журнал учета работы рза

Журнал учета работы рза

МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 8 февраля 2019 года N 80

(с изменениями на 10 июля 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минэнерго России от 10 июля 2020 года N 546 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.10.2020, N 0001202010230038).

2. Внести в приказ Минэнерго России от 23 июля 2012 г. N 340 «Об утверждении перечня предоставляемой субъектами электроэнергетики информации, форм и порядка ее предоставления» (зарегистрирован Минюстом России 6 сентября 2012 г., регистрационный N 25386) с изменениями, внесенными приказами Минэнерго России от 15 июня 2016 г. N 534 (зарегистрирован Минюстом России 30 августа 2016 г., регистрационный N 43493), от 26 декабря 2016 г. N 1404 (зарегистрирован Минюстом России 10 апреля 2017 г., регистрационный N 46311) и от 20 декабря 2017 г. N 1194 (зарегистрирован Минюстом России 13 февраля 2018 г., регистрационный N 50023), следующие изменения:

3. Данные технического учета и результаты анализа функционирования устройств (комплексов) релейной защиты и автоматики и реализованных в их составе функций релейной защиты и автоматики за I квартал 2019 года должны оформляться и предоставляться в соответствии с требованиями Правил технического учета и анализа функционирования релейной защиты и автоматики, утвержденных настоящим приказом.

4. Настоящий приказ вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования.

в Министерстве юстиции

регистрационный N 53968

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минэнерго России
от 8 февраля 2019 года N 80

Правила технического учета и анализа функционирования релейной защиты и автоматики

(с изменениями на 10 июля 2020 года)

I. Общие положения

2. В Правилах используются термины и определения в значениях, установленных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, а также термины и определения, указанные в приложении N 1 к Правилам.

3. В Правилах используются следующие сокращения:

дифференциальная защита линии;

направленная защита с высокочастотной блокировкой;

контроль изоляции вводов;

однофазное автоматическое повторное включение;

определение места повреждения;

регистратор аварийных событий;

релейная защита и автоматика;

система возбуждения генератора или синхронного компенсатора;

система мониторинга переходных режимов;

устройство передачи аварийных сигналов и команд;

электромеханическая элементная база, на которой конструктивно выполнено устройство РЗА;

микроэлектронная элементная база, на которой конструктивно выполнено устройство РЗА;

микропроцессорная элементная база, на которой конструктивно выполнено устройство РЗА.

6. Технический учет и анализ функционирования устройств (комплексов) РЗА должны осуществляться владельцами объектов электроэнергетики в отношении устройств (комплексов) РЗА, установленных на принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании объектах электроэнергетики, и функций РЗА, реализованных в таких устройствах (комплексах) РЗА.

7. Технический учет и анализ функционирования устройств (комплексов) РЗА должны осуществляться субъектом оперативно-диспетчерского управления в отношении:

а) устройств (комплексов) РЗА ЛЭП, оборудования напряжением 110 кВ и выше (в случае если данные ЛЭП, оборудование отнесены к объектам диспетчеризации) и функций РЗА, реализованных в указанных устройствах (комплексах) РЗА;

б) устройств (комплексов) РЗА, для которых расчет, выбор или согласование параметров настройки (уставок) и алгоритмов функционирования осуществляет субъект оперативно-диспетчерского управления, и функций РЗА, реализованных в указанных устройствах (комплексах) РЗА;

в) устройств автоматической частотной разгрузки;

г) устройств (комплексов) противоаварийной и режимной автоматики, установленных в диспетчерских центрах субъекта оперативно-диспетчерского управления, собственником или иным законным владельцем которых является данный субъект оперативно-диспетчерского управления, и функций РЗА, реализованных в указанных устройствах (комплексах) РЗА.

9. Владельцы объектов электроэнергетики обязаны:

б) представлять диспетчерским центрам субъекта оперативно-диспетчерского управления и центрам управления сетями сетевых организаций, в диспетчерском и технологическом управлении (ведении) которых находятся устройства РЗА или которые осуществляли выбор (согласование) параметров настройки и алгоритмов функционирования устройств (комплексов) РЗА, а также представлять по запросу другим владельцам объектов электроэнергетики, устройства РЗА которых функционально связаны с вышеуказанными устройствами (комплексами) РЗА для анализа работы и устранения причин их неправильного функционирования следующую информацию:

данные РАС, полученные от автономных РАС;

осциллограммы аварийных событий, полученные от микропроцессорных устройств РЗ, СА, ПА, СВ с использованием в них функции РАС;

результаты ОМП, полученные от специализированных устройств ОМП на ЛЭП;

журналы срабатываний микропроцессорных устройств РЗ, СА, ПА, СВ.

10. Информация, указанная в подпункте «а» пункта 9 Правил, должна представляться в диспетчерские центры субъекта оперативно-диспетчерского управления по формам, установленным приложениями N 2 и N 3 к Правилам, посредством специализированного программно-аппаратного комплекса, предоставляемого субъектом оперативно-диспетчерского управления на безвозмездной основе, или посредством иного программного обеспечения (иных средств автоматизации), используемого владельцами объектов электроэнергетики, интегрированного со специализированным программно-аппаратным комплексом субъекта оперативно-диспетчерского управления, в формате, определяемом субъектом оперативно-диспетчерского управления.

II. Общие требования к техническому учету

11. В ходе технического учета владельцами объектов электроэнергетики, субъектом оперативно-диспетчерского управления в соответствии с распределением функций по техническому учету, установленных главой I Правил, должны осуществляться:

анализ работы устройств (комплексов) функций РЗА и осуществляемая на его основе оценка работы устройств (комплексов) РЗА и реализованных в их составе функций РЗА в соответствии с требованиями главы III Правил;

учет и распределение случаев неправильной работы устройств (комплексов), функций РЗА по видам причин в соответствии с требованиями главы IV Правил.

12. Все устройства (комплексы) РЗА и реализованные в их составе функции РЗА, включая технологическую автоматику объектов электроэнергетики, подлежат количественному учету. При этом отдельному количественному учету подлежат автономные регистраторы аварийных событий, СМПР и устройства ОМП.

Результаты количественного учета должны оформляться в соответствии с таблицами «Наличие устройств и комплексов РЗА по состоянию на конец отчетного периода» и «Наличие функций РЗА, реализованных в устройствах и комплексах РЗА по состоянию на конец отчетного периода», предусмотренными разделами 2 и 3 формы, установленной приложением N 2 к Правилам.

13. При осуществлении технического учета:

случаи неправильной работы одного и того же устройства РЗА или реализованной в его составе функции РЗА, происходящие (повторяющиеся) по одной и той же технической причине, вызванной ошибочными действиями персонала, выполняемыми с устройствами РЗА, или нарушениями требований нормативных правовых актов, нормативно-технической документации или инструктивной документации по РЗА, должны учитываться отдельно;

случаи неправильной работы одного и того же устройства РЗА или реализованной в его составе функции РЗА, происходящие (повторяющиеся) по одной и той же технической причине, вызванной его техническим состоянием, до вывода из работы этого устройства, функции РЗА должны учитываться как один случай неправильной работы.

Источник

VIII. Приказ Минэнерго России от 13.07.2020 N 555 «Об утверждении Правил технического обслуживания устройств и комплексов релейной защиты и автоматики и внесении изменений в требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок «Правила организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики», утвержденные приказом Минэнерго России от 25 октября 2017 г. N 1013″ (Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2020 N 60538)

VIII. Оформление технической документации по техническому обслуживанию

VIII. Оформление технической документации
по техническому обслуживанию журнал учета работы рза

80. На каждое устройство РЗА и вторичное оборудование владельцем объекта электроэнергетики должны быть оформлены с даты проведения наладки и вестись в течение всего срока эксплуатации устройств РЗА и вторичного оборудования паспорта-протоколы.

Отдельные паспорта-протоколы на вторичное оборудование допускается не оформлять в случае, если вся информация о них будет заполняться в паспортах-протоколах на устройства РЗА, которые функционально связаны с таким вторичным оборудованием.

81. Выполнение работ по техническому обслуживанию должно быть оформлено в следующих формулярах, входящих в состав паспортов-протоколов:

формуляр основных технических данных устройства РЗА и (или) вторичного оборудования;

82. Формуляр основных технических данных устройств РЗА и (или) вторичного оборудования должен содержать следующую информацию:

тип панели, шкафа, устройства, микропроцессорного терминала в соответствии с заводским обозначением;

заводской номер панели, шкафа, устройства, микропроцессорного терминала;

годы выпуска панели, шкафа, устройства, микропроцессорного терминала;

срок службы устройства РЗА и (или) вторичного оборудования;

версия программного обеспечения (для микропроцессорных устройств РЗА);

данные о коэффициентах трансформации трансформаторов тока и напряжения, к которым подключено устройство РЗА;

обозначение на исполнительной схеме устройства РЗА и (или) вторичного оборудования;

назначение устройства РЗА и (или) вторичного оборудования.

83. Формуляр регистрации изменений параметров настройки (уставок) и алгоритмов функционирования устройства РЗА и (или) вторичного оборудования должен содержать следующую информацию:

дату настройки устройства или внесения изменений в параметры настройки (уставки) и (или) алгоритмы функционирования;

параметр с указанием обозначения реле (органа, функции, ступени) в схеме (панели, шкафа, устройства, микропроцессорного терминала);

параметр настройки (уставка) и (или) алгоритм функционирования до изменения и после изменения;

основание для изменения (реквизиты задания по настойке устройства РЗА);

фамилия и инициалы, подпись и должность исполнителя (в случае, если работы выполнились организацией-исполнителем записи должны быть выполнены ответственным работником организации-исполнителя и персоналом владельца объекта электроэнергетики, выполнившим приемку устройства РЗА с указанием наименования организации-исполнителя).

84. Формуляр регистрации исполнительных схем и сведений об их изменениях должен содержать следующую информацию:

изменения, вносимые в схему;

причины внесения изменений (реквизиты задания по настойке устройства РЗА, техническое решение технического руководителя владельца объекта электроэнергетики и иные документы, являющиеся основанием для внесения изменения);

дата внесения изменений в исполнительную схему; фамилия и инициалы, подпись и должность исполнителя (в случае, если работы выполнились организацией-исполнителем записи должны быть выполнены ответственным работником организации-исполнителя и персоналом владельца объекта электроэнергетики, выполнившим приемку устройства РЗА).

85. Формуляр регистрации результатов технического обслуживания устройства РЗА и (или) вторичного оборудования должен содержать следующую информацию:

дату проведения технического обслуживания;

вид технического обслуживания;

выявленные отклонения параметров настройки, неисправности, дефекты и принятые меры по их устранению;

фамилия и инициалы, подпись и должность исполнителя (в случае, если работы выполнились организацией-исполнителем записи должны быть выполнены ответственным работником организации-исполнителя и персоналом владельца объекта электроэнергетики, выполнившим приемку устройства РЗА и (или) вторичного оборудования).

86. Формуляры паспортов-протоколов должны заполняться в течение 3 рабочих дней после выполнения технического обслуживания устройства РЗА и (или) вторичного оборудования.

87. Результаты технического обслуживания устройств РЗА и вторичного оборудования должны быть оформлены владельцем объекта электроэнергетики в протоколах технического обслуживания для всех видов технического обслуживания, кроме опробования, тестового контроля и технического осмотра, в соответствии с объемом выполненных работ, определенным согласно пункту 76 Правил.

