зимняя форма царской армии
Зимняя форма солдат Петра I или кто служил в армии
Канал “Айспик” – “Об этой катастрофе ориентировочно 19 века сегодня множество споров. Спорят о ее точной датировке. Причинах и конечно же последствиях. Какие же самые реальные свидетельства этого глобального потопа…” Зимняя форма солдат Петра I, одно из них.
Видео про этот кошмар. Хронометраж с 2:36. Несколько секунд про Кунгурова на горе Белуха. Где это кстати? И чуть дальше про форму. То, о чем врет автор видео в начале ролика, разобрано в этой статье:
Зимняя форма солдат России
Зимняя форма солдат Петра I
Хронометраж – 3:29.
Зимняя форма солдат Петра I
Там что-то про пепел и зимы, а дальше вот это:
И судя по одежде войск Петра I и Екатерины, их тонким суконным бушлатам, в современной форме считающимися осенними, зимы при Петре и Екатерине были совершенно иными. А ведь бушлаты эти, петровские, реально зимняя форма 18 века.
Разговор про климат и катаклизм, обнаруженный Кунугровым на горе Белуха, об этом отдельно поговорим, который его изменил:-))) Не Кунгурова, климат, климат:-))
И все это на фоне следующего видеоряда.
Зимняя форма современной российской армии.
Зимняя форма современной российской армии.
Зимняя форма солдат Петра I.
Зимняя форма солдат Петра I Зимняя форма солдат Петра I
Понимаете весь ужас происходящего.
Не буду подробно вдаваться в вещевое довольстве военнослужащих нашей армии, историю экипировки и тд, приведу только собственные воспоминания, почти:-)
Зимняя форма солдат России, после Петра I
Когда служил Песчаный Воин, осенней формы одежды не было, в 80-е годы, начало 90х – “… в современной форме считающимися осенними, “.
Зимняя форма солдат России
Была “летняя форма” одежды и “зимняя форма” одежды. Никакой “осенней” не было.
По сути они отличались только материалом, нижним бельем. Шинель одна и та же. Зимой дополнительно мог быть бушлат. За 4 года учебы в военном училище ни разу его не надевал. Зимой доходило до минус 35. Помню занятия по огневой подготовке на стрельбище при этой температуре. 3-ий курс. 86 год. Юфтевые сапоги, шинель, шапка-ушанка, теплые рукавицы с пальцем. Даже валенки не дали. Бортовой Зил, с тентом.
Бушлат СССР 86 год
Летняя форма одежды из ХБ – майка, трусы, китель, бриджи, фуражка, пилотка, сапоги юфтевые. В разных родах войск свои отличия. Но условная “пехота” центральной части СССР одевалась так. Город воинской славы – город-герой Орел, например.
Зимняя форма одежды из ПШ, на вид как у солдат Петра I – белые кальсоны, нижняя рубаха из хб, при необходимости еще трикотажные кальсоны и рубаха, голубые, бриджи, китель, шапка-ушанка, сапоги, шинель, трикотажные тонкие перчатки, коричневые, тонкий, трикотажный шарф на шею. ВСЁ!
Это мои бойцы, ДРА, Талукан, 87 год. Зимняя форма одежды. Еще бушлат конечно.
Связист Вавиленков Юра и водила Столяр… фото Т. Плотников
Водила моей “Чайки”, рядовой Машоров:
Зимняя форма одежды, фото Т. Плотников
Это под Кундузом. Зима 88-89-го, перед выводом, слева жил взвод, по центру там был клуб для солдат. Открытое помещение, скамейки, телевизор. Ни печки, ничего. Зимой ночами было до минус 10, может больше. Конечно тогда были бушлаты, но офицеры ходили в ХБ, в летних песчанках, только зимнее белье и “вшивники” надевали.
Зима в ДРА, Фото Т. Плотников
Не могли так одеваться зимой русские солдаты? Могли! И одевались. Конечно смертности и болезней от обморожения тогда было больше, в петровское время, но одежда примерно такая же. Сейчас, да. Кардинально изменилась.
