журнал выполнения мероприятий при нму образец
Журнал выполнения мероприятий при нму образец
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 28 ноября 2019 года N 811
В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2222; 2019, N 30, ст.4097),
2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении шести месяцев после его официального опубликования.
Исполняющий обязанности Министра
природных ресурсов и экологии
Российской Федерации
С.Ю.Радченко
в Министерстве юстиции
24 декабря 2019 года,
регистрационный N 56960
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минприроды России
от 28 ноября 2019 года N 811
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий
I. Общие положения
Статья 19 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2222; 2019, N 30, ст.4097).
II. Разработка и согласование мероприятий при НМУ
6. Разработка мероприятий при НМУ проводится на основании:
данных документации по инвентаризации стационарных источников и выбросов;
результатов расчета технологических нормативов в части выбросов, нормативов допустимых выбросов, временно согласованных выбросов;
результатов расчетов рассеивания выбросов, выполненных в соответствии с Методами расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденных приказом Минприроды России 06.06.2017 N 273 (зарегистрирован Минюстом России 10.08.2017, регистрационный N 47734);
сведений о результатах государственного мониторинга атмосферного воздуха и санитарно-гигиенического мониторинга;
информации о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах применительно к возможностям сокращения выбросов в атмосферный воздух в периоды НМУ;
сведений о непрерывности, сезонности, нестационарности технологических процессов и деятельности на ОНВ и его отдельных структурных подразделениях;
результатов расчетов рассеивания выбросов, по каждому загрязняющему веществу с указанием уровней приземных наибольших концентраций и вкладов выбросов этих загрязняющих веществ в приземные концентрации.
9. На основании сведений, указанных в пунктах 6 и 7 настоящих Требований, хозяйствующим субъектом осуществляется:
разработка мероприятий при НМУ для выбранных источников выбросов;
определение перечня организационных мероприятий при НМУ, указанных в пункте 17 настоящих Требований, проведение которых направлено на снижение загрязнения атмосферного воздуха в периоды НМУ 1, 2 и 3 степеней опасности;
расчет приземных концентраций загрязняющих веществ в штатном режиме работы предприятия, в том числе на период НМУ, и с учетом реализации разработанных мероприятий при НМУ;
оценка мероприятий, проведенных на ОНВ в период НМУ.
10. В Перечень веществ по конкретному ОНВ включаются загрязняющие вещества, подлежащие нормированию в области охраны окружающей среды :
1) для НМУ 1 степени опасности:
2) для НМУ 2 степени опасности:
по которым расчетные приземные концентрации каждого загрязняющего вещества, создаваемые выбросами ОНВ, в контрольных точках при увеличении таких концентраций на 40% могут превысить ПДК (с учетом групп суммации);
3) для НМУ 3 степени опасности:
по которым расчетные приземные концентрации каждого загрязняющего вещества, создаваемые выбросами ОНВ, в контрольных точках при увеличении таких концентраций на 60% могут превысить ПДК (с учетом групп суммации).
Для случаев увеличения значений расчетных концентраций в контрольных точках на 20%, 40% и 60% проводится сравнение таких значений с ПДК соответствующих загрязняющих веществ.
12. В случаях, когда соблюдаются условия, приведенные в пункте 10 настоящих Требований, для НМУ 1, 2, и 3 степеней опасности разрабатываются мероприятия по снижению выбросов.
Мероприятия при НМУ должны обеспечивать снижение создаваемых выбросами источников ОНВ приземных концентраций по Перечню загрязняющих веществ совместно с другими источниками для рассматриваемой контрольной точки:
на 15-20% при НМУ 1 степени опасности;
на 20-40% при НМУ 2 степени опасности;
на 40-60% при НМУ 3 степени опасности.
Для ОНВ, относящихся к деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром, в период НМУ в соответствии со степенями опасности НМУ устанавливаются режимы работы, обеспечивающие непрерывность осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности, в том числе не допускающий введение полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) или понижение температуры теплоносителя ниже значений, заданных температурным графиком, утвержденным схемой теплоснабжения населенного пункта, характерных для работы в отопительный период и (или) определяемых обязательными требованиями к эксплуатации тепловых сетей, и предусматривающие уменьшение приземных концентраций каждого загрязняющего вещества, которое должно составлять:
до 5-10% при НМУ 1 степени опасности;
до 10-20% при НМУ 2 степени опасности;
до 20-25% при НМУ 3 степени опасности.
13. Перечень источников выбросов формируется на основании анализа результатов расчетов рассеивания выбросов в соответствии с Методами расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденных приказом Минприроды России 06.06.2017 N 273 (зарегистрирован Минюстом России 10.08.2017, регистрационный N 47734).
При формировании Перечня источников выбросов учитываются применяемые на ОНВ и его отдельных структурных подразделениях технологии, особенности производственных процессов, непрерывность технологического процесса для группы источников, а также параметры источников выбросов и характеристики газовоздушной смеси, определяющие условия рассеивания выбросов.
Исходя из особенности производственных процессов, непрерывности технологического процесса для группы источников, ранжированного перечня для НМУ 1, 2 и 3 степеней опасности определяются конкретные источники выбросов, для которых разрабатываются мероприятия при НМУ. Разработанные для этих источников выбросов мероприятия должны предусматривать снижение выбросов для НМУ 1, 2 и 3 степеней опасности и достижения приземных концентраций в соответствии с пунктом 12 настоящих Требований.
Мероприятия по уменьшению выбросов с учетом сезонности и нестационарности режимов работы оборудования разрабатываются на основании установленных для конкретного ОНВ нормативов допустимых выбросов.
Документы по мероприятиям в период НМУ
В соответствии с п. 3 ст. 19 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» Вам необходимо в случаях, предусмотренных Требованиями к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утв. Приказом Минприроды России от 28.11.2019 N 811 (далее Требования):
Разработать и согласовать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий;
В целях организации работ по реализации мероприятий при НМУ на объектах ОНВ хозяйствующим субъектом назначается ответственное лицо, отвечающее за получение и передачу в структурные подразделения объектов ОНВ прогнозов о НМУ, а также за реализацию мероприятий при НМУ (далее — ответственное лицо), в том числе (п. 22 Требований):
При необходимости хозяйствующим субъектом дополнительно назначаются отдельные ответственные лица, отвечающие за мероприятия при НМУ в каждом структурном подразделении объекта ОНВ (при наличии).
Организация работ на объекте ОНВ при получении информации о НМУ включает (п. 23 Требований):
Некоторыми региональными регламентами по согласованию планов мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий предусмотрено информирование уполномоченных органов регионального надзора о проведении предусмотренных планом мероприятий в установленный срок.
Таким образом, можно в одном приказе определить всех ответственных: за получение и регистрацию информации, за ее передачу в подразделения, за реализацию мероприятий при НМУ. При этом необходимо будет вести журнал записи прогнозов о НМУ, контроль выполнения мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, а также, если это предусмотрено действующим региональным законодательством, информировать о проведенных мероприятиях уполномоченные органы регионального надзора.
Журнал выполнения мероприятий при нму образец
от 17 ноября 2011 года N 899
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2222; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; 2008, N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 52, ст.6450; 2011, N 30, ст.4590, 4596)
в Министерстве юстиции
8 февраля 2012 года,
регистрационный N 23173
Приложение
Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам
2. Порядок предназначен для использования заинтересованными лицами при регулировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в городских и иных поселениях в период НМУ.
3. Заинтересованными лицами в целях настоящего Порядка являются:
1) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, организующие в городском или ином поселении работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ;
2) территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного экологического надзора, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности;
5. Информация о НМУ предоставляется заинтересованным лицам в форме прогнозов НМУ на 1-3 суток первой, второй или третьей степени опасности.
Информация о НМУ 1-й степени опасности составляется при выполнении условия P P
Параметр Р определяется для конкретных суток как частота превышения концентрациями, измеренными на постах государственного мониторинга атмосферного воздуха в городском или ином поселении, полуторократных значений соответствующих среднесезонных концентраций вредных (загрязняющих) веществ:
Информация о НМУ 2-й степени опасности составляется при выполнении условия P P (1.1), если хотя бы по одному вредному (загрязняющему) веществу выполняется условие С 3 ПДК (1.2).
Если условие 1.1 выполнено, а условие 1.2 не выполнено, то подготавливается информация о НМУ 1-й степени опасности.
Информация о НМУ 3-й степени опасности составляется при выполнении условия 1.1 в течение двух суток подряд или более, если хотя бы по одному вредному (загрязняющему) веществу выполняется условие С 5 ПДК (1.3).
