журнал учета образования зимней скользкости
Об утверждении ОДМ «Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах», ОДМ «Методика испытания противогололедных материалов» и ОДН «Требования к противогололедным материалам»
Подписал: Заместитель Министра О.В.Скворцов
Принявший орган: Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России)
Дата подписания: 16 июня 2003
В целях дальнейшего совершенствования нормативно-технической базы по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования и повышения эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на эти цели:
1. Утвердить и ввести в действие ОДМ «Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах», ОДМ «Методика испытания противогололедных материалов» и ОДН «Требования к противогололедным материалам».
2. Федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей, территориальным органам управления дорожным хозяйством, осуществляющим функции по управлению федеральными автомобильными дорогами, организовать изучение и использование при подготовке и организации работ по зимнему содержанию нормативных документов, утвержденных в п.1 настоящего распоряжения, во всех подрядных организациях, занятых на содержании федеральных автомобильных дорог.
3. Управлению инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве Росавтодора (Чванов В.В.) с участием Информавтодора (Мепуришвили Д.Г.) в установленном порядке организовать тиражирование и распространение нормативных документов, указанных в п.1 настоящего распоряжения.
4. Рекомендовать территориальным органам управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации использование вышеуказанных нормативных документов при организации работ по зимнему содержанию.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
текст ОДМ «Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах»
(файлы Word, zip 330 kb)
текст ОДМ «Методика испытания противогололедных материалов»
(файлы Word, zip 80 kb)
Опечатки к «Методике испытания противогололедных материалов»
(файл Word, 22 kb)
текст ОДН «Требования к противогололедным материалам»
(файлы Word, zip 80 kb)
— Разместил/а 16 июня 2003, 00:00, отредактировано 07 апреля 2018, 18:19
Приложение 11. Журнал учета образований зименй скользкости
Министерство автомобильных дорог РСФСР
Журнал
учета образований зименй скользкости
Дата образо- вания зимней скольз- кости | Адрес участка | Время образования скользкости | Вид зимней скользкости | Способ борьбы с зимней скользкостью | Время ликвидации скользкости | Подпись испол- нителя работ | |||||
Начало, км | Конец, км | ч | мин | Условное обозна- чение | Толщина отложе- ний, мм | Вид реаге- нта | Норма распре- деления | ч | мин | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Б. Журнал производства работ в зимний период
Дата | Время запол- нения | Метеообстановка | Состояние проезжей части до проведения работ (чистое, мокрое, снежный накат, снег, лед и т.п.), толщина отложений | Сведения о выполненных работах по предупреждению и ликвидации зимней скользкости | |||||||||||||
Темпе- ратура возду- ха, °С | Давле- ние, мм рт.ст. | Влажность, % | Состоя- ние погоды (ясно, пасмур- но, перемен- ная облач- ность) | Осадки | Адрес работ | Дорожная техника | |||||||||||
Вид | Время начала | Время оконча- ния | Наимено- ва-ние дороги | Начало участка | Конец участка | Протяже- н-ность, км | Марка и номер | Время работ | Отрабо- тано, маш/ час | ||||||||
Начало | Оконча- ние | ||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 9. Пособие по организации метеорологических постов в дорожно-эксплуатационных организациях для обеспечения эффективной борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах
Пособие по организации метеорологических постов в дорожно-эксплуатационных организациях для обеспечения эффективной борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах
1.1. Пособие разработано для дорожно-эксплуатационных организаций, которые обслуживают автомобильные дороги с твердым покрытием и осуществляют борьбу с зимней скользкостью с помощью хлоридов. Оно предназначено для обеспечения химического способа борьбы с зимней скользкостью метеорологическими данными и предусматривает повышение технико-экономической эффективности зимнего содержания дорог.
1.2. Цель использования метеорологических материалов достигается путем:
установления соответствующей технологии работ на основе оценки состояния проезжей части дороги;
определения обоснованных норм распределения противогололедных хлоридов при каждом случае образования скользкости;
накопления и обобщения объективных данных о метеорологических условиях на обслуживаемом участке дороги для установления календарной продолжительности работ и их режима по срокам;
установления степени напряженности работ по периодам;
получения информации, позволяющей сделать заключение о наличии или отсутствии зимней скользкости на дорогах в период возникновения дорожно-транспортного происшествия;
осуществления контроля работ по зимнему содержанию автомобильных дорог.
1.3. Сбор метеорологической информации, необходимой для обеспечения работ по борьбе с зимней скользкостью, осуществляется следующими способами:
инструментальными наблюдениями непосредственно на площадке метеопоста;
визуальными наблюдениями за состоянием погоды и дороги;
путем приема сводки погоды, передаваемой по государственным каналам связи.
1.4. Устройство дорожных метеопостов осуществляется на средства и силами дорожно-эксплуатационных организаций. Наблюдения, анализ полученных метеоматериалов, принятие практических решений и регистрация материалов наблюдений производятся работниками этих же организаций.
2. Влияние метеорологических факторов на эффективность борьбы с зимней скользкостью
2.1. Зимняя скользкость в большинстве случаев появляется на дорожных покрытиях в результате выпадения осадков (твердых и жидких) при отрицательных температурах. Реже образование скользкости отмечается при конденсации водяных паров или за счет замерзания дождевой или талой воды при переходе температуры через 0°С от положительного значения к отрицательному. В связи с этим к метеорологическим факторам, непосредственно взаимосвязанным с образованием скользкости и которые необходимо обязательно учитывать при распределении хлоридов, относятся температура воздуха, осадки и косвенным образом ветер.
Рис.1. Зависимость количества расплавляемого льда хлористым натрием 1 и хлористым кальцием 2 от температуры
2.2. От температуры зависит норма распределения хлоридов. Чем ниже температура, тем больше расход вещества, так как у всех противогололедных хлоридов с понижением температуры количество льда, расплавляемого единицей того или иного вещества, заметно уменьшается (рис.1).
2.3. Замер количества выпавших осадков необходим с целью установления норм распределения хлоридов при каждом конкретном случае их выпадения (соответственно и образования скользкости), а также для обоснованного определения потребности противогололедных материалов.
Наряду с инструментальными наблюдениями за количеством выпавших осадков требуется отмечать визуальным путем вид осадков (твердые и жидкие), форму их накопления на дорожном покрытии (снег или лед). Необходимо также отмечать время начала и конца выпадения осадков.
Наблюдения за видом осадков (см. п.4.8) обеспечивают выбор технологии работ, а фиксирование времени начала и конца выпадения осадков дает возможность собрать данные о продолжительности образования скользкости, количестве ее случаев за год, месяц и др.
3. Организация дорожного метеорологического поста
3.1. Дорожные метеорологические посты являются составной частью производственного контроля качества работ по зимнему содержанию дорог. Они размещаются в непосредственной близости от дороги на территории дорожных административно-жилых и производственных комплексов.
3.3. Метеорологическую площадку следует всегда содержать в чистоте, не нарушая по возможности естественного покрова. При обнаружении каких-либо неисправностей (разрушение ограды, поломка подставок и т.д.) их необходимо немедленно устранить. При равномерном залегании снежного покрова расчищать дорожки от снега не следует. Сугробы высотой выше 60 см необходимо срезать и убирать за пределы площадки. Снег с крыши и стенок будки и с планок осадкомера требуется удалять до выполнения наблюдений.
3.4. Метеорологическая площадка оснащается следующими приборами:
флюгером с легкой доской для определения скорости и направления ветра;
спиртовым термометром ТМ-9 или ртутным термометром ТМ-3 для измерения температуры воздуха;
осадкомером Третьякова для измерения количества осадков;
метеорологической будкой Селянинова.
3.5. Для регистрации температуры воздуха используются жидкостные срочные термометры. Жидкостный термометр представляет собой небольшой стеклянный сосуд (резервуар), к которому припаяна стеклянная трубка с очень тонким каналом (капиллярная). Резервуар и часть капилляра наполнена жидкостью, сзади капилляра расположена шкала в виде пластинки из молочного стекла с нанесенными на ней градусными делениями с точностью 0,5°C. Жидкостный термометр имеет стеклянную оправу (оболочку), защищающую капилляр и шкалу от повреждений. Шкала нижним концом упирается в специальный выступ (седло), верхняя часть шкалы укрепляется с помощью специальных пробок.
При повышении или понижении температуры столбик жидкости в капилляре термометра соответственно становится длиннее или короче.
Для установки термометров служит специальный штатив, состоящий из четырех планок. Боковые планки имеют вид трапеции, на наклонной стороне каждой планки сделаны вырезы (гнезда) для термометров. Штатив крепится к полу будки.
Все части будки с внутренней и наружной сторон, штатив и подставка окрашиваются белой масляной краской.
Ветровая защита осадкомера состоит из 15 планок, имеющих форму равнобедренной трапеции. Планки изогнуты по специальному шаблону. Верхние концы планок отогнуты во внешнюю сторону, в собранном осадкомере они находятся в одной горизонтальной плоскости. Планки имеют вырубки с ушками, сквозь которые проходит металлическое кольцо. Кольцо с планками крепится к столбу, на котором устраивается осадкомер. Планки расположены на равных расстояниях друг от друга и стянуты между собой вверху и внизу цепочками.
Измерительный стакан служит для измерения количества осадков, попавших в осадкомер. Стакан имеет 100 делений. Одно деление соответствует слою осадков высотой 0,1 мм.
3.8. Флюгер состоит из флюгарки, указателя скорости ветра и стержня (рис.4).
Рис. 2. Метеорологическая будка Селянинова
Рис.3. Осадкомер Третьякова:
Рис.5. Схематический план размещения приборов на метеорологической площадке:
3.9. Приборы размещаются на метеорологической площадке в соответствия со схемой, приведенной на рис.5. Будку Селянинова устанавливают на подставку, состоящую из прочно врытого в землю деревянного столба (диаметром 15 см) так, чтобы резервуар термометра оказался на высоте 2 м от поверхности земли. На столбе укрепляется опорная крестовина, которая состоит из двух досок, соединенных между собой деревянными нагелями, и четырех угольников. Будка крепится к крестовине посредством угольников и болтов. Подставка должна обеспечивать устойчивое положение будки, исключая ее колебания даже при сильном ветре. Будка Селянинова на метеорологической площадке устанавливается так, чтобы пол ее имел горизонтальное положение, а дверца была обращена на север. С северной стороны от подставки устанавливается лесенка с решетчатой площадкой для наблюдения. Лесенка не должна касаться подставки. Подставка и лесенка должны быть окрашены белой масляной краской. Термометр укладывается в горизонтальном положении в гнезда штатива резервуаром к востоку.
3.10. Проверку исправности приборов производят периодически, и в случае обнаружения каких-либо неисправностей наблюдатель должен исправить их, если это возможно, или произвести замену прибора.
При наблюдении за температурой воздуха нужно следить за исправностью термометра;
капилляр, защитная оболочка, шкала и седло, на которое она опирается, должны быть целыми;
внутри капилляра должны отсутствовать отдельные капли жидкости, разрывы столбика жидкости.
В случае обнаружения данных неисправностей термометр следует заменить.
Уход за будкой сводится к тому, чтобы она постоянно поддерживалась в исправном и чистом состоянии. По мере загрязнения стенок будки их необходимо протирать чистой тряпкой. Не реже одного раза в два года требуется заново окрашивать всю будку. Зимой следует удалять снег и изморозь, попадающие внутрь будки и в промежутки между жалюзи. Необходимо также убирать снег, скапливающийся на крыше будки.
Уход за флюгером состоит главным образом в том, чтобы обеспечить правильность его ориентировки и отвесное положение основного стержня. То и другое проверяется не реже одного раза в месяц, а также после ветра более 20 м/с. Одновременно делается осмотр флюгера, при котором особое внимание обращается на состояние доски, а также на исправность действия ее и флюгарки. Обнаруженный наклон стержня флюгера, нарушение ориентировки (более чем на 5°) и другие неисправности прибора должны немедленно устраняться. Необходимо следить за тем, чтобы натяжение растяжек не ослабевало. С наступлением холодов растяжки нужно постепенно ослаблять, чтобы избежать их обрыва при сильных морозах.
Ежегодно делают небольшой текущий ремонт флюгера, состоящий в том, что снятую с установки подвижную часть прибора очищают от ржавчины и подкрашивают асфальтовым лаком, а вертикальный стержень, внутреннюю часть трубки и концы оси, удерживающей доску, протирают тряпкой, смоченной в жидком машинном масле и затем сильно отжатой.
В зимнее время при гололеде или изморози подвижные части флюгера иногда обмерзают и перестают двигаться на своих осях. Для того чтобы очистить флюгер, иногда достаточно резко потрясти мачту или столб, на котором он установлен. Если это не помогает, следует подняться к флюгеру и очистить его ото льда или изморози
В зимнее время не следует допускать скопления снега на планках защиты осадкомера. Сразу же после снегопада нужно проверить и в случае необходимости очистить осадкомер.
Необходимо также следить, чтобы у осадкомера не образовались сугробы снега. Сугробы следует срезать лопатой и убирать, стараясь при этом не подходить близко к установке.
Правильность изгиба пластин осадкомера наблюдают периодически так, чтобы верхние края защиты осадкомера находились в одной горизонтальной плоскости с краями осадкосборочного сосуда.
4. Организация метеорологических наблюдений
4.1. Для получения достоверных данных на дорожных метеопостах необходимо соблюдать следующие правила при производстве наблюдений:
наблюдатель должен отмечать только то, что видел сам, не полагаясь на сведения, полученные от других лиц;
недопустима замена отсчетов по приборам какими-либо вычисленными или другим путем полученными величинами;
наблюдения должны производиться по единой методике, необходимо соблюдать установленный порядок и последовательность наблюдений;
наблюдения производятся по приборам, правильно установленным и находящимся в исправном состоянии;
необходимо аккуратно обращаться с приборами и оборудованием метеопоста, содержать их в чистоте и исправном состоянии.
4.2. Наблюдения на дорожных метеопостах производятся по местному декретному времени. На посту необходимо иметь надежные правильные часы, которые необходимо ежедневно проверять по сигналам точного времени, передаваемым по радио.
4.3. Все метеорологические наблюдения на дорожных постах должны выполняться наблюдателем. Наблюдатели дорожных метеопостов работают под руководством главного инженера дорожного подразделения.
К производству наблюдений должны допускаться люди, ознакомленные с устройством приборов, правилами производства наблюдений. Накануне зимнего периода с людьми, которые будут привлечены к производству наблюдений на метеопостах, проводят занятия, целью которых является ознакомление с приборами (устройством, правилами содержания), правилами производства и записями наблюдений.
4.4. Наблюдения с целью установления начала и окончания выпадения атмосферных осадков ведутся постоянно, визуально. Если наблюдателем отмечается выпадение атмосферных осадков, то в журнале в соответствующей графе указывается время начала выпадения осадков, их вид. Затем наблюдателем производится определение температуры воздуха по термометру, скорость направления ветра по флюгеру. До полного исчезновения скользкости такие наблюдения производятся ежечасно с записью результатов наблюдений. По окончании выпадения осадков отмечается время их окончания, производится смена осадкомерных сосудов, измеряется количество выпавших осадков. Наблюдения за состоянием покрытия ведутся со времени начала выпадения осадков до полного исчезновения скользкости покрытия. Отмечается время исчезновения скользкости.
4.5. Наблюдения за температурой воздуха состоят в определении ее значения. Отсчеты по термометрам производятся с точностью до 0,5°, т.е. отсчитывается ближайшее к концу столбика деление.
При отсчетах по термометрам необходимо соблюдать следующие правила:
нельзя снимать термометр со штатива при производстве отсчетов;
глаз наблюдателя при отсчетах должен быть установлен прямо против столбика жидкости в капилляре и на такой высоте, чтобы черточки шкалы в том месте, где производится отсчет, представляли собой прямые линии;
отсчет делается по положению нижней точки вогнутой поверхности мениска для спиртовых термометров и по положению вершины мениска в ртутных термометрах, а не по краям его стенок капиллярного канала;
вследствие чувствительности термометров отсчеты нужно производить возможно быстрее, остерегаясь при этом приближать к резервуару руку или фонарь, а также стараясь не дышать на термометр.
Наблюдают за температурой следующим образом: отсчитывают показания термометра и записывают результат измерения.
Запись отсчетов по термометру производится в рабочем журнале (форма 1). При записи десятые доли отделяются от целых градусов запятой.
4.6. Наблюдения за ветром на дорожных метеопостах состоят из определения средней скорости ветра за промежуток времени 2 мин и определения среднего направления ветра за 2 мин.
Определение направления ветра производят следующим образом. Наблюдатель подходит к мачте, становится под указателем и, наблюдая за его колебаниями в течение 2 мин, определяет румб, являющийся средним положением для этих колебаний. Отсчет направления производится по 16 румбам (по 8 штифтам и 8 промежуткам между ними).
Если при колебаниях противовес-указатель флюгарки в среднем положении кажется с земли касающимся одного из штифтов, то отмечается направление ветра, которое указывает этот штифт (рис.6,а). Если в среднем положении указатель не будет касаться штифтов, то отмечается трехбуквенный румб направления ветра (рис.6,б).
Скорость ветра оценивается в зависимости от положения доски флюгера по табл.1.
Если доска стоит неподвижно на нулевом штифте, то направление ветра в этом случае не отмечается.
Рис.6. Колебания указателя направления ветра (а, б), колебания доски флюгера (в, г) юи-ккча
4.7. Наблюдения за атмосферными осадками состоят из определения вида осадков и измерения количества выпавших осадков. Определение вида осадков производится визуально.
На дорожных метеопостах отмечают снег, мокрый снег, дождь, метель.
Дождь представляет собой жидкие осадки, выпадающие из облаков в виде капель. Капли дождя бывают разных размеров. Диаметр крупных капель достигает в некоторых случаях нескольких миллиметров. На сухой доске такие капли оставляют след мокрого пятна. Иногда капли бывают так мелки, что падение их незаметно для глаза, при этом поверхность сухой доски намокает медленно и равномерно. Такие осадки называют моросью. Иногда осадки представляют собой мелкие, твердые, прозрачные шарики (водяной дождь). Все эти виды осадков отмечаются знаком дождя.
Снег представляет собой твердые осадки, выпадающие из облаков в виде снежинок различной формы и размеров. Чаще всего снежинки имеют форму звездочек, в некоторых случаях снег выпадает в виде крупинок или палочек матово-белого цвета, которые мягки, хрупки, легко раздавливаются.
Все эти виды твердых осадков отмечаются, как снег.
Качания доски флюгера | Скорость ветра, м/с | Качания доски флюгера | Скорость ветра, м/с |
Около штифта | 0 | Около штифта 4 | 8 |
Между штифтами 0 и 1 | 1 | Между штифтами 4 и 5 | 9 |
Около штифта 1 | 2 | Около штифта 5 | 10 |
Между штифтами 1 и 2 | 3 | Между штифтами 5 и 6 | 12 |
Около штифта 2 | 4 | Около штифта 6 | 14 |
Между штифтами 2 и 3 | 5 | Между штифтами 6 и 7 | 17 |
Около штифта 3 | 6 | Около штифта 7 | 20 |
Между штифтами 3 и 4 | 7 | Выше штифта 7 | 20 |
Наименование румба | Обозначение румбов | Наименование румба | Обозначение румбов |
Северо-северо- восток | ССВ | Юго-юго-запад | ЮЮЗ |
Северо-восток | СВ | Юго-запад | ЮЗ |
Востоко-северо-во- сток | ВСВ | Западо-юго-запад | ЗЮЗ |
Восток | В | Запад | З |
Востоко-юго-восток | ВЮВ | Западо-северо-запад | ЗСЗ |
Юго-восток | ЮВ | Северо-запад | СЗ |
Юго-юго-восток | ЮЮВ | Северо-северо-запад | ССЗ |
Юг | Ю | Север | С |
Мокрый снег представляет собой осадки, выпадающие в виде тающего снега или снега с дождем.
Наблюдатель отмечает вид осадков, время их начала и окончания. Эти данные заносятся в соответствующую графу рабочего журнала.
Количество осадков измеряется высотой слоя воды (в миллиметрах), образовавшегося на горизонтальной поверхности от выпавших осадков. Для измерения количества осадков служит осадкомер Третьякова.
При измерении выпавших осадков поступают следующим образом. По окончании выпадения осадков в осадкомере производят смену осадкомерных сосудов. Для смены наблюдатель выносит свободный сосуд, закрытый крышкой. Затем нужно закрыть сосуд, установленный в осадкомере, вынуть его из осадкомера и вместо него поставить вновь принесенный открытый сосуд. Вынутый из осадкомера сосуд уносят в помещение.
В случае наличия в сосуде только жидких осадков их количество измеряют сразу после прихода в помещение.
После того как все твердые осадки растают, измеряют их количество. Для этого, сняв колпачок, осторожно выливают через носок воду в измерительный стакан, держа сосуд над стаканом до тех пор, пока вода не перестанет капать.
Для отсчета стакан ставят на ровную горизонтальную поверхность так, чтобы деления стакана были хорошо видны.
Уровень воды в стакане у стенки будет несколько выше ее общего уровня, поэтому при рассматривании на просвет граница между водой и воздухом кажется темной полоской шириной приблизительно в одно деление. Уровню воды в стакане соответствует нижний край плоскости. Надо отсчитать то деление, которое ближе всего к нижнему краю плоскости. Одно деление стакана соответствует слою осадков высотой 0,1 мм.
Если осадков больше 100 делений стакана, измерение их нужно производить в несколько приемов, причем каждый раз следует наливать воду в стакан несколько ниже сотого деления.
Запись количества осадков производится в соответствующую графу рабочего журнала.
Данные о времени возникновения и ликвидации зимней скользкости на удаленных участках дороги и ее характеристиках заносят в рабочий журнал на основе информации ответственных за содержание дороги лиц (прорабов, мастеров) с указанием фамилии информатора.
5. Обработка и регистрация результатов наблюдений
5.1. Результаты наблюдений на дорожных метеопостах заносят в «Журнал для записи метеорологических наблюдений» (форма 1) и в «Журнал учета образований зимней скользкости» (форма 2), приведенные в конце этого пособия.
Необходимые вычисления должны производиться сразу же после выполнения наблюдений и записи их результатов. При показаниях термометра равных 0 и ниже 0° перед отсчетом ставится знак «-«; при показаниях термометра выше 0° знак не ставится.
Для перевода числа делений измерительного стакана в миллиметры высоты слоя воды уменьшается число делений в 10 раз, так как каждое деление стакана соответствует 0,1 мм высоты слоя воды.
5.2. На обложке журналов проставляется название автомобильной дороги, наименование дорожной организации и участка дороги, обслуживаемой данной организацией, дата начала ведения журнала.
Наблюдения в рабочий журнал следует записывать немедленно на месте их производства в соответствующие графы журнала. Запись должна быть отчетливой и производиться простым карандашом. В случае необходимости исправления первоначальную запись следует зачеркнуть так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, а рядом вписать исправленное число.
Если в силу каких-либо причин наблюдения за метеоэлементом не производились, то в соответствующей графе журнала ставится тире (-).
Если наблюдается выпадение осадков или образование скользкости на покрытии, то заполняются все графы журнала.
После каждого наблюдения наблюдатель расписывается в соответствующей графе, подтверждая правильность наблюдений.
Обработка результатов должна производиться своевременно, сразу же после их производства. Главный инженер дорожной организации должен систематически следить за правильностью обработки и записи результатов. Материалы наблюдений должны храниться в закрытом шкафу.
6. Применение результатов наблюдений
6.1. Чтобы принять правильное и своевременное решение о характере борьбы с зимней скользкостью в каждом конкретном случае ее образования, требуется в течение зимнего периода проводить регулярный прием прогноза погоды, передаваемый по радио, телевидению или же публикуемый в печати (в газетах). Если в сводке погоды сообщается, что в ближайшее время или на следующий день ожидается выпадение осадков при отрицательной температуре, то эти сведения указывают на необходимость: производства наблюдения с целью установления времени начала, конца выпадения осадков, их продолжительности; организации инструментальных наблюдений на площадке метеопоста с целью оценки мероприятий, связанных с ликвидацией скользкости в каждом случае ее образования.
В период отсутствия условий образования скользкости, что отмечается в ясную погоду чаще всего при антициклонической атмосферной циркуляции, наблюдения на дорожных метеопостах не производятся.
В зависимости от вида выпавших осадков и соответственно от различия применяемых технологий нормы распределения хлоридов существенно отличаются. В частности, чтобы ликвидировать скользкость в виде наката, требуется хлоридов в 5 раз меньше, чем при борьбе с ледяной коркой на одно и то же количество выпавших осадков.
6.3. Результаты наблюдений за ветром по флюгеру используются для установления возможной заносимости дороги при метелях и с учетом этого для определения видов работы, указанных в п.2.4.
6.4. На дорожном покрытии с шероховатой поверхностью после выпадения незначительного количества осадков сцепные качества колес с таким покрытием зачастую не изменяются. В связи с этим замеры количества осадков служат основанием для принятия решения о целесообразности или нецелесообразности распределения хлоридов. Количество осадков, которое откладывается в понижениях покрытия и не изменяет сцепные качества этого покрытия, определяют опытным путем. По ориентировочным расчетам сцепные качества шероховатости дороги не ухудшаются при выпадении осадков до 0,5 мм.
6.5. В Инструкции (см. табл.2) приводятся нормы хлоридов на 1 дорожного покрытия, которые обеспечивают устранение различных видов снежно-ледяных отложений определенного объема. Величину нормы для каждого конкретного случая борьбы с зимней скользкостью определяют с учетом температуры и количества осадков (мм), замеренных осадкомером. Для этого количество осадков, выпавших при конкретном снегопаде или дожде, умножают на норму, указанную для соответствующей температуры.
6.6. По фактическим материалам, полученным в результате наблюдений на метеопосту и на дороге, определяется технология работ и величина нормы распределения хлоридов. Эти сведения передаются непосредственному исполнителю работ. Получив их, исполнитель должен установить режим россыпи или розлива хлоридов в соответствии с установленной величиной нормы и лишь после этого начинать обработку обледенелой или заснеженной дороги.
6.7. После окончания работ по ликвидации зимней скользкости должна быть произведена проверка качества выполненных работ. Она включает визуальный осмотр состояния дорожного покрытия на всей протяженности закрепленного участка дороги, а также проверку объема требуемого и фактически израсходованного противогололедного материала. Выполнение этих видов работ возлагается на мастера дорожного участка.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.