значение проверки и оценки знаний обучающихся виды и формы контроля и оценки
Контроль и оценка учебной деятельности учащихся. Функции контроля и требования к нему. Виды, методы и формы контроля. Учет внеучебных достижений обучающихся.
Контроль и оценка учебной деятельности учащихся. Функции контроля и требования к нему. Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования.
Контроль — это выявление, измерение, оценивание ЗУНов обучаемых; это способ получения учителем информации о качественном состоянии учебного процесса. Контроль проводится в целях надзора, проверки и выявления причин отклонений от заданной цели. Он выполняет функцию управления, устанавливающую степень соответствия принятых решений фактическому состоянию дел.
Оценка (проверка)— это выявление и измерение ЗУНов учащихся. Проверка является составным компонентом контроля, и ее дидактическая функция— обеспечение обратной связи между учителем и учеником, получение объективной информации о степени освоения учебного материала.
Контроль выполняет следующие функции:
1) контролирующая—установление обратной связи, учет результатов контроля;
2) обучающая — дается с профилактико-предупредительной целью, с целью активизации работы учащихся по усвоению знаний, корректировки, совершенствования, систематизации знаний; учащиеся слушают дополнительные объяснения, задают вопросы, отвечают, у них формируются навыки и умения;
3) воспитывающая — состоит в приучении учащихся к систематической работе, в формировании нравственных качеств, самооценки;
4) развивающая — заключается в развитии памяти, внимания, интереса к предмету, творчества;
5) мотивационная — развитие мотива и потребности в учебе;
6) диагностирующая и прогнозирующая (по реализации целей контроля) и др.
Виды, методы и формы контроля.
На различных этапах обучения используются различные виды контроля.
По формам контроль подразделяется на:
Методы контроля обучения. В процессе обучения в различных сочетаниях используются методы устного, письменного, практического (лабораторного), машинного контроля и самоконтроля учащихся.
4. Метод наблюдения — это систематическое получение данныхо знаниях и развитии ученика, ежедневное изучение учащихся в процессеобучения. Результаты наблюдения не фиксируются в официальных документах, а учитываются учителем при работе и общей оценке ученика.
С развитием информационных технологий обучения все шире используется машинный контроль. Наибольшее распространение получили различные виды программированного контроля, когда учащиеся должны из нескольких вариантов возможных ответов выбрать правильный. Преимущества машинного контроля в том, что машина беспристрастна. Сочетание различных методов контроля получило название комбинированного. Учет внеучебных достижений учащихся.
Сферы внеучебной деятельности: Олимпиады всех уровней, спортивная деятельность, творческие конкурсы, исследовательская деятельность.
Учет— портфолио, экраны (таблицы) участия как внутри класса так и всех классов в школе….
16. Воспитательный процесс, его характеристика. Структура, движущие силы и логика воспитательного процесса. ФГОСы общего образования о воспитании школьника.
В современной педагогической литературе существуют различные понятия «воспитания»:
Различные толкования и понятия «процесс воспитания»:
Современное понимание категории воспитания, в двух контекстах:
1) воспитание как специфическая общественная практика;
2) воспитание как профессиональная педагогическая деятельность.
Как общественная практика воспитание – это передача старшими поколениями и активное усвоение, и воспроизводство новыми поколениями социального опыта, культуры.
Вопрос 22: Раскрыть сущность, функции контроля и оценки знаний и умений учащихся. Охарактеризовать виды и методы контроля знаний учащихся
Контроль и проверка учебной деятельности учащихся являются важным этапом педагогического процесса. В условиях реформирования образования проверка призвана выполнять в первую очередь свою диагностическую функцию: выявлять и искоренять недочеты и ошибки в знаниях учащихся, а не констатировать факты и формально выставлять отметки.
Контроль— это выявление, измерение, оценивание ЗУНов обучаемых; это способ получения учителем информации о качественном состоянии учебного процесса. Контроль проводится в целях надзора, проверки и выявления причин отклонений от заданной цели. Он выполняет функцию управления, устанавливающую степень соответствия принятых решений фактическому состоянию дел.
Проверка— это выявление и измерение ЗУНов учащихся. Проверка является составным компонентом контроля, и ее дидактическая функция— обеспечение обратной связи между учителем и учеником, получение объективной информации о степени освоения учебного материала.
Контроль выполняет следующие функции:
1) контролирующая—установление обратной связи, учет результатов контроля;
2) обучающая — дается с профилактико-предупредительной целью, с целью активизации работы учащихся по усвоению знаний, корректировки, совершенствования, систематизации знаний; учащиеся слушают дополнительные
объяснения, задают вопросы, отвечают, у них формируются навыки и умения;
3)воспитывающая — состоит в приучении учащихся к систематической работе, в формировании нравственных качеств, самооценки;
4)развивающая — заключается в развитии памяти, внимания, интереса к предмету, творчества;
5) мотивационная — развитие мотива и потребности в учебе;
6) диагностирующая и прогнозирующая (по реализации целей контроля) и др.
Традиционно в педагогической литературе выделяют следующие виды контроля:
1. Предварительный (исходный) — выявление ЗУНов по теме, которая
будет изучаться.
2.Текущий — проверка усвоения материала и оценка результатов каждого урока. Осуществляется в повседневной работе с помощью систематического наблюдения, тестовых заданий и др.
3. Тематический (периодический) — осуществляется периодически
по мере прохождения раздела или темы, проверяет степень усвоения
за длительный период с целью систематизации знаний учащихся. Проходит
на повторительно-обобщающих уроках и готовит к контрольной работе.
4. Итоговый — проводится накануне перевода в следующий класс
или в конце четверти, полугодия, учебного года. Его задача зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение.
Ю. К. Бабанский метод контроля определяет как способ, с помощью которого выявляется состояние знаний, умений и навыков обучаемых в данный момент времени. Несмотря на некоторые расхождения ученых-дидактов в отношении методов и формконтроля, их можно свести в определенную систему:
1. Метод наблюдения — это систематическое получение данных
о знаниях и развитии ученика, ежедневное изучение учащихся в процессе
обучения. Результаты наблюдения не фиксируются в официальных документах, а учитываются учителем при работе и общей оценке ученика.
2. Методы устного контроля — в их основе лежит вопросно-ответная
форма (ответы учеников на вопросы учителя на уроках, экзаменах, зачетах)
или монологический ответ учащегося. Текущий устный контроль проводится
ежеурочно в индивидуальной, групповой, фронтальной или комбинированной форме. Это такие методы, как опрос, беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, технологической карты, схемы, сообщение об опыте,
зачет, устный экзамен и др. Зачет и экзамен являются наиболее активной
и обстоятельной проверкой знаний за определенный период обучения.
3. Методы письменного контроля — характеризуются высокой экономичностью и эффективностью; позволяют глубоко и объективно проверить знания учащихся. Дополняются программированным контролем.
В письменной работе ученику нужно показать и теоретические знания,
и умения применять их для решения конкретных задач. К этим методам
относятся: контрольные работы, проверочные работы, изложения, сочи
нения, диктанты, рефераты и др.
4. Методы практического контроля — имеют целью проверить практические умения и навыки учеников, способность применять знания при решении конкретных задач. Они представляют собой проведение лабораторных
опытов, составление таблиц, схем, карт, чертежей, изготовление приборов, создание изделий, монтаж аппарата, ситуационная деловая игра, имитация. Эти методы удовлетворяют требования принципа связи обучения
с практикой, ориентируют учеников на применение знаний.
5. Дидактические тесты — набор стандартизированных заданий
по определенному материалу, устанавливающий степень его усвоения учениками. Это серия вопросов, к каждому из которых надо выбрать правильный из предложенных 3—5 ответов; или это утверждения, в которые
надо вставить пропущенные слова, незаконченные предложения, которые надо закончить. Преимущества дидактических тестов — объективность, быстрота обработки результатов, оперативность, экономия времени.
А также в педагогической литературе выделяют метод графического контроля (Г. И. Щукина), метод программированного и лабораторного контроля (Ю. К. Бабанский), метод пользования книгой, метод проблемной ситуации (В. Оконь).
Оцениваниевыступает как процесс проверки, а оценка — как результат проверки и проявляется в оценочных суждениях. Оценка— это качественный показатель работы учащихся. Отметка— это условное обозначение, кодовые сигналы, памятные знаки (количественный показатель).
Система оценивания учебного труда учащихся должна учитывать как результативность всех видов учебной деятельности ученика и процессуальную сторону усвоения учебного материала, так и проявление индивидуальных качеств и личностных свойств. Применительно к учебно-познавательной деятельности оценить — значит определить степень выполнения (решения) учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения на основании сопоставления реальных результатов с планируемыми целями, заданными требованиями образрвательных стандартов и учебных программ. Таким образом, оценке подлежат как объем, системность и обобщенность усвоенных знаний, так и уровень развития специальных предметных, общеучебных и интеллектуальных навыков и умений, универсальных компетенций, включая индивидуальные образовательные параметры и личностные компоненты ведущих сфер человека, в совокупности отражающие и характеризующие достижения ученика в учебной деятельности.
В соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24. 05. 2002 № 21 «О введении десятибалльной системы оценки результатов учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования» в 2002/03 учебном году в школах, гимназиях, лицеях и профессионально-технических училищах последовательно осуществлена апробация и внедрение десятибалльной системы оценки результатов учебной деятельности учащихся.
Расширение оценочной шкалы от 5 до 10 баллов обусловлено не только настоятельной необходимостью в объективном, гуманном и более точном оценивании учебных достижений учащихся, особенно в условиях разноуровневого обучения, но и в усилении стимулирующей функции оценки, учете индивидуальных и личностных качеств обучающихся.
Ведущими целямивведения 10-балльной системы оценивания являются: 1) повышение объективности оценки и качества учебно-познавательной деятельности учащихся и ее результатов; 2) обеспечение социальной защищенности личности учащегося; 3) реализация интегративного подхода в оценке учебных достижений учащихся в единстве знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных свойств личности (индивидуальности) и личностных качеств; 4) создание условий для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и достижения более высоких результатов на основе введения инвариантной оценочной шкалы, применимой к разноуровневому обучению; 5) обеспечение условий для формирования адекватной самооценки личности и реализации принципа социальной справедливости в оценивании учебных достижений учащихся и др.
Основными критериями оценки знаний являются их полнота, обобщенность и системность.
На основе обозначенных и других признаков выделяются ступени в овладении учебным материалом или уровни учебной деятельности (усвоения учебного материала).
Первый уровень — действия на узнавание, распознавание понятий (объекта), различение и установление подобия.
Второй уровень — действия по воспроизведению учебного материала (объекта изучения) на уровне памяти.
Третий уровень — действия по воспроизведению учебного материала (объекта изучения) на уровне понимания (осознанное воспроизведение), описание и анализ действия с объектом изучения.
Четвертый уровень — действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу, выполнение действий с четко обозначенными правилами, применение знаний на основе обобщенного алгоритма, а также для решения новой учебной задачи.
Пятый уровень — применение знаний (умений) в незнакомой ситуации, для решения нового круга задач, творческий перенос знаний (самостоятельное использование ранее усвоенных знаний в новой ситуации, для решения проблемы; видение проблемы и способов ее решения и т. п.).
Правильно организованный контроль способствует не только реализации контролирующей, обучающей, диагностической функций контроля, но и повышает интерес учащихся к учению, стимулирует их к проявлению познавательной активности как в процессе учебной работы в классе, так и в процессе самостоятельной домашней и внеклассной работы.
Вопрос 23: Раскрыть сущность процесса воспитания, объяснить его особенности, структуру
Воспитание в его широком понимании не может быть ограничено только овладением учащимися системой научных знаний и опытом интеллектуально-познавательной и практической деятельности. Оно включает в себя также формирование у воспитуемых социальных и духовных отношений как важнейших компонентов их личностного развития.
Воспитательный процесс является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Современная педагогическая теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс воспитания реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития.
Воспитание как общественное явление — сложный и противоречивый процесс. Это процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества, иначе говоря, процесс социализации личности.
Процесс воспитания—целенаправленный и сознательно организованный педагогический процесс социального становления личности по овладению общественным опытом. Его определяют два фактора: целенаправленность и сознательная организованность.
Цель воспитания— способствовать разностороннему развитию личности школьника, то есть создать все условия для самореализации личности в обществе. По Программе воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь цель воспитания определяется как развитие и саморазвитие личности, способной быть субъектом своей жизнедеятельности. Цель воспитания конкретизирована в задачах воспитания:
♦ способствовать развитию личности, ее талантов, умственных cnoсобностей и физических сил в полном объеме;
♦ воспитывать уважение к правам человека и его свободе;
♦ воспитывать уважение к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, ценностям страны, в которой ребенок проживает;
♦ подготовить ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе
понимания мира, терпимости, дружбы и взаимопонимания между народами;
♦ воспитывать уважение к окружающей природе.
Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
В широком смысле слова понятие «воспитание» охватывает весь процесс подготовки подрастающего поколения к жизни, включая образование и обучение. Воспитание и обучение едины, но не тождественны: едины общностью цели (формирование всесторонне развитой личности), взаимопроникновением функций (обучение выполняет воспитательные функции, а воспитание, в свою очередь, — функцию познания жизни).
Процесс воспитания имеет свои особенности и представляется более сложным, чем обучение:
♦ Это процесс целенаправленный и комплексный (единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания; цели должны быть понятны
учащимся).
♦ Воспитательный процесс носит многофакторный характер (на становление личности влияет семья, школа, микросреда, общественные организации, СМИ, искусство, социально-экономическая ситуация и др.).
♦ Воспитание носит целостный характер, его трудно расчленить на составляющие, а значит, трудно создать некий алгоритм действия воспитателя.
♦ Ребенок в процессе воспитания — и объект воздействия педагога,
и субъект многообразной деятельности.
♦ Два из трех компонентов воспитания (воспитатель, воспитанник,
процесс) — живые люди, они определенным образом ассимилируют все
происходящее, их действия труднопредсказуемы; возможно появление «сопротивления воспитанию».
♦ Результаты воспитания носят отсроченный и неодинаковый для всех
характер.
♦ Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание.
♦ Воспитание носит двусторонний характер: субъекты воспитания —
воспитатель (организатор, руководитель) и воспитанник (сотрудник, активный участник).
♦ Это процесс противоречивый. Воспитание тесно связано с жизнью:
логика и позиции субъектов воспитания могут быть противоречивыми
в зависимости от личностной и педагогической позиции; противоречия
могут происходить и от понимания воспитания либо на уровне житейско-
обыденном, либо на научном.
♦ Различия в концепциях воспитания у разных педагогов, а следователь
но, и разные методики обучения и воспитания в подходе к одному ребенку.
С точки зрения культурологического подхода структурувоспитательного процесса можно представить следующим образом:
Первый этап — диагностика (изучение) воспитанников и определение целей и задач воспитания:
♦ определяются цели и задачи воспитания;
♦ принципы процесса воспитания — это руководящие идеи, основные
требования к деятельности, поведению.
Второй этап — проектирование, планирование воспитательной деятельности:
♦ разработка содержания (системы знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задача
ми). Содержание современного воспитания определяется Программой воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь;
♦ разработка методов (способов воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников, с целью выработки у них заданных целью
воспитания качеств);
♦ разработка средств (относительно независимых источников формирования личности);
♦ разработка форм (внешнего выражения процесса воспитания).
Третий этап — организация педагогического взаимодействия (peaлизация планов).
Четвертый этап — проверка, оценка, анализ результатов.
Затем все повторяется в следующем цикле воспитательной работы.
Можно выделить также внутреннюю структуру воспитательного процесса:
1-й этап — осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения (знания);
2-й этап — знания переходят в убеждения;
3-й этап — воспитание чувств;
4-й этап—практическая деятельность, которая определяет эффективность воспитания и пронизывает 1-й, 2-й, 3-й этапы.