А войну вспомните! Как армия одевалась? Бушлаты когда появились? Немцы как одевались, в инете полно фото здесь не хочу их размещать. У немцев летняя была более теплая чем наша, поэтому они с закатанными рукавами ходили.
Парад 1941 года
Финская армия. музей в крепости Суоменлинна, Хельсинки
Зимняя форма одежды
Замерзали солдаты конечно, как без этого? И сейчас замерзают. На выводе у нас парализовало офицера. Ночевали в неподготовленных блиндажах, февраль 89 года. Он в окопе спал, в спальнике. Песчаный Воин в блиндаже, правда без двери, на листе фанеры:-)
Там же, музей в Хельсинки.
Зимняя форма одежды
Вывод – каналу Айспик надо в армии послужить сначала, а потом рассуждать на тему, о которой он не имеет ни малейшего понятия
Почти одновременно с армией Петр I решил переодеть и гражданское население. В начале 1700 года был издан указ, согласно которому все мужчины, за исключением духовенства и крестьян, должны были носить венгерские кафтаны, а уже в следующем, 1701 году появился указ, обязывающий носить кафтаны немецкие, саксонские, французские. Это означало отказ от употребления венгерских костюмов в армии и среди гражданского населения. Осенью 1702 года было приготовлено 500 комплектов французских мундиров для торжественного вступления в столицу русской гвардии после взятия Нотебурга.
Полностью переодевание гвардейцев в новые мундиры завершилось в 1703 году, а уже в 1705-м вся регулярная армия России своим внешним видом не отличалась от прочих европейских армий.
Эта форма прошла испытание в ходе Северной войны и хорошо отвечала потребностям солдат и офицеров при ведении боевых действий. По некоторые предметы обмундирования были неудобны и плохо защищали солдата от холода и непогоды. Например, епанча, назначение которой было согреть солдата зимой, представляла собой лишь суконную накидку с застежкой на два крючка у ворота. При сильном ветре полы разлетались и защита от холода сводилась к нулю. Хотя если учесть, что войны велись в основном летом, такая форма отвечала предъявленным требованиям: была несложной по конструкции, удобной и привлекательной. Для созданной Петром I регулярной армии, численно превосходившей старую русскую, потребовалось расширить производство сукна. Поначалу мундиры шили из ткани разного цвета (только лейб-гвардия отличалась единообразием униформы), по с 1720 года цвет униформы становится единым, так как российские мануфактуры были уже в состоянии удовлетворить потребности армии.
Введение единой формы способствовало повышению дисциплины и организованности русской армии.
После смерти Петра I в русской армии усилилось влияние иностранцев, что привело к внедрению целого ряда западноевропейских заимствований. Для солдат были введены пудреные прически, накладные усы, зауженные мундиры.
После вступления на престол Петр III решил переодеть русскую армию на прусский манер. Кроме того, он заявил о намерении двинуть в поход против Дании всю гвардию, опять же в угоду королю Пруссии. Настроив против себя тысячи гвардейцев, этот «голштинский» император не мог рассчитывать на длительное правление. Потребовалось всего семь месяцев, чтобы недовольство выплеснулось в переворот. 28 июня 1762 года Петр был свергнут и через месяц убит.
Реформы проходили в несколько этапов. Первый из них был завершен к 17б4 году. Были разработаны новые табели, штаты, наставления и уставы в основу которых положены записки генерал-фельдцейхмейстера А.Н.Виль- боа «Ведомость оружейным, амуничным и прочим вещам в Мушкетерском, Гренадерском, Кирасирском и Карабинерном полках» и «Положение штаб и обер-офицерским строевым вещам в пехотных полках».
