журнал учета рв и рао

Журнал учета рв и рао

от 28 ноября 2016 года N 503

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4552; 1997, N 7, ст.808; 2001, N 29, ст.2949; 2002, N 1, ст.2; N 13, ст.1180; 2003, N 46, ст.4436; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 52, ст.5498; 2007, N 7, ст.834; N 49, ст.6079; 2008, N 29, ст.3418; N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 52, ст.6450; 2011, N 29, ст.4281; N 30, ст.4590, ст.4596; N 45, ст.6333; N 48, ст.6732; N 49, ст.7025; 2012, N 26, ст.3446; 2013, N 27, ст.3451; 2016, N 14, ст.1904; N 15, ст.2066; N 27, ст.4289), подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3348; 2006, N 5, ст.544; N 23, ст.2527; N 52, ст.5587; 2008, N 22, ст.2581; N 46, ст.5337; 2009, N 6, ст.738; N 33, ст.4081; N 49, ст.5976; 2010, N 9, ст.960; N 26, ст.3350; N 38, ст.4835; 2011, N 6, ст.888; N 14, ст.1935; N 41, ст.5750; N 50, ст.7385; 2012, N 29, ст.4123; N 42, ст.5726; 2013, N 12, ст.1343; N 45, ст.5822; 2014, N 2, ст.108; N 35, ст.4773; 2015, N 2, ст.491; N 4, ст.661; N 28, ст.4741),

в Министерстве юстиции

21 декабря 2016 года,

регистрационный N 44843

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 28 ноября 2016 года N 503

Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации»
(НП-067-16)

I. Назначение и область применения

В том числе: РВ и ЯМ, не подлежащие учету в СГУК ЯМ, не в составе изделий; РВ и ЯМ, не подлежащие учету в СГУК ЯМ, в составе изделий, не являющихся ЗРИ (открытые радионуклидные источники, защитные контейнеры транспортных упаковочных комплектов, изделия радиационной защиты и другие изделия).

радионуклиды, содержащиеся в выбросах и сбросах в окружающую среду ;

В организациях, для которых должны устанавливаться нормативы предельно допустимых выбросов РВ в атмосферный воздух (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 года N 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 11, ст.1180; 2007, N 17, ст.2045; 2009, N 18, ст.2248; 2011, N 9, ст.1246; 2012, N 37, ст.5002; 2013, N 24, ст.2999) и/или должны устанавливаться нормативы допустимых сбросов РВ в водные объекты (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 года N 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст.4088; 2009, N 12, ст.1429; 2011, N 9, ст.1246; 2011, N 24, ст.3500).

4. Требования настоящих Правил не распространяются:

на ЯМ, подлежащие учету в СГУК ЯМ.

II. Общие положения

5. Основными принципами осуществления учета и контроля РВ и РАО (здесь и далее под РВ понимаются РВ и ЯМ, учитываемые в СГУК РВ и РАО) являются:

непрерывность учета и контроля;

периодичность проведения инвентаризаций;

определение наличного количества и проверка его соответствия учетным данным;

своевременное документальное оформление результатов операций;

дифференцированный подход к определению процедур учета и контроля РВ в ЗРИ с учетом категорирования ЗРИ по радиационной опасности;

дифференцированный подход к определению процедур учета и контроля удаляемых РАО с учетом их классификации.

6. Задачи учета и контроля РВ и РАО в организации:

учет производства и образования РВ, образования РАО, получения (от других организаций), передачи (другим организациям), перемещения (между подразделениями организации, а также по технологическим операциям), убыли РВ и РАО, а также учет РВ и РАО при их хранении;

фиксация данных о количестве радионуклидов, выбрасываемых в атмосферу и сбрасываемых со сточными водами;

обеспечение оперативности, полноты и достоверности информации о месте нахождения, наличии и состоянии РВ и РАО;

обеспечение своевременного перевода РВ в РАО;

обеспечение сохранности РВ и РАО на всех стадиях обращения с ними (за исключением РВ, содержащихся в выбросах в атмосферу и сбросах в окружающую среду);

обеспечение своевременного предоставления отчетных документов, установленных в СГУК РВ и РАО;

обеспечение своевременного выявления и предотвращения нарушений и аномалий в учете и контроле РВ и РАО.

Не относящиеся к нарушениям: недостача (излишек) РВ и РАО, хищение или несанкционированное использование РВ и РАО, обнаружения бесхозяйных РВ и РАО.

7. Учет и контроль РВ и РАО должен осуществляться в организации и ее подразделениях, включая территориально обособленные подразделения (в том числе филиалы), осуществляющих обращение с РВ и РАО. Требования к организации системы учета и контроля РВ и РАО в территориально обособленных подразделениях (в том числе филиалах) применяются аналогично требованиям к учету и контролю РВ и РАО в организации (далее по тексту под организацией понимается организация или ее территориально обособленное подразделение, под подразделением понимается структурное подразделение организации или территориально обособленного подразделения).

