журнал учета стационарных источников выбросов
Что такое журналы ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3 и кому они нужны?
Организации и предприятия, которые имеют источники вредных выбросов, обязательно должны вести учет количества выбрасываемых веществ в атмосферу. Для этого существуют специальные регистрационные журналы, которые являются первичными документами. Необходимость такого учета определена 30 статьей ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г.
Предусмотрены следующие формы журналов:
ПОД-1 (Журнал учета стационарных источников выбросов и их характеристик) — данная форма является документом учета характеристик источника загрязнения. Регистрация замеров и данные лабораторных анализов из загрязняющих источников вносятся в журнал, при этом учитываются все поступающие в атмосферу выбросы газа — из воздуховодов, газопроводов и в виде направленных потоков. Расчет ведется по специальной формуле.
ПОД-2 (Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха) — для сокращения количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, проводятся специальные мероприятия, которые и регистрирует журнал формы ПОД-2. Он также необходим для составления отчетности государственного статистического контроля за воздухом (2-ТП).
ПОД-3 (Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок) — ведется для учёта рабочего времени газовых приборов; информация также используется при составлении формы 2-ТП.
До 11 июня 2014 г. учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, их источников осуществлялся в соответствии с формами первичного учета, установленными Приказом Центрального статистического управления СССР от 9 июня 1981 г. № 329 «Об утверждении форм первичной учетной документации по охране воздушного бассейна», более известными как формы ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3.
Обязательность применения указанных форм неоднократно была подтверждена судебной арбитражной практикой с указанием арбитражными судами в качестве обоснования на отсутствие в российском законодательстве аналогичных форм и непротиворечие советских форм действующим природоохранным требованиям. При этом 11 июня 2014 г. Приказ Центрального статистического управления СССР от 9 июня 1981 г. № 329 «Об утверждении форм первичной учетной документации по охране воздушного бассейна», которым были утверждены формы первичного учета ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3, признан недействующим Приказом Росстата от 11 июня 2014 г. № 430.
В настоящее время отсутствуют формы первичного учета в области охраны атмосферного воздуха. Однако природопользователь в связи с указанным не освобождается от обязанности вести первичный учет в области охраны атмосферного воздуха, возложенной на него абзацем 7 п. 1 ст. 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», но вправе осуществлять его в любой форме, в том числе продолжать фиксацию результатов учета в области охраны атмосферного воздуха по формам ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3.
При этом государственный инспектор в области охраны окружающей среды вправе запрашивать у природопользователя (в предусмотренных законом случаях и в установленном порядке) представления данных, свидетельствующих о ведении первичного учета, но не вправе требовать представления таких данных, оформленных в соответствии с формами ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3 в отношении периода времени, следующего за 11 июня 2014 г.
Экология на предприятии (часть вторая): НВОС, журналы
В. Алымова, старший юрист ООО «Центр правового обеспечения природопользования» (г. Москва)
Одним из важнейших элементов природоохранного аспекта хозяйственной деятельности является учет объемов воздействия на окружающую среду.
Следует обратить внимание на то, что ведение учета в области ООС не является результатом «доброй воли» субъекта хозяйственной деятельности, а составляет самостоятельное требование, установленное на законодательном уровне и детализированное на уровне отдельных подзаконных нормативных правовых актов.
Первичный учет в области обращения с отходами
Субъекты учета
Первичный учет в области обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ «Об отходах производства и потребления»), положениями Приказа Минприроды России от 1 сентября 2011 г. № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».
Так, пункт 1 статьи 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» содержит непосредственное указание на лиц, обязанных осуществлять учет в области обращения с отходами:
Таким образом, лица, в процессе деятельности которых отходы только образуются, не являются субъектами обязательного ведения первичного учета в области обращения с отходами.
Однако справедливо отметить, что на практике крайне редко встречаются случаи, когда в процессе деятельности хозяйствующего субъекта образуются, но не накапливаются образуемые отходы производства и потребления, в связи с чем, фактически, обязанность по ведению учета в области обращения с отходами возложена на любых лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы производства и потребления.
Предмет учета
Формы учета
Следует отметить, что с 20 сентября 2014 г. пунктом 6 Порядка установлен приоритет ведения первичного учета в электронной форме с возможностью ведения учета в бумажном виде исключительно при отсутствии технической возможности ведения учета в электронной форме.При этом субъект хозяйственной деятельности обязан не только обеспечить ведение учета в электронной форме (в исключительных случаях в бумажной), но и хранение результатов учета в течение 5-ти лет.
Первичный учет выбросов (вредных) загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Субъекты и предмет учета
Обязанность по осуществлению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников установлена абзацем 7 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).
При этом в соответствии с указанным положением Федерального закона субъектом ведения данного вида первичного учета в области ООС являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов. Следует отметить, что стационарным источником является источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника (ст. 1 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).
Примеры стационарных источников выбросов
Формы учета
До 11 июня 2014 г. учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, их источников осуществлялся в соответствии с формами первичного учета, установленными Приказом Центрального статистического управления СССР от 9 июня 1981 г. № 329 «Об утверждении форм первичной учетной документации по охране воздушного бассейна», более известными как формы ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3.
Обязательность применения указанных форм неоднократно была подтверждена судебной арбитражной практикой с указанием арбитражными судами в качестве обоснования на отсутствие в российском законодательстве аналогичных форм и непротиворечие советских форм действующим природоохранным требованиям.
При этом 11 июня 2014 г. Приказ Центрального статистического управления СССР от 9 июня 1981 г. № 329 «Об утверждении форм первичной учетной документации по охране воздушного бассейна», которым были утверждены формы первичного учета ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3, признан недействующим Приказом Росстата от 11 июня 2014 г. № 430.
В настоящее время отсутствуют формы первичного учета в области охраны атмосферного воздуха.
Однако природопользователь в связи с указанным не освобождается от обязанности вести первичный учет в области охраны атмосферного воздуха, возложенной на него абзацем 7 п. 1 ст. 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», но вправе осуществлять его в любой форме, в том числе продолжать фиксацию результатов учета в области охраны атмосферного воздуха по формам ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3.
При этом государственный инспектор в области охраны окружающей среды вправе запрашивать у природопользователя (в предусмотренных законом случаях и в установленном порядке) представления данных, свидетельствующих о ведении первичного учета, но не вправе требовать представления таких данных, оформленных в соответствии с формами ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3, в отношении периода времени, следующего за 11 июня 2014 г.
Первичный учет сбросов химических и иных веществ в водный объект и забора водных ресурсов из водных объектов
Субъекты учета
Два вида первичного учета в области охраны водных объектов объединены одним положением Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (далее – Водный кодекс РФ) и регламентированы «общим» подзаконным нормативным правовым актом.
Обязанности по ведению учета в области охраны водных объектов установлены п. 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ.
Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества установлен Приказом Минприроды России от 8 июля 2009 г. № 205.
Предмет учета
Предметом рассматриваемых видов учета являются:
Формы учета
Ответственность за неведение учета
Определение в организации указанных лиц несет не столько обязательный, сколько практически полезный характер. Установленные формы первичного учета в области ООС, как правило, предусматривают необходимость удостоверения сведений, зафиксированных по результатам учета, уполномоченным или ответственным должностным лицом.
Однако отсутствие такого лица на предприятии означает необходимость удостоверения результатов первичного учета руководителем организации-природопользователя, что влечет возложение на него всего груза ответственности за достоверность сведений, отраженных в материалах учета.
В завершение также необходимо напомнить, что роль института первичного учета в системе природоохранных требований сложно переоценить, так как он включает набор первичных инструментов и является первоисточником сведений, используемых для соблюдения природопользователем многих сопряженных обязанностей в области ООС, связанных с расчетом платы за НВОС, представлением экологической отчетности, текущим контролем соблюдением предприятием природоохранного законодательства.
Учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников (журнал ПОД)
Организации и предприятия, которые имеют источники вредных выбросов, обязательно должны вести учет количества выбрасываемых веществ в атмосферу. Для этого существуют специальные регистрационные журналы, которые являются первичными документами. Необходимость такого учета определена Ст. 30 № 96-ФЗ от 04.05.1999 г. «Об охране атмосферного воздуха».
Предусмотрены следующие формы журналов:
До 11.06.2014 г. учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, их источников осуществлялся в соответствии с формами первичного учета, установленными Приказом Центрального статистического управления СССР от 09.06.1981 г. № 329 «Об утверждении форм первичной учетной документации по охране воздушного бассейна», более известными как формы ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3. Обязательность применения указанных форм неоднократно была подтверждена судебной арбитражной практикой с указанием арбитражными судами в качестве обоснования на отсутствие в российском законодательстве аналогичных форм и непротиворечие советских форм действующим природоохранным требованиям.
При этом 11.06.2014 г. Приказ № 329 «Об утверждении форм первичной учетной документации по охране воздушного бассейна», которым были утверждены формы первичного учета ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3, признан недействующим Приказом Росстата от 11 июня 2014 г. № 430.
В настоящее время отсутствуют формы первичного учета в области охраны атмосферного воздуха. Однако, природопользователь в связи с указанным не освобождается от обязанности вести первичный учет в области охраны атмосферного воздуха, возложенной на него абзацем 7 п. 1 ст. 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», но вправе осуществлять его в любой форме, в том числе продолжать фиксацию результатов учета в области охраны атмосферного воздуха по формам ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3.
Если возникли вопросы, звоните нам по телефонам: (4842) 404-909, доб. 2, 790-100.
Учет выбросов загрязняющих веществ (журнал учета выбросов)
Теперь поговорим о таком понятии как «учет выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух» или «журнал учета выбросов». Если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель имеет источники выбросов вредных загрязняющих веществ (ВЗВ) (информацию по источникам выбросов. и их перечень смотрите в проекте нормативов ПДВ), то у указанного лица появляется и обязанность по ведению журнала учета выбросов ВЗВ в атмосферный воздух.
Требования по учету выбросов вредных загрязняющих веществ в АВ
Требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) – предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды (статья 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников.
Вредное (загрязняющее) вещество – химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду (статья 1 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).
В соответствии с проектом нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, у предприятия имеются источники выбросов ВЗВ в атмосферный воздух. Учет выбросов ВЗВ в атмосферу производится только по стационарным источникам.
Форма ведения учета выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух в настоящее время не разработана. Поэтому предприятие может придерживать свободной, удобной для заполнения формы, в которой обязательно должны быть следующие графы:
Это минимальные требования к ведению указанного учета.
Периодичность ведения учета выбросов вредных загрязняющих веществ не установлена, поэтому рекомендуется заполнять журнал после проведения производственного контроля на источниках выбросов. Если загрязняющее вещество не подлежит замерам, то его выбрасываемое количество вносится расчетным методом, т.е. по данным тома ПДВ.
Очень удобно вести учет ВЗВ в табличках exel.
Образец журнала учета выброса
Я пользуюсь частью таблички из отчета ПЭК.
Если периодичность замеров раз в полугодие, то журнал учета заполняется по результатам полугодия.
Если периодичность замеров 1 раз в год, то и журнал учета выбросов заполняется по результатам года.
Наказание за отсутствие учета вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Журнал учета стационарных источников выбросов
Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки
(с изменениями на 17 сентября 2019 года)
I. Общие положения
Решение о проведении инвентаризации выбросов, которым определяются сроки проведения инвентаризации выбросов и назначается должностное лицо, ответственное за проведение инвентаризации выбросов, утверждается хозяйствующим субъектом.
Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов.
4. В качестве стационарных ИЗАВ при проведении инвентаризации выбросов учитываются:
II. Содержание работ при проведении инвентаризации выбросов
5. При проведении инвентаризации выбросов:
обследуется территория объекта ОНВ, анализируется проектная документация объекта ОНВ, виды деятельности (технологии производства), данные предыдущей инвентаризации выбросов, результаты производственного экологического контроля и государственного экологического надзора за период действия предыдущей инвентаризации выбросов;
систематизируются сведения о пространственном размещении ИЗАВ на объекте ОНВ;
определяются координаты стационарных ИЗАВ;
определяются показатели выбросов, в том числе устанавливается качественный и количественный состав выбросов с учетом всех загрязняющих веществ, которые могут образоваться, выделиться и поступить в атмосферный воздух (перечень ЗВ и их концентрации), а также определяются показатели отходящих газов (скорость, температура, давление, влажность, плотность, объемный расход и мощность выброса);
документируются результаты инвентаризации выбросов.
6. Обследование состояния и условий эксплуатации ГОУ и систем вентиляции проводится с учетом требований правил и инструкций по их эксплуатации.
7. Определение характеристик ИЗАВ и показателей выбросов осуществляется:
при эксплуатации технологического оборудования с максимальной производительностью, допускаемой установленным регламентом работы;
при эксплуатации систем вентиляции и ГОУ в режиме их наибольшей допустимой нагрузки, определяемой инструкциями по их эксплуатации.
Характеристики ИЗАВ и показатели выбросов определяются для всех основных режимов работы технологического оборудования (установки) и стадий технологических процессов.
9. При выявлении нестационарности выбросов анализируется изменение качественных и количественных показателей выбросов для разных стадий многостадийных технологических процессов и для разных режимов работы оборудования.
Для ИЗАВ, выбросы которых изменяются в течение года, сезона, месяца, недели, суток, производственной смены, выявляются факторы, влияющие на нестационарность выбросов в различные периоды времени: характеристики и расход сырья или топлива; загруженность, продолжительность и одновременность работы оборудования и устройств, являющихся частями технологического процесса.
Рекомендуемые образцы таблиц для документирования данных при нестационарности выбросов приведены в приложении N 1 к настоящему Порядку.
Таблицы N 1.2 и N 1.3, рекомендуемые образцы которых приведены в приложении N 1 к настоящему Порядку, заполняются при необходимости более детального учета нестационарности выбросов во времени для объектов ОНВ с существенными изменениями работы ИВ и ИЗАВ. При этом данные о времени начала стадии и продолжительности стадии определяются на основании документации, регламентирующей порядок проведения технологических операций и процессов на объекте ОНВ, и графику работы производства; данные о концентрации загрязняющего вещества (мг/м ) и максимальных значений выбросов (г/с) на каждой стадии выбираются по результатам инвентаризации.
Расчеты величин выбросов, которые проводятся с учетом данных о нестационарности выбросов, сопровождаются обоснованиями и пояснениями о факторах, которыми обусловлена нестационарность выбросов.
Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст.133; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 1, ст.25; N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; N 52, ст.5498; 2007, N 7, ст.834; N 27, ст.3213; 2008, N 26, ст.3012; N 29, ст.3418; N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 11, ст.1261; N 52, ст.6450; 2011, N 1, ст.54; N 29, ст.4281; N 30, ст.4590; N 30, ст.4591; N 48, ст.6732; N 50, ст.7359; 2012, N 26, ст.3446; 2013, N 27, ст.3477; N 30, ст.4059; N 52, ст.6971; N 52, ст.6974; N 11, ст.1164; 2014, N 11, ст.1092; N 30, ст.4220; N 48, ст.6642; 2015, N 1, ст.11; N 27, ст.3994; N 29, ст.4359; N 48, ст.6723; 2016, N 1, ст.24; N 15, ст.2066; N 26, ст.3887; N 27, ст.4187; N 27, ст.4286; N 27, ст.4291; 2017, N 31, ст.4829; 2018, N 1, ст.47; N 1, ст.87;
официальный сайт Бюро наилучших доступных технологий: http://burondt.ru/informacziya/dokumentyi.
III. Систематизация сведений об источниках выбросов при проведении инвентаризации выбросов
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации 2015, N 29, ст.4344; 2016, N 1, ст.51; N 18, ст.2484; N 18, ст.2495; N 23, ст.3296; N 26, ст.3890; N 27, ст.4198, ст.4237; ст.4248, ст.4284, ст.4287, ст.4294; 2017, N 27, ст.3938; N 31, ст.4767, ст.4771, ст.4796, ст.4829; N 48, ст.7052; 2018, N 1, ст.70; ст.90; ст.91; N 10, ст.1437; N 15, ст.2031; N 28, ст.4139);
13. Местоположение ИЗАВ может определяться в заводской системе координат, в этом случае в пояснении к карте-схеме приводятся параметры ее привязки к системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
В случае, если в городском или ином поселении ведутся сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха, устанавливаются также параметры привязки системы координат карты-схемы к системе координат, в которой проводятся такие сводные расчеты.
14. При присвоении ИЗАВ порядковых номеров используется единая, последовательная (сквозная) нумерация: