знак правовой охраны смежных прав

Статья 1304. Объекты смежных прав

Статья 1304. Объекты смежных прав

ГАРАНТ:

1. Объектами смежных прав являются:

Информация об изменениях:

1) результаты исполнительской деятельности (исполнения), к которым относятся исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей, если эти постановки выражаются в форме, позволяющей осуществить их повторное публичное исполнение при сохранении узнаваемости конкретной постановки зрителями, а также в форме, допускающей воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

2. Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

3. Предоставление на территории Российской Федерации охраны объектам смежных прав в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении исполнений, фонограмм, сообщений передач организаций эфирного или кабельного вещания, не перешедших в общественное достояние в стране их происхождения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти объекты и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного настоящим Кодексом срока действия исключительного права.

Источник

Знак правовой охраны смежных прав

ГК РФ Статья 1259. Объекты авторских прав

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 1259 ГК РФ

1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам;

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 205-ФЗ, от 30.12.2015 N 431-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

2. К объектам авторских прав относятся:

1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 настоящего Кодекса.

5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 205-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Не являются объектами авторских прав:

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.

Источник

Защита смежных прав: актуальные способы

знак правовой охраны смежных прав

Особенности защиты смежных прав в РФ

Общие положения

Эти объекты тоже связаны с произведением, защищаемым авторским правом, вытекают из него. Если точнее, они связаны с процессом доведения произведения до широкой публики.

В других странах для обозначения понятия используются термины «related rights», «neighboring rights», при их переводе можно использовать прилагательные «связанные», «соседствующие», «родственные». В итальянском законе 1941 года был использован термин «примыкающие права». А впервые они были законодательно урегулированы в Законе об авторском праве Австрии в 1936 году, где впервые объектами защиты признаны фонограммы и исполнения.

Смежные права – это интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

В упрощенном виде перечень объектов смежного права таков:

1. исполнения и постановки;

3. сообщения передач;

Виды смежных прав

1.​ Исключительное право – возможность использовать объект в любой форме и способами, и запрещать это третьим лицам. Возникает в отношении всех видов объектов смежных прав, носит имущественный характер. Обладателем могут быть как граждане, так и организации.

3.​ Иные – права публикаторов, изготовителей фонограмм, вещателей, изготовителей баз данных указывать свои имя или наименование (для юридических лиц) на экземплярах соответствующих объектов смежных прав.

Объекты смежных прав могут быть созданы как гражданами, так и юридическими лицами. В этом отличие от авторских прав, первоначальным субъектом которых (автором) может быть только физическое лицо. Переход от первоначальных обладателей к другим лицам может происходить на основании закона, договора, в результате наследования, реорганизации юридического лица.

Субъекты смежных прав

Отдельно стоит сказать о коллективах исполнителей (например, актеров, оркестрантов), совместно принимающих участие в создании, например, спектакля. Права на совместное исполнение осуществляет руководитель коллектива, а при его отсутствии – участники совместно. Постоянно функционирующие коллективы исполнителей обычно зарегистрированы в качестве юридических лиц, заключающих трудовые договоры с участниками. Все их исполнения при этом будут считаться служебными, а права на них переходят коллективу.

Договор с пользователем о передаче прав на исполнения коллектива, подписанный руководителем коллектива, является основанием для освобождения пользователя от претензий участников коллектива по поводу нарушения их исключительных прав. В то же время, члены коллектива могут обратиться с соответствующими требованиями к руководителю, если нарушены условия договоров, заключенных им с отдельными исполнителями.

Защита смежных прав

Важно: смежные права осуществляются с соблюдением прав авторских. Например, для исполнения музыкальной композиции нужно получить разрешение правообладателя путем заключения лицензионного договора, в противном случае у исполнителя не возникают смежные права на исполнение, а также он становится нарушителем авторских прав.

Примечание: действия изготовителя фонограммы исполнения музыкального произведения по указанию на экземпляре последней только своего наименования, без указания имени музыканта-исполнителя, будут признаны неправомерными.

Однако, смежные права признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав. В случае, если произведение стало народным достоянием, оно не будет подлежать охране авторским правом, однако, смежные права независимо от этого будут действовать. Равно как в отношении фонограммы исполнения произведения фольклорного творчества возникают смежные права.

Чтобы действовать правомерно, необходимо заключить соответствующие договоры с организациями по коллективному управлению авторскими и смежными правами либо правообладателями.