Все протоколы технического обслуживания устройств РЗА и (или) вторичного оборудования должны прилагаться к паспортам-протоколам и храниться вместе с ними в течение всего срока эксплуатации устройств РЗА и вторичного оборудования.

88. После каждого проведенного технического обслуживания устройства РЗА или вторичного оборудования работниками, выполнявшими техническое обслуживание, должны быть сделаны записи в журнале РЗА о результатах проверки, состоянии проверенных устройств РЗА и вторичного оборудования, а также о возможности включения их в работу с указанием даты технического обслуживания, фамилий и инициалов, должностей и подписей таких работников.

В случае выполнения работ организацией-исполнителем записи в журнале РЗА должны быть выполнены ответственным работником организации-исполнителя и персоналом владельца объекта электроэнергетики, выполнившим приемку устройства РЗА.

Для вновь вводимых (модернизируемых) устройств РЗА и вторичного оборудования перед их вводом в работу работниками владельца объекта электроэнергетики, выполнившими работы (осуществившими приемку), должны быть выполнены записи в журнале РЗА об особенностях эксплуатации вновь вводимых (модернизируемых) устройств РЗА и вторичного оборудования в случаях, если такие особенности не указаны в инструкциях по эксплуатации и оперативному обслуживанию вновь вводимых устройств РЗА, с указанием фамилий и должностей таких работников. С записями в журнале РЗА должен ознакомиться персонал, осуществляющий оперативное обслуживание устройств РЗА.

Запрещается ввод в работу устройств РЗА после технического обслуживания при отсутствии записей в журнале РЗА, подтверждающих возможность их ввода в работу.

89. При выполнении наладки устройств РЗА и вторичного оборудования до их ввода в работу должны быть выполнены их исполнительные схемы в бумажном или электронном виде с соблюдением требований к ведению и хранению документации, необходимой для осуществления оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и оперативно-технологического управления, утверждаемых Министерством энергетики Российской Федерации в соответствии с подпунктом «в» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. N 937 «Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Владельцем объекта электроэнергетики должно быть также обеспечено наличие электронной копии исполнительной схемы в формате, который может редактироваться в прикладном программном обеспечении, используемом для создания такой документации.

90. Ввод в работу устройств РЗА и вторичного оборудования при отсутствии их исполнительных схем не допускается.

91. При выполнении исполнительных схем должен быть проверен монтаж всех цепей устройств РЗА и вторичного оборудования на соответствие проектным принципиальным схемам с внесением в них изменений в случае выявления несоответствия и (или) ошибок. Исполнительные схемы должны отображать фактически выполненный монтаж устройств РЗА и вторичного оборудования.

Исполнительные схемы после выполнения наладки устройств РЗА и вторичного оборудования перед вводом их в эксплуатацию должны соответствовать проектным принципиальным схемам.

92. На исполнительных схемах должны быть отображены:

все вторичные цепи и вспомогательная аппаратура устройства РЗА, а также реле (терминалы), контакты реле (терминалов), переключающие устройства РЗА, обозначения и нумерация всех элементов схемы, в том числе логических цепей (соединений);

все отсоединенные цепи на рядах зажимов и зажимы, на которых не включены контактные мостики, а также отсоединенные цепи или перемычки на выводах устройств РЗА и вторичного оборудования.

Состояние контактов реле (терминалов) должно соответствовать их состоянию при снятом оперативном токе и отключенному положению коммутационных аппаратов и заземляющих ножей в первичной схеме.

Для отображения связей микропроцессорных устройств РЗА между собой и с внешними устройствами, выполненных с использованием цифровых протоколов связи, в составе исполнительных схем должны быть функциональные схемы, на которых в графическом виде должны быть представлены все коммуникации между устройствами РЗА, между устройствами РЗА и коммутационными аппаратами, преобразователями аналоговых и дискретных сигналов.

93. Каждая исполнительная схема должна иметь гриф (штамп) «Схема исполнительная», фамилию, инициалы, подпись и должность лица, выполнившего наладку и приемку устройства РЗА и (или) вторичного оборудования, с указанием даты наладки и приемки.

В случае если наладка выполнялась организацией-исполнителем, то каждая исполнительная схема должна иметь подписи ответственного работника организации-исполнителя, выполнившего наладку этого устройства РЗА, с указанием наименования организации-исполнителя, фамилии и инициалов, должности и даты наладки, а также персонала владельца объекта электроэнергетики (с указанием фамилии, инициалов и должности), выполнившего приемку устройства РЗА.

94. Актуализация (выверка) исполнительных схем, находящихся в эксплуатации, должна выполняться при первом профилактическом контроле, при профилактическом восстановлении и при выполнении любых изменений в монтаже и подключении вторичных цепей и вспомогательной аппаратуры (при внеочередной проверке).

При выверке исполнительных схем должна осуществляться проверка фактически выполненного монтажа и соединений между рядами зажимов, блоками, входными и выходными цепями, реле, переключающими устройствами и другими элементами на панелях и в шкафах, ящиках, а также цепей связи между проверяемым устройством и другими устройствами РЗА и коммутационными аппаратами с одновременной проверкой правильности маркировки проводов и жил кабелей и наименования переключающих устройств.

Сведения о внесенных изменениях или об актуализации (выверке) исполнительных схем должны регистрироваться в формуляре учета изменений исполнительных схем паспорта-протокола.

95. Исполнительные схемы устройств РЗА, расчет и выбор (согласование) параметров настройки (уставок) и алгоритмов функционирования которых осуществляются субъектом оперативно-диспетчерского управления или владельцами других объектов электроэнергетики, должны предоставляться субъекту оперативно-диспетчерского управления или владельцу объекта электроэнергетики соответственно в бумажном или электронном виде в порядке и сроки, установленные Правилами взаимодействия при настройке устройств РЗА.

96. Владелец объекта электроэнергетики обязан обеспечить соответствие исполнительных схем их фактически выполненным монтажу и настройке.

Источник

Приказ Министерства энергетики РФ от 8 февраля 2019 г. N 80 «Об утверждении Правил технического учета и анализа функционирования релейной защиты и автоматики и о внесении изменений в приказ Минэнерго России от 23 июля 2012 г. N 340 «Об утверждении перечня предоставляемой субъектами электроэнергетики информации, форм и порядка ее предоставления» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министерства энергетики РФ от 8 февраля 2019 г. N 80
«Об утверждении Правил технического учета и анализа функционирования релейной защиты и автоматики и о внесении изменений в приказ Минэнерго России от 23 июля 2012 г. N 340 «Об утверждении перечня предоставляемой субъектами электроэнергетики информации, форм и порядка ее предоставления»

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177; 2018, N 53 (ч. I), ст. 8448), пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2017 г. N 244 «О совершенствовании требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 11, ст. 1562; 2018, N 34, ст. 5483) и подпунктом «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. N 937 «Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 34, ст. 5483, N 51, ст. 8007) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила технического учета и анализа функционирования релейной защиты и автоматики.

2. Внести в приказ Минэнерго России от 23 июля 2012 г. N 340 «Об утверждении перечня предоставляемой субъектами электроэнергетики информации, форм и порядка ее предоставления» (зарегистрирован Минюстом России 6 сентября 2012 г., регистрационный N 25386) с изменениями, внесенными приказами Минэнерго России от 15 июня 2016 г. N 534 (зарегистрирован Минюстом России 30 августа 2016 г., регистрационный N 43493), от 26 декабря 2016 г. N 1404 (зарегистрирован Минюстом России 10 апреля 2017 г., регистрационный N 46311) и от 20 декабря 2017 г. N 1194 (зарегистрирован Минюстом России 13 февраля 2018 г., регистрационный N 50023), следующие изменения:

в Перечне информации, предоставляемой субъектами электроэнергетики, пункты 7.21, 7.21.1 признать утратившими силу;

в Порядке предоставления информации субъектами электроэнергетики пункты 7.21, 7.21.1 раздела 7 таблицы признать утратившими силу;

приложения N 68, N 68.1 к приказу признать утратившими силу.

3. Данные технического учета и результаты анализа функционирования устройств (комплексов) релейной защиты и автоматики и реализованных в их составе функций релейной защиты и автоматики за I квартал 2019 года должны оформляться и предоставляться в соответствии с требованиями Правил технического учета и анализа функционирования релейной защиты и автоматики, утвержденных настоящим приказом.

4. Настоящий приказ вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 марта 2019 г.

Регистрационный N 53968

Утверждены
приказом Минэнерго России
от 08.02.2019 г. N 80

Правила
технического учета и анализа функционирования релейной защиты и автоматики

С изменениями и дополнениями от:

2. В Правилах используются термины и определения в значениях, установленных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, а также термины и определения, указанные в приложении N 1 к Правилам.

3. В Правилах используются следующие сокращения:

дифференциальная защита линии;

направленная защита с высокочастотной блокировкой;

контроль изоляции вводов;

однофазное автоматическое повторное включение;

определение места повреждения;

регистратор аварийных событий;

релейная защита и автоматика;

система возбуждения генератора или синхронного компенсатора;

система мониторинга переходных режимов;

устройство передачи аварийных сигналов и команд;

электромеханическая элементная база, на которой конструктивно выполнено устройство РЗА;

микроэлектронная элементная база, на которой конструктивно выполнено устройство РЗА;

микропроцессорная элементная база, на которой конструктивно выполнено устройство РЗА.

6. Технический учет и анализ функционирования устройств (комплексов) РЗА должны осуществляться владельцами объектов электроэнергетики в отношении устройств (комплексов) РЗА, установленных на принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании объектах электроэнергетики, и функций РЗА, реализованных в таких устройствах (комплексах) РЗА.

7. Технический учет и анализ функционирования устройств (комплексов) РЗА должны осуществляться субъектом оперативно-диспетчерского управления в отношении:

а) устройств (комплексов) РЗА ЛЭП, оборудования напряжением 110 кВ и выше (в случае если данные ЛЭП, оборудование отнесены к объектам диспетчеризации) и функций РЗА, реализованных в указанных устройствах (комплексах) РЗА;

б) устройств (комплексов) РЗА, для которых расчет, выбор или согласование параметров настройки (уставок) и алгоритмов функционирования осуществляет субъект оперативно-диспетчерского управления, и функций РЗА, реализованных в указанных устройствах (комплексах) РЗА;

в) устройств автоматической частотной разгрузки;

г) устройств (комплексов) противоаварийной и режимной автоматики, установленных в диспетчерских центрах субъекта оперативно-диспетчерского управления, собственником или иным законным владельцем которых является данный субъект оперативно-диспетчерского управления, и функций РЗА, реализованных в указанных устройствах (комплексах) РЗА.

9. Владельцы объектов электроэнергетики обязаны:

б) представлять диспетчерским центрам субъекта оперативно-диспетчерского управления и центрам управления сетями сетевых организаций, в диспетчерском и технологическом управлении (ведении) которых находятся устройства РЗА или которые осуществляли выбор (согласование) параметров настройки и алгоритмов функционирования устройств (комплексов) РЗА, а также представлять по запросу другим владельцам объектов электроэнергетики, устройства РЗА которых функционально связаны с вышеуказанными устройствами (комплексами) РЗА для анализа работы и устранения причин их неправильного функционирования следующую информацию:

данные РАС, полученные от автономных РАС;

осциллограммы аварийных событий, полученные от микропроцессорных устройств РЗ, СА, ПА, СВ с использованием в них функции РАС;

результаты ОМП, полученные от специализированных устройств ОМП на ЛЭП;

журналы срабатываний микропроцессорных устройств РЗ, СА, ПА, СВ.

Информация об изменениях:

10. Информация, указанная в подпункте «а» пункта 9 Правил, должна представляться в диспетчерские центры субъекта оперативно-диспетчерского управления по формам, установленным приложениями N 2 и N 3 к Правилам, посредством специализированного программно-аппаратного комплекса, предоставляемого субъектом оперативно-диспетчерского управления на безвозмездной основе, или посредством иного программного обеспечения (иных средств автоматизации), используемого владельцами объектов электроэнергетики, интегрированного со специализированным программно-аппаратным комплексом субъекта оперативно-диспетчерского управления, в формате, определяемом субъектом оперативно-диспетчерского управления.

II. Общие требования к техническому учету

11. В ходе технического учета владельцами объектов электроэнергетики, субъектом оперативно-диспетчерского управления в соответствии с распределением функций по техническому учету, установленных главой I Правил, должны осуществляться:

анализ работы устройств (комплексов) функций РЗА и осуществляемая на его основе оценка работы устройств (комплексов) РЗА и реализованных в их составе функций РЗА в соответствии с требованиями главы III Правил;

учет и распределение случаев неправильной работы устройств (комплексов), функций РЗА по видам причин в соответствии с требованиями главы IV Правил.

12. Все устройства (комплексы) РЗА и реализованные в их составе функции РЗА, включая технологическую автоматику объектов электроэнергетики, подлежат количественному учету. При этом отдельному количественному учету подлежат автономные регистраторы аварийных событий, СМПР и устройства ОМП.

Результаты количественного учета должны оформляться в соответствии с таблицами «Наличие устройств и комплексов РЗА по состоянию на конец отчетного периода» и «Наличие функций РЗА, реализованных в устройствах и комплексах РЗА по состоянию на конец отчетного периода», предусмотренными разделами 2 и 3 формы, установленной приложением N 2 к Правилам.

13. При осуществлении технического учета:

случаи неправильной работы одного и того же устройства РЗА или реализованной в его составе функции РЗА, происходящие (повторяющиеся) по одной и той же технической причине, вызванной ошибочными действиями персонала, выполняемыми с устройствами РЗА, или нарушениями требований нормативных правовых актов, нормативно-технической документации или инструктивной документации по РЗА, должны учитываться отдельно;

случаи неправильной работы одного и того же устройства РЗА или реализованной в его составе функции РЗА, происходящие (повторяющиеся) по одной и той же технической причине, вызванной его техническим состоянием, до вывода из работы этого устройства, функции РЗА должны учитываться как один случай неправильной работы.

14. Техническому учету в соответствии с Правилами также подлежит работа сигнальных элементов газовой защиты трансформаторов, автотрансформаторов и шунтирующих реакторов, сигнальных элементов КИВ, сигнальных элементов снижения давления элегаза измерительных трансформаторов, выключателей и работа иных устройств РЗА и реализованных в их составе функций РЗА с действием на сигнал, приводящая к необходимости вывода оборудования из работы.

При определении общего количества действий устройств РЗА и реализованных в их составе функций РЗА и при расчете показателей работы устройств РЗА и реализованных в их составе функций РЗА, выполняемом в соответствии с главой VI Правил, указанные в абзаце первом настоящего пункта случаи работы учитываться не должны.

15. Устройства РЗА и реализованные в их составе функции РЗА, принцип действия которых обеспечивается взаимодействием двух или более устройств РЗА, размещенные на разных технологически связанных объектах электроэнергетики (в том числе ДФЗ, ДЗЛ, УПАСК), должны учитываться отдельно, а не как одно устройство РЗА.

16. При техническом учете должна указываться элементная база, на которой конструктивно выполнены устройства РЗА (ЭМ, МЭ или МП).

17. При техническом учете должен указываться код категории персонала, допустившего ошибку, которая послужила причиной неправильной работы устройства (комплекса) РЗА, в соответствии с таблицей 1 приложения N 4 к Правилам.

18. Сведения о всех случаях правильной и неправильной работы устройств (комплексов) РЗА и реализованных в их составе функций РЗА должны отражаться в разделе 1 формы, установленной приложением N 2 к Правилам, с обязательным заполнением столбца «Описание события» в случае неправильной работы устройств (комплексов) РЗА и реализованных в их составе функций РЗА.

III. Требования к оценке работы устройств (комплексов) релейной защиты и автоматики и реализованных в их составе функций релейной защиты и автоматики при проведении технического учета

19. По результатам анализа работы устройств (комплексов) РЗА и реализованных в их составе функций РЗА в рамках технического учета должны приниматься следующие оценки работы устройств (комплексов) РЗА или реализованных в их составе функций РЗА: «правильно», «неправильно».

К случаям работы устройств РЗА (комплексов) и реализованных в их составе функций РЗА с оценкой «неправильно» должны относиться излишние срабатывания, ложные срабатывания, отказы срабатывания, допущенные неправильные срабатывания и несрабатывания.

20. В случае неправильной работы одной из функций РЗА, входящей в состав многофункционального устройства РЗА, или в случае, когда устройство РЗА состоит из одной функции РЗА, оценка «неправильно» должна также выноситься и этому устройству РЗА.

Показатели работы устройств РЗА и реализованных в их составе функций РЗА должны учитываться отдельно и не суммироваться.

22. Срабатывание или отказ срабатывания устройства РЗА или реализованной в его составе функции РЗА вследствие неисправности, дефектов вспомогательных элементов, измерительных трансформаторов, сигналов положения силовых коммутационных аппаратов должны оцениваться как неправильная работа этих устройств РЗА.