8. Учет и контроль РВ и РАО допускается проводить с использованием информационных технологий (с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации в области защиты информации), в том числе предоставлять отчетные документы в электронной форме в порядке, установленном нормативными правовыми актами в области учета и контроля РВ и РАО.

III. Общие требования к учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации

9. Учетными единицами РВ и РАО при учете и контроле являются:

для РВ в составе ЗРИ:

для РВ не в составе ЗРИ:

для РАО не в виде отработавших ЗРИ:

законсервированный пункт хранения РАО ;

Хранилище РАО, размещение РАО в котором более не производится и для которого обеспечивается контроль целостности хранилища.

отдельный участок радиационно загрязненной территории либо отдельные зоны радиационно загрязненной территории (если проводилось зонирование участка территории в соответствии с диапазоном загрязнения);

для РАО в виде отработавшего ЗРИ:

отдельный отработавший ЗРИ;

упаковка с отработавшими ЗРИ в опломбированной таре;

Источник

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 февраля 2016 г. N 49 «Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Правила расследования и учета нарушений при эксплуатации и выводе из эксплуатации радиационных источников, пунктов хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами»

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 1997, N 7, ст. 808; 2001, N 29, ст. 2949; 2002, N 1, ст. 2; N 13, ст. 1180; 2003, N 46, ст. 4436; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 49, ст. 6079; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 52, ст. 6450; 2011, N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, ст. 4596; N 45, ст. 6333; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3451), подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; N 23, ст. 2527; N 52, ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2581; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст. 5976; 2010, N 9, ст. 960; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 41, ст. 5750; N 50, ст. 7385; 2012, N 29, ст. 4123; N 42, ст. 5726; 2013, N 12, ст. 1343; N 45, ст. 5822; 2014, N 2, ст. 108; N 35, ст. 4773; 2015, N 2, ст. 491; N 4, ст. 661), приказываю:

Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Правила расследования и учета нарушений при эксплуатации и выводе из эксплуатации радиационных источников, пунктов хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами» (НП-014-16).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 мая 2016 г.
Регистрационный N 41970

Федеральные нормы и правила
в области использования атомной энергии «Правила расследования и учета нарушений при эксплуатации и выводе из эксплуатации радиационных источников, пунктов хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами»
(НП-014-16)
(утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 февраля 2016 г. N 49)

ГАРАНТ:

См. справку о федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности и атомной энергии

I. Назначение и область применения

Расследование нарушений проводится с целью определения непосредственных и коренных причин нарушений, а также для разработки организационно-технических мероприятий, направленных на недопущение подобных нарушений в дальнейшем.

Список используемых сокращений приведен в приложении N 1 к настоящим Правилам.

по эксплуатации, выводу из эксплуатации РИ, не входящих в состав ЯУ и не являющихся объектами ядерного топливного цикла;

по эксплуатации, выводу из эксплуатации ПХ РВ и ПХ РАО, не входящих в состав ЯУ и не являющихся объектами ядерного топливного цикла;

по обращению с РВ и РАО, в том числе по их транспортированию, за исключением обращения с РВ и РАО на ЯУ и на объектах ядерного топливного цикла;

по транспортированию РВ и РАО вне территории организаций, за исключением перевозок, при которых порядок расследования нарушений установлен федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии «Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе объектов ядерного топливного цикла» (НП-047-11), утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 декабря 2011 г. N 736 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 января 2012 г., регистрационный N 22965; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2012, N 15) с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 июля 2013 г. N 310 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа 2013 г., регистрационный N 29338; «Российская газета», 2013, N 187).

Требования настоящих Правил не распространяются на деятельность по обращению с РВ и РАО при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях.

II. Категории нарушений

4. Категории нарушений, не связанных с транспортированием РИ, РВ и РАО и подлежащих расследованию и учету в соответствии с требованиями настоящих Правил, определены в таблице N 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.

5. Категории нарушений при транспортировании РВ и РАО определяются в соответствии с таблицей N 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.

6. Категория нарушения должна определяться по значениям характеристик, определяющих радиационную обстановку, замеренным (рассчитанным) на месте нарушения (мощности дозы излучения или других параметров).

III. Структура, содержание и порядок передачи сообщений о нарушениях

7. Организации, в которых произошло нарушение, должны обеспечить подготовку и своевременную передачу информации в виде оперативного и предварительного сообщений.

Предварительное сообщение о нарушении передается в случае, если предварительно установленная категория нарушения была определена как А или АТ3, или в течение 24 часов с момента нарушения категории П1, П2, AT1, АТ2 были пересмотрены.

Предварительно установленная категория нарушения определяется исходя из последствий нарушений в соответствии с главой II настоящих Правил.

Пересмотр предварительно установленной категории нарушения осуществляется в случае выявления дополнительной информации об обстоятельствах и последствиях нарушения.

Решение о пересмотре предварительно установленной категории нарушения принимает должностное лицо, уполномоченное руководителем организации, в которой произошло нарушение.

8. Оперативное сообщение о нарушениях всех категорий передается должностным лицом, уполномоченным руководителем организации, в которой произошло нарушение, по телефону или с помощью других средств связи, обеспечивающих получение информации в течение 1 часа с момента выявления нарушения:

оперативному дежурному Ростехнадзора;

в подразделение МТУ ЯРБ Ростехнадзора, осуществляющее надзор за РБ в организации, в которой произошло нарушение.

9. В оперативном сообщении приводятся:

полное наименование организации с указанием сведений о выданных лицензиях или регистрации юридического лица;

наименование объекта использования атомной энергии, на котором произошло нарушение;

место выявления нарушения;

дата и время (местное/московское) выявления нарушения;

краткая характеристика нарушения с указанием предполагаемых причин нарушения;

сведения о радиационной обстановке (по данным штатных систем автоматизированного контроля радиационной обстановки, по переносным приборам и по данным лабораторного контроля);

предварительные сведения о наличии пострадавших, подвергшихся облучению, и сведения о радиоактивном загрязнении окружающей среды;

предварительно установленная категория нарушения на момент передачи сообщения;

должность, фамилия, имя, отчество уполномоченного должностного лица, передавшего сообщение.

10. Предварительное сообщение, подписанное руководителем или уполномоченными на это должностными лицами организации, в которой произошло нарушение, передается должностным лицом, уполномоченным руководителем организации, в которой произошло нарушение, с помощью средств связи, обеспечивающих получение информации не позднее 24 часов с момента выявления нарушения:

оперативному дежурному Ростехнадзора;

в орган управления использованием атомной энергии;

в подразделение МТУ ЯРБ Ростехнадзора, осуществляющее надзор за РБ в организации, в которой произошло нарушение.

11. В предварительном сообщении о нарушении приводятся:

полное наименование организации с указанием сведений о выданных лицензиях или регистрации юридического лица;

наименование объекта использования атомной энергии, на котором произошло нарушение;

дата, время (местное/московское) и место выявления нарушения; краткое описание возникновения нарушения, процесса его развития, предполагаемые причины нарушения;

описание отказавших, поврежденных систем (элементов), характер и возможная причина отказа, повреждения;

сведения о радиационной обстановке (по данным штатных систем автоматизированного контроля радиационной обстановки, по переносным приборам и по данным лабораторного контроля);

предварительные сведения о наличии пострадавших, подвергшихся облучению, и сведения о радиоактивном загрязнении окружающей среды;

сведения о принятых мерах по локализации и/или ликвидации последствий нарушения;

предварительно установленная категория нарушения;

должность, фамилия, имя, отчество уполномоченного должностного лица, передавшего сообщение;

предварительная оценка нарушения по шкале ИНЕС.

IV. Порядок расследования нарушений. Отчетность о нарушениях

12. Организация, в которой произошло нарушение, должна организовать и провести расследование нарушения.

13. Целями расследования нарушений при эксплуатации, выводе из эксплуатации РИ, ПХ и обращении с РВ и РАО являются установление обстоятельств и причин возникновения нарушения, окончательное определение его категории.

14. Комиссию по расследованию нарушений создает организация, в которой произошло нарушение.

15. Комиссия по расследованию нарушения должна приступить к работе не позднее 3 суток с момента выявления нарушения. До начала расследования организация, создавшая комиссию, должна письменно известить МТУ ЯРБ Ростехнадзора, осуществляющее надзор за РБ в организации, в которой произошло нарушение, о создании комиссии, месте и времени начала ее работы.

16. Продолжительность расследования нарушения не должна превышать 15 рабочих дней с момента выявления нарушения. В случаях, если для установления обстоятельств и причин возникновения нарушения, окончательного определения его категории требуется проведение сложных и (или) длительных исследований, испытаний и расследований, продолжительность расследования нарушения может быть увеличена, но не более чем на 15 рабочих дней). Мотивированное решение о продлении срока расследования принимает должностное лицо, подписавшее акт о создании комиссии.

17. До создания комиссии по расследованию нарушения организацией должны быть приняты меры по:

сохранению первичной обстановки (если это не влечет распространения последствий нарушения) и первичной информации, позволяющей уточнить исходное событие и причины возникновения нарушения;

удалению из возможно опасной зоны людей, за исключением персонала, участвующего в ликвидации последствий нарушения;

предотвращению распространения последствий нарушения.

18. Для работы комиссии должны быть созданы условия, в том числе:

обеспечен доступ ко всей необходимой информации, проектным, эксплуатационным, нормативным и другим документам;

обеспечен доступ на территорию и в помещения, имеющие отношение к расследованию нарушения, с проведением обязательного инструктажа по радиационной безопасности, по охране труда и обеспечением членов комиссии средствами индивидуальной защиты и приборами индивидуального дозиметрического контроля;

проведены необходимые технические расчеты, лабораторные исследования, испытания и проверки, осуществлена фото и/или видеосъемка объектов, их систем/элементов;

предоставлены необходимые для работы помещения, средства связи, транспортные средства;

обеспечено получение объяснений от персонала, представителей других организаций, проводивших работы на момент выявления нарушения;

обеспечено получение информации об имевших место аналогичных нарушениях в организации.

Порядок и режим работы комиссии определяются председателем комиссии.

19. Организация должна обеспечить представителей органов государственного регулирования безопасности в области использования атомной энергии, осуществляющих надзор за ходом расследования, необходимой для расследования информацией, средствами связи, документацией и материалами расследования, а также обеспечить им доступ к месту нарушения.

20. При расследовании нарушения комиссия должна:

проанализировать необходимую для проведения расследования документацию;

организовать проведение необходимых экспертиз;

выявить последовательность отказов систем/элементов, ошибок персонала при нарушении и их причины;

установить непосредственные и коренные причины нарушения;

определить последствия нарушения;

установить количество облученных лиц из числа персонала организации и населения;

определить уровни загрязнения РВ систем/элементов/упаковок, помещений, транспортных средств на территории объекта использования атомной энергии и в районе возможного загрязнения;

оценить повреждение систем/элементов;

оценить достаточность проведенных мероприятий по локализации и ликвидации последствий нарушения;

оценить последствия нарушения для безопасности объекта использования атомной энергии, транспортируемой упаковки, персонала организации, населения, окружающей среды, которые могли бы иметь место в случае иного развития нарушения, и способность систем/элементов безопасности предотвратить или смягчить такие последствия (исходя из имеющихся сведений о состоянии указанных систем/элементов); выявить нарушения (недостатки, ошибки) в:

работе систем/элементов нормальной эксплуатации;

работе систем/элементов, важных для безопасности;

техническом обслуживании и ремонте;

технической и эксплуатационной документации;

представить предложения по дополнительным проверкам соответствия персонала квалификационным требованиям, предъявляемым к занимаемой (замещаемой) должности, по изменению нормативной и эксплуатационной документации, а также по следующим мероприятиям в отношении систем/элементов:

оценить уровень нарушения по шкале ИНЕС.

21. По результатам расследования нарушения комиссия оформляет отчет. Рекомендуемый образец титульного листа отчета о расследовании нарушения приведен в приложении N 3 к настоящим Правилам. В приложении N 4 к настоящим Правилам указаны обязательные сведения, которые должны содержаться в отчете о расследовании нарушения.

Отчет подписывается председателем и членами комиссии.

Особые мнения членов комиссии (при их наличии) оформляются в виде приложений к отчету.

22. Организация, в которой произошло нарушение, должна обеспечить направление копий отчета о расследовании нарушения на бумажном носителе в течение 5 рабочих дней с момента окончания работы комиссии:

в орган управления использованием атомной энергии;

в подразделение МТУ ЯРБ Ростехнадзора, осуществляющее надзор за РБ в организации, в которой произошло нарушение.

23. Категория нарушения считается окончательно установленной, если с момента получения копии отчета МТУ ЯРБ Ростехнадзора, осуществляющее надзор за РБ в организации, в которой произошло нарушение, мотивированно не потребует в течение 15 рабочих дней у должностного лица, подписавшего приказ о создании комиссии по расследованию нарушения, дополнительного расследования, переоценки категории нарушения, уточнения причин нарушения и (или) корректирующих мер.

24. Оригинал отчета о расследовании нарушения вместе с приложениями хранится в организации, в которой произошло нарушение, до завершения работ по выводу из эксплуатации РИ, ПХ РВ или РАО, прекращения работ по обращению с РВ и РАО.

25. Должностные лица организаций должны осуществлять анализ сведений о нарушениях в целях учета опыта обеспечения безопасности при эксплуатации, выводе из эксплуатации РИ, ПХ и обращении с РВ и РАО, в том числе при транспортировании РВ и РАО, и принятия мер по предотвращению аналогичных нарушений.

26. Организации должны обеспечить ведение учета всех нарушений. Перечень обязательных сведений, которые должны содержаться в журнале учета нарушений на объекте использования атомной энергии при эксплуатации, выводе из эксплуатации РИ, ПХ и обращении с РВ и РАО, приведен в приложении N 5 к настоящим Правилам. Журнал учета нарушений при эксплуатации, выводе из эксплуатации РИ, ПХ и обращении с РВ и РАО хранится в организации.

VI. Корректирующие меры

27. По каждому нарушению комиссия формирует предложения в перечень организационно-технических мероприятий, направленных на предотвращение повторения нарушений в дальнейшем, а организация, в которой произошло нарушение, разрабатывает и утверждает перечень организационно-технических мероприятий с указанием сроков их реализации.

28. Организация представляет в Ростехнадзор и в подразделение МТУ ЯРБ Ростехнадзора, осуществляющее надзор за РБ в организации, в которой произошло нарушение, отчет о выполнении корректирующих мер.

