журнал учета рв и рао
Журнал учета рв и рао
от 28 ноября 2016 года N 503
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4552; 1997, N 7, ст.808; 2001, N 29, ст.2949; 2002, N 1, ст.2; N 13, ст.1180; 2003, N 46, ст.4436; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 52, ст.5498; 2007, N 7, ст.834; N 49, ст.6079; 2008, N 29, ст.3418; N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 52, ст.6450; 2011, N 29, ст.4281; N 30, ст.4590, ст.4596; N 45, ст.6333; N 48, ст.6732; N 49, ст.7025; 2012, N 26, ст.3446; 2013, N 27, ст.3451; 2016, N 14, ст.1904; N 15, ст.2066; N 27, ст.4289), подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3348; 2006, N 5, ст.544; N 23, ст.2527; N 52, ст.5587; 2008, N 22, ст.2581; N 46, ст.5337; 2009, N 6, ст.738; N 33, ст.4081; N 49, ст.5976; 2010, N 9, ст.960; N 26, ст.3350; N 38, ст.4835; 2011, N 6, ст.888; N 14, ст.1935; N 41, ст.5750; N 50, ст.7385; 2012, N 29, ст.4123; N 42, ст.5726; 2013, N 12, ст.1343; N 45, ст.5822; 2014, N 2, ст.108; N 35, ст.4773; 2015, N 2, ст.491; N 4, ст.661; N 28, ст.4741),
в Министерстве юстиции
21 декабря 2016 года,
регистрационный N 44843
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 28 ноября 2016 года N 503
Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации»
(НП-067-16)
I. Назначение и область применения
В том числе: РВ и ЯМ, не подлежащие учету в СГУК ЯМ, не в составе изделий; РВ и ЯМ, не подлежащие учету в СГУК ЯМ, в составе изделий, не являющихся ЗРИ (открытые радионуклидные источники, защитные контейнеры транспортных упаковочных комплектов, изделия радиационной защиты и другие изделия).
радионуклиды, содержащиеся в выбросах и сбросах в окружающую среду ;
В организациях, для которых должны устанавливаться нормативы предельно допустимых выбросов РВ в атмосферный воздух (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 года N 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 11, ст.1180; 2007, N 17, ст.2045; 2009, N 18, ст.2248; 2011, N 9, ст.1246; 2012, N 37, ст.5002; 2013, N 24, ст.2999) и/или должны устанавливаться нормативы допустимых сбросов РВ в водные объекты (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 года N 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст.4088; 2009, N 12, ст.1429; 2011, N 9, ст.1246; 2011, N 24, ст.3500).
4. Требования настоящих Правил не распространяются:
на ЯМ, подлежащие учету в СГУК ЯМ.
II. Общие положения
5. Основными принципами осуществления учета и контроля РВ и РАО (здесь и далее под РВ понимаются РВ и ЯМ, учитываемые в СГУК РВ и РАО) являются:
непрерывность учета и контроля;
периодичность проведения инвентаризаций;
определение наличного количества и проверка его соответствия учетным данным;
своевременное документальное оформление результатов операций;
дифференцированный подход к определению процедур учета и контроля РВ в ЗРИ с учетом категорирования ЗРИ по радиационной опасности;
дифференцированный подход к определению процедур учета и контроля удаляемых РАО с учетом их классификации.
6. Задачи учета и контроля РВ и РАО в организации:
учет производства и образования РВ, образования РАО, получения (от других организаций), передачи (другим организациям), перемещения (между подразделениями организации, а также по технологическим операциям), убыли РВ и РАО, а также учет РВ и РАО при их хранении;
фиксация данных о количестве радионуклидов, выбрасываемых в атмосферу и сбрасываемых со сточными водами;
обеспечение оперативности, полноты и достоверности информации о месте нахождения, наличии и состоянии РВ и РАО;
обеспечение своевременного перевода РВ в РАО;
обеспечение сохранности РВ и РАО на всех стадиях обращения с ними (за исключением РВ, содержащихся в выбросах в атмосферу и сбросах в окружающую среду);
обеспечение своевременного предоставления отчетных документов, установленных в СГУК РВ и РАО;
обеспечение своевременного выявления и предотвращения нарушений и аномалий в учете и контроле РВ и РАО.
Не относящиеся к нарушениям: недостача (излишек) РВ и РАО, хищение или несанкционированное использование РВ и РАО, обнаружения бесхозяйных РВ и РАО.
7. Учет и контроль РВ и РАО должен осуществляться в организации и ее подразделениях, включая территориально обособленные подразделения (в том числе филиалы), осуществляющих обращение с РВ и РАО. Требования к организации системы учета и контроля РВ и РАО в территориально обособленных подразделениях (в том числе филиалах) применяются аналогично требованиям к учету и контролю РВ и РАО в организации (далее по тексту под организацией понимается организация или ее территориально обособленное подразделение, под подразделением понимается структурное подразделение организации или территориально обособленного подразделения).