Процесс воспитания долговременный и неоднозначный, поэтому результат воспитания не носит ярко выраженного и четко определенного по времени характера, вследствие чего оценить результативность воспитательного процесса довольно сложно. Критерии воспитанности по каждому направлению воспитания, на которые нужно ориентироваться воспитателю, указаны в Программе воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, а также в Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.
О результативности воспитания свидетельствуют такие показатели: сформированность у учащихся основ мировоззрения, умение оценивать события, происходящие в нашей стране и за рубежом; усвоение ими норм морали, знание и соблюдение законов, в том числе Правил для учащихся; общественная активность, коллективизм, участие в ученическом самоуправлении; инициатива и самодеятельность воспитанников; эстетическое и физическое развитие и др.
Статья на тему «Различные формы и методы контроля учащихся
Различные формы и методы контроля и оценки знаний учащихся.
Данная работа по формированию оценки и самооценки продолжает своё развитие и при переходе ребёнка в школьное звено. В процессе обучения роль правильно сформированной самооценки играет очень важное значение в становлении личности ребёнка.
В процессе обучения важная роль отводится диагностике учебного процесса. Она строится на обратной связи. С одной стороны — на информации, поступающей от учащегося к учителю, свидетельствующей об успешности процесса обучения, достижениях учащихся в овладении знаниями, формировании у них ключевых компетенций и т. д. Или же, наоборот, — о затруднениях, тормозящих процесс обучения. Это позволяет учителю оценивать результаты обучения, корректировать его процесс, планировать дальнейшую деятельность, учитывая индивидуальные результаты учащихся. С другой стороны, обратная связь важна для учащихся: они могут видеть свои достижения и недостатки, получить оценку своей деятельности. Процесс получения взаимообратной информации о результатах учебной деятельности называется внутренней обратной связью.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе. Для выяснения роли контроля в процессе обучения рассматривают его наиболее значимые функции: обучающую, диагностическую, прогностическую, развивающую, ориентирующую и воспитывающую.
К педагогическому контролю, конечно же существуют определённые требования:
Систематичность и регулярность
Всесторонность
Объективность
Разнообразие форм проведения
Дифференцированный подход
Индивидуальный характер контроля
Быть педагогически тактичным
Виды педагогического контроля:
В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.
При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.
При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные. По принципу – понял сам – расскажи другому, рассказал другому – сам понял ещё лучше.
При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.
Какие бы формы и методы обучения и контроля ни применял каждый из нас, уважаемые коллеги, наша цель – добиться высоких результатов, что свидетельствовало бы о хороших ЗУН, полученных нашими учениками… как же этого добиться?
Важнейшей отличительной особенностью нового времени является ориентация на результаты образования на основе системно-деятельностного подхода. Результаты должны продемонстрировать сами дети в созданных для них условиях. Задача учителя – помочь учащимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себя людьми.
В своей педагогической деятельности применяю следующие формы учета достигнутых результатов: оценка, бальная система, самооценка. Адекватная самооценка обеспечивает школьникам осознание уровня освоения планируемого результата деятельности, приводит к пониманию своих проблем и тем самым создает предпосылки для дальнейшего самосовершенствования.
Различаю три типа контроля:
-внешний контроль учителя за деятельностью учащихся;
-взаимный контроль учащихся;
Внешний контроль приучает учащихся добросовестно и систематически выполнять учебную работу, вызывает стремление сделать ее лучше, а при целенаправленной работе учителя способствует развитию взаимоконтроля и самоконтроля.
При взаимоконтроле вырабатывается более ответственное отношение учащихся к оценке деятельности одноклассников, нежели своей. Проведение самоконтроля направлено на осознание правильности своих действий, на предупреждение или обнаружение уже совершенных ошибок.
При обучении самоконтролю особое внимание следует уделить ознакомлению и овладению учащимися приемами проведения контролирующих действий.
Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля была эффективной, нужна систематическая работа в этом направлении.
ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ: Объективность и гласность.
Правильно установленная и выраженная оценка учебной деятельности учащихся служит важным стимулом формирования познавательных интересов, положительных качеств личности.
Ошибка в оценке вызывает обычно серьёзные осложнения в обучении, воспитании м развитии учащихся, отрицательно влияя на результативность учебно-воспитательного процесса.
создание обратной связи между учеником и учителем;
возможность мотивировать ученика;
развитие стремления учиться, самосовершенствоваться;
объективно анализировать и оценивать свою деятельность;
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ОЦЕНКИ различны: Словесные (за урок их может прозвучать множество), количественные (по числу выполненных полноценных заданий).
На уроке учитель, в сотрудничестве с детьми строя урок, опирается не только на своё вИдение уровня ЗУН ученика, но также и на его мнение, на САМООЦЕНКУ учащегося.
В своей практике при формировании навыков самооценки использую следующие приёмы :
— Легко, положительные эмоции;
— Испытывал дискомфорт, но всё получилось;
— Мой уровень подготовки оставляет желать лучшего.
2. ОЦЕНКА УРОВНЯ ЗУН («Лесенка успеха» или «Светофор»)
— Я справился легко и без ошибок;
— При работе допустил 1-2 ошибки, но с проблемой разобрался;
— Мне было трудно. Нужна дополнительная помощь.
4. БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ.
5. ОЦЕНИВАНИЕ «АПЛОДИСМЕНТЫ» (при ответе учащегося у доски)
7. ОЦЕНИВАНИЕ ПРИ ПОМОЩИ ЗНАКОВЫХ СИМВОЛОВ.
При проверке письменной работы (домашнего задания, самостоятельной работы и т.д.) ученик правильно решенное задание помечает «+», неправильное «–».
8.ОЦЕНИВАНИЕ ПО ЗАДАННОЙ ИНСТРУКЦИИ.
После самостоятельного выполнения задания детям предлагается проверить и оценить свою работу и работу товарища, используя ранее известные методики оценивания (цветовые сигналы, знаковые символы и т. д.) с образцом по инструкции учителя.
9. ПРОВЕРКА ПО ОБРАЗЦУ (шаблону).
Учащиеся выполняют самостоятельную работу (тест, диктант, решают задачи). Затем проводят проверку своей работы карандашом по образцу вместе с классом или индивидуально, отмечают свои ошибки и выставляют себе отметку. Аналогично проводится и взаимопроверка. Ученики, сидящие за одной партой, обмениваются работами для проверки.
10. РАБОТА В ГРУППАХ. При работе в группах разрешается выставлять отметки друг другу и учитывать их при оценивании работы группы. Контрольно-оценочный лист
Грамотность, точность речи
Умение делать выводы.
Ответы на дополнительные вопросы
11. РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА.
Осуществить оценку, а также развить рефлексию ученика как основу его дальнейшего индивидуального роста и развития позволяет и использование рабочей карты урока
Ученика (цы) _________________________________ 4 класса
по 1 баллу за каждый правильный ответ, за дополнительное задание – 2 балла
Задания для взаимопроверки
2-3 балла за работу у доски,
(общее кол-во баллов)
Как мы понимаем ОЦЕНКА + САМООЦЕНКА превращаются в отметку. Оценок бывает много за урок и количественных и словесных, а отметка одна. Если ребёнок с отметкой не согласен, то по новым законам мы имеем право при текущем контроле её в журнал не ставить.
РОЛИКИ. 1. Урок математики. Индивидуальная работа у доски. Самооценка.
Подведение итога урока.
Мотивацией учения является не страх получить плохую отметку, а поощрение, похвала за любое продвижение вперед, чувство удовольствия от преодоления препятствий. Достигнутый успех рождает у ученика веру в свои силы и побуждает его стремиться дальше, появляется потребность совершенствовать свои знания.
В заключении хочу сказать, повышайте самооценку ребёнка, вызывайте у ребёнка положительные эмоции к учебному процессу и тогда наша общая цель – формирование интеллектуальной, самодостаточной, позитивной личности ребёнка будет достигнута. Успехов нам в нашей нелёгкой, но такой интересной и … благодарной работе. Спасибо за внимание.
Чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться?»), обучить способам ее осуществления («как учиться?»).
Определенную роль в обучении играет оценка самостоятельной деятельности школьников. Мотивацией учения является не страх получить плохую отметку, а поощрение, похвала за любое продвижение вперед, чувство удовольствия от преодоления препятствий. Достигнутый успех рождает у ученика веру в свои силы и побуждает его стремиться дальше, появляется потребность совершенствовать свои знания.
Рабочая карта урока может применяться на занятиях любого типа. Целью использования данного приема является выработка у учащихся навыков самооценки на каждом этапе урока. Сочетание самоконтроля и самооценки ученика с контролем учителя способствует также объективному выявлению причин затруднений школьника и ликвидации имеющихся у него пробелов в усвоении знаний и умений. Такая работа позволит повысить мотивацию ученика на каждом этапе урока.
Анализ результатов позволяет учителю определить уровень усвоения материала каждым учеником и спланировать работу с ним, дает возможность учителю увидеть, что удалось, а чему следует уделить больше внимания в классе. Накопленная информация является основанием для рационального планирования процесса повторения учебного материала.
Таким образом, самооценка – гибкий инструмент, который учитель использует для управления учебной деятельностью. Самооценка позволяет человеку увидеть сильные и слабые стороны своей работы и выстроить на основе осмысления этих результатов собственную программу дальнейшей деятельности, что удовлетворяет требованиям сегодняшнего дня.
Уровень знаний школьников, общая эрудиция.
Тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение.
Освоение учебного материала по теме, учебной единице.
Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование.
Повторные тесты, индивидуальные консультации.
Контроль выполнения поставленных задач.
Представление продукта на разных уровнях.
На уроках контроль знаний учащихся осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки.
При фронтальном опросе за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса по определенному вопросу или группе вопросов. Эта форма проверки используется для:
выяснения готовности класса к изучению нового материала,
определения сформированности понятий,
проверки домашних заданий,
поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на уроке,
при подготовке к выполнению практических и лабораторных работ.
Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Эта форма применяется для текущего и тематического учета, а также для отработки и развития экспериментальных умений учащихся. Причем устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке, хотя оценивать знания учеников не обязательно. Главным в контроле знаний является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессах.
В процессе устного опроса можно использовать коллективную работу класса, наиболее действенными приемами которой являются:
обращение с вопросом ко всему классу,
оценка ответа и ее обоснование,
постановка вопросов ученику самими учащимися,
Для устного контроля можно использовать листы контроля знаний.
Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Используется письменный контроль знаний учащихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов.
Диктант используется как форма опроса для контроля за усвоением проходимого материала, его обобщения и систематизации и выявления готовности учащихся к восприятию нового.
Диктант обычно проводится в самом начале урока, состоит из двух вариантов. Текст вопросов простой, легко воспринимаемый на слух, требующий краткого ответа, несложных вычислений. Пауза между следующими друг за другом вопросами должна быть достаточной для записи ответов учащимися.
З ачет проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определенной теме каждым учащимся. Перед началом изучения материала учащиеся знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач по теме, а также дополнительными вопросами и задачами. Иногда целесообразны закрытые зачеты, когда учащиеся получают вопросы и задания непосредственно во время проведения зачета. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся.
Необходимость такого тематического контроля обусловлена тем, что для каждого ученика характерен определенный темп овладения учебным материалом. А потому обычные контрольные работы, в которых трудно учесть должным образом индивидуальные особенности учащихся, могут оказаться недостаточными для того, чтобы судить, достигнуты ли планируемые результаты обучения.
Тематические зачеты должны быть дифференцированными, чтобы ученик мог самостоятельно выбрать уровень зачета. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у какого ученика: всем даются индивидуальные задания. Ученик может решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с учителем.
Традиционная форма контроля знаний, которая по своему назначению делится на обучающую самостоятельную работу и контролирующую. Самостоятельная работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности учащихся.
Самостоятельная работа является необходимым этапом любой темы. Как правило, она проводится после коллективного решения или обсуждения задач новой темы и обязательно предшествует контрольной работе по этой теме. Работа выполняется без помощи учителя.
Контрольные работы проводятся с целью определения конечного результата в обучении по данной теме или разделу, контролировать знания одного и того же материала неоднократно. Целесообразно проводить контрольные работы различного вида.
С помощью промежуточной контрольной работы учитель проверяет усвоение учащимися материала в период изучения темы.
Итоговая контрольная работа проводится с целью проверки знаний и умений учащихся по отдельной теме, курсу.
Домашняя контрольная работа дается 1-2 раза в учебном году. Она призвана систематизировать знания, позволяет повторить и закрепить материал. При ее выполнении учащиеся не ограничены временем, могут использовать любые учебные пособия, проконсультироваться у учителя, родителей, одноклассников. Каждому ученику дается свой вариант работы, в который включаются творческие задания для формирования разносторонней развитой личности.
Для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач используется практическая работа, которая связана не только с заданием на компьютере, но и, например, может включать задания построения схемы, таблицы, написания программы и т.д.
Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как диктант или тест.
Традиционные формы контроля недостаточно оперативны, и для их осуществления требуется значительное время, поэтому возникает необходимость в новых видах проверки знаний. Распространение контролирующих устройств способствовало тому, что учителя все чаще и чаще при проверке знаний стали обращаться к заданиям с выборочными ответами, к тестам.
Тест представляет собой кратковременное технически сравнительно просто составленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается качественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого.
Различают следующие виды тестов.
Избирательный тест состоит из системы заданий, к каждому из которых прилагаются как верные, так и неверные ответы. Из них школьник выбирает тот, который считает верным для данного вопроса. При этом неверные ответы содержат такую ошибку, которую ученик может допустить, имея определенные пробелы в знаниях.
Избирательные тесты могут быть различными:
1. Многовариантные тесты, в которых среди предлагаемых ответов на вопрос приведено несколько неверных и единственный верный ответ.
2. Многовариантные тесты с несколькими верными и неверными ответами на вопрос.
Закрытые тесты не содержат вариантов ответов. Учащиеся предлагают свой вариант ответа.
Имеются тесты перекрестного выбора, в которых требуется установить соответствие между элементами множества ответов.
Встречаются также тесты идентификации, в которых в качестве ответов приводятся графики, схемы, чертежи и т.д.
Наиболее доступными для школы являются избирательные тесты, позволяющие использовать контролирующие устройства.
Тестирование является стандартизированной формой контроля в том понимании, что как процедура проведения теста, так и оценка знаний единообразна (стандартны) для всех учащихся.
Удачно составленный тест имеет ряд достоинств, а именно:
1. Оперативно выявляет знания, умения и навыки учащихся, а также понимание им закономерностей, лежащих в основе изучаемых фактов. Это обеспечивается тем, что задачи и вопросы подбираются в результате анализа материала и, следовательно, учитывают трудности усвоения и характер возможных ошибок.
2. Позволяет в течение короткого времени получить представление о пробелах в знаниях и помогает организовать работу по предупреждению отставания учащихся.
3. Предоставляет учителю возможность проверять знания, умения и навыки на разных уровнях и осуществлять дифференцированное обучение.
4. Способствует рациональному использованию времени на уроке.
5.Активизирует мышление школьников.
6. Дает возможность учителю критически оценить свои методы преподавания.
Однако тест фиксирует только результаты работы, но не ход ее выполнения, возможно угадывание правильного ответа, а также случаи, когда выбор неправильного ответа объясняется невнимательностью ученика, поэтому рациональнее сочетать тестирование с различными формами традиционного контроля.
Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.
Нетрадиционные виды контроля
Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы.
Сначала учитель объявляет тему викторины. После объявления темы задается не менее десяти вопросов, на которые обучаемые дают ответы. Далее следует серия обобщающих вопросов или заданий, ответы на которые непосредственно оцениваются учителем.
Листы контроля знаний.
Уровень знаний школьников, общая эрудиция.
Освоение учебного материала по теме, учебной единице.