В случае если неисправность вышеуказанного оборудования привела к неправильной работе нескольких устройств РЗА, оценка неправильной работы должна присваиваться каждому из сработавших (отказавших) устройств РЗА.

23. Срабатывание устройства РЗА или реализованных в его составе функций РЗА в соответствии с заложенной логикой действия при отсутствии требования срабатывания для данного устройства РЗА или реализованной в его составе функции РЗА, но при наличии требования срабатывания для других устройств РЗА или для других функций РЗА должно оцениваться как излишнее срабатывание.

К излишним срабатываниям также должны относиться действия устройств РЗА или реализованных в их составе функций РЗА, реализованные при наличии требования срабатывания, но приведшие к дополнительным (кроме заданных) отключениям, включениям, передаче непредусмотренных (излишних) сигналов.

24. Срабатывание устройства РЗА или реализованных в его составе функций РЗА в соответствии с заложенной логикой действия при отсутствии требования срабатывания для данного устройств РЗА, а также передача в этих же условиях сигнала на другое устройство РЗА должны оцениваться как ложное срабатывание.

25. Отсутствие срабатывания устройства РЗА или реализованной в его составе функции РЗА в соответствии с заложенной логикой действия при наличии требования срабатывания для данного устройства РЗА, данной функции РЗА, а также отсутствие в этих же условиях заданного выходного сигнала от данной функции, данного устройства РЗА должны оцениваться как отказ срабатывания.

К отказам срабатывания должны также относиться случаи выдачи не всех выходных сигналов на отключение или включение коммутационных аппаратов, передачу заданных сигналов, реализацию управляющих воздействий ПА и иные случаи срабатывания устройства РЗА или реализованных в его составе функций РЗА с неполным выполнением задания.

26. Случаи неправильной работы устройств РЗА или реализованных в их составе функций РЗА, возможность которых была заранее известна на стадии проектирования или параметрирования устройств РЗА и признана допустимой по причине малой вероятности события или малой тяжести возможных последствий, должны оцениваться как допущенные неправильные срабатывания и несрабатывания.

К причинам допущенных неправильных срабатываний и несрабатываний должны относиться:

неучет при выборе параметров настройки (уставок) устройств РЗА схем электрической сети с большим объемом ремонтных и аварийных отключений ЛЭП, трансформаторов, автотрансформаторов, генераторов и иных маловероятных схем электрической сети, что может привести к излишнему (неселективному) действию или отказу таких устройств РЗА;

заранее известные технические недостатки устройства РЗА, обусловленные недостаточным уровнем развития техники и технологии, процессов производства устройств РЗА на момент изготовления соответствующего устройства РЗА;

заранее известная возможность неправильного действия устройства РЗА, функции РЗА, исходя из принципа действия;

срабатывание исправных исполнительных устройств ПА с действием на отключение нагрузки, отключение генераторов, деление сети или реализацию иных управляющих воздействий, вызванное ложно или излишне сформированной командой УПАСК или выходным сигналом других устройств ПА.

27. Оценка работы комплекса РЗА должна осуществляться на основании результатов оценки работы всех устройств РЗА, входящих в состав этого комплекса. В случае неправильной работы одного из устройств РЗА, входящих в состав комплекса РЗА, оценка «неправильно» должна также выставляться и этому комплексу РЗА.

Информация об изменениях:

28. Оценка работы устройств режимной автоматики, а также устройств РАС, СМПР, ОМП должна осуществляться на основе коэффициента готовности (журнал учета работы рза), рассчитываемого по формуле 1 как отношение времени их работоспособного состояния (в часах) к сумме времен их работоспособного и неработоспособного состояния (в часах) в течение отчетного периода, за исключением времени технического обслуживания:

журнал учета работы рза,

где: журнал учета работы рза— время работоспособного состояния;

журнал учета работы рза— время неработоспособного состояния.

Результаты оценки работы устройств режимной автоматики, а также устройств РАС, СМПР, ОМП, включая коэффициент готовности, должны отражаться в разделе 1 формы, установленной приложением N 2 к Правилам.

Каждый случай неправильной работы устройств (комплексов) режимной автоматики также должен учитываться в разделе 1 формы, установленной приложением N 2 к Правилам.

IV. Учет и распределение случаев неправильной работы релейной защиты и автоматики по видам причин

29. Учет и распределение случаев неправильной работы устройств РЗА и реализованных в их составе функций РЗА должны осуществляться по следующим видам причин:

технические причины, вследствие которых произошла неправильная работа устройства или функции РЗА;

организационные причины, определяющие, почему возникла техническая причина, вследствие которой произошла неправильная работа устройства или функции РЗА.

30. Учету и распределению по указанным в пункте 29 Правил видам причин подлежат все случаи работы устройств РЗА и реализованных в их составе функций РЗА с оценкой «неправильно».

31. В случае если не удалось определить причину неправильной работы устройств РЗА (реализованных в их составе функций РЗА), установленных на разных объектах электроэнергетики и аппаратно и функционально связанных между собой, оценка «неправильно» должна выставляться каждому устройству РЗА или функции РЗА, и данный случай неправильной работы устройств РЗА должен относиться к виду «причина не определена».

32. В случае неправильной работы устройства РЗА или функции РЗА, явившейся следствием нескольких независимых причин (технических или организационных), должны учитываться все причины неправильной работы.

33. Распределение случаев неправильной работы устройств (комплексов) РЗА и реализованных в их составе функций РЗА по видам технических и организационных причин должно осуществляться в соответствии с таблицами 2 и 3 приложения N 4 к Правилам.

34. Технические и организационные причины неправильной работы устройств РЗА и реализованных в их составе функций РЗА должны быть описаны с указанием соответствующих фактических обстоятельств в столбце «Описание события» раздела 1 формы, установленной приложением N 2 к Правилам.

V. Общие требования к анализу функционирования устройств (комплексов) релейной защиты и автоматики

35. В ходе анализа функционирования устройств (комплексов) РЗА владельцы объектов электроэнергетики и субъект оперативно-диспетчерского управления в соответствии с распределением функций, установленным главой I Правил, должны:

определять показатели работы устройств (комплексов) РЗА и реализованных в их составе функций РЗА на основании данных технического учета в порядке, установленном главой VI Правил;

осуществлять проверку принятых технических решений по составу, параметрам настройки и алгоритмам функционирования устройств (комплексов) РЗА и реализованных в их составе функций РЗА на предмет соответствия предъявляемым к ним требованиям и достаточности организационных мероприятий для обеспечения надежной эксплуатации устройств (комплексов) РЗА.

36. Результаты анализа функционирования устройств (комплексов) РЗА и реализованных в их составе функций РЗА, проведенного владельцем объекта электроэнергетики, должны быть оформлены в соответствии с приложением N 3 к Правилам.

37. Субъект оперативно-диспетчерского управления на основании анализа функционирования устройств (комплексов) РЗА вправе выдать владельцам объектов электроэнергетики задание по устранению причин неправильного функционирования устройств (комплексов) РЗА, изменению параметров настройки и алгоритмов функционирования устройств (комплексов) РЗА, являющееся обязательным для выполнения такими владельцами.

38. Выдача субъектом оперативно-диспетчерского управления владельцам объектов электроэнергетики задания по устранению причин неправильного функционирования устройств (комплексов) РЗА должна осуществляться, если по результатам анализа функционирования РЗА установлены причины неправильной работы РЗА, создающие риски неправильной работы по этой же причине устройств (комплексов) РЗА, установленных на объектах электроэнергетики нескольких субъектов электроэнергетики.

39. Выдача и выполнение задания субъекта оперативно-диспетчерского управления по изменению параметров настройки и алгоритмов функционирования устройств (комплексов) РЗА должны осуществляться в соответствии с правилами взаимодействия субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии при подготовке, выдаче и выполнении заданий по настройке устройств релейной защиты и автоматики, утверждаемыми Министерством энергетики Российской Федерации в соответствии с подпунктом «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. N 937 «Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

40. Задание субъекта оперативно-диспетчерского управления по устранению причин неправильного функционирования устройств (комплексов) РЗА должно содержать:

краткое описание события, при котором произошла неправильная работа устройства (комплекса) РЗА;

установленную причину неправильной работы устройства (комплекса) РЗА в соответствии с Правилами;

срок реализации мероприятий (при наличии в задании субъекта оперативно-диспетчерского управления указания на необходимость разработки плана мероприятий, срок реализации мероприятий в задании не указывается).

41. Владельцы объектов электроэнергетики не позднее 10 рабочих дней со дня получения задания субъекта оперативно-диспетчерского управления по устранению причин неправильного функционирования устройств (комплексов) РЗА, содержащего указание на необходимость разработки плана мероприятий, должны разработать и согласовать с субъектом оперативно-диспетчерского управления, выдавшим задание, соответствующий план мероприятий и сроки его реализации.

42. Владельцы объектов электроэнергетики не позднее 10 рабочих дней со дня окончания срока выполнения мероприятий, указанного в задании (согласованных сроков реализации мероприятий, указанных в плане мероприятий), должны направить субъекту оперативно-диспетчерского управления отчет о выполнении задания субъекта оперативно-диспетчерского управления по устранению причин неправильного функционирования устройств (комплексов) РЗА.

43. Владельцы объектов электроэнергетики должны представлять субъекту оперативно-диспетчерского управления по его запросу в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения запроса информацию, необходимую для анализа функционирования устройств (комплексов) РЗА и подготовки задания по устранению причин неправильного функционирования устройств (комплексов) РЗА.

44. Владельцы объектов электроэнергетики должны разрабатывать и реализовывать на принадлежащих им объектах электроэнергетики мероприятия по устранению причин неправильного функционирования устройств (комплексов) РЗА, если по результатам проводимого ими анализа функционирования РЗА установлены причины неправильной работы устройств (комплексов) РЗА, создающие риски неправильной работы по этой же причине устройств (комплексов) РЗА, установленных на принадлежащих им объектах электроэнергетики.

45. Мероприятия, по устранению причин неправильного функционирования устройств (комплексов) РЗА, разрабатываемые владельцами объектов электроэнергетики, должны содержать:

краткое описание события, при котором произошла неправильная работа устройства (комплекса) РЗА;

установленную причину неправильной работы устройства (комплекса) РЗА в соответствии с Правилами;

технические и (или) организационные мероприятия, направленные на устранение причин неправильного функционирования устройств (комплексов) РЗА;

сроки реализации мероприятий.

46. В случае выявления дополнительных данных о функционировании устройств (комплексов) РЗА (в том числе после осмотра или ремонта ЛЭП или оборудования, дополнительных проверок устройств (комплексов) РЗА), влияющих на результаты анализа функционирования РЗА, субъект оперативно-диспетчерского управления обязан внести изменения в результаты анализа функционирования соответствующих устройств (комплексов) РЗА, представленные в диспетчерские центры такого субъекта владельцами объектов электроэнергетики, с последующим уведомлением указанных владельцев объектов электроэнергетики о необходимости внесения изменений в результаты выполненного ими анализа функционирования устройств (комплексов) РЗА.

VI. Определение показателей работы устройств (комплексов) релейной защиты и автоматики и реализованных в их составе функций релейной защиты и автоматики

47. Показатели работы устройств (комплексов) РЗА и показатели работы реализованных в их составе функций РЗА должны определяться на основании данных технического учета и указываться в разделе 1 формы, установленной приложением N 3 к Правилам.

