журнал учета обращений субъектов пдн

Приложение 1. Шаблоны документов и инструкции по их заполнению

Шаблоны документов и инструкции по их заполнению

Учреждениям Минздравсоцразвития России в обязательном порядке необходимо самостоятельно или с привлечением лицензиатов ФСТЭК России разработать и утвердить следующие внутренние нормативные документы по защите персональных данных:

1) Положение о защите персональных данных.

2) Положение о подразделении по защите информации.

3) Приказ о назначении ответственных лиц за обработку ПДн.

4) Перечень персональных данных, подлежащих защите.

5) Приказ о проведении внутренней проверки.

6) Отчет о результатах проведения внутренней проверки.

7) Акт классификации информационной системы персональных данных угроз для конкретной ИСПДн.

8) Положение о разграничении прав доступа к обрабатываемым персональным данным.

9) Модель угроз безопасности персональных данных угроз для конкретной ИСПДн.

10) План мероприятий по обеспечению защиты ПДн.

11) Порядок резервирования и восстановления работоспособности ТС и ПО, баз данных и СЗИ.

12) Должностные инструкции сотрудников, обрабатывающих ПДн:

— Должностная инструкция администратора безопасности ИСПДн.

— Инструкция пользователя по обеспечению безопасности обработки персональных данных, при возникновении внештатных ситуаций.

13) План внутренних проверок.

14) Журнал по учету мероприятий по контролю состояния защиты ПДн.

15) Журнал учета обращений субъектов ПДн о выполнении их законных прав.

16) Положение об Электронном журнале обращений пользователей информационной системы к ПДн.

17) Копия уведомления Роскомнадзора с исходящим номером и датой подписания

Для правильного выполнения технических мероприятий желательно иметь следующие документы:

1) Концепция информационной безопасности ИСПДн учреждения.

2) Политика информационной безопасности ИСПДн учреждения.

3) Техническое задание на разработку системы обеспечения безопасности ИСПДн.

4) Эскизный проект на создание системы обеспечения безопасности ИСПДн.

Настоящие методические рекомендации содержат шаблоны перечисленных выше основных требуемых внутренних нормативных документов по защите персональных данных. После учета специфики учреждения эти документы необходимо ввести в действие приказом по учреждению.

Директор Департамента информатизации
Министерства здравоохранения и
социального развития
Российской Федерации

Начальник 2 управления ФСТЭК России

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Какие журналы учета обязательно ведутся субъектами, работающими с персональными данными, образцы заполнения

журнал учета обращений субъектов пдн

Поскольку на работодателя возложена обязанность соблюдения конфиденциальности при обработке и использовании персональных данных, то возникает необходимость вести определенные акты, регламентирующие и закрепляющие все нюансы, касающиеся личных данных работников.

В статье мы расскажем, какие журналы, связанные с ПДн необходимо вести в организации, и какой формы могут быть эти документы.

Какие книги необходимо вести организации?

Поэтому единой формы для того или иного журнала законодателем не предусмотрено.

На различных предприятиях ведутся следующие журналы, связанные с персональными данными:

Также на предприятиях могут вестись журналы:

Кто должен вести подобную документацию?

Порядок хранения, использования и учета личной информации работников в организации устанавливается работодателем с соблюдением требований Трудового Кодекса.

Регламентация передачи ПД

Если руководитель принимает решение о необходимости регламентации движения персональных данных, то образец заполнения журнала учета передачи ПДн вносится в пакет типовых документов по защите конфиденциальной информации. Его форма в этом случае должна утверждаться приказом. Также издается приказ о назначении лица, ответственного за заполнение такого акта.

Оформление: общие требования

Титульная страница

Общепринято (для всех журналов) в правом верхнем углу указывать руководителя (генерального директора), утверждающего документ. Форма ведения может быть такой:

Генеральный директор название предприятия
ФИО___
« »____20__г.»

Далее посередине заглавными буквами указывается название. После обозначается поле для даты, с которой было начато ведение документа, напр.

«Журнал начат «__» __ 20__ г.», рядом указывается поле для даты окончания, напр. «Журнал завершен «__» ___ 20__ г.».

В правом нижнем углу указывается сотрудник, ответственный за ведение документа, также проставляются даты, например:

«ОТВЕТСТВЕННЫЙ за ведение журнала
ФИО и должность сотрудника
«___» ___20__г.».

Содержание

Сам документ содержит следующие графы:

Содержание отдельных книг

Обращения субъектов

Образец заполнения журнала обращений субъектов персональных данных содержит:

Документ также может содержать раздел «Порядок заполнения». В данном разделе указываются правила заполнения граф, исправления ошибок и т.д.

Ознакомления с положением о защите

В самом акте может быть продублировано Положение о защите ПДн сотрудников. Разделы:

Электронных и машинных носителей, содержащих ПД

Образец заполнения журнала учета электронных и машинных носителей информации, содержащих персональные данные включает:

Подробнее об уничтожении персональных данных читайте тут.

Мероприятий по контролю обеспечения сохранности

В графы вносится:

Регистрации нарушения и восстановления

Регистрации согласий на обработку

Образец журнала регистрации согласий на обработку персональных данных включает в себя следующую информацию:

Фиксирования средств защиты информации

Документ содержит разделы:

Стоит помнить, что журналы не имеют законодательной регламентации. Окончательная форма утверждается предприятием или организацией, которые производят учет. Поэтому следует уточнять необходимость ведения того или иного журнала у работодателя, а также осведомляться о формах ведения журналов учета, связанных с персональными данными.

Источник

Как задокументировать защиту персональных данных или состав организационно-распорядительных документов по защите ПДн.

Персональные данные – основная и неотъемлемая часть любой организации. Ключевой проблемой, стоящей перед организацией и ее сотрудниками, является обработка и защита персональных данных в соответствии законодательством Российской Федерации.

Персональные данные как они есть

По результатам проведения проверок регуляторами всё больше организаций теряют статус операторов персональных данных и тем самым, не имеют права осуществлять деятельность по сбору, обработке, хранению и передаче персональных данных. С целью функционирования информационной системы персональных данных согласно действующим нормативно-правовым актам, в первую очередь, необходимо определить и документально утвердить основные положения, правила и процедуры обработки и защиты персональных данных в организации.

Требования, предъявляемые оператору к обработке и защите персональных данных, отражены в следующих нормативно-правовых актах, регламентирующих создание организационно-распорядительной документации (ОРД) организации:

Неотъемлемой частью системы защиты информации является комплекс организационных мероприятий, задокументированный в локальных нормативных актах. Комплекс ОРД должен в полном объеме учитывать положения нормативно-правовых актов в области защиты персональных данных.

ОРД по ПДн

Федеральный закон «О персональных данных» от 27 июля 2006 N 152-ФЗ определяет следующие требования к составу ОРД:

ОРД по ПДн без использования средств автоматизации

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 N 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации» определяет следующие требования к составу ОРД:

Постановление Правительства РФ от 15.09.2008 N 687

В целом для документа

ОРД по ПДн в информационных системах.

Постановление Правительства Российской Федерации от 1.11.2012 г. № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» определяет следующие требования к составу ОРД:

Постановление Правительства РФ от 1.11.2012 г. № 1119

Приказ ФСТЭК России от 18 февраля 2013 г. № 21 «Об утверждении состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» определяет следующие требования к комплекту ОРД:

Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 г. № 21

Приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 10 июля 2014 г. N 378 «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств криптографической защиты информации, необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности» определяет следующие требования к составу ОРД:

Согласно СТР-К (Специальные требования и рекомендации по технической защите конфиденциальной информации), который носит рекомендательный характер, определены следующие требования к составу ОРД:

Что в итоге с ОРД.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что к основным организационно-распорядительным документам, регламентирующим процесс обработки и защиты информации, относятся:

В зависимости от уровня защищенности персональных данных, а также функциональных особенностей информационной системы персональных данных может дополняться содержание организационно-распорядительных документов, перечисленных выше, а также их перечень следующими документами:

Данный пакет документов возможно разработать самостоятельно, но при этом должно быть четкое понимание происходящих в Компании процессов и высокий уровень знаний в области защиты информации. Разработанные инструкции должны быть реализуемыми и не содержать избыточной информации.

Рекомендуется изучить лучшие практики в области защиты информации. Применение шаблонных инструкций, размещенных в открытом доступе не всегда допустимо, в связи с тем, что они не учитываю специфику Компании и могут содержать неактуальные требования устаревших нормативных актов. Однако, такие шаблонные инструкции могут помочь в соблюдении структуры повествования.

Процесс разработки ЛНА может занять от 3 месяцев до полугода, в зависимости от масштаба Компании и сложности информационных процессов, требующих обеспечение защиты информации.

При этом после получения такого рода услуги имеется возможность получить консультативную поддержку по введению в действие политик и регламентов по защите информации.

Если вы реально оценили свои возможности и готовы выполнить все требования законодательства сами, но у вас остались вопросы, вы можете обратиться к нам за консультацией

Или вы можете заказать у нас комплекс работ, чтобы полностью закрыть вопрос о выполнении требований ФЗ-152 и других нормативных актов по персональным данным.

Источник

Как подготовиться к проверке РКН по персональным данным: полное руководство

журнал учета обращений субъектов пдн

О нас

Доброго времени суток, Хабр! Мы компания «Информационный центр». Наше основное направление – информационная безопасность (она же – ИБ). В ИБ мы занимаемся практически всем: аудитом, проектированием систем защиты, аттестацией, комплаенсом, пентестами, есть свой SOC, даже с гостайной работаем. Поскольку мы базируемся во Владивостоке, изначально мы работали больше в Приморском крае и в дальневосточных регионах страны, но в последнее время география наших проектов все дальше раздвигает немыслимые нами в момент основания границы.

В первой своей статье мы хотели бы рассмотреть такую сторону ИБ, как комплаенс (англ. complience – соблюдение, соответствие). И поговорим мы о том, что нужно сделать, чтобы полностью соответствовать российскому законодательству о персональных данных.

Чего там нового в законодательстве?

По теме проверок по защите персональных данных было написано немало статей и многие из них вышли раньше 2015 года. Чтобы как-то въехать в настоящие реалии, в первую очередь необходимо проанализировать, что же поменялось за последние годы в законодательстве.

242-ФЗ

Сначала давайте вспомним небезызвестный 242-ФЗ. В 2015 году он наделал много шуму в связи с необходимостью локализации персональных данных граждан РФ на территории РФ. Спустя четыре года единственным крупным пострадавшим от этого закона является социальная сеть Linkedin.

Но была в 242-ФЗ и другая сторона, не растиражированная так активно в СМИ.

В 242-ФЗ были очень важные в контексте проводимых РКН проверок по персональным данным изменения: на деятельность Роскомнадзора в сфере защиты прав субъектов персональных данных с 1 сентября 2015 года не распространяется федеральный закон №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Что это значит? Для операторов персональных данных, как можно догадаться, – ничего хорошего. Теперь, как уже показала практика, — сильно уменьшилось количество плановых проверок и соразмерно увеличилось количество внеплановых. Об этом говорят и планы проверок Роскомнадзора, опубликованные в конце 2015 года (и в последующих годах) на сайте ведомства. Плановых проверок по персональным данным там — раз, два и обчелся, в отличие от предыдущих годов.

Основная проблема внеплановых проверок в том, что о них нельзя узнать с хорошим временным запасом и, как следствие, — нельзя как можно лучше подготовиться. Например, раньше, когда публиковался план проверок, каждый мог скачать его и узнать, находится ли организация в нем или нет. И врасплох можно было застать только те немногие организации, дата проверки у которых значилась январем-февралем. Остальные имели возможность нормально подготовиться, даже если до этого момента в организации по защите персональных данных совсем ничего не делалось. Сейчас лучше, конечно же, быть готовым к проверке Роскомнадзора по персональным данным в любой момент, то есть всегда держать наготове актуальный комплект документации по защите персональных данных.

13.11 КоАП РФ

Другое важное законодательное изменение это изменение статьи 13.11 КоАП РФ «Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных». Эти изменения полностью преобразовали наказание за нарушение законодательства в сфере защиты персональных данных. Ранее статья 13.11 не разбивалась на части, и максимальный штраф был предусмотрен в размере 10 тысяч рублей для юридических лиц. Сейчас же здесь имеется 7 частей (да еще и планируется расширение), по одной из которых (нарушение правил обработки специальных категорий персональных данных) предусмотрен максимальный штраф для юридических лиц – 75 000 рублей. К тому же, при выявлении проверяющими разных нарушений – наказания по разным частям статьи КоАП теоретически могут складываться. Почему «теоретически»? Раньше на сайтах региональных управлений РКН в разделе «Новости» постоянно публиковались новости о том, что регулятор проверил условно 3 организации на выполнение законодательства о персональных данных, у организации №1 все хорошо, организацию №2 оштрафовали на 3 тысячи рублей, организацию №3 оштрафовали на 5 тысяч рублей. Можно было собрать такие новости в кучу за год и подбить некоторую статистику по штрафам. Сейчас же таких новостей нет. Если у кого-то имеются данные по штрафам за нарушение 152-ФЗ после изменений в 13.11 КоАП РФ, то можете поделиться такой информацией в комментариях.

Здесь стоит сразу отметить, что в первоначальном тексте законопроекта по изменению статьи 13.11 КоАП РФ изначально фигурировали более значительные суммы штрафов, например, там где в итоге максимальный штраф был установлен в 75 000 рублей, изначально планировалось наказывать аж на 300 000 рублей. Солидно, но до сумм за нарушение GDPR все равно далеко. Но, несмотря на то, что суммы штрафов в итоге сильно уменьшились, к сожалению, некоторые продавцы услуг по защите персональных данных до сих пор пытаются запугать цифрой «300 000». Будьте бдительны.

Итак, мы убедились, что возросшая вероятность внеплановой проверки и многократно возросшие штрафы за нарушение 152-ФЗ неплохо так стимулируют быть готовыми к проверке в любой момент. Давайте же разбираться, что нам нужно для этого сделать.

Виды проверок

Прежде чем мы перейдем к непосредственным шагам по подготовке к проверкам, давайте посмотрим, какие виды проверок бывают и как проходит типичная проверка.

В целом, проверки можно разделить на 2 вида: документарные и выездные.

Документарные проверки

Документарная проверка чаще всего начинается с того, что в организацию приходит письмо из местного управления РКН с каким-либо требованием. Если в вашей организации, например, не подавали уведомление о её внесении в реестр операторов персональных данных, то вам могут напомнить, о том, что неплохо бы это уведомление все-таки подать. Закон ведь требует. Или обосновать, почему ваша организация может обрабатывать персональные данные без уведомления (в 152-ФЗ предусмотрен ряд исключений). Если уведомление ваша организация всё же подавала, то вам могут напомнить о том, что в реестре время от времени появляются новые поля и их тоже необходимо заполнять. Например, необходимо указать местонахождение ЦОДа и то, является ли он арендуемым или собственным. И да, база данных 1С на компьютере главбуха в понимании Роскомнадзора это ЦОД.

Вас также могут попросить прислать по почте копии документов, регламентирующих защиту персональных данных в организации — приказы, инструкции, модель угроз и вот это все.

Итак, вы получили такое письмо от Роскомнадзора, что делать?

На самом деле тут проще сказать чего категорически не следует делать — игнорировать эти письма. К сожалению, на практике многие поступают именно так. Кто-то забывает ответить, кто-то не знает, что писать в ответ и не отвечает, а кто-то надеется, что про них забудут и все спустится само собой на тормозах. Нет, не забудут, не в этом случае.

Может у каких-то ведомств и распространена такая практика — написать письмо в организацию «для галочки» и забыть, но только не у РКН. Поэтому отвечать желательно в установленный в письме срок, иначе организация будет наказана по статье 19.7 КоАП РФ «Непредставление или несвоевременное представление сведений информации в государственный орган». Можно зайти на сайт своего регионального управления Роскомнадзора (%номер _региона%.rkn.gov.ru) в раздел «Новости». В 2016 году добрая половина новостей была посвящена привлечению юридических лиц к ответственности по той самой статье КоАП РФ. Причем в каждой новости могло фигурировать до 10-15 организаций. Сейчас такие новости тоже есть, но меньше, связано это, скорее всего с тем, что сам РКН стал менее активно рассылать «письма счастья».

Штраф по 19.7 КоАП РФ небольшой — 3-5 тысяч рублей, но тут нужно помнить, что после того как вы заплатите штраф, затребованные в изначальном письме сведения все равно придется предоставить.

журнал учета обращений субъектов пдн

Если по содержанию присланного вам письма что-то непонятно, то в конце обычно указан исполнитель письма и его контактные данные. Всегда можно позвонить и уточнить, что же регулятор все-таки от вас хочет.

Про документарные проверки, пожалуй, добавить нечего, перейдем к выездным.

Выездные проверки

Из самого названия уже становится ясно, что проверяющие как минимум два-три раза окажутся на вашей территории. По нашему опыту можем сказать, что процесс проверки выглядит примерно так:

Во-первых, ни в коем случае не нужно идти с проверяющими на конфликт и как-либо препятствовать проведению проверки («терять» ключ от кабинета с документами и тому подобные уловки). Да, проверяющие тоже могут ошибаться. Яркий пример такой ошибки, связанной с чрезмерным увлечением запретами всего и вся случилась у нас в Приморском крае в 2015-2016 годах. Синдром вахтера никто не отменял, и в процессе проверки могут предъявляться совершенно противоправные и необоснованные требования. Но это никак не отменяет простых правил человеческого общения. Если вы с чем-то не согласны, выскажите это спокойно, попросите ссылку на законодательство, чем обусловлено сомнительное требование.

Во-вторых, неважно какие претензии будут высказаны проверяющими во время проверки, важно только то, что будет написано в акте по итогам проведенной проверки. Приведу простой пример, на одной из проверок представители РКН утверждали, что необходимо разделять информационные системы персональных данных «Бухгалтерия» и «Кадры» и в документах соответственно их описывать раздельно. Требование совершенно ничем не подкреплено законодательно, а само определение ИСПДн из 152-ФЗ не запрещает объединять информационные системы и описывать их так, как мы этого сами захотим. Мы можем в лечебном учреждении объединить документально систему с медицинскими данными с теми же кадробухами, и сказать, что это у нас одна ИСПДн. Правда в этом случае нужно помнить, что вероятно кадробухов придется защищать по более высокому уровню защищенности персональных данных, который будет определен для части информационной системы с медициной. Но вот бухгалтерию отделять от кадров и для каждой системы отдельно плодить горы приказов, инструкций и моделей угроз даже с точки зрения здравого смысла совсем не правильно. Так вот, главное в этой истории то, что в акте по итогам проверки было написано «нарушений законодательства не было выявлено». И это перечеркивает все словесные неправомерные замечания проверяющих.

В-третьих, обязательно необходимо проинструктировать всех своих сотрудников, участвующих в обработке каких-либо персональных данных что можно, а что нельзя делать и говорить во время проверки. Например, можно обрабатывать ПДн в соответствии с инструкциями и правилами, но нельзя разбрасывать на рабочем столе копии паспортов сотрудников.

Уведомление оператора персональных данных

Первое место по рейтингу причин, по которым выдаются предписания о нарушении законодательства, по итогам проверок занимает указание неполных или несоответствующих действительности сведений в уведомлении оператора персональных данных на портале персональных данных или отсутствие такого уведомления. А значит первое, что нам нужно сделать — выяснить, попадает ли наш случай обработки персональных данных под случаи, в которых оператор может не подавать уведомление в Роскомнадзор. Такие исключения перечислены в разделе 2 статьи 22 федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных». Все пункты перечислять не будем, так как там есть и весьма экзотические, но вот наиболее применимые из них для большинства организаций:

Как проверить наличие уведомления в реестре и что делать дальше

Далее, не зависимо от того, какой результат мы получили на предыдущем этапе, нужно проверить, есть ли запись о вашей организации в реестре операторов персональных данных. Здесь легко можно найти запись в реестре по названию или ИНН организации.

Дальше ваши действия должны выглядеть примерно следующим образом.

Если организация попадает под исключения и уведомления нет — отлично, так и должно быть! Ничего не делаем.

Если организация попадает под исключения, но уведомление есть в реестре. Что ж, возможно кто-то несколько лет назад, например, по указанию уже ушедшего на пенсию руководителя, направил это уведомление. Но это можно исправить. Предусмотрена процедура по исключению организаций из реестра операторов ПДн. Для этого нужно просто написать письмо в территориальное управление Роскомнадзора с указанием номера уведомления и описанием причин, почему ваша организация не обязана находиться в реестре операторов персональных данных. Затем в том же письме просим удалить соответствующую запись из реестра. Ждем 30 дней. Проверяем. Если запись осталась в реестре, созваниваемся с Роскомнадзором и уточняем получено ли и отработано ли ваше письмо.

Если организация не попадает под исключения, но уведомления в реестре нет — срочно идем заполнять уведомление! Почему срочно? Да потому что по закону уведомление необходимо заполнять до начала обработки персональных данных, если такая обработка не попадает под все те же исключения из 22 статьи закона №152-ФЗ «О персональных данных». О том, как правильно и грамотно заполнить уведомление с нуля или прокачать уже существующее планируется одна из следующих статей.

Ну и последний вариант: организация не попадает под исключения, но уведомление в реестре есть. Хотел бы я тут написать, как и в первом случае, что ничего не нужно делать, но нет. Не зря я выше сказал, что помимо отсутствия уведомления как такового, одной из частых причин предписания по итогам проверки и выписывания штрафа по статье 13.11 КоАП РФ является несоответствие данных в уведомлении тому, что происходит на самом деле. Например, указаны не все категории обрабатываемых персональных данных или не указаны меры по обеспечению безопасности ПДн. Причин такому несоответствию может быть много, но вот две основные:

После заполнения формы о внесении изменений (или первичного уведомления) необходимо распечатать получившийся на выходе документ, подписать, поставить печать (если есть) и отправить аналоговым письмом в территориальное управление Роскомнадзора. Только на основании бумажного письма будет внесена запись в реестр или внесены изменения в уже существующую запись.

Документация к проверке

Хотелось оставить этот торжественный момент на конец статьи. Но что уж там, раз уже перешли к разговору о комплекте необходимой документации, то вот ссылка на наш комплект шаблонов. В архиве 4 папки и шаблон «Модели угроз». Здесь мы будем говорить только о документах из папок «Общее» и «ПДн». «Общее» — это документы, которые могут применяться плюс-минус для любых информационных систем, а «ПДн» это чисто роскомнадзоровская часть. Полное описание состава документов в архиве можно посмотреть у нас на сайте.

Статья получилась итак достаточно объемная, поэтому разбирать из каких конкретно требований появился тот или иной документ (или раздел документа) здесь не будем. Это тема для отдельной статьи. Давайте пройдемся по общим моментам.

Состав документов

Итак, первым делом перед специалистом, которому поручили подготовиться к грядущей проверке встает вопрос – а какие вообще документы нужны. Специалист обращается к законодательству и… Не находит практически ничего полезного. Ну не то чтобы прям совсем ничего. Да, наверное, специалист наткнется на постановление Правительства РФ от 21.02.2012 №211 и скажет: «Вот, вы были не правы, вот, есть же список документов!». Да, есть. Только специалиста здесь ждет своего рода ловушка. Если обзавестись только документами из этого списка, организация получит предписание по итогам проверки, потому что список не перекрывает и малой части требований законодательства. Плюс в списке встречаются такие несуразности как, например, необходимость отдельно утверждать перечень ИСПДн. Зачем для этого делать отдельный документ, когда можно перечислить ИСПДн в «Положении об обработке и защите ИСПДн» или в «Политике информационной безопасности» — непонятно. Ну и наконец, постановление №211 относится только к государственным и муниципальным органам, поэтому к большинству операторов ПДн – не применимо. И, кстати, в нашем наборе документов по постановлению 211 нет, так как большинство вопросов итак учтены в других документах.

Хорошо, давайте посмотрим, что там у нас есть еще в законодательстве.

В федеральном законе «О персональных данных» напрямую говорится только о необходимости разработки «Модели угроз безопасности» (хотя «напрямую» тоже не совсем верно сказано, в законе написано, что нужно определять угрозы безопасности ПДн) и о публикации «Политики в отношении обработки персональных данных».

О процессе разработки Модели угроз мы, возможно, также подробнее напишем в одной из последующих статей.

Все остальное описано неоднозначно, примерно в таком духе:

Оператор обязан принимать меры… К таким мерам могут, в частности, относиться:

1) назначение оператором, являющимся юридическим лицом, ответственного за организацию обработки персональных данных;

2) издание оператором, являющимся юридическим лицом, документов, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных, а также локальных актов, устанавливающих процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений;

4) осуществление внутреннего контроля и (или) аудита соответствия обработки персональных данных настоящему Федеральному закону и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам, требованиям к защите персональных данных, политике оператора в отношении обработки персональных данных, локальным актам оператора;

И так далее. Поскольку прямого указания выпускать тот или иной документ нет, читать и понимать 152-ФЗ следует именно так: если написано про осуществление внутреннего контроля, то для выполнения этого требования должны быть разработаны документы, определяющие план, порядок такого контроля, а также некие акты или журналы, в которых отражены результаты контроля. Проверяющих не устроит рассказ о том, что вы выполнили требование по назначению ответственного за организацию обработки персональных данных просто устно обозначив такую ответственность одному из сотрудников. Должен быть документ! В этом конкретном случае — приказ о назначении такого ответственного.

Если есть ответственный, то ему полагается инструкция – за что он отвечает, и какие у него есть права и полномочия. Часто такую инструкцию называют «должностной», что на наш взгляд в большинстве случаев не совсем правильно. Ведь «ответственный за организацию обработки персональных данных» это, как правило, не отдельная должность, а лишь дополнительная обязанность, которая возлагается на того или иного сотрудника.

В общем и целом нам необходимо досконально изучить законодательство по защите персональных данных, выискивая намеки на необходимость наличия различных документов. При этом можно написать одно «Положение об обработке и защите персональных данных», а можно сделать отдельно «Положение об обработке. » и «Положение о защите. ». Здесь уже как кому больше нравится.

Содержание документов

Хорошо, с составом документов понятно, а что там с содержанием? А с этим еще хуже. Есть редкие рекомендации регуляторов, как например здесь, но это скорее исключения. В целом здесь можно дать такие общие рекомендации:

Заключение

Давайте подытожим, что нам нужно сделать, чтобы подготовиться к проверке РКН по вопросам выполнения законодательства в сфере защиты персональных данных и успешно ее пройти.

А еще у нас есть учебный центр! Ближайшие курсы состоятся 20 мая и 22 мая по продуктам FortiGate. С полным списком учебных курсов можно ознакомиться здесь. Да, мы находимся во Владивостоке, но у нас есть большой опыт организации выездных курсов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Локальный нормативный актТребование
Положение об обеспечении сохранности и учета носителей персональных данных, работа с которыми осуществляется без использования средств автоматизации, с приложением:
— акты уничтожения носителей персональных данных (при наличии);
— акты восстановления носителей персональных данных (при наличии);
— акты приема-передачи носителей персональных данных (при наличии).