значение декларации об освобожденной европе
Декларация об освобожденной Европе
В Крыму также было принято решение о репарациях с Германии. Советский Союз понес огромные потери в войне. Прямой ущерб, нанесенный фашистскими захватчиками в оккупированных районах СССР, составил 679 млрд. рублей.
Советское правительство было заинтересовано, чтобы Германия хотя бы частично возместила материальный ущерб, причиненный ею союзным державам. Между делегациями США и СССР было достигнуто соглашение: учрежденная в Москве Межсоюзническая комиссия по репарациям примет предложение Советского Союза о том, что общая сумма репараций с Германии должна составить 20 млрд. долларов и что 50 процентов этой суммы пойдет СССР.
Черчилль ожесточенно возражал против этого плана, стремясь не ослаблять Германию, как милитаристскую державу, которую он думал использовать в качестве противовеса возросшему могуществу Советского Союза. Таким образом, если между союзниками на конференции не было существенных расхождений в вопросе о поражении Германии, эти расхождения обнаружились в определении ее судеб.
СССР стоял за создание единой, миролюбивой, демократической Германии. Англо-американская сторона выступала за расчленение Германии, как суверенного, независимого государства, за ее политическое и экономическое закабаление.
Основы ООН были заложены в 1944 году на конференции в Думбартон-Оксе. Однако, там не был решен вопрос о применении принципа единогласия великих держав в Совете Безопасности, подчеркивавшего особую ответственность ведущих держав за поддержание мира и безопасности.
По предложению Рузвельта была принята формула: при решении вопросов, касающихся поддержания мира, постановления Совета Безопасности считаются принятыми, если за них поданы голоса семи членов Совета (из 11), включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета (СССР, Англии, США, Франции и Китая).
Только Советский Союз всецело соблюдал принципы Декларации в своих взаимоотношениях с освобожденными странами.
Ялтинская конференция 76 лет спустя: как Сталин, Черчилль и Рузвельт поделили Европу между собой
Ровно 76 лет назад, 4 февраля 1945 года, в Крыму началась Ялтинская конференция – переговоры лидеров ведущих стран антигитлеровской коалиции, в результате которых Европа была фактически разделена на сферы влияния.
Касались они непосредственно и Украины. В частности, историческая встреча определила дальнейшую судьбу Львова и в целом западной границы нашей страны. Подробнее – далее в материале OBOZREVATEL.
В начале февраля 1945 года Уинстон Черчилль, Франклин Рузвельт и Иосиф Сталин прибыли в Крым на встречу, которая проходила в обстановке строгой секретности до самого ее завершения.
Газеты о ней подавали противоречивую информацию: писали, что она проходит якобы в Каире, Румынии или на корабле в Черном море. Такую дезинформацию запустили в СМИ спецслужбы, чтобы сбить с толку Германию, которая, по их данным, готовилась сбросить бомбы на лидеров Большой тройки.
Сам Крым, освобожденный из немецкой оккупации менее года назад, находился в плачевном состоянии и, кроме того, после депортации крымских татар и других нацменьшинств выглядел безлюдным.
Тем не менее, в течение трех недель на полуострове в срочном порядке отремонтировали три царских дворца: Ливадийский, Воронцовский и Юсуповский, в которых должны были разместить иностранных гостей.
Ялтинская конференция продолжалась восемь дней. Встречи троих лидеров проходили ежедневно в 16.00 в Белом зале Ливадийского дворца и длились более четырех часов, после чего Сталин, Черчилль и Рузвельт поочередно приглашали друг друга к себе на ужин.
«Декларация об освобожденной Европе» – одно из решений Крымской конференции – под предлогом помощи освобожденным народам предоставила СССР политический контроль над оккупированными им странами Восточной и Центральной Европы и фактически привела к созданию «железного занавеса» и «холодной войне».
Для Украины Ялтинская конференция, по мнению современных историков, имела важнейшее значение, поскольку в результате переговоров граница между Польшей и Украиной был установлена по так званой «линии Керзона». Это означало, что Львов остается в составе УССР, хотя часть территорий, населенных украинцами, оставалась под контролем Польши.
Кроме того, именно во время Крымской конференции был утвержден будущий статус Украины как одной из стран-основательниц ООН. Таким образом, государство вновь становилась субъектом международного права. Хотя формально УССР полностью контролировалась Кремлем, это был серьезный шаг на пути к независимости.
А в последний день работы конференции, 11 февраля, было принято еще одно решение, которое касалось сотен тысяч военнопленных, заробитчан и беженцев из СССР, в том числе украинцев.
Так, союзники обязались передать Москве всех советских граждан. В товарных вагонах их отправляли на «родину», где допрашивали, а затем ссылали или расстреливали как предателей. От принудительной репатриации освобождались лишь те украинцы, у которых по состоянию на 1 сентября 1939 было гражданство Польши – многие из них смогли выехать на Запад и остаться в живых.
Как сообщал OBOZREVATEL, ранее в Великобритании сделали жесткое заявление о Второй мировой войне. Так, премьер-министр Борис Джонсон заявил, что в 1939 году Польша оказалась между «молотом фашистов» и «коммунистической наковальней».
Декларации
Декларация по апартеиду и его разрушительным последствиям на юге Африки
Принята резолюцией S-16/1 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1989 года
Мы, государства — члены Организации Объединенных Наций,
вновь заявляя о нашей убежденности в том, что там, где существуют колониальное и расовое угнетение или апартеид, не может быть ни мира, ни справедливости, что подтверждает сама история,
подтверждая поэтому, что до тех пор, пока в Южной Африке существует система апартеида, народы Африки в целом не смогут добиться осуществления основных целей справедливости, человеческого достоинства и мира, которые не только имеют решающее значение сами по себе, но и являются основополагающими факторами для обеспечения стабильности и развития на континенте,
признавая, что в отношении южной части Африки весь мир жизненно заинтересован в том, чтобы происходящие в этом регионе процессы, ведущие к достижению подлинной национальной независимости Намибии, а также к установлению мира в Анголе и Мозамбике, в самое ближайшее время увенчались успехом, и признавая также, что мир глубоко заинтересован в том, чтобы дестабилизация стран этого региона, осуществляемая Южной Африкой посредством прямой агрессии, поддержки своих ставленников, подрыва экономики или других методов, была неприемлема во всех ее формах и не могла иметь места,
признавая также ту реальность, что прочный мир и стабильность на юге Африки могут быть достигнуты лишь тогда, когда будет искоренена система апартеида в Южной Африке, а сама Южная Африка превратится в единое, демократическое и нерасовое государство, и вновь подтверждая в этой связи, что именно сейчас необходимо принять все необходимые меры для скорейшей ликвидации системы апартеида в интересах всех народов южной части Африки, африканского континента и всего мира.
считая, что в результате законной борьбы южноафриканского народа за ликвидацию апартеида и международного давления на эту систему, а также глобальных усилий по урегулированию региональных конфликтов имеются возможности для дальнейшего продвижения к решению проблем, стоящих перед народом Южной Африки,
вновь подтверждая право всех народов, включая народ Южной Африки, определять свою судьбу и самим создавать институты и систему государственного управления, при которой, с их общего согласия, они будут жить и совместно трудиться, создавая гармоничное общество, и будучи по-прежнему привержены тому, чтобы делать все возможное и необходимое для оказания народу Южной Африки помощи по тем направлениям, которые он может, через своих подлинных представителей, определить для достижения этой цели,
принимая на себя эти обязательства, поскольку мы считаем, что все люди равны и имеют равные права на человеческое достоинство и уважение, независимо от цвета кожи, расы, пола или убеждений, что все мужчины и женщины имеют право и обязаны участвовать в деятельности их собственного правительства в качестве равноправных членов общества и что никакое лицо или группа лиц не имеет права управлять другими без их демократического согласия, и вновь подтверждая, что система апартеида попирает все эти основополагающие и универсальные принципы,
заявляя, что апартеид, названный преступлением против совести и достоинства человечества, повинен в гибели бесчисленного множества людей в Южной Африке, стремится лишить человеческого достоинства целые народы, навязал региону южной части Африки жестокую войну, вылившуюся в бесчисленные человеческие жертвы, огромный материальный ущерб и массовые перемещения ни в чем не повинных мужчин, женщин и детей, что является таким позором и таким оскорблением для человечества, с которым необходимо бороться и которые необходимо полностью искоренить,
исходя из этого, мы поддерживали и продолжаем поддерживать всех тех в Южной Африке, кто добивается осуществления этой благородной цели. Мы считаем это своим долгом, выполняемым в интересах всего человечества,
отмечая также с признательностью, что третья Конференция глав государств и правительств франкоязычных стран, состоявшаяся в Дакаре 24–26 мая 1989 года, также призвала к проведению переговоров между Преторией и представителями большинства народа с целью установления демократической и эгалитарной сие темы в Южной Африке,
поэтому мы будем продолжать делать все, что в наших силах, для усиления поддержки законной борьбы народа Южной Африки, включая дальнейшее оказание международного давления на систему апартеида, до тех пор, пока эта система не будет ликвидирована и Южная Африка не превратится в единую, демократическую и нерасовую страну, обеспечивающую справедливость и безопасность для всех своих граждан,
в свете этого торжественного обязательства и стремления непосредственно откликнуться на чаяния большинства народа Южной Африки мы публично заявляем о нашей приверженности содержащимся в настоящем документе положениям, будучи убеждены в том, что их осуществление приведет к скорейшей ликвидации системы апартеида и положит начало новой для всех народов Африки эпохи мира на континенте, который наконец будет свободен от расизма, правления белого меньшинства и колониального господства,
1. В настоящее время сложились такие условия, которые, если режим Южной Африки продемонстрирует готовность вести подлинные и серьезные переговоры, могут создать возможность для ликвидации апартеида посредством переговоров, поскольку большинство народа Южной Африки неоднократно выражало свое давнее предпочтение политического урегулирования этого вопроса.
2. Исходя из этого, мы содействовали бы тому, чтобы народ Южной Африки, в рамках своей законной борьбы, объединился бы для ведения переговоров, направленных на ликвидацию системы апартеида, и договорился бы о всех мерах, которые необходимы для превращения его страны в нерасовое демократическое государство. Мы поддерживаем позицию большинства населения Южной Африки в отношении того, что именно эти цели, а не корректирование или реформирование системы апартеида должны быть целями переговоров.
3. Мы полностью разделяем мнение народа Южной Африки о том, что результатом такого процесса должен стать новый конституционный порядок, определяемый им самим и основанный на Уставе Организации Объединенных Наций и Всеобщей декларации прав человека. Поэтому мы считаем, что важное значение имеют следующие основополагающие принципы:
а) Южная Африка должна стать единым, нерасовым и демократическим государством;
b) все ее население должно иметь общее и равноправное гражданство, независимо от расы, цвета кожи, пола или убеждений;
с) все ее население должно иметь право участвовать в деятельности правительства и управлении страной на основе всеобщего, равного избирательного права согласно нерасовому списку избирателей, путем тайного голосования в единой и нерасчлененной Южной Африке;
d) все должны иметь право создавать любые политические партии по своему усмотрению и вступать в них при условии, что это не содействует расизму;
е) все должны пользоваться общепризнанными правами человека, свободами и гражданскими правами, гарантируемыми в соответствии с прочно укоренившимся биллем о правах;
f) в Южной Африке должна быть создана такая правовая система, которая будет гарантировать равенство всех перед законом;
g) Южная Африка должна иметь независимую и нерасовую судебную систему;
h) должен быть установлен экономический порядок, содействующий повышению благосостояния всех южноафриканцев;
i) демократическая Южная Африка должна уважать права, суверенитет и территориальную целостность всех стран и проводить политику мира, дружбы и взаимовыгодного сотрудничества со всеми народами.
4. Мы считаем, что принятие этих основополагающих принципов могло бы заложить основу международного приемлемого решения, которое позволит Южной Африке занять принадлежащее ей по праву место в международном сообществе наций в качестве равноправного члена.
А. Климат для переговоров
5. Мы считаем исключительно важным создать необходимый для переговоров климат. Необходимо срочно дать положительный ответ на это требование, получившее одобрение во всем мире, и таким образом создать этот климат.
6. Поэтому нынешний режим Южной Африки должен по меньшей мере;
а) безоговорочно освободить всех политических заключенных и задержанных и воздерживаться от введения против них каких-либо ограничений;
b) отменить все запреты и ограничения в отношении всех объявленных вне закона организаций и лиц, а также организаций и лиц, на деятельность которых введены ограничения;
c) вывести из поселков все войска;
d) отменить чрезвычайное положение и все законодательные акты, такие, как закон о внутренней безопасности, направленные на ограничение политической деятельности;
е) прекратить все политические судебные процессы и казни по политическим мотивам.
7. Эти меры помогли бы создать необходимый климат, в котором может иметь место свободная политическая дискуссия — важное условие для того, чтобы сам народ мог участвовать в процессе преобразования своей страны.
В. Руководящие принципы для процесса переговоров
8. Мы считаем, что заинтересованные стороны, в контексте необходимых условий, должны вести переговоры о будущем своей страны и ее народа честно и в атмосфере, которая по взаимному согласию между освободительными движениями и южноафриканским режимом была бы свободной от насилия. Этот процесс мог бы начаться в соответствии со следующими руководящими принципами:
а) достижение согласия о механизме разработки новой конституции, основанного, в частности, на указанных выше принципах, и об основе для ее принятия;
b) достижение согласия о роли, которую должно играть международное сообщество в обеспечении успешного перехода к демократическому порядку;
c) достижение согласия о переходных мерах и процедурах, связанных с процессом разработки и принятия новой конституции и перехода к демократическому порядку, включая проведение выборов.
С. Программа действий
9. В осуществление изложенных в настоящей Декларации целей мы нижеследующим постановляем:
а) следить за разрешением южноафриканского вопроса политическими средствами;
b) усилить всестороннюю поддержку противников апартеида и развернуть международную кампанию для достижения этой цели;
d) принимая во внимание цели настоящей Декларации, обеспечивать строгое соблюдение международным сообществом существующих мер, направленных на стимулирование южноафриканского режима к искоренению апартеида до тех пор, пока не будет очевидных свидетельств глубоких и необратимых изменений;
е) оказывать максимально возможную помощь «прифронтовым» и соседним государствам, с тем чтобы они могли: восстановить свою экономику, которая страдает от актов агрессии и дестабилизации со стороны Южной Африки; противостоять любым новым подобным актам и продолжать оказывать поддержку народам Намибии и Южной Африки;
f) предоставлять правительствам Анголы и Мозамбика такую помощь, о которой они могут попросить в целях обеспечения мира для своих народов, и поощрять и поддерживать мирные инициативы, выдвигаемые правительствами Анголы и Мозамбика с целью установления мира и нормализации жизни в своих странах;
g) новая Южная Африка по принятии новой конституции будет в полной мере участвовать в работе соответствующих органов и специализированных учреждений Организации Объединенных Наций.
10. Мы просим Генерального секретаря препроводить копии настоящей Декларации правительству Южной Африки и представителям угнетенного народа Южной Африки и просим также Генерального секретаря подготовить и представить Генеральной Ассамблее к 1 июля 1990 года доклад о прогрессе, достигнутом в осуществлении настоящей Декларации.
2 См. A/44/697 (на англ. яз.), приложение.
4 См. Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, двадцать четвертая сессия. Приложение, пункт 106 повестки дня, документ А/7754.
Ялтинская конференция 1945 года. Решения по послевоенному переустройству мира
Вторая после Тегеранской конференции встреча лидеров стран антигитлеровской коалиции – Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов Америки – открылась в Крыму, в Ялте, 4 февраля 1945 года и продолжалась в течение недели, до 11 февраля. Система международных отношений, определенная Ялтинской конференцией, продержалась более 40 лет.
Черчилль, Рузвельт и Сталин в Ялте. Февраль 1945 / Фото: Public Domain
Место встречи трех лидеров вызывало много споров. Были предложения собраться в Лондоне, Каире или Риме, но Сталин настоял, чтобы встреча прошла на территории СССР. Руководители государств коалиции должны были сами увидеть, какой ущерб нанесли фашисты нашей стране. Союзники особо не сопротивлялись. Франклину Рузвельту было лестно стать первым американским президентом, посетившим Советский Союз. А Уинстон Черчилль заодно хотел посетить места сражений британцев в Крымскую войну 1853-1856 годов, после окончания конференции он побывал в Севастополе и на Сапун-горе.
Конференция, которую называют как Ялтинской, так и Крымской, проходила в Ливадийском дворце – бывшей летней резиденции императора Николая II. К тому времени итог войны с фашистской Германией был предрешен, и на повестке дня стояли вопросы переустройства послевоенного мира. Решения, принятые Большой тройкой, касались условий капитуляции Германии, границ в Европе, международной системы безопасности.
Принципиальным было решение о разделении Германии и Берлина на оккупационные зоны, в том числе выделение для Франции своей зоны. В результате на территории Германии образовались два немецких государства, просуществовавших отдельно до 1990 года. 7 сентября 1949 года первая сессия западногерманского парламента провозгласила создание Федеративной республики Германии (ФРГ). В ответ 7 октября 1949-го на территории советской зоны была образована Германская Демократическая Республика (ГДР).
Большие споры возникли при обсуждении границ Польши. Решающим стало мнение Сталина, поскольку Красная армия в январе освободила Варшаву. Проблему отделения от Германии Восточной Пруссии на Ялтинской конференции тоже обсуждали, однако окончательное решение об организации на части Восточной Пруссии Калининградской области Российской Федерации было принято позднее — на Потсдамской конференции в июле-августе 1945 года.
Отдельный документ был принят по Дальнему Востоку. В обмен на вступление в войну с Японией через 2-3 месяца после окончания боевых действий в Европе Советский Союз получал Курильские острова и Южный Сахалин, часть этих территорий были захвачены Японией во время Русско-Японской войны 1905 года. За Монголией признавался статус независимого государства.
Стол переговоров «Большой тройки» в Ливадии. Фото: Wikimedia Commons / GNU General Public License
В Ялте была подписана Декларация об освобожденной Европе. В ней, в частности, говорилось: «Установление порядка в Европе и переустройство национально-экономической жизни должно быть достигнуто таким путем, который позволит освобожденным народам уничтожить последние следы нацизма и фашизма и создать демократические учреждения по их собственному выбору».
Большое значение сыграла Ялтинская конференция в реализация идеи по организации новой Лиги Наций. Требовалось создание серьезной межгосударственной организации, способной предотвратить попытки изменить установленные границы сфер влияния. Идеи и принципы деятельности Организации Объединенных Наций (ООН) были сформированы на Тегеранской и Ялтинской конференциях. За основу деятельности ООН при решении наиболее ответственных вопросов обеспечения мира решили положить принцип единогласия великих держав — постоянных членов Совета Безопасности, имеющих право вето.
Решения Ялтинской конференции сыграли кардинальную роль в мировом политическом устройстве середины XX века. Часть принятых на ней положений утратила силу в 1990-х годах — с распадом СССР, но многие политические механизмы, заложенные в Крыму, действуют и сейчас, спустя 75 лет.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Ялтинская конференция 1945 года
Роль решений, принятых «большой тройкой» на Ялтинской конференции 1945 года. Историческое значение Ялтинской конференции. Принятие Декларации об освобожденной Европе. Анализ вопросов, касающихся международной организации безопасности и репараций.
Рубрика | История и исторические личности |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 10.05.2016 |
Размер файла | 79,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Содержание курсовой работы
1. Вторая мировая война
1.2 Выбор места проведения Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года
2. Ялтинская конференция 1945 года
2.2 Декларация об освобожденной Европе
2.3 Главные военные преступники
2.4 Рассмотрение вопроса о репарациях
2.5 Вопросы, касающиеся международной организации безопасности
ялтинский конференция международный репарация
Тема данной курсовой носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы «Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года».
Объектом данной работы является анализ условий «Ялтинской конференции 1945 года». При этом предметом является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования. Целью работы является изучение темы «Ялтинская конференция 1945 года» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: изучить роль решений, принятых «большой тройкой» на Ялтинской конференции 1945 года; рассмотреть историческое значение Ялтинской конференции 1945 года.
Работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и список литературы.
По результатам исследования я попробовал раскрыть ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделать выводы о необходимости дальнейшего изучения состояния вопроса. Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы курсовой работы «Крымская (Ялтинская) конференция 1945 года», круг вопросов и логическую схему ее построения.
Источниками информации для написания работы по теме «Крымская (Ялтинская) конференция 1945 года» послужили базовая учебная литература, теоретические труды крупнейших представителей обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике «Крымская (Ялтинская) конференция 1945 года», справочная литература, прочие актуальные источники информации.
1. Вторая мировая война
Американские вооруженные силы в 1942 году нанесли поражение японскому флоту в морских сражениях в Коралловом море и у острова Мидуэй. В феврале 1943 г. союзники овладели о. Гуадалканал, высадились на Новой Гвинее, вытеснили японцев с Алеутских островов, начали разработку операции по продвижению к территории собственно Японии по островам Курильской гряды. 6 июня 1944 года в Европе, проведением Нормандской десантной операции, союзниками был открыт второй фронт.
1.2 Выбор места проведения Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года
Она началась 4 февраля в 17 часов с заседания в Большом зале Ливадийского дворца. Но встречать участников полуостров начал раньше: 1 февраля на железнодорожный вокзал Симферополя поездом из Москвы прибыл Сталин. Его уже ждал Кореиз (поселок городского типа в Крыму), где в Юсуповском дворце размещалась советская делегация.
2. Ялтинская конференция 1945 года
За внешней любезностью лидеров стран «большой тройки», провозглашающих своей непреклонной целью уничтожение германского милитаризма и нацизма, практически не скрывались жесткие и прагматичные подходы сторон при решении ими двух основных проблем.
Во-вторых, союзники прекрасно понимали, что после исчезновения общего врага вынужденное объединение Запада и СССР потеряет всяческий смысл, а поэтому следовало создать процедуры, гарантирующие неизменность проведенных на карте мира новых разграничительных линий.
В этом плане Рузвельту, Черчиллю и Сталину удалось найти общий язык.
Хотя Польша к тому времени уже шестой год находилась под властью Германии, в Лондоне существовало временное правительство этой страны в изгнании, которое было признано и СССР и потому вполне могло претендовать на власть в своей стране после окончания войны. Однако Сталин в Крыму сумел добиться от союзников согласия на создание нового правительства в самой Польше «с включением демократических деятелей из самой Польши и поляков из-за границы». Это решение, реализованное в присутствии советских войск, позволило СССР в дальнейшем без особого труда сформировать в Варшаве устраивающий его политический режим.
Было также решено, что французское временное правительство должно быть приглашено войти в качестве члена в Контрольный Совет по Германии.
Собственно, урегулирование вопроса относительно зон оккупации Германии, было достигнуто еще до Ялтинской конференции, в сентябре 1944 года в «Протоколе Соглашения между правительствами СССР, США и Соединенного Королевства о зонах оккупации Германии и об управлении «Большим Берлином».
Это решение предопределило раскол страны на долгие десятилетия. 23 мая 1949 года была введена в действие Конституция Федеративной Республики Германии, ранее подписанная представителями трёх западных держав. 7 сентября 1949 года первая сессия западногерманского парламента провозгласила создание нового государства. В ответ 7 октября 1949 на территории советской оккупационной зоны была образована Германская Демократическая Республика. Шла речь также об отделении Восточной Пруссии (позже, уже после Потсдама, на 1/3 этой территории была создана нынешняя Калининградская область).
1. Сохранения status quo Внешней Монголии (Монгольской Народной Республики);
2.Восстановления принадлежавших России прав, нарушенных вероломным нападением Японии в 1904 г., а именно:
a) возвращения Советскому Союзу южной части о. Сахалина и всех прилегающих к ней островов;
3. Передачи Советскому Союзу Курильских островов.
Главы Правительств Трех Великих Держав согласились в том, что эти претензии Советского Союза должны быть безусловно удовлетворены после победы над Японией.
2.2 Декларация об освобождённой Европе
2.3 Главные военные преступники
Конференция решила, что вопрос о главных преступниках войны должен после закрытия конференции подлежать рассмотрению тремя министрами иностранных дел для доклада в надлежащее время.
В соответствии с этими Соглашениями, до тех пор, пока не будут выделены транспортные средства для репатриации граждан союзников, каждый союзник будет предоставлять питание, одежду, медицинское обслуживание и удовлетворять другие нужды граждан других союзников. Советские офицеры будут помогать британским и американским властям в их задаче обслуживания советских граждан, освобожденных британскими и американскими вооруженными силами в течение периода времени, когда они будут находиться на континенте Европы или в Соединенном Королевстве, ожидая транспорта для перевозки их домой.
В обслуживании британских подданных и американских граждан Советскому Правительству будут помогать британские и американские офицеры.
Поскольку теперь было достигнуто соглашение, три правительства обязуются оказывать всяческую помощь, совместимую с требованиями ведения военных операций в целях обеспечения быстрой репатриации всех этих военнопленных и гражданских лиц.
Итоги Крымской конференции 1945 года, в принципе, достаточно хорошо освещены в историографии. Но затрагивался на ней вопрос, который долгое время фактически не был известен широкой общественности.
В свете изучения истории крымских татар любопытным показалось содержание диалога Президента США Рузвельта со Сталиным, зафиксированного одним из документов фонда И.Сталина в Российском Государственном архиве социально-политической истории: «Рузвельт говорил, что чувствует себя в Ливадии очень хорошо. Когда он не будет президентом, он хотел бы попросить у советского правительства продать ему Ливадию. Он, Рузвельт, очень любит лесоводство. Он посадил бы большое количество деревьев на горах вблизи Ливадии. Товарищ Сталин отвечал, что Крым представляет собой еще малокультурную страну, многое еще нужно здесь развить».
2.4 Рассмотрение вопроса о репарациях
Был подписан следующий протокол: Протокол о переговорах между главами трех правительств на Крымской конференции по вопросу о репарациях натурой с Германии.
Главы трех правительств условились о следующем:
1. Германия обязана возместить в натуре ущерб, причиненный ею в ходе войны союзным нациям.
2. Репарации должны взиматься с Германии в трех формах:
а) единовременные изъятия в течение двух лет по капитуляции Германии или прекращении организованного сопротивления из национального богатства Германии, находящегося как на территории самой Германии, так и вне ее (оборудование, станки, суда, подвижной состав, германские вложения за границей, акции промышленных, транспортных, судоходных и других предприятий Германии и т.д.), причем эти изъятия должны быть проведены главным образом с целью уничтожения военного потенциала Германии;
б) ежегодные товарные поставки из текущей продукции в течение периода, длительность которого должна быть установлена;
в) использование германского труда.
3. Для выработки на основе вышеизложенных принципов подробного репарационного плана в Москве учреждается межсоюзная комиссия по репарациям в составе представителей от СССР, США и Великобритании.
4. В отношении определения общей суммы репараций, а также ее распределения между пострадавшими после германской агрессии странами советская и американская делегации согласились о следующем: «Московская комиссия по репарациям в первоначальной стадии своей работы примет в качестве базы для обсуждения предложение Советского правительства о том, что общая сумма репараций в соответствии с пунктами «а» и «б» параграфа 2-го должна составлять 20 миллиардов долларов и что 50% этой суммы идет Советскому Союзу». Британская делегация считала, что впредь до рассмотрения вопроса о репарациях Московской комиссией по репарациям не могут быть названы никакие цифры репараций.
2.5 Вопросы, касающиеся международной организации безопасности
1) что конференция Объединенных Наций по вопросу о предполагаемой всемирной организации должна быть созвана в среду 25 апреля 1945 года и должна быть проведена в Соединенных Штатах Америки;
2) что на эту конференцию должны быть приглашены следующие государства:
a) Объединенные Нации по составу на 8 февраля 1945 г.,
b) те из присоединившихся наций, которые объявили войну общему врагу к 1 марта 1945 г. (В данном случае под термином «присоединившиеся нации» имеется в виду восемь присоединившихся наций и Турция). Когда будет происходить конференция о всемирной организации, делегаты Соединенного Королевства и Соединенных Штатов Америки поддержат предложение о допуске к первоначальному членству двух Советских Социалистических Республик, а именно Украины и Белоруссии;
3) что правительство Соединенных Штатов от имени трех держав проконсультируется с правительством Китая и с французским временным правительством по решениям, принятым на настоящей конференции, относительно предполагаемой всемирной организации;
4) что текст приглашений, которые будут разосланы всем государствам, принимающим участие в конференции, должен быть следующий:
«Правительство Соединенных Штатов Америки от своего имени и от имени правительств Соединенного Королевства, Союза Советских Социалистических Республик и республики Китая, а также от имени временного правительства Французской республики приглашает правительство …… представителей на конференцию Объединенных Наций, которая должна состояться 25 апреля 1945 года или вскоре после этой даты в Сан-Франциско, в Соединенных Штатах Америки, для подготовки устава всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности.
1. Каждый член Совета Безопасности имеет один голос.
2. Решения Совета Безопасности по вопросам процедуры принимаются большинством в семь голосов членов.
3.Решения Совета Безопасности по всем другим вопросам принимаются большинством в семь голосов членов, включая совпадающие голоса постоянных членов, причем сторона, участвующая в споре, воздерживается от голосования при принятии решений согласно разделу А главы VIII и согласно второй фразе абзаца I раздела С главы VIII”.
Дополнительная информация о соответствующих мероприятиях будет сообщена в дальнейшем.
Было решено, что пять государств, которые будут иметь постоянные места в Совете Безопасности, должны проконсультироваться между собой до конференции Объединенных Наций по вопросу о территориальной опеке.
Эта рекомендация была принята при условии, что территориальная опека будет применяться только: а) к существующим мандатам Лиги наций; b) к территориям, отторгнутым от вражеских государств в результате настоящей войны; с) к любой другой территории, которая может быть добровольно поставлена под опеку, и d) никаких дискуссий о конкретных территориях на предстоящей конференции Объединенных Наций или во время предварительных консультаций не предполагается, и решение вопроса о том, какие территории, относящиеся к указанным выше категориям, будут поставлены под попечительство, явится предметом позднейшего соглашения.
ООН стала символом и формальным гарантом послевоенного мироустройства, авторитетной и иногда даже достаточно эффективной организацией в разрешении межгосударственных проблем. При этом страны-победители и впредь предпочитали решать действительно серьёзные вопросы своих взаимоотношений путём двусторонних переговоров, а не в рамках ООН. ООН также не смогла помешать войнам, которые и США, и СССР вели за прошедшие десятилетия.
Ялтинская конференция руководителей США, СССР и Великобритании имела большое историческое значение. Она явилась одним из крупнейших международных совещаний военного времени, важной вехой сотрудничества держав антигитлеровской коалиции в ведении войны против общего врага. Принятие на конференции согласованных решений по важным вопросам вновь показало возможность международного сотрудничества государств с различным общественным строем.
Созданный в Ялте биполярный мир и жёсткий раздел Европы на восток и запад сохранились на полвека, вплоть до 1990-х годов, что говорит об устойчивости этой системы.
Конференция приняла ряд документов, на долгие годы определивших развитие международных отношений.
Было заявлено, в частности, что целью участников конференции является «разоружить и распустить все германские вооруженные силы и навсегда уничтожить германский генеральный штаб; изъять или уничтожить все германское военное оборудование, ликвидировать или взять под контроль всю германскую промышленность, которая могла бы быть использована для военного производства; подвергнуть всех преступников войны справедливому и быстрому наказанию; стереть с лица земли нацистскую партию, нацистские законы, организации и учреждения; устранить всякое нацистское и милитаристское влияние из общественных учреждений, из культурной и экономической жизни германского народа», т.е. уничтожить германский милитаризм и нацизм так, чтобы Германия никогда больше не была в состоянии нарушить мир.
В качестве системы коллективной безопасности было решено создать Организацию Объединенных Наций, определены основные принципы ее устава.
В коммюнике конференции было зафиксировано стремление союзных держав «сохранить и усилить в предстоящий мирный период то единство целей и действий, которое сделало в современной войне победу возможной и несомненной для Объединенных Наций».
К сожалению, единства целей и действий союзных держав в послевоенный период достичь не удалось: мир вступил в эпоху «холодной войны».
Ялтинская конференция 1945 года почти на полвека предопределила устройство мира, поделив его на Восток и Запад. Этот биполярный мир просуществовал вплоть до начала 1990-х годов и рухнул вместе с СССР, подтвердив тем самым зыбкость мироустройства, основанного на праве победителей над побежденными.
2. Балашов А. И., Рудаков Г. П. История Великой Отечественной войны / А. И. Балашов, Г. П. Рудаков. С. Пб.: Питер, 2006. 464 с.
4. Бережков В. М. Сложности межсоюзнических отношений. Странное предложение // Страницы дипломатической истории. 4 изд. М.: Международные отношения, 1987. С. 478. 616 с.
5. Бережков В. М. Ялта. Постдам / В. М. Бережков. М.: Наука, 1988. 325 с.
8. Голиков А. Г. Источниковедение отечественной истории / А. Г. Голиков, Т. А. Круглова. М.: РОССПЭН, 2000. 284 с.
9. Гуркович В. Крымская конференция 1945 года. Памятные места / В. Гуркович. М.: Мысль, 1995. 197 с.
10. Дипломатический словарь. М.: Государственное издательство политической литературы, 1988. 807 с.
11. История Великой Отечественной войны Советского Союза. М.: Центр, 1997. 798 с.
12. История России. ХХ век / под ред. В. И. Меньковского, О. А. Яновского. Минск: РИВШ, 2005. 461 с.
13. Кабанов В. В. Источниковедение истории советского общества: курс лекций / В. В. Кабанов. М.: РГГУ, 1997. 224 с.
14. Кожевин И. Секреты ялтинской политической кухни 65 лет спустя / И. Кожевин. М.: АСТ, 2001. 314 с.
17. Россия. ХХ век: документы и материалы: учеб. пособие: в 2 кн. / под ред. А. Б. Безбородова. М.: Высшая школа, 2004. 396 с.
20. Типпельскирх К. История Второй мировой войны / К. Типпельскирх. С. Пб.: Полигон, 1999. 743 с.
21. Толстой Н. Д. Жертвы Ялты / Н. Д. Толстой. М.: Русский путь, 1996. 234 с.
22. Уткин А. И. Мировая холодная война / А. И. Уткин. М.: Эксмо: Алгоритм, 2005. 736 с.
25. Ялтинская конференция 1945: Уроки истории. М.: Наука, 1985. 192 с.
27. 1418 дней войны: Из воспоминаний о Великой Отечественной войне. М.: Политиздат, 1990. 686 с.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Общие сведения о Второй мировой войне 1939-1945. Выбор места проведения Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года. Первое заседание в Большом зале Ливадийского дворца. Передел государственных границ, подписание Декларации об освобождённой Европе.
курсовая работа [54,5 K], добавлен 12.05.2011
Крымская конференция как одно из важнейших международных совещаний Второй мировой войны, которая состоялась в Ялте в Ливадийском дворце с 4 по 11 февраля 1945 г. Основные решения, принятые на Ялтинской конференции глав СССР, США и Великобритании.
реферат [21,1 K], добавлен 25.02.2011
Ход II мировой войны в конце 1944 г. Страны-союзницы антигитлеровской коалиции в процессе подготовки раздела сфер влияния в Европе в послевоенные годы. Собрания «большой тройки»: Ялтинская и Потсдамская конференции, их последствия по окончании войны.
доклад [24,4 K], добавлен 19.11.2007
дипломная работа [56,1 K], добавлен 18.12.2006
презентация [7,2 M], добавлен 28.04.2011
Начало складывания антигитлеровской коалиции. Московская конференция и договор о ленд-лизе. Советская дипломатия в борьбе за второй фронт в 1942 году. Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская конференции. Военные действия и взаимоотношение союзников в 1943 г.
курсовая работа [38,9 K], добавлен 11.12.2008
Особенностей позиций ключевых делегатов-участников Бреттон-Вудской конференции 1944 года. Валютно-финансовая архитектура мировой экономики после окончания Второй мировой войны. Бреттон-Вудская валютной система как основной результат конференции.
реферат [27,8 K], добавлен 20.06.2010