Законодательство предусматривает случаи использования объектов авторских и смежных прав и без согласия правообладателей, но с обязательной выплатой им вознаграждения.

Организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами осуществляют свою деятельность в субъектах Российской Федерации посредством создания филиалов и представительств, заключения агентских договоров. Информацию о их деятельности можно получить на официальных сайтах таких организаций.

Способы защиты смежных прав в целом аналогичны способам защиты авторских прав.

1.​ Технические методы защиты смежных прав

Включают использование технологий, технических устройств для контроля доступа к объекту смежных прав, предотвращения либо ограничения действий, которые не разрешены правообладателем в отношении такого объекта.

2.​ Уголовно-правовая ответственность

Статья 146 Уголовного кодекса РФ называется «Защита авторских и смежных прав», соответственно, предполагает идентичные способы защиты.

Нести уголовную ответственность придется:

​ За плагиат (присвоение авторства), причинивший крупный ущерб (более 100 тыс. руб.)

​ За незаконное (на бездоговорной основе) использование объектов смежных прав, совершенное в крупном размере;

​ За приобретение, хранение и перевозку контрафактных экземпляров фонограмм

в целях сбыта, совершенные в крупном размере.

3.​ Административно-правовые способы

Статья 7.12. КоАП РФ содержит составы административных правонарушений за нарушение смежных прав, наряду с авторскими, изобретательскими и патентными правами, и устанавливает ответственность для виновных лиц.

Условием привлечения к ответственности является преследование цели извлечения дохода. В этом случае статья 7.12. КоАП РФ предусматривает возможность привлечения к административной ответственности за любое нарушение смежных прав.

За указанные деяния отвечать придется путем уплаты штрафа, размер которого, увы, не так велик – до 2 тыс. рублей на граждан, до 20 тыс. руб. для должностных лиц, до 40 тыс. руб. для юридических лиц, при этом будут конфискованы контрафактные экземпляры фонограмм, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения.

4.​ Привлечение к гражданской ответственности

Включает в себя предъявление требований:

​ о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

​ о возмещении убытков;

​ о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя.

​ о выплате компенсации (вместо возмещения убытков):

1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров фонограммы;

3) в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта тем способом, который использовал нарушитель.

Сроки защиты смежных прав

1. Для различных объектов установлены разные сроки действия. По общему правилу они исчисляются с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место первое исполнение, обнародование, опубликование или первая передача.

Для исполнителя: защита действует в течение всей его жизни, но не менее пятидесяти лет, после чего исполнение переходит в статус общественного достояния. Указанный срок продляется:

-на четыре года, если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней;

Для наследников защита действует в пределах оставшейся части указанных сроков.

2.Исключительное право на фонограмму действует в течение пятидесяти лет. В случае обнародования последней в течение 50 лет после записи, исключительное право действует еще столько же, считая с 1 января года, следующего за годом обнародования.

3. Для вещательных организаций – в течение 50 лет после осуществления первой передачи в эфир или по кабелю.

5.Для публикатора: в течение двадцати пяти лет с момента обнародования, после чего произведение может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты вознаграждения.

Примеры судебной практики по охране смежных прав

​ Право смотреть телевизор в гостиничных номерах, фойе гостиниц, и иных публичных местах защитил Верховный суд, включив в Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав от «23» сентября 2015 года, дело, рассмотренное Судом по интеллектуальным правам (постановление от 22 июня 2015 г. по делу № А23-4387/2014): Вещательная организация в дел1е о защите ее смежных прав должна доказать, что публичное исполнение телепередачи осуществлялось ответчиком в месте с платным входом. Истцу необходимо доказать, что ответчик взимал плату непосредственно за вход в гостиницу либо включал в стоимость гостиничного номера услуги спутникового телевидения и тем самым извлекал прибыль. Нахождение сообщающего телепередачи телеприемника в помещении гостиницы само по себе не является нарушением исключительных прав на использование сообщений телепередач.

Если вам понравился этот материал или какие-либо наши иные, то порекомендуйте их вашим коллегам, знакомым, друзьям или деловым партнерам.

Источник

Что такое смежные права

В наши дни, говоря об авторском праве, мы все чаще сталкиваемся с понятием смежных прав. Что же это такое, какие они бывают, эти смежные права?

В этой статье я постарался разобрать права, смежные с авторскими, для каждого из объектов смежных прав. Постарался сделать это как можно проще, выделив и остановившись лишь на важном.

И хотя тут достаточно много выдержек из текста Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), я постарался сделать текст максимально простым для восприятия. Потому что на мой взгляд, тема смежных прав одна из тех тем, которые вызывают у обывателя, не являющегося профессиональным юристом, наибольшую путаницу и неразбериху. Даже многие профессиональные юристы, не практикующие постоянно в области авторских и смежных прав, путаются в понятиях этой темы.

Согласно ст.1303 ГК РФ, смежными с авторскими правами (смежными правами) являются права на:

А объектами смежных прав согласно ст.1304 ГК РФ будут:

Смежные права возникают у исполнителей, изготовителей фонограмм, теле и радио компаний, производителей баз данных и публикаторов, не обнародованных ранее произведений. Стоит заметить, что смежные права возникают при соблюдении изначальных авторских прав. Таким образом, если автор, например, музыки на основании лицензионного договора предоставил право исполнять музыку какому-либо исполнителю, то у исполнителя возникают смежные права на исполнение (как объект).

Для регулирования каждого из перечисленных выше объектов смежных прав в Гражданском кодексе отведен соответствующий параграф. Коротко пройдем по каждому из них, остановимся не на всем, но на мой взгляд на интересном и полезном.

Права на исполнение. § 2 главы 71 ГК РФ.

Если исполнителей несколько (например музыкальный коллектив), то такие исполнения признаются совместными исполнениями.

Каждому исполнителю принадлежат смежные права, установленные ст.1315 ГК РФ: исключительное право на исполнение, право авторства (не на изначальное произведение, а как право признаваться автором исполнения), право на имя, право на неприкосновенность исполнения (т.е. защиту исполнения от всякого искажения).

Есть еще в этой статье положение о том, что права исполнителя признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение. Эту норму можно расшифровать на примере: Есть музыкальное произведение, исполнитель записал его (законно) в своем исполнении, но вскоре произведение перешло в общественно достояние. Так вот п.3. ст.1315 ГК РФ и говорит о том, что право исполнителя на созданное им исполнение при этом не прекращается.

Права на фонограммы. § 3 главы 71 ГК РФ.

Права на фонограмму возникают у изготовителя фонограммы. Изготовителем фонограммы признается лицо (в данном случае не только физическое, но и юридическое), взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков.

Изготовителю фонограммы принадлежат следующие права: исключительное право на фонограмму, право на указание на экземплярах фонограммы своего имени или наименования, право на защиту фонограммы от искажения, право на обнародование фонограммы (т.е. на осуществление действия, которое впервые делает фонограмму доступной для всеобщего сведения).

Пожалуй, самая интересная норма, из содержащихся в данном параграфе, касается использования фонограммы опубликованной в коммерческих целях. В статье 1326 говорится о том, что публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир или по кабелю допускается без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой им вознаграждения.

Сбором такого вознаграждения, как Вы уже наверное догадались, занимаются организации по управлению авторскими правами на коллективной основе (например, одна из таких организаций – ВОИС). При этом стоит помнить, что по аналогии с исполнителями, права изготовителя фонограммы признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей. То есть, если Вы у себя в кафе на музыкальном центре ставите диск с записью произведения, перешедшего в общественно достояние, то это совсем не исключает негативных правовых последствий. Хороший выход из этой ситуации нашли руководители крупных торговых центров и дорогих ресторанов. Чтобы не платить отчисления, они нанимают музыкальные коллективы, которые специально для данного заведения записывают треки с классической музыкой в своем исполнении. Это получается дешевле. Можно также посадить прямо в зале музыканта за рояль, дать ему ноты и исполнять произведения, перешедшие в общественное достояние живьем. Тогда никаким организациям ничего платить не нужно.

Право организаций эфирного и кабельного вещания. § 4 Главы 71 ГК РФ.

Организацией эфирного или кабельного вещания признается юридическое лицо, осуществляющее сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач – ст.1329 ГК РФ.

Смежные права таких организаций связаны с правом сообщения в эфир созданных ими же передач. Однако эти права могут также быть переданы и другим лицам. Тут стоит отметить, что в случае трансляции уже записанной чужой передачи, транслирующая компания не становится обладателем смежных прав. Смежные права у такой организации возникают лишь в случае одновременной трансляции передачи. Если же организация транслирует «старую» чужую передачу, то в этом случае заключается отдельный лицензионный договор на объект смежных прав организации-создателя первоначальной передачи по ст.1308 ГК РФ.

Право изготовителя базы данных. § 5 Главы 71 ГК РФ.

Изготовителем базы данных признается лицо (физическое или юридическое), организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов.

Изготовителю базы данных принадлежит исключительное право изготовителя базы данных и право на указание на экземплярах базы данных своего имени или наименования.

Следует различать понятия изготовителя базы данных и автора (составителя) базы данных.

Изготовителю базы данных, создание которой требует существенных финансовых, материальных, организационных или иных затрат, принадлежит исключительное право извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом (исключительное право изготовителя базы данных). При этом положения настоящего параграфа ГК РФ не лишают составителя права охраны базы данных как составного произведения с использованием положений, касающихся авторских (не смежных) прав. Из интересного стоит отметить, что сроки, действия исключительного права изготовителя базы данных возобновляются при каждом ее обновлении.

Право публикатора на произведение науки, литературы или искусства. § 6 Главы 71 ГК РФ.

Публикатором признается гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.

Публикатору принадлежат два права: исключительное право на обнародованное произведение и личное неимущественное право на указание своего имени при использовании произведения.

Публикатор при обнародовании произведения должен обязательно соблюдать волю автора, в противном случае смежные права не возникают. Кроме того, в случае если публикатором будут нарушены личные неимущественные права автора, действие исключительного права публикатора может быть прекращено судом.

На примере: Представим ситуацию, что при очередном осмотре экспозиции в музее-квартире одного известного поэта сотрудниками музея был обнаружен тайник. В тайнике содержалось письмо пота и рукопись его произведения. В письме автор просил своих друзей опубликовать произведение. Но так уж случилось, что материалы эти были спрятаны, потом забыты и произведение так и не вышло в свет, оставаясь в том тайнике более 100 лет. В данном случае музей решает опубликовать это произведение. И тогда музей становится публикатором.

Источник

Знак правовой охраны смежных прав

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу

ИЗДАНИЯ. ЗНАК ОХРАНЫ АВТОРСКОГО ПРАВА

Общие требования и правила оформления

System of standards on information, librarianshipand publishing. Editions. Copyright notice. General requirements and rules of presentation

Дата введения 2004-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Российской книжной палатой Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций и Техническим комитетом по стандартизации ТК 191 «Научно-техническая информация, библиотечное и издательское дело»

2 ВНЕСЕН Научно-техническим управлением Госстандарта России

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 29 мая 2003 г. N 169-ст

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 2020 г.

Введение

Учитывая данные обстоятельства, ТК 191 «Научно-техническая информация, библиотечное и издательское дело» принял решение разработать государственный стандарт Российской Федерации.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к составу и форме представления знака охраны авторского права, помещаемого в книгах и брошюрах, сериальных изданиях, нотных, картографических, изоизданиях, аудио- и видеоизданиях, электронных изданиях.

Стандарт предназначен для издателей, редакций, средств массовой информации, производителей фонограмм, производителей аудио- и видеоизданий, электронных изданий независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 7.4 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Выходные сведения

Действует ГОСТ Р 7.0.4-2020 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления».

ГОСТ 7.5 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Журналы, сборники, информационные издания. Издательское оформление публикуемых материалов

Действует ГОСТ Р 7.0.7-2009 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Статьи в журналах и сборниках. Издательское оформление».

ГОСТ 7.60 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения

ГОСТ 7.76 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Комплектование фонда документов. Библиографирование. Каталогизация. Термины и определения

Действует ГОСТ Р 7.0.94-2015 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Комплектование библиотеки документами. Термины и определения».

ГОСТ 7.83 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения

3 Определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 знак охраны авторского права: Элемент выходных сведений издания, оповещающий о наличии у обладателя (физического или юридического лица) исключительных авторских прав на используемый в издании объект интеллектуальной собственности.

3.2 объект авторского права: Произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, способа его выражения, существующие в какой-либо объективной форме.

3.3 автор: Лицо, создавшее произведение или принимавшее участие в его создании, а также учреждение или организация, от имени которых публикуются материалы (ГОСТ 7.76).

3.4 соавтор: Лицо или организация, создавшие произведение совместно с другим лицом (лицами) или организацией (организациями) (ГОСТ 7.76).

3.5 составитель: Физическое лицо, собравшее, систематизировавшее и/или обработавшее какие-либо материалы для включения их в издание.

3.6 переводчик: Физическое лицо, осуществившее перевод текста произведения на язык данного издания.

3.7 основной текст: Текст произведения, публикуемого в издании.

3.8 аппарат издания: Совокупность дополнительных элементов издания, призванных пояснить, растолковать основной текст, способствовать усвоению содержания вошедших в издание произведений, облегчить читателю пользование изданием, а также помочь его обработке в статистических, библиотечно-библиографических и информационных службах.

3.9 иллюстрация: Графическое изображение, поясняющее или дополняющее основной текст, помещенное на страницах (листах), включенных в пагинацию или фолиацию документа (ГОСТ 7.76).

3.10 год публикации: Календарный год, обозначенный в выходных данных издания.

3.11 переиздание: Вновь выпущенное издание произведения (произведений).

3.12 выходные сведения: Комплекс элементов, характеризующих издание и предназначенных для его оформления, информирования потребителей, библиографической обработки и статистического учета (ГОСТ 7.4).

3.13 издание: Документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения (ГОСТ 7.60).

4 Общие положения

4.1 Знак охраны авторского права состоит из латинской буквы «С» в окружности, наименования объекта защиты права, имени правообладателя и цифрового обозначения года первого опубликования произведения (без слова «год» или сокращения «г.»).

4.1.1 Знак охраны авторского права приводят на каждом экземпляре издания (публикации) произведения в соответствии с действующим российским законодательством.

4.1.2 Если одно физическое или юридическое лицо обладает исключительными авторскими правами на издание в целом (основное содержание издания, перевод, вступительные статьи, текст справочного аппарата и т.п., а также на оформление издания), то знак охраны авторского права состоит из латинской буквы «С» в окружности, юридического имени правообладателя, года первого опубликования произведения:

© Московский государственный университет печати, 2002

4.1.3 Когда физическое или юридическое лицо обладает исключительным авторским правом на результаты нескольких видов деятельности, обозначения данных видов деятельности указывают в одном знаке охраны авторского права через запятую:

© Иванов В.И., предисловие, комментарии, 2002

© Составление, оформление. ООО «Восход», 2002

4.1.4 При наличии нескольких субъектов исключительно авторского права последовательность приведения их имен (наименований) в знаке охраны авторского права соответствует порядку указания имен (наименований) в издании на титульном листе, на заменяющих титульный лист элементах издания или в соответствии с договоренностью между правообладателями:

© Борисов В.И., Маслов В.А., 2002

© Российская государственная библиотека,

Российская национальная библиотека, 2002

4.2 Допускается не приводить знак охраны авторского права, если правообладателей четверо и более.

4.3 По объекту авторского права различают:

— знак охраны авторского права на основной текст издания (публикации);

— знак охраны авторского права на перевод, составление, иллюстрации, сопроводительный текст, научный аппарат издания (публикации) и т.п.;

— знак охраны авторского права на издание и распространение лицензионных (переводных) изданий;

— знак охраны авторского права на редакционно-издательское оформление издания.

4.4 При наличии в издании нескольких знаков охраны авторского права их указывают в приведенной в 4.3 последовательности (см. приложение А).

4.5 Язык элементов знака охраны авторского права совпадает с языком выходных сведений издания. На ином языке имя правообладателя приводят в том случае, если такая форма юридического имени установлена при регистрации данной организации на территории Российской Федерации.

4.6 При выпуске переводных или лицензионных изданий знак охраны авторского права оригинала, как правило, воспроизводят в той форме, в какой он дан в оригинале:

© 2001 GSC Game World

© Copyright by TRISTAR PICTURES 2001

© T. Corraghessan Boyle, 1990

5 Знак охраны авторского права на основной текст издания (публикации)

5.1 Знак охраны авторского права, информирующий о наличии у физических или юридических лиц исключительного авторского права на основной текст издания (публикации), состоит из латинской буквы «С» в окружности, фамилии и инициалов (псевдонима) физического лица или наименования организации (коллектива), года первой публикации произведения:

© ЗАО «Издательство «Экономика», 2002

© ООО «Руссобит-М», 2002

© «Машина времени», 2002

© ООО «Премьер-Видео», 2002

5.2 При издании произведения соавторов, образующего одно неразрывное целое, в знаке охраны авторского права имена соавторов указывают в том порядке, в каком они указаны на титульном листе издания (обороте титульного листа) или на выполняющем его функции элементе издания:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *