журнал учета проверок 294 фз
Приказ Министерства экономического развития РФ от 30 апреля 2009 г. N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изменениями и дополнениями)
Приказ Министерства экономического развития РФ от 30 апреля 2009 г. N 141
«О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
С изменениями и дополнениями от:
24 мая 2010 г., 30 сентября 2011 г., 30 сентября 2016 г.
В целях реализации Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249) приказываю:
типовую форму распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя согласно приложению 1;
типовую форму заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя согласно приложению 2;
типовую форму акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя согласно приложению 3;
типовую форму журнала учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля согласно приложению 4.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 мая 2009 г.
Регистрационный N 13915
Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», вступившим в силу 1 мая 2009 г., предусмотрено проведение плановых (внеплановых) проверок организаций и ИП.
О плановой проверке организации и ИП уведомляются за три дня до ее начала посредством направления копии соответствующего распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного (муниципального) контроля (надзора).
В отношении субъектов малого и среднего предпринимательства проводится внеплановая выездная проверка в случае возникновения угрозы причинения (непосредственного причинения) вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом необходимо предварительное согласование органа прокуратуры.
Утверждены типовые формы указанных распоряжения (приказа) и заявления о согласовании.
Кроме того, приведены формы акта проверки и журнала учета проверок.
Приказ Министерства экономического развития РФ от 30 апреля 2009 г. N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 мая 2009 г.
Регистрационный N 13915
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 14 мая 2009 г. N 85
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минэкономразвития России от 30 сентября 2016 г. N 620
Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.
Приказ Минэкономразвития России от 30 сентября 2011 г. N 532
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Приказ Минэкономразвития России от 24 мая 2010 г. N 199
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Энциклопедия решений. Журнал учета проверок
Журнал учета проверок
В соответствии с требованиями ч. 8 ст. 16 Закона N 294-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели вправе*(1) вести журнал учета проверок по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 N 141. Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью (при ее наличии) юридического лица, индивидуального предпринимателя (ч. 10 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).
Эта запись должна содержать следующие сведения (ч. 9 ст. 16 Закона N 294-ФЗ):
— наименование органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля, проводившего проверку;
— дату начала и окончания проведения проверки;
— цели, задачи и предмет проверки;
— реквизиты выданного предписания;
— Ф.И.О. и должность должностного лица, проводившего проверку, его подпись.
Запись в журнал учета проверок вносится должностным лицом непосредственно после завершения проверки (неважно, документарной или выездной, плановой или внеплановой) при составлении акта проверки. Если акт проверки составляется по месту нахождения надзирающего органа, то вызванный для его составления руководитель организации или индивидуальный предприниматель может захватить журнал учета проверок с собой, чтобы проверяющий внес соответствующую запись.
Законодательство не предусматривает какую-либо ответственность организации (предпринимателя) за отсутствие журнала учета проверок. При его отсутствии в акте проверки делается лишь соответствующая пометка (п. 8 ч. 2 ст. 16, ч. 11 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).
Ведение такого журнала может быть особенно важно для субъектов малого предпринимательства, а также организаций с филиальной сетью, поскольку записи в нем позволяют задокументировать продолжительность проведенных проверок, а части 2 и 4 ст. 13 Закона N 294-ФЗ содержат специальные ограничения на срок их проведения в отношении указанных субъектов.
Если журнал учета проверок имеется, но должностное лицо надзирающего органа не учинило в нем записи о проведенной проверке, то такое отступление от процедуры не является грубым нарушением требований к организации и проведению проверок в смысле ст. 20 Закона N 294-ФЗ и не влияет на действительность результата этой проверки (см., например, постановления Восемнадцатого ААС от 12.03.2014 N 18АП-1786/14, Шестого ААС от 07.03.2013 по делу N А73-13636/2012). Однако отсутствие такой записи (в совокупности с иными обстоятельствами) может быть расценено судом как доказательство того, что выездная проверка не проводилась (постановление Четырнадцатого ААС от 08.08.2013 N 14АП-1982/13).
*(1) До 15.11.2014 года юридические лица, индивидуальные предприниматели были обязаны вести этот журнал (см. ч. 8 ст. 16 Закона N 294-ФЗ в соответствующей редакции). Однако какой-либо ответственности за отсутствие журнала законодательство не устанавливало.
Журнал учета проверок юридического лица
Формирование журнала учета проверок юридического лица является неотъемлемой частью контроля руководства организации за проверочными мероприятиями со стороны государственных надзорных структур.
Для чего нужен журнал
Число проводимых в организациях различного рода проверок с каждым годом только растет. Государство осуществляет контроль за финансовой стороной работы предприятия (в том числе налоговой составляющей), за документооборотом, за соблюдением правил санитарной, противопожарной и прочими видами безопасности и т.д. За год количество визитов представителей различного рода надзорных структур в крупных компаниях может превысить десяток. При этом проверки могут быть как плановыми, заранее согласованными, так и внеплановыми, что, безусловно, в некоторой степени нервирует бизнес.
Журнал учета проверок имеет вполне определенное назначение: с его помощью руководство организации регистрирует факт осуществленного контрольного мероприятия, а также следит за частотой проверок со стороны той или иной государственной надзорной инстанции. Журнал четко структурирует тип и содержание каждой проведенной проверки, фиксирует ее длительность, дает сведения о ведомстве, которое ее осуществило и т.п., он же предоставляет возможность руководству проверяемого предприятия вкратце ознакомиться с ее первоначальными итогами. А поскольку периодичность практически каждого вида проверок закреплена в законодательстве, излишнее рвение какой-либо контролирующей инстанции при помощи этого документа в дальнейшем можно оспорить.
Таким образом, благодаря журналу компания не только может систематизировать и правильно спланировать свою работу, но и защитить свои интересы.
Кто ответственен за ведение журнала
Заполнять журнал может любой работник предприятия, в чьи должностные обязанности включена эта функции: секретарь, юрисконсульт или специалист какого-либо структурного подразделения.
Сюда же вносит свои данные и представитель контролирующего ведомства. А вот ответственность за наличие и содержание журнала несет не только тот, кто его непосредственно формирует, но и руководитель организации.
Что будет если не вести журнал
Конечно, никто не может обязать компанию вести журнал учета проверок, поэтому некоторые представители предприятий им пренебрегают, тем более законодательно ответственность за его отсутствие не предусмотрена. Однако такое отношение в дальнейшем может негативно сказаться на деятельности организации (например, работники какого-либо ведомства начнут превышать свои служебные полномочия и зачастят с визитами).
Могут ли проверяющие отказаться от отметки в журнале
В практике российских компаний случаются ситуации, когда представители государственной надзорной структуры отказываются вносить запись о проведенной проверке в журнал.
С их стороны эти действия являются нарушением закона и их можно обжаловать, поначалу обратившись к непосредственному начальству проверяющих лиц, а, затем, если компромисса достичь не удастся – с помощью суда или прокуратуры.
Как вести журнал
Для журнала существует утвержденная на законодательном уровне форма, рекомендованная к применению. Вносить в нее правки нельзя, кроме того, нежелательно допускать при заполнении какие-либо ошибки и неточности, вся информация должна быть точна и достоверна.
Журнал составляется в единственном оригинальном экземпляре, причем вести его можно как в живом, так и в электронном виде. Правда электронный бланк после окончательного формирования нужно распечатать для того, чтобы ответственный работник организации и представитель контролирующей структуры могли поставить свои подписи.
Все листы журнала должны быть пронумерованы по порядку и прошиты.
На последней странице ставится печать предприятия (если таковая имеется) и подпись ответственного сотрудника с указанием количества страниц в документе.
Сведения о журнале нужно внести в номенклатуру дел, а затем передать в отдел канцелярии (или другой, занимающийся аналогичными функциями) на ответственное хранение.
Образец журнала учета проверок юридического лица
Если вам нужно внести данные в журнал учета проверок юридического лица, а вы никогда раньше этого не делали, посмотрите образец заполнения документа и прочитайте разъяснений к нему – с их помощью вы наверняка без труда сделаете то, что от вас требуется.
Проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
В процессе своей хоз. деятельности каждая организация/ИП сталкивается с обязательными проверками надзорных органов. В помощь бизнесу был разработан журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя – типовой бланк утвержден Минэкономразвитием в Приказе № 141 от 30.04.09 г. Какие именно данные отражаются в этом документе? Как регулируется порядок ведения журнала в компаниях? Ответим на все вопросы подробно.
Проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Точный регламент организации и проведения различных проверок юрлиц, ИП уполномоченными контрольными органами по государственному и муниципальному надзору утвержден в Законе № 294-ФЗ от 26.12.08 г. Этот нормативный документ регулирует правила осуществления плановых, внеплановых, документарных, выездных проверок, включая рейдовые (плановые) осмотры. Здесь установлены сроки проверок, ограничения по их организации, а также порядок оформления итоговых результатов контрольных мероприятий.
Одновременно в Законе № 294-ФЗ перечислены основные права юрлиц и предпринимателей во время контрольных действий надзорных органов. Согласно подп. 4 п. 3.1 стат. 1 сфера действия Закона не распространяется на налоговый контроль, проводимый по глав. 14 НК РФ. На практике эта норма интересна для тех предпринимателей, которые прекращают деятельность, – камеральная проверка ИП после закрытия будет проводиться не по требованиям Закона № 294-ФЗ, а в соответствии с налоговым законодательством. Прочие случаи неприменения Закона № 294-ФЗ указаны в п. 3, 3.1 стат. 1.
Виды проверок по Закону № 294-ФЗ:
Обратите внимание! Максимальные сроки документарных и выездных проверок составляют 20 рабочих дней (п. 1 стат. 13 № 294-ФЗ). При этом для одного субъекта СМП установлен годовой лимит на общее число часов по плановым выездным мероприятиям – 50 ч; для микропредприятия – 15 ч (п. 2 стат. 13 № 294-ФЗ). Для определения времени проверки используется специальный журнал учета.
Журнал учета проверок ИП и юрлиц
Обязанность организации/ИП вести по утвержденной типовой форме журнал по учету проверок установлена в п. 8 стат. 16 Закона № 294-ФЗ. Бланк можно найти в Приказе № 141 от 30.04.09 г. Если компания не будет вести такой документ, на данный момент никаких мер ответственности не предусмотрено, то есть отсутствие журнала нарушением не считается. Но лучше все-таки организовать подобный учет, так как составление этой формы, прежде всего, защищает интересы предприятий и предпринимателей. Ведь без точного подсчета числа часов проверок в год сложнее доказать, что проведение новых контрольных мероприятий уже неправомерно.
Как же правильно формируется журнал? Записи в хронологическом порядке делают проверяющие – порядок внесения данных утвержден в п. 9 стат. 16 № 294-ФЗ. Журнал в обязательном порядке прошивается, страницы нумеруются, удостоверение проводится с помощью печати юрлица или ИП (при ее наличии у предпринимателя). Если в компании журнал не ведется, этот факт фиксируется в соответствующем акте проверки.
Какие данные отражаются в журнале (сведения по Приказу № 141):
Ведением журнала на предприятии/ИП может заниматься ответственный сотрудник, срок хранения ограничен 5 годами. Заполнение выполняют проверяющие органы в лице уполномоченного лица, который вносит записи «от руки». Заверяет документ непосредственный руководитель. Образец типовой формы журнала проверок – скачать здесь.
Образец заполнения журнала учёта проверок юридического лица
Журнал учета проверок юридического лица — это документ, в котором юридические лица и ИП фиксируют проверки надзорных органов. С 2009 года журнал имеет типовую форму. Приведем образец заполнения этого документа.
Зачем нужен журнал учета проверок юридического лица и индивидуального предпринимателя
Журнал учёта проверок юридического лица и индивидуального предпринимателя позволяет хранить и анализировать сведения о проведённых плановых и внеплановых мероприятиях надзорных ведомств, фиксировать в одном месте все выявленные нарушения и указания по их устранению.
Форма документа
По типовой форме бланки изготавливаются в типографиях, но можно скачать бесплатно журнал учета проверок юридического лица и распечатать листы самостоятельно.
Правила оформления и заполнения документа
Документ состоит из:
Ведением в организации занимается ответственное лицо, назначенное приказом руководителя, как правило, это секретарь. Ответственный сотрудник заполняет титульный лист с указанием:
Руководитель ставит подпись и печать. Заверение документа печатью для организаций обязательно согласно статье 16 ФЗ N 294. Индивидуальные предприниматели самостоятельно ведут документацию, заверяя ее печатью при наличии.
Образец заполнения журнала учёта проверок юридического лица
Приведём пример заполненного бланка. Напомним, что раздел из 12 пунктов заполняет должностное лицо проверяющего органа.