48. Определение показателей работы устройств (комплексов) РЗА должно выполняться методом численного сравнения показателей работы устройств (комплексов) РЗА, принадлежащих владельцам объектов электроэнергетики, с показателями работы указанных устройств (комплексов) РЗА в предыдущие отчетные периоды.

49. В качестве основного показателя оценки правильности работы устройств РЗА, реализованных в их составе функций РЗА, должен использоваться процент правильной работы.

Процент правильной работы устройств РЗА и реализованных в их составе функций РЗА (журнал учета работы рза), %, должен определяться по формуле 2:

журнал учета работы рза,

где: журнал учета работы рза— число правильных срабатываний;

журнал учета работы рза— число неправильных излишних срабатываний;

журнал учета работы рза— число неправильных ложных срабатываний;

журнал учета работы рза— число отказов срабатывания.

50. В качестве дополнительных показателей оценки работы устройств РЗА и функций РЗА, реализованных в устройствах РЗА, должны использоваться следующие показатели:

а) показатели, характеризующие надежность устройств РЗА:

показатель общей надежности устройств РЗА;

показатель, оценивающий надежность срабатывания устройств РЗА;

показатель, оценивающий надежность несрабатывания устройств РЗА;

б) показатели, характеризующие усредненное число срабатываний устройств или функций РЗА:

усредненное число срабатываний устройств РЗА или функций РЗА, реализованных в устройствах РЗА;

усредненное число правильных срабатываний устройств РЗА или функций РЗА;

усредненное число неправильных срабатываний устройств РЗА или функций РЗА;

в) показатели, характеризующие усредненное число срабатываний устройств РЗА в зависимости от использованной в устройстве РЗА элементной базы:

усредненное число срабатываний устройств РЗА в зависимости от использованной в устройстве РЗА элементной базы;

усредненное число правильных срабатываний устройств РЗА в зависимости от использованной в устройстве РЗА элементной базы;

усредненное число неправильных срабатываний устройств РЗА в зависимости от использованной в устройстве РЗА элементной базы;

усредненное число отказов срабатываний устройств РЗА в зависимости от использованной в устройстве РЗА элементной базы.

51. При определении дополнительных показателей оценки работы устройств РЗА и функций РЗА, реализованных в устройствах РЗА, должны соблюдаться следующие требования:

а) показатель общей надежности устройств РЗА (R) должен определяться по формуле 3:

журнал учета работы рза,

б) показатель D, оценивающий надежность срабатывания устройств РЗА, должен определяться по формуле 4:

журнал учета работы рза

в) показатель S, оценивающий надёжность несрабатывания устройств РЗА, должен определяться по формуле 5:

журнал учета работы рза

г) усредненное число срабатываний устройств РЗА или функций РЗА, реализованных в устройствах РЗА, (журнал учета работы рза) должно определяться по формуле 6:

журнал учета работы рза,

где: журнал учета работы рза— суммарное количество устройств или функций РЗА.

д) усредненное число правильных срабатываний устройств РЗА или функций РЗА, реализованных в устройствах РЗА, (журнал учета работы рза) должно определяться по формуле 7:

журнал учета работы рза

е) усредненное число неправильных срабатываний устройств РЗА или функций РЗА, реализованных в устройствах РЗА, (журнал учета работы рза) должно определяться по формуле 8:

журнал учета работы рза

ж) усредненное число срабатываний устройств РЗА в зависимости от использованной в устройстве РЗА элементной базы (журнал учета работы рза) должно определяться по формуле 9:

журнал учета работы рза

где: журнал учета работы рза— суммарное количество устройств соответствующего аппаратного исполнения (ЭМ, МЭ, МП):

журнал учета работы рза;

журнал учета работы рза;

журнал учета работы рза;

з) усредненное число правильных срабатываний устройств РЗА в зависимости от использованной в устройстве РЗА элементной базы журнал учета работы рзадолжно определяться по формуле 10:

журнал учета работы рза

и) усредненное число неправильных срабатываний устройств РЗА в зависимости от использованной в устройстве РЗА элементной базы журнал учета работы рзадолжно определяться по формуле 11:

журнал учета работы рза

к) усредненное число отказов срабатываний устройств РЗА в зависимости от использованной в устройстве РЗА элементной базы журнал учета работы рзадолжно определяться по формуле 12:

журнал учета работы рза

Приложение N 1
к Правилам технического учета
и анализа функционирования
релейной защиты и автоматики

Термины и определения, используемые в Правилах технического учета и анализа функционирования релейной защиты и автоматики

Приложение N 2
к Правилам технического учета
и анализа функционирования
релейной защиты и автоматики

Данные технического учета устройств и комплексов РЗА и реализованных в них функций РЗА линий электропередачи, оборудования подстанций и электростанций, устройств автоматической частотной разгрузки
за _____________ _____ года 1

ВОЗМОЖНО ПРЕДСТАВЛЕНИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ

Наименование организации, представляющей информацию:

Раздел 1. Сведения о всех случаях правильной и неправильной работы устройств (комплексов) РЗА и реализованных в них функций РЗА

Сведения о работе устройств (функций) 2 релейной защиты, сетевой автоматики, противоаварийной автоматики, режимной автоматики 3 :

Порядковый номер события

Дата, время события (ДД.ММ.ГГГГ, ЧЧ:ММ 4 )

ЛЭП, оборудование, к которому относится устройство (функция) РЗА, ПС или электростанции, напряжение (кВ)

Название устройства (комплекса) РЗА

Вид исполнения устройства

Наименование функции РЗА

Оценка работы устройства (функции) РЗА

Код (коды) технической причины неправильной работы устройства (функции) РЗА

Код (коды) организационной причины неправильной работы устройства (функции) РЗА

Количество срабатываний устройства (функции) РЗА

Вид и место короткого замыкания (только для РЗ)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *