документ первичного бухучета. Выдается всем водителям на месяц, без «путевика» на маршрут выходить запрещено.
В листе фиксируются данные шофера и транспортного средства, проставляются результаты технического и врачебного осмотров.
Правила заполнения журналов
Журнал по БДД и образец заполнения можно просмотреть в Сети. Все журналы, независимо от типа инструктажа, имеют одинаковую форму.
Каждая страница должна быть пронумерована, журнал необходимо прошить и закрепить печатью, содержащей подпись инструктора (печать ставится на задней стороне).
Если произошла авария с участием сотрудника, данные заносят в отдельный журнал.
Ответственность за нарушения
За непроведение занятий руководство компании штрафуют. Сумма финансового взыскания доходит до ста тысяч рублей.
Важно помнить, что основным доказательством соблюдения требований по лекциям выступают именно регистрационные журналы. Без них доказать проверяющим наличие занятий по ТБ не выйдет.
Систематически пропускающих инструктажи водителей также ожидают санкции: предупреждение, выговор, штраф. В исключительных случаях – увольнение.
Без прохождения занятий выпускать водителя в рейс запрещено.
Общие требования
Рекомендации к проведению занятий закреплены в Положении. Лекции проводят в отдельном помещении, они носят системный характер. Временной регламент присутствовал в устаревших документах. Сегодня инструктор определяет продолжительность инструктажа самостоятельно.
Выводы
Занятия по ТБ для шоферов нужны для обеспечения безопасности на предприятии и на дороге. Учет осуществляется в спецжурналах.
За заполнение отчетной документации ответственен инструктор. Он фиксирует данные о каждой лекции, для всех типов инструктажей заводят отдельные регистрационные журналы.
Журналы имеют одну форму и должны быть закреплены официальной печатью. За невыполнение требований проверяющие госорганы могут наложить штраф.
Каждый рабочий в обязательном порядке должен пройти учения. Без этого водителя не допустят к выходу на маршрут.
Журнал проведения инструктажей с водительским составом по безопасности движения
Журнал по проведению инструктажей с водительским составом по безопасности движения
Документ для учета проведенных для водителей занятий ведется в любой транспортной компании. Страницы журнала нумеруются и шнуруются. В конце документа стоит фирменная печать компании, его подписывает ответственное лицо.
Для чего он ведется? Дело в том, что работодатель обязан предоставить своим сотрудникам-водителям полную информацию, которая важна для их безопасности.
Из каких граф состоит журнал проведения инструктажей с водителями по БД
Журнал инструктажа водителей по безопасности дорожного движения в обязательном порядке имеет несколько граф. В них указываются:
Следите, чтобы все эти графы присутствовали в бланке.
Указания к ведению журнала по проведению инструктажей с водительским составом по безопасности движения
Главное правило: если водитель не прослушал инструкцию, если данные о прохождении инструктажа не включены в журнал по безопасности дорожного движения, он не имеет права выходить на линию. Отвечает за это начальник службы безопасности движения либо ее инженер. Они организуют лекции, следят за их своевременностью и ведут журнал инструктажа по БДД. Оформляются журналы в соответствии с Положением об инструктажах по безопасности на дорогах. Образцы новых журналов 2020 г. по БДД приведены ниже.
Вводный
Сразу после устройства на работу планируется инструктаж такого типа (подробнее см. пункт 18 правил, утвержденных Приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7). В нем содержатся сведения о видах грузов, которые перевозит организация, о правилах перевозки людей, трудовом распорядке в организации, порядке прохождения проверки транспорта перед выходом на линию.
Предрейсовый
В журнал предрейсового инструктажа по БДД включаются данные о каждом инструктаже перед выходом в опасные рейсы. Например, его проводят перед первым выходом на определенный сложный маршрут, перед работой в колонне автомобилей, перед транспортировкой опасных грузов.
Этот же инструктаж нужен всем водителям, которые недавно приняты на работу. Проводят его перед первым выходом на маршрут. Им рассказывают об особенностях дорожного движения в месте работы, путевых условиях, наличии мест концентрации ДТП, опасных участках дорог. В ходе беседы упоминают, где найти АЗС, станцию техобслуживания и стоянку.
Сезонный
Существует отдельный журнал межсезонный по БДД. Такие лекции проходят дважды в год перед началом теплого и холодного времен года. Они предназначаются всем водителям компании. В лекции рассказывают о сложностях вождения в трудных погодных условиях: в гололед и метель зимой, в туман, ливень и при таянии снега летом.
Специальный
Существует специальный журнал по БДД. Особые инструктажи ведутся при срочных изменениях в порядке работы водителей. Например, информация о лекциях по угрозе теракта, изменениях в маршруте, новых правилах или нормативах обязательно включается в специальный журнал инструктажа по безопасности дорожного движения.
Положение о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом
Все правила относительно того, как ведется журнал учета, содержатся в Положении, которое утверждено Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27 (он, правда, отменен Приказом Минтранса РФ от 25.01.2011 № 18, но поскольку форма журнала законодательно не утверждена, пользоваться этими формами никто не запрещает). Ссылки на формы есть в Методическом пособии по курсу подготовки специалистов по безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте (утв. Минтрансом РФ в 2007 году), там есть вся информация о четырех перечисленных видах инструктажей, об ответственных лицах и конкретных темах, которые должны включаться в инструктаж того или иного типа.
Обязательные инструктажи по БДД для водителей с 1 сентября 2021 года
специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда
В практику российских организаций и ИП вернулись инструктажи по безопасности дорожного движения. Расскажем, какие виды инструктажей необходимо организовать, какие требования установлены к инструктирующему
Для кого обязательны инструктажи по БДД
Новые правила Минтранс утвердил Приказом № 145 от 30.04.2021. Требования обязательны для физических лиц, которые работают на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3500 кг, и автобусах, а также для юридических лиц и ИП, которые:
Эти работодатели обязаны назначить ответственного за обеспечение БДД и организовать проведение инструктажей по безопасности перевозок пассажиров или грузов.
Новые правила не действуют в отношении:
Какие инструктажи по БДД должен проводить работодатель
Работодатели обязаны организовывать инструктажи четырех видов: вводные, предрейсовые, сезонные и специальные. Программа инструктажа по БДД зависит от его вида.
В этот момент водитель получает сведения о видах перевозок, особенностях грузов, составе пассажиров, установленных в этой организации. На вводном инструктаже знакомят с нормами загрузки грузовых транспортных средств, рассказывают о типичных для организации рисках, наиболее частых причинах аварий.
В программу нужно также включить алгоритм действий в случае дорожно-транспортного происшествия, инструкцию о том, как вызвать аварийного комиссара в рамках обязательного страхования гражданской ответственности и сообщить об этом ответственным сотрудникам работодателя. Во время вводного инструктажа расскажите и о порядке предрейсового медосмотра на вашем предприятии.
Ответственный за обеспечение БДД должен рассказать, какова протяженность маршрута, в каких дорожных условиях придется управлять ТС, какие опасные участки встретятся по пути и как обеспечить свою безопасность и безопасность перевозимых грузов или пассажиров.
Во время весеннего инструктажа рассказывают о том, как двигаться в условиях таяния снега, возможных подтоплений, схода лавин. На осеннем инструктаже — об особенностях работы в условиях гололеда, снегопада, тумана, пониженной видимости, при движении по ледовым переправам.
Сезонные инструктажи содержат сведения о дополнительных мерах безопасности при аварийном торможении и в случае ДТП.
Кого назначить ответственным за инструктажи по БДД
Татьяна Богданова, эксперт по трудовому праву и охране труда:
Для проведения всех видов инструктажей работодатель обязан назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Обязательным условием является успешная аттестация сотрудника (Приказ Минтранса России от 31.07.2020 № 283).
Квалификационные требования к назначаемому сотруднику:
Как оформить инструктажи с водителями
Работодателям придется завести журнал учета инструктажей водителей, где отмечать все проведенные мероприятия. В журнале надо указать дату и вид инструктажа, должность, фамилию и инициалы проводившего инструктаж, фамилии и инициалы проинструктированных водителей и их подписи. Правила допускают применение электронной цифровой подписи, если работодатель уже ввел электронное оформление инструктажей.
Мы рекомендуем расширить объем журнала. Если работодатель решит вести инструктажи в электронном виде, то и журнал должен содержать ЭЦП ответственного и водителя. Для крупного бизнеса это выгодно, а ИП могут проводить инструктажи и в бумажном виде.
Пример заполнения журнала инструктажей по БДД вы найдете в нашей шпаргалке.
Чтобы узнать, как создать инструкции и программы инструктажа по БДД, как организовать повышение квалификации водителей и обеспечить охрану труда водителей по всем правилам, смотрите вебинар Марины Шобохоновой «Как допустить водителей к работе: инструктажи по БДД и режим работы».
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Образец заполнения журнала регистрации инструктажей по БДД 18.6 КБ
Журнал по проведению инструктажей с водительским составом по бдд образец заполнения
Вид документа: Приказ
Наименование правотворческого органа: Министерство транспорта Донецкой Народной Республики
Дата документа: 05.02.2020
Номер документа: 34
Дата государственной регистрации: 20.02.2020
Регистрационный номер: 3660
Заголовок документа: Об утверждении Порядка проведения инструктажей по безопасности дорожного движения и стажировки водителей колесных транспортных средств
Действие документа: Действующий
Информация об опубликовании:
Официальный сайт Министерства транспорта Донецкой Народной Республики http://donmintrans.ru/, 27.02.2020
Дополнительные сведения:
Количество страниц: 20
Министерство транспорта
Донецкой Народной Республики
Приказ
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Порядок проведения инструктажей по безопасности дорожного движения и стажировки водителей колесных транспортных средств (прилагается).
2. Департаменту автомобильного и пассажирского транспорта совместно с отделом правового обеспечения направить настоящий Приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на директора Департамента автомобильного и пассажирского транспорта.
5. Настоящий Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Приказом Министерства транспорта
Донецкой Народной Республики
«05» февраля 2020 г. № 34
Порядок проведения инструктажей по безопасности дорожного движения и стажировки водителей колесных транспортных средств
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Порядок проведения инструктажей по безопасности дорожного движения и стажировки водителей колесных транспортных средств (далее – Порядок) разработан на основании пункта 4 части 5 статьи 7, пункта 7 части 1 статьи 35 Закона Донецкой Народной Республики «Об автомобильном транспорте».
1.2. Порядок устанавливает виды, периодичность, последовательность проведения инструктажей по безопасности дорожного движения и порядок стажировки водителей колесных транспортных средств (далее – КТС).
1.3. Действие настоящего Порядка распространяется на субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в сфере автомобильного транспорта, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (далее – Перевозчик), которые имеют КТС и участвуют в дорожном движении.
1.4. В случае, когда Перевозчик не имеет возможности самостоятельно обеспечить проведение инструктажей по безопасности дорожного движения и стажировку водителей КТС, он может заключить договор на предоставление услуг по проведению инструктажей по безопасности дорожного движения и стажировке водителей с субъектом хозяйствования (далее – субъект хозяйствования согласно договору), имеющим в штате специалиста автомобильного транспорта с необходимым объемом полномочий в соответствии с частью 2 статьи 35 Закона Донецкой Народной Республики «Об автомобильном транспорте».
1.5. Инструктаж и стажировка проводятся с целью повышения квалификации профессионального уровня водителей, получения необходимой информации для выполнения различных видов перевозок и обеспечения безопасности дорожного движения.
1.6. Служба (отдел) безопасности дорожного движения или работник, на которого Перевозчиком (субъектом хозяйствования согласно договору) возложены обязанности приказом (распоряжением) по обеспечению безопасности дорожного движения (далее – служба БДД), на соответствующий год разрабатывает программу инструктажей по безопасности дорожного движения и определяет сроки их проведения. Разработанный вид и содержание (тематика) инструктажей утверждаются приказом руководителя Перевозчика.
1.7. Организация проведения инструктажей, контроль и учет за своевременностью и полнотой их выполнения возлагаются на Перевозчика.
1.8. Для водителей КТС устанавливаются следующие виды инструктажей по безопасности дорожного движения:
1.9. Запрещается допускать водителей КТС к работе без прохождения ими инструктажей в установленные Перевозчиком сроки.
1.10. Отметка о проведении инструктажей по безопасности дорожного движения делается в соответствующих журналах без пропуска строк, которые ведутся службой БДД Перевозчика (субъекта хозяйствования согласно договору) в двух экземплярах. Журналы учета инструктажей по безопасности дорожного движения обязаны быть в твердом (книжном) переплете, формата А4 (Приложение 1), и хранится в службе БДД Перевозчика (субъекта хозяйствования согласно договору). Журналы должны быть прошнурованы, пронумерованы, заверены печатью и подписью Перевозчика (субъекта хозяйствования согласно договору).
1.11. Субъект хозяйствования, заключивший договор с Перевозчиком на предоставление услуг по проведению инструктажей по безопасности дорожного движения, обязан вести учет инструктажей по безопасности дорожного движения в соответствующих журналах инструктажей отдельно по каждому Перевозчику, заключивших такие договоры.
1.12. Срок хранения журналов учета инструктажей по безопасности дорожного движения составляет 5 лет с момента внесения в него последней записи.
II. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ
2.1. Вводный инструктаж по безопасности дорожного движения проводится со всеми водителями, принимаемыми на работу.
2.2. Вводный инструктаж включает в себя следующие положения:
особенности деятельности работы Перевозчика;
внутренний распорядок работы Перевозчика;
порядок допуска водителей к самостоятельной работе;
порядок получения и предъявления соответствующих документов осмотра и проверки технического состояния КТС;
режим труда и отдыха водителей;
особенности организации движения на маршрутах работы Перевозчика, оказание технической помощи, а также организация движения КТС на территории Перевозчика;
порядок прохождения водителями предрейсового и послерейсового медицинского осмотра;
порядок прохождения технического осмотра КТС при выезде на маршрут (линию) и при возвращении с маршрута (линии);
права и обязанности водителей, установленные Правилами дорожного движения, утвержденными Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 12.03.2015 № 3-12 (далее – ПДД) (особое внимание обращается на недопустимость выхода на работу в состоянии алкогольного опьянения или с остаточными явлениями алкоголя, под воздействием наркотических средств, психотропных или токсических веществ);
нормы загрузки КТС и требования по обеспечению безопасной перевозки пассажиров и грузов;
особенности обслуживания лиц с ограниченными физическими возможностями (для пассажирских перевозок);
уголовную, административную, дисциплинарную, материальную ответственности водителя за совершение дорожно-транспортного происшествия (далее – ДТП) и нарушения ПДД;
основные данные об аварийности на маршрутной сети, обстоятельствах и причинах преобладающих видов ДТП;
порядок информирования работников о допущенных нарушениях ПДД, а также о других нарушениях, выявленных контролирующими лицами;
контактные телефоны, по которым необходимо немедленно сообщить должностным лицам Перевозчика о ДТП или других чрезвычайных происшествиях;
документы для осуществления перевозок пассажиров и (или) грузов, предусмотренные действующим законодательством Донецкой Народной Республики;
иную информацию, необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения.
2.3. Запись о проведении вводного инструктажа фиксируется в журнале учета вводного инструктажа по безопасности дорожного движения (Приложение 1).
III. ПРЕДРЕЙСОВЫЙ ИНСТРУКТАЖ
3.1. Предрейсовый инструктаж проводится перед выездом на маршрут (линию) с водителями, которые выполняют перевозки групп детей, направляются впервые на междугородные, международные перевозки пассажиров или грузов либо привлекаются к работе по преодолению последствий чрезвычайных ситуаций или стихийных бедствий, а также при движении в организованной транспортной колонне.
3.2. Предрейсовый инструктаж включает в себя следующие положения:
протяженность и общая характеристика маршрута, условия движения, наличие опасных мест концентрации ДТП на маршруте, возможные изменения дорожно-климатических условий;
схему маршрута движения, начальные, конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при необходимости), стоянки транспортных средств;
расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций;
действия водителя в ситуациях, связанных с несоблюдением графика движения транспортного средства по независящим от него причинам (при перевозке пассажиров по регулярным маршрутам);
обязанности водителя по обеспечению безопасной перевозки пассажиров, порядок проезда мест концентрации пешеходов (перекрестки, пешеходные переходы, железнодорожные переезды), а также соблюдение правил остановки, стоянки, обгона, безопасной дистанции и интервала, скоростного режима;
характеристику грузов и требования по их безопасной перевозке;
порядок проверки укладки и крепления груза, перечень необходимого оборудования и приспособлений;
ответственность водителей за обеспечение технической исправности КТС на линии;
ответственность водителей за самовольное отклонение от маршрута, невыполнение задания или использование КТС перевозчика в личных целях;
меры по обеспечению безопасности движения при неблагоприятных погодных условиях;
информацию об изменениях в организации перевозок, об особенностях проезда железнодорожных переездов, путепроводов и других искусственных сооружений, пользования паромными переправами;
порядок подачи и отправления автобуса;
техническое состояние и специальное оборудование автобуса;
порядок и нормы посадки и высадки пассажиров;
особенности посадки и высадки детей, их перевозки, взаимодействия водителя с лицами, сопровождающими детей (при перевозке детей);
отдельные требования Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом;
основные требования к техническому состоянию, оборудованию и дополнительному оснащению КТС, используемых для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов;
допустимую скорость движения крупногабаритных и тяжеловесных КТС;
порядок движения, обгона, остановки, стоянки и сопровождения крупногабаритных и тяжеловесных КТС;
иную информацию, необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения.
3.3. Запись о проведении предрейсового инструктажа осуществляется в журнале учета инструктажей по безопасности дорожного движения (Приложение 1).
IV. ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУКТАЖ
4.1. Периодический инструктаж проводится с целью систематическогои обязательного ознакомления всех водителей с информацией, необходимой для производительной, безопасной и качественной работы на маршруте (линии).
4.2. Периодический инструктаж проводится ежемесячно по графику, утвержденному Перевозчиком.
4.3. Периодический инструктаж включает в себя следующие положения:
порядок действий при возникновении аварийной ситуаций и при различных отказах системы КТС;
правила проезда железнодорожных переездов и путепроводов;
особенности дорожного движения в соответствии с требованиями ПДД;
иную информацию, необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения.
4.4. Периодический инструктаж должен сопровождаться анализом ДТП, если такие имели место, а также показом видеоуроков по пунктам ПДД и слайдов по безопасности дорожного движения.
4.5. Запись о проведении периодического инструктажа осуществляется в журнале учета инструктажей по безопасности дорожного движения (Приложение 1).
V. СЕЗОННЫЙ ИНСТРУКТАЖ
5.1. Сезонный инструктаж проводится два раза в год при подготовке водительского состава к работе в весенне-летний и осенне-зимний периоды эксплуатации и управления КТС, совмещая с плановыми занятиями по повышению профессионального мастерства водителей.
5.2. В тематику сезонных инструктажей включаются вопросы, определяющие особенности эксплуатации и управления КСТ в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также связанные с обеспечением безопасности дорожного движения в сложных погодных и дорожных условиях.
5.3. Сезонный инструктаж проводится согласно графику, утвержденному Перевозчиком, в период:
5.4. Сезонный инструктаж включает в себя следующие положения:
особенности эксплуатации КТС в весенне-летний или осенне-зимний периоды;
особенности эксплуатации КТС при увеличении пешеходных потоков и интенсивности движения транспорта;
обеспечение безопасности движения при осуществлении автомобильных перевозок в сложных дорожных или погодно-климатических условиях;
особенности движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости;
приемы управления КТС и особенности маневрирования при движении в гололедицу, при сильном снегопаде, метели или дожде;
характерные ДТП и нарушения ПДД, допущенные водителями в осенне-зимний период эксплуатации;
особенности проезда железнодорожных переездов и действия водителей при вынужденной остановке на переезде;
особо опасные места на маршруте движения, меры предосторожности при движении на опасных участках;
обеспечение безопасности движения в условиях повышенной активности пешеходов-школьников, велосипедистов в периоды каникул, особенности пассажирских и пешеходных потоков в летнее время, увеличение пассажиро-транспортных потоков;
иную информацию, необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения.
5.5. Запись о проведении сезонного инструктажа осуществляется в журнале учета инструктажей по безопасности дорожного движения (Приложение 1).
VI. СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ
6.1. Специальный инструктаж проводится с водителями при необходимости срочного доведения до них информации в случае получения информации о ДТП с человеческими жертвами, значительным материальным и экологическим ущербом, зафиксированного нарушения ПДД, появления опасных мест и участков на маршруте (линии), возможного наступления особо сложных метеорологических или дорожных условий, доведения до водителей изменений в действующем законодательстве в сфере автомобильного транспорта, совершения и (или) угрозы совершения террористических актов, а также с водителями автобусов, впервые направляемыми самостоятельно на маршрут или впервые назначаемыми для работы на новых моделях КТС.
6.2. В ходе проведения специального инструктажа дается оценка сложившейся ситуации и порядок необходимых действий водителя, который включает в себя следующие положения:
особенности выполнения новых видов автомобильных перевозок в отрыве от постоянного места стоянки;
режим труда и отдыха водителей;
действия водителей в случае появления признаков заболевания;
анализ причин и обстоятельств ДТП и нарушений ПДД, повлекших за собой гибель или телесное повреждение людей;
вступление в силу нормативных правовых актов, положения которых влияют на профессиональную деятельность водителей;
изменения маршрута и условий движения, влияющих на безопасность дорожного движения;
иную информацию, необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения.
6.3. Запись о проведении специального инструктажа осуществляется в журнале учета инструктажей по безопасности дорожного движения (Приложение 1).
VII. СТАЖИРОВКА ВОДИТЕЛЕЙ КТС
7.1. Стажировка проводится с целью адаптации водителей к условиям работы, а также повышения квалификации и профессионального уровня водителей КТС, принимаемых на работу, или при переводе водителей на новую марку (модель) КТС, а также совершенствования их знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасное управление КТС при перевозке грузов и обслуживании пассажиров.
7.2. Стажировка проводится с водителями КТС в следующих случаях:
при приеме на работу после окончания обучения;
при приеме на работу на новое предприятие (независимо от имеющихся категорий, стажа на предыдущем месте работы и т.п.);
при перерыве в работе в качестве водителя более 12 месяцев;
при переводе на новую марку (модель) КТС.
7.3. Стажировка осуществляется под руководством водителя-наставника, назначенного приказом руководителя Перевозчика (субъекта хозяйствования согласно договору), из числа наиболее опытных и дисциплинированных водителей, при наличии водительского стажа управления КТС той категории, на котором проводится стажировка, не менее трех лет и не допускавших за последние три года нарушений ПДД.
7.4. Водитель-стажер закрепляется за водителем-наставником, как правило, на весь срок стажировки.
7.5. Стажировка водителей КТС включает работу на внутренней территории предприятия, на маршруте (линии) и контрольную поездку.
7.6. Продолжительность стажировки:
водителя автобуса согласно Приложению 2;
водителя автомобиля-такси согласно Приложению 3;
водителя легкового автомобиля согласно Приложению 4;
водителя грузового автомобиля согласно Приложению 5.
По усмотрению Перевозчика (субъекта хозяйствования согласно договору) при получении водителем отрицательных результатов проведения стажировки, допускается назначить внутренним приказом (распоряжением) проведение дополнительной стажировки.
Продолжительность стажировки в случаях, не предусмотренных настоящим пунктом, определяется Перевозчиком (субъектом хозяйствования согласно договору) и должна составлять не менее двух рабочих дней.
7.7. Стажировка должна осуществляться на КТС того типа и марки и на тех маршрутах, на которых водители будут в дальнейшем самостоятельно работать.
7.8. К выходу на маршрут (линию) для проведения стажировки допускаются водители КТС, прошедшие предрейсовый медицинский осмотр.
7.9. Перевозчик утверждает программу стажировки, которая включает в себя проверку и отработку навыков водителя относительно безопасной работы на КТС той марки или модели, которое будет за ним закреплено.
7.10. В программу стажировки в обязательном порядке входит следующее:
изучение схемы движения пешеходов и транспорта по территории предприятия;
предрейсовая подготовка транспортного средства и рабочего места;
соблюдение требований безопасности при ремонте и техническом обслуживании транспортного средства;
движение задним ходом и разворот;
торможение и остановка на различных скоростях, включая экстренную остановку в соответствии с условиями дорожного движения;
использование зеркал заднего вида;
выбор скорости движения, интервала, дистанции и радиуса поворота в зависимости от загрузки и габаритов КТС;
предвидение появления опасных движущихся объектов, которые могут привести к ДТП;
движение в ночное время;
открытие и закрытие дверей салона на остановках, выполнение правил посадки и высадки пассажиров.
7.11. Заключительным этапом прохождения стажировки является контрольная поездка, которая выполняется с грузом или пассажирами. Во время контрольной поездки водитель-наставник наблюдает за соблюдением водителем-стажером ПДД, правил технической эксплуатации транспортных средств, приёмов безаварийного управления транспортным средством, графиков работы.
7.12. При приеме на работу водителя с другого предприятия, в случае если он управлял аналогичным КТС, проводится стажировка в виде контрольной поездки под руководством водителя-наставника.
7.13. Водителю, направляемому на стажировку или контрольную поездку, выдается Лист прохождения стажировки (Приложение 6).
7.14. По окончании стажировки или контрольной поездки по представлению водителя-наставника принимается решение о допуске водителя к работе, о чем производится соответствующая запись в листе прохождения стажировки за подписями работника службы БДД, руководителя Перевозчика, а при наличии договора на оказание настоящих услуг – также руководителем субъекта хозяйствования, оказывающего услуги.
7.15. Стажировка водителя-стажера маршрутного транспортного средства, выполняющего перевозки пассажиров в регулярном сообщении, проводится в утреннее, дневное, вечернее и ночное время по улицам и дорогам, по которым проходят регулярные маршруты перевозок пассажиров.
Стажировка водителя-стажера автобуса, осуществляющего перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении, автомобиля-такси и грузового автомобиля проводится на участках и (или) объектах работы в соответствии с графиком работы водителя-наставника, проводящего стажировку.
7.16. Листы стажировки передаются в отдел кадров Перевозчика или работнику, на которого Перевозчиком возложены обязанности по работе с кадрами, и после проверки правильности и полноты их заполнения хранятся в личном деле водителя Перевозчика.
7.17. В путевых листах на КТС, которые выдаются водителю-стажеру, делается отметка о прохождении стажировки или контрольной поездки.