Приложение N 1
к федеральным нормам и правилам
в области использования атомной
энергии «Правила расследования
и учета нарушений при эксплуатации
и выводе из эксплуатации радиационных
источников, пунктов хранения
радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов и обращении с радиоактивными
веществами и радиоактивными отходами»,
утвержденным приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 15 февраля 2016 г. N 49

международная шкала ядерных событий (International Nuclear Event Scale)

межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора

Источник

Журнал учета рв и рао

журнал учета рв и раоОбзор документа

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 9 июля 2014 г. № 302 “Об утверждении руководства по безопасности при использовании атомной энергии «Структура и содержание инструкции по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации»

В целях реализации полномочий, установленных подпунктом 5.3.18 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401, приказываю:

Утвердить прилагаемое к настоящему приказу руководство по безопасности при использовании атомной энергии «Структура и содержание инструкции по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации».

РуководительА.В. Алёшин

Руководство по безопасности
при использовании атомной энергии «Структура и содержание инструкции по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации»
(утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 9 июля 2014 г. № 302)

I. Общие положения

4. Настоящее Руководство по безопасности предназначено для применения организациями, осуществляющими деятельность по обращению с РВ и РАО, независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы.

5. Требования федеральных норм и правил в области использования атомной энергии могут быть выполнены с использованием иных способов (методов), чем те, которые содержатся в настоящем Руководстве по безопасности при обоснованности выбранных способов (методов) для обеспечения безопасности.

6. Допускается в организации разрабатывать раздельные инструкции по учету и контролю РВ и РАО в зависимости от структуры организации, объема и характеристик РВ и РАО.

II. Общие рекомендации по разработке инструкции по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации

8. Рекомендуется делать объем Инструкции достаточным для изложения требований и процедур по учету и контролю РВ и РАО. При наличии в организации отдельных нормативных документов, регулирующих вопросы, подлежащие включению в Инструкцию, допускается указание в Инструкции соответствующих ссылок.

9. Текст Инструкции рекомендуется излагать четко и кратко по разделам (внутри которых могут быть подразделы), состоящим из пунктов.

10. В Инструкции рекомендуется применять терминологию, принятую в системе учета и контроля РВ и РАО. При применении иных терминов рекомендуется приводить их определения или пояснения к ним в отдельном разделе.

11. Инструкция утверждается руководителем организации или лицом, им уполномоченным. Инструкцию рекомендуется вводить в действие распорядительным документом организации, в котором указывается срок введения Инструкции в действие. Инструкция регистрируется в установленном в организации порядке.

12. Невыполнение требований Инструкции рассматривается как нарушение требований по учету и контролю РВ и РАО с наложением соответствующих санкций в установленном порядке.

13. Контроль выполнения требований Инструкции рекомендуется возлагать на лицо, ответственное за учет и контроль РВ и РАО в организации, или службу учета и контроля РВ и РАО.

14. Пересмотр Инструкции рекомендуется производить не реже одного раза в 5 лет. Срок действия Инструкции указывается на ее титульном листе.

15. Внеочередной пересмотр Инструкции рекомендуется проводить в следующих случаях:

а) при пересмотре нормативных правовых актов и нормативных документов, которые были использованы при её разработке;

б) при изменении порядка организации работ по учету и контролю РВ и РАО, а также структуры персонала, занятого учетом и контролем РВ и РАО;

в) в иных случаях по решению руководителя организации в пределах его компетенции.

16. Ответственность за своевременные проверку и пересмотр Инструкции рекомендуется возлагать на лицо, ответственное за учет и контроль РВ и РАО в организации, или руководителя службы учета и контроля РВ и РАО. Сведения об ответственном за своевременные проверку и пересмотр Инструкции рекомендуется указать в разделе «Порядок организации работ по учету и контролю РВ и РАО» Инструкции.

17. Пересмотр Инструкции осуществляется в установленном в организации порядке. Внесение дополнений и/или изменений в Инструкцию, продление срока действия Инструкции, введение новой Инструкции рекомендуется оформлять распорядительным документом по организации. При введении в действие новой Инструкции в общих положениях указываются сведения о ранее действовавшей Инструкции.

III. Структура и содержание инструкции по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации

18. В Инструкцию рекомендуется включать следующие разделы:*

б) перечень подразделений, осуществляющих обращение с РВ и РАО;

в) порядок организации работ по учету и контролю РВ и РАО;

г) структура и состав персонала, осуществляющего учет и контроль РВ и РАО в целом по организации и в подразделениях;

д) порядок постановки на учет и снятия с учета РВ и РАО в организации;

е) применяемые методики и средства измерений и контроля наличия РВ и РАО для учета и контроля;

ж) порядок применения пломбировочных устройств;

з) перечень и формы учетных и отчетных документов;

и) порядок административного контроля выполнения требований к учету и контролю РВ и РАО;

к) порядок расследования нарушений в учете и контроле РВ и РАО;

л) порядок подготовки и допуска персонала к работам по учету и контролю РВ и РАО;

м) порядок проведения инвентаризаций РВ и РАО;

н) процедуры оценки технологических потерь РВ и РАО (для производств).

19. При необходимости в состав Инструкции включаются и другие разделы, помимо перечисленных в пункте 18 настоящего Руководства по безопасности в зависимости от структуры учета и контроля РВ и РАО в организации.

20. В разделе «Общие положения» рекомендуется отразить следующее:

а) область применения Инструкции;

б) перечень использованных при разработке Инструкции действующих нормативных правовых актов, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и нормативной технической документации;

в) сведения о должностных лицах, на которых распространяются требования Инструкции;

21. В разделе «Перечень подразделений, осуществляющих обращение с РВ и РАО» рекомендуется отразить наименования подразделений организации, осуществляющих обращение с РВ и РАО.

22. В разделе «Порядок организации работ по учету и контролю РВ и РАО» рекомендуется отразить:

а) распределение ответственности и обязанностей за учет и контроль РВ и РАО в организации;

в) процедуру установления категории ЗРИ в случае, если ее не установил изготовитель;

г) порядок перевода ЗРИ в ОРИ и РВ в РАО;

д) порядок приемки и постановки на учет РВ и РАО при передаче от других организаций и внутри организации между подразделениями, порядок подготовки РВ и РАО к передаче в другие организации или в другое подразделение, порядок их снятия с учета после передачи.

23. В разделе «Структура и состав персонала, осуществляющего учет и контроль РВ и РАО в целом по организации и в подразделениях» рекомендуется отразить:

а) состав службы учета и контроля РВ и РАО (при наличии такой службы в организации);

б) основные обязанности руководителя и лиц, входящих в состав службы учета и контроля РВ и РАО;

в) перечень должностей работников, ответственных за учет и контроль в подразделениях;

г) основные обязанности работников, ответственных за учет и контроль РВ и РАО в подразделениях.

24. В разделе «Порядок постановки на учет и снятия с учета РВ и РАО в организации» рекомендуется отразить порядок постановки и снятия с учета:

а) при завершении технологической операции, связанной с расходованием РВ;

б) при истечении назначенного срока службы, срока эксплуатации РВ;

в) при утрате РВ и/или РАО;

г) при технологических потерях РВ (для производств);

д) при снижении активностей РВ до значений ниже минимально значимых;

е) при снижении удельной (объемной для газообразных РАО) активности РАО до уровней, при которых они не относятся к РАО в соответствии с критериями отнесения отходов к радиоактивным;

ж) при передаче РВ и/или РАО другой организации;

з) при получении РВ и/или РАО от другой организации;

и) при производстве РВ;

к) при образовании РАО;

л) при переводе РВ, РАО, ЯМ из одной категории в другую;

м) при обнаружении ранее неучтенных РВ и/или РАО;

н) при поступлении на склад готовой продукции (только для РВ);

о) в иных установленных законодательством Российской Федерации случаях.

25. В разделе «Применяемые методики и средства измерений и контроля наличия РВ и РАО для учета и контроля» рекомендуется отразить общее описание системы измерений и контроля качества РВ и РАО с учетом программы измерений РВ и РАО и программы контроля качества измерений РВ и РАО.

26. В разделе «Порядок применения пломбировочных устройств» рекомендуется отразить порядок организации применения пломбировочных устройств в системе учета и контроля РВ и РАО, порядок документальной регистрации обращения с пломбировочными устройствами, в том числе их установки, снятия, уничтожения и проверки.

27. В разделе «Перечень и формы учетных и отчетных документов» рекомендуется отразить:

а) перечень учетных документов, которые ведутся в организации;

б) образцы учетных документов, которые ведутся в организации и порядок их оформления (образцы журналов учета приведены в приложениях № 1-8 к настоящему Руководству по безопасности);

в) перечень и формы отчетных документов, порядок и сроки их представления, установленные Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом»;

г) порядок внесения изменений и исправлений в учетные и отчетные документы;

д) сроки хранения учетных документов.

28. В разделе «Порядок административного контроля выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО» рекомендуется отразить:

а) перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять административный контроль выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО;

б) порядок организации и осуществления административного контроля выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО;

в) перечень вопросов, подлежащих административному контролю выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО, в том числе порядок проведения:

контроля ведения учетной и отчетной документации;

сверки (выборочной сверки) данных учетных и отчетных документов;

проверки наличия методик и средств измерений, применяемых для учета и контроля РВ и РАО;

проверки процедур и/или методик оценки потерь РВ и РАО (для производств);

проверки контроля доступа к РВ и РАО;

контроля расследования причин и обстоятельств в случае утраты, хищения, несанкционированного использования, при обнаружении недостачи (излишка) РВ и/или РАО, а также в случае расхождения данных организации-отправителя и организации-получателя в системе государственного учета и контроля РВ и РАО и принятию соответствующих мер;

г) порядок документального оформления результатов административного контроля выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО;

д) порядок устранения замечаний, выявленных в ходе проведения административного контроля выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО;

е) ответственность за нарушение правил учета РВ и РАО.

29. В разделе «Порядок расследования нарушений в учете и контроле РВ и РАО» рекомендуется отразить:

а) перечень обстоятельств, требующих расследования, в том числе:

недостача или излишек РВ и/или РАО;

несанкционированное использование и/или незаконное перемещение РВ и/или РАО;

ошибки в учетных или отчетных документах;

повреждения средств контроля доступа к РВ и/или РАО;

несоответствие атрибутивных признаков учетной единицы зарегистрированным данным;

нарушения порядка использования и передачи РВ и РАО;

б) порядок действий работника, обнаружившего хотя бы одно из вышеперечисленных обстоятельств;

в) порядок организации и проведения расследования нарушений в учете и контроле РВ и РАО;

г) порядок действий, сроки передачи и содержание информации при обнаружении недостачи (излишка) РВ и/или РАО, в том числе в случае выявления недостачи (излишка) РВ и/или РАО при передачах и при проведении инвентаризации.

30. В разделе «Порядок подготовки и допуска персонала к работам по учету и контролю РВ и РАО» рекомендуется отразить:

а) перечень должностных лиц, осуществляющих учет и контроль РВ и РАО в организации, которые должны получать разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии при назначении на должности, предусмотренные Перечнем должностей работников объектов использования атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 1997 г. № 240;

б) организацию процесса обучения, периодического повышения квалификации и проверки знаний должностных лиц и персонала, осуществляющего учет и контроль РВ и РАО;

в) организацию переподготовки или повышения квалификации должностных лиц, ответственных за учет и контроль РВ и РАО в организации.

31. В разделе «Порядок проведения инвентаризации РВ и РАО» рекомендуется отразить:

а) общие положения по проведению инвентаризации РВ и РАО, в том числе:

виды инвентаризаций РВ и РАО;

периодичность проведения инвентаризаций РВ и РАО;

случаи проведения внеочередной инвентаризации;

б) организацию проведения инвентаризации;

в) подготовку к проведению инвентаризации;

г) порядок проведения инвентаризации;

д) порядок оформления результатов инвентаризации.

32. В разделе «Процедуры оценки технологических потерь РВ и РАО» рекомендуется отразить следующее:

а) места образования технологических потерь РВ и РАО;

б) общие принципы нормирования технологических потерь РВ и РАО;

в) порядок оформления и состав обосновывающей документации по технологическим потерям РВ и РАО;

г) методики измерений и расчетов для определения технологических потерь РВ и РАО;

д) порядок списания технологических потерь РВ и РАО;

е) документальное оформление технологических потерь РВ и РАО.

* Пункты 18, 29 Основных правил учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (НП-067-11), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 января 2012 г. № 67.

Приложение № 1
к руководству по безопасности
при использовании атомной энергии
«Структура и содержание инструкции
по учету и контролю радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов в организации»,
утвержденному приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от ____________ 20__ г. № ____
(рекомендуемый образец)

Журнал учета закрытых радионуклидных источников

№ ппСведения о ЗРИОперация с ЗРИ, кодДата операцииТранспортный упаковочный комплект (тип, номер)Наименование пункта (места) хранения, использованияНаименование поставщикаНаименование получателяСопроводительный документ (наименование, номер, дата)Ответственное лицо (Ф.И.О., подпись, дата)Сведения о приборе (аппарате, установке), содержащем ЗРИ
Тип, обозначениеЗаводской номерНомер паспортаДата изготовления (выпуска)Назначенный срок службы, годАктивность по паспорту, БкРадионуклидыИзготовительНаименование, типЗаводской номерНомер паспортаИзготовительДата изготовления (выпуска)Количество ЗРИ в приборе (аппарате, установке)
1234567891011121314151617181920212223

Приложение № 2
к руководству по безопасности
при использовании атомной энергии
«Структура и содержание инструкции
по учету и контролю радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов в организации»,
утвержденному приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от ____________ 20__ г. № ____
(рекомендуемый образец)

Журнал учета открытых радионуклидных источников

№ ппСведения об ОРИОперация с ОРИ, кодДата операцииТранспортный упаковочный комплект (тип, номер)Наименование пункта (места) хранения, использованияНаименование поставщикаНаименование получателяСопроводительный документ (наименование, номер, дата)Ответственное лицо (Ф.И.О., подпись, дата)
Наименование ОРИ, вид соединенияНомер паспортаДата изготовленияМасса, кгОбъем, куб. мНачальная активность по паспорту альфа-активных радтонуклидов, БкНачальная активность по паспорту бета-активных радтонуклидов, БкРадионуклидный составИзготовитель
123456789101112131415161718

Приложение № 3
к руководству по безопасности
при использовании атомной энергии
«Структура и содержание инструкции
по учету и контролю радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов в организации»,
утвержденному приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от ____________ 20__ г. № ____
(рекомендуемый образец)

Журнал учета отработавшего ядерного топлива

№ ппЗаводской номер облученной тепловыделяющей сборкиТип реактораВид топливаИсходная масса топлива в тепловыделяющей сборке, кгОбогащение топливаДата окончательной выгрузки облученной тепловыделяющей сборки из реактораВремя работы тепловыделяющей сборки, эффективные суткиГлубина выгорания топлива, МВт сут./кгОперация с ОЯТ, кодДата операцииНаименование пункта (места) хранения, использованияНаименование поставщикаНаименование получателяСопроводительный документ (наименование, номер, дата)Ответственное лицо (Ф.И.О., подпись, дата)
12345678910111213141516

Приложение № 4
к руководству по безопасности
при использовании атомной энергии
«Структура и содержание инструкции
по учету и контролю радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов в организации»,
утвержденному приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от ____________ 20__ г. № ____
(рекомендуемый образец)

Журнал учета радиоактивных отходов в виде отработавших закрытых радионуклидных источников

№ ппСведения о приборе (аппарате, установке), переводимом в РАОСведения о ЗРИ, переводимом в РАОПаспорт РАОСуммарная активность, БкОперация с РАО, кодДата операцииТранспортный упаковочный комплект (тип, номер)Наименование пункта хранения, захоронения РАО, номер емкостиНаименование поставщикаНаименование получателяПриходно-расходный документ (наименование, номер, дата)Ответственное лицо (Ф.И.О., подпись, дата)
Наименование, типЗаводской номерНомер паспортаДата изготовления (выпуска)Тип, обозначениеЗаводской номерНомер паспортаДата изготовленияНаименованиеНомерДатаОсновные радионуклидыПо паспорту ЗРИ (прибора, аппарата, установки)По паспорту РАО
1234567891011121314151617181920212223

Приложение № 5
к руководству по безопасности
при использовании атомной энергии
«Структура и содержание инструкции
по учету и контролю радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов в организации»,
утвержденному приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от ____________ 20__ г. № ____
(рекомендуемый образец)

Журнал учета радиоактивных отходов (кроме отработавших закрытых радионуклидных источников)

№ ппСведения о РАОДата измерения активностиТранспортный упаковочный комплект (тип, номер)Операция с РАО, кодДата операцииНаименование, номер установки (комплекса) переработкиПродолжительность работы установки (комплекса) переработки, чНаименование пункта хранения, захоронения РАО, номер емкостиНаименование поставщикаНаименование получателяСопроводительный документ (наименование, номер, дата)Ответственное лицо (Ф.И.О., подпись, дата)
НаименованиеАгрегатное состояние, категория, горючесть (код РАО)Номер паспортаОбъем, куб. мМасса, кгОбщая удельная активность альфа-излучающих нуклидов, Бк/кгРадионуклидный состав
Удельная активность альфа-излучающих нуклидов, Бк/кг (в том числе трансурановых нуклидов)Удельная активность бета-излучающих нуклидов, Бк/кг
1234567891011121314151617181920

Приложение № 6
к руководству по безопасности
при использовании атомной энергии
«Структура и содержание инструкции
по учету и контролю радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов в организации»,
утвержденному приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от ____________ 20__ г. № ____
(рекомендуемый образец)

Журнал учета радионуклидов, выбрасываемых в атмосферу

№ ппНаименование, номер источника выбросаФактический выбросОтветственное лицо (Ф.И.О., подпись, дата)Превышение фактического выброса радионуклида(ов) над установленными нормативами выброса, аварийные ситуации
Дата, время отбора пробыТочка (место) отбораОбъем газовоздушной смеси, куб.мКонтролируемые радионуклидыУдельная активность радионуклидов, Бк/лПродолжительность выброса, чПричина возникновения выбросаОбъем газовоздушной смеси, м3Наименование и суммарная активность радионуклидов, поступивших в атмосферу за время выброса, БкОтветственное лицо (Ф.И.О., подпись, дата)
12345678910111213

Приложение № 7
к руководству по безопасности
при использовании атомной энергии
«Структура и содержание инструкции
по учету и контролю радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов в организации»,
утвержденному приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от ____________ 20__ г. № ____
(рекомендуемый образец)

Журнал учета радионуклидов, сбрасываемых со сточными водами

Приложение № 8
к руководству по безопасности
при использовании атомной энергии
«Структура и содержание инструкции
по учету и контролю радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов в организации»,
утвержденному приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от ____________ 20__ г. № ____
(рекомендуемый образец)

Журнал учета территорий, загрязненных радионуклидами

Наименование загрязненного участка территорииТочка (место) отбора пробыДата, время отбора пробыКонтролируемые радионуклидыУдельная активность радионуклидов, Бк/г (Бк/л)Плотность загрязнения, Бк/м2Ответственное лицо (Ф.И.О., подпись, дата)
земельного участкажидкой фазы водного объектадонных отложений водного объектаальфа активных радионуклидовбета активных радионуклидов
12345678910

Обзор документа

Даны рекомендации по разработке инструкции по учету и контролю в организации радиоактивных веществ и отходов.

Этим должна заниматься централизованная служба, на которую возложены функции по учету и контролю, либо уполномоченное лицо. Документ утверждает руководитель организации (уполномоченное лицо).

Текст инструкции должен быть четким, кратким, объединен в разделы. Не реже 1 раза в 5 лет целесообразно пересматривать ее. Возможны внеочередные изменения.

Невыполнение инструкции должно рассматриваться как нарушение правил учета и контроля веществ и отходов с наложением соответствующих санкций.

Приведены рекомендуемая структура инструкции и примерное содержание.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *