Как сказано в п. 1 ст. 20 ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения», юрлица обязаны вести учет и анализ несоблюдения ПДД их водителями. Для этого ведется журнал учета нарушений правил дорожного движения (ПДД), который должен содержать сведения о каждой аварийной ситуации, даже если пострадавших в результате не было.
Часть компаний предпочитают покупать подготовленные типографским способом бланки для заполнения, но можно журнал учета нарушений правил дорожного движения скачать и использовать в работе. Это не будет нарушением закона, проверяющие организации принимают такие документы без проблем. К таким контролирующим организациям относятся Ространснадзор или УГАДН (Управление госавтодорожного надзора).
Что указывают в документе
В заполненном бланке должна присутствовать следующая информация:
Позднее вносится информация о последствиях, о том, кто выявил опасную ситуацию, о наказании виновника, дополнительных мерах (лекции, предупреждение). Если есть важная информация, которую не получится внести ни в одну графу, ее тоже указывают, но ниже, в примечаниях.
Кто ведет журнал учета нарушений
Заполнять документ могут представители юрлица или водители самостоятельно. В первом случае за это отвечает, как правило, человек, следящий за безопасностью дорожного движения. Он же инструктирует водителей и проводит лекции по БДД. Если такого специалиста в компании нет, его обязанности берет на себя руководитель.
Водители могут и сами заполнять таблицу. Например, так делают, если шофер — ИП и работает «на себя». Но и крупные компании могут обязать сотрудников вести учет аварийных ситуаций. Возникает вопрос: не захотят ли водители скрывать часть происшествий, особенно если следов не осталось? Нет, журнал учета нарушений правил дорожного движения водителями сверяется с ГИБДД, и если будут обнаружены такие факты, фирма понесет ответственность.
Сотрудники Госавтоинспекции могут запросить заполненный журнал сверки нарушений ПДД с ГИБДД в любой момент. Как правило, они это делают при ведении расследования ДТП.
Правила заполнения
Форма документа рекомендована Минтрансом РФ в Приказе № 22 от 22.04.1996. Он называется «О реализации положений Федерального закона «Об утверждении формы учета дорожно-транспортных происшествий владельцам транспортных средств»»:
Продолжаю отвечать на Ваши вопросы и сегодня обсудим учет нарушений правил дорожного движения в организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:
Такая же формулировка присутствует в Приказе Министерства транспорта РФ от 30 апреля 2021 г. № 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». В пункте 3 приказа сказано, что при организации и осуществлении перевозок пассажиров и (или) грузов указанные в пункте 2 настоящих Правил юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее — субъекты транспортной деятельности) обязаны обеспечивать:
Таким образом владельцы транспортных средств обязаны:
Порядок учета и анализа ДТП определены следующими нормативными правовыми актами:
Нормативных актов определяющих порядок учета и анализа нарушений ПДД в действующем законодательстве нет. Так же нет требования сверять данные о нарушениях ПДД с органами ГИБДД. Таким образом порядок учета и анализа нарушений ПДД владельцы транспортных средств определяют для себя сами.
Прежде чем приступить к анализу нарушения его необходимо учесть. Законодательством не определена форма учете нарушений ПДД, поэтому её необходимо разработать самостоятельно.
При разработке журнала учета нарушений ПДД в форму необходимо внести следующие графы:
Представленных выше данных вполне достаточно для учета нарушения ПДД, так как в них содержится вся необходимая для учета информация.
После учета нарушения необходимо провести анализ причин и условий, способствовавших нарушению ПДД. Ни в одном из действующих нормативных правовых актах не описан порядок проведения данного анализа, однако, требование о его проведении есть в Федеральном законе № 196-ФЗ и приказе Минтранса № 145.
Для этого необходимо собрать и систематизировать дополнительные данные:
В итоге анализа должно быть информация о наказании виновника:
Так же необходимо указать какие дополнительные меры по предотвращению нарушений ПДД были предприняты — собрания с водительским составом, беседы и т.д.
Для анализа нарушений ПДД не обязательно оформлять акт или какой либо отдельный документ. Все перечисленные выше сведения достаточно внести в журнал учета нарушений ПДД.
Ниже представлен пример оформления журнала учета нарушений и анализа ДТП. Минимальный набор информации содержащейся в журнале вполне удовлетворяет проверяющие органы. Но, при необходимости, в него можно внести любые дополнительные графы.
№
Данные о водителе: фамилия, имя, отчество, стаж работы
Марка и номерной знак автомобиля
Дата и время нарушения
Характер нарушения
Обстоятельства при которых совершено нарушение
Кем установлено нарушение
Какое понес наказание виновник
Кем и когда наложено взыскание
Дополнительные меры (собрание, беседа и др.)
На сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.
Если у Вас нет времени заниматься составлением документации и поиском её в интернете, или Вы не совсем компетентны в этом вопросе, то на сайте можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей. Или мы с нуля разработаем всю документацию необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения в Вашей организации. Стоимость услуги от 10000 рублей.
Все документы представлены в электронном виде в формате Microsoft Word и Microsoft Excel с возможностью редактирования. Для того чтобы получить документы достаточно написать на адрес электронной почты putevoji@list.ru, и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.
Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим
4 комментария
Добрый день! Подскажите пожалуйста, необходимо ли сейчас вести журнал учета ДТП? Приказ Минтранса РФ №22 от т 02 апреля 1996 г. является действующим, однако в нем имеется прямая ссылка на 647 Постановление, которое отменили и заменили его на Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2020 г. № 1502, в соответствии с которым субъект транспортной деятельности проходит сверку в электронном виде через официальный сайт ГИБДД. Вместе с тем, Приказе Министерства транспорта РФ от 30 апреля 2021 г. № 145 указаны вопросы, подлежащие рассмотрению при проведении анализа ДТП и они частично отличаются от тех, которые предусмотрены формой журнала по ПР МТ №22.Так же и в электронной сверке отсутствуют данные, которые необходимо вносить в журнал, установленной формы по ПР МТ.№ 22. Вопрос, в какой все таки форме сейчас правильно проводить сверку и необходимо ли вести журнал? Спасибо.
По форме утвержденной действующим Приказом Минтранса РФ № 22, так как другой утвержденной формы пока нет.
Добрый день! Так как не представляется возможным заполнять все графы журнала, возможно ли просто делать распечатку электронной сверки. Достаточно ли этого будет?
Почитайте Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2020 г. № 1502, журнал вести обязательно, если в некоторые графы невозможно внести данные, то просто их не ставите, хотя это редкость. Обычно с неустановленным виновником.
Кто и когда записывает данные в журнал учета нарушений ПДД: образец для заполнения
Федеральный закон № 196 «О безопасности Дорожного Движения» (10.12.1995 г.) обязывает фиксировать и анализировать юридическое и физическое лицо, владеющее транспортом, нарушения правил дорожного движения водителями, совершенные на данном авто.
Для этого выпустили специализированный журнал ПДД, в котором указаны соответствующие графы заполнения различных видов нарушений. Журнал создан с целью профилактики нарушений, их записи и анализа. Данная информация может пригодиться как для работы с автотранспортом (как авто эксплуатировали), так и для расследования ГИБДД, также журнал показывает характер вождения и поведения автовладельца на дороге (водитель группы риска).
Журнал находится на хранении 3 года и требует тщательного заполнения.
Что это такое?
Журнал учета – это внутренний документ для фиксирования нарушений ПДД, а возможно и ДТП, технической эксплуатации автотранспорта, его обслуживания. Ведение журнала ПДД обеспечивает учет нарушений и направлено на сохранение безопасности дорожного движения. Это помогает в дальнейшем проводить меры предупреждения и профилактики для водителей группы риска и повышает надежность вождения.
Для чего это нужно?
Документ учета предназначен для регистрации всех совершенных нарушений правил дорожного движения, в которых участвует транспорт. Учет ведется всего в независимости от тяжести происшествий, причиненного ущерба, размера повреждений.
Например, авария совершена водителем в состоянии алкогольного опьянения или автотранспорт находился в неисправленном состоянии, тогда к учету зафиксированного нарушения должно быть приложено донесение о состоянии водителя или авто (если водитель принадлежит организации).
Как фиксируется несоблюдение правил дорожного движения?
Водителями
Ведется в журнале самостоятельно, регистрации подлежат все виды правонарушений: от правил до технического состояния. В документе владелец автотранспорта указывает:
Зарегистрированные материалы используются для анализа и оценки состояния водительской компетенции. Сбор материала классифицируется по распределению дорожно-транспортных происшествий:
Организациями (владеющими автотранспортом)
Осуществляется специалистом, который отвечает за безопасность движения в организации, затем предает данные на сверку инспекторам ГИБДД. Фирма через специалиста по безопасности проводит инструктажи и осуществляет профилактические меры по теме правил дорожного движения. После мероприятий водители фиксируют в журнале, что ознакомились с материалом. Задача специалиста затем сводится к контролю за соблюдением ПДД.
Специалист по обеспечению безопасности дорожного движения обязан проходить соответствующее обучение и аттестацию при наличии ставки и услуг перевозки в фирме/предприятии. Если в фирме не существует ставки специалиста по безопасности, тогда в случае происшествий ответственность несет руководитель фирмы. Форма журнала учета нарушений та же, только заполняется ответственным за это лицом организации (назначается по надобности).
Нормативные требования
Порядок оформления
От правильного и точного заполнения журнала ПДД зависит многое. При расследовании сотрудники ГИБДД могут запросить журнал для уточнения события, а там неверно указано время или намерено сделана ошибка (такие случаи больше касаются журналов организаций, например, такси).
Образец заполнения журнала учета ДТП и нарушений ПДД:
Графы заполнят цифрами и текстом. Страницы журнала нумеруются, количество листов на усмотрение, переплет можно сделать твердый, как книжный. В организациях может существовать дубликат журнала в электронном виде.
Какие данные фиксируются?
Заключение
Журнал учета ПДД очень полезная вещь для автовладельца. Почти как бортовой журнал корабля. Материалы и данные, которые фиксируются в журнале могут оказать неоспоримую помощь в расследовании случаев ДТП. Ведение журнала с меньшим количеством нарушений характеризует водителя как компетентного в свое деле. Данный способ контроля, рассчитан как мера уменьшения правонарушений.
Перечень необходимых журналов по БДД на предприятии
Безопасность в автохозяйстве – важная составляющая деятельности организации. В связи с этим руководство автотранспортных компаний обязали проводить инструкта-жи по БДД. Лекции делятся на несколько видов, для каждой из них заводят отчетную документацию. Журналы по БДД на предприятии соответствуют конкретным требова-ниям.
В статье поговорим о том, какие журналы должен вести специалист по БДД, как их грамотно и верно заполнить, а также рассмотрим ответственность за неисполнение законодательно прописанных норм.
Зачем нужен журнал БДД на предприятии
Для снижения аварийности на дорогах страны и обеспечения безопасности населения в автотранспортных компаниях проводят обучающие лекции для шоферов. Занятия нужны даже в тех фирмах, в штате которых значится один водитель.
Журналы специалиста по БДД – это отчетная документация, подтверждаю-щая наличие положенных мероприятий в автотранспортной организации.
Документы предоставляют во время проверок уполномоченными органами. Также журналы по безопасности дорожного движения на предприятиях служат базой для составления квартальных и годовых отчетов, мониторинга общей ситуации, складывающейся в компании.
Кто его ведет
Заполнением журнала занимается сертифицированный инструктор по БДД, ответственный за проведение лекций (инженер по безопасности, главный по колонне). Он вносит всю необходимую информацию в большую часть документов. Исключение – журналы врачебных отчетов. За их ведение ответственен медицинский сотрудник.
Отметим, что каждая страница журнала должна быть пронумерована и скреплена официальной печатью организации. Штамп также ставят на задней стороне документа. Книги учета необходимо прошнуровывать.
Структура
Отчетный документ представляет собой книгу, расчерченную на столбцы. В каждый из них заносят информацию, относящуюся к теме мероприятия.
Образцы журналов
Для каждого типа инструктажа заводят отдельную книгу учета. Перечень необходи-мых пунктов иногда разнится. В сети можно найти и приобрести образцы документов 2017, 2018 и 2019 годов. Предлагаем подробно рассмотреть, какие журналы должны быть для обеспечения БДД и какую информацию следует в них внести.
Учета ДТП
Такой журнал нужен для выявления причин аварийности, принятия конкретных мер по предотвращению ДТП.
Включают в него следующую информацию:
Также важно указать водительский стаж сотрудника, данные мед- и техосмотров, информацию о принятых компанией мерах.
Учета учебных занятий
Документ демонстрирует, какие знания получили сотрудники во время лекций. В журнале учета учебных занятий по БДД (20-часовая программа) указывают список учебных дисциплин, а также их продолжительность (теории и практики). Перечень дублирует инструкции по БДД, утвержденные приказом начальства.
Проведения инструктажей с водительским составом
Такой журнал призван контролировать посещаемость водителями обязательных мероприятий.
Сюда включают следующие пункты:
Предрейсовых, предсменных медосмотров
С помощью журналов предрейсовых, предсменных медосмотров выявляют наиболее частые причины отстранений шоферов от рейсов, мониторят влияние опасных грузов на состояние здоровья водителей.
Документ заполняется штатным медицинским работником или сотрудником клиники.
Регистрации технического состояния и выпуска на линию ТС
Этот журнал ведут для того, чтобы доказать в спорных ситуациях начальную исправность автотранспортного средства. Также документ позволяет отследить недобросовестных сотрудников, отлучавшихся в рабочее время по личным нуждам (это подтвердят указанные километры маршрута).
В журнал вносят следующие данные:
Учета выдачи путевых листов
Бланки «путевиков» нужны для бухгалтерского учета. Они подтверждают расходы, отображают данные маршрута.
По информации, занесенной в журнал, составляют общую смету расходов на обслуживание ТС:
Учета нарушений ПДД
Даже самый дисциплинированный шофер может пренебречь правилами дорожного движения. Для того чтобы это не вошло в небезопасную привычку, компания ведет учет «грехов» каждого водителя.
В журнале фиксируют следующее:
Также вносятся данные о проведенной с нарушителем беседе или общем собрании.
Учета проверок органами контроля по БДД
Журнал учета проверок органами контроля по БДД помогает проанализировать правильность и полноту исполнения законодательных требований.
Документ фиксирует обнаруженные при проверке нарушения, выявляет промахи ответственных за безопасность лиц. Также регистрация мероприятий по контролю может послужить доказательством в судебных инстанциях (если компания не согласна с заключением проверяющего).
Образец заполнения
В книгу учета вносят следующие сведения:
Срок хранения журналов
Всю отчетную документацию, так или иначе затрагивающую тему БДД, необходимо хранить в архивах не менее 10 лет.
При спорных ситуациях, повышенной аварийности, выявленной в организации, уполномоченные органы вправе затребовать старые данные. Руководители предприятия будут обязаны их предоставить.
Информация из архивов может быть полезна при мониторинге общей ситуации, сложившейся в организации. На основе этого составляют графики, демонстриру-ющие руководству улучшение или ухудшение безопасности труда в компании.
Ответственность за отсутствие журнала в организации
Каждый журнал служит подтверждением того, что руководство исполняет законы и проводит прописанные в них обязательные меропри-ятия.
Без отчетной документации доказать проверя-ющим госорганам факты проведения лекций по БДД и осмотров будет затруднительно.
Так как журналы – требование обязательное, их отсутствие грозит финансовыми взысканиями за нарушение регламента мероприятий по БДД.
За это предприятию могут выписать внушительные штрафы, размер которых доходит до 100 000 рублей.
Выводы
Журналы по безопасности дорожного движения – это отчетная документация. Она отображает ход мероприятий, посещение водителями лекций и врачебных осмотров.
За заполнение книг учета отвечает инструктор по БДД. Исключение составляют только журналы предсменных и предрейсовых (послерейсовых) врачебных осмотров. Данные в них заносит медработник.
Приобретать журналы можно в интернете. Страницы подлежат нумерации, на заднюю часть журнала в обязательном порядке ставят официальную печать компании.
За отсутствие журналов грозят штрафные санкции. Документы необходимо хранить в архивах не менее десяти лет.