зубцы стен московского кремля имеют форму
Зубцы Кремлевской стены: почему на самом деле они имеют форму «ласточкина хвоста»
Московский Кремль – один из главных символов российской власти. И каждая его деталь имеет особое значение. Вот и хорошо всем заметные зубцы на стене неспроста выполнены в форме «ласточкиного хвоста». Примечательно, что официальная резиденция правителей России позаимствовала данный архитектурный элемент у средневековых замков и крепостей итальянских гибеллинов – противников папства.
Итальянский стиль
Вряд ли найдется человек, который не видел двурогие зубцы (мерлоны) на Кремлевской стене. Их высота в разных местах колеблется от 2 до 2,5 м, а общее количество равно 1045.
Специалисты отмечают, что итальянские зодчие, руководившие возведением данного объекта, при устройстве зубцов, без сомнения, взяли за основу архитектурные каноны своей страны. Об этом доктор исторических наук Константин Носов написал в статье «Итальянцы и «итальянизмы» в русском военном зодчестве великого княжества Московского (последняя треть XV – первая половина XVI в.), которая вышла в «Военно-историческом журнале» (№ 3 за 2020 г.).
Как известно, Московский Кремль был построен во времена Ивана III Васильевича. С 1485 г. над его возведением, сменяя друг друга, трудились итальянцы (фрязи), оставшиеся в русской истории под именами: Антон Фрязин, Марк Фрязин, Петр Фрязин и Алевиз Фрязин. Они привнесли в русскую архитектуру множество новых конструктивных элементов, характерных для Западной Европы.
Поскольку в XVI-XVII вв. все крепости в нашей стране возводились по образцу Московского Кремля, то в самых разных городах России при осмотре памятников старины можно увидеть опускные решетки-герсы, подъемные мосты, навесные бойницы (машикули), пушечные амбразуры и водопропускные арки. Но самым известным «итальянизмом» в русском военном зодчестве К.С. Носов и ряд других исследователей считают именно зубцы, напоминающие по форме хвост ласточки.
Историки часто ссылаются на письмо, адресованное миланскому герцогу Лодовико иль Моро секретарем его канцелярии Гуальтеро Сервуло. В этом документе от 19 ноября 1496 г. со ссылкой на Алевиза Фрязина (Алоизио да Карезано) говорится, что царь Иван III «… хочет, чтобы ему сделали замок наподобие этого, что в Милане». Речь идет о Кастело Сфорцеско – резиденции герцогов из династии Сфорца.
Действительно, специалисты нашли немало общего между этими памятниками архитектуры. Впрочем, аналогичные мерлоны можно увидеть на многих средневековых замках. Например, они есть в Виченце, Сан-Мартино, Вероне, Турине, Парме и других городах, где у власти находились гибеллины.
Воля монарха
Доктор социологических наук Владимир Кочетков считает, что каждый архитектурный элемент Московского Кремля имеет особое значение. Об этом исследователь написал в статье «Международно-политический символизм архитектуры правительственных зданий», которая опубликована в «Вестнике Московского университета» (№ 1 за 2015 г.). Поэтому сходство зубцов Кремля и гибеллинских замков не может быть случайным.
По мнению В.В. Кочеткова, архитектура правительственных зданий всегда отражает «… характер власти и властных отношений в том или ином государстве, способствует прочтению культурного кода различных обществ и пониманию их норм, обычаев и традиций».
С данной точкой зрения согласна кандидат исторических наук Татьяна Матасова. В своей книге «Софья Палеолог» (М., 2016 г.) исследовательница отметила, что политические и культурные связи с Миланом сыграли заметную роль в становлении Русского государства. И даже в самом характере власти отмечается совпадение, ведь миланский герцог, как и Иван III, являлся единоличным правителем, получившим свое положение в обществе по наследственному праву.
Вообще, почти вся история средневековой Италии прошла под знаком борьбы двух политических группировок: гвельфов и гибеллинов. И если первые выступали за усиление влияния Римского папы, то вторые ратовали за светский характер власти. И Иван III не мог об этом не знать.
«Замечено также, что нередко гвельфские убеждения были близки государствам с республиканской формой правления, тогда как гибеллинские воззрения поощрялись в государствах монархического типа», – написала Т.А. Матасова.
То есть, зубцы на Кремлевской стене – это послание миру о единоличной власти русского царя, распространяющейся на все сферы жизни страны.
Против католиков
Некоторые специалисты видят в форме зубцов Кремлевской стены своеобразный антикатолический манифест. В частности, такую версию доктор филологических наук Евгений Жаринов и кандидат философских наук Станислав Жаринов высказали в совместной книге «От Гомера до Данте. Лекции о зарубежной литературе» (М., 2018 г.).
Ни для кого не секрет, что в XV в. религиозное противостояние между католиками и православными только усиливалось. И гибеллинские зубцы должны были продемонстрировать иностранным послам, что в Москве вовсе не чтут Римского папу.
«Перед миланскими зодчими в 1480 году встал важный политический вопрос: какой формы следует делать зубцы стен и башен – прямые или ласточкиным хвостом? Дело в том, что у итальянских гвельфов были замки с прямоугольными зубцами, у гибеллинов – ласточкиным хвостом. Поразмыслив, зодчие сочли, что великий князь Московский уж точно не за папу», – написали Е.В. Жаринов и С.Е. Жаринов.
Вопрос о форме зубцов в конце XV в., и впрямь, был политическим. Даже само слово «гибеллины», как считается, произошло от латинского варианта названия замка династии Штауфенов – Гаубелинг. Так что «ласточкин хвост» имел большое значение. Помимо всего прочего, он символизировал светский характер власти в государстве.
Для успешной обороны
Московский Кремль – не только официальная резиденция правителей России, но и крепость – оплот государственной власти. Поэтому строительство этого памятника архитектуры велось в полном соответствии с последними достижениями фортификационного искусства. Стены Кремля должны были не только внушительно выглядеть, но и на самом деле быть неприступными, чтобы произвести должное впечатление как на простой люд, так и на иностранных послов.
Доктор исторических наук Павел Раппопорт в книге «Древние русские крепости» (М., 1965 г.) отметил, что во второй половине XV в. артиллерия заметно усовершенствовалась, что повлияло на тактику ведения боевых действий. Военно-инженерная наука потребовала укрепить стены городских цитаделей и оборудовать их так, чтобы в случае чего можно было успешно обороняться.
Видимо, Иван III допускал возможность длительной осады Московского Кремля вражескими войсками. Одним из элементов, позволяющих помочь защитникам столицы, и были зубцы в форме «ласточкиного хвоста», поскольку они давали возможность обстреливать супостата, оставаясь в укрытии.
«Вместо широких прямоугольных зубцов стены Московского Кремля венчались узкими двурогими зубцами в форме так называемого ласточкина хвоста. Стрельба с верха городских стен велась либо через промежутки между зубцами, либо через узкие бойницы в самих зубцах», – рассказал читателям своей книги П.А. Раппопорт.
Двуглавый орел
Многие специалисты также считают, что двурогие зубцы, словно «смотрящие» в противоположные стороны, обозначают двуглавого орла, которого и сегодня можно увидеть на гербе России. Именно при Иване III этот символ появился на царской печати. Тогда же, в конце XV в., среди столичной аристократии возникла концепция «Москва – Третий Рим».
В европейской геральдике орел всегда был знаком верховной власти. Появление гордой двуглавой птицы на печати русского царя часто связывают с его женитьбой на византийской принцессе Зое (Софье) Палеолог, состоявшейся в 1472 г. Ведь орел являлся династическим символом второй супруги Ивана III.
Известно, что на императорском жезле Юлия Цезаря в свое время также красовался этот знак, поскольку мифология связывала данную птицу с верховным богом Юпитером. Именно двуглавый хищник с распростертыми крыльями был государственной эмблемой Священной Римской империи.
То есть, форма зубцов Кремля – это утверждение, что Москва является правопреемницей Рима. Пусть даже и через Византию.
Двузубец Рюриковичей
Удивительным образом с геральдической темой двуглавого орла перекликается один из первых символов власти на Руси – двузубец. Писатель Михаил Серяков в книге «Рюрик и мистика истинной власти» (М., 2016 г.) подчеркнул, что этот простой по своей форме знак являлся родовой эмблемой правителей Древней Руси.
Некоторые исследователи даже предполагают, что двузубец Рюриковичей представлял собой схематическое изображение летящей хищной птицы. Данный знак часто чеканился на боевом оружии с магической целью – сделать обладателя клинка или кистеня непобедимым.
Не исключено, что и зубцы Кремлевской стены исполняют роль своеобразного оберега, защищающего цитадель русских правителей от различных супостатов.
Почему зубцы кремлевской стены имеют такую форму? (7 фото)
Сейчас мы с вами попробуем …
Итальянский город Верона известен нам прежде всего благодаря пьесе В. Шекспира о Ромео и Джульетте. Но кроме балкона, где якобы произошло первое свидание влюбленных, здесь есть немало других достопримечательностей. Например, замок Кастельвеккио, построенный первыми наместниками города в середине 14-го века.
Поднимаешься к замку по мосту и вдруг замечаешь что-то знакомое. Стена из красного кирпича, увенчанная зубцами в форме буквы М (или же, как говорят экскурсоводы, в виде ласточкиного хвоста). Ба, да не в московском ли Кремле мы? – Нет, не в Кремле, – заверяет нас экскурсовод.
Закладка первого камня в фундамент замка в Вероне, который именуется сейчас Кастельвеккио, состоялась в 1355 году. Об этом гласит старинная доска, сохранившаяся во внутреннем дворе замка, на которой высечены слова о том, что в указанный год строительство замка начато капитаном Франческо Бевилаква по велению подесты (наместника) Вероны Кангранде II делла Скала.
В архитектуру этого оборонительного сооружения были включены остатки древнеримских строений и фрагменты старых крепостных стен, защищавших прежде берег реки Адидже. Новое строение назвали замком Сан Мартино из-за старой церкви Св. Мартина, которая располагалась неподалеку и, как показывают современные раскопки, соединялась с донжоном замка тайным проходом.
Одновременно с замком был сооружен Мост Скалигеров, династию которых как раз и представлял Кангранде делла Скала. Этот мост соединял замок с левобережной частью Вероны, которая на тот момент практически не была заселена. По мнению некоторых современных исследователей, данный мост владельцы замка могли использовать в качестве единственного спасения, если бы замок был осажден со стороны города.
Вошедший в историю, как жестокий тиран, Кангранде II, очевидно, больше опасался внутренних врагов, чем нападения чужеземцев. Впрочем, опасения его были не беспочвенны, ведь жизнь его прервалась на 38 году от отравления ядом.
В 1387 году правитель Милана Галеаццо II Висконти изгнал последнего представителя Скалигеров из Вероны и спустя несколько лет миланцы решили выстроить новый замок на холме Сан Пьетро, а затем еще и крепость Сан Феличе. Именно тогда замок Сан Мартино, во избежание путаницы, стали называть Кастельвеккио – Старый замок.
Явное сходство между двумя старыми крепостями объясняется очень просто. Замок Кастельвеккио в 14-м веке, так же как и московский Кремль в конце 15-го века, возводили архитекторы из Милана. Отсюда и применяемый в обоих случаях красный кирпич стен, и необычная форма зубцов на них.
В начале XVI века в Кремле итальянскими мастерами (Антон Фрязин, Марко Фрязин, Пьетро Антонио Солари и Алевиз Фрязин Старый) строятся новые храмы: собор Чудова монастыря (1501—1503), собор Вознесенского монастыря (1519), церковь Иоанна Лествичника (1505—1508), церковь Николы Гостунского, перестраивается храм Иоанна Предтечи у Боровицких ворот (1504.
Одновременно с сооружением Великокняжеского дворца и обновлением кремлёвских храмов шло строительство новых Кремлёвских стен и башен. Начиная с 1485 года на протяжении целого десятилетия под руководством итальянских зодчих белокаменные прясла стен и башни разбирались, а на их месте возводились новые из обожжёного кирпича. Площадь крепости была увеличена за счёт присоединения значительных территорий на северо-западе и достигла 27,5 га, а Кремль получил современные очертания неправильного треугольника
Но на самом деле образцом для московского Кремля является не веронский замок Кастельвеккио, а построенная в середине 15-го века в Милане крепость Сфорца. Там сходство не только в цвете стен и в форме зубцов, но даже в форме башен.
Замок Сфорца (ит. Castello Sforzesco) — один из самых знаменитых замков Италии расположен в самом сердце Милана и, будучи неразрывно связан, символизирует собой всю многовековую историю города. Много раз замок перестраивался, много раз приходилось ему держать оборону не только от внешних врагов, но и от самих горожан, но благодаря итальянским архитекторам и реставраторам он и сегодня может привести в восторг любого посетителя.
Что представляли собой заборола, источники не разъясняют. П. А. Раппопорт, анализируя летописные сведения о заборолах русских деревянных крепостей XI — XIII вв., пришел к выводу, что таким термином на Руси обозначались либо боевые площадки стен с ограждавшими их защитными брустверами, либо сами брустверы, либо просто стены. Однако заборола не могли быть стенами.
Поскольку в 1382 г. на заборолах Московского кремля эпохи Дмитрия Донского защитники стояли и с них же они стреляли, мы можем сделать вывод, что терминами «забрала» и «заборола» в первой половине XIV в. на Руси обозначались только боевые площадки стен с каким-то защитным заграждением, служившим для прикрытия воинов. Вывод этот будет более убедительным, если учесть, что в 1386 г., когда «на поле под Мстиславлем» между войсками смоленского князя Святослава Ивановича и литовцами шел бой, горожане также «стояху, зряще, на забралах градских»
Относя сведения о настенных заборолах Москвы только к поэтическому языку «Задонщины», а не к реальным стенам кремля, Н. Н. Воронин считает, что их верх скорее всего был зубчатым. Между тем о существовании заборол на московских стенах 1366-1367 гг. в летописях говорится не только под 1382 г., но и под 1460 г. При этом в последнем случае отмечается, что буря, пронесшаяся над Москвой, многие церкви «поколеба» и «храмы… многи в граде., ободра и връхи смета, а градные забрала размета и разнесе».
На основе этого можно заключить, что заборола были деревянными и что они имели вид каких-то относительно легких щитов, а не тяжелых бревенчатых брустверов. Впрочем, верх московских стен мог быть тогда и зубчатым, а заборола могли быть лишь щитами, закрывавшими промежутки между ними.
Считается, что в ряде случаев заборола могли нависать над стенами, представляя собой нечто вроде обламов, хорошо известных в деревянной крепостной архитектуре Руси XVI-XVII вв. 89) Однако о нависании заборол над стенами в источниках ни прямых, ни косвенных указаний нет. Вряд ли такого рода заборола и существовали, так как навесной бой — явление позднее как в деревянных, так и в каменных крепостях. Он существует в памятниках русского военного зодчества, относящихся не ранее чем к концу XV в. Следовательно, говорить о существовании заборол, нависавших над стенами крепостей более раннего времени, чем конец XV в., не приходится.
Позднее ограждение боевого хода стен русских крепостей изменилось. Говорить о характере этих изменений в связи с надстройками первой половины XV в., последующими изменениями и просто сильным разрушением верхних частей крепостных стен довольно трудно. Однако стены Порховской крепости 1387 г., сохранившиеся хотя и с большими утратами своих верхов, но все же в первоначальном виде, парапета уже не имеют. Здесь вместо парапета существовало ограждение в виде глухих, видимо ровных вверху, широких зубцов с промежутками между ними.
Сейчас от них на стенах местами сохранились только нижние, сильно обломанные части толщиной около 70 см. Такого же типа зубцы существовали и на крепостных стенах Пскова; в настоящее время они частично восстановлены по сохранившимся следам, описям и чертежам XVIII в.
В конце XV в., когда в Москве при участии итальянских зодчих строился новый кремль, характер зубцов крепостных стен изменился. Они стали делаться более узкими, с двумя полукружиями наверху и седловиной между ними, в результате чего приобрели форму, напоминающую ласточкин хвост. Позднее такие зубцы стали неотъемлемой принадлежностью почти всех русских крепостей. Они имеются на стенах кремлей Новгорода (стр. 215), Нижнего Новгорода, Тулы, Коломны, Ивангорода и Зарайска.
Впрочем, общий характер всех этих зубцов был, по существу, один и тот же. Четкая «гребенка» зубцов в виде ласточкина хвоста зрительно облегчала верхние части крепостных стен оборонительных сооружений и свидетельствовала о их непосредственной связи друг с другом. Больше того, отделенные друг от друга небольшими промежутками, зубцы в виде ласточкина хвоста, свободно сочетаясь с широким шагом арок крепостных стен, как бы дополняли и поддерживали их четкий ритм. Расчлененная изнутри арками и завершенная двурогими зубцами, стена имела плавный переход от тяжелого низа к легкому верху.
Наряду с этим двурогие зубцы, венчавшие стены крепостей и «регулярного» и полигонального типов, как бы говорили о их боевом единстве. Характерные для многих оборонительных сооружений, выстроенных в разных местах страны и в более позднее время, такого рода зубцы были как бы символом Руси. Их четкая форма образно говорила о неразрывной связи различных укрепленных пунктов со столицей государства и свидетельствовала о сплоченности русских земель.
По толщине они разные: в одних местах стенки имеют толщину, равную ширине зубцов, и выложены с ними заподлицо, а в других — несколько тоньше и заглублены по отношению к их тыльным сторонам на 17 см. Благодаря этому зубцы стен Тульского кремля как бы объединены в группы, хорошо выявляющиеся и сейчас. Практического значения такое объединение, видимо, не имело.
Почему по верху Кремлевской стены размещены «ласточкины хвосты»?
Московский Кремль – одна из главных достопримечательностей нашей столицы и, наверное, самый узнаваемый ее символ. На многих детских рисунках кремлевские стены поверху изображены с непременными зубчиками, называемыми «ласточкиными хвостами».
Почему именно такая форма завершения стен крепости выбрана в Кремле?
Стоит отметить, что обязательным атрибутом верхней части стен крепостей были узкие бойницы, через которые обстреливались наступающие враги. Укрепленное пространство между ними, за которыми прятались защитники крепости, называлось мерлонами (участок бруствера между бойницами). Последние были разнообразной формы – прямоугольные, остроконечные, закругленные поверху, а также в виде «ласточкиного хвоста».
Большинство считают, что последняя форма мерлона – чисто московское новшество. Но это не так. Зубцы такой формы можно увидеть на древних крепостных стенах итальянских замков, в частности, в Милане и Вероне.
Здесь и кроется разгадка того, почему у кремлевских стен такое завершение. Ведь известно, что нынешний Кремль проектировали зодчие из Италии в конце XV столетия. Благодаря им и появились «ласточкины хвосты» и у нас в Москве.
Существует интересный миф, связанный с ними!
Дело в том, что в истории Италии, в далеком XII столетии, случился конфликт между сторонниками верховенства над страной Папы Римского, т.н. гвельфами, и гибеллинами, которые признавали только власть императора.
Конфликт разросся до таких размеров, что противники даже при возведении замков пытались как-то отличаться друг от друга.
Гвельфы устанавливали поверху крепостных стен прямоугольные мерлоны, а гибеллины раздвоенные зубцы, которые были похожи на главный символ Римской империи – гордого орла (разнонаправленные зубья действительно напоминают его расправленные крылья).
Строившие Кремль итальянские зодчие посчитали, что московиты, не очень почитавшие Папу Римского, не будут в восторге от прямоугольных зубцов, а потому выбрали мерлоны гибеллинов.
Правда это или нет, но сегодня стены Кремля украшают именно зубья в форме «ласточкиного хвоста».
uCrazy.ru
Навигация
ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
ОПРОС
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
КАЛЕНДАРЬ
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |