зимняя форма ввс ссср
История униформы ВВС
При выполнении ежедневных задач военные одевали х/б рубашки и полушерстяной костюм, в котором, начиная с ранней весны и заканчивая «бабьим летом» носившие униформу чувствовали себя, как посетители парилки сауны. Лицам, проходящим службу в армии России, была необходима новая униформа для выполнения задач всех степеней сложности.
Форма ВВС в начале XX века
Российские ВВС сформировали 18 августа 1910 года, первоначально их состав был немногочисленным. В Российской империи авиаторы в первое время развития рода войск отвечали за грамотное использование воздушных шаров, с которых велась корректировка огня артиллерийских орудий.
Также военные выполняли разведывательные задачи, поднимаясь на большую высоту. Командование тех времен быстро сообразило о важности ВВС в ведении боевых действий и вскоре, в 1912 году началось формирование отдельного воздушного флота.
Их первой формой одежды стала почти полная копия униформы инженеров императорской России в 1914 году.
Со дня образования ВВС относили к отдельному элементу инженерных войск. Парадный китель – черное сукно с серебряными пуговицами.
Воздушные силы структурно состояли из отрядов и при выполнении повседневных задач авиаторы одевали коричневые мундиры. Чтобы не было путаницы при определении под чьим командованием несет службу военный, на лацканах нашивали римские цифры, соответствующие номеру отряда. Летом авиаторы надевали легкие куртки из полотна.
Открытая кабина самолета тех времен подразумевала использование теплой одежды для выполнения боевых и учебно-боевых задач. Поэтому в гардероб летчиков добавили кожаную куртку.
Форма ВВС в СССР
В 1922 году вышел приказ № 322, регламентирующий ношение повседневной и парадной, строевой и нестроевой форм одежд для всех видов войск недавно сформированной РККА. Авиаторам в этом приказе предусматривалось ношение двух образцов униформы. В этом же приказе было сказано об организационно-штатной составляющей войск и разделении их на сорок родов, с присвоением каждому элементу структуры индивидуальнойэмблемы. Военно-воздушным силам также определили две эмблемы.
В 1924 году авиаторы поменяли черный цвет кителей на синий оттенок.
И хотя покрой униформы ничем не отличался от формы Сухопутных войск, советским командованием было принято решение о введении дополнительных цветовых различий.
Так, летчики стали носить брюки и галифе с синим кантом. Синей стала и окантовка петлиц. В этом же году гардероб летчиков пополнили шинель, китель нового покроя и летняя гимнастерка. Первую военные носили в зимний период, после официального приказа перехода на утепленный вариант.
Китель одевался везде, где велась штабная работа. С этой формой одежды носилась синего цвета фуражка с красноармейской звездой посередине на ее ободке над козырьком. Гимнастерки в то время хорошо подходили для проведения работ на технике, в них было комфортно выполнять боевые и учебно-боевые задачи.
По мере развития авиационной техники появилась необходимость в их качественном обслуживании. Вначале ремонтировали и готовили самолеты к вылету сами летчики. Но позднее механизмы самолетов стали сложнее. Пилоты уже не могли одновременно обслуживать машины и выполнять задачи в полете, поскольку на это уходило слишком много времени. Так появился еще один отряд – технический, который отвечал за приведение техники в готовность к полетам.
Чтобы техники отличались от остальных отрядов, персонал пришивал на рукав обмундирования отличительный знак – перекрестие гаечного ключа и молотка золотистых тонов.
В 1925 году прошлогодние нововведения отменила новая реформа, которая ввела новые элементы в гардероб военнослужащих ВВС.
Теперь в него входили:
Кант у авиаторов сменил цвет — стал черным, петлицы по-прежнему оставались синими. В следующем году очередная реформа заменила ношение бридж серого цвета темно-синими. И добавила к полному комплекту униформы авиаторов белую рубашку и китель темно-синего цвета.
В 1935 году произошла глобальная реформа, причем на этот раз, обмундирование авиаторов ждали большие перемены. Погоны убрали, а на синие петлицы кителей прикрепляли знаки отличия званий личного состава – ромбы, шпалы и треугольники красного цвета. Также ввели два вида шевронов, предназначенных для командного состава различных уровней. Полный комплект униформы выглядел так:
В годы Великой Отечественной Войны красный цвет знаков различия офицерского корпуса сменил полевой оливковый. А при позднем добавлении погон в униформу военных просветы приобрели синий цвет. Просвет – полоса, вышитая вдоль погона, определяющая к какому офицерскому составу относится военнослужащий.
Форма ВВС образца 1935г
Один просвет – младший офицерский состав от младшего лейтенанта до капитана. Погоны с двумя полосами носили офицеры, относящиеся к старшему офицерскому составу в званиях от майора до полковника.
После окончания войны, в 1949 году ввели форму для командного состава авиаторов, которая отличалась от прежнего мундира внешним видом. Новая униформа была удобнее в ношении и при выполнении повседневных задач.
На смену синему кителю пришел оливковый френч нового покроя, на который вернули погоны с просветами, с тремя пуговицами с гербовой геральдикой Советского Союза. Брюки остались с неизменным синим кантом. Добавилось обязательное ношение кортика с парадной формой. Еще одним послевоенным нововведением стали генеральские лампасы — две широкие полосы вдоль канта, по одной с каждой стороны от него.
В 1969 году грянула очередная реформа, которая увеличила превосходство ВВС над другими видами войск в теме обмундирования.
Реформенные изменения в первую очередь коснулись парадного гардероба летного состава и подразделений, обеспечивающих организацию полетов.
Новая генеральская форма включала в себя:
По фасону покроя одежда младших и старших офицеров мало чем отличалась от генеральской формы. Разница была в качестве исполнения, отдельных цветах и перечне положенного обмундирования. Так, офицерам до генерала было нельзя носить брюки с лампасами или папаху.
Такая форма одежды сохранялась вплоть до 1992 года. После развала Советского Союза и офицеры, и генералы переоделись в защитный темно-оливковый цвет. Синюю окантовку петлиц убрали. Различием между родами войск служили шевроны с изображениями гербов специфики рода занятий военных, а также кант на брюках. Подъемы фуражек увеличились, вместе с их площадью окружности. Околыши головных уборов также стали темно-оливкового цвета.
Форма ВВС от Юдашкина
В 2007 году на пост Министра Обороны назначен бывший руководитель ФНС Э. А. Сердюков. По его инициативе правительство в этом году выделяет 170 миллионов рублей на широкомасштабную реформу в отношении обмундирования военнослужащих. Задачу поручили модельеру с манерой поведения человека с нетрадиционной сексуальной ориентацией – Валентину Юдашкину.
Два года велись исследования в этой области и в середине 2009 года форму постепенно вводят в обращение.
Шинели старого образца с вырезом на груди на 3-х пуговицах сменили приталенные шинели на 4-х. При этом новый образец шинели также оставлял руки и спину уязвимым местом для холода.
По износостойкости новое обмундирование в разы уступало старому, подводя военнослужащих в неподходящий момент. Из достоинств стоит отметить только камуфлированную раскраску «в пиксель», которая лучше справлялась в полевых условиях с задачей маскировки. Но новой ее назвать было нельзя, так как американцы перешли к подобной раскраске еще в конце 90-х годов прошлого столетия.
Что касается парадного обмундирования, то тут тоже творилась неразбериха. Родам войск вернули цветовую гамму к парадной форме. Но сделано это было некорректно, и вместе с ВВС темно-синюю парадные мундиры надевали десантники и войска специального назначения.
И парадные, и повседневные кителя на трех пуговицах с изображением герба РФ были ушиты в талии.
Пошив брюк остался неизменен, за исключением отсутствия канта, что еще больше обезличивало рода войск. Реформа 2009 года считается неудачной в ВВС, и военнослужащие вспоминают ее с негодованием.
Реформа формы ВВС Сергея Шойгу
Исправлять ошибки модельера взялся нынешний Министр Обороны С.К. Шойгу. В 2012 году он упразднил дальнейший ввод в эксплуатацию формы Юдашкина, и вскоре было объявлено о реформировании обмундирования сотрудников командных центров.
Так появилась офисная форма одежды – легкий костюм, отвечающий стандартам качества и износостойкости. Генералы, офицеры всех степеней, прапорщики и сержанты, рядовые – весь личный состав ВВС получил в свое обращение форму синего цвета. Нашивки были заменены шевронами «на липучке», на груди слева располагается фамилия военнослужащего, справа – принадлежность к ВС РФ. Надписи выполнены желтым цветом, с синей окантовкой.
Площадь окружности офисной фуражки снова уменьшена, околыш приобрел черный цвет. Также вернули в обращение знак звезды над расправленными крыльями над кокардой в верхней части подъема фуражки.
Курсанты и рядовые в летнее время используют при выполнении повседневных задач комплект синей офисной формы, состоящий из куртки на молнии и брюк, с которыми носят синюю футболку с надписью «Армия России». Куртка-китель и майка могут быть с коротким и длинным рукавом. Также для личного состава курсантов предусмотрено ношение офисной фуражки, в некоторых училищах с обмундированием разрешено ношение синей кепки с кокардой над козырьком.
Военные, проходящие военную службу по призыву, обязаны носить с офисной униформой берет синего цвета.
Курсанты обувают полуботинки, а рядовой состав ботинки с высоким берцем. Зимний вариант дополняет летний и военнослужащим положено носить куртку до колен «Аляска» на овечьем меху и синее кашне.
Офицеры и прапорщики летом носят ту же одежду, что и курсанты. Под офисное обмундирование обязательный элемент гардероба — офицерская фуражка с символикой ВВС. Также, при особенно жаркой погоде разрешено ношение темно-синей рубашки с погонами, которые бывают двух типов – с длинным и рукавом.
Зимой офицеры и прапорщики надевают тоже обмундирование, что и летом и дополняют свой гардероб синей офицерской шапкой с кокардой и зимней теплой курткой до колен «Аляска» на гусином пуху. Обувают авиаторы меховые полуботинки с высоким подъемом на молнии.
Технический состав, а также летчики при выполнении как повседневных, так и боевых задач носят специальный комплект ЛТО синего цвета (летно-техническое обмундирование). Комплект состоит из куртки на молнии и брюках на лямках. На ней не предусматривается ношение погон, поэтому фамилия и звание указывается на нашитой слева на груди бирке на липучке.
Справа на груди вышита символика ВВС в виде золотистых расправленных крыльев. Брюки могут носиться как с подтяжками, как комбинезон, так и предусматривают ношение брючного ремня. В нижней части брючных штанин расположены молнии, при помощи которых можно отрегулировать ширину штанины. Под ЛТО авиаторы надевают пилотку с кокардой. На ней вышито перекрестием пушки и пропеллера на фоне расправленных крыльев сбоку справа.
Осенью и весной летчики носят с ЛТО коричневую кожаную куртку.
Зимой этот комплект дополняется утепленной курткой светло-синего цвета с меховым воротником.
В дополнение к вышеперечисленным элементам, зимой высшие офицеры могут надевать время каракулевую папаху. А также в период перехода с летней формы одежды на зимнюю, когда позволяют погодные условия, допускается носить каракулевую утепленную шапку с лакированным козырьком.
Для обмундирования женщин предусмотрена летняя офисная униформа, состоящая из куртки синего цвета и юбки, вместе с которыми так же носится синяя футболка. Под обмундирование обувают черные туфли на невысоком каблуке. Женщинам также разрешается носить брюки синего цвета и синей кепки с кокардой.
Для выполнения слабым полом задач повседневной деятельности взимой и в холодное время года предусмотрено ношение теплой куртки «Аляска», как у офицеров и миниатюрной шапки с кокардой, которая по форме отдаленно напоминает пилотку. Зимой женщины обуты в утепленные меховые сапоги до колен на невысоком каблуке на молнии.
Парадная форма курсантов и рядового личного состава и офицеров всех степеней мало чем отличается от Юдашкинской. Они одевают приталенные кителя на трех пуговицах, с парадным ремнем золотого цвета и обычным черным ремнем. На форме обязательны к ношению государственные награды. На брюки вернулся синий кант, а у рядовых к парадной форме обязателен к ношению синий берет.
Офицеры и прапорщики к парадной форме обязаны надевать белую рубашку с черным галстуком и золотые погоны с синим просветом.
В ближайшем будущем планируется улучшение практичности и красоты в отношении как повседневной, так и парадной формы одежды. К примеру, на офисное обмундирование не так давно были добавлены петлицы, обозначающие принадлежность к офицерскому составу – желтая шпала в синей окантовке на черном фоне. А прапорщики и сержанты начали нашивать на рукава галочки, по которым можно определить срок прохождения военной службы авиатором.
Видео
Форма ВВС России: от царской армии до наших дней
Военная форма ВВС России появилась более 100 лет назад, ещё в Царской России. За прошедшие годы лётная форма претерпела множество изменений. Если форма лётчика начала 20 века больше напоминала одежду мотоциклиста, то в последующие годы повседневная форма одежды ВВС приобрела вид стандартной воинской формы.
Образование формы военнослужащих ВВС России прошло через несколько временных этапов:
Хотя первоначально военно-воздушные силы России были весьма малочисленными, со временем их число существенно увеличилось. По сравнению с ВВС Царской России, ВВС СССР и тем более современной России имеют весьма разветвлённую структуру. Кроме того, современные войска военно-воздушных сил разделяются на несколько родов войск, причём форма каждого рода войск имеет различия в обмундировании и разные опознавательные знаки, по которым знающий человек сразу определит, к какому роду войск принадлежит военный лётчик.
Обмундирование ВВС Российской Империи
Военно-воздушные силы появились на мировой арене сравнительно недавно. Первыми в Царской армии появились воздушные шары. Изначальное их предназначение заключалось в ведении наблюдений за противником с высоты птичьего полёта. К концу 19 века Комиссия по воздухоплаванию имела в своём распоряжении достаточно внушительный парк воздушных шаров. Они использовались не только для наблюдений, но и для корректировки ведения огня артиллерией.
Быстро сообразив, что воздушные шары представляют собой отличное разведывательное средство, Военное министерство приняло решение создать воздухоплавательные подразделения при крепостях.
После того, как начались российские Военные реформы 1909-1912 годов, командование Царской армии начало формировать Императорский военно-воздушный флот. Первыми самолётами, которые вошли в состав воздушного парка Царской России, стали самолёты французского производства. В это же время были открыты 2 лётные школы, которые начали готовить своих пилотов, так как первыми пилотами были именно французы, которые и привезли самолёты.
Первым официальным руководителем воздушных воинских подразделений стал Великий князь Александр Михайлович, стараниями которого была открыта первая авиационная школа для подготовки офицеров воздушных сил. Впоследствии Великий князь стал заведовать всеми силами Императорского военно-воздушного флота.
Самая первая форма ВВС была практически идентична форме царских инженерных войск, так как авиация в те времена относилась именно к инженерным войскам. Мундиры авиаторов того времени хотя и имели небольшие отличия от мундиров инженерных войск, были сшиты из такого же чёрного приборного сукна и имела такие же серебряные пуговицы.
Хотя существует довольно распространённое мнение, что первая повседневная форма ВВС появилась только после образования советской власти, на самом деле собственная форма ВВС появилась ещё в 1914 году, что свидетельствует об укреплении роли авиации в армии.
Повседневная форма авиаторов тех лет представляла собой мундиры коричневатого цвета, на которых римскими цифрами был обозначен номер отряда, в котором состоял данный солдат. Для полётов авиаторы использовали кожаные куртки и шлемы, которые одновременно являлись и зимней формой лётной одежды. Летом кожаная куртка могла быть заменена на лёгкую полотняную одежду, хотя открытая кабина самолётов тех лет совершенно не располагала к использованию лёгкой одежды. Кроме этого, авиаторы имели повседневную форму защитных оттенков, которая была как строевой, так и нестроевой.
Форма ВВС советского периода до 1935 года
В 1922 году Рабоче-Крестьянская Красная Армия получила полный комплект нового обмундирования, согласно приказу №322. В данном приказе чётко описывалось, какой должна быть как повседневная форма, так и парадная форма различных видов войск. Для военно-воздушных сил в этом приказе было предусмотрено два вида формы.
За период с 1922 по 1935 год форма военно-воздушных сил претерпевала некоторые изменения, которые касались как расцветок и эстетического вида формы, так и значимости воздушного флота в армии СССР.
В 1924 году была введена военная форма нового образца на мирное время. Она включала в себя:
Вся одежда была синего цвета, а во время войны – защитных цветов. На воротниках рубах, френчей и шинелей располагались голубые петлицы с красными кантами, а также золотистые эмблемы ВВС. В качестве головного убора была установлена фуражка тёмно-синего цвета, на которой располагалась красноармейская звезда.
В ноябре 1925 года была проведена очередная реформа, которая отменяла форму образца 1924 года и вводила новую форму ВВС. Она состояла из следующих элементов:
Петлицы по-прежнему остались голубого цвета, но кант стал чёрным.
Для технического персонала появился особый нарукавный знак, на котором золотые мечи были заменены гаечным ключом и молотком, золотистых цветов.
В 1926 году произошли очередные изменения в форме военно-воздушных сих, хотя в этот раз они стали не такими глобальными:
При этом знаки отличия и различий остались без изменений.
Форма ВВС СССР образца 1935 года
В 1935 году форма ВВС опять претерпела серьёзные изменения. Лётчики получили петлицы нового образца, на которых были размещены ромбы красного цвета, покрытые эмалью. Также появились новые шевроны золотого и красного цветов. В 1935 году золотые шевроны планировалось использовать для генеральской парадной формы, а красные – для офицерской. Однако в 1940 году всё было пересмотрено, и шевроны стали следующего вида:
Сверху генеральского шеврона размещалась золотая звезда.
Лётчики получили ещё перед реформой 1935 года особый китель-тужурку, а также новые знаки на левый рукав, которые могли получить только лётчики, совершившие определённое количество полетов.
Офицерский состав получил следующее обмундирование:
В 1938 году новая фуражка ВВС, которая по своему виду была аналогична общевойсковой. Вскоре на фуражке появились специальные знаки, которые заменили звёздочку.
Послевоенная форма ВВС СССР
В 1949 году была введена новая форма для командующего состава ВВС. Данная форма отличалась от формы образца 1943 года прежде всего своим видом. На смену достаточно скромной одежде, которая к тому же не отличалась особой практичностью, пришла новая более удобная, практичная и износостойкая одежда. На фоне послевоенной разрухи это выглядело достаточно странным решением, хотя престиж военной профессии в СССР в те годы был велик как никогда.
Появился новый открытый двубортный китель, который предназначался не только для маршалов и генералов, но также и для офицерского состава. Китель был защитного цвета, а застёгивался на гербовые золотые или серебряные пуговицы, которых было 3 штуки.
Также появился парадный мундир, вместе с которым была разработана и защитного цвета фуражка, с околышем голубого цвета, которая имела филигранный ремешок и шитьё на козырьке. Генеральская фуражка имела дополнительное шитьё на околыше с кокардой и эмблемой ВВС.
Кроме этого, к парадному мундиру полагался кортик, который носился под мундиром на ремне. На парадном мундире полагалось носить все ордена и медали владельца, а парадно-выходной мундир носился с орденскими планками.
Брюки, которые надевались как к парадной, так и повседневной форме, были практически идентичными и носились навыпуск. Офицерские брюки имели канты, генеральские – лампасы.
Одежда ВВС образца 1969-1992 года
Реформа 1969 года ввела новые стандарты формы для армии СССР. При этом военно-воздушные силы как обычно остались в привилегированном положении. Парадная и парадно-выходная форма маршалов, генералов, офицеров и сержантов ВВС и ВДВ имела существенные отличия от формы других видов войск.
Парадная генеральская форма летом включала в себя следующие элементы одежды:
Зимняя парадная форма включала в себя те же элементы, за исключением перчаток, которые были коричневые. Кроме этого, зимняя форма включала в себя шинель стального цвета, папаху и белое кашне.
Парадно-выходная форма генералов летом отличалась от парадной формы цветом мундира, который был светло-серым. Зимняя форма также отличалась цветом мундира.
Повседневная и полевая генеральская форма отличалась цветами мундира и другими незначительными деталями, связанными в основном с цветовой гаммой различных элементов.
Офицерская форма образца 1969 года отличалась от генеральской формы цветовой гаммой различных элементов. Например, легко было определить офицер это или генерал по цвету галстука или по головному убору. Зимой все офицеры, кроме полковников, носили форменные шапки-ушанки, поэтому заметив военного в папахе, можно было с уверенностью сказать, что это как минимум полковник.
В этот временной период появилась и форма прапорщика ВВС, которая отличалась от стандартной наличием шеврона выслуги лет внизу рукава и нарукавным знаком ВВС.
Появление военной формы от российского дизайнера Юдашкина
В 2007 году поднялся большой шум вокруг выделения 170 млн. рублей на создание новой военной формы, которую должен был разработать Валентин Юдашкин. Данная разработка длилась целых 2 года. После принятия данной формы, она смогла продержаться только 3 года в строю. В 2012 году министр обороны Сергей Шойгу отменил её.
Форма ВВС России после реформы Сергея Шойгу
Согласно реформе Шойгу, министерство обороны Российской Федерации ввело новый стандарт для обмундирования. Кроме военной формы, была разработана офисная форма одежды для сотрудников ведомства. Вся офисная форма должна быть одинаковой, как для военных, так и для штатских сотрудников. Вся форма производится в трёх цветах:
По цвету формы можно определить, к какому роду войск относится сотрудник ведомства.
Офицерская повседневная летняя форма состоит из следующих элементов:
В зимнем варианте повседневная офицерская форма дополняется серым или синим пальто, кашне защитного или синего цвета, серой шапкой ушанкой. Допускается зимой ношение синего или защитного цвета свитера, который можно носить вместо кителя.
Кроме того, устав не запрещает ношение различных фуражек, беретов и пилоток. В этом случае есть только одно обязательное условие – они должны быть синего или защитного цвета. Можно также носить плащи и куртки той же цветовой гаммы.
Для высшего командного сост ава зимняя форма отличается наличием серой папахи и серого воротника из каракуля.
Парадная форма офицеров ВВС в наши дни является наиболее отличающейся от формы других войск, поэтому стоит рассмотреть её более подробно:
Парадная форма генералов и маршалов отличается от офицерской наличием воротника и папахи. Данные элементы одежды сделаны только в сером цвете. Для их производства используется каракуль.
Дембельская форма ВВС
Некоторые молодые люди, которые не служили в армии, часто задают вопрос, чем дембельская форма ВВС отличается от подобной формы других родов войск, и когда выдают дембельскую форму ВВС? На этот вопрос можно ответить, что дембельская форма ВВС (как и других родов войск) – это дело рук самого солдата, который шьёт её в соответствии со своими вкусами, хотя существуют негласные правила, которые контролируют «разгул» фантазии дембеля.
При пошиве дембельской формы ВВС нужно соблюдать несколько правил:
Стандартная дембельская форма, которая продаётся в различных магазинах, торгующей военной атрибутикой, состоит из следующих элементов:
В любом случае, дембельская форма превратит возвращение солдата на «гражданку» в настоящий праздник.
Анализируя форму ВВС различных лет выпуска, большинство любителей и коллекционеров военной атрибутики сходятся в одном мнении: самой красивой была советская форма времён «Холодной войны», то есть периода с 1969 по 1992 годы.