8. Учет и контроль РВ и РАО допускается проводить с использованием информационных технологий (с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации в области защиты информации), в том числе предоставлять отчетные документы в электронной форме в порядке, установленном нормативными правовыми актами в области учета и контроля РВ и РАО.
III. Общие требования к учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации
9. Учетными единицами РВ и РАО при учете и контроле являются:
для РВ в составе ЗРИ:
для РВ не в составе ЗРИ:
для РАО не в виде отработавших ЗРИ:
законсервированный пункт хранения РАО ;
Хранилище РАО, размещение РАО в котором более не производится и для которого обеспечивается контроль целостности хранилища.
отдельный участок радиационно загрязненной территории либо отдельные зоны радиационно загрязненной территории (если проводилось зонирование участка территории в соответствии с диапазоном загрязнения);
для РАО в виде отработавшего ЗРИ:
отдельный отработавший ЗРИ;
упаковка с отработавшими ЗРИ в опломбированной таре;
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 февраля 2016 г. N 49 «Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Правила расследования и учета нарушений при эксплуатации и выводе из эксплуатации радиационных источников, пунктов хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами»
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 1997, N 7, ст. 808; 2001, N 29, ст. 2949; 2002, N 1, ст. 2; N 13, ст. 1180; 2003, N 46, ст. 4436; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 49, ст. 6079; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 52, ст. 6450; 2011, N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, ст. 4596; N 45, ст. 6333; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3451), подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; N 23, ст. 2527; N 52, ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2581; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст. 5976; 2010, N 9, ст. 960; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 41, ст. 5750; N 50, ст. 7385; 2012, N 29, ст. 4123; N 42, ст. 5726; 2013, N 12, ст. 1343; N 45, ст. 5822; 2014, N 2, ст. 108; N 35, ст. 4773; 2015, N 2, ст. 491; N 4, ст. 661), приказываю:
Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Правила расследования и учета нарушений при эксплуатации и выводе из эксплуатации радиационных источников, пунктов хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами» (НП-014-16).
Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 мая 2016 г.
Регистрационный N 41970
Федеральные нормы и правила
в области использования атомной энергии «Правила расследования и учета нарушений при эксплуатации и выводе из эксплуатации радиационных источников, пунктов хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами»
(НП-014-16)
(утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 февраля 2016 г. N 49)
ГАРАНТ:
См. справку о федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности и атомной энергии
I. Назначение и область применения
Расследование нарушений проводится с целью определения непосредственных и коренных причин нарушений, а также для разработки организационно-технических мероприятий, направленных на недопущение подобных нарушений в дальнейшем.
Список используемых сокращений приведен в приложении N 1 к настоящим Правилам.
по эксплуатации, выводу из эксплуатации РИ, не входящих в состав ЯУ и не являющихся объектами ядерного топливного цикла;
по эксплуатации, выводу из эксплуатации ПХ РВ и ПХ РАО, не входящих в состав ЯУ и не являющихся объектами ядерного топливного цикла;
по обращению с РВ и РАО, в том числе по их транспортированию, за исключением обращения с РВ и РАО на ЯУ и на объектах ядерного топливного цикла;
по транспортированию РВ и РАО вне территории организаций, за исключением перевозок, при которых порядок расследования нарушений установлен федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии «Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе объектов ядерного топливного цикла» (НП-047-11), утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 декабря 2011 г. N 736 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 января 2012 г., регистрационный N 22965; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2012, N 15) с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 июля 2013 г. N 310 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа 2013 г., регистрационный N 29338; «Российская газета», 2013, N 187).
Требования настоящих Правил не распространяются на деятельность по обращению с РВ и РАО при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях.
II. Категории нарушений
4. Категории нарушений, не связанных с транспортированием РИ, РВ и РАО и подлежащих расследованию и учету в соответствии с требованиями настоящих Правил, определены в таблице N 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
5. Категории нарушений при транспортировании РВ и РАО определяются в соответствии с таблицей N 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
6. Категория нарушения должна определяться по значениям характеристик, определяющих радиационную обстановку, замеренным (рассчитанным) на месте нарушения (мощности дозы излучения или других параметров).
III. Структура, содержание и порядок передачи сообщений о нарушениях
7. Организации, в которых произошло нарушение, должны обеспечить подготовку и своевременную передачу информации в виде оперативного и предварительного сообщений.
Предварительное сообщение о нарушении передается в случае, если предварительно установленная категория нарушения была определена как А или АТ3, или в течение 24 часов с момента нарушения категории П1, П2, AT1, АТ2 были пересмотрены.
Предварительно установленная категория нарушения определяется исходя из последствий нарушений в соответствии с главой II настоящих Правил.
Пересмотр предварительно установленной категории нарушения осуществляется в случае выявления дополнительной информации об обстоятельствах и последствиях нарушения.
Решение о пересмотре предварительно установленной категории нарушения принимает должностное лицо, уполномоченное руководителем организации, в которой произошло нарушение.
8. Оперативное сообщение о нарушениях всех категорий передается должностным лицом, уполномоченным руководителем организации, в которой произошло нарушение, по телефону или с помощью других средств связи, обеспечивающих получение информации в течение 1 часа с момента выявления нарушения:
оперативному дежурному Ростехнадзора;
в подразделение МТУ ЯРБ Ростехнадзора, осуществляющее надзор за РБ в организации, в которой произошло нарушение.
9. В оперативном сообщении приводятся:
полное наименование организации с указанием сведений о выданных лицензиях или регистрации юридического лица;
наименование объекта использования атомной энергии, на котором произошло нарушение;
место выявления нарушения;
дата и время (местное/московское) выявления нарушения;
краткая характеристика нарушения с указанием предполагаемых причин нарушения;
сведения о радиационной обстановке (по данным штатных систем автоматизированного контроля радиационной обстановки, по переносным приборам и по данным лабораторного контроля);
предварительные сведения о наличии пострадавших, подвергшихся облучению, и сведения о радиоактивном загрязнении окружающей среды;
предварительно установленная категория нарушения на момент передачи сообщения;
должность, фамилия, имя, отчество уполномоченного должностного лица, передавшего сообщение.
10. Предварительное сообщение, подписанное руководителем или уполномоченными на это должностными лицами организации, в которой произошло нарушение, передается должностным лицом, уполномоченным руководителем организации, в которой произошло нарушение, с помощью средств связи, обеспечивающих получение информации не позднее 24 часов с момента выявления нарушения:
оперативному дежурному Ростехнадзора;
в орган управления использованием атомной энергии;
в подразделение МТУ ЯРБ Ростехнадзора, осуществляющее надзор за РБ в организации, в которой произошло нарушение.
11. В предварительном сообщении о нарушении приводятся:
полное наименование организации с указанием сведений о выданных лицензиях или регистрации юридического лица;
наименование объекта использования атомной энергии, на котором произошло нарушение;
дата, время (местное/московское) и место выявления нарушения; краткое описание возникновения нарушения, процесса его развития, предполагаемые причины нарушения;
описание отказавших, поврежденных систем (элементов), характер и возможная причина отказа, повреждения;
сведения о радиационной обстановке (по данным штатных систем автоматизированного контроля радиационной обстановки, по переносным приборам и по данным лабораторного контроля);
предварительные сведения о наличии пострадавших, подвергшихся облучению, и сведения о радиоактивном загрязнении окружающей среды;
сведения о принятых мерах по локализации и/или ликвидации последствий нарушения;
предварительно установленная категория нарушения;
должность, фамилия, имя, отчество уполномоченного должностного лица, передавшего сообщение;
предварительная оценка нарушения по шкале ИНЕС.
IV. Порядок расследования нарушений. Отчетность о нарушениях
12. Организация, в которой произошло нарушение, должна организовать и провести расследование нарушения.
13. Целями расследования нарушений при эксплуатации, выводе из эксплуатации РИ, ПХ и обращении с РВ и РАО являются установление обстоятельств и причин возникновения нарушения, окончательное определение его категории.
14. Комиссию по расследованию нарушений создает организация, в которой произошло нарушение.
15. Комиссия по расследованию нарушения должна приступить к работе не позднее 3 суток с момента выявления нарушения. До начала расследования организация, создавшая комиссию, должна письменно известить МТУ ЯРБ Ростехнадзора, осуществляющее надзор за РБ в организации, в которой произошло нарушение, о создании комиссии, месте и времени начала ее работы.
16. Продолжительность расследования нарушения не должна превышать 15 рабочих дней с момента выявления нарушения. В случаях, если для установления обстоятельств и причин возникновения нарушения, окончательного определения его категории требуется проведение сложных и (или) длительных исследований, испытаний и расследований, продолжительность расследования нарушения может быть увеличена, но не более чем на 15 рабочих дней). Мотивированное решение о продлении срока расследования принимает должностное лицо, подписавшее акт о создании комиссии.
17. До создания комиссии по расследованию нарушения организацией должны быть приняты меры по:
сохранению первичной обстановки (если это не влечет распространения последствий нарушения) и первичной информации, позволяющей уточнить исходное событие и причины возникновения нарушения;
удалению из возможно опасной зоны людей, за исключением персонала, участвующего в ликвидации последствий нарушения;
предотвращению распространения последствий нарушения.
18. Для работы комиссии должны быть созданы условия, в том числе:
обеспечен доступ ко всей необходимой информации, проектным, эксплуатационным, нормативным и другим документам;
обеспечен доступ на территорию и в помещения, имеющие отношение к расследованию нарушения, с проведением обязательного инструктажа по радиационной безопасности, по охране труда и обеспечением членов комиссии средствами индивидуальной защиты и приборами индивидуального дозиметрического контроля;
проведены необходимые технические расчеты, лабораторные исследования, испытания и проверки, осуществлена фото и/или видеосъемка объектов, их систем/элементов;
предоставлены необходимые для работы помещения, средства связи, транспортные средства;
обеспечено получение объяснений от персонала, представителей других организаций, проводивших работы на момент выявления нарушения;
обеспечено получение информации об имевших место аналогичных нарушениях в организации.
Порядок и режим работы комиссии определяются председателем комиссии.
19. Организация должна обеспечить представителей органов государственного регулирования безопасности в области использования атомной энергии, осуществляющих надзор за ходом расследования, необходимой для расследования информацией, средствами связи, документацией и материалами расследования, а также обеспечить им доступ к месту нарушения.
20. При расследовании нарушения комиссия должна:
проанализировать необходимую для проведения расследования документацию;
организовать проведение необходимых экспертиз;
выявить последовательность отказов систем/элементов, ошибок персонала при нарушении и их причины;
установить непосредственные и коренные причины нарушения;
определить последствия нарушения;
установить количество облученных лиц из числа персонала организации и населения;
определить уровни загрязнения РВ систем/элементов/упаковок, помещений, транспортных средств на территории объекта использования атомной энергии и в районе возможного загрязнения;
оценить повреждение систем/элементов;
оценить достаточность проведенных мероприятий по локализации и ликвидации последствий нарушения;
оценить последствия нарушения для безопасности объекта использования атомной энергии, транспортируемой упаковки, персонала организации, населения, окружающей среды, которые могли бы иметь место в случае иного развития нарушения, и способность систем/элементов безопасности предотвратить или смягчить такие последствия (исходя из имеющихся сведений о состоянии указанных систем/элементов); выявить нарушения (недостатки, ошибки) в:
работе систем/элементов нормальной эксплуатации;
работе систем/элементов, важных для безопасности;
техническом обслуживании и ремонте;
технической и эксплуатационной документации;
представить предложения по дополнительным проверкам соответствия персонала квалификационным требованиям, предъявляемым к занимаемой (замещаемой) должности, по изменению нормативной и эксплуатационной документации, а также по следующим мероприятиям в отношении систем/элементов:
оценить уровень нарушения по шкале ИНЕС.
21. По результатам расследования нарушения комиссия оформляет отчет. Рекомендуемый образец титульного листа отчета о расследовании нарушения приведен в приложении N 3 к настоящим Правилам. В приложении N 4 к настоящим Правилам указаны обязательные сведения, которые должны содержаться в отчете о расследовании нарушения.
Отчет подписывается председателем и членами комиссии.
Особые мнения членов комиссии (при их наличии) оформляются в виде приложений к отчету.
22. Организация, в которой произошло нарушение, должна обеспечить направление копий отчета о расследовании нарушения на бумажном носителе в течение 5 рабочих дней с момента окончания работы комиссии:
в орган управления использованием атомной энергии;
в подразделение МТУ ЯРБ Ростехнадзора, осуществляющее надзор за РБ в организации, в которой произошло нарушение.
23. Категория нарушения считается окончательно установленной, если с момента получения копии отчета МТУ ЯРБ Ростехнадзора, осуществляющее надзор за РБ в организации, в которой произошло нарушение, мотивированно не потребует в течение 15 рабочих дней у должностного лица, подписавшего приказ о создании комиссии по расследованию нарушения, дополнительного расследования, переоценки категории нарушения, уточнения причин нарушения и (или) корректирующих мер.
24. Оригинал отчета о расследовании нарушения вместе с приложениями хранится в организации, в которой произошло нарушение, до завершения работ по выводу из эксплуатации РИ, ПХ РВ или РАО, прекращения работ по обращению с РВ и РАО.
25. Должностные лица организаций должны осуществлять анализ сведений о нарушениях в целях учета опыта обеспечения безопасности при эксплуатации, выводе из эксплуатации РИ, ПХ и обращении с РВ и РАО, в том числе при транспортировании РВ и РАО, и принятия мер по предотвращению аналогичных нарушений.
26. Организации должны обеспечить ведение учета всех нарушений. Перечень обязательных сведений, которые должны содержаться в журнале учета нарушений на объекте использования атомной энергии при эксплуатации, выводе из эксплуатации РИ, ПХ и обращении с РВ и РАО, приведен в приложении N 5 к настоящим Правилам. Журнал учета нарушений при эксплуатации, выводе из эксплуатации РИ, ПХ и обращении с РВ и РАО хранится в организации.
VI. Корректирующие меры
27. По каждому нарушению комиссия формирует предложения в перечень организационно-технических мероприятий, направленных на предотвращение повторения нарушений в дальнейшем, а организация, в которой произошло нарушение, разрабатывает и утверждает перечень организационно-технических мероприятий с указанием сроков их реализации.
28. Организация представляет в Ростехнадзор и в подразделение МТУ ЯРБ Ростехнадзора, осуществляющее надзор за РБ в организации, в которой произошло нарушение, отчет о выполнении корректирующих мер.
Приложение N 1
к федеральным нормам и правилам
в области использования атомной
энергии «Правила расследования
и учета нарушений при эксплуатации
и выводе из эксплуатации радиационных
источников, пунктов хранения
радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов и обращении с радиоактивными
веществами и радиоактивными отходами»,
утвержденным приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 15 февраля 2016 г. N 49
международная шкала ядерных событий (International Nuclear Event Scale)
межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора
Журнал учета рв и рао
Обзор документа
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 9 июля 2014 г. № 302 “Об утверждении руководства по безопасности при использовании атомной энергии «Структура и содержание инструкции по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации»
В целях реализации полномочий, установленных подпунктом 5.3.18 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401, приказываю:
Утвердить прилагаемое к настоящему приказу руководство по безопасности при использовании атомной энергии «Структура и содержание инструкции по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации».
Руководитель | А.В. Алёшин |
Руководство по безопасности
при использовании атомной энергии «Структура и содержание инструкции по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации»
(утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 9 июля 2014 г. № 302)
I. Общие положения
4. Настоящее Руководство по безопасности предназначено для применения организациями, осуществляющими деятельность по обращению с РВ и РАО, независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы.
5. Требования федеральных норм и правил в области использования атомной энергии могут быть выполнены с использованием иных способов (методов), чем те, которые содержатся в настоящем Руководстве по безопасности при обоснованности выбранных способов (методов) для обеспечения безопасности.
6. Допускается в организации разрабатывать раздельные инструкции по учету и контролю РВ и РАО в зависимости от структуры организации, объема и характеристик РВ и РАО.
II. Общие рекомендации по разработке инструкции по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации
8. Рекомендуется делать объем Инструкции достаточным для изложения требований и процедур по учету и контролю РВ и РАО. При наличии в организации отдельных нормативных документов, регулирующих вопросы, подлежащие включению в Инструкцию, допускается указание в Инструкции соответствующих ссылок.
9. Текст Инструкции рекомендуется излагать четко и кратко по разделам (внутри которых могут быть подразделы), состоящим из пунктов.
10. В Инструкции рекомендуется применять терминологию, принятую в системе учета и контроля РВ и РАО. При применении иных терминов рекомендуется приводить их определения или пояснения к ним в отдельном разделе.
11. Инструкция утверждается руководителем организации или лицом, им уполномоченным. Инструкцию рекомендуется вводить в действие распорядительным документом организации, в котором указывается срок введения Инструкции в действие. Инструкция регистрируется в установленном в организации порядке.
12. Невыполнение требований Инструкции рассматривается как нарушение требований по учету и контролю РВ и РАО с наложением соответствующих санкций в установленном порядке.
13. Контроль выполнения требований Инструкции рекомендуется возлагать на лицо, ответственное за учет и контроль РВ и РАО в организации, или службу учета и контроля РВ и РАО.
14. Пересмотр Инструкции рекомендуется производить не реже одного раза в 5 лет. Срок действия Инструкции указывается на ее титульном листе.
15. Внеочередной пересмотр Инструкции рекомендуется проводить в следующих случаях:
а) при пересмотре нормативных правовых актов и нормативных документов, которые были использованы при её разработке;
б) при изменении порядка организации работ по учету и контролю РВ и РАО, а также структуры персонала, занятого учетом и контролем РВ и РАО;
в) в иных случаях по решению руководителя организации в пределах его компетенции.
16. Ответственность за своевременные проверку и пересмотр Инструкции рекомендуется возлагать на лицо, ответственное за учет и контроль РВ и РАО в организации, или руководителя службы учета и контроля РВ и РАО. Сведения об ответственном за своевременные проверку и пересмотр Инструкции рекомендуется указать в разделе «Порядок организации работ по учету и контролю РВ и РАО» Инструкции.
17. Пересмотр Инструкции осуществляется в установленном в организации порядке. Внесение дополнений и/или изменений в Инструкцию, продление срока действия Инструкции, введение новой Инструкции рекомендуется оформлять распорядительным документом по организации. При введении в действие новой Инструкции в общих положениях указываются сведения о ранее действовавшей Инструкции.
III. Структура и содержание инструкции по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации
18. В Инструкцию рекомендуется включать следующие разделы:*
б) перечень подразделений, осуществляющих обращение с РВ и РАО;
в) порядок организации работ по учету и контролю РВ и РАО;
г) структура и состав персонала, осуществляющего учет и контроль РВ и РАО в целом по организации и в подразделениях;
д) порядок постановки на учет и снятия с учета РВ и РАО в организации;
е) применяемые методики и средства измерений и контроля наличия РВ и РАО для учета и контроля;
ж) порядок применения пломбировочных устройств;
з) перечень и формы учетных и отчетных документов;
и) порядок административного контроля выполнения требований к учету и контролю РВ и РАО;
к) порядок расследования нарушений в учете и контроле РВ и РАО;
л) порядок подготовки и допуска персонала к работам по учету и контролю РВ и РАО;
м) порядок проведения инвентаризаций РВ и РАО;
н) процедуры оценки технологических потерь РВ и РАО (для производств).
19. При необходимости в состав Инструкции включаются и другие разделы, помимо перечисленных в пункте 18 настоящего Руководства по безопасности в зависимости от структуры учета и контроля РВ и РАО в организации.
20. В разделе «Общие положения» рекомендуется отразить следующее:
а) область применения Инструкции;
б) перечень использованных при разработке Инструкции действующих нормативных правовых актов, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и нормативной технической документации;
в) сведения о должностных лицах, на которых распространяются требования Инструкции;
21. В разделе «Перечень подразделений, осуществляющих обращение с РВ и РАО» рекомендуется отразить наименования подразделений организации, осуществляющих обращение с РВ и РАО.
22. В разделе «Порядок организации работ по учету и контролю РВ и РАО» рекомендуется отразить:
а) распределение ответственности и обязанностей за учет и контроль РВ и РАО в организации;
в) процедуру установления категории ЗРИ в случае, если ее не установил изготовитель;
г) порядок перевода ЗРИ в ОРИ и РВ в РАО;
д) порядок приемки и постановки на учет РВ и РАО при передаче от других организаций и внутри организации между подразделениями, порядок подготовки РВ и РАО к передаче в другие организации или в другое подразделение, порядок их снятия с учета после передачи.
23. В разделе «Структура и состав персонала, осуществляющего учет и контроль РВ и РАО в целом по организации и в подразделениях» рекомендуется отразить:
а) состав службы учета и контроля РВ и РАО (при наличии такой службы в организации);
б) основные обязанности руководителя и лиц, входящих в состав службы учета и контроля РВ и РАО;
в) перечень должностей работников, ответственных за учет и контроль в подразделениях;
г) основные обязанности работников, ответственных за учет и контроль РВ и РАО в подразделениях.
24. В разделе «Порядок постановки на учет и снятия с учета РВ и РАО в организации» рекомендуется отразить порядок постановки и снятия с учета:
а) при завершении технологической операции, связанной с расходованием РВ;
б) при истечении назначенного срока службы, срока эксплуатации РВ;
в) при утрате РВ и/или РАО;
г) при технологических потерях РВ (для производств);
д) при снижении активностей РВ до значений ниже минимально значимых;
е) при снижении удельной (объемной для газообразных РАО) активности РАО до уровней, при которых они не относятся к РАО в соответствии с критериями отнесения отходов к радиоактивным;
ж) при передаче РВ и/или РАО другой организации;
з) при получении РВ и/или РАО от другой организации;
и) при производстве РВ;
к) при образовании РАО;
л) при переводе РВ, РАО, ЯМ из одной категории в другую;
м) при обнаружении ранее неучтенных РВ и/или РАО;
н) при поступлении на склад готовой продукции (только для РВ);
о) в иных установленных законодательством Российской Федерации случаях.
25. В разделе «Применяемые методики и средства измерений и контроля наличия РВ и РАО для учета и контроля» рекомендуется отразить общее описание системы измерений и контроля качества РВ и РАО с учетом программы измерений РВ и РАО и программы контроля качества измерений РВ и РАО.
26. В разделе «Порядок применения пломбировочных устройств» рекомендуется отразить порядок организации применения пломбировочных устройств в системе учета и контроля РВ и РАО, порядок документальной регистрации обращения с пломбировочными устройствами, в том числе их установки, снятия, уничтожения и проверки.
27. В разделе «Перечень и формы учетных и отчетных документов» рекомендуется отразить:
а) перечень учетных документов, которые ведутся в организации;
б) образцы учетных документов, которые ведутся в организации и порядок их оформления (образцы журналов учета приведены в приложениях № 1-8 к настоящему Руководству по безопасности);
в) перечень и формы отчетных документов, порядок и сроки их представления, установленные Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом»;
г) порядок внесения изменений и исправлений в учетные и отчетные документы;
д) сроки хранения учетных документов.
28. В разделе «Порядок административного контроля выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО» рекомендуется отразить:
а) перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять административный контроль выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО;
б) порядок организации и осуществления административного контроля выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО;
в) перечень вопросов, подлежащих административному контролю выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО, в том числе порядок проведения:
контроля ведения учетной и отчетной документации;
сверки (выборочной сверки) данных учетных и отчетных документов;
проверки наличия методик и средств измерений, применяемых для учета и контроля РВ и РАО;
проверки процедур и/или методик оценки потерь РВ и РАО (для производств);
проверки контроля доступа к РВ и РАО;
контроля расследования причин и обстоятельств в случае утраты, хищения, несанкционированного использования, при обнаружении недостачи (излишка) РВ и/или РАО, а также в случае расхождения данных организации-отправителя и организации-получателя в системе государственного учета и контроля РВ и РАО и принятию соответствующих мер;
г) порядок документального оформления результатов административного контроля выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО;
д) порядок устранения замечаний, выявленных в ходе проведения административного контроля выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО;
е) ответственность за нарушение правил учета РВ и РАО.
29. В разделе «Порядок расследования нарушений в учете и контроле РВ и РАО» рекомендуется отразить:
а) перечень обстоятельств, требующих расследования, в том числе:
недостача или излишек РВ и/или РАО;
несанкционированное использование и/или незаконное перемещение РВ и/или РАО;
ошибки в учетных или отчетных документах;
повреждения средств контроля доступа к РВ и/или РАО;
несоответствие атрибутивных признаков учетной единицы зарегистрированным данным;
нарушения порядка использования и передачи РВ и РАО;
б) порядок действий работника, обнаружившего хотя бы одно из вышеперечисленных обстоятельств;
в) порядок организации и проведения расследования нарушений в учете и контроле РВ и РАО;
г) порядок действий, сроки передачи и содержание информации при обнаружении недостачи (излишка) РВ и/или РАО, в том числе в случае выявления недостачи (излишка) РВ и/или РАО при передачах и при проведении инвентаризации.
30. В разделе «Порядок подготовки и допуска персонала к работам по учету и контролю РВ и РАО» рекомендуется отразить:
а) перечень должностных лиц, осуществляющих учет и контроль РВ и РАО в организации, которые должны получать разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии при назначении на должности, предусмотренные Перечнем должностей работников объектов использования атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 1997 г. № 240;
б) организацию процесса обучения, периодического повышения квалификации и проверки знаний должностных лиц и персонала, осуществляющего учет и контроль РВ и РАО;
в) организацию переподготовки или повышения квалификации должностных лиц, ответственных за учет и контроль РВ и РАО в организации.
31. В разделе «Порядок проведения инвентаризации РВ и РАО» рекомендуется отразить:
а) общие положения по проведению инвентаризации РВ и РАО, в том числе:
виды инвентаризаций РВ и РАО;
периодичность проведения инвентаризаций РВ и РАО;
случаи проведения внеочередной инвентаризации;
б) организацию проведения инвентаризации;
в) подготовку к проведению инвентаризации;
г) порядок проведения инвентаризации;
д) порядок оформления результатов инвентаризации.
32. В разделе «Процедуры оценки технологических потерь РВ и РАО» рекомендуется отразить следующее:
а) места образования технологических потерь РВ и РАО;
б) общие принципы нормирования технологических потерь РВ и РАО;
в) порядок оформления и состав обосновывающей документации по технологическим потерям РВ и РАО;
г) методики измерений и расчетов для определения технологических потерь РВ и РАО;
д) порядок списания технологических потерь РВ и РАО;
е) документальное оформление технологических потерь РВ и РАО.
* Пункты 18, 29 Основных правил учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (НП-067-11), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 января 2012 г. № 67.
Приложение № 1
к руководству по безопасности
при использовании атомной энергии
«Структура и содержание инструкции
по учету и контролю радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов в организации»,
утвержденному приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от ____________ 20__ г. № ____
(рекомендуемый образец)
Журнал учета закрытых радионуклидных источников
№ пп | Сведения о ЗРИ | Операция с ЗРИ, код | Дата операции | Транспортный упаковочный комплект (тип, номер) | Наименование пункта (места) хранения, использования | Наименование поставщика | Наименование получателя | Сопроводительный документ (наименование, номер, дата) | Ответственное лицо (Ф.И.О., подпись, дата) | Сведения о приборе (аппарате, установке), содержащем ЗРИ | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Тип, обозначение | Заводской номер | Номер паспорта | Дата изготовления (выпуска) | Назначенный срок службы, год | Активность по паспорту, Бк | Радионуклиды | Изготовитель | Наименование, тип | Заводской номер | Номер паспорта | Изготовитель | Дата изготовления (выпуска) | Количество ЗРИ в приборе (аппарате, установке) | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
Приложение № 2
к руководству по безопасности
при использовании атомной энергии
«Структура и содержание инструкции
по учету и контролю радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов в организации»,
утвержденному приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от ____________ 20__ г. № ____
(рекомендуемый образец)
Журнал учета открытых радионуклидных источников
№ пп | Сведения об ОРИ | Операция с ОРИ, код | Дата операции | Транспортный упаковочный комплект (тип, номер) | Наименование пункта (места) хранения, использования | Наименование поставщика | Наименование получателя | Сопроводительный документ (наименование, номер, дата) | Ответственное лицо (Ф.И.О., подпись, дата) | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование ОРИ, вид соединения | Номер паспорта | Дата изготовления | Масса, кг | Объем, куб. м | Начальная активность по паспорту альфа-активных радтонуклидов, Бк | Начальная активность по паспорту бета-активных радтонуклидов, Бк | Радионуклидный состав | Изготовитель | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
Приложение № 3
к руководству по безопасности
при использовании атомной энергии
«Структура и содержание инструкции
по учету и контролю радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов в организации»,
утвержденному приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от ____________ 20__ г. № ____
(рекомендуемый образец)
Журнал учета отработавшего ядерного топлива
№ пп | Заводской номер облученной тепловыделяющей сборки | Тип реактора | Вид топлива | Исходная масса топлива в тепловыделяющей сборке, кг | Обогащение топлива | Дата окончательной выгрузки облученной тепловыделяющей сборки из реактора | Время работы тепловыделяющей сборки, эффективные сутки | Глубина выгорания топлива, МВт сут./кг | Операция с ОЯТ, код | Дата операции | Наименование пункта (места) хранения, использования | Наименование поставщика | Наименование получателя | Сопроводительный документ (наименование, номер, дата) | Ответственное лицо (Ф.И.О., подпись, дата) |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Приложение № 4
к руководству по безопасности
при использовании атомной энергии
«Структура и содержание инструкции
по учету и контролю радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов в организации»,
утвержденному приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от ____________ 20__ г. № ____
(рекомендуемый образец)
Журнал учета радиоактивных отходов в виде отработавших закрытых радионуклидных источников
№ пп | Сведения о приборе (аппарате, установке), переводимом в РАО | Сведения о ЗРИ, переводимом в РАО | Паспорт РАО | Суммарная активность, Бк | Операция с РАО, код | Дата операции | Транспортный упаковочный комплект (тип, номер) | Наименование пункта хранения, захоронения РАО, номер емкости | Наименование поставщика | Наименование получателя | Приходно-расходный документ (наименование, номер, дата) | Ответственное лицо (Ф.И.О., подпись, дата) | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование, тип | Заводской номер | Номер паспорта | Дата изготовления (выпуска) | Тип, обозначение | Заводской номер | Номер паспорта | Дата изготовления | Наименование | Номер | Дата | Основные радионуклиды | По паспорту ЗРИ (прибора, аппарата, установки) | По паспорту РАО | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
Приложение № 5
к руководству по безопасности
при использовании атомной энергии
«Структура и содержание инструкции
по учету и контролю радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов в организации»,
утвержденному приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от ____________ 20__ г. № ____
(рекомендуемый образец)
Журнал учета радиоактивных отходов (кроме отработавших закрытых радионуклидных источников)
№ пп | Сведения о РАО | Дата измерения активности | Транспортный упаковочный комплект (тип, номер) | Операция с РАО, код | Дата операции | Наименование, номер установки (комплекса) переработки | Продолжительность работы установки (комплекса) переработки, ч | Наименование пункта хранения, захоронения РАО, номер емкости | Наименование поставщика | Наименование получателя | Сопроводительный документ (наименование, номер, дата) | Ответственное лицо (Ф.И.О., подпись, дата) | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование | Агрегатное состояние, категория, горючесть (код РАО) | Номер паспорта | Объем, куб. м | Масса, кг | Общая удельная активность альфа-излучающих нуклидов, Бк/кг | Радионуклидный состав | |||||||||||||
Удельная активность альфа-излучающих нуклидов, Бк/кг (в том числе трансурановых нуклидов) | Удельная активность бета-излучающих нуклидов, Бк/кг | ||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Приложение № 6
к руководству по безопасности
при использовании атомной энергии
«Структура и содержание инструкции
по учету и контролю радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов в организации»,
утвержденному приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от ____________ 20__ г. № ____
(рекомендуемый образец)
Журнал учета радионуклидов, выбрасываемых в атмосферу
№ пп | Наименование, номер источника выброса | Фактический выброс | Ответственное лицо (Ф.И.О., подпись, дата) | Превышение фактического выброса радионуклида(ов) над установленными нормативами выброса, аварийные ситуации | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата, время отбора пробы | Точка (место) отбора | Объем газовоздушной смеси, куб.м | Контролируемые радионуклиды | Удельная активность радионуклидов, Бк/л | Продолжительность выброса, ч | Причина возникновения выброса | Объем газовоздушной смеси, м3 | Наименование и суммарная активность радионуклидов, поступивших в атмосферу за время выброса, Бк | Ответственное лицо (Ф.И.О., подпись, дата) | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Приложение № 7
к руководству по безопасности
при использовании атомной энергии
«Структура и содержание инструкции
по учету и контролю радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов в организации»,
утвержденному приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от ____________ 20__ г. № ____
(рекомендуемый образец)
Журнал учета радионуклидов, сбрасываемых со сточными водами
Приложение № 8
к руководству по безопасности
при использовании атомной энергии
«Структура и содержание инструкции
по учету и контролю радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов в организации»,
утвержденному приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от ____________ 20__ г. № ____
(рекомендуемый образец)
Журнал учета территорий, загрязненных радионуклидами
Наименование загрязненного участка территории | Точка (место) отбора пробы | Дата, время отбора пробы | Контролируемые радионуклиды | Удельная активность радионуклидов, Бк/г (Бк/л) | Плотность загрязнения, Бк/м2 | Ответственное лицо (Ф.И.О., подпись, дата) | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
земельного участка | жидкой фазы водного объекта | донных отложений водного объекта | альфа активных радионуклидов | бета активных радионуклидов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Обзор документа
Даны рекомендации по разработке инструкции по учету и контролю в организации радиоактивных веществ и отходов.
Этим должна заниматься централизованная служба, на которую возложены функции по учету и контролю, либо уполномоченное лицо. Документ утверждает руководитель организации (уполномоченное лицо).
Текст инструкции должен быть четким, кратким, объединен в разделы. Не реже 1 раза в 5 лет целесообразно пересматривать ее. Возможны внеочередные изменения.
Невыполнение инструкции должно рассматриваться как нарушение правил учета и контроля веществ и отходов с наложением соответствующих санкций.
Приведены рекомендуемая структура инструкции и примерное содержание.