золотая хохлома наглядно дидактическое пособие
Дидактическое пособие лепбук «Золотая Хохлома»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Дидактическое пособие лепбук
Лэпбук- это собирательный образ энциклопедии на определенную тему. У данного пособия очень много преимуществ: многофункциональность, вариативность, мобильность, наглядность, информативность.
Лэпбук «Золотая хохлома» предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Для групповых и индивидуальных занятий с детьми. В нём собран материал для знакомства детей с Хохломой.
Наглядно-дидактическое пособие «Золотая Хохлома» познакомит ребенка с одним из красивейших народных промыслов – Хохломской росписью.
Ребенок получит представления о цветовой гамме, орнаментах, узорах, форме, изделиях, а также об основных сюжетах хохломской росписи.
Так же лепбукпредназначен для закрепления и систематизации изученного материала по декоративно-прикладному творчеству.
Хотим представить вашему вниманию свойлэпбук «ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА», в котором в доступной и интересной для детей форме, представлена информация о народном промысле.
Вот так он выглядит в закрытом виде.
Вот так наш ЛЕПБУК выглядит в развёрнутом виде с двух сторон.
На первой странице нашего лепбука представлены :
1.Информация «История возникновения Хохломы».
2. Виды письма хохломской росписи.
3.Карточки-орнаменты хохломской росписи.
4.Карточки-основные фоны письма хохломской росписи.
Информация «История возникновения Хохломы
Виды письма Хохломской росписи.
Основные фоны письма хохломской росписи
На второй странице нашего лепбука представлены :
«Мини книжки», сделанные в виде хохломской посуды:
1.Легенды про Хохлому.
2.Загадки про Хохлому.
3 Стихи про Хохлому.
На третьей странице нашего лепбука представлены:
1.Карточки-Элементы рисунка хохломской росписи.
2. Фото изделий «Современная Хохлома».
3. Фото изделий Золотой хохломы ( рассматривая картинки с посудой, воспитанники составляют описательные рассказы.)
Элементы рисунка хохломской росписи.
Рассматривая эти элементы росписи, дети создают свой орнамент на плоскостных изделиях.
Фото изделий «Современная Хохлома».
В современном мире узорами Хохломы украшают не только деревянную посуду, но и одежду, мебель, обувь. Декорируют стены зданий, бытовую технику и т.д
На четвёртой странице нашего лепбука представлены :
1.Карточка –Этапы изготовления хохломских изделий.
2. Карточка- Технологические карты.
4.Алгоритм росписи изделий в техники Хохлома.
Этапы изготовления хохломских изделий.
С помощью мнемоквадратов дети без особого труда могут рассказать,как получаются изделия хохломской росписи. Мнемоквадраты мы с детьми рисовали сами.
На пятой странице нашеголепбука представлены:
1.Разрезные картинки.
2.Дидактическая игра «Составь узор»
4.Книги.
Разрезные картинки
Наглядный материал для детей старшего возраста по теме»Ознакомление детей с хохломой»
Описание презентации по отдельным слайдам:
А в наше время мастера научились делать современные наборы посуды – для соков, мороженного, варенья, салатов и прочего. А еще декоративные блюда, подсвечники, детскую мебель. Все предметы очень яркие, нарядные, красочные. Для этого мастерам приходится потрудиться. Сувениры
Травка хохломы Орнамент с ягодками и листочками
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Воспитание детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1454021
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Дополнительные занятия по изучению культуры чеченского народа появятся в школах Чечни
Время чтения: 1 минута
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Кузнецова призвала разработать закон о психологической помощи
Время чтения: 1 минута
Российские школьники установили рекорд на олимпиаде по астрономии
Время чтения: 2 минуты
На базе колледжей создадут программы профориентации
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Цитатник
Квантовый Переход в Эру Водолея Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло Единицы р.
6 простых шагов как покупать лекарства дешевле О том, что во всех аптеках на лекарства существ.
Лексические темы. Космос
Как рассчитать количество бисера для жгута Итак, вариант 1 «математический&q.
—Рубрики
—Приложения
—Фотоальбом
—Ссылки
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Золотая Хохлома — яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он возник в XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома.
В этом глухом лесном краю исторически сложились весьма благоприятные условия для развития народных художественных промыслов и ремесел. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую, где жители, будто сговорившись, поделили между собой весь технологический процесс. Жители деревень занятые на отдельных трудовых операциях селились рядом, составляя свой «цех» или «куст». У каждой группы деревень был центр — крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, группировались вокруг крупного торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи.
Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку или миску можно было увидеть на столе у боярыни и в избе крестьянина, в хозяйстве богатого вотчинника и в царском обиходе. Нарядную деревянную посуду окрашивали в яркие, сочные цвета и расписывали разными красками, порой золотом и серебром. Красиво отделанная ложка или ковш считались подарком. Но даже самую простую посуду нельзя было использовать неокрашенной: от горячей пищи древесина расслаблялась, в ней образовывались трещины. Поэтому неокрашенную посуду покрывали олифой — вареным льняным маслом.
Расписная, да еще с золотом, посуда была недоступна для крестьянина. Однако народные мастера сумели сделать посуду не хуже золотой боярской, но пользоваться сю могли и крестьяне. Так появилась посуда с хохломской росписью — посуда, которая легко выдерживает горячее, не боится, по словам мастеров, ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, но нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна беднякам.
Происхождение приемов окраски деревянной посуды в золотистый цвет без применения золота и сегодня остается за- гадкой даже для специалистов. Оригинальная, веками отработанная технология и есть тот волшебный процесс, который обычное белое дерево превращает в блестящее золотом изделие.
Процесс изготовления хохломской посуды совсем не прост. Сначала изделие выгачивали из сырого дерева. Белую посуду («бель») 12-15 суток выдерживали при комнатной температуре для просушки. Затем ее грунтовали, обмазывали глиной. Дело в том, что древесина очень пористый материал, и чтобы закрыть все поры, создать водонепроницаемый слой, ее нужно было промазать. Хорошим материалом для этого оказалась обычная глина. Эту глину мастера называли вапом, отчего и сам процесс пропитки изделий глиной стали называть ваплением. Глину растворяли в теплой воде, разминали кусочки, перемешивали, получая раствор определенной густоты. Потом смазывали стенки изделия толстым слоем и оставляли на некоторое время — раствор должен был впитаться. Затем смазывали снова. Провапленное таким образом изделие с образовавшейся на нем глиняной коркой ставили на доски, где оно должно было просохнуть.
Высохшее изделие пропитывали льняным невареным маслом и снова выдерживали небольшое время, чтобы слой глины смешался с маслом. Затем изделие шлифовали, протирая поверхность лычным мочалом и льняным отрепьем. После шлифовки изделие ставили на досках в истопленную печь и держали там 4-5 часов.
Затем следовала обработка олифой для создания на изделии масляной пленки. Олифой изделия промазывались три раза, каждый раз в промежутках снова подсушивались и только тогда ставились в печь при температуре 80-90 градусов. Проолифенное таким образом изделие лудили — обмазывали оловянным (алюминиевым) порошком, и оно становилось «серебряным». Только после этого изделие было готово к росписи красками. Расписанное луженое изделие вновь обильно обмазывали олифой и ставили на досках в нежаркую печь для каления. И только тогда «серебряные» изделия волшебным образом превращались в «золотые», приобретая наконец такой хорошо знакомый всем вид.
Серия предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста на уроках труда и изобразительного искусства. Представлены основные приемы хохломской росписи. Материал изложен по принципу от простого к сложному, от изучения основных элементов хохломской росписи и упражнений на повтор до заданий на импровизацию и роспись объемных изображений.
Материалы с успехом могут быть использованы учителями, воспитателями старших групп дошкольных образовательных учреждений, педагогами художественных школ, руководителями кружков и различных студий, а также родителями в домашних занятиях с детьми.
Для начала работы необходимо иметь:
• краски гуашевые желтого, красного, зеленого и черного цветов;
• кисти беличьи № 2 и № 3;
• мягкую тряпочку для снятия лишней краски с кисти;
• листок белой плотной бумаги или белую мелкую тарелку без узоров, которая будет служить палитрой.
В хохломской росписи «травкой» называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками.
Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. В упражнение включены главные элементы «травки»:
«Осочки» — самый простой элемент узора; он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;
«Травинки» — это мазки с небольшим плавным утолщением;
«Капельки» рисуются приемом прикладывания кисти к бумаге;
«Усики» рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.
«Завитки» выполняются с легким нажимом в середине элемента;
«Кустик» —это наиболее сложный элемент «травки»; он состоит из более простых симметрично расположенных элементов — «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков».
Во всех заданиях на импровизацию дети сначала рассматривают роспись, выполненную мастером, а затем самостоятельно расписывают рисунок изделия.
Рассмотрите с детьми чашку с травным узором, выполненную мастером. Праздничный и торжественный колорит росписи достигается сочетанием золотого, красного и черного цветов.
Детям предлагается самостоятельно придумать и украсить ложку элементами травного орнамента, используя два цвета — черный и красный.
Рассматривая солонку с травным узором, обращаем внимание детей на ритмичное чередование элементов орнамента. Плавное течение ведущей линии — «криуля» подчеркивает округлую форму изделия, красный и черный цвета придают росписи торжественное и праздничное звучание.
Проект «Золотая хохлома»
«Красотой Руси полна ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА!
Ты строга, нетороплива, величава и игрива.
Ты любовью рождена, мастерством одарена.
Душу русскую неси из глубин святой РУСИ!»
Волнила Куеева А. Ю.
Проблема: С каждым годом увеличивается число дошкольников, имеющих пробелы в знании культуры своей страны. Итак, поиск путей решения описанной проблемы привёл к созданию творческо-исследовательского проекта «Золотая Хохлома».
Гипотеза: Что бы нам рассказала хохломская посуда, если бы умела говорить?
1. Совершенствовать умение составлять описательные рассказы, отвечать на
вопросы, презентовать свои работы.
2. Познакомить детей с историей хохломской росписи.
3. Формировать умение детей рассматривать хохломскую посуду.
4. Развивать умение рисовать простейшие элементы хохломской росписи.
5. Формировать умения создавать узоры по собственному замыслу, используя
разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов.
6. Воспитывать любовь к искусству народных мастеров.
Методы: Во время реализации проекта будут использованы такие методы как рассказ, беседа, объяснение, а также выполнение практических заданий, которые занимают большую часть. Так как проект, включает в себя различные задания, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, то занятия для каждого воспитанника дают больше возможностей для творческого развития личности.
Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы, родители воспитанников.
Характеристика проекта:
• по доминирующему виду деятельности – творческий (или исследовательский);
• по характеру содержания – включает ребёнка и его внутренний мир;
• по характеру участия ребёнка в проекте – исполнитель и непосредственный участник;
• по характеру контактов – осуществляется внутри одной возрастной группы и в контакте с семьей.
Ожидаемые результаты: от результатов проекта ожидаем,что дети:
1. Познакомятся с историей хохломской росписи.
2. Научатся рассматривать и узнавать хохломскую посуду.
3. Сформируется умение рисовать простейшие элементы хохломской росписи.
4. У детей будет совершенствоваться умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов.
5. У детей привьется уважение и любовь к искусству народных мастеров.
Модель трех вопросов
Продолжительность: данный проект осуществляется с октября 2016 по март 2017 гг.
Этапы реализации проекта:
I этап – ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Беседа: «История возникновения хохломской росписи».
Цель: Рассмотреть хохломскую посуду и узнать все о Хохломе.
• Познакомиться с хохломской росписью.
• Рассмотреть хохломскую посуду.
Вхождение в проблему:
Рассматривание хохломской посуды и действия с ней.
Вживаться в игровую ситуацию.
II этап – ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Подобрать наглядный материал для деятельности детей, литературу и наглядные пособия. Знакомство с видами хохломской росписи с привлечением источников.Изготовление дидактических игр: «Хохломское лото», «Хохломское домино», «Собери картинку». Сбор экспонатов с хохломской росписью с помощью родителей (оформление выставки в мини-музее группы). Подготовить материал для художественного творчества – рисования.
III этап – ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ
Рассматривание посуды, элементов хохломской росписи, иллюстраций в журналах. Отгадывание загадок о хохломе, разучивание стихов, чтение сказок и рассказов.Дидактические игры: «Составь узор», «Подбери узор». «Обведи и раскрась», «Собери картинку», «Найди пару».Слушание аудиозаписей: «Золотая Хохлома», «Золотая ярмарка», «Купили мы для бабушки…», «Матрешки», «Хохлома».
Подвижные игры: «Кто быстрее донесет вазу», «Кто больше соберет ложек», «Не задень посуду».
Рисование: Хохломские раскраски, Хохломская ложка, Хохломские доски.
Лепка (метод налепа): Хохломская чашка.
Родители совместно с детьми пополняют музей группы на тему: «Золотая хохлома». Получают информацию о проекте из консультаций для родителей.
Воспитанники повторяют за педагогом слова и фразы из знакомых стихотворений, разучивают новые. Играют в дидактические игры. Смотрят сюжеты и делятся своими впечатлениями. Слушают песни. Играют в игры. По подсказке педагога берут материалы для той или иной деятельности.
IV этап – ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОДУКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Создание презентации «Золотая хохлома». Создание альбома и подготовка выставки детских работ по «Декоративно – прикладному искусству».
Взаимодействие с родителями
1. Познакомить родителей с примерным планом работы по проекту «Золотая хохлома».
3.Консультация для родителей: «Знакомство детей с хохломской росписью»,
«Творчество в детском возрасте».
4. Подготовка информационных стендов, папки-передвижки «Роль рисования в приобщении детей к народной культуре».
5. Предложить родителям расписать доски и ложки в стиле хохломской росписи.
5. Участие родителей к подготовке утреннику, посвященному женскому дню 8 Марта.
Художественно-эстетическая деятельность средствами музейной педагогики способствует творческому развитию ребенка, его умению действовать в воображаемом пространстве, развитию фантазии, мира чувств, осознанию себя причастным к общечеловеческим и культурным ценностям.
В ходе работы использовались как традиционные технологии,так и современные:
• педагогика сотрудничества, позволяющая осуществлять педагогический процесс в соответствии с интересами каждого ребенка, ненавязчиво, не давя, а быть всегда рядом с ребенком, помогать ему;
• игровые технологии, способствующие повышению интереса к разным видам деятельности, созданию благоприятной эмоциональной обстановки, активности каждого ребенка;
• метод проектов при создании мини-музеев разной направленности;
• здоровьесберегающие технологии, использование которых позволяет вовремя чередовать спокойную и двигательную деятельность, снизить порог утомляемости, повысить внимание и пр. ;
3. «Русское народное творчество в детском саду» Усова А. П. – Москва 1972 г.