дэймон албарн и грэм коксон отношения
Супер-лучшие друзья
«Я не могу вспомнить, где и как мы впервые встретились. У меня ужасная память. Но я уверен, что Грэм помнит об этом»: Дэймон Элбарн обращается к Грэму Коксону, который молча кивает в ответ.
«Это случилось в школе, у музыкального кабинета, вблизи музыкального блока. Но впервые я услышал его, когда он пел: «Прошу Вас, офицер Крапки» из «Вестсайдской истории» на каком-то школьном мероприятии, и я тогда подумал, что он истинный экстраверт. Полная моя противоположность, потому что я тогда был довольно застенчив.
А их первый разговор, был о песне, которую написал Дэймон, по инициативе некого мистера Хилдрета, их учителя музыки.
Найджел Хилдрет. Учитель музыки Дэймона Элбарна и Грэма Коксона в «Stanway Comprehensive School», Колчестер:
Я начал преподавать в школе Stanway, когда Дэймону было лет 11 или 12, а Грэм был на год меньше.
Деймон иногда может быть абсолютно бешеным, потому что у него очень много талантов, и он не всегда может их контролировать. Даже когда он сдавал экзамен A-level по музыке, он умудрился его провалить. Его композиции и исполнения были хорошие, даже очень, но большую часть экзамена он был сосредоточен на музыкальном анализе, и это не помогло, это даже не добавило ему баллов.
У Грэма был совсем другой характер, он был более неуверенным. Деймон переехал из Лондона, поэтому он был аутсайдером, но и Грэм не был частью Эссекса. Но музыка – это действительно хорошее место, где люди, которые не являются душой кампании, могут найти себе убежище. Они создали свою собственную группу, и у них даже был концерт в школе, на котором я был дежурным учителем. У Деймона было особое обаяние, это было время, когда он начал пользоваться популярностью у девочек.
Дэймон стал более популярным, но и у Грэма было своё особенное положение в жизни школы. Когда мы ставили спектакль «Орфей в Подземном царстве», Дэймон был Зевсом, и этим всё было сказано, он был одет в тогу, с прикреплёнными молниями. А Грэм играл незначительного царя или бога Подземного мира.
«Это был дом Майкла Морриса», добавляет Грэм.
В настоящее время они оба осознают, что смогли пройти школу странностей, реализации которых помогли сформировать Семь секретных правил взаимоотношений.
«Дом Грэма был в задней части школьного игрового поля, и мы бегали туда практический каждый ланч», говорит Деймон.
Дэймон любил классическую музыку и мечтал стать актером. А вот Грэм обожал The Jam: «У Грэма была крошечная спальня, но в ней умещалась барабанная установка и все эти плакаты The Jam… «
Грэм припоминает комнату Дэймона, как менее романтичное место: «Там был шкаф… и биты, сваленные в кучу… всё было окрашено в основном, в серый цвет… и там не было ни одного постера… «
Дэймон: «У меня было много окаменелостей и чучел животных, помню своё чучело лисы. Я был большим охотником до поиска ископаемых и наблюдением за птицами. «
Детство в глубоком Эссексе было очень защищенным: никаких наркотиков, никакой продажи спиртного несовершеннолетним, Грэм даже не курил, пока ему не исполнилось 18.
Грэм: «Это действительно немного забавно – совсем как у Энид Блайтон (известная британская писательница, работавшая в жанре детской и юношеской литературы). Мы уже давно хотели пойти на прогулку вдоль реки, что протекала на заднем дворе Дэймоновского дома. И вот однажды он пригласил меня с собой, и там было это чудесное корявое дерево, к корням которого Дэймон привязал две бутылки вина, так, что бы они плавали в воде. Он вытащил одну, и мы уселись там пить. Это был наш первый раз, когда мы напились так, что едва волочили ноги.»
После этого, по его собственному признанию, Дэймон превратился в раздолбая и балбеса.
«Я должен был отказаться от походов в городской паб вместе с ним, потому что это всегда заканчивалось неприятностями «.
«Дааа. Мы ходили туда, выпивали три или четыре бутылки Holsten и уже были без чувств. Дэймон постоянно пялился на людей, и однажды к нему подошёл какой-то парень, которого он разглядывал, и сказал Дэймону: «Я могу надрать тебе задницу за одну минуту». А Дэймон только медленно поаплодировал ему и сказал насмешливо: «О, ты такой грозный». На что этот парень просто подошёл… Бам! и вот Дэймон уже в нокауте. Но здесь нет ничего такого, это происходило постоянно».
«Ага, причём каждый раз, когда это происходило, Грэм тут же сматывался. Я бывал в отключке из-за того, что какие-то психи, постоянно попытались меня избить, а когда я приходил в себя, его и след простыл! И я скажу тебе, что когда я впервые узнал тебя, ты бы не сказал, что и мухи не обидишь. Но теперь, когда ты пьян, ты также раздражителен, как я раньше. Грэму очень повезло, что до сих пор никто не выписал ему как следует.»
«Мы одинаковые, когда мы пьяны.»
Алкоголизм Грэма до сих пор остаётся вопросом. Позируя для фото, он намеревался показать все последствия, которые ожидают вас после бутылки пива. Дэймон постоянно напоминает ему: «Грэм, не смей пить это пиво! Попроси лучше чашку чая, Живо!»