В 1766 году Екатерина II утвердила «Генеральное учреждение о сборе в государстве рекрут и о порядках, какие при наборе исполнять должны». Этот документ упорядочил систему пополнения армии. Отменялись денежные взносы для всех «положенных в подушный оклад», исключение составляли только мастеровые заводов и фабрик, не приписанные к деревням и селам.
В среде гвардейских офицеров, являвшихся отпрысками древнейших дворянских родов, в последнее десятилетие царствования Екатерины II наблюдалось полное пренебрежение к форме одежды. Офицеры караульных рот Зимнего дворца, по свидетельству современника, могли себе позволить выйти на развод караула в шлафроке и спальном колпаке.
В то время лишь солдаты армейских полков сохраняли действительную боеспособность и храбрость, что было не раз доказано ими в русско-турецких войнах, в битвах при Рымнике, Кагуле, Очакове, Измаиле.
Взошедшии на престол в ноябре 1796 года Павел I резко изменил внешний вид и организацию русской армии. Еще будучи наследником, он осуждал политику своей матери. Неоднократно он представлял записки Екатерине II с рассуждениями о войске и государстве, в которых было указано «предписать всем, начиная от фельдмаршала и кончая рядовым, все то, что должно им делать, тогда можно с них взыскивать, если что-нибудь будет упущено».
Недовольство гвардейского офицерства павловскими реформами было связано не с введением непопулярного обмундирования, а с ужесточением режима службы.
Всеобщая антипатия к нововведениям Павла I требовала отмены всех регламентации и смягчения строгостей. 24 июля 1801 года по именному указу императора создается «Особая воинская комиссия» под председательством брата Александра I великого князя Константина Павловича. В ее состав вошли генерал от инфантерии И Л. Голенищев- Кутузов, A.A. Прозо- ровский, А.А.Аракчееев, В.В.Долгоруков и другие видные деятели.
Комиссия обладала большими полномочиями «рассмотреть все, что найдет она нужного и полезного ко введению или отмене». Наряду с другими комиссия должна была обсудить и вопрос о форме одежды армии. Относительно обмундирования в указе императора отмечалось: «С меньшими издержками дать одежде вид наиболее воинственный и прочный и не только для всех оборотов службы и для сохранения здоровья и бодрости солдат вообще удобнейший, но и каждому роду войск приличнейший».
Слушания этого вопроса вызвали серьезные разногласия среди членов комиссии. Для их разрешения па имя императора были представлены «особые мнения» членов комиссии о некоторых «вещах, потребных к одежде солдатской». В результате данной работы были установлены новые мундиры фрачного покроя, двуугольные шляпы, высокие сапоги и шинели. Было решено отменить пудру и косы, а волосы обрезать по нижнему краю воротника. «Пудру же иначе не употреблять, как в большие парады и праздники ». Полностью же длинные волосы и сложные прически были отменены в архмии только в 1806 году.
Важное значение имели меры, «принятые для развития казенного производства ». Были значительно расширены Иркутская и Павловская фабрика, что было связано с отказом о т закупки ткани за границей. В 1803 году в Санкт-Петербурге создается фабрика для изготовления офицерского обмундирования и снаряжения. Было приказано отпускать эти вещи по той цене, по которой они обходятся государству.
Однако десятилетие непрерывных войн с Францией и Турцией привело к тому, что снабжение армии оказалось в неудовлетворительном состоянии. И это несмотря на то, что государство субсидировало казенные предприятия для повышения их производительности.
В январе 1813 года русская армия уже снабжалась довольно хорошо. Для восполнения потерь имущества в ходе войны в армию было поставлено около 60 тысяч мундиров и шинелей. Одновременно с этим было налажено изготовление обмундирования на освобожденных от французов территориях. В Польше, Силсзии, Саксонии Россия закупала сырье.
Скорее всего, такой либерализм в вопросах униформы сложился под влиянием кавказских войск, прибывших на помощь городу. На Кавказе уже давно носили не парадную форму, а ту, которая была наиболее приближена к войне в горах. Солдаты и офицеры повсеместно носили папахи, черкески, фуражки, сюртуки.
Императорская фамилия не стояла в стороне от всего происходящего. В декабре 1854 по года по именному указу Николая I был создан па средства фамилии полк в составе 4500 человек. Ответственность за создание полка возлагалась на министра уделов графа Л.АПеровского, он же был и первым командиром полка. И по внешнему виду, и по принципу комплектования полк существенно отличался от остальных частей. Набирался он из крестьян северных губерний, преимущественно охотников, па добровольной основе. Обмундирование полагалось «максимально близкое к народной одежде». Состояло оно из полукафтана, напоминавшего армяк, широких шаровар, заправленных в высокие мягкие сапоги, и шапки с квадратным суконным верхом и барашковым околышем. Всем чинам полка разрешалось носить бороду.
В боевых действиях полк участия не принимал, но уже в 1857 году получил права «молодой гвардии» и стал называться лейб-гвардейским.
Трансформация униформы во второй половине 1850-х годов началась с замены фрачных мундиров на полукафтаны. Во всех войсках были введены двубортные мундиры и упрощенные в отделке вицмундиры, которые в 1872 году были заменены однобортными. Верхней одеждой всех чипов стали шипели. Нижние чины и офицеры кавалерии получили белые полотняные кители, вначале как рабочую форму, а впоследствии и как повседневную.
Переход к всеобщей воинской повинности и увеличение личного состава армии в царствование Александра II повысили расходы на обмундирование, что заставило военное ведомство искать пути к их снижению. Появление швейных машин и установление стандартных размеров и ростов положили начало индустриальному, более дешевому способу производства обмундирования.
Согласно «Положению о вещевом интендантском довольствии» все предметы подразделялись на два вида: срочные, отпускаемые регулярно через определенное время, и предметы разовой выдачи, которые являлись собственностью части и эксплуатировались до полного износа. Предметами первого типа являлись вещи годовые, то есть те, на которые был установлен срок ношения. Ко второму типу относились пуговицы, гербы, кокарды. Их выдавали либо предметами, либо деньгами.
Во время войн снабжение осуществлялось сверх установленных норм. Могли выдаваться дополнительные вещи, по исключительно с особого высочайшего разрешения, то есть с соизволения самого императора.
В марте 1881 года на российский престол вступает Александр III, про- долживший военные реформы. Был взят курс па повышение боеготовности п строжайшей экономии расходов. Военная реформа, проведенная графом П.С.Ванновским, в основном носила оборонительный характер, ибо сам император по своему характеру был склонен к мирному разрешению конфликтов, за что его и называли царем-миротворцем.
В своем манифесте от 29 апреля 1881 года Александр III выдвинул на первый план «поддержание порядка и власти, наблюдение строжайшей справедливости и экономии. Возвращение к исконным русским началам и обеспечение повсюду русских интересов».
Сам же император с большим удовольствием и умением носил форму, которая полностью соответствовала его характеру и внешнему виду. Вот как описывает художник А.Н.Бенуа свою встречу с Александром III: «Меня поразила его «громоздкость», его тяжеловесность и величие. Введенная в самом начале царствования новая военная форма с притязанием па национальный характер, ее угрюмая простота и, хуже всего, эти грубые сапожищи с воткнутыми в них штанами возмущали мое художественное чувство. Но вот в натуре обо всем это забывалось, до того самоё лицо государя поражало своей значительностью».
Со сменой царя в России, как правило, менялась и военная форма. Одна- ко после смерти Александра III этого не произошло. До 1897 года она не подверглась каким-либо изменениям, за исключением восстановления некоторых декоративных деталей.
Впервые защитные цвета обмундирования были введены в английской армии в 1895 году в качестве тропической колониальной формы, а в 1904-м, после англо-бурской войны, приняты в качестве основного цвета для походной формы.
Следующим этапом преобразований военного костюма стало введение новой парадной формы в 1908-1909 годах.