Если условие 1.2 выполнено, а условие 1.3 не выполнено, то подготавливается информация о НМУ 2-й степени опасности.
При отсутствии данных наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха степень опасности НМУ определяется на основе анализа комплекса неблагоприятных синоптических ситуаций, метеорологических условий и характеристик конкретных источников выбросов. При этом подготавливается и представляется информация о НМУ только 1-й и 2-й степени опасности.
Прогнозы НМУ составляются уполномоченными органами для городских и иных поселений, а также для отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Составление прогноза НМУ осуществляется уполномоченным органом с учетом текущей синоптической и метеорологической ситуации в период с 13.00 до 15.00 часов местного времени текущего дня.
Уточнение информации о НМУ производится до 10.00 часов местного времени следующих суток.
В случае, если по результатам уточнения прогноза степень опасности НМУ изменяется, то уполномоченным органом представляется уточненная информация о НМУ.
Непредставление уточненного прогноза НМУ свидетельствует о прекращении НМУ опасной степени по истечении периода, указанного в первичном сообщении, содержащем информацию о НМУ.
6. Информация о НМУ, уточнение информации о НМУ представляется в течение одного часа с момента составления прогноза.
7. Представляемая в соответствии с настоящим Порядком информация о НМУ включает:
1) наименование уполномоченного органа, предоставляющего информацию о НМУ;
2) наименование городского или иного поселения, в пределах которого прогнозируются НМУ;
3) информация о прогнозе НМУ (указывается, представляется прогноз НМУ первично или в результате уточнения);
4) период (дата и время), в который ожидаются НМУ;
5) степень опасности НМУ.
В дополнение к сведениям о наименовании городского или иного поселения информация о НМУ, составленная уполномоченными органами для отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, включает наименование источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ, для которого составлен прогноз НМУ, с указанием юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего его эксплуатацию.
8. Сообщение, содержащее информацию о НМУ, подписывается руководителем подразделения уполномоченного органа или лицом, его замещающим.
9. Информация о НМУ по городскому и иному поселению, а также перечень отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, для которых составлены прогнозы НМУ, публикуются уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение двух часов с момента предоставления информации о НМУ заинтересованным лицам.
10. Информация о НМУ, указанная в пунктах 5-6 настоящего Порядка, состав и содержание которой соответствуют пункту 7 настоящего Порядка, предоставляется на безвозмездной основе уполномоченными органами в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на осуществление регионального государственного экологического надзора, по факсу, по электронной почте или с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
При получении информации о НМУ территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на осуществление регионального государственного экологического надзора, в течение одного часа должны подтвердить факт ее получения с использованием того же средства связи.
11. Информация о НМУ, составляемая по заказу органов государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующих субъектов (специализированная информация) в целях организации в городском или ином поселении работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, в том числе для отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предоставляется уполномоченными органами в соответствии с порядком проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, определяемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2222; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; 2008, N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.17, 21; 2011, N 30, ст.4590, 4596), и постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 года N 1425 «Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 47, ст.5410; 2008, N 13, ст.1314).
Статья 1 Федерального закона от 19 июля 1998 года N 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст.3609; 2002, N 26, ст.2516; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 23, ст.2203; 2006, N 6, ст.638; 2008, N 30, ст.3616; 2011, N 29, ст.4291; N 30, ст.4596; N 45, ст.6333; N 48, ст.6732).
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
Бюллетень нормативных актов
федеральных органов
исполнительной власти,
N 12, 19.03.2012
Журнал выполнения мероприятий при нму образец
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 8 апреля 2021 г. N 12-50/4498-ОГ «О мероприятиях при НМУ»
В пункте 10 Требований при НМУ, приведены критерии выбора загрязняющих веществ для разработки мероприятий при НМУ. При этом указано, что учитываются расчетные приземные концентрации загрязняющего вещества, создаваемые выбросами объекта в точках формирования наибольших приземных концентраций за границей территории такого объекта,
В соответствии с пунктом 11 Требований при НМУ на основании анализа результатов расчетов рассеивания выбросов контрольные точки принимаются на границе и на территории жилой зоны и особых зон, к которым предъявляются повышенные санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях.
В пункте 6 Требований при НМУ указано, что разработка мероприятий при НМУ проводится на основании, в том числе, результатов расчетов рассеивания выбросов, выполненных в соответствии с Методами расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденных приказом Минприроды России 06.06.2017 N 273. Указанные Методы расчета рассеивания выбросов предусматривают выполнение таких расчетов с учетом фоновых концентраций.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что периоды НМУ способствуют росту концентраций загрязняющих веществ, формируемых выбросами всех источников, по мнению Минприроды России, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды целесообразно при расчетах в соответствии с пунктом 10 Требований при НМУ предусматривать увеличение, в том числе фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.
Минприроды России готово рассмотреть обоснованные предложения по уточнению положений Требований при НМУ при их поступлении в установленном порядке.
В соответствии со статьей 19 Закона N 96-ФЗ порядок проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вопросы разработки для конкретного предприятия мероприятий по уменьшению выбросов в период НМУ регулируются порядком проведения таких работ, установленным в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Директор Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности | Р.А. Мальцев |
Обзор документа
Периоды неблагоприятных метеоусловий способствуют росту концентраций загрязняющих веществ, формируемых выбросами всех источников. По мнению Минприроды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды целесообразно при расчетах приземных концентраций загрязняющего вещества при неблагоприятных метеоусловиях предусматривать увеличение фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.
Журнал выполнения мероприятий при нму образец
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 ноября 2019 г. № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий” (не вступил в силу)
В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2222; 2019, N 30, ст. 4097), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении шести месяцев после его официального опубликования.
Исполняющий обязанности Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации | С.Ю. Радченко |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 декабря 2019 г.
Утверждены
приказом Минприроды России
от 28.11.2019 г. № 811
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий
I. Общие положения
II. Разработка и согласование мероприятий при НМУ
6. Разработка мероприятий при НМУ проводится на основании:
данных документации по инвентаризации стационарных источников и выбросов;
результатов расчета технологических нормативов в части выбросов, нормативов допустимых выбросов, временно согласованных выбросов;
результатов расчетов рассеивания выбросов, выполненных в соответствии с Методами расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденных приказом Минприроды России 06.06.2017 N 273 (зарегистрирован Минюстом России 10.08.2017, регистрационный N 47734);
сведений о результатах государственного мониторинга атмосферного воздуха и санитарно-гигиенического мониторинга;
информации о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах применительно к возможностям сокращения выбросов в атмосферный воздух в периоды НМУ;
сведений о непрерывности, сезонности, нестационарности технологических процессов и деятельности на ОНВ и его отдельных структурных подразделениях;
результатов расчетов рассеивания выбросов, по каждому загрязняющему веществу с указанием уровней приземных наибольших концентраций и вкладов выбросов этих загрязняющих веществ в приземные концентрации.
9. На основании сведений, указанных в пунктах 6 и 7 настоящих Требований, хозяйствующим субъектом осуществляется:
разработка мероприятий при НМУ для выбранных источников выбросов;
определение перечня организационных мероприятий при НМУ, указанных в пункте 17 настоящих Требований, проведение которых направлено на снижение загрязнения атмосферного воздуха в периоды НМУ 1, 2 и 3 степеней опасности;
расчет приземных концентраций загрязняющих веществ в штатном режиме работы предприятия, в том числе на период НМУ, и с учетом реализации разработанных мероприятий при НМУ;
оценка мероприятий, проведенных на ОНВ в период НМУ.
10. В Перечень веществ по конкретному ОНВ включаются загрязняющие вещества, подлежащие нормированию в области охраны окружающей среды 2 :
1) для НМУ 1 степени опасности:
2) для НМУ 2 степени опасности:
по которым расчетные приземные концентрации каждого загрязняющего вещества, создаваемые выбросами ОНВ, в контрольных точках при увеличении таких концентраций на 40% могут превысить ПДК (с учетом групп суммации);
3) для НМУ 3 степени опасности:
по которым расчетные приземные концентрации каждого загрязняющего вещества, создаваемые выбросами ОНВ, в контрольных точках при увеличении таких концентраций на 60% могут превысить ПДК (с учетом групп суммации).
Для случаев увеличения значений расчетных концентраций в контрольных точках на 20%, 40% и 60% проводится сравнение таких значений с ПДК соответствующих загрязняющих веществ.
12. В случаях, когда соблюдаются условия, приведенные в пункте 10 настоящих Требований, для НМУ 1, 2, и 3 степеней опасности разрабатываются мероприятия по снижению выбросов.
Мероприятия при НМУ должны обеспечивать снижение создаваемых выбросами источников ОНВ приземных концентраций по Перечню загрязняющих веществ совместно с другими источниками для рассматриваемой контрольной точки:
на 15-20% при НМУ 1 степени опасности;
на 20-40% при НМУ 2 степени опасности;
на 40-60% при НМУ 3 степени опасности.
Для ОНВ, относящихся к деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром, в период НМУ в соответствии со степенями опасности НМУ устанавливаются режимы работы, обеспечивающие непрерывность осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности, в том числе не допускающий введение полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) или понижение температуры теплоносителя ниже значений, заданных температурным графиком, утвержденным схемой теплоснабжения населенного пункта, характерных для работы в отопительный период и (или) определяемых обязательными требованиями к эксплуатации тепловых сетей, и предусматривающие уменьшение приземных концентраций каждого загрязняющего вещества, которое должно составлять:
13. Перечень источников выбросов формируется на основании анализа результатов расчетов рассеивания выбросов в соответствии с Методами расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденных приказом Минприроды России 06.06.2017 № 273 (зарегистрирован Минюстом России 10.08.2017, регистрационный N 47734).
При формировании Перечня источников выбросов учитываются применяемые на ОНВ и его отдельных структурных подразделениях технологии, особенности производственных процессов, непрерывность технологического процесса для группы источников, а также параметры источников выбросов и характеристики газовоздушной смеси, определяющие условия рассеивания выбросов.
Исходя из особенности производственных процессов, непрерывности технологического процесса для группы источников, ранжированного перечня для НМУ 1, 2 и 3 степеней опасности определяются конкретные источники выбросов, для которых разрабатываются мероприятия при НМУ. Разработанные для этих источников выбросов мероприятия должны предусматривать снижение выбросов для НМУ 1, 2 и 3 степеней опасности и достижения приземных концентраций в соответствии с пунктом 12 настоящих Требований.
Мероприятия по уменьшению выбросов с учетом сезонности и нестационарности режимов работы оборудования разрабатываются на основании установленных для конкретного ОНВ нормативов допустимых выбросов.
В случае, если с непрерывностью, особенностями технологического процесса, для конкретного источника выбросов отсутствует возможность достаточного снижения выбросов, которое необходимо в соответствии с пунктом 12 настоящих Требований, посредством перехода на технологические процессы, снижающие выпуск продукции, товаров, оказываемых услуг с учетом необходимости осуществления промышленной и энергетической безопасностей производств, указанное снижение выбросов должно обеспечиваться за счет снижения выбросов на других источниках выбросов.
Для ОНВ, относящихся к деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром, мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ не должны приводить к аварийным ситуациям или угрозе возникновения аварийных ситуаций в системах тепло- и электроснабжения, нарушающих надежность и безопасность функционирования указанных систем, а также приводящих к массовому ограничению режима потребления электрической и тепловой энергии и до принятия решения об их реализации подлежат согласованию с организациями, осуществляющими централизованное оперативно-диспетчерское управление в Единой энергетической системе и системах теплоснабжения. При этом принимаются меры по сохранению режима работы ОНВ, в том числе за счет загрузки другого оборудования.
Рекомендации по формированию Перечня мероприятий по снижению выбросов для ОНВ, относящихся к конкретным видам деятельности, приведены в Приложении N 1 к настоящим Требованиям.
15. Для разрабатываемых мероприятий при НМУ составляется таблица параметров выбросов и проводятся расчеты приземных концентраций загрязняющих веществ с учетом снижения выбросов в контрольных точках в результате выполнения мероприятий при НМУ в соответствии с Методами расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденными приказом Минприроды России от 06.06.2017 N 273 (зарегистрирован Минюстом России 10.08.2017, регистрационный N 47734).
16. В случаях, если полученное по результатам расчетов рассеивания снижение расчетных концентраций в контрольных точках формирования наибольших расчетных концентраций, расположенных на границе и на территории жилой зоны и зон, к которым предъявляются повышенные санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, не обеспечивает выполнения условий, указанных в пункте 12 настоящих Требований, мероприятия при НМУ дополняются перечнем источников выбросов, на которых сокращаются выбросы в периоды НМУ, или для ранее выбранных источников выбросов предусматривается снижение выбросов, обеспечивающее снижение приземных концентраций в контрольных точках из расчета более чем на 20%, 40% и 60% для НМУ 1, 2 и 3 степеней опасности соответственно, с учетом с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности.
17. В периоды НМУ 1, 2 и 3 степеней опасности на ОНВ осуществляется контроль за соблюдением технологических регламентов работы всех производств, оборудования и установок, а также запрещаются остановки газопылеулавливающих сооружений для выполнения профилактических работ, запрещаются залповые выбросы вредных веществ в атмосферный воздух (кроме случаев, когда уже проводятся технологические операции, по подготовке к проведению залповых выбросов), проведение пусконаладочных работ и испытаний оборудования.
18. В соответствии с разработанными для источников выбросов мероприятиями, обеспечивающими выполнение условий, указанных в пункте 12 настоящих Требований, для ОНВ определяются режимы работы структурных подразделений для НМУ 1, 2 и 3 степеней опасности и составляется пояснительная записка. Рекомендуемый образец содержания пояснительной записки к мероприятиям при НМУ на ОНВ представлен в Приложении N 2 к настоящим Требованиям.
19. Мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2222; 2019, N 30, ст. 4097). Рекомендуемый срок рассмотрения указанными органами мероприятий при НМУ не должен превышать 60 дней с даты их поступления в соответствующий орган.
Рекомендуемый образец оформления перечня мероприятий по НМУ представлен в Приложении N 3 к настоящим Требованиям.
20. Разработанные и согласованные органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора, мероприятия при НМУ могут корректироваться. После корректировки мероприятия при НМУ согласовываются с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора 1 в рекомендуемый срок, указанный в пункте 19 настоящих Требований.
21. Корректировка мероприятий при НМУ осуществляется хозяйствующим субъектом в случае изменения технологических процессов, объемов выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг, объемов и (или) состава выбросов, в результате которых максимальные разовые выбросы источника, включенного в Перечень источников выбросов, на которых реализуются мероприятия по уменьшению выбросов при НМУ, изменились более чем на 25%.
III. Организация работ по реализации мероприятий при НМУ
за получение прогнозов о НМУ;
за своевременное выполнение в полном объеме мероприятий при НМУ;
за проведение расчетов приземных концентраций загрязняющих веществ и оценку реализации мероприятий при НМУ.
При необходимости хозяйствующим субъектом дополнительно назначаются отдельные ответственные лица, отвечающие за мероприятия при НМУ в каждом структурном подразделении ОНВ (при наличии).
23. Организация работ на ОНВ при получении информации о НМУ включает:
получение информации о НМУ в соответствии с Порядком прогнозов о НМУ;
регистрацию ответственным лицом прогноза о НМУ (рекомендуемый образец формы представлен в Приложении N 4 к настоящим Требованиям);
передачу информации о НМУ в структурные подразделения ОНВ (при наличии), на которых проводятся мероприятия при НМУ;
принятие решения о введении или отмене режимов работы ОНВ для соответствующей степени опасности НМУ;
организацию и проведение работ в режиме, соответствующем степени опасности НМУ;
контроль за выполнением мероприятий в период НМУ;
регистрацию информации о выполненных мероприятиях;
проведение визуальных наблюдений, инструментальных измерений или автоматического контроля выбросов на источниках выбросов и на границе санитарно-защитной зоны, предусмотренных программой производственного экологического контроля.
1 Статья 19 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2222; 2019, N 30, ст. 4097).
2 Статья 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, N 2, ст. 133).
Приложение N 1
к Требованиям к мероприятиям
по уменьшению выбросов загрязняющих
веществ в атмосферный воздух
в периоды неблагоприятных
метеорологических условий,
утвержденным приказом
Минприроды России
от 28.11.2019 г. N 811
Рекомендуемый перечень мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности
1. При осуществлении деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром:
понизить температуру воды, поступающей в тепловую сеть, на величину допустимого отклонения (до 3%) относительно задания диспетчера теплосети, регламентированную пунктом 4.11.1 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации (по разрешению диспетчерских служб);
перераспределить, при технической возможности, нагрузки между находящимися в работе котлами с максимальной нагрузкой котлов, на которых установлено золоулавливающее оборудование с более высокой эффективностью золоулавливания, которая определяется по результатам последних замеров;
перераспределить, при технической возможности, нагрузки находящихся в работе котлов, имеющих одинаковую эффективность золоулавливания, с увеличением загрузки котлов, подключенных к более высоким дымовым трубам;
отложить намеченный пуск котла (при достаточном резерве паровой нагрузки на находящихся в работе котлах);
вывести котел в досрочный ремонт (при достаточном резерве паровой нагрузки на остающихся в работе котлах, если они оборудованы золоулавливающим оборудованием с более высокой эффективностью улавливания относительно останавливаемого котла). Сокращение выбросов достигается на источнике, к которому подключен остановленный котлоагрегат;
вывести котел в резерв (при достаточном резерве паровой нагрузки на остающихся в работе котлах, если они оборудованы золоулавливающей установкой с более высокой эффективностью улавливания относительно останавливаемого котла);
снизить периодичность очистки поверхностей нагрева котла, установленную соответствующими графиком и инструкцией (при обеспечении условия поддержания поверхностей нагрева в эксплуатационно-чистом состоянии).
2. При осуществлении деятельности по металлургическому производству с использованием оборудования для обработки черных металлов с использованием станов горячей прокатки:
поддерживать оптимальную скорость просасывания воздуха через слой шихты;
применять обесфеноленную воду для тушения кокса;
переводить доменную печь на тихий ход;
останавливать часть или всю аглофабрику при наличии запаса агломерата;
повышеать концентрации кислорода в воздухе просасыванием через слой агломерата;
прекращать продувку сталеплавильных агрегатов кислородом;
обеспечивать полное сжигание избытков доменного газа без сброса на свечи;
обеспечивать ведение безосадочного режима работы доменных печей во избежание выброса доменного газа через колошниковые свечи;
предотвращать остановку доменных печей, связанных с необходимостью полной выдувки печи через колошники;
уменьшать отпуск пара и тепла на второстепенные нужды;
использовать в паровых котлах теплоэлектроцентрали в основном доменный газ;
проводить выгрузку пыли из пылеуловителей доменного цеха только после ее увлажнения;
проводить поливку поверхности на шлаконакопителях и пылящих отходов;
приостанавливать, а в случае невозможности, сводить к минимуму пропарку трубопроводов, резервуаров и железнодорожных цистерн.
3. При осуществлении деятельности по металлургическому производству с использованием оборудования для производства цветных металлов из руды, концентратов или вторичного сырья:
запрещать работу основного технологического оборудования на форсированном режиме с целью избежания интенсивного газовыделения;
отключать установку по дроблению исходного сырья и шлака цветных металлов и флюсов в дробильном переделе;
прекращать или сокращать объем работ на открытых складах, перевозку и складирование сыпучих материалов;
запрещать продувку, пропарку и чистку оборудования, газоходов, емкостей, в которых хранились загрязняющие вещества, а также ремонтные работы, связанные с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
сдвигать во времени технологические процессы, в результате которых в атмосферный воздух поступает значительное количество загрязняющих веществ;
снижать нагрузку рудно-термических печей, переводить печи рудной плавки в «горячий» режим простоя;
снижать количество конвертеров, находящихся под дутьем, останавливать все конверторы;
снижать производительность сушильных барабанов, включая снижение расхода мазута на горелку и снижение подачи концентрата, выводить из работы сушильные барабаны;
снижать производительность электролизеров за счет уменьшения силы тока в корпусах электролизного производства на предприятиях алюминиевой промышленности.
4. При осуществлении деятельности по производству машин и оборудования:
сокращать или прекращать работы в ваннах травления и на гальванических участках;
в литейных цехах, по возможности, временно приостанавливать технологические процессы, связанные со значительным выделением загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
запрещать залповые выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
по возможности прекращать работы на выбивных решетках литейных цехов;
сокращать до минимума электрогазосварочные работы;
уменьшать объем работ с применением красителей, кислот, щелочей и других агрессивных загрязняющих веществ, выделяющихся в атмосферный воздух;
снижать производительность дробеструйных камер, набивных решеток, дробометных барабанов.
5. При осуществлении деятельности по производству прочей неметаллической минеральной продукции:
переводить вращающиеся печи, цементные и сырьевые мельницы и другое технологическое оборудование на тихий ход;
уменьшать количества воздуха, просасываемого через сушильные барабаны и цементные мельницы;
снижать разряжение после сырьевых мельниц за счет прикрытия основного дымососа;
прекращать подачу цемента в бетоносмесительные узлы;
использовать резервные контейнеры для аварийного выброса пыли;
осуществлять выгрузку пыли из бункеров циклонов дробильного отделения только в контейнеры через специальные эластичные рукава;
прекращать дробление исходного сырья.
6. При осуществлении деятельности по производству химических веществ и химических продуктов:
ограничивать или полностью прекращать работы, связанные с регенерацией катализаторов и осушителей;
перераспределять нагрузку работающих печей;
обеспечивать полное сжигание отработанных газов в технологических печах;
останавливать или сокращать работы вспомогательных и опытных производств;
исключать из технологической схемы колонны отпарки сточных вод и их перевод в емкости;
повышать эффективность работы газопылеулавливающих установок путем увеличения плотности орошения скрубберов, изменения схем подачи рассола на холодильники, плавного сброса давления в аппаратах;
прекращать или ограничивать работу по переливанию вредных и особенно быстроиспаряющихся жидкостей;
смещать во времени операции (например, синтез), в результате которых выделяется значительное количество загрязняющих веществ.
7. При осуществлении деятельности в портах, в том числе по ремонту и техническому обслуживанию судов:
уменьшать продолжительность работы главных двигателей на холостом ходу;
доводить до минимума количество одновременно работающих вспомогательных двигателей;
использовать электроэнергию с береговых судовых колонок во время длительных стоянок судов;
сокращать технологические процессы, в результате которых в атмосферу поступает большое количество загрязняющих веществ;
сокращать до минимума бункеровочные операции в порту;
применять наилучшие доступные технологии для пылеподавления при хранении и погрузо-разгрузочных операциях в порту;
прекращать работу кранов по перевалке грузов при любом направлении ветра силой 15 м/с и более, включая выгрузку вагонов и погрузку судов;
оптимизировать работу при производстве погрузочно-разгрузочных работ за счет сокращения количества одновременно работающей автотехники;
сокращать до минимума электрогазосварочные работы.
Приложение N 2
к Требованиям к мероприятиям
по уменьшению выбросов загрязняющих
веществ в атмосферный воздух
в периоды неблагоприятных
метеорологических условий,
утвержденным приказом
Минприроды России
от 28.11.2019 г. N 811
Содержание пояснительной записки к плану мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий
1. Полное и сокращенное наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, место нахождения юридического лица, код и категория объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
2. Краткая характеристика основных технологических процессов и характеристика их воздействия на атмосферный воздух.
4. Перечень источников выбросов загрязняющих веществ, от которых необходимо сокращать в период НМУ с обоснованием включения в него источников выбросов.
5. Характеристика мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в период НМУ.
6. Результаты расчета рассеивания выбросов загрязняющих веществ при проведении мероприятий по сокращению выбросов в период НМУ и определение эффективности мероприятий.
7. Предложения по проведению контроля за реализацией мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в периоды НМУ на ОНВ.
Приложение N 3
к Требованиям к мероприятиям
по уменьшению выбросов загрязняющих
веществ в атмосферный воздух
в периоды неблагоприятных
метеорологических условий,
утвержденным приказом
Минприроды России
от 28.11.2019 г. N 811
Приложение N 4
к Требованиям к мероприятиям
по уменьшению выбросов загрязняющих
веществ в атмосферный воздух
в периоды неблагоприятных
метеорологических условий,
утвержденным приказом
Минприроды России
от 28.11.2019 г. N 811
Форма журнала записи прогнозов о неблагоприятных метеорологических условиях
Приложение N 5
к Требованиям к мероприятиям
по уменьшению выбросов загрязняющих
веществ в атмосферный воздух
в периоды неблагоприятных
метеорологических условий,
утвержденным приказом
Минприроды России
от 28.11.2019 г. N 811
Контроль выполнения мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Обзор документа
При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий организации и ИП, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов, согласованные с уполномоченными региональными властями.
Минприроды установило требования к проведению таких мероприятий.
Приказ вступает в силу по истечении 6 месяцев после опубликования.