Через несколько минут, принимая очередную позу, Грэм встряхивает свою бутылку Grolsch так, что она взрывается ему в лицо, пиво льётся на пол, а он пытаясь спасти остатки начинает глотать пену.
Но как только Дэймон поворачивается спиной, Грэм, пользуясь возможностью, всё-таки делает последний глоток.
Из всех факторов, которые могут вызвать у Дэймона чувство покровительства над Грэмом, вопрос с девушками является самым острым.
«Это не правда, Грэм. Я просто хочу быть уверен что у тебя всё хорошо. Так я отношусь ко всем дорогим мне людям. Точно так же я поступаю со своей сестрой».
Таким образом мы подбираемся к деликатным подробностям, таким, как подруга Дэймона Жюстин, и её лучшая подруга и бывшая девушка Грэма, Джейн Оливер. Но стоило нам упомянуть о Джейн, Грэм останавливает интервью и просит сигарету. Дэймон ноет: «Он жить не может без сигарет. «
«Это было очень странное время, когда я дружил с Джейн. » начинает Грэм. Но это все, что он может выдавить из себя.
Цитата: Вокруг было полным-полно маленьких грязных ублюдков, которые постоянно пытались замутить с моей подругой. Каждая моя поездка в турне была как поход в Трою. Я мог вернуться и застукать пару женихов, которые тусили вместе с ней, во время моего отъезда (май 2009).
После школы, Грэм поступил в колледж искусств Goldsmith. А Дэймон пошёл в театральное училище и иногда проводил время в колледже искусств. Именно здесь Blur собрались вместе в 1989 году.
«Грэм и я больше не тусуемся вместе. Если честно, теперь мы даже разговариваем реже, зачем нам это? Это ушло далеко за пределы этого. У нас у обоих есть другие друзья, вне группы. И у нас разные точки зрения о том, как хорошо провести вечер. Мне нравится готовить и смотреть футбол, а ему нравится отдыхать в пабах!»
Вы любите друг друга?
Дэймон: «Без сомнения. Мы всегда будем друзьями. Мне нравится думать о том, что когда мы станем старыми и дряхлыми, мы всё-равно будем видеть друг друга…»
Дэймон: «Я имею в виду, что важно сделать это в данный момент, не так ли?»
Грэм: «Да, я больше не могу ждать.»
Дэймон: «Он не может ждать. «
Дэймон Албарн: биография и личная жизнь
Только авторизированные пользователи могут добавлять фотографии.
Авторизация/Регистрация за 10 секунд
Только авторизированные пользователи могут задавать вопросы.
Авторизация/Регистрация за 10 секунд
Содержание (быстрый переход)
Биография Дэймона Албарна
Дэймон Албарн появился на свет в 1968 году в Лондоне, столице Великобритании.
Семья Дэймона Албарна
Родители Дэймона Албарна
Сестра Дэймона, Джессика Албарн, пошла по стопам отца, став художницей.
Детство и юность
Будучи школьником, Дэймон учился играть на 3 музыкальных инструментах: гитаре, скрипке и фортепиано. В 10 лет ему пришлось переехать с семьёй в Колчестер.
Дэймон Албарн в детстве
Там он перевёлся в школу Стэнвэй, где и сдружился с Грэмом Коксоном, будущим коллегой по группе Blur. У них обоих была страсть к музыке, в частности, им нравилось творчество групп The Human League, The Beatles, Jam, Madness.
Помимо учёбы в школе, Дэймон также снимался в различных театральных постановках. В дальнейшем он поступил в актёрскую школу «East 15», однако, после первого курса бросил её, разочаровавшись в актёрском мастерстве.
Музыкальная деятельность
Ещё в молодости парень приступил к сочинению музыки. Он сочинял как рок-песни, так и классическую музыку. В частности, за одну из своих композиций, написанную под влиянием творчества композитора Курта Вайля, Дэймон был удостоен награды на британском конкурсе «Young Composer of the Year».
Вместе с Грэмом Коксоном Дэймон основал группу «Aftermath», позже переименованную в «Real Lives». Ребята играли в клубах и пабах, но особого успеха не имели.
Дэймон Албарн и Грэм Коксон
Первый альбом группы, «Leisure», был выпущен в 1991 году. Однако настоящего успеха музыканты добились 3 года спустя, с выходом альбома «Parklife», признанного платиновым как в Великобритании, так и по всей Европе.
В 1998 году Дэймон Албарн совместно с Джейми Хьюлеттом создал музыкальный проект «Gorillaz». Дебютный одноимённый альбом вышел в свет в 2001 году и снискал популярность в США и Великобритании.
Вымышленная группа «Gorillaz»
Дэймон Албарн пошёл по стопам своего дедушки и стал пацифистом. Он всегда был против любых войн, в частности, осуждал войну США с Ираком и Афганистаном. В 2002 году совместно с Робертом Дель Найя, солистом группы «Massive Attack», он агитировал в журнале NME против войны.
В 2003 году группа Blur распалась, и Дэймон занялся сторонними проектами. Собрав песни, записанные в период тура «Blur» по США в поддержку релиза «Think Tank», музыкант выпустил альбом «Democrazy».
В 2016 году в африканской стране Мали Дэймона Албарна провозгласили «местным королём». Дело в том, что артист с давних времён интересовался музыкой и культурой этой страны и неоднократно посещал её для выступлений с африканскими музыкантами.
Личная жизнь Дэймона Албарна
В англоязычном обществе бытует мнение о нетрадиционной ориентации Дэймона Албарна (в частности, из-за некоторых совместных фото с Грэмом Коксоном). Хотя он и относится нейтрально к ЛГБТ, в его личной жизни было как минимум 2 женщины.
Дэймон Албарн с Джастин Фришманн обнимаются
В молодости Дэймон Албарн встречался с коллегой по цеху, девушкой по имени Джастин Фришманн, солисткой группы Elastica. Их отношения длились с 1991 по 1998 год. Влюблённые расстались, но сохранили дружбу.
Жена Дэймона Албарна
Дэймон Албарн и Сьюзен Уинстэнли
Сейчас супруги живут в Лондоне.
Дети Дэймона Албарна
Единственную дочь Дэймона Албарна от Сьюзен Уинстэнли зовут Мисси. Она родилась в 1999 году.
Дэймон Албарн в театре и кино
Дэймон Албарн, помимо музыкальной деятельности, также пробовал себя и в актёрском мастерстве. В 1997 году он сыграл роль Джейсона в фильме «Лицо» режиссёра Антонии Бёрд.
Также Дэймон озвучивал одну из ролей мультфильма Гуннара Карлссона «Анна-монстр», вышедшего в 2007 году.
Кроме того, Дэймон Албарн вместе с Джейми Хьюлеттом являются авторами оперы «Обезьяна: путешествие на Запад», основанной на китайской легенде. Опера была поставлена в 2007 году в Манчестерском театре эстрады и музыкальной комедии.
А в 2011 году музыкант в сотрудничестве с режиссёром Руфусом Норрисом сочинил оперу «Доктор Ди», посвящённую английскому учёному Джону Ди.
«Я променял юношеский промискуитет на серьезные отношения»
На этой неделе лидер Blur и создатель Gorillaz Деймон Албарн выпустил сольный альбом «Dr. Dee» — сложносочиненную барочную фолк-пластинку по мотивам оперы Албарна про английского алхимика XVI века. Месяцем раньше поступила в продажу пластинка группы Rocket Juice and the Moon, в которой музыкант играет вместе с Фли и Тони Алленом. Еще через месяц должен выйти спродюсированный Албарном альбом легенды соула Бобби Уомака. «Афиша» публикует разговор с Албарном.
— Вы что-то раздухарились в последнее время. Сольный альбом, пластинка вашей совместной группы с Фли и Тони Алленом Rocket Juice and the Moon, концерт Blur в Гайд-парке, еще и альбом Бобби Уомака вы продюсируете.
— У меня тут есть одно оправдание — я просто долго работал над несколькими проектами и случайно закончил их одновременно. Потому вам и кажется, что от меня в глазах рябит.
— «Dr. Dee» изначально был поставлен в Манчестере, а сейчас его будут показывать в Английской национальной опере в Лондоне. И еще вы альбом по мотивам записали.
— Это три разные вещи по большому счету. В Манчестере показывалась рабочая версия — перед премьерой у меня было всего восемь недель, зато потом — больше года, чтобы понять, что работает, а что нет. Альбом — это такая дистиллированная версия первой итерации спектакля, там в основном я пою пасторальный фолк, если честно. В Лондоне будет что-то еще. Для меня это как воркшоп, понимаете? Мне кажется, это абсолютно нормально — показывать, как ты работаешь над чем-то, сам процесс того, как вещь создается. Меня абсолютно не смущает незаконченность, хотя вашему брату это бывает сложно объяснить.
Пасторальный фолк «Dr. Dee», о котором говорит Албарн, звучит, например, так
— Ну да. Многим критикам, включая меня, показалось, что опере не хватает сюжета.
— Да что вы говорите?! Охренеть! Не хватает сюжета? Как вы догадались, Холмс? Ха! Ну да, было такое дело. Но я ж говорю — это нормально. Это рабочий процесс. Мы сделали кучу ошибок в тот раз, но только так ты можешь двигаться вперед.
— А что насчет Алана Мура (писатель, автор комиксов «Хранители» и «V значит «вендетта». — Прим. ред.), который вместе с вами начинал работать над проектом, а потом ушел, заявив, что никто ничего не делает?
— Ну, знаете, это… Это просто неправда. Скорее так: невозможно было контролировать процесс так, как этого хотел Мур.
— Обычно вы куда легче уживаетесь с коллегами. Взять тех же Rocket Juice and the Moon.
— Ну с этими ребятами вообще просто. Как только Фли и Тони Аллен встретились в самолете по пути в Лагос, между ними сразу какая-то искра пробежала. Фли вообще большой поклонник Фелы Кути, и по нему видно было, что он ужасно хочет затеять с Тони совместный проект. А Аллену, в свою очередь, всегда нужен был первоклассный басист, который был бы в состоянии успевать за его битом, но не тянуть одеяло на себя. Тони же был в The Good, the Bad & the Queen, но там мы все-таки просто играли песни, ему негде было развернуться — забацать соло минут на десять, как он любит. А Фли, конечно, и сам горазд посолировать так, что мало не покажется, но в случае с Тони он был счастлив просто подыгрывать. Мне всегда хотелось сделать альбом, на котором было бы слышно, как Аллен круто играет.
Пластинка Rocket Juice and the Moon в целом звучит, как запись людей, которые развлекаются в свое удовольствие, не особенно думая о слушателе, — но когда появляется Албарн со своим фирменным мелодизмом, все меняется
— И при этом на «Dr. Dee» он тоже есть.
— А это вообще внезапно получилось. Я однажды Тони рассказал про оперу, которую я придумал, про Джона Ди, про то, как он одновременно занимался геометрией и магией, — а Тони в ответ стал травить байки из собственной жизни. Про бабушку свою, про культуру жужу, про силу ритуальных барабанов. В Нигерии, где он вырос, детям не разрешали участвовать в обрядах, в которых барабаны использовались, потому что ритм мог ввести детей в глубокий транс. Потом зашла речь о том, как эта традиция существовала в Гане, ну и кончилось все тем, что Тони целиком написал партию ударных для альбома.
— Вы вообще с каким-то невероятным количеством музыкантов успели поработать…
— Ну да, есть такое. Но сейчас я, скажем так, променял юношеский промискуитет на серьезные отношения.
— Да ну? А Пол Маккартни рассказал недавно, что вы ему предлагали участвовать в Gorillaz.
— Мы говорили об этом — в общих чертах. Но понимаете… Тут важно быть готовым к тому, что что-то может не получиться. Например, много лет назад был эпизод, когда у нас была совместная группа с Дэвидом Боуи и Реем Дэвисом. Но она просуществовала 24 часа и на этом закончилась.
«Много лет назад был эпизод, когда у нас была совместная группа с Дэвидом Боуи и Реем Дэвисом. Но она просуществовала 24 часа»
— Вас, кстати, часто в газетах называют новым Дэвидом Боуи.
— Да ну, бросьте. Для него же очень визуальная часть всегда важна была, а меня это никогда особо не интересовало. Но в юности меня очень вдохновляло все, что он делал.
— А еще вы оба начинали как мимы.
— Я начинал как мим?! Что за чушь?
— Ну так в «Википедии» пишут.
— А, ну раз в «Википедии», тогда конечно. И правда — какой смысл опровергать что-то настолько нелепое? Да-да, когда-то в юности я работал в пантомиме. Как и Дэвид Боуи. Вот почему мы с ним так похожи!
— Я на самом деле хотел спросить, не боитесь ли вы, что когда-нибудь соберете Tin Machine (малоудачный хард-рок-проект Боуи. — Прим. ред.)?
— Да, вот это правда поучительная история. Она показывает, что ты ни в чем не можешь быть уверен, когда занимаешься музыкой. Стоит только возомнить о себе что-нибудь — все, тут же вляпаешься в какое-нибудь дерьмо типа Tin Machine.
На «Dr. Dee» есть не только песни под гитару, но и собственно оперный материал — вот, например, номер «A Man of England»
— Вы недавно записали благотворительный альбом в поддержку жителей Конго в проекте DRC Music. И вообще, почти все, за что вы брались после Blur, было связано с Африкой.
— Ну мне африканская музыка всегда нравилась — просто в Blur ей места не было. А что касается этого проекта… Я был в Конго два раза, и мне хотелось кричать о том, что там происходит, — что вот есть страна, в которой, прямо скажем, творится какой-то п…дец, и при этом она очень живая и совершенно потрясающая. Каждый раз, когда я в такие истории ввязываюсь, — это опыт, который меняет жизнь. Я, честно говоря, всем советовал бы время от времени пускаться в такие авантюры. А уж музыкантам особенно.
— Признайте — вами движет комплекс вины успешного представителя белого среднего класса?
— Понятно. Ну да, вы правы в чем-то. Тут есть какое-то чувство вины, хотя я не всегда отдавал себе в нем отчет. Сейчас я чувствую себя в гораздо большей степени гражданином мира, чем раньше. Мне стало проще с самим собой.
— А с Blur? Всем страшно интересно знать, к чему приведет ваш реюнион.
— Знаете, он уже привел к тому, что недавно я неожиданно для себя написал для Blur новую песню. Очень традиционную, как я давно уже не сочинял. Но вот засела мелодия в голове — и все. Все-таки я обычный английский парень, который пишет песни. Сначала я ее придумал шутки ради, как такой печальный гимн собственного дома. Думал — запишу ее на старую патефонную пластинку и буду проигрывать по утрам, когда поднимают флаг. А кончилось все песней для группы, которая уже не существует. Во всяком случае, летом мы дадим один концерт — и баста. Повод отличный — Олимпиада все-таки. И вообще нормальная тема — сыграть в Гайд-парке для 80 тысяч человек. В последний раз.
Та самая новая песня Blur — первая за десять лет и, возможно, последняя
— То есть на новый альбом рассчитывать не стоит?
— Это из-за отношений внутри группы?
— Да нет, почему. То есть всякое бывало за эти годы, но сейчас как раз как-то наладилось — особенно мои отношения с Грэмом (Коксоном, гитаристом Blur. — Прим. ред.).
— Было время, когда Алекс Джеймс (басист Blur. — Прим. ред.) в каждом интервью называл вас м…даком.
— Ну начинается. Мне-то что. Хоть горшком назови, только в печь не сажай.
— Вы всегда придерживались левых взглядов…
— Ну уж политические взгляды Алекса я точно не разделяю!
— Ну вас не бесит, что он с Дэвидом Камероном якшается?
— Они ж вроде соседи, да? Раздражает ли это меня? Ха! Слушайте, да я же знаю Алекса сто лет. Он чувак довольно легкомысленный и глуповатый, когда говорит, не особо думает. Я его просто всерьез не воспринимаю.
— К вопросу о политических взглядах. Вы к самой лондонской Олимпиаде как относитесь?
— С одной стороны, в этом есть большой плюс: Олимпиада вынуждает англичан открыто говорить о том, как они относятся к своей стране. С другой — это все неизбежно закончится тем, что в сентябре весь город будет завален порванными британскими флагами и лопнувшими воздушными шариками. В сентябре быть британцем будет уже не очень-то модно — ну так надо ловить момент, пока он есть!
— А вы читали довольно мрачную книгу Иэна Синклера про Олимпиаду и прочие крупные проекты? Он считает, что все это ужасно.
— Я читал, да. Синклер вообще довольно мрачный чувак. Это его стиль. Он мрачный, а я, допустим, английский меланхолик. Мы все жертвы ярлыков, которые на нас навесили. А еще мы люди из плоти и крови — и что плохого в том, чтобы провести две недели вместе и получить удовольствие от компании друг друга? Умный человек в любой ситуации увидит проблемы. Но тут зависит от того, как смотреть. Я все-таки предпочитаю оставаться оптимистом.
Деймон Албарн — навсегда
— Вам сорок четыре года уже, солидный возраст. Как вы себя в нем ощущаете?
— Надеюсь, что я повзрослел. Мне хватило ума понять, как мне повезло в жизни. Важно не терять страсть к приключениям — но я стараюсь сочетать ее с опытом и здравым смыслом.
— При всем при том вас всегда считали человеком несдержанным и заносчивым.
— Хм… Было время, когда я херово умел выражать свои мысли. Плохо артикулировал свой внутренний скептицизм по поводу всякого дерьма. А журналисты делали из этого вывод, что я высокомерный говнюк. Сейчас у меня с этим получше вроде. Пф-ф-ф, не знаю — я же сижу сейчас здесь, с вами разговариваю.
— Недавно журнал Q назвал Лиама Галлахера из Oasis лучшим рок-фронтменом всех времен. Вам досталось четвертое место. Вот честно — вы расстроились?
— Да ну. То есть приятно было бы занимать первое место во всех опросах и хит-парадах, но это невозможно — и занимаюсь музыкой я точно не ради этого. Я же говорю — мне очень нравится сам процесс. Я стараюсь больше времени тратить на то, чтобы писать музыку, и поменьше на то, чтобы ее продвигать. В этом, наверное, все дело.
Альбом Деймона Албарна «Dr. Dee» вышел на лейбле Parlophone
История Blur от бритпопа до Гайд-парка
Послезавтрашний Пикник «Афиши» закроют полуторачасовым концертом Blur — авторы «Song 2», «Parklife», «The Universal» и еще десятков хитов, одна из величайших британских рок-групп 90-х, а то и вообще. В преддверии праздника «Афиша» вспоминает этапы большого пути Деймона Албарна и его напарников: от студенческих упражнений и конфликта с Oasis до статуса национального английского достояния.
1988–1989: начало
Три друга — Деймон Албарн, Грэм Коксон и Алекс Джеймс, — студенты университета Голдсмитс (который вообще славится успешными выпускниками в диапазоне от Джона Кейла до Джеймса Блейка), собрали в 1988-м группу Seymour, названную в честь повести Сэлинджера; почти сразу к ним присоединился барабанщик Дейв Раунтри. Летом 1989-го Seymour сыграли свой первый концерт, а в ноябре того же года уже обедали с Энди Россом из Food Records и обсуждали контракт. Единственным, что смущало работников Food Records, было название группы, которое им казалось слишком «студенческим». Они дали группе список возможных названий, среди которых были The Shining Path и Blur. Музыканты выбрали Blur.
Алекс Джеймс (бас-гитара): «В то время я изучал французский язык, Грэм занимался современным искусством и укладывал телефоны в тазики с водой, а Дейв водил «форд» и трудился в городском совете. Деймон же работал в звукозаписывающей студии и мог ей пользоваться, когда там никого не было. Я потому и согласился играть с ним в группе — он мне казался полным придурком, зато у него были ключи от студии».
«She’s So High», первая написанная (еще в качестве Seymour) и записанная Blur песня
1990–1991: первый альбом
Весной 1990-го Blur наконец закрепили свои отношения с Food Records контрактом и на их деньги начали записываться — до конца года они выпустили два сингла, а в 1991-м первый альбом, «Leisure». Как это часто бывает с первым альбомом, группа искала себя и прощупывала почву — на этой пластинке, например, довольно много шугейзе и манчестерского звука, которые тогда уже постепенно сходили на нет, но еще не сошли. Отзывы критиков, что называется, были смешанными.
Деймон Албарн (вокал, гитара): «За свою жизнь я совершил много ошибок, но по-настоящему плохие пластинки записал только две — первый альбом Blur, «Leisure», он абсолютно ужасный, и «The Great Escape», который был слишком неряшливым и грубым».
«There’s No Other Way», первый большой хит Blur, поднявшийся до восьмой строчки в британских чартах
1993–1995: бритпоп
Со второго альбома начинаются те Blur, каких их узнает и полюбит сначала Британия, а потом и весь мир. Группа подряд записывает три теперь уже классические пластинки («Modern Life Is Rubbish», «Parklife» и «The Great Escape»; Албарн впоследствии называл их «трилогией жизни») — очень англоцентричные, вдохновленные английскими 60-ми, The Kinks и The Beatles, и воспевающие лондонскую жизнь. Пресса придумывает для обозначения музыки Blur (а также Pulp, Oasis и Suede) термин «бритпоп» — он подразумевает, что эти группы противостоят американскому музыкальному вторжению в Великобританию.
Албарн: «Если смысл панка был в том, чтобы избавиться от наследия хиппи, то смысл бритпопа — в том, чтобы избавиться от наследия гранжа».
Грэм Коксон (гитара): «В эпоху бритпопа много чего странного творилось. Если бы Деймон превратился в ящерицу в костюме мода, я бы не очень-то и удивился».
«Parklife», записанная вместе с актером Филом Дэниелсом. Песня стала большим хитом, хотя лейбл Blur в нее не верил — его совладелец считал, что припев-то хороший, а вот куплет совершенно никуда не годится, да и вообще, не бывает хитов с разговорными куплетами. Тогда-то группа и позвала Дэниелса прочитать текст вместо Албарна
август 1995: битва с Oasis
Излюбленной темой английских СМИ в эпоху бритпопа было противостояние Oasis и Blur: группы соревновались в популярности, ругали друг друга в интервью и передразнивали на церемониях (иногда доходило до совсем уж крайностей — как-то раз Ноэл Галлахер сказал: «Я ненавижу этих Алекса и Деймона. Надеюсь, они заболеют СПИДом и умрут»). Пиком антагонизма стал случай, названный NME «The British Heavyweight Championship», — Blur и Oasis выпустили свои синглы в один день и, соответственно, впрямую конкурировали за место на вершине чарта. Blur победили — но вскоре оказались в опале у британских критиков. После выхода «(What’s the Story) Morning Glory» те стали превозносить Oasis как «героев пролетариата», а Blur обзывали «фальшивкой для среднего класса». К нынешнему моменту конфликт вроде бы исчерпан, во всяком случае, с Галлахером-старшим — в этом году Ноэл даже спел вместе с Албарном песню «Tender» со сцены Альберт-холла.
Коксон: «Я видел, как Ноэл Галлахер играет на гитаре, он слишком уважает инструмент. Чтобы выжать из гитары лучшее, надо ее еще и немного ненавидеть».
Джеймс: «После того как Деймон стал народным героем, его вдруг объявили самодовольным придурком — так что какое-то время публика и журналы считали нас лузерами».
Ноэл Галлахер (гитарист и вокалист Oasis): «Про СПИД я, конечно, ляпнул лишнего. СПИД — серьезная проблема и не тема для шуток. Может, мне не нравится музыка Деймона и Алекса, но я желаю им обоим долгих и счастливых жизней».
«Country House», сингл, победивший «Roll With It» Oasis в чартах
февраль 1997: пятый альбом и «Song 2»
После трех чисто британских альбомов, демонстрировавших (по крайней мере, по мнению прессы) антагонизм к американской культуре, Blur решили избавиться от ярлыка «бритпоп» и ударились в эксперименты, вдохновляясь, по напутствию Грэма Коксона, музыкой Pavement и Sonic Youth. Из этого получился альбом «Blur», который оказался самым коммерчески успешным в карьере группы — во многом благодаря синглу «Song 2», мало похожему на остальные песни Blur, даже с этого альбома.
Коксон: «Мне нужно было развиваться, как гитаристу, а в Англии тогда ничего не происходило интересного — так что я стал слушать американскую музыку, то, что выходило на всяких небольших лейблах».
Стивен Стрит (продюсер альбома): «Blur тогда оказались в ситуации, когда им не нужно было писать хитовые синглы и делать музыку, которая хорошо продавалась бы. У них и так все было неплохо. В студии была совершенно иная атмосфера, чем раньше, было гораздо больше импровизации, свободы».
Албарн: «Каждый альбом — это что-то вроде моментального снимка. На нем запечатлевается очень конкретный момент во времени, ни больше, ни меньше».
«Song 2», самая известная песня Blur, которую любят использовать в футбольных симуляторах и рекламе пива — и которую группа играет в конце каждого концерта
март 1999: наркотики и «13»
Тяжелые времена для группы: отношения между музыкантами становятся хуже, Деймон Албарн расстается со своей девушкой Джастин Фришманн, и у него возникают проблемы с наркотиками — хотя о последнем говорят только слухи и неясные полунамеки в интервью. В результате Blur записывают свой самый мрачный альбом «13» — на нем много жутковатого шума, медленных песен, мутных экспериментальных инструментальных кусков, да и в целом царит ощущение безнадеги. На «13» Blur впервые поменяли своего продюсера Стивена Стрита, с которым работали долгое время, на Уилльяма Орбита — по словам группы, внутри Blur было так много личных внутренних проблем, что необходимо было внешнее вмешательство.
Уилльям Орбит (продюсер альбома): «Там происходило некое противостояние идеологий: Деймон тянул альбом в экспериментальном направлении, Грэм — в панковом. Если до «13» между ними были какие-то разногласия, то теперь они превратились в полноценный конфликт».
Дейв Раунтри (барабаны): «Этот альбом было записывать довольно-таки грустно. Люди не приходили на репетиции или приходили пьяные, ругались со всеми и уходили, хлопая дверью».
«No Distance Left To Run», возможно, лучшая на свете песня о разбитом сердце в сопровождении изящного клипа
июнь 1999: «Coffee & TV»
Blur всегда славились внимательным отношением к картинке — от обложек альбомов и сценических декораций (для которых они, например, как-то раз воссоздали дизайн кухни 1950-х) до видео. Самый запоминающийся клип группы был снят на песню «Coffee & TV» — в нем мультяшный пакет молока занимался поисками Грэма Коксона. Выдающийся результат получился неслучайно: к нему приложили руку сразу несколько больших талантов — во-первых, режиссер Гарт Дженнингс и продюсер Ник Голдсмит, так же известные, как Hammer & Tongs, во-вторых, студия Джима Хенсона, создателя «Маппет-шоу», которая отдельно разрабатывала образ главного героя, пакета молока.
Албарн: «Я обсуждал клип «Coffe & TV» с одним знакомым семилетним пацаном, и он особо отметил, что был очень рад, что в конце пакетик молока отправился в рай и воссоединился со своей клубничной подружкой».
Коксон: «Было бы очень странно, если бы в конце он попал бы в ад, и нам бы показали, как он жарится и над ним смеется дьявол — интересно, что семилетний ребенок сказал бы об этом».
февраль 2002: «Think Tank» и бессрочный отпуск
Осенью 2001-го Коксон отправился в реабилитационный центр лечиться от алкоголизма. Он успел немного поучаствовать в записи следующего альбома группы «Think Tank», но остальные музыканты жаловались, что с ним тяжело работать. В конце концов менеджер Крис Моррисон попросил его не приходить в студию; Коксон в ответ ушел из группы вовсе. В итоге на «Think Tank» группа играет, по сути, без гитариста — отсюда его особенный звук. В каком-то смысле это была самая экспериментальная их пластинка, на которой отразилось тогдашнее увлечение Албарна хип-хопом и африканской музыкой. И, как выяснилось, пока последняя: Blur после выхода «Think Tank» даже погастролировали, но потом все-таки взяли затяжную паузу — проще говоря, распались.
Дейв Раунтри (барабаны): «Если возникает какая-то техническая проблема, первым делом звонят мне. Если нас хотят пригласить на вечеринку — Алексу. Если нас приглашают на какое-нибудь телешоу, скажем, в Милане, то первым телефон звонит у Деймона. Грэм. Не знаю, какой звонок первым делом достается Грэму. Наверное: «Вставай с кровати, соня, уже много времени!» (Смеется.)»
Джеймс: «Самое ценное в Blur для меня — это то, что каждый раз, когда я открываю какую-нибудь дверь и выхожу куда-нибудь, я всегда натыкаюсь на Грэма! Это очень подбадривает».
Коксон: «В то время у меня родилась дочь. Домашняя жизнь стала занимать больше времени, мне надо было как-то разобраться с собой, поэтому Blur опустились вниз в списке приоритетов».
Бен Хиллер, продюсер альбома: «Часть «Think Tank» была записана в старом амбаре в Марокко, там была студия. Помнится, мы хотели привлечь местных музыкантов и позвали целый андалузский оркестр подыграть на «Out of Time». Они расположились во дворе и сымпровизировали что-то на удах, цитрах и скрипках. А потом я обнаружил, что в наушники, которые мы им раздали, не шла музыка — так что они играли просто так, не в такт».
Клип на песню «Out of Time» был целиком собран из кадров документального фильма BBC об американском авианосце «Авраам Линкольн»
сентябрь 2003: Blur в Москве
10 лет назад Blur в первый (и пока что единственный, но через несколько дней все изменится) раз добрались до Москвы — уже без Грэма Коксона. Они сыграли два концерта, после которых осталось много воспоминаний очевидцев: Деймон Албарн много говорил по-русски (например, перед песней «We’ve Got a File On You» пробормотал: «У нас есть досье на вас»), песню «My White Noise» во время биса выходил исполнять актер Фил Дэниелс, который проговаривает текст на записи; кроме того, несколько песен с московского выступления Blur в 2003-м можно найти на YouTube — что вообще редкость для выступлений тех лет.
Албарн: «Я люблю спиричуэлс, и мне очень нравится русская песня «Эй, ухнем» — просто отличная!» (из интервью телеканалу НТВ)
«Battery In Your Leg», одна из самых трагичных песен Blur, как она была исполнена на концерте в Москве
1998–2013: Gorillaz, Мали, оперы, The Good, The Bad and the Queen
Параллельно с Blur Деймон Албарн достаточно быстро начал заниматься массой сольных проектов, вследствие чего в итоге заработал репутацию самого интересного и разностороннего музыканта поколения бритпопа. Албарн первым выдумал концепт виртуальной поп-группы — и создал суперуспешных Gorillaz; увлекся африканской музыкой и сотрудничал с разнообразными малийцами; вместе с Тони Алленом и Полом Саймононом сделал супегруппу The Good, The Bad and the Queen, основал собственный лейбл Honest Jon’s, написал оперы «Monkey» и «Dr. Dee» — и это далеко не все. В том, что всю вторую половину 2000-х Blur ничего не делали, Албарн явно виноват не меньше Коксона — кажется, что в какой-то момент лидер Blur потерял к группе интерес; к счастью, теперь он появился снова.
Албарн: «Мультяшные Gorillaz кажутся мне более настоящими, чем многие люди, которых видишь по телевизору. Потому что про них я знаю, что в этих нарисованных персонажей было вложено сердце и ум, так что они не могут быть просто ложью и выдумкой».
The Good, The Bad and The Queen на студии Abbey Road
июнь 2007: Джеймс как писатель
После того как Blur взяли паузу, каждый из музыкантов занялся своими личными делами — Дейв Раунтри, например, заделался юристом и политиком, а Алекс Джеймс стал изготавливать сыры. Кроме того, Джеймс много писал и пишет: про еду для The Sun, колонку про семейную жизнь на ферме для The Sunday Telegraph и про тот же сыр в Esquire. В 2007-м Джеймс выпустил книгу «A Bit of a Blur», первую автобиографию участника Blur, очень, надо сказать, интересную.
Джеймс: «Я женился. И это был новый этап в моей жизни — рок-н-ролл закончился, началось что-то еще, поэтому я решил написать рок-н-ролльные мемуары. К сожалению, я второй по частоте опьянения член самой пьяной группы Великобритании, поэтому вспоминать было сложно. Я пытался читать свои дневники, но они, кажется, были написаны пьяным идиотом. (Смеется.) В конце концов, вещи начали всплывать в памяти; я вспоминал их с помощью синглов — слушал их и думал о том, что происходило в то время, когда они вышли».
декабрь 2008: реюнион
В декабре 2008-го после нескольких совместных обедов (каждый из которых предельно подробно освещался в британской прессе) музыканты Blur объявили о том, что Грэм Коксон вернулся, а группа снова начнет давать концерты. Перерыв, как выяснилось, даже пошел на пользу: Blur уходили просто большой группой, а вернулись великой — потому как те, кто вырос в 90-е на их песнях, стал определять общественное мнение. За 5 лет, что прошли с их возвращения, члены Blur несколько раз заявляли, что не уверены в будущем группы, но дело идет: музыканты записали три новые песни и продолжают давать концерты и ездить по фестивалям.
Коксон: «Встретиться со всеми снова было очень приятно, потому что мы долгое время не общались и не видели друг друга. Ну а что было потом. «Гластонбери» и Гайд-парк в 2009-м были фантастические: я просто стоял, играл свои любимые песни, иногда подпевал — это лучшая работа на свете».
Джеймс: «Грэму и Албарну нужно было наладить отношения — так что они правильно сделали, что провели какое-то время, занимаясь своими делами. Это касается всех членов группы — за время без Blur мы чуть выросли, как люди, разобрались в том, чего хотим. И воссоединение было потрясающим: когда 10 лет играешь в группе, в какой-то момент это становится похоже на работу. Так вот, с Blur мы как будто бы снова в отпуске».
Раунтри: «Наше воссоединение в Гайд-парке могло бы быть катастрофой, мы не знали, как пойдет между Грэмом и Деймоном, но как только мы собрались на репетицию, чтобы проверить, на месте ли старое волшебство, все встало на свои места — и да, волшебство никуда не делось».
Летом 2009-го Blur сыграли концерт в Гайд-парке, про который впоследствии сделали фильм — из него хорошо видно, почему это главный реюнион нашего времени
2013: новый альбом?
Во время тура этой весной у Blur выдалось несколько свободных дней в Гонконге — и Деймон Албарн объявил со сцены, что группа проведет их в местной студии. С тех пор появилось еще несколько сообщений о том, что группа-таки работает над новым альбомом, но перед ним, впрочем, еще выйдет сольная пластинка Албарна. Вообще, после воссоединения примерно каждую неделю появляются новости либо о том, что группа записывает новый диск, либо о том, что она распадается. Тут, правда, скорее виноваты журналисты, которые превращают любую фразу любого из членов группы в заголовки вроде «Возвращению Blur помешал сыр» или «Дейв Раунтри предпочел адвокатскую контору музыке».
Албарн: «Я не назову точной даты выхода своего сольного альбома, но могу сказать, что я немного нервничаю из-за него, — это очень личная запись. А как только он выйдет, Blur займутся работой над новой пластинкой».
Джеймс: «Каждый человек, который играет в группе, считает, что он играет в лучшей группе на земле. Это естественно. Но когда другие люди начинают говорить тебе, что ты играешь в лучшей группе на земле — вот тогда твоя самооценка вспыхивает сверхновой».
«Under the Westway», одна из трех новых песен, записанных Blur за последние 5 лет
Blur станут хедлайнерами главной сцены Пикника «Афиши» в эту субботу, 13 июля, в Коломенском. Группа начнет свой концерт в 21.30. Вся информация о площадках фестиваля и о том, как на него попасть, — на официальном сайте Пикника