В приказах 1907 года Николай II повелел: «Восстановить гвардейским частям пехоты, артиллерии и саперам мундиры времен царствования Александра II» и «для армейской пехоты, для всех частей артиллерии и инженерных войск установить двубортный мундир и ровным образом и форма обмундирования армейской кавалерии подлежит изменению». Реформы вернули к жизни нарядную, эффектно украшенную военную форму 1870-х годов.
К 1913 году возникла проблема экономии средств, отпускаемых на обмундирование. Сроки ношения парадной формы в России были короткими, в основном же носились шинель или гимнастерка, и военные склады были заполнены невостребованным обмундированием. Выходом из создавшегося положения являлось введение единого типа обмундирования, пригодного для военного и мирного времени.
Техническая комиссия военного министерства получила задание императора разработать новые образцы путем добавления каких-либо украшений на существующую походную форму. Причем выбор украшений был предоставлен на усмотрение самих полков. На основании всех отзывов была установлена новая форма: суконная гимнастерка с пристежными лацканом, воротником и обшлагами. Головным убором служила папаха из барашка или искусственного меха. У офицеров декоративные элементы крепились на кителе.
Новое обмундирование успели получить всего девять полков. Дальнейшему проведению реформы помешала Первая мировая война.
От Петра I до Николая II: рейтинг удобства русской военной формы
Что для солдата важнее всего? Одежда! Всё в ней должно быть максимально комфортно и удобно — тогда можно со спокойной душой защищать родину или захватывать вражеские города. Как же с этим обстояли дела в далёком прошлом? Мы составили подробный рейтинг удобства русских мундиров за двести лет.
Что для солдата важнее всего? Одежда! Всё в ней должно быть максимально комфортно и удобно — тогда можно со спокойной душой защищать родину или захватывать вражеские города. Как же с этим обстояли дела в далёком прошлом? Мы составили подробный рейтинг удобства русских мундиров за двести лет.
Автор довольно долго занимался военно-исторической реконструкцией и поэтому ощутил на себе степень удобства почти всех военных мундиров, которые использовались в русской императорской армии — от Петра I до Николая II. Разумеется, оценки субъективные, но, скорее всего, мнение любого жителя XXI века будет мало отличаться от авторского.
Пётр I
После столетий господства традиционной русской одежды Пётр I решительно порвал с прошлым и ввёл в употребление европейский костюм во французском стиле. Тогдашняя военная форма была похожа на гражданскую одежду, отличаясь лишь унифицированной расцветкой и особой отделкой.
Простые горожане и солдаты выглядели почти одинаково: кафтан длиной до колена, расширяющийся от талии вниз, рукава его украшали большие отвороты-обшлага; под кафтан надевали короткую куртку — камзол, а на ноги короткие штаны-кюлоты до колена и чулки с башмаками. На голове носили треугольную шляпу и парик, который иногда заменяли собственными длинными волосами.
Несмотря на вычурность наряда, он был весьма комфортным и не доставлял серьёзных неудобств.
Кафтан свободно сидел на теле, в тёплую погоду его расстёгивали — или же застёгивали, когда становилось прохладнее. Вопросы вызывают лишь широкие обшлага: они красивы, но не слишком утилитарны. Треуголка удобная — не случайно у этой шляпы была такая долгая жизнь. Несколько непривычны короткие штаны с чулками, но к ним быстро привыкаешь. Что касается парика, то, по моим ощущениям, в начале XVIII века он был слишком массивным.
Удобство ношения: 3,5
Преемники Петра
Весь XVIII век русская военная форма в целом следовала курсу, выбранному Петром. Но постепенно внешний вид мундиров всё больше склонялся к « прусскому стилю», отличавшемуся узким кроем.
Пруссаки придумали это новшество из экономии: меньше сукна идёт на форму солдат — армия обходится дешевле.
У этой формы есть как достоинства, так и недостатки. С одной стороны, более узкий крой кафтана немного сковывает движения. С другой — обшлага больше не мешаются своим « размахом», а парик превратился в лёгкий аксессуар, ношение которого на коротко стриженной голове совершенно не мешает выполнять сложные строевые приёмы.
Удобство ношения: 4
Потёмкинская форма
К 1786 году в русской армии произошли удивительные изменения. По инициативе светлейшего князя Потёмкина установили новый образец полностью продуманной формы, не имевшей никакой связи с прежними традициями, в качестве особого военного наряда. Выглядело новшество весьма необычно. Вместо привычных кафтанов, камзолов и кюлотов солдаты надели короткие куртки длиной до середины бедра, шаровары и каску. Парик отменили.
Несмотря на декларируемую практичность, форма получилась скорее неудачной. Поэтому, как только представилась возможность, русская армия предпочла избавиться от продукта творчества Потёмкина. Куртка, будучи довольно узкой, сохраняла недостаток старых мундиров, но при этом оказалась слишком короткой — отчего в холодную погоду, весьма свойственную России, нижняя часть тела неизменно мёрзла.
Отмена париков привела к необходимости вместо очень короткой стрижки ( под парик носили волосы длиной буквально четыре-пять миллиметров) отращивать более длинные волосы и постоянно ухаживать за ними. Но самой неудобной оказалась каска: тяжелее, нежели старая треугольная шляпа, с большим гребнем, который при любом ветре превращался в парус, норовящий сдуть каску с головы — этот головной убор стал типичным примером того, что кабинетные теории плохо соотносятся с жизненной практикой. К тому же каска оказалась ещё и ощутимо дороже шляпы, а содержать её в порядке стоило немалых сил.
Удобство ношения: 3
Эпоха фрака
При императоре Александре I в русской армии наступило время фрака. Военный мундир теперь подражал самой остромодной новинке начала XIX столетия, любимой одежде всех денди. Эту форму хорошо знает почти каждый — благодаря образам ‘ title=>героев Отечественной войны 1812 года. Она довольно простая: короткая куртка до талии с фалдами, длинные белые штаны ( эпоха кюлотов завершилась) и в качестве головного убора — кивер.
Мундиры европейских армий первой половины XIX века считаются самыми красивыми, изящными и изысканными.
Но за внешней красотой скрывалось довольно серьёзное неудобство в ношении. Неслучайно фрачный покрой униформы просуществовал менее пятидесяти лет — в то время как кафтан XVIII века провёл « в строю» почти полтора столетия, а современная форма армий мира вообще восходит к образцам Первой мировой и недавно отметила столетний юбилей.
Мундир 1812 года ( как и чуть более ранние и поздние) — очень узкий и совершенно не согревает всё, что расположено ниже талии. Белые панталоны имеют свойство сильно загрязняться, отчего в походе армия очень быстро теряет всю свою « Однообразная красивость»: символизм военной формы’ data-src=/system/images/000/066/920/teaser/35ef0ebec436292833a6523325c4e851e68d61ea.jpg?1579248015 data-lead=’Почему военный мундир англичан красный, а французов — синий? Какова связь между дорогим фарфором и армией Наполеона? Ответом на эти вопросы станет наше повествование о самых занимательных фактах из истории эффектной военной формы.
‘ title=> « однообразную красивость». Ну и наконец, любимец публики — кивер. Штука настолько популярная, что он превратился в настоящий символ этой эпохи, и даже сейчас кивера являются частью парадной формы военнослужащих Президентского полка.
Но вот обратная сторона красивой медали. Кивер довольно тяжёлый, а его ношение во время пеших маршей — сущее мучение. Впрочем, стоит признать, он неплохо защищает от удара саблей в голову, а внутри можно хранить нитки, иголки и куски ткани — для ремонта формы, порвавшейся в бою. Нет, конечно, потёмкинская каска ощутимо хуже, но и кивер — совсем не подарок.
Справедливости ради надо заметить, что военная форма первой половины XIX века отличается очень простым покроем: её можно быстро и легко изготовить силами даже не самых профессиональных полковых портных.
Удобство ношения: 2,5
Русско-турецкая война
При Александре II русская форма опять сильно изменилась. Она стала почти похожей на современную парадную, которая во многих странах с давними военными традициями ориентируется на стиль второй половине XIX века. Главная часть формы — снова кафтан. Но на этот раз не такой, как сто лет назад. Теперь он назывался полукафтаном, более плотно облегал фигуру военного, имел невысокий стоячий воротник. На ногах — штаны, почти как современные брюки, на голове — лёгкая шапка-кепи, завоевавшая мировую популярность благодаря французам.
К этому мундиру нет почти никаких нареканий. Он лёгкий в ношении, практичный, удобный и привычный любому нашему современнику. И при этом отлично выглядит! Но, пожалуй, главное, что стоит отметить в военном костюме этой эпохи — головной убор. Кепи было самым замечательным нововведением александровского времени. Эта шапка отличалась лёгкостью, удобством и красотой. Она хорошо защищала от солнца, не мешала во время долгих переходов и придавала солдатам характерный военный вид, по которому мы легко узнаём французов в Севастополе, американцев во время ‘ title=>Гражданской войны и русских воинов под Константинополем.
Удобство ношения: 4,5
« Мужичья форма»
Александр III не только повернул вспять многие реформы отца, но и полностью отказался от общеевропейского покроя военной формы. При нём русская армия получила грубые мундиры, напоминавшие одежду не военных, а извозчиков.
Популярность нововведения была столь низкой, что начались отставки офицеров, которые не желали носить « мужичью форму», а престиж армии серьёзно упал.
В основе этого стиля был мундир без пуговиц со слегка скошенным бортом, широкие шаровары, высокие сапоги гармошкой и маленькая шапка из бараньего меха. В этой форме было плохо буквально всё. Застёжка на крючки ( которые всё время раскрывались в самый неподходящий момент) вместо пуговиц очень мешала быстро надевать мундир.
Высокие сапоги были тяжелее низких, использовавшихся раньше, а если их делали на заказ, то шили настолько узкими, что они могли слишком сильно сдавливать голень. Головной убор не спасал от зимних холодов и был очень некстати летом — в меховой шапке слишком жарко, а из-за отсутствия козырька глаза солдата слепило яркое солнце.
Удобство ношения: 3
Первая мировая
При Николае II просьбы военных услышали и — для поднятия престижа армии — вернули мундиры времён Александра II, а заодно дополнительно украсили их ( порой без всякой меры). После русско-японской войны начались эксперименты по созданию и применению полевого обмундирования. С этого момента два вида военной одежды полностью разделились. Теперь солдат ‘ title=>шёл на войну совсем в другой форме, нежели на парад или в увольнение в город.
К началу Первой мировой войны русские войска одели в гимнастёрки и фуражки защитного цвета. С этой формой, наверное, все хорошо знакомы. Она вполне пригодна для походной жизни, её сложно испортить и легко починить.
Несмотря на небольшие недостатки, такая военная одежда заслуживает самого высокого балла.
Поэтому неудивительно, что гимнастёрки с успехом служили русскому солдату и во Вторую мировую войну.
Кстати о недостатках. Британское изобретение — френч — всё-таки чуть-чуть удобнее. Гимнастёрка надевается через голову, а френч, как обычная куртка, застёгивается на груди. Так что именно френч в ХХ веке стал самым популярным образцом военной формы во всём мире.
Удобство ношения: 5 ( с небольшим минусом)
Возможно, многие победы или поражения наших армий далёкого прошлого можно объяснить и с точки зрения того, насколько им было комфортно. Ведь, как ни крути, все люди зависят от того, во что одеваются — и какая бы ни была ‘ title=>мода, в первую очередь важно удобство.
У вас иное мнение или даже есть собственный опыт ношения старинной формы? Поделитесь!